УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ
УДК 343.34(4777)
Р.А. ХАЛИЛЕВ,
начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности и специальной техники (Крымский юридический институт Харьковского национального университета внутренних дел, Украина) , кандидат юридических наук, доцент
В связи с определением роли норм права в системе источников формирования криминалистических методических рекомендаций профессор С.И. Тихоненко справедливо отметил: «Следователь не занимается расследованием по делу "вообще", а устанавливает путем его расследования такие факты, которые доказывают наличие в действиях виновного состава преступления, а также обстоятельства, которые отягчают или смягчают его ответственность. Так как признаки состава преступления, обусловленные уголовным законом, имеют существенное значение для расследования, которое проводит следователь, они, конечно, должны иметь и имеют большое значение для теоретических разработок в сфере методики расследования преступлений отдельных видов» [1, с.180]. Эту же мысль о важном значении уголовного права для уголовной методики высказывали позднее и другие криминалисты [2, с.12].
Уголовно-правовая характеристика массовых беспорядков определяется составом этого преступления. Структурно же состав любого преступления характеризуется такими элементами, как объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона преступления.
В Украине указанные общественно-опасные действия в зависимости от обстоя-
тельств квалифицируются по статье 294 УК Украины:
«Организация массовых беспорядков, которая сопровождается насилием над лицом, погромами, уничтожением имущества, захватом зданий или сооружений, насильственным выселением граждан, сопротивлением представителям власти с применением оружия или других предметов, которые использовались как оружие, а также активное участие в массовых беспорядках, -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет.
Те самые действия, если они привели к гибели людей или к другим тяжелым последствиям,-
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет» [3].
Общественная опасность массовых беспорядков состоит в том, что они способны, хотя и временно, парализовать деятельность органов государственной власти и управления; привести к масштабным нарушениям общественного порядка; поставить под угрозу общественную безопасность; повлечь за собой человеческие жертвы; нанести существенный экономический урон государству, обществу или конкретному лицу.
Общественно-опасные действия большого количества лиц (толпы, массового сосредоточения людей), как правило, отличаются агрессивностью, сильным взаимовлиянием, разжиганием эмоций, активным использованием таких ситуаций уголовными элементами.
Беспорядки являются массовыми тогда, когда толпа на некоторое время становится «хозяином положения», в результате чего деятельность органов власти парализована и для восстановления порядка возникает необходимость обратиться к чрезвычайным мерам: усилению нарядов милиции, введению военных подразделений, объявлению чрезвычайного положения и др.
Таким образом, непосредственным объектом массовых беспорядков считается общественный порядок и общественная безопасность.
Объективная сторона преступления (ст. 294 УК) предусматривает две формы действий: во-первых, организацию массовых беспорядков, которые приведут к насилию над лицом, погромам, поджогам, уничтожению имущества, захвату зданий или сооружений, насильственному выселению
граждан, сопротивлению представителям власти с применением оружия или других предметов, используемых как оружие, а во-вторых, активное участие в указанных действиях.
Под организацией массовых беспорядков понимают деятельность, во-первых, направленную на подыскивание и подготовку лиц для участия в массовых беспорядках, объединению толпы; во-вторых, руководство действиями, которые направлены на возбуждение у людей отрицательного отношения к законной власти, существующему в государстве правопорядку и общественной безопасности и на подстрекательство толпы, также совершение насилия над гражданами, погромов, поджогов, уничтожение имущества, сопротивление представителям власти, захвату зданий, насильственного выселения граждан.
Способы осуществления организационных действий могут быть разными: созыв толпы; обращение к ней, подготовка и распространение листовок или других печатных изданий; призывы к непокорности, оказанию сопротивления представителям власти; обращение и доведение до толпы заведомо ложной информации (этому могут предшествовать действия по распространению соответствующих слухов); подстрекательство к погромам; распределение ролей среди своих сторонников; разработка плана действий толпы с учетом настроения людей и т.д.
