Научная статья на тему 'Уголовно-исполнительное законодательство Баварии'

Уголовно-исполнительное законодательство Баварии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
705
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ГЕРМАНИИ / КОДИФИКАЦИЯ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО БАВАРИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Серебренникова А. В.

В статье рассматривается опыт уголовно-исполнительной кодификации Германии. Основное внимание автор уделяет Закону Баварии об исполнении наказания в виде лишения свободы и мер исправления и безопасности, связанных с лишением свободы, являющемуся источником той части германского уголовно-исполнительного права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в процессе реализации указанных наказания и мер (Strafvollzugsrecht).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Серебренникова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уголовно-исполнительное законодательство Баварии»

Уголовно-исполнительное законодательство Баварии

А.В. СЕРЕБРЕННИКОВА - профессор кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук

В статье рассматривается опыт уголовно-исполнительной кодификации Германии. Основное внимание автор уделяет Закону Баварии об исполнении наказания в виде лишения свободы и мер исправления и безопасности, связанных с лишением свободы, являющемуся источником той части германского уголовно-исполнительного права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в процессе реализации указанных наказания и мер (Strafvollzugsrecht).

Ключевые слова: уголовно-исполнительное законодательство Германии; кодификация; лишение свободы; уголовно-исполнительное законодательство Баварии.

Bavaria penal legislation

A.V. SEREBRENNIKOVA - professor of the Chair of criminal law and criminology of law faculty of the Moscow State University named after M.V. Lomonosov, Doctor of Law

The article deals with the experiment of penal codification in Germany. Great attention is paid to the Bavaria Law on imprisonment and measures of correction and security, related to imprisonment, which is the source of the part of German penal legislation governing social relations that arise during the implementation of mentioned penalty and measures.

Key words: German penal legislation; codification; imprisonment; Bavaria penal legislation.

В последнее время в российском уголовно-исполнительном праве высказывается дискуссионная, на наш взгляд, точка зрения о необходимости полной кодификации уголовно-исполнительного законодательства России. Поэтому весьма актуальным является изучение опыта уголовно-исполнительной кодификации зарубежных стран, в том числе Германии.

Спецификой германского уголовно-исполнительного права, согласно терминологии, используемой российскими правоведами, является то, что оно состоит из двух самостоятельных частей, имеющих свои источники. Первая регулирует общественные отношения, возникающие в процессе исполнения наказания и мер исправления и безопасности, не связанных с лишением свободы ^га^оП-

streckungsrecht), вторая - общественные отношения, возникающие в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы и мер исправления и безопасности, связанных с лишением свободы (Strafvollzugsrecht). В данной статье основное внимание будет уделено последней. На федеральном уровне ее источником является закон, который носит соответствующее название (Gesetz über den Vollzug der Freiheitsstrafe und der freiheitsentziehenden Maßregeln der Besserung und Sicherung, сокращенно - Strafvollzugsgesetz или StVollzG). Он был принят 16 марта 1976 г. и вступил в силу 1 января 1977 г.1 Сфера его применения определена в § 1: исполнение наказаний в виде лишения свободы в учреждениях исполнения наказаний и мер исправления и безопасности, связанных с лишением свободы2.

В ходе проводимой так называемой реформы федерализма, основная сущность которой заключается в передаче законодательных полномочий федерации федеральным землям, уголовно-исполнительные законы земель заменят действующий федеральный закон об исполнении наказания в виде лишения свободы и мер исправления и безопасности, связанных с лишением свободы (Strafvollzugsgesetz). По состоянию на 27 июля 2011 г. уголовно-исполнительные законы были приняты лишь в некоторых федеральных землях: Баварии (GVBI. 2007, S. 866), Баден-Вюрттемберге (GBl. 2009, S. 545), Гамбурге (HmbGVBI. 2009, S. 257), Гессене (Hessisches Gesetz über den Vollzug der Freiheitsstrafe und der Sicherungsverwahrung vom 28. Juni 2010, GVBl. IS. 185) и Нижней Саксонии (NdsGVBl. Nr. 41/2007, S. 720). Десять других федеральных земель в сентябре 2011 г. разработали Примерный проект для единого закона исполнения наказания в виде лишения свободы и мер исправления и безопасности, связанных с лишением свободы, который должен быть обсужден в местных парламентах и стать основой для принятия соответствующих законов земель3.

