АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 2023. Т. 7. № 3 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law/
AKTUAL'NYE PROBLEMY GOSUDARSTVA I PRAVA = = CURRENT ISSUES OF THE STATE AND LAW 2023, vol. 7, no. 3 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law-eng/ ISSN 2587-9340 (Print) ISSN 2782-3334 (Online)
ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ REVIEW OF LEGISLATION AND LAW ENFORCEMENT PRACTICE
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 343.81
https://doi.org/10.20310/2587-9340-2023-7-3-458-464 Шифр научной специальности 5.1.4
Проект учреждения объединенного типа по положениям Концепции развития УИС до 2030 года
© ЦАРЕВА Елена Александровна,
кандидат юридических наук, начальник кафедры организации охраны и конвоирования в УИС, ФКОУ ВО «Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России», Российская Федерация, Кемеровская область, 654066, г. Новокузнецк, проспект Октябрьский, 49, https://orcid.org/0009-0003-0338-0133, [email protected]
Аннотация
В целях реализации норм Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 г. о создании учреждений объединенного типа предпринята попытка разработки модели подобного исправительного учреждения. В исследовании рассмотрен вопрос, касающийся создания правовых и организационных основ функционирования учреждения объединенного типа. Для закрепления на правовом уровне какого-либо явления прежде всего должна быть создана теоретическая модель, предложено ее научное обоснование. При этом и в национальном уголовно-исполнительном законодательстве, и в зарубежном уже присутствуют элементы предлагаемой Концепцией развития УИС модели учреждений объединенного типа. На законодательном уровне РФ предусмотрено изменение вида исправительного учреждения либо увеличивая объем прав и свобод осужденного, либо уменьшая. Статистические данные подтверждают практическую реализацию данных институтов, в связи с чем прослеживается необходимость наличия участков колонии-поселения и тюрьмы в составе проектной модели учреждения объединенного типа. Модель учреждения объединенного типа могла бы быть дополнена исправительными колониями без выделения их режимов, но с выделением условий отбывания наказания внутри одной исправительной колонии. Также в предложенной модели следует предусмотреть помещение следственного изолятора, что позволит обеспечить последовательный исправительный процесс работы с лицами, совершившими преступление. Что касается создания участка для несовершеннолетних осужденных, вызывает сомнение. Поскольку специфичность спецконтингента в виде несовершеннолетних осужденных предполагает отдельное содержание от взрослых осужденных. Наиболее оптимальной представляется идея о едином комплексе исправительных учреждений для лиц, совершивших преступление до достижения ими восемнадцатилетнего возраста, представляющим собой соединение на одной территории следственного изолятора, воспитательной и исправительной колоний. Модель учреждения объединенно-
го типа может структурно быть представлена следующим образом: помещение следственного изолятора; исправительная колония; помещение в режиме тюрьмы; участок колонии-поселения.
