www.volsu.ru
противодействие преступности
и дифференциация уголовной ответственности
DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu5.2016.4.29
UDC 343.431 LBC 67.408.112
CRIMINAL AND LEGAL CHARACTERISTICS OF HUMAN TRAFFICKING
AND ORGANIZATIONAL BASES OF ACTIVITY OF STATE BODIES IN ITS PREVENTION
Vladimir M. Shinkaruk
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Zafar P. Khaydarzoda
Academy of the MIA of the Republic of Tajikistan, Dushanbe, Republic of Tajikistan
Introduction. The quantity and scale of distribution of the crimes connected with human trafficking demands the complex and system analysis for the purpose of development of measures of counteraction from public authorities, the non-state organizations and institutions. At the same time, neither the Criminal of the Republic of Tajikistan nor other acts regulating the problems of counteraction to human trafficking, there is nothing certain. In this regard in the work the purpose of improvement of the legislation regarding a regulation of the specified crimes and law-enforcement practice is set. For achievement of this purpose the authors used the methods of scientific knowledge: comparative and legal, system, analysis and synthesis, historicism method, functional method. Results. For complex and system impact on crime, in particular on human trafficking, first of all, the reasons and conditions of commission of these crimes are established, and also tasks and functions of the interested ministries and departments, their managements and departments in counteraction to human trafficking are defined, respectively, to organize effectively the activity of all public authorities in this direction. Conclusions. The interdepartmental commission owing to the status and appointment is authorized to exercise the general control for activity of all subjects designed to counteract ^ human trafficking. The separate ministries and departments, owing to limitation material, financial, personnel and functionality, cannot carry out the general guide to all directions of fight against human trafficking.
Key words: human trafficking, Interdepartmental Commission on human trafficking prevention, recruitment, го blackmail, exploitation, State-origin, State-transit, State-appoitment.
8 УДК 343.431
Л ББК 67.408.112
$
^ УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ « И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
! ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ЕЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ
g Владимир Маркович Шинкарук
© Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
Зафар Пирмахмад Хайдарзода
Академия МВД Республики Таджикистан, г. Душанбе, Республика Таджикистан
Введение: количество и масштаб распространения преступлений, связанных с торговлей людьми, требуют комплексного и системного анализа с целью выработки мер противодействия со стороны государственных органов, негосударственных организаций и учреждений. Вместе с тем ни в УК РТ, ни в других законах, регулирующих проблемы противодействия торговле людьми, нет ничего определенного. В связи с этим в работе поставлена цель совершенствования законодательства в части регламентации указанных преступлений и правоприменительной практики. Для достижения поставленной цели были использованы методы научного познания: сравнительно-правовой, системный, анализ и синтез, метод историзма, функциональный. Результаты: в целях комплексного и системного воздействия на преступность, в частности на торговлю людьми, прежде всего выявлены причины и условия совершения этих преступлений, а также определены задачи и функции заинтересованных министерств и ведомств, их управлений и отделов в противодействии торговле людьми, соответственно эффективно организовать деятельность всех государственных органов в этом направлении. Выводы: Межведомственная комиссия в силу своего статуса и назначения может и уполномочена осуществлять общий контроль за деятельностью всех субъектов, призванных противодействовать торговле людьми. Отдельные министерства и ведомства в силу ограниченности материально-технических, финансовых, кадровых и функциональных возможностей не могут выполнять общего руководства по всем направлениям борьбы с торговлей людьми.
Ключевые слова: торговля людьми, Межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми, вербовка, шантаж, эксплуатация, государство-происхождение, государство-транзит, государство-назначение.
Введение
Современная торговля людьми по-прежнему является вызовом международному сообществу, несмотря на все предпринимаемые усилия по ее искоренению. Данные статистики убедительно свидетельствуют о тенденции роста подобных преступлений. Если за 400 лет классической работорговли ее оборот не превысил 12 млн человек, то за последние 30 лет число жертв уже приближается к 30 млн человек [7].