Преступление в форме организации массовых беспорядков считается осуществленным, если действия организатора были результативными, т.е. привели к совершению действий, указанных в УК, или попытки их совершить [4, с. 592-593].
Так, по делу Сабитовой Ж.А., которая судом была осуждена за организацию массовых беспорядков, Верховный Суд СССР в свое время постановил, что суд неверно квалифицировал действия осужденной как законченное преступление, поскольку все действия Сабитовой оказались в том, что она изготовила листовки, содержание которых было направлено на возбуждение национальной вражды и обид граждан другой национальности, но распространить эти материалы она не смогла, поскольку была задержана работниками правоохранительных органов [5, с. 15-16].
В Кувасае (где в 1989 году начались массовые беспорядки, которые потом распространились на Ферганскую область Узбекистана) организатор беспорядков А.
в выступлении перед толпой призвал участников: «Турки ничего не поняли, их нужно проучить...». После этого призыва начались массовые беспорядки [6, с.43].
В деле о погромах на Царицинском рынке в Москве 20 октября 2001 года суд признал В. виновным в организации массовых беспорядков. Согласно постановлению суда действия В., которые были связаны с организацией беспорядков, выразились в том, что он разработал маршрут движения толпы и вооружил участников беспорядков металлической арматурой, которую заранее закупил на строительном рынке [7, Страна. Ru 20.11.02- http:/www strana.ru].
Согласно другому примеру, следствие квалифицировало действия М. во время массовых беспорядков в январе 1990 г. в Душанбе как организатора беспорядков. Но суд постановил, что зафиксированные на видеопленке действия М., когда он находился на ступенях здания ЦККП Таджикистана, выражались в том, что он «приседал и махал руками, жестикулируя призывно...». При этом в деле отсутствовали показания относительно содержания его призывов. При таких условиях это не может быть основанием признания М. организатором массовых беспорядков [8, с. 42]. Или при квалифиции действий С. как организатора массовых беспорядков в Темир-Тау (Магнитка) 1-3 августа 1959 г., следствием указано, что он, вооруженный металлическим прутком «бегал» среди толпы и «своими действиями подогревал бесчинствующих... » [9, с.53].
Чаще всего действия по организации беспорядков проводят еще до их начала. Такая деятельность может иметь вид легитимной, например, обращение к органам власти с законными требованиями (от населения города, района, региона и др.). При этом митинги, демонстрации, которые предшествуют волнениям и призваны решать социальные проблемы людей, фактически имеют целью концентрацию экстремистских сил для массовых беспорядков.
В дальнейшем действия толпы могут выйти из-под контроля организаторов. Тогда совершаются другие, непредвиденные планом (сценарием) развития событий преступления. Это могут быть ограбления, убийства, изнасилования, кражи, захват заложников и др. По подсчетами исследователей, во время беспорядков совершается большое количество других самостоятельных преступлений - более 20 видов, преимущественно - антиобщественной направленности. Во вре-
мя исследования преступлений указанной категории, совершенных во времена СССР (конец 1980-х гг.) получены данные, которые свидетельствуют, что общее количество лиц, которые привлекаются к уголовной ответственности за массовые беспорядки, к числу организаторов относят лишь 4-6% [6, с. 43-44].
Под насилием над лицом понимают все возможные формы насильственных действий - нанесение ударов, побоев, телесных повреждений, незаконное лишение свободы и др. Применение насилия может быть и по отношению к представителям власти (во время массовых беспорядков в Крыму в июне 1995 г. как заложник толпой был задержан начальник горотдела милиции г. Феодосии. По отношению к нему применялись насильственные действия - его неоднократно обливали легковоспламеняющейся жидкостью с угрозой произвести поджог) [11].
Указанные действия квалифицируются как причинение телесных повреждений, за исключением тяжелых, которые квалифицируются по совокупности преступлений (ст. 1221 УК). В дополнительной квалификации нуждаются и содеянные во время беспорядков убийства (ст.115 УК) и изнасилования (ст. 152 УК).
