УДК 343.81
https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/4(57)/101-106
В. А. Уткин
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ (КОМПЛЕКСЫ) КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПРОЕКТ
В статье анализируются нормативно-правовые и научные основы функционирования учреждений нового типа, совмещающих в себе несколько видов режима («мультирежимных») и несколько видов пенитенциарных учреждений («гибридных»). Делается вывод, что существующий в нынешнем виде в Концепции развития УИС РФ на период до 2030 года (далее — Концепция) проект «учреждения объединенного типа», во-первых, не предполагает какого-либо научного обеспечения и сводится к сугубо архитектурным изысканиям и решениям, во-вторых, с учетом современных социально-экономических условий нереален и бесперспективен.
В этой связи автором на основе изучения официальных статистических данных ФСИН России за основу типового уголовно-исполнительного центра (комплекса), в том числе его разновидностей, предлагается взять колонию строгого режима как учреждения, содержащего в себе более половины всех осужденных к лишению свободы. В качестве нормативно-правового обеспечение реализации данного проекта автором предлагается, во-первых, изменить название и терминологию VII раздела Концепции, одновременно с этим перенеся проектирование и строительство подобного центра в План по ее реализации, во-вторых, принять новый закон об уголовно-исполнительной системе со специальным разделом или главой, посвященной уголовно-исполнительным комплексам.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система; учреждения объединенного типа; модернизация.
Для цитирования: Уткин В. А. Уголовно-исполнительные центры (комплексы) как интегративный проект // Вестник Кузбасского института. 2023. № 4 (57). С. 101— 106. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/4(57)/101-106.
V. A. Utkin
PENAL CENTERS (COMPLEXES) AS AN INTEGRATIVE PROJECT
The article analyzes the regulatory, legal and scientific foundations of the functioning of a new type of institution, combining several types of regime ("multi-regime ") and several types of penal institutions ("hybrid"). It is concluded that the project of the "united type institution " existing in its current form in the Concept for the Development of the Penal System until 2030 (hereinafter referred to as the Concept), firstly, does not imply any scientific support and is reduced to purely architectural research and solutions, and secondly, taking into account modern socio-economic conditions, unrealistic and futile.
In this regard, the author, based on the study of official statistical data of the Federal Penal Service of Russia, as the basis of a typical penal center (complex), including its varie-
© Уткин В. А., 2023 © Utkin V. A., 2023
ties, is proposed to take a strict regime colony as an institution containing more than half of all those convicted of deprivation of liberty. As a regulatory support for the implementation of this project, the author proposes, firstly, to change the name and terminology of section VII of the Concept, while simultaneously transferring the design and construction of an oil and gas center to the Plan for its implementation, and secondly, to adopt a new law on the penal system with a special section or chapter dedicated to penal complexes.
Keywords: penal system; institutions of the combined type; modernization.
For citation: Utkin V. A. Penal centers (complexes) as an integrative project. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2023, no. 4 (57), p. 101-106. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/4(57)/101-106.
Судя по официальным данным Федеральной службы исполнения наказаний, в первом полугодии 2023 г. в уголовно-исполнительной системе России функционировали 161 исправительная колония общего режима, 246 колоний строгого режима, 41 колония особого режима, 94 колонии-поселения, 51 лечебно-исправительное учреждение, 23 лечебно-профилактических учреждения, 13 воспитательных колоний, 210 следственных изоляторов, 46 исправительных центров.
Подавляющее большинство из 274 тыс. осужденных к лишению свободы отбывают наказание в исправительных колониях, в том числе 59,5 тыс. — в колониях общего режима, 153,3 тыс. — строгого режима, 16,9 тыс. — особого режима, 24,6 тыс. — в исправительных колониях-поселениях. При этом общее количество осужденных в местах лишения свободы продолжает сокращаться. Если в 2022 г. наполнение указанных учреждений по сравнению с установленным (по приказу) лимитом составляло 53 %, то в первом полугодии нынешнего года — 48 %. При общей тенденции к снижению эта цифра неодинакова по видам учреждений. В наименьшей степени относительно «востребованы» колонии общего режима (41 % от лимита), в наибольшей — колонии-поселения (54 %), колонии особого (52 %) и строгого режима (52 % от лимита).
