Научная статья на тему 'УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БОРЬБЕ С КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ'

УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БОРЬБЕ С КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
59
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРАВО / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / CRIMINAL LAW / CRIMINAL POLICY / ECONOMIC CRIME / ECONOMIC SECURITY / CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Умарова Амала Алиевна

Автором представлен анализ концепции уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции с целью разработки предложений по модернизации законодательства для создания сбалансированного антикриминального механизма обеспечения экономической безопасности и борьбы с коррупционной преступностью. Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: проведение единой государственной политики в области экономической безопасности и противодействия коррупции; создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам экономической безопасности и противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также, граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению; совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью, совершенствование УК РФ. Меры уголовно-правового характера, изложенные автором, направленные на повышение эффективности реагирования на угрозы экономической безопасности и укрепление доверия к справедливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Умарова Амала Алиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL POLICY TO ACHIEVE ECONOMIC SECURITY AND FIGHT CORRUPTION

The author analyzes the concept of criminal policy for ensuring economic security and combating corruption in order to develop proposals for modernizing legislation to create a balanced anti-criminal mechanism for ensuring economic security and combating corruption crime. The main activities of state bodies to improve the effectiveness of anti-corruption are: implementation of a unified state policy in the field of economic security and anti-corruption; creation of a mechanism for interaction between law enforcement and other state bodies with public and parliamentary commissions on economic security and anti-corruption, as well as with citizens and civil society institutions; adoption of legislative, administrative and other measures aimed at attracting state and municipal employees, as well as citizens, to more actively participate in anti-corruption, to form a negative attitude to corruption behavior in society; improving the system and structure of state bodies, creating mechanisms for public control over their activities, improving the criminal code of the Russian Federation. Criminal law measures outlined by the author aimed at improving the effectiveness of responding to threats to economic security and strengthening confidence in justice.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БОРЬБЕ С КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ»

УДК 343.01

DOI 10.23672/У2774-4163-6219^

Умарова Амала Алиевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса, Чеченский государственный университет, umarova1986@mail.ru

Amala A. Umarova

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure, Chechen State University umarova1986@mail.ru

Уголовная политика по достижению экономической безопасности и борьбе с коррупционной преступностью

Criminal policy

to achieve economic security and fight corruption

Аннотация. Автором представлен анализ концепции уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции с целью разработки предложений по модернизации законодательства для создания сбалансированного антикриминального механизма обеспечения экономической безопасности и борьбы с коррупционной преступностью. Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: проведение единой государственной политики в области экономической безопасности и противодействия коррупции; создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам экономической безопасности и противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также, граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению; совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью, совершенствование УК РФ. Меры уголовно-правового характера, изложенные автором, направленные на повышение эффективности реагирования на угрозы экономической безопасности и укрепление доверия к справедливости.

Ключевые слова: уголовное право, уголовная политика, экономическая преступность, экономическая безопасность, коррупция.

Annotation. ^e author analyzes the concept of criminal policy for ensuring economic security and combating corruption in order to develop proposals for modernizing legislation to create a balanced anti-criminal mechanism for ensuring economic security and combating corruption crime. The main activities of state bodies to improve the effectiveness of anti-corruption are: implementation of a unified state policy in the field of economic security and anti-corruption; creation of a mechanism for interaction between law enforcement and other state bodies with public and parliamentary commissions on economic security and anti-corruption, as well as with citizens and civil society institutions; adoption of legislative, administrative and other measures aimed at attracting state and municipal employees, as well as citizens, to more actively participate in anti-corruption, to form a negative attitude to corruption behavior in society; improving the system and structure of state bodies, creating mechanisms for public control over their activities, improving the criminal code of the Russian Federation. Criminal law measures outlined by the author aimed at improving the effectiveness of responding to threats to economic security and strengthening confidence in justice.

Keywords: criminal law, criminal policy, economic crime, economic security, corruption.