Судебная практика относит к массовым беспорядкам и факты насильственного освобождения толпой лиц, которые находились в местах лишения свободы, арестованных или задержанных по подозрению в совершении преступлений [11, с. 67].
Считается, что групповые потасовки, которые возникают, как правило, на почве личных оскорблений, не имеют состава преступления, предусмотренного статьей 294 УК, хотя и совершаются толпой и могут сопровождаться причинением телесных повреждений или даже убийствами. Но в этом случае отсутствует такой важный признак массовых беспорядков, как посягательство на деятельность органов государственной власти и управления. Оказание во время таких действий сопротивления представителям государственной власти выступает как элемент, сопутствующий потасовке, но не ее цель [12, с. 110-111]. Хотя в дальнейшем эти действия могут рассматриваться как массовые беспорядки, тогда, как они превращаются в посягательство на деятельность органов государственной власти и управления: насильственное освобождение из мест содержания задержанных за совершение потасовки (например, из изолятора временного содержания, рай- горотделов
милиции), погромы и др. В таком случае действия виновных носят характер посягательства, в первую очередь, уже на деятельность органов власти и управления.
Погромы, поджоги и уничтожение имущества•
- способы приведения имущества в состояние полной непригодности для использования или повреждение.
Погромы - это уничтожение или разрушение помещений, которые занимают государственные, частные, общественные учреждения, предприятия и организации; повреждение или разрушение жилья граждан. Эти действия могут сопровождаться насилием над людьми (работниками учреждений, охраной и др).
Поджоги - действия, которые приводят к загоранию сооружений или имущества (независимо от того, успели погасить пожар или нет, даже тогда, когда объект остался неповрежденным).
В деле о массовых беспорядках в Киеве 9 марта 2001 года действия М. рассматривались как активное участие в массовых беспорядках с квалифицирующим признаком
- совершение поджогов. Но Апелляционный суд г. Киева в своем постановлении указал, что этот квалифицирующий признак подлежит исключению из приговора. М. во время беспорядков произвел поджог, принеся с собой бутылку с зажигательной смесью, и бросил её на сотрудников органов внутренних дел, от чего на 4-х из них загорелась форменная одежда. У М. не было намерений совершать поджога сооружений, помещений, транспорта. Он использовал бутылку с зажигательной смесью как оружие для совершения сопротивления представителям власти. [13].
Уничтожение имущества - это приведение его в полную непригодность для использования по целевому назначению. Вследствие уничтожения имущества оно перестает существовать или полностью теряет ценность [14, с.251].
Могут быть и другие, кроме погромов и поджогов, способы уничтожения имущества, например - путем взрыва.
Захват зданий и сооружений - противоправное насильственное проникновение в помещение и его захват полностью или частично с целью препятствования или исключения возможности его использования законным собственником или пользователем по функциональному назначению. Способ захвата
- открытый, тайный или с использованием обмана, с преодолением препятствий или
сопротивления или без него - для квалификации значения не имеет.
Насильственное выселение граждан - противоправное и незаконное лишение права проживать в предоставленном или принадлежащем на законных основаниях жилом помещении.
Чаще всего такие действия совершаются во время беспорядков, которые возникли на основе межэтнических или межнациональных конфликтов (например, выселение армян в Сумгаити; азербайджанцев из Нагорного Карабаха; попытки выселения цыган во время конфликтов в некоторых населенных пунктах Украины).
Вооруженное сопротивление представителям власти заключается в активном противодействии представителям власти, которые имеют право применять меры принуждения к правонарушителям (работники милиции, СБУ, военные, патруль, депутаты). При этом сопротивление осуществляется как с применением огнестрельного или холодного оружия, так и с применением других предметов, которые использовались как оружие (палки, камни, металлические пруты и др.).
Применение оружия может выражаться и в угрозах его применения, выстрелах вверх или на поражение и других манипуляциях, направленных на запугивание представителей власти. Совершение таких действий во время массовых беспорядков не нуждается в дополнительной квалификации по ст. 342 УК Украины.
