УДК 343.01 В.В. Сурин
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Статья посвящена рассмотрению вопросов правовой регламентации деятельности уголовно-исполнительной системы, в том числе правовым аспектам информатизации пенитенциарного ведомства. Анализируется ретроспектива развития правовых нормы, регламентирующих процессы информационного обеспечения исполнения и отбывания уголовных наказаний. Исследуются взаимосвязи развития правовой регламентации процессов информатизации органов государственного управления в целом и подразделений Федеральной службы исполнения наказаний в частности. В работе проведён сравнительный анализ ряда правовых предписаний, определяющих в настоящий момент различные аспекты информационной деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений, в частности, цели, задачи и методы реализации данного направления деятельности. На основе проведенного исследования сформулированы предложения по оптимизации процессов цифровизации учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, механизма реализации этой деятельности.
Ключевые слова: исполнение наказаний, уголовно-исполнительное законодательство, информатизация, информационные технологии, правовое регулирование.
DOI: 10.35634/2412-9593-2021-31-3-497-503
Уголовно-исполнительная система Российской Федерации, являясь частью механизма государственного управления, должна стремиться к постоянному повышению эффективности своей деятельности. Эта работа реализуется в разных направлениях, одной из ключевых форм которой является совершенствование правовой регламентации. Как любой орган государственного управления, ФСИН России использует разнообразные ресурсы, одним из которых является информация. Следовательно, вопросы правовой регламентации информационного обеспечения уголовно-исполнительной системы являются чрезвычайно важными.
Информатизация большинства аспектов нашей жизни, с одной стороны, стало привычным явлением, с другой стороны, это постоянно меняющаяся сфера, открывающая нам свои новые стороны и ставящая очередные задачи [1; 2]. В информатизации системы государственного управления в нашей стране может быть выделено несколько этапов, современный начался (по мнению многих) [3] на рубеже XX и XXI столетий. В это время были приняты такие документы, как Указ Президента РФ от
28.06.1993 № 966 «О Концепции правовой информатизации России» и Указ Президента РФ от
20.01.1994 № 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации», которые дали новый импульс развитию рассматриваемой деятельности. За прошедшее время в данном направлении сделано очень много, однако достижения различных элементов системы государственного управления оказались весьма отличными друг от друга [4]. В качестве конкретного объекта исследования мы предлагаем рассмотреть уголовно-исполнительную систему, прежде всего, попытаемся понять, какое место пенитенциарные органы должны занимать в общем процессе информатизации, а также определить существующее положение дел.
Информатизация общества представляет собой не только научно-технический процесс, она связанна со значительными социальными, экономическими, культурными изменениями [5-7], которые, в свою очередь, ведут к трансформации правового поля. Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на нормы федерального законодательства, которые определяют направления информационной деятельности в целом, а также Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), в частности. Концептуальным документом в данной сфере является Указ Президента РФ от 28.06.1993 № 966, в котором определяются основные вопросы правовой информатизации государства, многие его положения применимы и к деятельности пенитенциарной системы, в частности, документ устанавливает ключевые направления правовой информатизации. Во-первых, предусматривается информатизация правотворческой деятельности, ФСИН России проводит достаточно активную работу в данной сфере, развитие которой в обозначенном направлении призвано повысить качество подготавливаемых документов, заложить основу для эффективного правоприменения. Во-вторых, широкое внедрение информационных процессов в правореализационную деятельность является, наверное, ключевым на-
правлением информатизации учреждений УИС (учитывая основные задачи данной системы). В-третьих, правовое обеспечение процессов информатизации должно быть связано, прежде всего, с дальнейшим совершенствованием ведомственных правовых актов, регламентирующих информационную деятельность сотрудников. Далее, документом определяются цели правовой информатизации. Рассматривая их через призму деятельности органов, исполняющих уголовные наказания, безусловно, необходимо признать их актуальность и для пенитенциарной сферы. Первая цель - информационно-правовое обеспечение внутренней деятельности [8] (в нашем случае подразделений ФСИН). С точки зрения количества структурных подразделений и сотрудников в настоящий момент система исполнений наказаний является одной из самых многочисленных среди органов государственной власти, и опыт последних лет показывает, что без грамотной и всеобъемлющей информатизации сложно значительно повысить эффективность такого органа управления. Учитывая комплексный характер деятельности УИС и то, что в процессе функционирования она теснейшим образом взаимосвязана с огромным числом различного рода субъектов, это, в свою очередь, подтверждает актуальность следующей цели, которая может быть сформулирована применимо к органам, исполняющим наказания, как информационно-правовое обеспечение внешних по отношению к ФСИН