УДК 34с65 (2т) Н.А. МУЛЛАДЖАНОВА
М90
ББК 67.511 (2т)
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Торговля людьми и всё, что с ней связано, вызывает серьёзную озабоченность не только в независимом Таджикистане, но и у всего мирового сообщества. Связано это с тем, что она является интернациональным феноменом, формы проявления которого во многом зависят от менталитета той или иной нации, который находит свое отражение в действующем законодательстве того или иного государства [1, с. 3].
Право на жизнь является естественным правом человека. Это право, наряду с правом на свободу и собственность, расценивается как неотъемлемое, поскольку, являясь частью человеческой природы, оно не может быть ни даровано, ни отнято, то есть каждое совершённое деяние в форме действий или бездействий, направленное на лишение жизни, признаётся преступным и карается законом.
Жизнь является высшей, абсолютной ценностью. Причем любая жизнь, в том числе животных, перед которыми мы, люди, безмерно виноваты. Не случайно свой знаменитый девиз «Уепегайо уйае» («благоговение перед жизнью») Альберт Швейцер распространял на все живое.
Но абсолютную ценность представляет и свобода, так как жизнь неразрывно связана со свободой. Только свободный человек имеет возможность более полно реализовать свои способности, дарования, талант, «осуществить себя». Во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) предусмотрено: «Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах» (ст. 1 Декларации); «Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия» (ст.2); «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность» (ст.3): [2, с. 4]
Считается, что уровень развития демократии в обществе определяется не только признанием властью прав и свобод человека и гражданина, но и наличием эффективного, действенного государственного механизма в этом направлении, а также их реализацией в повседневной жизни. Данная позиция закреплена в основном законе государства: согласно ст.5 Конституции Республики Таджикистан, "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» [3, с. 8].
Объявление и признание человека, его прав и свобод высшей ценностью предопределило приоритетное направление развития законодательства по пути усиления защиты этих ценностей, так как личность и её интересы занимают важное м в системе социальных ценностей, охраняемых нормами права.
В число задач Уголовного кодекса Республики Таджикистан входит, в том числе, охрана прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств, и она занимает в нём первое место. В этом и заключается преимущество действующего уголовного законодательства перед предыдущим (УК Республики Таджикистан, действовавшим в период с 1961 до 1998 г.). В соответствии с указанными конституционными требованиями, УК Республики Таджикистан в Особенной части выделяет в разделе "Преступления против личности" главы о преступлениях против жизни и здоровья (глава 16), свободы, чести и достоинства личности (глава 17), половой неприкосновенности и половой свободы личности (глава 18), конституционных прав и свобод человека и гражданина (глава 19), а также о преступлениях против семьи и несовершеннолетних (глава 20) [4, с. 240].
Защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, также поставлена на первое место в ст.ст. 2, 12, 42 УПК Республики Таджикистан, устанавливающих назначение уголовного судопроизводства. За этим положением следует защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод [5,с. 11].
Тем не менее, картина такова, что принятые законы, какими бы прекрасными они ни были, сами по себе не способны обеспечить надлежащую защиту людей, их прав и интересов от преступных посягательств. В Республике Таджикистан, как известно, преступность, в том числе насильственная, носит распространенный характер. К сожалению, насилие, агрессивность и жестокость занимают в обществе прочное место. Криминологи считают, что официальная статистика лишь приблизительно отражает криминальную обстановку в Республике Таджикистан. Насильственных преступлений против интересов личности гораздо больше, чем регистрирует статистика.
Торговля людьми («Human trafficking») - мировая проблема. Понятие «торговля людьми», согласно «Протоколу о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее» Генеральной Ассамблеи ООН (ноябрь 2000 г.), включает три элемента: (1) вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение людей; (2) использование неподобающих средств (принуждение, похищение, мошенничество или обман); (3) цели эксплуатации (сексуальная эксплуатация, принудительный труд, услужение или рабство) [6, с. 81]. Это современная форма рабства, которая сопровождается жестокими нарушениями прав человека и ставящая под реальную угрозу личную свободу, а также здоровье и жизнь человека. В результате этого преступления человек из личности превращается в вещь, которую можно покупать и продавать. Никто не может и не в силах восстановить в полной мере ту любовь, доброту и справедливость, вера в которые была разрушена, но поддержка и участие могут помочь начать новую жизнь.
