Научная статья на тему 'Уголовно-правовая и уголовно-исполнительная характеристики лиц, осужденных за организацию (содержание) наркопритонов'

Уголовно-правовая и уголовно-исполнительная характеристики лиц, осужденных за организацию (содержание) наркопритонов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовая и уголовно-исполнительная характеристики лиц, осужденных за организацию (содержание) наркопритонов»

CRIMINAL AND PENAL CHARACUERISUICS OF PERSONS, CONVICUED FOR ORGANIZING (KEEPING) DRTG DENS

А.А. АФАНАСЬЕВ, соискатель

(Академия ФСИН России)

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ (СОДЕРЖАНИЕ) НАРКОПРИТОНОВ

Уголовно-правовые свойства личности дают представление именно о тех чертах личности преступника, которые привели его к совершению преступления. О необходимости знания особенностей и дефектов их личности сотрудниками органов внутренних дел говорить не приходится. Однако эти особенности нужно знать и сотрудникам исправительных учреждений, ибо они показывают характер тех дефектов личности, которые нуждаются в исправлении.

Характер совершенного преступления. В большинстве случаев наиболее значимые отрицательные качества, характеризующие изучаемых нами лиц, в концентрированном виде проявляются через совершаемые ими преступления.

Анализ показателей, полученных в ходе исследования, свидетельствует о том, что большинство других преступлений наряду с организацией либо содержанием наркопритонов совершается в сфере незаконного оборота наркотиков. В основном это преступления, составы которых предусмотрены ст. 228 УК РФ «Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ», ст. 229 УК РФ «Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ».

Обращает на себя внимание значительная разница в удельном весе указанных преступлений, совершенных наркопритоносодержателями и всеми другими лицами, совершавшими преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. Если доля лиц, совершивших хищение либо вымога-

тельство наркотических средств или психотропных веществ, среди первых составляет абсолютное большинство - 71,0 %, то среди вторых лишь 0,8 %. В последней категории преступников абсолютное большинство - это лица, совершившие преступления, составы которых предусмотрены ст. 228 УК РФ (81,2 %). Доля наркопритоносодержателей, их совершивших, в три раза меньше -

25,0 %. Выявленная особенность вполне объяснима: для организации жизнедеятельности наркопритона необходимы наркотические средства или психотропные вещества. С учетом существующей строгой системы по их обороту хищение или вымогательство последних становится основной формой приобретения.

Назначенный срок наказания. Наказание является одним из важнейших уголовно-правовых средств борьбы с преступлениями. В ст. 60 УК РФ указывается, что «лицу, признанному винов -ным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса». Л. Прохоров и М. Тащилин пишут: «Угроза применения репрессивных мер удерживает потенциального правонарушителя от совершения преступления»1. Не случайно проблема наказаний, санкций является предметом ряда диссертационных исследований2. Крайне важным в этом плане становится определение срока наказания. «Свою служебную роль санкция выполняет при условии, если ее минимальный и максимальный пределы соответствуют опасности преступления и если она эффективно используется судами»3.

Как свидетельствуют данные, полученные при проведении нами исследования, средний срок лишения свободы у организаторов (содержателей) наркопритонов значительно меньше, чем у других преступников. Указанный разрыв в показателях, видимо, можно объяснить разницей в санкциях статей, предусматривающих ответственность за организацию либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ и другие преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. Если за совершение деяний, предусмотренных ст. 232 УК РФ, максимальной санкцией является наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет, то максимальная санкция, например ст. 228 УК РФ, предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет.

Дополнительные наказания. Уголовным кодексом РФ предусмотрено четыре вида дополнительных наказаний: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Абсолютному большинству организаторов (содержателей) наркопритонов (74,1 %) дополнительное наказание не было назначено, так же как и другим категориям преступников (83,6 %). Среди дополнительных наказаний превалирует конфискация имущества (14,8 %), на втором месте - штраф (11,1 %). Характер наказаний обусловлен главным образом особенностями совершения преступления - организацией либо содержанием притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ. Преступник использует при его совершении различные материальные средства, оборудование. Его криминологическая мотивация характеризуется в большинстве случаев корыстной целью. Все указанное не может не учитываться судом при вынесении приговора.