субъектов, в том числе физических лиц. Не вызывает сомнений актуальность и следующей цели - сохранение и структурирование информационного правового поля. Речь должна идти, прежде всего, об упорядочении использования огромного массива правовой информации, возникающего в процессе деятельности пенитенциарных органов. С целью достижения обозначенных целей концепцией предусматривается выполнение достаточно большего числа задач, многие из которых являются актуальными и для органов УИС, например, обеспечение информационной безопасности; обеспечение обмена банками правовой информации различных уровней в едином информационно-правовом пространстве; подготовка нормативных актов и нормативно-технической документации в области правовой информатизации [8] и др. С нашей точки зрения, не утратили актуальности и многие другие положения рассматриваемой концепции: формулировка принципов правовой информатизации; определение элементов информационно-правового поля; особенности организации информационных потоков и др. Таким образом, несмотря на то, что рассматриваемый документ носит общий характер, он также имеет непосредственное отношение к регламентации деятельности пенитенциарной системы.
Следующим важным документом является Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации». По сравнению с предыдущим документом, рассматриваемый содержит ещё больше сведений, имеющих непосредственное отношение к организации информационного пространства органов, исполняющих наказание. Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на ряд национальных интересов, затрагивающих рассматриваемую сферу. Уголовно-исполнительное законодательство и пенитенциарная практика теснейшим образом связаны с обеспечением и защитой конституционных прав и свобод человека, в частности, касающихся получения и использования информации. В данном направлении уже немало сделано, но ещё больше предстоит реализовать. С точки зрения повышения эффективности деятельности ФСИН актуальной задачей является обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования её информационной инфраструктуры, в свою очередь упомянутая деятельность относится к национальным интересам государства в информационной сфере. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что уголовно-исполнительная система в пределах реализации функций способствует обеспечению национальной безопасности, стабильному социально-экономическому развитию государства, обеспечению конституционных прав и свобод человека, формированию безопасной среды оборота достоверной информации (прежде всего в рамках процессов исполнения и отбывания наказаний). Компоненты данной работы также обозначены в рассматриваемой концепции как элементы национальных интересов. Таким образом, ФСИН России, несмотря на специфику, присущую её деятельности, безусловно, способствует достижению ряда национальных интересов, в том числе путём реализации информационной работы. Среди информационных угроз, обозначенных в анализируемом Указе Президента, уголовно исполнительная система принимает участие в борьбе с экстремистскими организациями, которые применяют механизмы информационного воздействия в целях пропаганды экстремистской идеологии, а также привлечения к террористической деятельности новых сторонников [9]; в борьбе с компьютерной преступностью и др. Также к непосредственной компетенции ФСИН России относятся основные направления обеспечения информационной безопасности в области общественной безопасности, присущи ей и задачи по развитию и совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности. В соответствии
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
2021. Т. 31, вып. 3
с ч. 33 доктрины, уголовно-исполнительная система, безусловно, является элементом системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203, является следующим документом, определяющим концептуальные вопросы информатизации деятельности ФСИН России. Ряд положений документа во многом перекликаются с вышерассмотренными нормами, это касается, в частности, вопросов целепола-гания. Вместе с тем документ конкретизирует ряд направлений деятельности, например, ставится задача по совершенствованию механизмов ограничения доступа к отдельным категориям информации, определяемой законодательством; подразделения УИС должны создавать и обеспечивать развитие систем технического обнаружения, предупреждения и предотвращения угроз информационной безопасности; в рамках поддержания надежного функционирования информационной инфраструктуры необходимо проводить работу по импортозамещению оборудования и программного обеспечения, работу по обнаружению, предупреждению и ликвидации компьютерных атак на информационные ресурсы ФСИН, осуществлять постоянный мониторинг и анализ угроз, возникающих в связи с появлением новых информационных технологий. Особое внимание в документе уделено вопросам защиты сведений, оборот которых ограничен. Специфика деятельности подразделений УИС заключается в том, что её сотрудники используют в работе значительный массив информации данного рода, следовательно, положения ч.31 рассматриваемой стратегии, безусловно, необходимо рассматривать как нормы, имеющие непосредственное отношение к пенитенциарной деятельности. Значительная часть документа посвящена аспектам использования международной компьютерной сети в развитии информационного общества. Ресурсы системы «Интернет» также широко используются органами, исполняющими наказания, следовательно, соответствующие положения документа (в частности, ч. 33) напрямую связаны с деятельностью рассматриваемого органа власти.