Торговля людьми является одной из актуальных проблем современности и позорным явлением, сопутствующим человечеству в XXI веке. Сексуальная эксплуатация, принудительный труд, долговая кабала, эксплуатация детского труда, «домашнее» рабство, попрошайничество, насильственное использование людей в вооруженных формированиях, торговля людьми для трансплантации органов и тканей - все это чудовищные формы одного и того же преступления. Это глобальное явление, с которым сталкивается большинство стран мира. Жертвами торговли людьми могут стать мужчины, женщины и дети, однако в большинстве случаев ими становятся молодые женщины и девушки, которые подвергаются сексуальной эксплуатации. Исследования, которые были проведены в фокус группах Международной организацией по миграции в Республике Таджикистан, обнаружили, что 71,4% опрошенных считают, что торговля людьми осуществляется с целью трудовой эксплуатации, 2,9% отметили, что продажа людей осуществляется в целях использования их в наркобизнесе (в качестве телконтейнеров, перевозчиков). Вывоз и торговлю людьми в целях сексуальной эксплуатации назвали 14,3% опрошенных [7, с. 6]. Среди основных причин, толкающих женщин в ситуацию торговли людьми, эксперты называют бедность и гендерное неравенство - факторы, препятствующие получению образования, трудоустройству и обретению уверенности в будущем.
Легких решений для устранения такого зла, как торговля людьми, не существует, но ее масштабы обусловливают необходимость принятия оперативных мер.
Целью данной работы является изучение уголовно-правовых аспектов торговли людьми, анализ нормативной базы по данной проблеме и выявление их недостатков, с последующим их усовершенствованием.
Ответственность за торговлю людьми в уголовное законодательство нашей республики впервые была введена 1 августа 2003 г. в связи с большим распространением этого преступления.
Анализируемая норма сложилась прежде всего под влиянием международных документов о правах и свободах человека: [8, с. 103]. К их числу в первую очередь относятся: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Так, Конституция Республики Таджикистан устанавливает право каждого гражданина на личную свободу и неприкосновенность.
Торговля людьми как современная форма бизнеса - одна из самых распространенных форм транснациональной преступности, одна из форм проявления организованной преступности, которая одновременно стала и видом современного бизнеса. Сегодня становится все более очевидным, что содержание торговли людьми не исчерпывается продажей женщин и детей, в которую вовлечены международные преступные группы, а включает в себя и различные формы эксплуатации человека человеком.
Подобная ситуация вызывает обоснованную обеспокоенность граждан Республики Таджикистан, которым очень сложно в условиях существующей ныне в стране социально - экономической нестабильности, при постоянном росте цен и
имеющейся безработице осуществлять в процессе повседневной жизни реализацию своих прав и законных интересов.
Торговлю людьми относят к преступлениям международного характера, к транснациональным [9, с. 67]. Их особенностью является то, что они, посягая непосредственно на правопорядок в отдельном государстве, одновременно направлены против интересов других стран и в целом против международного содружества. Признав торговлю людьми преступлением, Республика Таджикистан подтвердила свое желание стать действительно правовым государством, а также то, что она гарантирует защиту нашего народа от этого позорного явления.
В Республике Таджикистан правовые и организационные основы системы борьбы с торговлей людьми, а также правовое положение потерпевших торговлей людьми определяется законом Республики Таджикистан «О борьбе с торговлей людьми» от 15.07.2004.
Ответственность за совершение торговли людьми предусмотрена в статье 130 прим. 1 УК Республики Таджикистан.
Основным непосредственным объектом по ст. 1301 УК Республики Таджикистан выступает конституционное право на свободу человека. Этим правом наделены все граждане независимо от возраста, социального статуса, вменяемости, и осуществляется оно лично, либо, если речь идет о малолетних, больных, невменяемых - родителями, близкими или законными представителями. В качестве дополнительного объекта выступают интересы личности, например половая свобода, половая неприкосновенность, нравственность человека.