Речь идет именно о применении оружия или предметов, которые используются как оружие. В деле «О белом братстве» действия обвиненных Кривоногова Ю.А. и Ковальчука В.В. следствием квалифицированы как организация массовых беспорядков, которые сопровождаются сопротивлением представителям власти с применением в виде оружия огнетушителя. 10 ноября 1993 года в Софиевском соборе с целью помешать работникам милиции выполнять свои служебные обязанности порошковое вещество огнетушителя было направлено на сотрудников правоохранительных органов.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что огнетушитель применен против работников милиции не как оружие, «а по своим свойствам, которые не имели последствий» [15].
Если массовые беспорядки инспирированы бандой, то действия виновных могут квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 294 и 257 УК.
Но под бандой понимают стойкую организованную и вооруженную группу из двух или более лиц, которые предварительно объединились для совершения одного или нескольких нападений на граждан или предприятия, учреждения и организации [16, с. 73-74]. Однако, как правило, эти признаки отсутствуют у участников массовых беспорядков. Чаще всего это лица, которые случайно встретились в толпе, и у них нет заранее разработанного плана нападений, распределения ролей и др.
Действительно, во время нападений в ходе массовых беспорядков (например, захват здания, сооружений; действия, связанные с насильственным освобождением задержанных и др.), может быть применено оружие. Однако для обвинения в бандитизме нужны доказательства, что обвиняемые (подсудимые) в период инкриминированных им действий входили в состав банды и принимали участие в нападениях.
В деле о массовых беспорядках в Новочеркасске 1-3 июня 1962 г. несколько человек были осуждены по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 77 (бандитизм) и ст. 79 (массовые беспорядки) УК РСФСР. Между тем, в приговоре суд ограничился указанием в общей форме на то, что подсудимые принимали участие в бандитских нападениях на помещения государственных партийных учреждений, в результате приговор относительно этой группы был отклонен [17, с. 6-8].
Активное участие в массовых беспорядках - предусматривает непосредственно участие лиц в насилии и других действиях, предусмотренных диспозицией статьи 294 УК, лишь нахождение в толпе во время массовых беспорядков еще не свидетельствует об активном участии лица в беспорядках.
Квалифицирующим признаком массовых беспорядков является организация массовых беспорядков или активное участие в них, если эти действия привели к гибели людей или другим тяжким последствиям, значительному материальному ущербу юридическим или физическим лицам (ч. 2 ст.294 УК).
Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества во время массовых беспорядков, содеянное путем поджога, взрыва или другим общественно опасным способом, причинение имущественного вреда в особо крупных размерах необходимо квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 294 и ч. 2
ст. 194 УК [18, с.77].
Субъективная сторона массовых беспорядков характеризуется прямым умыслом действий их организаторов и активных участников.
Так, в указанном деле по обвинению Кри-воногова Ю.А. и др. (так называемое дело «Белого братства») суд постановил, что действия по организации массовых беспорядков, сопровождавшиеся повреждением имущества, не нашли своего подтверждения, поскольку повреждение в соборе иконостаса (порошковым веществом) произошло не в результате умышленных действий, направленных на это, а по неосторожности во время использования огнетушителя против работников милиции в ограниченном помещении, где находился алтарь [11].
Мотивы и цели преступления могут быть разными: политические, религиозные, хулиганские, из мести (наказание лиц, виновных с точки зрения активных участников массовых беспорядков, например, в ухудшении условий жизни, безработице) и др. Они не влияют на квалификацию (учитываются при назначении наказания).