К модернизации существующей идеологии рассматриваемой нами антикриминальной политики необходимо приступить, хотя бы потому, что этого требует сложившаяся в геополитике ситуация, породившая новые угрозы отечественной экономике, исходящие извне, и сделала

более острыми те, которые таились внутри государства. Посредством нее можно простимулировать все элементы антикриминальной политики: уголовно-правовой, уголовно-исполнительный, уголовно-процессуальный и т.д. Требуется достичь национального согласия в вопросах

политики уголовно-юридической борьбы с новыми угрозами экономической безопасности - их криминализации, иначе говоря, перемещения в уголовно-правовое поле и дальнейшее устранения через уголовную юстицию. Новыми положительными задачами антикриминальной политики являются консолидация народа, вычищение той части истэблишмента, которому свойственно коррупционное поведение, продажность. На повестке дня стоит перенацеливание антикриминальной стратегии, то есть, постановка новых задач в области экономической безопасности. И осуществляться она теперь должна посредством иных средств .

Реформирование, которые мы предлагаем, должно основываться на возобновлении справедливости, согласованности законодательства, пресечении произвола, односторонности и радикальности в антикриминальной политике по достижению экономической безопасности и борьбе с коррупцией. Экономическая безопасность государства не должна ограничиваться только «безопасностью бизнеса» (от правоохранительных органов) [1, с. 144]. По этой причине должно быть отменено беспочвенное удаление части универсальных уголовных и уголовно-процессуальных принципов, сделанное в интересах бизнес-сообщества, являясь огульно обеляемым концепцией наибольшего способствования предпринимательству и защите его от уголовной юстиции.

Политика достижения экономической защищенности и борьбы с коррупционной преступностью, а также, отличающееся природным своеобразием совершенствование России как суверенной державы с результативной антикриминальной политикой диктует необходимость баланса правых и левых ценностей, что предполагает отказ от каких-либо правовых привилегий, ранее осуществленных и предлагаемых к рассмотрению и осуществлению в интересах бизнеса [2, с. 10]. Однако общее направление буржуазной антикриминальной стратегии в нынешних условиях изменять нельзя. В случае отказа от капитализма, рыночных отношений в экономике, от сопричастности к глобализационным процессам, мировой конкуренции во всех отраслях функционирования, избрания изоляционистского курса наравне с обособлением собственной правовой системы и ухода от развивающихся в мире направлений последует жалкое существование общества в сравнительной нищете, в конечном счете - крушение общецивилизационного проекта России [3, с. 28].

Формирование автаркического, автократического режима и возобновление советской парадигмы антикриминальной политики несоединимо со стоящими перед страной стратегическими задачами. Выйти из сложившейся ситуации можно только путем увязывания либеральных мер в народнохозяйственной сфере с утверждением принципов демократии в политико-правовой структуре. Такой подход должен сказаться на антикриминальной стратегии по достижению экономической защищенности и борьбе с коррупционной преступностью. Последовательное применение мер по регуляции права, утверждение в нем принципов демократии, совокупно вырастающих в идеологию, должно быть реализовано в новом

уголовном законодательстве, регулирующем порядок установления причин привлечения к ответственности, исполнения наказаний, судопроизводства [4, с. 138].

В нашей стране только формируются условия для создания антикриминальной политики по противодействию коррупционной и организованной экономической преступности. Необходимо реформировать политический уклад, развивать демократические идеи одновременно с дальнейшим ведением либеральной экономической политики. Это означает, что необходимо менять экономическую парадигму, но не на ее социалистический вариант, а развивать модернизацию либерализма.

Размежевание предпринимательской среды и государства, дифференциация властей, конкуренция в сфере народного хозяйства и политики являются базой справедливой и результативной антикриминальной стратегии по достижению экономической защищенности и борьбе с коррупционной преступностью. Лишь путем развития институтов правовой державы можно достичь большей результативности антикриминальной политики по достижению экономической безопасности. Лишь посредством формирования правоохранительного метода, действующего не через ручное управление, а через соблюдение закона, можно решить стратегическую задачу борьбы с организованной экономической преступностью и сросшейся с ней коррупционной преступностью [5, с. 9].

Прогрессирующее расхождение между либерализацией экономики и продолжающей деградировать правоохранительной системой требуется как можно скорее устранить - в пределах программы последовательной демократизации, национализации и социализации либерально-правовой антикриминальной стратегии.

Послесоветский промежуточный период нужно завершать и вооружаться стандартными западноевропейскими методиками ведения борьбы с преступностью в экономической сфере, в том числе с коррупционной преступностью. Необходимо скинуть груз нерезультативных в нынешней обстановке институтов и процедур, пришедших к нам с советских времен, которые делают менее продуктивной текущую антикриминальную политику достижения экономической безопасности.

