Научная статья на тему 'Уголовно-исполнительные правоотношения: понятие, классификация, субъекты'

Уголовно-исполнительные правоотношения: понятие, классификация, субъекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4086
478
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СRIMINALLY-EXECUTIVE LEGAL RELATIONS / КЛАССИФИКАЦИЯ / CLASSIFICATION / ФУНКЦИИ / FUNCTIONS / СУБЪЕКТЫ / SUBJECTS / ОСУЖДЕННЫЕ / CONVICTS / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кургузкина Елена Борисовна

В статье анализируются различные подходы к понятию «уголовно-исполнительные правоотношения». Приводится классификация уголовно-исполнительных правоотношений, раскрывается их система и определяются субъекты, участвующие в указанных правоотношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уголовно-исполнительные правоотношения: понятие, классификация, субъекты»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Е.Б. Кургузкина,

доктор юридических наук, Центральный филиал Российского государственного университета правосудия (г. Воронеж)

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СУБЪЕКТЫ

CRIMINAL EXECUTIVE RIGHTS: CONCEPT, CLASSIFICATION, SUBJECTS

В статье анализируются различные подходы к понятию «уголовно-исполнительные правоотношения». Приводится классификация уголовно-исполнительных правоотношений, раскрывается их система и определяются субъекты, участвующие в указанных правоотношениях.

The article analyzes various approaches to the concept of "criminally-executive legal relations". The classification ofcriminal-executive legal relations is given, the system of criminally-executive legal relations is disclosed and the subjects participating in the specified legal relations.

Существуя в социуме, люди постоянно вступают в определённые взаимоотношения по различным вопросам. Ряд наиболее значимых социальных отношений регулируется правовыми нормами и обеспечивается принудительной силой государства. Исходя из этого, правовые отношения вообще и уголовно-исполнительные правоотношения в частности являются частью наличествующих в конкретном обществе отношений между людьми.

Основой всех общественных отношений следует признать производственные отношения. Производственные отношения объективны, и индивиды вступают в них помимо своей воли. По мнению С. С. Алексеева, производственные отношения представляют собой фактические урегулированные правовыми нормами отношения [1]. Иными словами, правоотношение возникает при

наличии производственных отношений, ядро которых составляют фактические отношения, и норм права, относящихся в силу своей самостоятельности к надстройке.

В ходе и по поводу исполнения наказания в социуме устанавливаются характерные для данного общественного строя общественные отношения.

Особенности таких отношений коррелируют с фактом отбывания наказания вообще и с характером отбываемого наказания в частности. Наиболее ярко такие отношения складываются в ходе отбывания наказания в виде лишения свободы. Определяя процедуру и условия отбывания конкретных наказаний, нормы уголовно-исполнительного права регламентируют складывающиеся в процессе отбывания наказания общественные отношения, в результате чего они начинают выступать в качестве правоотношений.

Можно сделать вывод, что уголовно-исполнительные правоотношения складываются в результате регламентирования нормами уголовно-исполнительного права фактических отношений, определяемых характером исполняемого (отбываемого) наказания.

Уголовно-исполнительные правовые отношения тесно связаны с уголовными и уголовно-процессуальными правовыми отношениями. При этом уголовное право является ведущим по отношению к уголовно-процессуальному и уголовно-исполнительному законодательству.

Уголовные правоотношения исторически и фактически изначально явились источником уголовно-процессуальных и уголовно -исполнительных отношений. Выделившись из уголовных правовых отношений и находясь в тесной связи с уголовным правом, уголовно -исполнительные правоотношения обладают и собственным специфическим содержанием. На основе уголовного правоотношения возникает и существует общее право государства наказать преступника и на основе интеракции обязанность виновного претерпеть назначенное наказание, кроме того, право осуждённого на соответствующее закону обращение с ним и обязанность государственных органов исполнить предписания права.

Хотя существовали, да и сейчас существуют позиции, ставящие под сомнение самостоятельность уголовно-исполнительных отношений и самого уголовно-исполнительного права как отрасли права, всё же их сторонники не могут не признать существование уголовно-исполнительных отношений, хотя бы и в рамках уголовно-правовых отношений.

Мы же полагаем, что уголовно-исполнительные правоотношения, как и уголовно-исполнительное право, являются самостоятельными образованиями, хотя достаточно тесно связны с уголовно-правовыми отношениями. Встаёт вопрос о том, какова природа уголовно-исполнительных правоотношений. Являются они материальными или процессуальными? Опираясь на тесную связь уголовно-исполнительных правоотношений с уголовными, содержание первых можно определить как материальное, поскольку они регламентируют и охраняют определенные правоотношения. Исходя из этого, уголовно-исполнительные отношения можно классифицировать на регулятивные и охранительные. А их, в свою очередь, можно подразделить соответственно на общерегулятивные и конкретно регулятивные, общеохранительные и конкретно охранительные.

