Научная статья на тему 'Объективная сторона массовых беспорядков'

Объективная сторона массовых беспорядков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2192
473
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объективная сторона массовых беспорядков»

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что «монопричины», определяющей совершение хищений транспортных средств, не существует. Все совершающиеся преступления порождаются совокупностью объективных и субъективных причин, а также условий правового, организационного и технического характера. Работа над устранением указанных причин и условий позволит, на наш взгляд, уменьшить количество хищений транспортных средств в России.

В. Г. Павлов

Объективная сторона массовых беспорядков

Наряду с объектом преступления в решении вопросов уголовной ответственности и наказания за совершение массовых беспорядков важное значение имеет объективная сторона преступления как обязательный элемент любого состава общественно опасного деяния. Без объективной стороны, которая характеризует внешнюю сторону преступного деяния, отсутствует и состав преступления.

По сравнению со ст. 79 УК РСФСР 1960 г. объективная сторона массовых беспорядков законодателем значительно расширена путем включения в нее ранее не использованных признаков, в частности таких, как насилие, уничтожение имущества, применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств.

Объективная сторона рассматриваемого деяния как бы состоит из трех самостоятельных преступлений: 1) организация массовых беспорядков (ч. 1 ст. 212 УК); 2) участие в них (ч. 2 ст. 121 УК); и 3) призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а также к насилию над гражданами (ч. 3 ст. 212 УК).

По сути, установить объективную сторону массовых беспорядков довольно трудно.

Организация массовых беспорядков - самая опасная форма рассматриваемого преступления и выражается в совершении разнообразных активных действий как на стадии приготовления общественно опасного деяния, так и в процессе его совершения.

Исходя из смысла диспозиции ч. 1 ст. 212 УК РФ к организации массовых беспорядков относят действия, направленные на объединение неограниченного числа людей (толпы), а также руководство ими для применения различного насилия, совершения погромов, поджогов, уничтожения какого-либо имущества, применения огне-

41

стрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств либо оказания вооруженного сопротивления представителям власти.

С другой стороны, организовывать массовые беспорядки может непосредственно и толпа, участвующая в погромах, поджогах, уничтожении имущества и других деяниях, наказание за которые предусмотрены в диспозиции ч. 1 ст. 212 УК РФ.

При этом организаторы могут вовлекать в начавшиеся массовые беспорядки других участников, которые раньше занимали пассивную позицию. Чаще всего действия организаторов связаны с активным влиянием на значительный круг людей для склонения их к участию в массовых беспорядках, а также совершении и других преступлений.

Массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, представляют повышенную общественную опасность, так как связаны с причинением какого-либо вреда здоровью потерпевших. В каждом конкретном случае требуется уголовно-правовая оценка со стороны правоохранительных органов.

К насилию (ч. 1 ст. 212 УК РФ) относится как физическое, так и психическое противоправное деяние, совершаемое в процессе массовых беспорядков.

Физическое насилие может выражаться в причинении виновными лицами представителям органов власти, различным гражданам и т. п. вреда здоровью различной тяжести, например, тяжкого (ст. 111 УК РФ), средней тяжести (ст. 112 УК РФ), или легкого (ст. 115 УК РФ), а так же побоев (ст. 116 УК РФ) или истязания (ст. 117 УК РФ). В ходе массовых беспорядков при применении насилия может быть совершено убийство (ст. 105 УК РФ), хотя причинение тяжкого вреда здоровью и убийство выходят за пределы состава массовых беспорядков.

К насилию, сопровождающему массовые беспорядки, относится не только физическое, но и психическое воздействие на потерпевших, которое выражается в угрозе причинения легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью, а также побоев, нередко убийства. Угроза применения насилия означает психическое воздействие в отношении потерпевшего, чтобы показать, а точнее, продемонстрировать свою готовность к оказанию на него в любое время физического воздействия. При этом угроза должна носить реальный характер, т. е. восприниматься потерпевшим как возможная к немедленному применению со стороны виновных лиц.

Таким образом, угроза психического насилия также присутствует и при массовых беспорядках, разумеется, если она носит реальный характер, тем более, когда речь идет об угрозе убийством или причинения вреда здоровью различной тяжести, а также уничтожения или повреждения имущества.