Так К., осужденный за активное участие в массовых беспорядках в Крыму, объяснил, что за два месяца до событий, которые ему инкриминированы, он был арестован в связи с совершением хулиганских действий и причинением тяжких телесных повреждений работнику милиции. Из-под ареста был освобожден за взятку в размере 2,5 тысячи долларов США, которые передали следователю знакомые из местной этнической уголовной группировки (так называемая «джамистская бригада»). Понимая, что деньги он не сможет вернуть, пообещал помочь группировке, когда будет нужно его участие. Поэтому во время массовых беспорядков в Феодосии считал себя обязанным принимать активное участие в погромах, поскольку среди организаторов были люди, которые помогли ему избежать ответственности за совершение тяжкого преступления [15].
Массовые беспорядки могут сопровождаться посягательством на расовое, национальное равноправие или религиозные убеждения и выражаться, например, в погромах и других действиях (в частности, насильственное выселение граждан) по отношению исключительно к какой-то национальности, или к представителям другой религии. В таких случаях действия виновных квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 294
и 161 УК (нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или отношению к религии) [19, с. 87-94].
Организаторы массовых беспорядков могут иметь целью не только волнения, которые приводят к временной парализации местной власти, но и направленные на насильственное изменение или свержение конституционного порядка, а также на захват государственной власти. В таком случае их действия подлежат квалификации по статье 109 УК Украины.
Субъектом• массовых беспорядков могут быть лишь их организаторы и активные участники, которые достигли 16-летнего возраста. Другие лица, которые находились в толпе, могут нести ответственность и с 14 до 16 лет - если совершили другие преступления: убийства, изнасилования и т.п.
Сейчас в Уголовном кодексе Украины речь идет не только о массовых беспорядках (ст. 294 УК), но и о групповом нарушении общественного порядка (ст. 293 УК), призывы к совершению действий, которые угрожают общественному порядку (ст. 295 УК), а также хулиганство, содеянное группой лиц (ст. 296 УК). Объектом всех этих преступлений является общественный порядок (для массовых беспорядков, как уже отмечалось, это также общественная безопасность), а их объективная сторона, на наш взгляд, иногда имеет значительные расхождения. Поэтому важно определиться с отличиями в указанных составах преступлений.
Речь идет, в первую очередь, об объективной стороне и мотивации объективных действий виновных.
Согласно ст. 293 УК - это организация групповых действий, направленных на грубое нарушение общественного порядка или активное участие в них, но эти действия не сопровождаются явным неуважением к обществу. Для массовых беспорядков (ст. 294 УК) - это действия виновных в виде организации или активного участия в них, только не обычное нахождение в толпе, которые совершили массовые беспорядки. Эти действия могут быть направлены не только на грубое нарушение общественного порядка, но и сопровождаться при этом совершением погромов, разрушений, поджогов и других подобных действий или вооруженного сопротивления органам власти и этим могут дезорганизовать и даже парализовать на некоторое время деятельность органов власти и управления. Они также могут носить ху-
лиганский характер, в отличие от действий, предусмотренных ст. 293 УК, исходить не от отдельной группы, а от толпы (массового сосредоточения людей) [20, с.225].
Законодатель определяет, какое количество людей нужно для определения беспорядков массовыми. Считается, что определенное количество людей необходимо для наличия данного признака объективной стороны состава преступления, чтобы перекрыть транспортные пути, сорвать проведение массовых мероприятий и др., т.е. контролировать соответствующие довольно значительные территории [21, с. 47-48]. Исследователь массовых беспорядков в СССР в 1953-1980 гг. В.О. Козлов считает, что согласно действующей тогда практике массовыми были беспорядки, в которых принимало участие не менее 300 участников... [25, с.8].
В деле об "Белом братстве" суд обосновал свои выводы относительно отсутствия в действиях подсудимых признаков преступления, предусмотренного ст.71 УК. При этом было указано, что их умысел был направлен на организацию и участие в действиях по нарушению общественного порядка, немногочисленной группой лиц в количестве 20-30 человек, которые объединены общим мотивом, основанным на принадлежности к вероучению Кривоноговых и не имел намерения привлечь множество других людей с другими мотивами [29, с.8].