Объективная сторона данного преступления характеризуется активными альтернативными действиями, которые выражаются в купле или продаже человека, предусмотренных в диспозиции статьи 1301 УК Республики Таджикистан [4, с. 251]. Способ совершения преступления является обязательным признаком объективной стороны преступления. Состав данного преступления формальный, то есть преступление признается оконченным с момента купли или продажи потерпевшего.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом. Цель преступления является обязательным признаком субъективной стороны преступления.
Субъект преступления общий - лицо, достигшее 16-летного возраста.
В части 2 указанной выше статьи предусмотрены семь отягчающих обстоятельств, а в части 3 статьи - три особо отягчающих обстоятельства, которые влияют на квалификацию преступления.
Примечанием к ст. 130 УК Республики Таджикистан предусмотрено, что в случае совершения преступления, охватывающего признаки ч. 1 и 2 вышеназванной статьи, и добровольном сообщении соответствующим органам и освобождении жертвы торговли несовершеннолетними, совершивший преступление освобождается от уголовной ответственности, если в его действии не содержатся иного состава преступления.
Отрадно отметить, что благодаря усиленному вниманию со стороны Правительства Республики Таджикистан к проблеме торговли людьми, за последние 20 лет удалось многого достичь в противодействии особо опасному социальному злу,
глубоко пустившему корни в нашем обществе. Создание нормативно-правовой базы, укрепление институционального потенциала по борьбе с торговлей людьми на уровне всех задействованных органов и институтов, создание специальных структур по противодействию торговле людьми при Аппарате Президента, МВД Республики Таджикистан и Прокуратуре Республики Таджикистан, создание Межведомственной Комиссии по борьбе с торговлей людьми, разработка и имплементация Национальной Программы по противодействию торговле людьми (2006-2010), создание рабочей группы по возвращению жертв торговли людьми, вступление Республики Таджикистан в Международную Организацию Уголовной Полиции -Интерпол, создание благоприятного поля деятельности для международных организаций и общественных объединений - все эти усилия свидетельствуют о высокой мотивации и заинтересованности руководства страны в пресечении торговли людьми.
Однако проблема профилактики и предупреждения, раскрываемости и расследования данного вида преступлений связана не только с наличием пробелов в отечественном законодательстве (отсутствие базового закона, смешение составов преступления, сходных с составом преступления, предусмотренным ст. 1301 УК РТ), но и со страхом большинства жертв за свою безопасность и безопасность членов семьи. В то же время борьбу с торговлей людьми нигде в мире нельзя признать эффективной. Опыт уголовного преследования за торговлю людьми в Таджикистане все-таки присутствует, но превентивные и восстановительные меры нуждаются в большей разработке и детализации.
Считаем, что в этом аспекте следует разработать программы (на межгосударственном уровне) по реализации комплекса социально-экономических и организационно-правовых мер, которые могут способствовать реализации и применению внутригосударственных уголовно-правовых мер, с одной стороны, и могут обеспечить эффективность координации деятельности правоохранительных органов по пресечению возможных последствий, - с другой.
Таким образом, проблема торговли людьми в данный период находится под пристальным вниманием отечественных специалистов разных отраслей. Несмотря на принятые правовые меры, данный вид преступления в последние годы в Таджикистане приобрел тенденцию систематического характера и явно стал угрожать общественной безопасности, о чём свидетельствует последнее событие, произошедшее в городе Душанбе в 2012 году. На сайте МВД Республики Таджикистан была размещена информация о 10-20 лицах, за неделю пропавших без вести в столице, половину из них составляют подростки и несовершеннолетние. В число пропавших несовершеннолетних также входят девушки 14-16-летнего возраста.
Из 156 лиц, пропавших за последние 7 месяцев на территории Республики Таджикистан, 78 лиц составляют люди женского пола, из которых 70 лиц -девушки 15-18-летнего возраста. Число пропавших в столице (г. Душанбе) составляет 42; в Согдийской области - 38; в Хатлонской области - 42, и в районах республиканского подчинения - 22 лица, большинство которых составляют женщины и девушки, а также несовершеннолетние. Например,
основной версией исчезновения Араловой Сабины Улугбековны (4,5 года) и Араловой Малики Темуровны (6 лет) является похищение девочек с целью продажи их органов и тканей [10, с. 17]. Согласно официальным данным, количество совершенных преступлений данного вида выросло за два года на 4%. Поэтому Таджикистану, всерьез столкнувшемуся с этой проблемой, необходимо, с учётом мирового опыта, предпринимать действенные меры по предупреждению и противодействию торговле людьми.
