_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 343.01
Акимова Наталия Викторовна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected]
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА: СООТНОШЕНИЕ СО СМЕЖНЫМИ ПОНЯТИЯМИ
Аннотация
Статья посвящена феномену уголовной политики. Автор анализирует различные точки зрения о содержании данного феномена, его значении и соотношении со смежными понятиями, высказывает суждения относительно роли уголовной политики в механизме противодействия криминальной сфере.
Ключевые слова
Уголовная политика, государственная политика, правовая политика в отношении криминальной сферы,
государственная идеология, криминальная сфера.
Феномен уголовной политики с древнейших времен традиционно находится в сфере научных интересов, однако многочисленные исследования, к сожалению, не привели пока к выработке достаточно точного и полного представления об этом феномене.
До сих пор отсутствует единство мнений в вопросе о содержании этого понятия, его значении и соотношении с иными родственными, так называемыми смежными понятиями - «политика противодействия преступности», «криминологическая политика», «уголовно-правовая политика» и др. Н.А. Лопашенко в этой связи справедливо отмечает, что концепция уголовно-правовой политики, ее понятие, содержание, направления, приоритеты и формы реализации трактуются по-разному, иногда диаметрально противоположно. В конечном счете, это сказывается на уровне применения уголовного закона и ослабляет борьбу с преступностью [1, с.262-263].
По нашему мнению, для того, чтобы разобраться в имеющемся многообразии подходов, взглядов и представлений по вопросу содержания рассматриваемых понятий и их объеме, следует исходить из лежащего в их основе социального заказа, который должен быть удовлетворен посредством соответствующей деятельности государства. Нужда в охране общества от воздействия криминальной сферы определяет необходимость, а также содержание и объем соответствующей деятельности государства и общества. Объединить все усилия государства и общества в целях нейтрализации негативного воздействия криминальной сферы, обеспечить их научную обоснованность, придать им организованный, целенаправленный и наступательный характер как раз и призвана соответствующая государственная политика.
Многоаспектность и необычная содержательность уголовной политики предопределили множество дефиниций, отражающих сущность этого явления, однако, в целом, уголовной политикой принято именовать деятельность государства в сфере борьбы с преступностью (целиком либо в той или иной ее части). Представляется, что термины «уголовная политика», «государственная политика в сфере борьбы с преступностью», «правовая политика в отношении криминальной сферы», по сути своей тождественны. Поскольку политика всегда определяется и реализуется государством, эта политика - государственная.
Следует отметить, что в основе уголовной политики лежит государственная идеология, базирующаяся на господствующих в обществе на соответствующем этапе его исторического развития системе духовно-
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
нравственных ценностей. Идеология как ценностная система - непременный атрибут любого государства, даже если оно демонстративно заявляет о своей свободе от идеологических догм. Соответственно, идеология объективно присуща уголовной политике в любой стране и при любой социально-экономической системе, невзирая на старания отдельных политиков убедить обывателей в полной деидеологизации, деполитизации и департизации госуправления и госаппарата. Воплощенная в соответствующих нормативно- и политико-правовых документах и реализуемая в практической деятельности, связанной с охраной общественных отношений от преступных посягательств, эта идеология определяет стратегию и тактику противодействия криминальной сфере: цели, принципы, основные направления (формы), методы, содержание, характер и перспективы соответствующих усилий государства и общества.
Существует мнение, что в рамках уголовной политики следует различать политику уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную, политику в сфере профилактики преступности, политику уголовно-тактическую, уголовно-профилактическую, криминалистическую, пенитенциарную, оперативно-розыскную и др. [1,с. 262-263; 2, с.8]. Основано оно на утверждении, что уголовная политика имеет несколько направлений, одним из которых является уголовно-правовая политика наряду с относительно самостоятельными уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной, криминологической и др.
Полагаем, что нет никакой необходимости в вычленении в рамках уголовной политики еще и уголовно-правовой, наряду со смежными уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной и др. Политика противодействия криминальной сфере (уголовная политика) является единой (во всяком случае, таковой она должна быть по своей сути и предназначению), что обусловлено едиными задачами, целями и принципами, на которых она основывается. Мы солидарны с мнением А.И. Коробеева, который под уголовной политикой понимает выработанную государством генеральную линию, определяющую основные направления, цели и средства воздействия на преступность путем формирования уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, регулирования практики его применения, а также путем выработки и реализации мер, направленных на предупреждение преступлений [3, с. 42]. Уголовная политика «...определяет не только уголовно-правовые методы и средства борьбы с преступностью, но и призвана решать проблемы, связанные с профилактикой правонарушений, предполагая не только правовые, но и социальные, организационные, идеологические и иные мероприятия» [4, с.70]. При этом, чтобы быть целенаправленной и эффективной, уголовная политика должна получить свое закрепление в соответствующих научно обоснованных документах - концепции, программе, системе нормативных правовых актов. Таким образом уголовная политика находит своё выражение через значительное количество нормативных актов различной юридической силы и различных отраслей законодательства - уголовное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное, налоговое, административное и др.
В любом случае можно констатировать, что в структуре уголовной политики никем не оспаривается ведущая роль её уголовно-правового сегмента. Как справедливо отмечает Н.А. Лопашенко, любая политика, входящая в государственную политику противодействия преступности, опирается на разработанные уголовно-правовой политикой понятия преступного и наказуемого, исходит из них [1, с.268].
Учитывая вышеизложенное, полагаем, что уголовную политику можно определить как комплекс идей, программ, установок, и основанных на них действий органов государства и институтов общества, направленных на нейтрализацию криминальной сферы общества, охватывающий содержание, цели и направления государственного воздействия (законодательство, правоприменение, профилактика).
Список использованной литературы:
1. Лопашенко Н.А. Основы уголовно-правового воздействия: уголовное право, уголовный закон, уголовно-правовая политика. СПб., 2004. - 339 с.
2. Тер-Акопов А.А. Уголовная политика Российской Федерации. М., 1999. - 58 с.
3. Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. В.С. Комисарова. СПб., 2005.
4. Ковалев М.И. Соотношение уголовной политики и уголовного права // Сов. государство и право. 1978. № 12. С. 70.
© Акимова Н.В., 2017