Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
транспортная безопасность / дорожное движение / нарушение ПДД / проблемы квалификации транспортных преступлений / transport security / traffic / traffic violation / problems of qualification of transport crimes

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матвеева А.С., Кудрявцева Н.А.

Настоящее исследование посвящено правонарушениям, связанным с правилами дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств. Исследуется проблема правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с нарушением правил дорожного движения. Анализируются нормы уголовного права, регламентирующие ответственность за данные виды преступлений. Рассматривается понятие транспортной безопасности. В статье излагаются взгляды на выявление и решение проблем квалификации правонарушений в области дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Матвеева А.С., Кудрявцева Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL-LEGAL CHARACTERISTICS OF VIOLATIONS OF TRAFFIC RULES

This study is devoted to offenses related to the rules of the road and the operation of vehicles. The problem of legal regulation of public relations arising in connection with violation of traffic rules is investigated. The norms of criminal law regulating responsibility for these types of crimes are analyzed. The concept of transport security is considered.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

УДК 343.346.2

Матвеева А.С.

Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития России (г. Петропавловск-Камчатский, Россия)

Научный руководитель: Кудрявцева Н.А.

судья Камчатского краевого суда в почетной отставке, к.ю.н., доцент кафедры «Юриспруденция»

Дальневосточный филиал Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития России (г. Петропавловск-Камчатский, Россия)

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация: настоящее исследование посвящено правонарушениям, связанным с правилами дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств. Исследуется проблема правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с нарушением правил дорожного движения. Анализируются нормы уголовного права, регламентирующие ответственность за данные виды преступлений. Рассматривается понятие транспортной безопасности. В статье излагаются взгляды на выявление и решение проблем квалификации правонарушений в области дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Ключевые слова: транспортная безопасность, дорожное движение, нарушение ПДД, проблемы квалификации транспортных преступлений.

На современном этапе развития автомобильный транспорт выступает важнейшим элементом транспортной системы страны. В связи с этим система

обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств приобретает все больше серьезных проблем, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Нарушения приводят к ряду проблем в социально-экономической, административно-правовой и уголовно-правовой сферах, что приводит к необходимости разработки государственных мер в целях уменьшения степени воздействия последствий автомобилизации.

Таким образом, автомобилизация страны, направленная на разрешение задач по перевозке пассажиров и грузов, привела к проблемам обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства, а их защиты целиком и полностью его обязанность [1]. Из этого следует, что обеспечение безопасности дорожного движения выступает средством охраны жизни и здоровья граждан, а также сохраняет материальные ценности, так как аварии, или любые другие опасные ситуации, которые произошли на дороге, причиняют вред человеку, его имуществу и государству. Российская Федерация проводит большую работу для повышения эффективности мер безопасности в этой сфере.

Понятие транспортной безопасности толкуется в федеральном законе «О транспортной безопасности» [2] как реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Согласно сведениям о показателях состояния безопасности дорожного движения число ДТП в 2022 году, по сравнению с 2020 годом, практически не изменилось, но количество погибших в них снизилось: 16152 человек в 2020 году, 14874 в 2021 и 12753 человек в 2022 году [7] .

Главные причины неизменности аварийности на дорогах в России видятся в росте парка автомототранспортных средств. Согласно данным 2022

года, на регистрационном учете в Госавтоинспекции состоит более 60 миллиона единиц транспортных средств.

Человеческий фактор так же играет особую роль. По мнению И. М. Тяжкова, высокая степень данного вида наказания заключается в том, что лица, имеющие дело с источниками повышенной опасности, не выполняют должным образом правила, обеспечивающие безопасное функционирование (движение и эксплуатацию) транспортных средств, по итогу чего причиняется вред здоровью и жизни людей [6]. Именно поэтому, необходимо оценить положительно изменения, которые были внесены за крайние года в УК РФ. Конкретно нужно обратить внимание на ужесточение уголовной ответственности лиц, управлявших транспортными средствами в нетрезвом виде. В то же время необходимо обратить внимание на то, что виновники аварии чаще уходят от ответственности.

Основным вопросом, возникающим в ходе расследования таких преступлений, является вопрос о том, всегда ли имеется состав преступления в действиях лица, нарушившего правила дорожного движения и причинившего вред здоровью человека при наличии причинно-следственной связи. Данный вопрос разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения», уточнив, что уголовная ответственность по ст. 264 УК РФ наступает только в том случае, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь [3].

Отграничение преступления от смежных составов, это важнейшая деятельность органов дознания, прокурора, суда. Ошибки в квалификации преступлений могут повлечь за собой серьезные последствия как для обвиняемого, так и для потерпевшего.