Статья 295 УК предусматривает ответственность за публичные призывы к совершению погромов, поджогов и других действий, т.е. фактически, к совершению массовых беспорядков. При некоторых условиях их можно рассматривать как действия по организации массовых беспорядков, которые возникают преимущественно стихийно, органы управления создаются толпой непосредственно во время противоправных действий из числа наиболее активных их участников, в том числе и тех, кто призвал к таким действиям.
Размежевание возможно в первую очередь по субъективной стороне. Если организатор действует с прямым умыслом и желает наступления вредных последствий, то указанные в статьи 295 УК публичные призывы предусматривают косвенный умысел, когда виновный лишь допускает возможность наступления вредных последствий своих действий.
Относительно действий, предусмотренных ч.2 ст.296 УК, то там также речь идет не о толпе, а о группе лиц. При этом эти действия не связаны с совершением погромов,
разрушений, поджогов и других подобных действий, хотя и могут сопровождаться уничтожением или повреждением имущества, насилием, даже временным прекращением нормальной деятельности учреждения, предприятия или общественного транспорта. Но последнее будет свидетельствовать лишь об особой дерзости хулиганских действий.
С субъективной стороны массовые беспорядки могут иметь те же мотивы, которые предусмотрены и статьей 296 УК, т.е. грубое нарушение общественного порядка не только из-за явного неуважения к обществу, например, хулиганские действия или акты вандализма фанатов после проигрыша их любимой команды (согласно ст. 293 УК, это будет лишь грубое нарушение общественного порядка: блокирование транспортных путей, работы государственных органов власти и др.), но и по другим мотивам (например, требование выплаты задержанной заработной платы; несогласие с принятием органами государственной власти какого-то решения и др.).
Мотивация действий активных участников или организаторов массовых беспорядков также может иметь значение для установления других преступлений и установления других участников массовых беспорядков.
Действия виновных могут быть квалифицированы как групповое хулиганство, направленное на организацию массовых беспорядков. Чаще всего это бывает, когда относительно таких лиц правоохранительными органами применяются законные меры по предупреждению других общественно-опасных действий. Например, задержание за совершение хулиганских действий какого-то лица из группы может спровоцировать в дальнейшем лиц из толпы к совершению погромов мест удержания задержанных (с целью их освобождения) и других действий, предусмотренных ст. 294 УК, т.е. к массовым беспорядкам [15, с. 42-47].
В 1988-1990 гг. во время массовых беспорядков в Сумгаите, Гянджи, Душанбе, Ферганской и Ошской областях за активное участие или организацию массовых беспорядков привлечены в среднем 46,2% от общего числа осужденных по совокупности преступлений; массовые беспорядки и совершения убийств - 20,9%; грабеж и разбой
- 19,5%; изнасилование - 7,9%; хулиганство
- 8,5-10,6%; нарушение национального и расового равноправия - 3,7-4,5%. Как видим, очень высокий процент преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности и
собственности граждан [23, с.18].
В этом проявляется такая особенность этого вида массовых беспорядков, для которых характерна высокая степень обострения межнациональных отношений, когда образ врага отождествляется с человеком другой национальности.
Кражи имущества после совершения погромов не всегда характерное явление для участников беспорядков. Но речь идет о действиях лиц, которые фактически в беспорядках участия не принимают, а лишь находятся в конце колонны толпы и после погромов занимаются кражами и грабежами имущества, которое оставлено в местах погромов. Если во время массовых беспорядков их активные участники совершают кражи и грабежи - нужна дополнительная квалификация действий виновных.
Но для массовых беспорядков, которые совершают футбольные болельщики (фанаты), картина будет другая (преимущественно это хулиганство, вандализм, применение насилия относительно представителей власти, причинение телесных повреждений лицам из числа болельщиков команды - соперника и др.) [24, с.60]. Такие действия характеризуются небольшой продолжительностью (толпа довольно быстро распадается), а также не охватывает значительных территорий.
