Научная статья на тему 'Роль и значение уголовной политики в декриминализации общественноопасных деяний'

Роль и значение уголовной политики в декриминализации общественноопасных деяний Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
222
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / ПОНЯТИЕ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ / ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ / CRIME / CONCEPT OF CRIMINAL POLICY / PRINCIPLES OF CRIMINAL POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Митюкова Юлия Александровна

в статье рассматриваются вопросы определения понятия уголовной политикии классификации ее принципов, раскрывается значение уголовной политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLEANDSIGNIFICANCE OF CRIMINAL POLICY IN DECRIMINALIZATION OF SOCIALLYDANGEROUSACTS

the article raises the questions of criminal policy definition and classification of its principles, discusses the importance of criminal policy.

Текст научной работы на тему «Роль и значение уголовной политики в декриминализации общественноопасных деяний»

УДК 343.2 ББК 67.408.0 М67

Yu. A. MITYUKOVA

ROLE AND SIGNIFICANCE OF CRIMINAL POLICY IN DECRIMINALIZATION OF SOCIALLY DANGEROUS ACTS

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы определенияпонятия уголовной политики и классификации ее принципов, раскрывается значение уголовной политики.

Ключевые слова: преступность, понятие уголовной политики, принципы уголовной политики.

ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА МИТЮКОВА*

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ В ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫХ

ДЕЯНИЙ

Annotation : the article raises the questions of criminal policy definition and classification of its principles, discusses the importance of criminal policy.

Key words: crime, concept of criminal policy, principles of criminal policy,

Одним из самых опасных для общества и государстванегативных явлений считается преступность, поскольку именно она наносит наиболее существенный вред общественным отношениям и для снижения ее уровня государство вынуждено разрабатывать и реализовывать целый комплекс правовых, социальных, организационных и технических мер. Уголовная политика является одной из мер противодействия преступности.

По свидетельствам специалистов, понятие «уголовная политика» впервые было использовано в 1804 г. в разработках известного немецкого криминалиста Ансельма Фейербаха, а затем стало широко применяться не только в научном обороте.

В юридической литературе можно выделить следующие основные точки зрения, определяющие уголовную политику:

1) как деятельность государства по борьбе с преступностью путем применения уголовного закона1 или всех мер неправового и правового характера2;

2) совокупность взглядов, идей и представлений об основных направлениях, средствах и путях борьбы с преступностью3 или программа борьбы с преступностью и ее реализация в деятельности государственных и общественных организаций4;

3) общественные отношения в сфере борьбы с преступностью5 или организация человеческих взаимоотношений посредством норм и институтовуголовногоправа6.

В каждой из названных точек зрения есть свое рациональное звено, ибо все они отражают ту или иную сторону уголовной политики как системного социального явления. Верно указывают Н.А. Стручков, Н.А. Беляев, М.И. Ковалев, П.Н. Панченко, И.А. Исмаилов и другие

* Адъюнкт кафедры уголовногоправа (Академия ФСИН России).

E-mail: lapochka [email protected].

Уголовное право

Уголовное право

ученые на деятельную сторону и субъектов уголовной политики, а Н.И. Загородников, Ю.Е. Пермяков и многие другие - подчеркивают роль общественных отношений как сущности уголовной политики. Важен и духовный аспект уголовной политики, выделяемый Б.В. Здраво-мыловым, Л. Д. Гаухманом, Ю.И. Ляпуновым и

Э.Ф. Побегайло, которые считают, что уголовная политика - это государственная политика в области борьбы с преступностью7. В свою очередь, В.П. Ревин под уголовной политикой понимает: 1) государственную политику (доктрину) борьбы с преступностью, выраженную в соответствующих директивных актах; 2) особый вид социальной деятельности, направленный на активное наступательное противодействие и другим правонарушениям; 3) научную теорию и синтез соответствующих политических, социологических и правовых знаний8.

Однако в современной науке появилась позиция, согласно которой термин «уголовная политика» не совсем корректен при буквальном понимании. Так, В.А Номоконов отмечает, что он дословно означает преступную, криминальную политику9. Такого же мнения придерживается и Б.Т. Разгильдиев10.

Уголовная политика имеет свои принципы, которые представляют собой руководящие начала, идеи. Так, в общей теории права под принципами правовой политики понимают «основополагающие идеи, определяющие общие подходы гражданского общества и государственной власти к стратегически ориентированной деятельности в сфере правового регулирования социальных отношений»11. Так, Н.А. Ло-пашенко указывает, что с учетом специфики уголовной политики речь должна идти об основополагающих идеях деятельности государства, в том числе его органов и должностных лиц, в сфере охраны наиболее важных для личности, общества и государства благ, законных интересов и общественных отношений от преступных посягательств12.

Принципы уголовной политики, которые совпадают в целом по содержанию с принципами уголовного права (законность, равенство граждан перед законом, вина, справедливость, гуманизм, патриотизм, интернационализм и неотвратимость ответственности). Принципы уголовной политики разработаны и сформулированы гуманистами-просветителями разных эпох и народов, систематизированы в теории отечественного уголовного права, а основные из них закреплены в нормах Конституции РФ, уголовного, уголовно-процессуального и уголов-

но-исполнительного законодательства. Однако мнения ученых о принципах уголовной политики в науке очень разнообразны.

A.И. Бойко называет следующие основные принципы уголовной политики: согласование уголовно-правовых мер борьбы с преступностью с более широкими социальными программами; предельно возможная гуманизация употребляемых государством карательных средств; постоянная и своевременная коррекция запретов - (де)криминализация и (де)пе-нализация общественно опасных поступков; ставка в сфере борьбы с преступностью на профилактику, предупредительные меры, а затем уже расчет на принуждение, пользу от наказания; активное привлечение населения к борьбе с преступностью, расширение социальной базы власти; максимально возможная дифференциация ответственности и индивидуализация наказания13 .