К сожалению, из опубликованной статистики неясно, сколько из существующих исправительных колоний имеют изолированные участки с различными видами режима, а также функционирующие как тюрьма (ч. 2 ст. 74 УИК РФ), участки колоний-поселений, участки воспитательных колоний, функционирующие как исправительные колонии общего режима (ч. 9 ст. 74). Указано лишь, что на 1 января с. г. на территории исправительных колоний действовали 71 помещение, функционирующее как следственный изолятор (ПФРСИ), и 321 участок, функционирующий как исправительный центр (УФИЦ). Тем не менее, как свидетельствует практика, на территории России практически не осталось «монорежимных» исправительных колоний, а многие из них к тому же являются «гибридными» учреждениями, т. е. сосредоточили на своей территории учреждения иного вида (ПФРСИ, ПФРТ, УФИЦ). Таким образом, появление и развитие «мультирежимных» и «гибридных» учреждений — объективная реальность, отвечающая современным социально-экономическим условиям и заслуживающая большего внимания уголовно-исполнительной науки в целом, а не только ее юридической составляющей — науки уголовно-исполнительного права (см., например: [3; 1]).
В 2019 г., формулируя предложения для включения в проект Рекомендаций
IV Международного пенитенциарного форума «Преступление, наказание, исправление» (Академия ФСИН России), автор этих строк писал о необходимости «изучить перспективы, пути и способы формирования в уголовно-
исполнительной системе исправительных (пенитенциарных) комплексов как учреждений, одновременно объединяющих в себе черты охраняемых колоний, тюрем и колоний-поселений ("открытых тюрем") для дифференцированного содержания в разных условиях изоляции различных категорий осужденных к лишению свободы в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, сроков наказания, личности и поведения в период отбывания наказания». Данное положение дословно было включено в текст рекомендаций форума. И потому нельзя не приветствовать уже сам факт появления в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.04.2021 № 1138-р) специального Раздела VII, посвященного «учреждению объединенного типа». Согласно этому Разделу разработку и реализацию проекта создания такого учреждения предполагается осуществить уже в 2024 г. , причем, как это следует из Раздела XXIII, за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год.
Судя по весьма лаконичному содержанию Раздела VII, в учреждении объединенного типа «планируется сосредоточить исправительные учреждения и следственные изоляторы в едином центре, модернизировать и унифицировать имеющиеся технологии в сфере обеспечения режима и развития производственного сектора, а также предусмотреть клиентоцентричный подход (вы-
делено мной — В. У. ) к созданию условий для содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, предоставления свиданий с их родственниками, осуществления деятельности адвокатов и общественных организаций, включая оборудование для предоставления свиданий, а также для осуществления деятельности судов, органов прокуратуры, следователей, включая оборудование помещений для их деятельности».
Сначала о том, что сразу бросается в глаза. По нашему глубокому убеждению, пресловутый «клиентоцентричный подход», хотя и является модным трендом целого ряда современных управленческих решений, в данном контексте вообще едва ли уместен, поскольку превращает отбывание лишения свободы как меру государственного принуждения (ст. 43 УК РФ) в государственную услугу, где, как известно, «клиент всегда прав» [2, с. 5-12]. Это, разумеется, не исключает использования отдельных его элементов в конкретных, весьма ограниченных областях деятельности пенитенциарных учреждений, например, в социально-воспитательной работе, при подготовке осужденных к освобождению, но не может иметь концептуального характера для уголовно-исполнительной деятельности в целом.