Подводя промежуточный итог, хотелось бы обратить внимание на то, что практически все документы, определяющие общие вопросы информатизации органов государственной власти закрепляют цели, задачи и основные направления развития. Содержание данных положений свидетельствует о их непосредственном отношении к деятельности уголовно-исполнительной системы. Следующий блок вопросов общего характера связан с определением основных задач по защите информации. И наконец, в отдельный пакет необходимо объединить нормы, регламентирующие использование сети «Интернет», в том числе и в органах УИС. К сожалению, многие ведомственные документы, напрямую или косвенно затрагивающие вопросы информатизации ФСИН, редко конкретизируют вышеназванные положения либо это делается частично и несистемно.
Рассмотрев вопросы правовой информатизации в целом, хотелось бы остановиться на документах, в содержании которых органы и подразделения ФСИН указаны как непосредственные исполнители. Прежде всего, с нашей точки зрения, заслуживает внимания Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р [10]. Хотя срок реализации рассматриваемых положений уже истёк, однако с концептуальной позиции они представляют немалый интерес. Анализ содержания концепции позволяет сделать вывод, что её разработчики понимали необходимость информатизации уголовно-исполнительной системы как важного фактора её развития. В частности, в тексте документа формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры рассматривается как одна из основных задач, которую необходимо решить в процессе совершенствования системы органов исполнения наказания. В рамках повышения эффективности управления подразделениями ФСИН были запланированы следующие мероприятия информационного характера: внедрение электронного делопроизводства; развитие системы передачи и обработки данных; совершенствование систем информационной безопасности; развитие сетевого пространства, межведомственных сетей передачи сведений; расширение информационного взаимодействия как между самими подразделениями ФСИН, так и другими органами власти. Было предусмотрено нормативное закрепление основания и порядка использования возможностей систем компьютерной связи осужденными для осуществления связи с родственниками, решения вопросов бытового, медицинского обеспечения, подготовки к освобождению, в том числе, и предоставление дополнительных платных услуг с использованием сети Интернет. Также в документе ставилась задача расширения информационных взаимосвязей с общественностью, институтами гражданского общества с целью их более широкого вовлечения к работе с осужденными, осуществления общественного контроля, по-
вышению информированности граждан о деятельности ФСИН. Несмотря на неоднозначное отношение к данному документу и сложность его реализации необходимо констатировать, что с точки зрения информатизации деятельности органов уголовно-исполнительной системы это был достаточно грамотный план действий. К сожалению, при разработке нового комплексного плана развития ФСИН (утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.04.2018 № 420 [11]) вопросы информатизации не нашли должного места. В упомянутом постановлении Правительства, а также в принятом в рамках его реализации приказе ФСИН России от 17.07.2018 № 620 «Об утверждении Положения об управлении реализацией федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)"» [12] рассматриваемые вопросы упоминаются только при определении процедуры информирования о достижении конкретных показателей реформирования.
Следующим важным документом является Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 312 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Юстиция"» [13]. В качестве одной из приоритетных задач закрепляется развитие информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов, исполняющих уголовные наказания. Результатом данной работы должно стать повышение эффективности управления подразделениями ФСИН. В качестве основных направлений реализации указанной задачи рассматриваются совершенствование информационной инфраструктуры, систем обеспечения безопасности данных; выполнение соответствующих положений планов информатизации УИС. В рамках выполнения плана реализации рассматриваемой государственной программы предусмотрены конкретные сроки внедрения оборудования системы электронного мониторинга поведения осужденных (отбывающих наказания без изоляции от общества), а также лиц в отношении, которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, введение «электронного архива».