B.Ф. Цепелев, в свою очередь, говорит о принципах социально-экономическойи криминологической обусловленности, законности, справедливости, неотвратимости соразмерного правового реагирования на преступность и экономии мер уголовной репрессии, соответствии норм российского законодательства, прежде всего уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного, международно-правовым договорам и обязательствам Российской Федерации, научной обоснованности и опережающем характере принимаемых мер воздействия на преступность14.

Таким образом, система принципов уголовной политики включает в себя принципы социальной и научной обоснованности, законности и согласованности с разделяемым Россией международно-правовым регулированием, справедливости, демократизма, гуманизма, экономии репрессии, неотвратимости ответственности. В связи с этим Н.А. Лопашенко в своей работе отмечает, что в определенной степени принципы уголовной политики, уголовного права и уголовного законодательства пересекаются15. Разумеется, следует помнить, что право и политика, по сути, разные явления: одно представляет собой систему уголовно-правовых норм, другая - деятельность.

Следовательно, ближайшей целью современной уголовной политики России является разработка задач и подходов к сдерживанию преступности с последующим формированием позитивных тенденций развития криминологической безопасности населения на ближайшую перспективу:

- путем принятия новых федеральных зако- тельную деятельность и уголовное судопроиз-

нов, указов Президента Российской Федерации, водство;

постановлений Правительства РФ и иных нор- - оптимизации среды функционирования,

мативных правовых актов, реализуемых в сфе- смягчения тенденций нигилистического отно-

ре борьбы с преступностью и обеспечивающих шения населения к закону и правоохранитель-

оптимизацию уголовного судопроизводстве; ной деятельности, определения пределов учас-

- совершенствования системы органов го- тия граждан в противодействии преступности

сударственной власти, осуществляющих проти- и иным формам правонарушающего поведения;

водействие преступности, создания оптималь- - создания финансовой и материально-тех-

ных условий для реализации их полномочий и нической базы для деятельности органов госу-

компетенции, а также осуществления системы дарственной власти, негосударственных орга-

мер, направленных на повышение эффективно- низаций и населения при противодействии пре-

сти деятельности и обеспечение взаимодей- ступности.

ствия этих органов; Все указанные направления и средства фор- совершенствования научно-технических мирования уголовной политики должны носить

средств, методов и приемов противодействия исключительно правовой характер и базировать-

преступности, их внедрения в правопримени- ся на соответствующих правовых актах.

1 См.: СтручковН.А. Исправительно-трудоваяполитикаи ее роль в борьбе с преступностью Саратов, 1970. С. 4-5; Введение в криминологию: лекция. Л., 1977. С. 9; БеляевН.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л., 1986. С. 11.

2 См.: Ковалев М.И. Соотношение уголовной политики и уголовногоправа // Сов. гос-во и право. 1978. № 12. С. 70; ПанченкоП.Н. Советская уголовная политика Общетеоретическаяконцепция борьбы с преступностью: ее становление и предмет. Томск 1988. С. 944; Исмаилов И.А. Преступность и уголовная политика: актуальные проблемы организации борьбы с преступностью Баку, 1990. С. 124.

3 См.: ЗдравомысловБ.В. Уголовноеправо России Общая часть: учебник М., 1996. С. 11; ГаухманЛ.Д., Ляпунов Ю.И. Понятие советской политики и ее основные направления М., 1980. С. 4.

4 См.: Гришин П.Ф. Уголовно-правовая борьба с преступностью как направление советской уголовной политики: лекция. М., 1989. С. 3.

5 См.: ЗагородниковН.И. Советская уголовнаяполитика М., 1979. С. 8.

6 См.: ПермяковЮ.Е. Введение в основы уголовнойполитики учеб. пособие. Самара, 1993.

7 См.: ПобегайлоЭ.Ф. Кризис современной российскойуголовнойполитики // Преступность и уголовное законодательства реалии, тенденции и взаимовлияние: сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Лопашенко Саратов, 2004.

С. 87-88.

8 См.: Уголовнаяполитикаи ее реализация органами внутренних дел / под ред. Л.И. Беляевой. М., 2003. С. 7.

9 См.: НомоконовВ.А. Некоторыепроблемы правовой политики // Правовая политика субъектовРоссий-ской Федерации: материалы круглогостола Владивосток, 2002. С. 29.

10 См.: РазгильдиевБ.Т. Категория «уголовно-правовая политика»: содержание и форма // Правовая политика: федеральные и региональные проблемы сб. науч тр. / под ред. Н.И. Матузова Тольятти, 2001. С. 245.

11 МатузовН.И., МалькоА.В., ШундиковК.В. Правовая политика современной России: предлагаем для обсуждения проект концепции // правовая политика: от концепции к реальности / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2004. С. 276.

12 См.: ЛопашенкоН.А. Уголовнаяполитика. М., 2009. С. 38.

13 См.: Уголовноеправо. Общая часть / под ред. В.Н. Петрашева М., 1999. С. 60-61.

14 См.: ЦепелевВ.Ф. Реформированиеуголовногозаконодательстваи его соответствие основным принципам уголовной политики современной России // Уголовноеправо: стратегия развития в XXI веке: сб. материалов III Междунар науч-практ. конф. М., 2006. С. 15-16.

15 См.: Лопашенко Н.А. Указ* соч.

Уголовное право

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.