Ключевые слова
учреждение объединенного типа, исправительное учреждение, мультирежимное учреждение Для цитирования
Царева Е.А. Проект учреждения объединенного типа по положениям Концепции развития УИС до 2030 года // Актуальные проблемы государства и права. 2023. Т. 7. № 3. С. 458-464. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2023-7-3-458-464
ORIGINAL ARTICLE
https://doi.org/10.20310/2587-9340-2023-7-3-458-464
The project of a united type institution according to the provisions of the Concept for the penitentiary system development until 2030
© Elena A. TSAREVA,
PhD (Law), Head of Security and Convoy Organization in the Penitentiary System Department, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 49 Oktyabrsky Ave., Novokuznetsk, 654066, Kemerovo Region, Russian Federation, https://orcid.org/0009-0003-0338-0133, [email protected]
Abstract
In order to implement the norms of the Concept for the penitentiary system development of the Russian Federation until 2030 on the creation of a united type institution, an attempt was made to develop a model of such a correctional institution. The study addresses the issue of creating the legal and organizational foundations for the functioning of a united institution. To fix any phenomenon at the legal level, first of all, a theoretical model should be created, its scientific justification should be proposed. At the same time, both in the national penitentiary legislation and in the foreign one, there are already elements of the model of the united type institutions proposed by the Concept for the development of the penitentiary system. At the Russian Federation legislative level, a change in the correctional institution type is provided, either by increasing the rights and freedoms scope of the convict, or by reducing it. Statistical data confirm the practical implementation of these institutions, in connection with which there is a need for the sites presence of a colony-settlement and a prison as the design model part of a united type institution. The model of the united type institution could be supplemented by correctional colonies without distinguishing their regimes, but with the allocation of conditions for serving sentences within one correctional colony. Also, in the proposed model, it is necessary to provide for the placement of a pre-trial detention center, which will ensure a consistent corrective working process with persons who have committed a crime. As for the site creation for juvenile convicts, it raises doubts. Since the specificity of the special contingent in the form of juvenile convicts implies a separate content from adult convicts. The most optimal idea seems to be about a single complex of correctional institutions for persons who have committed a crime b e-fore they reach the age of eighteen, which is a combination of a pre-trial detention center, educational and correctional colonies on the same territory. The model of a united type institution can be structurally represented as follows: pre-trial detention center; Correctional Facility; a room in a prison regime; the colony area.
Keywords
integrated facility, correctional facility, multi-mode facility
For citation
Tsareva, E.A. (2023). The project of a united type institution according to the provisions of the Concept for the penitentiary system development until 2030. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava = Current Issues of the State and Law, vol. 7, no. 3, pp. 458-464. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2023-7-3-458-464 (In Russ., abstract in Eng.)
Введение. Постановка проблемы учным направлением в современном уго-
Разработка проекта учреждения объеди- ловно-исполнительном праве РФ в связи с ненного типа представляется основным на- определением вектора развития исправи-
тельных учреждений Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденной Распоряжением Правительства от 29 апреля 2021 г. № 1138-р.
Некоторые авторы акцентируют внимание на том факте, что Концепция является дорожной картой, которая раскрывает потенциал в соответствии с вызовами, стоящими перед УИС РФ, выстраивая цели и вектор ее развития на указанный период в соответствии с законодательством, а также с учетом международных норм и стандартов [1, с. 192].
Создатели Концепции развития УИС до 2030 г. предлагают подготовить и утвердить Генеральную схему размещения учреждений УИС, которая будет представлять собой комплекс проектных и управленческих мер, направленных на создание различных видов исправительных учреждений, учитывая специфику отдельных регионов нашей страны.
По замыслу Концепции развития УИС до 2030 г. проект учреждения объединенного типа предполагает создание подобного учреждения либо на межрегиональной основе, либо в одном регионе и должен включать в себя:
- финансово-экономическое обоснование;
- подготовку технической документации;
- создание правовых условий;
- создание организационных условий.
В данном исследовании будет рассматриваться вопрос, касающийся создания правовых и организационных основ функционирования учреждения объединенного типа. Для закрепления на правовом уровне какого-либо явления, прежде всего, должна быть создана проектная модель, предложено ее научное обоснование.
Результаты исследования
В национальном уголовно-исполнительном законодательстве и в зарубежном праве уже присутствуют элементы предлагаемой Концепцией развития УИС модели учреждений объединенного типа.
Объединенный вид дислокации учреждений присутствует практически во всех регионах страны, и это однозначно подтверждает, что в отечественной пенитенциарной
системе широко развиты явления мультире-жимности и гибридности [2, с. 199].
Законодатель как будто воспринял некоторые идеи ученых о мультирежимности (гибридности) ИУ и внес в Концепцию идею об учреждениях объединенного типа. Р.З. Усеев все названные учреждения подразделяет на учреждения межвидовой и внутривидовой гибридности [3].