Конкретизация вышеупомянутых норм реализуется в ряде ведомственных документов, в качестве примера предлагаем План информатизации Федеральной службы исполнения наказаний на очередной финансовый 2019 г. и плановый период 2020-2021 гг., утвержденный Приказом ФСИН России от 18 марта 2019 г. № 200. Документом определяются перечень и сроки реализации мероприятий, направленных на создание, развитие и эксплуатацию программно-инженерных комплексов, а также объём выделяемых денежных средств. В частности, предусматривается дальнейшее расширение использования сети Интернет; систем защиты информации; развитие информационного обеспечения образовательных организаций; совершенствование электронного документооборота; информационных систем, используемых финансовыми и хозяйственными подразделениями ФСИН; формирование банков данных справочно-правовых систем; расширение возможностей ведомственной системы передачи данных и др.
Составным элементом информатизации является разработка норм, определяющих особенности работы с конкретными видами информации. В данном случае, пожалуй, единственным примером за последние годы является Приказ ФСИН России от 23.06.2020 № 417, который конкретизировал правила обработки персональных данных в уголовно-исполнительной системе [14].
Анализируя содержание вышеупомянутых документов, непосредственно определяющих информатизацию уголовно-исполнительной системы, можно сделать следующие выводы: во-первых, постановка целей и задач, как правило, носит обобщенный характер; во-вторых, направления развития информатизации ФСИН определяются бессистемно, отсутствует общее понимание элементов механизма реализации этой работы; в-третьих, предлагаемые мероприятия зачастую носят разовый характер и относятся к решению частных вопросов функционирования пенитенциарной системы. Приведенная точка зрения поддерживается многими авторами, исследовавшими рассматриваемые вопросы [15]. Справедливости ради необходимо отметить, что подобная ситуация характерна для многих (если не большинства) министерств и ведомств, наверно, это закономерный результат эволюции процессов информатизации в нашем государстве в целом [16; 17; 7].
Как мы уже отмечали ранее, современный этап рассматриваемой работы стартовал (условно) в 90-е гг. прошлого столетия. Изначально предполагалась разработка единой программы информатизации, однако достаточно быстро стало очевидно, что из-за комплекса самых разнообразных причин сделать это не удастся. Тогда развитие информатизации пошло двумя путями: осуществление информатизации отдельно взятых ведомств и информатизация отдельных территориальных образований Российской Федерации. Как нам представляется, сегодня назрела необходимость обобщения передового опыта тех отраслей, пример информатизации которых может быть взят за ориентир. На основе этого анализа необходимо продолжить, с одной стороны, усилия по информатизации отдельных на-
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
2021. Т. 31, вып. 3
правлений деятельности, с другой стороны, повысить общую координацию прилагаемых усилий со стороны федерального центра. В качестве положительного примера для дальнейшего совершенствования вопросов правовой регламентации информационной деятельности ФСИН может послужить Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 14 сентября 2017 г. № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» - документ комплексного характера, в котором системно обозначены приоритетные направления обсуждаемой деятельности.
Отрадно видеть, что руководство ФСИН России, понимая, с одной стороны, важность оптимизации информационных процессов, с другой стороны, существующие в уголовно-исполнительной системе проблемы, предпринимает усилия, направленные на изменение к лучшему сложившейся ситуации. Подтверждением является проект Указа Президента Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации», которым предполагается введение должности заместителя директора ФСИН, ответственного за цифровую трансформацию [18]. Также предлагается сформировать «Управление информационных технологий и цифровой трансформации», основной задачей которого будет информатизация УИС. Предлагаемыми нормами планируется закрепить следующие цели: определение стратегии информатизации уголовно-исполнительной системы; оптимизация информационной деятельности структурных подразделений; создание технической архитектуры вычислительных систем; расширение взаимодействия подразделений ФСИН с иными субъектами; разработка и внедрение новых моделей владения собственной цифровой инфраструктурой; обеспечение информационной безопасности; широкое внедрение цифровых технологий; разработка прикладного программного обеспечения; модернизация методов управления с учётом возможностей применяемых цифровых технологий.