В РФ проблема торговли людьми возникла не так давно. Связано это прежде всего с тем, что в последние годы Россия активно участвует в глобальных процессах, происходящих в мировом сообществе. Такое сближение, естественно, повлекло за собой не только наступление позитивных изменений, но и привело к появлению отдельных видов и форм преступности, которые ранее совсем отсутствовали либо совершались эпизодически [2]. Россия в конце XX в. стала, к сожалению, крупнейшим рынком международного бизнеса по торговле людьми [11].
Неблагоприятная ситуация в этой сфере сложилась и в Республике Таджикистан. Там за последние годы было зарегистрировано 45 преступлений, квалифицированных по
ст. 130.1 (Торговля людьми) Уголовного кодекса Республики Таджикистан (далее - УК РТ). Из них в 2010 г. - 6 (13 %), в 2011 г. - 5 (11 %), в 2012 г. - 3 (7 %), в 2013 г. - 6 (13 %) и в 2014 г. - 25 (56 %). По результатам изучения вышеуказанных материалов уголовных дел установлено 47 потерпевших от данных преступлений. Примечательно, что 46 из них продавались и подвергались разным видам эксплуатации за пределами страны, в том числе в следующих зарубежных городах и странах: г. Дубаи (ОАЭ) - 40 (85,10 %) жертв, Российская Федерация - 5 (10,63 %) жертв, г. Стамбул (Турция) - 1 (2,12 %) жертва и в самой республике - 1 (2,12 %) жертва 1
Необходимо отметить, что разрыв в оценке количества потерпевших от торговли людьми и количества фактических жертв свидетельствует, что торговля людьми остается преступлением с очень низким процентом выявления [6, с. 28], что обусловливает постановку вопроса о выработке эффективных мер не только в направлении предупреждения и раскрытия данных преступлений, но и, что особенно важно, в выявлении фактов их совершения.
В связи с тем, что данные деяния связаны с пересечением границ нескольких государств, а субъекты преступления являются как гражданами стран происхождения, так и
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ
транзита и назначения, они стали называться транснациональными [8, с. 76]. Жертвами рассматриваемой группы преступлений выступают чаще всего те, кто в силу сложившихся обстоятельств находится в зависимом положении и не в состоянии оказать сопротивления преступникам [9].
Уголовно-правовая и криминологическая характеристика торговли людьми
Принимая во внимание положения Конвенции ООН от 15 ноября 2000 г. против транснациональной организованной преступности, в УК РТ была включена ст. 130.1, в которой под торговлей людьми понимаются осуществляемые в целях эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа в виде платежей или выгод для получения согласия лица, контролирующего другое лицо [4].
В научной литературе встречаются другие, хотя и очень похожие определения торговли людьми. В частности, под торговлей людьми предлагается понимать общественно опасные, запрещенные уголовным законом под угрозой наказания деяния, представляющие собой: обращение человека в рабство или подневольное состояние либо содержание лица в таком состоянии, а равно применение к человеку институтов и обычаев, сходных с рабством; распоряжение человеком либо органами, тканями или клетками человека (неживого донора) как объектами собственности; различные формы эксплуатации человека, основанной на присвоении результатов физической, биологической или иной деятельности человека, а равно привлечение детей к труду, который по своему характеру или условиям может нанести вред их здоровью, безопасности или нравственности [1, с. 49].
Приведенное выше криминологическое определение торговли людьми предполагает возможность преобразования отдельных элементов данного явления в уголовно-правовой формат. В частности, может быть сконструи-
рована самостоятельная уголовно-правовая норма - «распоряжение человеком», включающая в себя его куплю-продажу [1, с. 53].
Кстати, в ст. 1 Закона РТ «О противодействии торговле людьми и оказании помощи жертвам торговли людьми» торговля людьми определяется как купля-продажа человека либо совершение в отношении его иных сделок, а равно осуществляемые, независимо от согласия жертвы, в целях ее эксплуатации или извлечения незаконной выгоды иным способом вербовка, перевозка, укрывательство, передача, или получение человека с использованием принуждения, обмана, злоупотребления виновным своим служебным положением, злоупотребления доверием или уязвимым положением жертвы торговли людьми, либо подкупа лица, в зависимости от которого она находится [5].