Тревожит и то, что, судя по тексту Раздела VII, проект «учреждения объединенного типа» не предполагает какого-либо научного обеспечения и сопровождения, сводя его к сугубо архитектурным изысканиям и решениям. Об этом косвенно свидетельствует и появившаяся в СМИ информация о предполагаемом строительстве в одной из областей европейской части России экспериментального учреждения на примерно четыре тысячи «клиентов», некоего «сияющего града на холме», удовлетворяющего на основании пресловутого «клиентоцентричного подхода» все по-
требности уголовно-исполнительной системы, осужденных, обвиняемых, подозреваемых, подсудимых, правосудия, прокуратуры, следствия и представителей гражданского общества. И если вдруг пофантазировать, что указанный уникальный проект с напряжением всех сил и средств будет все же осуществлен в одном регионе России, то совершенно непонятно, каким образом он будет впоследствии масштабирован во всей уголовно-исполнительной системе России, В противном случае он теряет свое значение, кроме роли некоего «образцово-показательного колхоза» в советский период. С учетом этого есть весомые основания полагать, что в современных социально-экономических условиях такая идея нереальна и бесперспективна, подобно тому, как остались втуне положения Концепции развития УИС России до 2020 года о «всеобщей тюрьмизации» (построении в России 442 тюрем, отвечающих международным стандартам, за счет внутренних резервов УИС).
Значит ли это, что в результате окажется дискредитированной сама идея учреждений объединенного типа? Ведь, как известно, тезисы о всеобщей «тюрь-мизации» из Концепции 2020 позднее пришлось не без оснований исключить. Конечно, нет, будет дискредитирована лишь идея «сияющего града на холме», а развитие «мультирежимных» и «гибридных» учреждений объективно и требует, помимо прочего, постоянного и глубокого научного сопровождения с использованием описательной, объяснительной, прогностической и управленческой функций самой науки. Несомненным плюсом в этом отношении служит уже наработанная определенная практика, опыт, который необходимо изучить, систематизировать, оценить и конструктивно использовать в дальнейшем.
Поскольку Концепция «учреждения объединенного типа» как сугубо архитектурного проекта должна быть оставлена в прошлом, само наименование Раздела VII необходимо изменить, озаглавив его, к примеру, «Формирование и развитие учреждений объединенного типа». Архитектурную часть (проектирование и строительство) целесообразнее переместить в План реализации Концепции 2030. Имея в виду комплексный характер таких учреждений, в том числе возможное наличие на их территории следственных изоляторов, в дальнейшем обсуждении и новой редакции Раздела VII Концепции уместно использовать и термины «уголовно-исполнительные центры» или «уголовно-исполнительные комплексы», ибо СИЗО — это также учреждения уголовно-исполнительной системы.
Научная и практическая ценность и значимость такого проекта — в его ин-тегративном, т. е. объединяющем характере, причем эта интегративность многоаспектна. Прежде всего, вытекающая из самого названия организационно оформленная и территориально обозначенная интегративность возможных видов и режимов учреждений УИС. И здесь вовсе нет необходимости в каком-то едином для всех унифицированном проекте, тем более со всеми возможными видами и режимами (включающем СИЗО и УФИЦ). Все должно определяться местными условиями, потребностями и возможностями. Перспективен «модульный» принцип построения таких учреждений, когда число соответствующих «модулей» и их сочетание могли бы варьироваться.
Учитывая существующую ныне фактическую «мультирежимность» и «гибридность» большинства исправительных учреждений, не все из них, по-видимому, можно будет причислять к
«учреждениям объединенного типа». Здесь возможны количественные и качественные критерии, например, доли осужденных, отбывающих наказание на различных видах режима, наличие на их территории ПФРСИ, ПФРТ, УФИЦ и т. п. ).