Бесспорно, принятие данного документа было бы огромным шагом в развитии информатизации уголовно-исполнительной системы. Вместе с тем хотелось бы остановиться на некоторых вопросах, решение которых, безусловно, повысит эффективность информатизации УИС.
Первый из них связан с необходимостью создания и широкого внедрения в практическую деятельность полуавтоматизированных и автоматизированных систем. Дело в том, что до недавнего времени большая часть информационных технологий была направлена на повышение скорости сбора и передачи информации, при этом, в большинстве случаев, анализ полученных сведений и принятие соответствующих решений возлагалось на конкретных сотрудников. Практика показывает, что сегодня большинство служащих давно перестали справляться с получаемым объёмом информации, используют в своей работе только некоторые, самые необходимые (как они считают) сведения. Это приводит, с одной стороны, к замедлению процесса выработки необходимых решений, с другой стороны, качество делаемых выводов могло быть (в большинстве случаев) выше, если бы существовала возможность учесть все имеющиеся в распоряжении сотрудников сведения. Налицо несоответствие большего объёма получаемой информации и низкой скорости её обработки. Следовательно, проектирование и использование автоматизированных систем является непременным условием повышения эффективности как систем управления, так и деятельности общества в целом. Подразделения уголовно-исполнительной системы реализуют большое количество мероприятий, остро нуждающихся в автоматизации, например, в сфере документирования. Информатизация в данной области привела к появлению фактически двух систем: электронного документооборота и документации на традиционных носителях [19].
Другая проблема, которой, с нашей точки зрения, уделяется недостаточное внимание - это унификация и стандартизация используемых информационных технологий и процедур. В настоящий момент у многих субъектов управления накоплены внушительные базы данных, их объединение и совместное использование могло бы значительно повысить эффективность управления в целом. Однако большинство названных субъектов разрабатывали и используют информационные системы собственной разработки, следовательно, вопрос организации общего оборота информации наталкивается на несовместимость используемых технологий. Учитывая масштабность уголовно-исполнительной системы, полифункциональность её деятельности, наличие большего количества взаимодействующих сторон, вопросы о развитии универсальных систем обмена и совместного использования информации стоит перед ФСИН особенно остро, об этом необходимо помнить при разработке соответствующих планов.
Следующим вопросом глобального характера является обеспечение безопасности деятельности пенитенциарных органов, в самом широком аспекте данного термина. Учитывая комплексность этой задачи, коснёмся только нескольких его аспектов. Неотъемлемым элементом рассматриваемой дея-
тельности является надзор за осужденными, традиционной формой которого являлось непосредственное наблюдение, осуществляемое сотрудниками ФСИН. Учитывая наличие «человеческого фактора», данная работа всегда носила фрагментарный характер. В современных условиях (и события последнего года ярко это подтверждают) широкого применения видеонаблюдения вкупе с применением технологий «искусственного интеллекта» могут качественно изменить ситуацию. Технологии распознавания личности являются чрезвычайно востребованными в деятельности сотрудников ФСИН, потенциально они могут не только оптимизировать вопросы контроля поведения осужденных, но и помочь решить иные вопросы обеспечения безопасности деятельности уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, работа по информатизации уголовно-исполнительной системы является составной частью цифровой трансформации деятельности органов государственной власти в целом. Подразделения ФСИН России вносят свой вклад в решении задач, определяемых государством в данной сфере. Вместе с тем современный уровень информатизации пенитенциарных органов является недостаточным, правовая регламентация нуждается в дальнейшем совершенствовании, прежде всего путём конкретизации основных направлений деятельности, определения механизма их реализации, использования передовых технологий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Машурян И.С. Информатизация как основополагающий фактор развития общества // Молодой ученый. 2012. № 8 (43). С. 270-273. URL: https://moluch.ru/archive/43/5256/ (дата обращения: 21.12.2020).
2. Павленко И.И. Информатизация как всеобщий социальный процесс информационного общества // Социо-динамика. 2016. № 7. С. 1-9. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=19427 (дата обращения: 21.12.2020).