Предметом нашего анализа станет Закон Баварии об исполнении наказания в виде лишения свободы и мер исправления и безопасности, связанных с лишением свободы (Gesetz über den Vollzug der Freiheitsstrafe, der Jugendstrafe und der Sicherungsverwahrung (Bayerisches Strafvollzugsgesetz - Bay-StVollzG) vom 10. Dezember 2007).

Структурно рассматриваемый закон делится на семь частей: «Сфера применения», «Исполнение наказания в виде лишения свободы», «Исполнение наказания в виде лишения свободы, применяемое в отношении несовершеннолетних», «Особые предписания по исполнению превентивного заключения», «Учреждения, исполняющие наказания», «Исполнение ареста, акты, защита данных, страхование безработных», «Заключительные положения».

В ст. 1 закона определено, что он регулирует исполнение наказания в виде лишения свободы, исполнение данного наказания в отношении несовершеннолетних, а также превентивное заключение и арест в учреждениях органов юстиции, исполняющих наказания.

Далее мы остановимся подробнее на некоторых наиболее важных правовых нормах, регулирующих основные положения исполнения наказания в виде лишения свободы, которые содержатся в ч. 2 закона. Ее структуру образуют 16 разделов: «Основные на-

чала исполнения наказания в виде лишения свободы», «Исполнение наказания в виде лишения свободы», «Планирование наказания в виде лишения свободы», «Размещение и питание заключенных», «Свидания, переписка, отпуска, выезды из исправительного учреждения и конвоирование по особым поводам», «Труд и обучение», «Денежные средства заключенных», «Отправление религиозных культов», «Медицинское обеспечение», «Свободное время», «Социальная и психологическая помощь», «Особые положения, регулирующие отбывание наказания в виде лишения свободы женщинами», «Безопасность и соблюдение порядка в исправительном учреждении», «Непосредственное принуждение», «Дисциплинарные меры», «Жалобы и ответственность заключенных», «Социально-терапевтические учреждения».

Целями исполнения наказания в виде лишения свободы признаются защита общества от совершения преступных деяний в дальнейшем и исправление осужденных, которое заключается в воспитании способности быть социально ответственными после отбывания наказания, не совершать преступных деяний. Подчеркнем, что речь идет не о целях наказания, а о целях его исполнения.

В ст. 3 указывается: обращение с заключенным при исполнении наказания в виде лишения свободы включает в себя все меры, которые способны содействовать тому, чтобы он в будущем не совершал преступных деяний. Обращение с осужденным служит целям предупреждения дальнейших преступных деяний и защите жертвы преступления. Оно включает в себя, в частности, общее и профессиональное образование, труд, психологические и социально-педагогические меры, духовное наставничество и организацию свободного времени. Вид и объем мер обращения с заключенным ориентированы на особенности его личности.

Защита общества от дальнейших преступлений достигается путем безопасного размещения заключенных и надзора за ними, проверки применяемых к ним в процессе исполнения наказания мер, а также посредством реализации мер обращения.

Организация исполнения наказания (ст. 5 рассматриваемого закона) предполагает, что условия жизни в заключении будут соответствовать нормальным4 или по возможности приближаться к ним. При этом должны учитываться вредные последствия лишения свободы. Исполнение наказания направлено на то, чтобы помочь заключенному ресоциа-лизироваться после освобождения.

Законодательное закрепление положения осужденного осуществлено в ст. 6 закона. В ходе исполнения наказания заключенные должны участвовать в процессе исправления. Задачей администрации учреждения, исполняющего наказание, является пробуждение у осужденного такой готовности и ее развитие. К заключенным могут применяться меры, ограничивающие их свободы, предусмотренные в законе.

Если закон не содержит специальных правил, дополнительные ограничения могут быть применены только в том случае, когда это необходимо для поддержания порядка в исправительном учреждении.

Раздел 3 носит название «Планирование исполнения наказания». Порядок приема в исправительное учреждение определен в ст. 7 закона. В ней устанавливается необходимость всестороннего учета личных прав осужденного на этом этапе. Заключенным разъясняются их права и свободы. При поступлении осужденного в исправительное учреждение с ним проводится разговор. Затем он подлежит медицинскому обследованию.

Сразу после помещения осужденного в исправительное учреждение необходимо незамедлительно исследовать его личность и условия жизни. Данная обязанность может быть снята с администрации исправительного учреждения, если осуществление подобных действий представляется нецелесообразным в связи со сроком исполнения наказания.

Исследование личности заключенного распространяется на все обстоятельства, выявление которых является обязательным для его планомерного исправления в ходе исполнения наказания и ресоциализации после отбытия установленного срока. В числе прочего необходимо проверить, требуется ли поместить осужденного в социально-терапевтическое учреждение в соответствии со ст. 11 (абз. 1 или 2) или назначить применение иных терапевтических мер.