По мнению некоторых ученых, данные исправительные учреждения целесообразно именовать «комплексными». В первую очередь потому, что это более широкое понятие, охватывающее собой гибридные и мультирежимные учреждения и даже учреждения объединенного типа [4, с. 22].
Однако, по нашему мнению, научные термины имели место быть до того, как Концепцией развития УИС до 2030 г. данные учреждения названы учреждениями объединенного типа, поэтому оперировать следует именно этим понятием.
Российское действующее уголовно-исполнительное законодательство РФ демонстрирует примеры, когда на одной территории функционируют различные виды исправительных учреждений. Например, на территории исправительных колоний могут одновременно функционировать следственные изоляторы, исправительные колонии, участки тюрьмы или колонии-поселения. Также на территории исправительного учреждения могут отбывать наказание осужденные к принудительным работам, но изолированно на участках исправительных центров. Все это позволяет проводить научные исследования по дальнейшей практической реализации внедрения гибридных исправительных учреждений, мультирежимных или полифункциональных в систему учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы [5, с. 61]. В положениях Концепции развития УИС до 2030 г. подобные учреждения определены как учреждения объединенного типа.
Зарубежным странам также уже знаком опыт функционирования исправительных учреждений объединенного типа. Зарубежная система учреждений для исполнения наказаний, связанных с изоляцией от общества, представлена многоступенчато с поэтапной сменой режима и уровня безопасности:
460
максимальный, средний, минимальный с полуоткрытым режимом содержания, открытые учреждения.
Каждый представленный вид учреждения имеет своим отличием от другого степень изолированности содержащихся в них осужденных от внешнего мира и остальных осужденных друг от друга.
В тюремную систему европейских стран традиционно входят полуоткрытые учреждения и открытые.
По мнению В.А. Уткина, фактически существуют всего три вида учреждений: «открытые» (исправительные колонии-поселения), «закрытые» (охраняемые исправительные и воспитательные колонии) и тюрьмы (которые, как известно, в лексиконе осужденных именуются как «крытые») [6, с. 10-11].
Существование полуоткрытых учреждений и открытых учреждений для отбывания наказания реализует на практике постулаты прогрессивной системы отбывания наказания, представляя собой способ стимулирования правопослушного поведения осужденных.
В уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации предусмотрены аналогичные полуоткрытым и открытым учреждениям колонии-поселения, в которых могут содержаться следующие категории осужденных: осужденные за преступления по неосторожности и умышленные преступления, которым колония-поселение назначена изначально по приговору суда, и переведенные осужденные из колоний общего и строгого режима в соответствии с частью 2 статьи 78 УИК РФ.
Проводя исследование дисциплинарной практики осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы на определенный срок в исправительных учреждениях, за истекший 2022 г. представлены следующие статистические данные. 960 осужденных признаны злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведены из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом. 1088 осужденных признаны злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведены из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима. Числен-
ность осужденных, в отношении которых возможен перевод в колонию-поселение, составляет 37678 осужденных, в том числе в отношении которых материалы о переводе в колонию-поселение направлены в суд составляет 11695 осужденных1.
В связи с чем прослеживается необходимость наличия участка колонии-поселения в составе проектной модели учреждения объединенного типа, поскольку положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены из исправительной колонии общего режима и строгого режима в колонию-поселение, а нарушители установленного порядка отбывания наказания могут быть переведены в обратном порядке.
Перевод, ухудшающий правовое положение осужденного, предусмотрен нормами уголовно-исполнительного законодательства РФ. Изменение вида исправительного учреждения является одним из правовых последствий признания осужденного злостным нарушителем отбывания наказания, а именно: перевод из колонии общего, строгого, особого режимов в тюрьму в соответствии с пунктом «в» части 4 статьи 78 УИК РФ и перевод осужденного из колонии-поселения в исправительную колонию общего и строгого режимов в соответствии с пунктами «а», «б» части 4 статьи 78 УИК РФ.