3. Просвирнин Ю.Г. Теоретико-правовые аспекты информатизации в современном российском государстве: дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.01. М., 2002. 357 с.
4. Актуальные вопросы информатизации Федеральной службы исполнения наказаний на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы: сб. материалов круглого стола (24 июня 2019 года) / сост. А.Н. Дробот, Ю.А. Корнилова, Н.В. Рябова, Е.Г. Царькова, Н.А. Чугунова. Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2019. 280 с.
5. Завлин П.Н. Некоторые проблемы инновационного развития // Инновации. Проблемы и опыт. 2003. № 5. URL: http:// www.mag.innov.ru (дата обращения: 15.12.2020).
6. Лонской И.И. Информация и эволюция общества // Перспективы Науки и Образования. 2015. 2 (14). Международный электронный научный журнал.
7. Цветков В.Я. Глобализация и информатизация // Информационные технологии. 2005. № 2. С. 2-4.
8. Указ Президента РФ от 28.06.1993 № 966 «О Концепции правовой информатизации России» // Российские вести. 1993. 13 июля.
9. Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 50. Ст. 7074.
10. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.
11. Постановление Правительства РФ от 06.04.2018 № 420 «О федеральной целевой программе "Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)"» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 16 (Ч. II). Ст. 2374.
12. Приказ ФСИН России от 17.07.2018 № 620 «Об утверждении Положения об управлении реализацией федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2018 г. № 420» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 15.08.2018.
13. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 312 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Юстиция"» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (Ч. II). Ст. 2158.
14. Приказ ФСИН России от 23.06.2020 № 417 «Об обработке персональных данных в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 25.08.2020.
15. Нагорных Е. Информатизация ФСИН: движение без стратегии развития. URL: https://ach.gov.ru/news/ informatizaciya-fsin-dvizhenie-bez-strategii-razvitiya-34414 (дата обращения: 21.12.2020).
16. Воробьев Г. А. Развитие информационного общества в России: проблемы и перспективы // Информационные технологии в гуманитарном образовании: IV междунар. науч.-практ. конф.: сб. 2012. С. 93-97.
17. Павленко И. И. Влияние информатизации на социальные системы и процессы и на системы и процессы социального управления // European Social Science Journal. 2012. № 4 (20). С. 436-452.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
2021. Т. 31, вып. 3
18. Федеральный портал проектов нормативно правовых актов URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa= 100599 (дата обращения: 21.12.2020).
19. Сурин В.В. Развитие уголовно-исполнительного законодательства: информационный аспект // IV Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России): сб. тез. выступлений и докладов участников (г. Рязань, 20-22 ноября 2019 г.): в 10 т. Рязань: Академия ФСИН России, 2019. С. 247-255.
Поступила в редакцию 25.04.2021
Сурин Владимир Владимирович, кандидат юридических наук, доцент,
декан факультета внебюджетного образования
ФКОУ ВО «Пермский институт ФСИН России»
614012, Россия, г. Пермь, ул. Карпинского, 125
E-mail: [email protected]
V.V. Surin
ISSUES OF INFORMATIZATION OF THE PENITENTIARY SYSTEM
DOI: 10.35634/2412-9593-2021-31-3-497-503
The article is devoted to the issues of legal regulation of the activities of the penitentiary system, including the legal aspects of informatization of the penitentiary department. The author analyzes the retrospective of the development of legal norms regulating the processes of information support for the execution and serving of criminal sentences. The interrelationships of the development of legal regulation of the processes of informatization of public administration bodies, in general, and divisions of the Federal Penitentiary Service, in particular, are investigated. The paper presents a comparative analysis of a number of legal regulations that currently define various aspects of the information activities of prison staff, in particular, the goals, objectives and methods of implementing this area of activity. On the basis of the conducted research, proposals are formulated to optimize the processes of digitalization of institutions and bodies that execute criminal penalties, and the mechanism for implementing this activity.
Keywords: informatization, information technologies, legal regulation, legislation, execution of punishments.
Received 25.04.2021
Surin V.V., Candidate of Law, Associate Professor, Dean of the Faculty of Extrabudgetary Education Perm Institute of the Federal Penal Service Karpinskogo st., 125, Perm, Russia, 614012 E-mail: [email protected]