Поскольку среди всех осужденных в исправительных колониях большинство (около 60 %) отбывает наказание в колониях строгого режима, точнее — на строгом режиме), и такие колонии в системе охраняемых учреждений преобладают, за основу типового уголовно-исполнительного центра (комплекса), в том числе его разновидностей, предпочтительнее взять именно колонию строгого режима. Коль скоро в составе уголовно-исполнительных комплексов возможно появление исправительных центров с перспективой преобразования в них изолированных участков колоний-поселений, такие комплексы уже нельзя считать в полной мере местами лишения свободы.
Другой важный аспект интеграции — объединение усилий науки и практики. Здесь, как представляется, необходимы создание и реализация целевой программы научного обеспечения формирования и развития уголовно-исполнительных комплексов под эгидой Министерства юстиции и активным участием НИИ ФСИН России, заинтересованных и компетентных ученых и прак-
тиков, в том числе ученых общегражданских вузов и научных учреждений (например, институтов РАН).
Немаловажно и нормативно-правовое обеспечение реализации проекта на основе интеграции соответствующих положений уголовно-исполнительного законодательства и законодательства об уголовно-исполнительной системе. В перспективе значительную роль в этом мог бы сыграть новый закон об уголовно-исполнительной системе со специальным разделом или главой, посвященной уголовно-исполнительным комплексам. Но сводить реализацию проекта только к правовому обеспечению было бы неправильно. Свое слово здесь, несомненно, должны сказать и другие отрасли уголовно-исполнительной (пенитенциарной) науки, в том числе пенитенциарная архитектура, пенитенциарная медицина, пенитенциарная экономика, наука управления в уголовно-исполнительной системе. От результатов их взаимодействия и взаимодействия науки и практики в конечном итоге будет зависеть успех современной модернизации и исторически сложившихся в советский период традиционных, по сути, «лагерных», колонийских структур, но модернизации, отличной от предлагавшейся ранее пресловутой всеобщей «тюрьми-зации» западного образца.
Литература
1. Горбань, Д. В., Южанин, В. Е. Комплексные исправительные учреждения на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы России // Пенитенциарная наука. — 2021. — Т. 15. — № 4 (56). — С. 733-741.
2. Клиентоцентрический подход в государственном управлении: навигатор цифровой информации. — Москва : РАНХИГС при Президенте РФ, 2020. — 180 с.
3. Уткин, В. А., Киселев, М. В., Савушкин, С. М. «Гибридные» и «мультирежим-ные» пенитенциарные учреждения: преимущества и риски // Вестник Томского государственного университета. Право. — 2018. — № 29. — С. 79-91.
References
1. Gorban D. V., Yuzhanin V. E. Kompleksnye ispravitel'nye uchrezhdeniya na sov-remennom etape reformirovaniya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossii [Comprehensive correctional institutions at the co-temporary stage of reforming the penal system of Russia]. Penitenciarnaya nauka [PenalScience], 2021, vol. 15, no. 4 (56), p. 733-741.
2. Client-centric approach in public administration: navigator of cyph information [Klientocentricheskij podhod v gosudarstvennom upravlenii: navigator cifrovoj infor-macii]. Moscow, RANEPA under the President of the Russian Federation, 2020. 180 p.
3. Utkin V. A., Kiselev M. V., Savushkin S. M. «Gibridnye» i «mul'tirezhimnye» peni-tenciarnye uchrezhdeniya: preimushchestva i riski ["Hybrid" and "multiregime" penфд institutions: advantages and risks]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo [Tomsk State University Journal of Law], 2018, no. 29, p. 79-91.
Сведения об авторе
Владимир Александрович Уткин: Национальный исследовательский Томский государственный университет (г. Томск, Российская Федерация), Юридический институт, заведующий кафедрой уголовно-исполнительного права и криминологии, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор. E-mail: [email protected]
Information about the author
Vladimir A. Utkin: National Research Tomsk State University (Tomsk, Russia), Law Institute, head of the Chair of Penal Law and Criminology, Honored Lawyer of Russian Federation, doctor of law, professor. E-mail: [email protected]