На основании ст. 9 рассматриваемого закона после проведения исследования личности составляется план исполнения наказания, в котором содержится, в частности, перечень уголовно-исполнительных, педагогических и социально-педагогических мер, планируемых к применению в отношении заключенного. Подробности регулируются приказом Министерства юстиции. Интересным представляется решение германского законодателя о том, что планирование исправления обсуждается с заключенным.

План исполнения наказания корректируется ежегодно с учетом достигнутых в процессе исправления результатов и изучения

личности заключенного. Каждые шесть месяцев рассматривается вопрос о необходимости перевода осужденного в социально-терапевтическое учреждение на основании абз. 1, 2 ст. 11 рассматриваемого закона. Это касается прежде всего заключенных, отбывающих наказание за совершение преступных деяний, предусмотренных § 174-180 (преступные деяния против полового самоопределения) или 182 (сексуальные преступления против несовершеннолетних) УК Германии, которым оно было было определено в размере от двух лет лишения свободы и предполагало помещение в социально-терапевтическое учреждение. Другие заключенные, которые в будущем могут совершить тяжкие преступные деяния против жизни и здоровья или против полового самоопределения, могут5 быть помещены в социально-терапевтическое учреждение, если для их ресоциа-лизации показаны особые терапевтические средства и социальная помощь. Для перевода заключенного в учреждение такого рода требуется наличие у него мотивации к участию в терапевтических мероприятиях.

Вопросы, связанные с переводом заключенных, регулируются ст. 10 закона. Перевод из одного исправительного учреждения в другое допускается вне зависимости от плана исполнения наказания, если это будет способствовать исправлению осужденного или его ресоциализации после освобождения либо требуется в связи с реорганизацией исправительного учреждения или по другим важным основаниям. Заключенные могут быть помещены на определенный срок под контроль полицейских, таможенных или финансовых органов.

Статья 12 закона регламентирует моменты, связанные с отбыванием наказания в исправительных учреждениях закрытого и открытого типов.

Как правило, заключенные размещаются в исправительных учреждениях закрытого типа. Однако в определенных случаях они с их согласия могут быть помещены в исправительные учреждения открытого типа, если отвечают особым требованиям такого размещения и нет оснований опасаться, что они будут уклоняться от отбывания наказания в виде лишения свободы и использовать предоставленные им условия открытого содержания для совершения новых преступных деяний.

Заключенный может быть снова подвергнут переводу в учреждение закрытого типа, если это является необходимым для его исправления и он не соответствует указанным выше требованиям.

В ст. 13 речь идет о послаблении в условиях содержания при отбытии наказания в связи с выездами (выходами) из исправительного учреждения. Таковыми считаются случаи, когда заключенный регулярно выходит из исправительного учреждения под надзором (конвоем) или без него для работы вне территории либо в определенное время суток покидает исправительное учреждение под надзором (конвоем) или без него.

Данные послабления в условиях содержания могут быть назначены с согласия заключенного, если в отношении его нет оснований опасаться, что он будет уклоняться от отбывания наказания в виде лишения свободы и может злоупотребить предоставленными ему возможностями.

Статья 14 закона определяет порядок предоставления заключенным отпуска продолжительностью 21 календарный день. Он возможен по отбытии заключенным как минимум шести месяцев наказания в виде лишения свободы и предоставляется лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, если они находились в предварительном заключении или в отношении их двенадцать лет применялась другая мера, связанная с лишением свободы, либо лицам, переведенным в исправительное учреждение открытого типа или подготовленным к такому переводу. Заключенным, подготавливаемым к освобождению, в течение девяти месяцев до него может ежемесячно предоставляться отпуск сроком до шести дней. Во время отпуска течение срока наказания в виде лишения свободы не прерывается.

Особые предписания для лиц, осужденных за сексуальные и насильственные преступления (за совершение тяжких преступлений против жизни и здоровья или преступных деяний против полового самоопределения, за исключением § 180а и 181а), содержатся в ст. 15 закона. При решении вопросов о переводе таких заключенных в исправительные учреждения открытого типа, послаблении в условиях содержания или предоставлении отпуска все обстоятельства, изложенные в обвинительном приговоре, представленные в процессе расследования или в судебном процессе, должны оцениваться особо тщательным образом.