В ходе реализации функций уголовно-исполнительного права сначала возникают общерегуля-

тивные уголовно-исполнительные правовые отношения. Эти отношения определяют круг субъектов уголовно-исполнительного права, их правовой статус, вместе с нормами уголовно-исполнительного права образуют нормативную основу, создающую многообразные конкретные уголовно-исполнительные правоотношения. Общерегулятивное уголовно-исполнительное правоотношение с самого начала состоит из совокупности неразрывно связанных и взаимно обусловленных конкретных правоотношений. Обычно каждый отбывающий наказание выступает и как субъект общерегулятивного уголовно-исполнительного правоотношения, и как субъект определенного круга конкретных уголовно-исполнительных правоотношений.

Эти конкретные правоотношения могут образовываться в ходе реализации правил режима отбывания наказания (например, реализация осужденным права на получение посылок), обеспечения условий труда и т.п. Осужденный обычно становится субъектом общерегулятивного правоотношения после вступления в законную силу в отношении него приговора суда. Однако это далеко не всегда влечёт за собой получение статуса субъекта участником какого-либо конкретного уголовно-исполнительного правоотношения.

Так, согласно ч. 1 ст. 75 УИК РФ лица, осужденные к лишению свободы, направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу. В эти десять дней осужденный находится в специфическом положении, которое заключается в том, что общее регулятивное правоотношение образовало его правовой статус, однако он еще не выполняет роль субъекта ни в одном конкретном уголовно-исполнительном правоотношении.

Классификация уголовно-исполнительных правоотношений на общие и конкретные, уяснение их сходства и различия позволяет понять социальную роль уголовно-исполнительного права в социуме, выявить алгоритм его воздействия на общественные отношения.

При нормативном регулировании возникают также охранительные уголовно-исполнительные правоотношения. В рамках данных правоотношений формируются конкретные охранительные правоотношения, реализующие нормы уголовно-исполнительного права, предусматривающие, например, дисциплинарную и материальную ответственность лица, отбывающего наказание.

Исследуемые регулятивные и охранительные уголовно-исполнительные правовые отношения специфичны по характеру взаимоотношения

субъектов при возникновении и развитии социальных связей.

В таких уголовно-исполнительных правовых отношениях одна сторона всегда наделена специальными публичными полномочиями, поэтому в них обязательно участвуют государственные органы или должностное лицо. То есть для реализации норм уголовно-исполнительного права в соответствующих правоотношениях необходим правоприменительный орган, в качестве которого выступают уголовно -исполнительные учреждения и иные органы, исполняющие уголовное наказание.

Проблемным является вопрос о том, кого следует считать субъектами уголовно-исполнительных правовых отношений. Одни учёные полагают, что в уголовно-исполнительных правоотношениях участвуют две стороны — орган, исполняющий наказание, и осуждённый.

Другая точка зрения заключается во включении в круг субъектов исследуемых правоотношений кроме названных других лиц.

Например, в число субъектов уголовно-исполнительных правовых отношений предлагается включить суд, прокуратуру, местные органы власти, различные общественные организации, членов семьи осужденного, его близких родственников, адвокатов, самодеятельные организации осужденных [2].

Не соглашаясь с этой позицией, Н. А. Стручков считал, что все эти субъекты наделены определенными полномочиями и несут конкретные обязанности по исправлению осужденных, но субъектами материальных уголовно-исполнительных правоотношений они не являются, а являются только субъектами процедурных отношений по обеспечению организации исполнения наказания и применения мер уголовно-исполнительного воздействия, направленного на организационно-правовые стороны деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание [3].

В такой ситуации процессуальная форма выступает как выражение порядка деятельности этих учреждений и органов.

Процессуальным уголовно-исполнительным правоотношениям, в свою очередь, присущ ряд специфических признаков, отграничивающих их от материальных отношений.

Во-первых, уголовно-исполнительные отношения, регламентируемые процедурными нормами уголовно-исполнительного права, по отношению к материальным носят вспомогательный, служебный характер.

Во-вторых, процессуальные уголовно-исполнительные отношения складываются с целью

обеспечения реализации материальных норм уголовно-исполнительного права, а не для решения собственно процессуальных вопросов.

В-третьих, данные отношения построены на основе субординации и координации и обычно имеют особый круг участников правоотношений, отличный от участников общественных отношений, регламентируемых материальными нормами уголовно-исполнительного права.

В-четвертых, содержание процессуальных уголовно-исполнительных правоотношений носит организационный характер, способствующий обеспечению наиболее оптимального и эффективного правового регулирования.