Список использованной литературы:
1. Рахимов, М.С. Ответственность за торговлю людьми: история международного права и уголовного законодательства зарубежных государств: монография / М.С. Рахимов. - Душанбе: Полиграфический комбинат, 2013. -160 с.
2. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217А Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года/Международное публичное право. Сборник документов/ Сост. К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев. -М., 2009. -С. 221-224.
3. Конституция Республики Таджикистан: офиц. текст. -Душанбе: Конуният, 2004. -8с.
4. Уголовный кодекс Республики Таджикистан // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 1998 год, №9, ст. 68; №22, ст.306; 1999 год, №12, ст.316; 2001год, №4, ст.149, 167; 2002 год, №11,ст.675, 750; 2003 год, №8, ст. 456, 468; 2004 год, №5, ст.346; №7, ст.452, 453; 2005 год, №3, ст.126; №7, ст. 399; №12, ст.640; 2007 год, №7, ст.665; 2008 год, № 1, ст. 3; 2008 год, №6, ст. 389, ст.444, ст.447; 2008 год, № 10, ст. 803; 2008 год, №12 ч.1, ст. 986; 2008 год, №12, ч.2, ст.992; 2009 год, №3, ст.80; №7-8, ст.501; 2010, №3, ст. 155; №7, ст. 550; г. 2011, №3, ст. 161; №7-8, ст. 605; Закон РТ от 16.04.2012г., №808; Закон РТ от 03.07.2012г., №844; ЗРТ от 12.11.2013г. №1028, ЗРТ то 28.12.2013с. №1037).
5. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Таджикистан // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2009 г., №12, ст. 815; ст. 816; 2010 г., №7, ст. 551; 2011 г., №3, ст. 159; №7-8, ст. 609; 2012 г., №4, ст. 259; №7, ст. 714; №8, ст. 815; №12, ч. 1, ст. 1020; ст. 1025; 2013 г., №7, ст. 510; ст. 511; Закон РТ от 14.03.2014, № 1067.
6. Kangaspunta, K. Mapping the inhuman trade: preliminary findings of the database on trafficking in human beings //Forum on Crime and Society. 2003. Vol. 3, N1, 2, pp.81-103.
7. Олимова, С., Мамаджанова, Н. Торговля людьми в Таджикистане. МОМ в сотрудничестве с научно-исслед. центром «Шарк». - Душанбе: ГУП Полиграфический комбинат, 2006.- 160с.
8. Козаченко, И. Я. Уголовное право. Особенная часть -М.: НОРМА-ИНФРА,1998.-436с.
9. Иногамова-Хегай Л.В. Международное уголовное право. - СПБ., 2003. - 237с.
10. Сёстры Араловы до сих пор находятся в розыске // Тожикистон. №3-4 (1132).-2013.
Reference Literature
1. Rakhimov, M.S. Responsibility for Human Trafficking: History of International Law and Penal Legislation of Foreign States. Monograph - Dushanbe: Polygraphie combine, 2013. -160pp.
2. General Declaration of Human Rights Adopted by Resolution 217A Worked out the UNO General Assembley from December 10, 1948 / International Public Law. Collection of documents/Compiled by K.A. Bekyashev, D.K. Bekyashev. -M., 2009. -pp. 221-224.