На основании ст. 16 закона начальник исправительного учреждения может давать заключенному обязательные для исполнения указания о поведении в период отпуска или послабления в условиях отбывания наказания. На это же должностное лицо возложена обязанность по отмене отпуска или послаблений в условиях отбывания наказания

в том случае, если 1) конкретные обстоятельства дела свидетельствует о необходимости этого, 2) заключенные злоупотребляют назначенными в отношении их мерами, 3) заключенные не следуют обязательным указаниям о поведении, данным начальником исправительного учреждения.

В ст. 17 определен порядок подготовки к освобождению. Нормой установлено, что в целях подготовки к освобождению необходимо назначить заключенному послабления в условиях содержания. Осужденный может быть переведен в исправительное учреждение открытого типа, если это будет способствовать такой подготовке. Кроме того, в течение трех последних месяцев перед освобождением ему может быть предоставлен специальный отпуск продолжительностью до одной недели. Он предназначен, как правило, для решения социально-бытовых проблем, возникающих после освобождения.

В ст. 18 закона приводятся правила определения времени освобождения. Заключенные должны быть освобождены из исправительного учреждения в последний день срока наказания как можно раньше, в любом случае в первой половине дня. Если окончание наказания выпадает на субботу или воскресенье, государственный праздник, первый рабочий день после Пасхи или Троицы или приходится на период с 22 декабря по 6 января, то лицо в ряде случаев может быть освобождено из мест лишения свободы в последний рабочий день перед выходными. В случае если неотложные меры, связанные с ресоциализацией осужденного, требуют его досрочного освобождения, то он может покинуть место лишения свободы на два дня ранее истечения срока наказания.

В заключение следует обратить внимание на ст. 207 закона, которая носит название «Ограничение основных прав». Данная норма содержит предписания, в соответствии с которыми могут быть ограничены основные права на жизнь, телесную неприкосновенность и свободу личности, тайну переписки, почтовых и телекоммуникационных сообщений (предложения 1 и 2 абз. 2, ст. 2; абз. 1, ст. 10; абз. 1, ст. 102; ст. 112, абз. 1 ст. 109 Основного закона Германии).

Такова общая характеристика Закона Баварии об исполнении наказания в виде лишения свободы и мер исправления и безопасности, связанных с лишением свободы, от 10.12.2007 г., изучение которого в силу его специфики представляет, как мы полагаем, особый интерес для российских правоведов, особенно в период реформирования отечественного уголовно-исполнительного права.

| ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: BGBl. I S. 581, ber. S. 2088, ber. 1977 IS. 436 с изм., внесенными Art. 7 Gvom 25. April 2013 (BGBl. IS. 935, 936 f.).

2 См. подр.: JohannesFeest (Hrsg.): KommentarzumStrafvol-lzugsgesetz (AK-StVollzG). 5. Auflage. Luchterhand, Neuwied, 2006; Schwind, Böhm, Jehle:Strafvollzugsgesetz. Bund und Länder. 5. geänd. undneubearb. Auflage. De Gruyter, Berlin, 2009; Volckart, Pollähne, Woynar:Verteidigung in Vollstreckung und Vollzug.C.F. Müller, 4. Auflage 2008.

3 См.: www.strafvollzugsarchiv.de

4 Имеются в виду сопоставимые с условиями жизни на свободе ограничения, устанавливаемыми данным законом.

5 До 31 декабря 2012 г в тексте использовалось слово «должны», то есть помещение в социально-терапевтическое учреждение таких заключенных было обязательным.

1 Sm.: BGBl. I S. 581, ber. S. 2088, ber. 1977 IS. 436 s izm., vnesennymi Art. 7 Gvom 25. April 2013 (BGBl. IS. 935, 936 f.).

2 Sm. podr.: JohannesFeest (Hrsg.): Kommentarzum Strafvollzugsgesetz (AK-StVollzG). 5. Auflage. Luchterhand, Neuwied, 2006; Schwind, Böhm, Jehle:Strafvollzugsgesetz. Bund und Länder. 5. geänd. undneubearb. Auflage. De Gruyter, Berlin, 2009; Volckart, Pollähne, Woynar:Verteidigung in Vollstreckung und Vollzug.C.F. Müller, 4. Auflage 2008.

3 Sm.: www.strafvollzugsarchiv.de

4 Imejutsja v vidu sopostavimye s uslovijami zhizni na svobode ogranichenija, ustanavlivaemymi dannym zakonom.

5 Do 31 dekabrja 2012 g. v tekste ispol'zovalos' slovo «dolzhny», to est' pomeshhenie v social'no-terapevticheskoe uchrezhdenie takih zakljuchennyh bylo objazatel'nym.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.