Процессуальные уголовно-исполнительные правоотношения могут обусловливать необходимость выявления фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения материально-правового отношения (так, процессуальными нормами регламентируется процедура перевода осужденных в одиночную камеру (ст. 117 УИК РФ), порядок оформления жалоб (ст. 15 УИК РФ)), или могут обеспечивать соблюдение установленного порядка, например порядка приобретения осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости, порядка получения осуждёнными писем и т.п.

В качестве субъектов исследуемых правовых отношений выступают администрация учреждений и органов, исполняющих наказание, осужденные, отбывающие уголовное наказание, а в качестве участников правоотношений — наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, коллективы трудящихся, общественные организации, близкие родственники осужденных и др.

Изучаемые уголовно-исполнительные правоотношения могут быть двусторонними (например, между администрацией исправительного учреждения и осужденным) и многосторонними (в частности, между попечительским советом, администрацией органа, исполняющего наказание, осужденным и его близкими родственниками). В соответствии с особенностями уголовно-исполнительных правовых отношений, они имеют ярко выраженный государственно-властный характер, однако это не исключает их построения одновременно на началах субординации и координации.

Уголовно-исполнительные правоотношения, регулируемые процессуальными нормами уголовно-исполнительного права, представляют собой самостоятельный правовой институт, носящий служебный характер по отношению к материальной составляющей уголовно-исполнительных правоотношений.

Думается, что уголовно-исполнительные правовые отношения представляют собой сочетание материально-правовых и процессуальных отношений. Процессуальные правоотношения хотя и не обособились окончательно, но с развитием уголовно-исполнительных правоотношений и уголовно-исполнительного права такое выделение может стать вполне возможным.

С учетом этого можно говорить о системе уголовно-исполнительных правоотношений, которая видится следующим образом:

а) общерегулятивные уголовно-исполнительные правоотношения;

б) конкретные регулятивные уголовно-исполнительные правоотношения;

в) общеохранительные уголовно-исполнительные правоотношения;

г) конкретные охранительные уголовно-исполнительные правоотношения;

д) процессуальные уголовно-исполнительные правоотношения.

Проблемным является также вопрос о юридическом факте, с которым связывается возникновение и прекращение уголовно-исполнительного правоотношения. Не вдаваясь в суть спорных положений, полагаем возможным считать, что возникновение уголовно-исполнительных отношений можно связывать со вступлением приговора суда в законную силу. Окончание же существования уголовно-исполнительных правовых отношений следует связывать с моментом погашения или снятия судимости.

По результатам изучения проблемы предлагаем понимать под уголовно-исполнительными

отношениями возникающие и существующие в связи и по поводу исполнения и отбывания уголовных наказаний между неравноправными субъектами: осуждённым, с одной стороны, и органом государства (должностным лицом) — с другой, при участии в необходимых случаях третьих лиц общественные отношения, носящие материально-процессуальный характер, урегулированные нормами уголовно-исполнительного права, возникающие с момента вступления приговора суда в законную силу и существующие до момента погашения либо снятия судимости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев С. С. Проблемы теории права. — Свердловск, 1972. — Т. 1. — С. 261.

2. Астемиров 3. А. Субъекты советского исправительно-трудового права. — Рязань, 1976. — С. 11—12.

3. Советское исправительно-трудовое право. Общая часть. — Рязань, 1987. — С. 214—220.

REFERENCES

1. Alekseev S. S. Problemyi teorii prava. — Sverdlovsk, 1972. — T. 1. — S. 261.

2. Astemirov 3. A. Sub'ektyi sovetskogo ispravi-telno-trudovogo prava. — Ryazan, 1976. — S. 11—12.

3. Sovetskoe ispravitelno-trudovoe pravo. Ob-schaya chast. — Ryazan, 1987. — S. 214—220.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Кургузкина Елена Борисовна. Профессор кафедры уголовно-процессуального права. Доктор юридических наук.

Центральный филиал Российского государственного университета правосудия (г. Воронеж). E-mail: torbagan1@mail.ru

Россия, 394006, Воронеж, ул. 20-летия Октября, 95. Тел. (4732) 271-54-15.

Kurguzkina Elena Borisovna. Professor of the chair of Criminal Procedural Law. Doctor of Law. Central Branch of the Russian State University of Justice (Voronezh). E-mail: torbagan1@mail.ru

Work address: Russia, 394006, Voronezh, 20-letiya Octyabrya, 95. Tel. (4732) 271-54-15.

Ключевые слова: уголовно-исполнительные правоотношения; классификация; функции; субъекты; осужденные.

Key words: сriminally-executive legal relations; classification; functions; subjects; convicts. УДК 343.9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.