Проблемы законодательного регулирования торговли людьми в России и Таджикистане
Очевидно, что законодатель при определении объективных признаков составов преступлений, предусмотренных ст. 130.1 УК РТ, охватил очень широкий спектр преступных деяний, которые частично нашли отражение и в других статьях Особенной части УК РТ. К ним можно отнести общественно опасные деяния, признаки которых закреплены в ст. 122 (Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации), подп. «б» и «в» ч. 3 ст. 130 (Похищение человека с целью сексуальной или иной эксплуатации или совершенной с целью изъятия у потерпевшего органов или тканей для трансплантации), ст. 130.2 (Использование рабского труда), п. «б» ч. 3 ст. 131 (Незаконное лишение свободы, совершенное с целью сексуальной или иной эксплуатации), ст. 132 (Вербовка людей для эксплуатации), ст. 167 (Торговля несовершеннолетними), ст. 241.1 (Изготовление и оборот порнографических материалов или предметов с изображениями несовершеннолетних), ст. 241.2 (Использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов), ст. 335.1 (Организация незаконного въезда в РТ иностранных граждан или
лиц без гражданства или незаконного транзитного проезда через территорию РТ), ст. 335.2 (Организация незаконной миграции), ч. 3 ст. 339 (Похищение или повреждение документов, штампов, печатей с целью торговли людьми), ч. 3. ст. 340 (Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков с целью торговли людьми), ст. 401 (Наемничество), ст. 401.1 (Незаконное вовлечение и участие граждан РТ и лиц без гражданства в вооруженных подразделениях, вооруженном конфликте или военных действиях на территории других государств) и ряда других.
Ранее действовавший Закон Республики Таджикистан «О борьбе с торговлей людьми» [3] предусматривал более развернутый перечень преступлений, связанных с данным видом преступности, закрепленный в ст. 122, 130, 130.1, 131, 132, 134, 138, 139, 140, 141, 142, 149, 167, 171, 172, 238, 239, 335, 336, ч. 3 ст. 339, ч. 3 ст. 340 и ст. 401 УК РТ.
В конечном счете это привело к тому, что в республике число зарегистрированных преступлений, связанных с торговлей людьми, в период с 2004 по 2014 г. составило 5 077 преступлений, что, безусловно, обозначало серьезный рост таких общественно опасных деяний.
В принятом Законе РТ «О противодействии торговле людьми и оказании помощи жертвам торговли людьми» [5], наоборот, не дан перечень преступлений, связанных с торговлей людьми. В ст. 45 указывается, что перечень этих преступлений определяется Правительством РТ.
Таким образом, ни в УК РТ, ни в других нормативных правовых актах, регулирующих отношения в части противодействия торговле людьми, нет строго определенного перечня преступлений, связанных с данной преступной деятельностью. Вместе с тем единообразное понимание данного социального феномена и юридическое закрепление в национальном законодательстве позволят эффективно бороться с его проявлениями.
Представляется, что в систему преступлений, связанных с торговлей людьми, входят лишь те, признаки которых закреплены в ст. 122 (Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации),
подп. «б» и «в» ч. 3 ст. 130 (Похищение человека с целью сексуальной или иной эксплуатации или совершенной с целью изъятия у потерпевшего органов или тканей для трансплантации), ст. 130.1 (Торговля людьми), п. «б» ч. 3 ст. 131 (Незаконное лишение свободы, совершенное с целью сексуальной или иной эксплуатации), ст. 132 (Вербовка людей для эксплуатации), ст. 167 (Торговля несовершеннолетними), ч. 3. ст. 339 (Похищение или повреждение документов, штампов, печатей с целью торговли людьми), ч. 3 ст. 340 (Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков с целью торговли людьми) и ст. 401 (Наемничество) УК РТ.
В УК РФ торговля людьми предусмотрена ст. 127.1 и связана с трудовой эксплуатацией человека, занятием проституцией, иными формами сексуальной эксплуатации, рабским трудом (услугами), подневольным состоянием.
Выводы
Поскольку торговля людьми охватывает не одно преступление, а, как уже было отмечено выше, целый ряд взаимосвязанных между собой преступных деяний, то оценить ее масштабы представляется весьма затруднительным.