Соучастие в совершении преступления. Общеизвестно, что преступление, совершенное в соучастии, является наиболее общественно опасным. Это определяется тем, что такие преступления приводят к самым тяжким последствиям, их легче скрыть и труднее раскрывать, следовательно, и лица, совершившие такие преступления, представляют наибольшую опасность. Данные преступления не только имеют последствия уголовно-правового характера, но и подрывают авторитет органов власти и управления.

Максимальную долю среди лиц, совершивших преступление, состав которого предусмотрен

ст. 232 УК РФ, составляют организаторы (41,8 %), в то время как среди других категорий преступников превалируют исполнители (35,7 %). Это вполне закономерно, так как из формулировки состава преступления следует, что основным его субъектом является организатор (ст. 232 УК РФ). Имеется разница в удельном весе исполнителей и пособников (соответственно 33,5 и 35,7 %; 24,7 и

25,0 %).

Следует отметить, что большинство преступлений совершается преступниками единолично. Их доля как среди организаторов (содержателей) наркопритонов, так и среди контрольной группы примерно одинакова (соответственно 55,5 и 53,8 %).

Результаты исследования позволили получить информацию о формах соучастия. Основной формой соучастия, в которой совершаются преступления (ст. 232 УК РФ), является группа лиц (среди всех других преступников - группа лиц по предварительному сговору). Второе место занимает группа лиц по предварительному сговору - 33,2 % (среди других преступников -группа лиц, 30,7 %), на третьем месте у данных категорий преступников - организованная груп -па (соответственно 3,2 и 2,6 %). Для первой группы выборки нехарактерна форма соучастия в виде преступного сообщества (преступной организации) - она вообще отсутствует.

Количество судимостей предопределяет степень общественной опасности лица. По данному показателю отличаются организаторы (содержатели) наркопритонов и лица, совершившие все другие преступления в сфере незаконного оборота наркотиков.

Среди совершивших преступления, ответственность за которые предусмотрена ст. 232 УК РФ, преобладают лица, имеющие одну судимость.

Отношение к труду. Общественно полезный труд законодатель относит к одному из основных средств исправления осужденных. Привлечение осужденных к нему регулируется Уголовно-исполнительным кодексом РФ, законодательством

о труде, Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», нормативными актами ФСИН России и Минюста России.

В связи с тем что общественно полезный труд применяется параллельно с другими средствами исправления и реализуется в условиях уголовноправового принуждения, ему присущи определенные правоограничения: осужденные обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых

Уголовно-исполнительное право

2006. № 1

А.А. Афанасьев

администрацией исправительного учреждения (ст. 103 УИК РФ).

Однако согласно Международному пакту о политических и гражданских правах, принятому ООН 19 декабря 1966 г. (п. «с» ст. 8), «... термином «принудительный или обязательный труд»... не охватывается... какая бы то ни было... работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда».

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством привлечение осужденных к общественно полезному труду возможно на государственных предприятиях и на предприятиях любых организационно-правовых форм собственности с учетом их трудоспособности и, по возможности, специальности. Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных. Значение данного критерия обусловливается важностью труда, отношения к нему при социальной реабилитации лиц, отбывающих наказание, и после освобождения от него4 .

Большинство осужденных относятся к труду добросовестно. Вместе с тем их доля среди наркопритоносодержателей меньше, чем среди второй группы преступников, не являющихся таковыми, и составляет соответственно 57,8 и 62,7 %. Характер отношения к труду оказывает положительное влияние на осужденного. Степень корреляционной зависимости между характером отношения к труду и общей характеристикой указанных лиц составила 0,43, в то время как данный показатель, например, в отношении участия в работе самодеятельных организаций составляет только 0,22.