Глава 27 УК РФ содержит несколько составов, которые можно назвать смежными. Они регулируют отношения, связанные с нарушениями правил движения транспорта. Однако отдельные элементы состава преступления существенно отличаются. Есть сравнить составы статей 263 и 264 УК РФ, то они будут отличаться по объекту, субъекту, предмету и объективной стороне. Статья

263 УК РФ предполагает наличие специального субъекта, который не только достиг шестнадцатилетнего возраста, но и обладает определенными профессиональными качествами. Основное отличие от субъекта преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ - обязанность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации транспорта, которая наложена на него в связи с его профессиональной деятельностью. Что же касается субъекта статьи

264 УК РФ, то субъектом может быть только достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем [4].

Таким образом, составы преступлений схожи только субъективной стороной - виной в форме неосторожности. Необходимо также различать составы преступлений по статьям 264 и 268 УК РФ. Основное отличие заключается в субъекте. Если субъект состава преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ - это водитель транспортного средства, но субъект преступления по статье 268 УК РФ - это пассажир или пешеход, нарушающий правила движения.

Таким образом, обращая внимание на элементы состава преступления при квалификации преступлений связанных с функционированием транспортных средств, можно правильно выбрать необходимую норму УК РФ.

Под эксплуатацией транспортного средства следует понимать движение транспорта в пределах дорог, а также на прилегающих к ним территориях, предназначенных для движения транспортных средств (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Наиболее сложным элементом состава рассматриваемого

преступления является его объективная сторона, которая включает нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, общественно опасные последствия и причинную связь между нарушением и последствиями. Ответственность за нарушение правил эксплуатации транспортных средств наступает по ст. 264 УК РФ только в том случае, когда эксплуатация транспортного средства находится в тесной связи с обеспечением безопасности дорожного движения. Другими словами, под нарушением правил эксплуатации транспортных средств понимается нарушение правил использования только тех узлов и агрегатов транспортного средства, которые обеспечивают возможность его движения (рулевой механизм, очистительные щетки, тормоза и т. д.). Примечательно, что в ст. 264 УК РФ законодатель четко отделил союзом «или» правила дорожного движения от правил эксплуатации, но при этом из диспозиции статьи следует, что вменить нарушение этих правил можно только лицу, «управляющему механическим транспортным средством»

[5].

Опираясь на все вышеизложенное, считаем, что обеспечение безопасности дорожного движения должно выступать в виде средства охраны жизни и здоровья граждан, потому что дорожно-транспортные происшествия причиняют огромный вред человеку, обществу, а также государству. Необходимо создать правовую базу для повышения эффективности государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения и снижения уровня дорожно-транспортных происшествий. С этой целью ужесточить санкции за повторное совершение административных правонарушений в области безопасности дорожного движения.

Таким образом, обеспечение безопасности дорожного движения должно выступать в виде средства охраны жизни и здоровья граждан, потому что дорожно-транспортные происшествия причиняют огромный вред человеку, обществу, а также государству. Необходимо создать правовую базу для повышения эффективности государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения и снижения уровня дорожно-транспортных

происшествий. С этой целью ужесточить санкции за повторное совершение административных правонарушений в области безопасности дорожного движения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020; с учетом поправок, внесенных законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ].

2. О транспортной безопасности : федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 28.06.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007.

- № 7. - Ст. 837. [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 19.02.2023).

3. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения : Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 № 25 (ред. от 24.05.2016) // Российская газета. - 2008. - № 265.

4. Голубков, А. М. К вопросу о разграничении нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств от смежных и иных составов преступлений / А. М. Голубков // Молодой ученый. - 2017. - № 19 (153). - С. 194-196. [Электронный ресурс]: режим доступа: https://moluch.ru/archive/153/43363/ (дата обращения: 18.02.2023).

5. Ербахаева, З. В. Некоторые вопросы совершенствования объективных признаков преступления, предусмотренного ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации / З. В. Ербахаева // Молодой ученый. - 2016. - № 20 (124).

- С. 505-508. - [Электронный ресурс]: режим доступа: https://moluch.ru/archive/124/34338/ (дата обращения: 18.02.2023).

6. Тяжкова, И. М. Неосторожные преступления с использованием источников повышенной опасности / под ред. В.С. Комисарова. - СПб.: Юридический центр Пресс. - 2016. - С. 253.

7. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения. [Электронный ресурс]: режим доступа: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 19.02.2023).

Matveeva A.S.

All-Russian Academy of Foreign Trade Ministry of Economic Development of Russia (Petropavlovsk-Kamchatsky, Russia)

Scientific advisor: Kudryavtseva N.A.

All-Russian Academy of Foreign Trade Ministry of Economic Development of Russia (Petropavlovsk-Kamchatsky, Russia)

CRIMINAL-LEGAL CHARACTERISTICS OF VIOLATIONS OF TRAFFIC RULES

Abstract: this study is devoted to offenses related to the rules of the road and the operation of vehicles. The problem of legal regulation of public relations arising in connection with violation of traffic rules is investigated. The norms of criminal law regulating responsibility for these types of crimes are analyzed. The concept of transport security is considered.

Keywords: transport security, traffic, traffic violation, problems of qualification of transport

crimes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.