В общем плане, в ходе реализации реформирования требуется решить ряд методологических проблем, комплексно преобразовать правовую концепцию и идеологию. Осложняет модернизацию законодательства и правоприменения то, что большая часть его положений соответствует догмам советской идеологии в праве. По этой причине необходимо десоветизировать идеологию ключевых положений уголовной политологии, прочих ее отраслей. По нашему мнению, нужно преодолеть закостенелость, отсталость российской правовой идеологии по вопросам включения международно-правовых стандартов борьбы с коррупцией, оформления порядка (гражданско-процессуального) изымания имущества у лиц, уличенных в участии в коррупционной

деятельности, закрепления института криминальной ответственности юридических лиц за коррупционное поведение [6, с. 46].

Суть представляемых нами рекомендаций относительно реформирования правового механизма рассматриваемой нами антикриминальной стратеги заключается в том, что необходимо включить в нее все лучшие идеи, реализуемые в международной жизни в отношении борьбы с коррупционной и экономической преступностью. А это значит, что нашей стране следует применять на практике мировые стандарты борьбы с коррупционными проявлениями, испытанные в ряде государств правовые средства, показавшие свою антикоррупционную результативность. В данном контексте не лишним будет повторить уже ставшее излишне привычным утверждение: профильное отечественное право должно основываться на общеизвестных международно-правовых стандартах.

Мы знаем, что ряд стран в деле противодействия коррупции существенно преуспели. Не остаются

Литература:

1. Дубнов А.П. Коррупция как глобальная проблема современности. Владивосток : Изд. ДВГУ, 2018. 203 с.

2. Шишкарев С.Н. О содержании и дефинициях коррупционных правонарушений // Закон и право. 2018. № 4. С. 8-12.

3. Кошаева Т.О. Ответственность за преступления в сфере экономической деятельности: пути развития российского уголовного законодательства // Журнал российского права. 2014. № 4. С. 25-31.

4. Бидова Б.Б. Уголовное право: особенная часть : учебник в 2-х т. / Б.Б. Бидова, Е.Э. Ганаева, Ш.Ш. Муцалов. Кисловодск : Учебный центр «Магистр», 2016. Т. 2. 338 с.

5. Шакирьянов М.М. Понятие и сущность коррупции // Закон и право.2018. № 6. С. 5-14.

6. Шабалин В.А. Политика и преступность // Государство и право. 2012. № 4. С. 44-48.

засекреченными и применяемые при этом правовые средства, механизмы, произведшие впечатляющий антикоррупционный эффект. Многие государства уже прошли путь выстраивания устойчивого и бесперебойного правового механизма борьбы с коррупционным поведением высших чинов власти и политики и организованной экономической преступностью. Предлагаем уйти от стереотипа обязательного следования традиционным, изжившим себя догмам. Ведь нормы права придумываются людьми с целью улучшения их жизни. Ничто нам не мешает по большому счету сообразовать российское уголовное и уголовно-процессуальное законодательство с западноевропейскими правовыми стандартами. Полагаем, что наше уголовное право необходимо унифицировать одновременно с западноевропейским законодательством - причиной этому есть глобали-зационные процессы, протекающие в экономической сфере. Основные принципы подвергаются обобщению во всех уголках земного шара, поэтому наша страна также должна включиться в общий для всех процесс.

Literature:

1. Dubnov A.P. Corruption as a global problem of our time. Vladivostok : DVGU publishing house, 2018. 203 p.

2. Shishkarev S.N. On the content and definitions of corruption offenses // The law and the law. 2018. № 4. P. 8-12.

3. Koshaeva T.O. Responsibility for crimes in the sphere of economic activity: ways of development of the Russian criminal legislation // Journal of Russian law. 2014. № 4. P. 25-31.

4. Bidova B.B. Criminal law: a special part : textbook : in 2 vol. / B.B. Bidova, E.E. Ganaeva, Sh.Sh Mut-salov. Kislovodsk : training center «Master», 2016. Vol. 2. 338 p.

5. Shakiryanov M.M. The concept and essence of corruption // Law and law. 2018. № 6. P. 5-14.

6. Shabalin V.A. Politics and crime // State and law. 2012. № 4. P. 44-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.