Отношение осужденных к воспитательным мероприятиям играет немаловажную роль в деле их исправления. Не случайно в ч. 2 ст. 109 УИК РФ подчеркивается, что участие осужденного в таких мероприятиях учитывается при определении степени его исправления, применении к нему мер поощрения и взыскания.

Большая часть осужденных, являющихся объектом нашего исследования, активно участвует в воспитательных мероприятиях.

Один из значимых показателей социальной активности в местах лишения свободы - участие осужденных в работе самодеятельных организаций, которые согласно ст. 111 УИК РФ создаются в исправительных учреждениях и решают задачи оказания помощи осужденным в духовном,

профессиональном и физическом становлении, развитии полезной инициативы, оказывая позитивное влияние на их исправление. Кроме того, самодеятельные организации участвуют в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных, содействуют администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными и их семьями. Между тем о твердом становлении на путь исправления, по нашему мнению, свидетельствует не формальная принадлежность осужденного к самодеятельной организации, а проявленное в его работе стремление исправляться и не возвращаться к преступному прошлому. Не согласиться с данным утверждением нельзя.

Из числа изученных нами осужденных в работе самодеятельных организаций 63,4 % не участвуют и никогда не участвовали; 16,4 % участвуют, но активности не проявляют; 2,4 % на момент исследования не участвовали, но принимали участие ранее. Из всех обследованных только 16,7 % лиц проявляли активность в работе самодеятельных организаций осужденных.

Одной из особенностей отбывания наказания осужденными является обязательность их обучения в общеобразовательном учебном заведении. Из числа опрошенных лиц, которые были обязаны учиться, 74,9 % указали, что не учатся вследствие отсутствия школы; 2,4 % - по другим уважительным причинам (возраст, состояние здоровья и др.); 0,4 % учились недобросовестно; 2,1 % не учились по неуважительным причинам.

Степени исправления осужденных. В целом осужденные изучаемой категории характеризуются положительно. Доля таких лиц больше, чем среди контрольной группы осужденных, и составляет соответственно 48,2 и 32,5 %. Примерно одинаковы их доли среди лиц, характеризующихся нейтрально. Обращает на себя внимание тот факт, что доля осужденных наркопритоносодержателей более чем в два раза меньше доли осужденных лиц за все другие преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, характеризующихся отрицательно. О том, что осужденные наркопритоносодержатели квалифицируются более положительно, свидетельствует и удельный вес злостных нарушителей режима: он несколько меньше, чем среди всех осужденных. Средний балл исправления организаторов (содержателей) наркопритонов составляет 3,0, всех осужденных - 2,8.

Изучение теории вопроса о типе преступника, приведенное описание криминологической харак-

теристики личности преступника - наркопритоносодержателя дают основание для выделения типологических особенностей последних. Она является носителем специфических свойств, сформировавшихся в том числе под воздействием негативных элементов социальной среды, которые в конечном счете нашли реализацию в совершении преступления в виде организации либо содержании притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ.

1 Прохоров Л., Тащилин М. Назначение наказания: российская криминальная ситуация // Рос. юстиция. 1999. № 18. С. 38.

2 См., напр.: Карганова Б.Г. Санкция за преступления против жизни и здоровья: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 1999; Антонов О.А. Правовое регулирование и исполнение наказания в виде лишения свободы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1998. С. 24; Никонов В.А. Эффективность общепредупредительного воздействия уголовного наказания: Теоретико-методические исследования. Екатеринбург, 1994.

3 Прохоров Л., Тащилин М. Указ. соч. С. 38.

4 См.: Шамсунов С.Х. Труд осужденных к лишению свободы в России (организационно-правовые проблемы): Монография. Рязань, 2003. С. 19.

Уголовно-исполнительное право

2006. № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.