В связи с данными нормами УИК РФ в проектной модели объединенного учреждения следует предусмотреть участки исправительных колоний и участки тюрем.
Однако законодатель выделяет несколько видов исправительных колоний: общего, строгого, особого режимов и для пожизненно лишенных свободы особого режима. Что касается пожизненно лишенных свободы, их отдельное содержание от остальной массы осужденных сомнений не вызывает и не требует включения в учреждения объединенного типа. А относительно исправительных колоний для осужденных к лишению свободы на определенный срок возникает вопрос в критериях их разграничения и необходимости выделения участков всех видов режимов в модели учреждения объединенного типа.
1 Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы (январь-декабрь 2022 г.). Информационно-аналитический сборник. Тверь, 2023. С. 367.
В.А. Уткин определяет, что вид пенитенциарного учреждения, в сущности, определяется двумя критериями: 1) качественно отличной степенью (мерой) изоляции от общества и 2) способами внутреннего организационно-пространственного размещения осужденных (общежития или камеры) [7, с. 150].
Следует согласиться с мнением В.А. Уткина, что предусмотренный нормами УИК РФ единый критерий для разграничения и условий отбывания наказаний и видов исправительных колоний в виде числа посылок, передач, бандеролей, свиданий, размера денежных средств для приобретения предметов первой необходимости и времени прогулки не позволяет в полной мере измерить степень кары наказания в виде лишения свободы в различных видах исправительных колоний.
Осуществляя перемещение осужденного из одного исправительного учреждения в другое, увеличивая объем его прав и свобод, осужденный приобретает право на увеличение количества посылок, передач, бандеролей и свиданий. Данная льгота для осужденного недостаточно эффективна для стимулирования его правопослушного поведения, в связи с чем не представляется целесообразным выделение видов режимов колоний: общего, строго и особого. В проектной модели объединенного учреждения предлагается функционирование исправительной колонии без выделения режимов, но с разграничением видов условий отбывания наказания в пределах исправительной колонии.
Существующая проблема отбывания наказания осужденным по месту жительства ввиду отсутствия каждого вида исправительной колонии во всех субъектах РФ может быть успешно решена путем создания учреждения объединенного типа в каждом субъекте РФ.
Согласно пункту «в» части 4 статьи 78 УИК определяется, что осужденные, являющиеся злостными нарушителями отбывания наказания, могут быть переведены из исправительной колонии в тюрьму.
Законодательно закреплены категории осужденных, которые могут содержаться в тюрьме: злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания в исправительной колонии и осужденные мужчины
за совершение тяжких и особо тяжких преступлений на срок свыше пяти лет, а также при особо опасном рецидиве преступлений, которым часть наказания суд назначил отбывать в тюрьме. Указанные категории осужденных представляют наиболее криминогенную часть осужденных, которых необходимо содержать отдельно от остальной массы осужденных к лишению свободы.
Численность осужденных лиц в 2022 г., переведенных из исправительной колонии в тюрьму, составляет 437 осужденных. Численность осужденных, переведенных из тюрем в исправительную колонию, составляет 20 человек. Численность лиц, содержащихся в тюрьмах, на конец 2022 г. составляет 1498 осужденных, из них осужденных к отбыванию уголовного наказания в тюрьме - 1333 и оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию - 1652.
В связи с чем в проектной модели учреждения объединенного типа необходимо предусмотреть участок тюрьмы для изоляции наиболее опасных осужденных от остальных осужденных. При этом наличие данного участка будет стимулировать всех осужденных к правопослушному поведению в связи с возможностью изменения своего правового положения как в сторону ухудшения (перевода из колонии в тюрьму), так и в сторону улучшения (перевода из тюрьмы в колонию).
Некоторые авторы утверждают, что должно произойти сближение «тюремно-камерного» и «колонийско-отрядного» типа содержания осужденных, то есть переход к концепции камеры/общежития с небольшим количеством проживающих в ней [8, с. 320].