Другой она будет и для массовых беспорядков, совершенных в условиях исправительных учреждений Государственного де-
партамента Украины по вопросам исполнения наказаний (совершение насильственных действий относительно охраны и работников исправительных учреждений; убийства, изнасилование, кража продуктов, лекарств, наркотиков, уничтожение имущества) [25]. Действия толпы ограничены территорией исправительного учреждения или его какой-то частью (жилая зона, например).
В случае политизации массовых беспорядков и связанных с этим действий по захвату власти, реакция участников таких событий преимущественно направлена на разного рода посягательства на собственность государства, юридических лиц. Поэтому среди участников таких событий увеличивается количество лиц, действия которых квалифицируются как посягательство и на имущество государства и на имущество юридических лиц либо граждан, так как действия толпы при этом охватывают значительную территорию - город, район, регион. Преступные действия могут длится несколько дней.
Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своём развитии. В изолированном положении - в обычной жизни он, скорее всего, был культурным человеком, в толпе же - это варвар, т.е. существо инстинктивное. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек претерпевает в толпе и снижение интеллектуальной деятельности.
Литература:
1. Тихенко, С. И. Борьба с хищениями социалистической собственности, связанными с подлогом документов / С. И. Тихенко. - К. : Киевский гос. университет, 1959. - С. 180.
2. Колесниченко, А. Н. Общие положения методики расследования отдельных видов преступленный / А. Н. Ко-лесниченко. - Харьков, 1965. - С. 12.
3. Научно-практический комментарий Уголовного кодекса Украины / под ред. Мельника М.И., Хавронюка М.И.
- К. : Каннон, А.С.К., 2002.
4. Яценко, С. С. Массовые беспорядки / С. С. Яценко // Юридическая энциклопедия. - К : «Украинская энциклопедия». - Т.3. - С. 592-593.
5. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29 марта 1991 г. по делу Сабитовой Ж.А. // Вестник Верховного Суда СССР. - 1991. - №8. - С. 15-16.
6. Абдульманов, А. Ответственность за массовые беспорядки / А. Абдульманов // Российская юстиция. - 1996.
- №1.
7. Фокина, К. Впервые дело погромщиков доведено до конца // Страна.ги 20.11.02 - http:/www/stranaru
8. Фортуна, Н. Г. Уголовно-правовая борьба с массовыми беспорядками / Н. Г. Фортуна // Вестник МГУ / Серия «Право». №2. С.42.
9. Козлов, В. А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе (1953 - начало 1980-х г.г.) / В. А. Козлов. - Новосибирск : Сибирский хронограф. 1999.
10. Материалы уголовного дела № 348-550 // СВ ГУСБ Украины в Автономной Республике Крым.
11. Дьяконов, С. В. Государственные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства и государственная преступность / С. В. Дьяконов. - М. : Норма, 1999. - С.67.
12. Дьяконов, С. В. Ответственность за государственные преступления / С. В. Дьяконов, А. А. Игнатьев, М. П. Карпушин.. - М. : Юрид. лит., 1988 - С. 110-111.
13. Материалы уголовного дела № 1-309/01В // Архив Голосовского районного суда города Киева за 2003 год.
14. Постановление Пленума Верховного Суда Украины «О судебной практике по делу об уничтожении и повреждении государственного или коллективного имущества путем поджога или вследствие нарушения установленных законодательством требований пожарной безопасности» от 2 июля 1976 г. №4 (п. 2) (в редакции Постановления от 3 марта 2000 г. №3) // Постановления Пленума Верховного Суда Украины (1963 - 2000). Официальное издание:
в 2т. / под общ. ред. В. Ф. Бойко. - К. : «А.С.К.», 2000. - Т. 2. - С.251.
15. Материалы уголовного дела № 2-2 1996 // Архив Апелляционного суда города Киева за 1996 год.
16. Постановление Пленума Верховного Суда Украины «О судебной практике в делах о бандитизме» от 7 июля 1995 г. №9 // Постановления Пленума Верховного Суда Украины (1963 -2000) Официальное издание: в 2т. (под общ. ред. В.Ф. Бойко. - К.: «А.С.К.», 2000. - Т. 2. - С.73-74.
17. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 27 марта 1991 г. по делу Зайцева А.Ф. и других // Вестник Верховного Суда СССР. - 1991. - №9. - С. 6-8.
18. Постановление Пленума Верховного Суда Украины «О судебной практике в делах о преступлениях, связанных с нарушением режима отбытия наказания в местах лишения свободы» от 26 марта 1993г. №2 / Постановления Пленума Верховного Суда Украины (1963-2000).
19. Материалы уголовного дела // Архив Верховного Суда Автономной Республики Крым за 1997 год.
20. Андрусов, Г. В. Ответственность за преступления против государства : учебное пособие для студентов юридического факультета / Г. В. Андрусов, О. Ф. Батищев. - К. : РВЦ «Киевский университет», 1997. - С. 87-94
21. Постановление Пленума Верховного Суда Украины «О судебной практике в делах о хулиганстве» от 28 июня 1991 г. №3 (п.15). // Постановления Пленума Верховного Суда Украины (1963 -2000) Официальное издание: в 2т. / под общ. ред. В. Ф. Бойко. - К.: «А.С.К.», 2000. - Т. 2. - С.225.
22. Соловьев, А. Массовые беспорядки: организация, участие, призывы к неподчинению / А. Соловьев // Российская юстиция. - 2000 - №7. - С. 47-48
23. Шалдирван, П. В. Вопрос квалификации массовых беспорядков / П. В. Шалдирван // Законодательство Украины. Научно-практический комментарий. - 2003. -№4 - С. 42-47.
24. Шалдирван, П. В. Некоторые вопросы современной уголовно-правовой характеристики массовых беспорядков / П. В. Шалдирван // Вестник прокуратуры. - 2003. - №5.
25. Метин, А. А. Понятие, виды и уголовно-правовая оценка преступлений, совершаемых футбольными болельщиками / А. А. Метин // Юристъ-Правоведъ. - 2002. - № 2 (5). - С.60.
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА
УДК 343.54.000.34
В.П. ДРОБОТ,
доцент кафедры уголовного права (Луганский государственный университет внутренних дел, Украина), кандидат юридических наук
Проблемы усугубляющегося демографического кризиса, старения населения, снижения уровня рождаемости являются актуальными не только для Украины, но и для большинства стран европейского континента, в которых качество жизни населения несравненно выше, например Англии, Германии, Франции и т. д.
Население Украины с 1993 по 2006 гг. уменьшилось почти на 5,5 млн. человек (на 12%). В среднем за последние 5 лет ежегодно умирали 362 тыс. человек. Причем численность детей до 14 лет в 2006 г. уменьшилась по сравнению с 1990 г. на 4,3 млн. (на 64%).
В основе демографического кризиса лежит комплекс взаимосвязанных причин (прежде всего экономические, социальные, психологические, экологические факторы).
После распада СССР и перехода к рыночной экономике резко снизился уровень жизни населения Украины. Переход к частнокапиталистической форме собственности не только не создал более эффективного способа производства и, как следствие - повышения уровня жизни, но и вверг Украину в глубокий экономический кризис. За последние 15 лет страна достигла только 63% (2005 г.) внутреннего валового продукта, который производился в 1990 г.
К социальным факторам снижения рождаемости следует отнести тенденцию, связанную с эмансипацией женщин и увеличением их роли в общественной жизни, что, впрочем, более характерно для развитых европейских стран, а отечественные реалии - неуверенность в завтрашнем дне, в возможности воспитать и дать образование ребенку, страх потерять работу, недоверие к медицинским работникам, в частности, и здравоохранению вообще. Дополнительно следует отметить экологические факторы и состояние здоровья репродуктивной части населения, вследствие чего каждая шестая семейная пара в Украине - бесплодна.
Последствия демографического кризиса ведут к старению нации, на одного работа-