Главенствующую роль в организации противодействия торговле людьми в Таджикистане играет Правительство РТ, осуществляющее разработку, планирование, финансирование комплексных мер по реализации государственной политики в сфере противодействия торговле людьми [5].
В целях обеспечения эффективной деятельности субъектов системы противодействия торговле людьми и организации их взаимодействия Постановлением Правительства РТ от 4 января 2005 г. были созданы Межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми (далее - Межведомственная комиссия), а также территориальные комиссии на уровне местных исполнительных органов государственной власти [10].
Для эффективной профилактики торговли людьми, помимо создания Межведомственной комиссии и перераспределения пол-
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ
номочий между различными министерствами и ведомствами, необходимо на законодательном уровне выработать специальные меры, направленные на повышение осведомленности населения о проблеме торговли людьми, профилактику виктимного поведения потенциальных жертв.
Таким образом, следует признать, что торговля людьми стала реальностью и необходимо в ближайшее время сформировать механизм по противодействию данным преступлениям. Этот механизм должен включать, в том числе, и перечисленные выше организационные меры.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Согласно данным Главного информационно-аналитического центра МВД Республики Таджикистан.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Винокуров, С. И. К вопросу о путях реформирования международного законодательства в сфере борьбы с торговлей людьми (основные тезисы) / С. И. Винокуров // Российский следователь. -2014. - № 8. - С. 49-53.
2. Глушков, А. И. Российское законодательство об уголовной ответственности за торговлю людьми (исторический аспект) / А. И. Глушков, Н. В. Головко // Российский следователь. - 2014. -№ 11. - С. 14-17.
3. Закон РТ «О борьбе с торговлей людьми» от 15 июля 2004 г. № 47 // Ахбори Маджлиси Оли РТ. - 2004. - № 7. - Ст. 454.
4. Закон РТ «О внесении изменений и дополнений в УК РТ» от 1 авг. 2003 г. № 33 // Ахбори Маджлиси Оли РТ. - 2003. - № 8. - Ст. 456.
5. Закон РТ «О противодействии торговле людьми и оказании помощи жертвам торговли людьми» от 26 июля 2014 г. № 1096 // Национальный центр законодательства при Президенте РТ. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://mmk.tj/ ruЛegislatюnЛegislatюn-base/259/ (дата обращения: 22.03.2015). - Загл. с экрана.
6. Костенко, Н. И. Роль мирового сообщества и России в противодействии торговле людьми / Н. И. Костенко // Международное право и международные организации. - 2016. - № 1. - С. 28-40.
7. Лебединец, И. Н. Генезис международно-правового регулирования борьбы с рабством, работорговлей и другими формами торговли людь-
ми / И. Н. Лебединец // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 3. - С. 186-191.
8. Маджидзода, Дж. З. Организованная и транснациональная преступность / Дж. З. Маджид-зода, Н. Назаров. - Душанбе, 2014. - 268 с. (на тадж.).
9. Османова, Н. В. Деятельность следователя СК России по обеспечению национальных интересов (на примере предварительного расследования преступлений, связанных с торговлей людьми) / Н. В. Османова // Российский следователь. - 2014. -№ 14. - С. 44-47.
10. Положение о Межведомственной комиссии по противодействию торговле людьми : (утв. Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 апр. 2005 г. № 123). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.antitip.tj/tj/ ^ех^р (дата обращения: 07.01.2016). - Загл. с экрана.
11. Рогава, И. Г. Криминологическая характеристика торговли людьми / И. Г. Рогава // Российский следователь. - 2014. - № 5. - С. 42-45.
REFERENCES
1. Vinokurov S.I. K voprosu o putyakh reformirovaniya mezhdunarodnogo zakonodatelstva v sfere borby s torgovley lyudmi (osnovnye tezisy) [On the ways of reforming the international legislation in the sphere of human trafficking prevention (main theses)]. Rossiyskiy sledovatel, 2014, no. 8, pp. 49-53.