42

Что же касается погромов как одного из составляющих массовых беспорядков, наказание за которые предусмотрены в диспозиции ч. 1 ст. 212 УК РФ, то в уголовно-правовой литературе данное понятие не вызывает особых споров и толкуется примерно одинаково. Погромы, как правило, связаны с насильственными действиями в отношении граждан и посягательствами на материальные ценности путем их разграбления и разорения, приведения в негодность (ч. 1 ст. 161 УК), с разбоями (ст. 162 УК), хулиганством (ст. 213 УК) и с другими преступными деяниями.

В этой связи вряд ли можно согласиться с А. В. Бриллиантовым, что под погромом понимается не только разрушение, но и осквернение зданий, сооружений, жилых домов, транспортных средств и объектов инфраструктуры.

Представляется, что в последнем случае имеет место вандализм (ст. 214 УК РФ), который так же, как, например, грабеж, разбой, хулиганство и другие преступления, выходит за пределы массовых беспорядков.

Наряду с погромами и другими деяниями, связанными с массовыми беспорядками, и значительно повышающими общественную опасность, являются поджоги и уничтожение имущества.

Под поджогами обычно понимаются самые различные действия, приводящие к воспламенению или горению чужого имущества, представляющего материальную ценность. При этом, если имеет место совершение поджога, приведшего к возгоранию каких-либо объектов, которые удалось спасти, уголовная ответственность за данное деяние не исключается.

Уничтожение чужого имущества предполагает полную утрату его использования по прямому назначению и потребительских свойств.

Другим деянием, связанным с массовыми беспорядками, является деяние с применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ либо взрывных устройств (ч. 1 ст. 212 УК РФ).

Применение указанных предметов, согласно диспозиции закона, связано обычно с использованием их правонарушителями по прямому назначению, т. е. для причинения вреда человеку, разрушения или уничтожения материальных объектов, производства взрывов, а также для облегчения совершения преступления.

Применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств участниками массовых беспорядков приравнивается к использованию предметов преступления для причинения вреда здоровью потерпевших, разрушения материальных объектов, уничтожения чужого имущества в процессе совершения данного общественно опасного деяния.

43

В процессе организации и совершения массовых беспорядков со стороны их участников могут быть применены и нередко используются такие предметы преступления, как взрывчатые вещества или взрывные устройства, обладающие разрушительной силой при взрыве различных объектов либо уничтожении имущества, а также людей. Согласно п. 5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 12 марта 2002 г. № 5 под взрывчатыми веществами понимаются разные химические соединения или механические смеси веществ, которые способны к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению, взрыву без доступа кислорода. К данным веществам относятся тротил, аммониты, порох, пластиты и др.

Оказание вооруженного сопротивления представителям власти является самостоятельным деянием, которое выражается в активном противодействии представителям власти в осуществлении законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Признак вооруженности означает наличие у лиц, совершающих массовые беспорядки, различного оружия не только огнестрельного, но и холодного, метательного, газового, а также пневматического, которое облегчает совершение преступления и повышает его общественную опасность.

К представителям власти правоохранительных органов относятся: судья, прокурор, следователь или лицо, производящее дознание, полицейский, сотрудник ФСБ России, работники различных звеньев государственных органов, органов местного самоуправления, которые выполняют функции власти.

К данной категории лиц относятся депутаты любого уровня, главы администраций, мэры городов, работники органов надзора в различных сферах деятельности и т. п.

Местом совершения массовых беспорядков бывают, как правило, общественные места (парки, улицы, площади).

Массовые беспорядки по конструкции являются преступлением с формальным составом. Оно окончено с момента совершения действий, перечисленных в диспозиции ч. 1 ст. 212 УК РФ.

При этом следует заметить, что в отличие от УК РСФСР 1960 г. перечень действий, сопровождающих массовые беспорядки, является исчерпывающим. Неслучайно данное преступление, как уже ранее было отмечено, является сложным, так как наряду с много-объектностью его объективная сторона состоит из различных действий.

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.