3. Constitution of Tajikistan Republic: official text. -Dushanbe: Legislation, 2004. -p.8.
4. Penal Code of Tajikistan Republic// Bulletin of Majlisi Oli (Supreme Gathering) of Tajikistan Republic, 1998, #9, article 68, #22, article 306; 1999, #12, article 316; 2001, #4, articles 149, 167; 2002, #11, articles 675, 750; 2003, #8, articles 456, 468; 2004, #5, article 346; #7, article 452, 453; 2005, #3, article 126; #7,article 399; #12, article 640; 2007,#7, article 665; 2008, #1, article 3; 2008, #6, articles 389, 444, 447; 2008, #10, article 803; 2008, #12, part 1, article 986; 2008,#12, part 2, article 992; 2009, #3, article 80;#7-8, article 501; 2010, #3, article 155; #7, article 550; 2011, #3, article 101; #7-8, article 605; RT law from 16.04.2012, #808; RT Law from 03.07.2012, #844; RT law from 12.11.2013, 31028, RT law from 28.12.2013, article #1037.
5. Penal-Procedural Code of Tajikistan Republic, 2009, #12, articles 815, 816; 2010, #7, article 551; 2011, #3, article 159; ##7-8, article 609, 2012; #4, article 259; #7, article 714; #8, article 815; #12, part 1, article 1020; article 1025; 2013, #7, articles 510, 511; RT Law from 14.03.2014., #1067.
6. Kangaspunta K. Mapping the inhuman trade: preliminary findings of the database on trafficking in human beings //Forum on Crime and Society. 2003. Vol. 3, # 1, 2, pp.81103.
7. Olimova S., Mamajanova M. People Trafficking in Tajikistan. IMO in collaboration with the East scientifico-research centre. -Dushanbe: Polygraphic Combine State Management. -2006. -160p.
8. Kozachenko I.Ya. Penal Law. Especial part. -M. : NORMA-INFRA, 1998. - 436p.
9. Inogamova-Khegay L.V. International Penal Law. -SPB, 2003. -237pp.
10. The Aralovs-Sisters Being in Search up to now.// Tajikiston, ##3-4 (1132), 2013.
Некоторые вопросы теории и практики законодательного противостояния торговле людьми в Республике Таджикистан
Ключевые слова: право, демократия, преступление, торговля людьми, сексуальная эксплуатация, принудительный труд, рабство, законодательство, судопроизводство
Целью работы является изучение уголовно-правовых аспектов торговли людьми, анализ нормативной базы Республики Таджикистан по указанной проблеме, выявление присущих ей недостатков, внесение предложений по их устранению. В статье дается характеристика сущности и особенностей преступлений, связанных с торговлей людьми, раскрывается специфика составов преступлений данного рода на основе анализа их законодательного регулирования, опыта и результатов статистики в этой части. Автор отмечает, что данный вид преступления в последние годы в Таджикистане приобрёл тенденцию систематического характера и явно стал угрожать общественной безопасности. Приведены статистические данные о количестве и половозрастном составе лиц, пропавших за последние семь месяцев на территории Республики Таджикистан в разрезе административно-территориальных единиц. Согласно официальным данным, количество подобных преступлений в РТ за последние два года выросло на
4 %, и Таджикистану необходимо принимать действенные меры по предупреждению и противодействию торговле людьми.
Some Issues of Theory and Practice Concerned with Human Trafficking Resistance in
Tajikistan Republic
Key words: law, democracy, crime, human trafficking, sexual exploitation, coercive labour, slavery, legislation, legal procedures
The article dwells on legal aspects of human trafficking, such issues as analysis of the normative base of Tajikistan Republic on the problem, elicitation of drawbacks, suggestions of their obviation being touched upon. The author deals with the essence and peculiarities of the crimes pertaining to human trafficking disclosure of corpus delicti; she analyzes legislative regulation, adduces statistical data. This type of crime acquired a tendency towards systematicity for the latest years being a manual to national security. Such factors are presented as quantity and age of people vanished on the territory of Tajikistan; administrative-territorial units being mentioned. According to the official data the number of the crimes in question increased fo 4% for the last two years. Tajikistan must undertake urgent measures towards prevention and resistance in reference to human trafficking.
Сведения об авторе:
Мулладжанова Нигора Абдуманноновна, старший преподаватель кафедры уголовного права и криминалистики Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (Республика Таджикистан, г. Худжанд), e-mail: Shukrona_78 @mail.ru
Information about the authors:
Mulladjanova Nigora Abdumannonovna, senior teacher of the department of Penal Law and Crimes under Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand), e-mail: Shukrona_78 @mail.ru