2. Glushkov A.I., Golovko N.V. Rossiyskoe zakonodatelstvo ob ugolovnoy otvetstvennosti za torgovlyu lyudmi (istoricheskiy aspekt) [Russian legislation on a criminal liability for human trafficking (historical aspect)]. Rossiyskiy sledovatel, 2014, no. 11, pp. 14-17.
3. Zakon RT «O borbe s torgovley lyudmi» ot 15 iyulya 2004 g. № 47 [RT Law "On combating human trafficking" no. 47, July 15, 2004]. Akhbori Madzhlisi Oli RT, 2004, no. 7, art. 454.
4. Zakon RT «O vnesenii izmeneniy i dopolneniy v UK RT» ot 1 avgusta 2003 g. № 33 [RT Law "On making amendments and addenda to the Criminal Code" no. 33, August 1, 2003]. AhboriMadzhlisi Oli RT, 2003, no. 8, art. 456.
5. Zakon RT «O protivodeystvii torgovle lyudmi i okazanii pomoshchi zhertvam torgovli lyudmi» ot 26 iyulya 2014 g. № 1096 [Law of the Republic of Tajikistan "On combating human trafficking and providing assistance to victims of human trafficking" July 26, 2014, no. 1096]. Natsionalnyy tsentr zakonodatelstvapri Prezidente RT [National Center for Legislation under the President of the Republic of Tajikistan]. Available at: http://mmk.tj/ru/legislation/ legislation-base/259/. (accessed March 22, 2015).
6. Kostenko N.I. Rol mirovogo soobshchestva i Rossii v protivodeystvii torgovle lyudmi [Role of the world community and Russia in counteraction to human trafficking]. Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizatsii, 2016, no. 1, pp. 28-40.
7. Lebedinets I.N. Genezis mezhdunarodno-pravovogo regulirovaniya borby s rabstvom, rabotorgovley i drugimi formami torgovli lyudmi [Genesis of international legal regulation of fight against slavery, slave trade and other forms of human trafficking]. Aktualnye problemy rossiyskogo prava, 2016, no. 3, pp. 186-191.
8. Madzhidzoda Dzh.Z. (Zoirov Dzh. M.), Nazarov N. Organizovannaya i transnatsionalnaya prestupnost [Organized and transnational crime]. Dushanbe, 2014. 268 p.
9. Osmanova N.V. Deyatelnost sledovatelya SK Rossii po obespecheniyu natsionalnykh interesov (na primere predvaritelnogo rassledovaniya prestupleniy,
svyazannykh s torgovley lyudmi) [Activities of the investigator of SK of Russia for ensuring national interests (on the example of preliminary investigation of the crimes connected with human trafficking)]. Rossiyskiy sledovatel, 2014, no. 14, pp. 44-47.
10. Polozhenie o Mezhvedomstvennoy komissii po protivodeystviyu torgovle lyudmi: (utv. Postanovleniem Pravitelstva Respubliki Tadzhikistan ot 2 apr. 2005 g. № 123) [Regulations on the Interdepartmental Commission on combating human trafficking: (approved by the Decree of the Government of the Republic of Tajikistan on April 2, 2005, no. 123]. Available at: http://www.antitip.tj/tj/ index.php. (accessed January 7, 2016).
11. Rogava I.G. Kriminologicheskaya kharak-teristika torgovli lyudmi [Criminological characteristics of human trafficking]. Rossiyskiy sledovatel, 2014, no. 5, pp. 42-45.
Information About the Authors
Vladimir M. Shinkaruk, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Department of Criminal Procedure and Criminalistics, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], [email protected].
Zafar P. Khaydarzoda, Teacher, Department of QSA, 2nd Faculty, Academy of the MIA of the Republic of Tajikistan, Police Major, Vose St., 123, 734024 Dushanbe, Republic of Tajikistan, [email protected].
Информация об авторах
Владимир Маркович Шинкарук, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], [email protected].
Зафар Пирмахмад Хайдарзода, преподаватель кафедры ОРД 2-го факультета, Академия МВД Республики Таджикистан, майор милиции, ул. Восе, 123, 734024 г. Душанбе, Республика Таджикистан, zafar. khaidarov@yandex. ru.