Также Концепцией развития УИС до 2030 г. в составе учреждения объединенного типа предусмотрен участок, функционирующий в режиме следственного изолятора, что даст возможность проводить непрерывный процесс исправления с лицами, изолированными от общества, начиная с момента их заключения их под стражу и завершая их освобождением из пенитенциарных учреждений.
Что касается создания участка для несовершеннолетних осужденных, вызывает со-
2 Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы (январь-декабрь 2022 г.). Информационно-аналитический сборник. Тверь, 2023. С. 366.
462
мнение. Поскольку специфичность спецконтингента в виде несовершеннолетних осужденных предполагает отдельное содержание от взрослых осужденных. Наиболее оптимальной представляется идея о едином комплексе исправительных учреждений для лиц, совершивших преступление в возрасте, не достигшем восемнадцати лет. Поэтапное изменение следственного изолятора на воспитательную колонию, а после достижения совершеннолетия несовершеннолетних осужденных перевод из воспитательной колонии в исправительную колонию создает все необходимые условия для полноценного и эффективного воспитательного и исправительного процесса на каждом этапе применения уголовной ответственности: в процессе следствия и дознания, на стадии исполнения наказания и подготовки его к освобождению.
Создание вышеуказанных учреждений в каждом субъекте РФ позволит соблюдать принцип отбывания наказания по месту жительства, сохраняя социально полезные связи.
Представляется целесообразность создания учреждения объединенного типа для несовершеннолетних осужденных, в структуру которого включить помещение следственного изолятора, непосредственно воспитательную колонию и исправительную колонию для лиц, достигших совершеннолетия во время отбывания наказания.
Заключение
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до
2030 г. представила совершенно новое положение о создании учреждений объединенного типа, что требует разработки модели подобного исправительного учреждения. Научная новизна исследования заключается в принятии попытки создать структурную проектную модель такого учреждения, предложить ее научное обоснование для создания возможности ее дальнейшего закрепления на законодательном уровне и практической реализации.
Поставленная научная проблема разрешена, и предложена проектная модель учреждения объединенного типа, которая может структурно быть представлена следующим образом:
- помещение следственного изолятора;
- исправительная колония;
- помещение тюрьмы;
- участок колонии-поселения.
Предложенная проектная модель учреждения объединенного типа имеет практическое значение. Данная модель позволит обеспечить более эффективный исправительный процесс с лицами, совершившими преступление, на всех этапах реализации уголовной ответственности, начиная с заключения их под стражу и завершая освобождением из пенитенциарных учреждений, реализуя постулаты прогрессивной системы отбывания наказания.
Проектная модель учреждения объединенного типа носит общий характер и в дальнейшем требует более детальной научной разработки каждого ее элемента.
Список источников
1. Дмитриев А.Л. Концепция УИС 2030 - доктринальный НПА // Современная юриспруденция: теория, методология, практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. В.В. Соловьевой. Воронеж: Наука-Юнипресс, 2022. С. 192-197. https://elibrary.ru/okkxbz
2. Сироткина М.Л. Особенности создания и развития учреждений уголовно-исполнительной системы объединенного типа // Актуальные вопросы информатизации Федеральной службы исполнения наказаний: сб. материалов IV круглого стола, посвящ. 100-летию со дня рожд. Владимира Савельевича Харичева. Тверь: Науч.-исслед. ин-т информац. технологий Федеральной службы исполнения наказаний, 2022. С. 196-203. https://elibrary.ru/pncptj
3. Усеев Р.З. Перспективы развития системы гибридных исправительных учреждений в аспекте обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2017. № 4 (179). С. 30-35. https://elibrary.ru/wbjded
4. Горбань Д.В., Южанин В.Е. Комплексные исправительные учреждения: какими они должны быть // Вестник Кузбасского института. 2022. № 2 (51). С. 20-35. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/ 2(51)/20-35, https://elibrary.ru/irzzle
5. Селиверстов В.И., Посмаков П.Н. Концептуальные и организационные основы создания объединенных (многофункциональных) исправительных учреждений // Безопасность бизнеса. 2021. № 4. С. 59-64. https://doi.org/10.18572/2072-3644-2021-4-59-64, https://elibrary.ru/fwrznm
6. Уткин В.А. «Мультирежимные» исправительные учреждения: реальность и перспективы // Вестник Кузбасского института. 2014. № 21. С. 9-18. https://elibrary.ru/syjrsn
7. Уткин В.А. Проблемы теории уголовных наказаний: курс лекций. Томск: Изд. Дом Томск. гос. ун-та, 2018. 240 с.
8. Савонов Р.М. Тюрьма как вид исправительного учреждения и особенности режимов содержания в ней осужденных // Закон. Право. Государство. 2020. № 4-1 (28). С. 316-321. https://elibrary.ru/yvunxj
References
1. Dmitriev A.L. (2022). UIS 2030 concept - doctrinal RLA. In: Solov"eva V.V. (gen. ed.). Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Sovremennaya yurisprudentsiya: teoriya, metodologiya, praktika» [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Modern Jurisprudence: Theory, Methodology, Practice"]. Voronezh, Nauka-Unipress Publ., pp. 192-197. (In Russ.) https://elibrary.ru/okkxbz
2. Sirotkina M.L. (2022). Features of the creation and development of institutions of the penal system of the combined type. Sbornik materialov 4 kruglogo stola, posvyashchennogo 100-letiyu so dnya rozhdeniya Vla-dimira Savel'evicha Kharicheva «Aktual'nye voprosy informatizatsii Federal'noi sluzhby ispolneniya naka-zanii» [Proceedings of the 4th Round Table Dedicated to the 100th Anniversary of the Birth of Vladimir Sa-velyevich Kharichev "Current Issues of Informatization of the Federal Penitentiary Service"]. Tver, Research Institute of Information Technologies of the Federal Penitentiary Service Publ., pp. 196-203. (In Russ.) https://elibrary.ru/pncptj
3. Useev R.Z. (2017). The hybridity of places of deprivation of liberty in the view of security of the criminal-executive system. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noi sistemy [Bulletin of the Penitentiary System], no. 4 (179), pp. 30-35. (In Russ.) https://elibrary.ru/wbjded
4. Gorban' D.V., Yuzhanin V.E. (2022). Comprehensive correctional institutions: what they should be. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], no. 2 (51), pp. 20-35. (In Russ.) https://doi.org/ 10.53993/2078-3914/2022/2(51)/20-35, https://elibrary.ru/irzzle
5. Seliverstov V.I., Posmakov P.N. (2021). Conceptual and organizational bases of the establishent of joint (multifunctional) correctional facilities. Bezopasnost' biznesa = Business Security, no. 4, pp. 59-64. (In Russ.) https://doi.org/10.18572/2072-3644-2021-4-59-64, https://elibrary.ru/fwrznm
6. Utkin V.A. (2014). "Multiregime" correctional facilities: reality and prospects. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], no. 21, pp. 9-18. https://elibrary.ru/syjrsn
7. Utkin V.A. (2018). Problemy teorii ugolovnykh nakazanii [Problems of the Theory of Criminal Penalties]. Tomsk, Tomsk State University Publishing House, 240 p. (In Russ.)
8. Savonov R.M. (2020). Prison as a correctional institution and its features of the prisoner's regime. Zakon. Pravo. Gosudarstvo = Lex. Jus. Civitas, no. 4-1 (28), pp. 316-321. (In Russ.) https://elibrary.ru/yvunxj
Поступила в редакцию / Received 27.03.2023 Поступила после рецензирования / Revised 13.06.2023 Принята к публикации / Accepted 16.06.2023
|(сс) ® | Работа доступна по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная
464