Научная статья на тему 'Уголовная политика Канады в сфере оборота оружия'

Уголовная политика Канады в сфере оборота оружия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
376
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРУЖИЕ / ПОЛИТИКА / КАНАДА / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ДЛИННОСТВОЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ЗАКОН / WEAPONS / POLICY / CANADA / FIREARM / LONG BARREL GUN / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сулейманова Светлана Тимуровна

Рассмотрены основы уголовной политики в сфере оборота оружия в Канаде; проведен анализ модернизации уголовной политики в сфере оборота оружия в Канаде, адекватности данной политики существующим условиям. Дан анализ изменения законодательства в сфере оборота оружия в Канаде в целях обеспечения безопасности личности, общества, государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CANADA''S CRIMINAL POLICY IN ARMS TRAFFICKING

The article considers criminal policy in the sphere of arms trafficking in Canada. The author analyses criminal policy modernization in the sphere of arms trafficking in Canada, and whether it is appropriate to existing conditions. The author also changes legislation in the sphere of arms trafficking in Canada for the safety of individuals, society and state.

Текст научной работы на тему «Уголовная политика Канады в сфере оборота оружия»

УДК 343.3/7(71)

С. Т. Сулейманова

УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА КАНАДЫ В СФЕРЕ ОБОРОТА ОРУЖИЯ

Аннотация. Рассмотрены основы уголовной политики в сфере оборота оружия в Канаде; проведен анализ модернизации уголовной политики в сфере оборота оружия в Канаде, адекватности данной политики существующим условиям. Дан анализ изменения законодательства в сфере оборота оружия в Канаде в целях обеспечения безопасности личности, общества, государства.

Ключевые слова: оружие, политика, Канада, огнестрельное оружие, длинноствольное оружие, закон.

S. T. Suleimanova CANADA'S CRIMINAL POLICY IN ARMS TRAFFICKING

Abstract. The article considers criminal policy in the sphere of arms trafficking in Canada. The author analyses criminal policy modernization in the sphere of arms trafficking in Canada, and whether it is appropriate to existing conditions. The author also changes legislation in the sphere of arms trafficking in Canada for the safety of individuals, society and state.

Key words: weapons, policy, Canada, firearm, long barrel gun, law.

Одним из приоритетных направлений модернизации уголовного законодательства Российской Федерации на современном этапе является совершенствование его доктрины, правовых институтов и практики их применения с учетом опыта правового регулирования государств, имеющих устойчивые традиции охраны общественного порядка в условиях современного правового государства, развитой демократии и гарантий прав человека. В июле 2011 г. группа депутатов от ЛДПР во главе с лидером парламентской фракции И. Лебедевым внесла в Госдуму России законопроект, предоставляющий россиянам право на ношение короткоствольного нарезного огнестрельного оружия в целях самообороны [1, с. 72]. Однако следует указать, что статистика вооруженного насилия прямо свидетельствует о преждевременности данного законопроекта в РФ.

В этой связи теоретический и практический интерес представляет опыт Канады в сфере уголовно-правового регулирования оборота оружия. Канада, как и Швейцария, Германия, Эстония, Скандинавские страны, отдельные штаты США применительно к режиму владения огнестрельным оружием гражданами, относится к государствам со свободным режимом владения огнестрельным оружием [2, с. 28-31]. Однако следует отметить, что контроль за оборотом оружия в Канаде весьма жесткий, несоблюдение положений Закона об огнестрельном оружии влечет за собой уголовную ответственность.

В истории Канады контроль над оружием первоначально осуществлялся провинциями, однако в 1995 г. положение дел изменилось в связи с принятием Закона об огнестрельном оружии и установлением более жесткого контроля над владением, продажей и использованием огнестрельного оружия [3]. Как и в других странах, поправки в канадское законодательство об огнестрельном оружии были спровоцированы медийным ажиотажем вокруг массовых убийств, произошедших в Монреальском университете 6 декабря 1989 г. Общественные организации воспользовались этой ужасной трагедией, развернув кампанию за ужесточение правил владения огнестрельным оружием, мотивируя это необходимостью защитить женщин от насилия со стороны мужчин [4]. Министр юстиции Рок указывал, что «...целью регулирования огнестрельного оружия должно быть сохранение безопасности, цивилизованного и мирного характера Канады» [1, с. 72].

В решении Верховного суда Канады от 15 июня 2000 г. по делу о конституционности закона Канады «Об огнестрельном оружии» (Attorney General For Alberta v. Attorney General of Canada) указано, что принятие соответствующего закона относится к полномочиям федерального Парламента [5].

В течение многих лет УК Канады ограничивал доступ к автоматическому и легкому оружию, квалифицируя его как «запрещенное» или «ограниченного использования». Закон об огнестрельном оружии распространил эти нормы также на винтовки и ружья, иногда именуемые «длинноствольным огнестрельным оружием» [6, р. 24-26]. Согласно этому закону может быть отказано в выдаче лицензии заявителям, имеющим судимость за преступления, связанные с применением насилия или торговлей наркотиками, или страдающим психическими заболеваниями. Может проводиться проверка заявителя, а выдача лицензии может оговариваться определенными условиями. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд. Обладание незареги-

стрированным видом оружия любого вида является правонарушением. Сведения о всех свидетельствах о регистрации, а также ввозимом, вывозимом, утерянном или похищенном оружии вносятся в Канадский реестр огнестрельного оружия.

В 2001 г. вступила в силу часть законопроекта С-68, согласно которой правительство обязало граждан Канады регистрировать все огнестрельное оружие, включая длинноствольное оружие (винтовки и ружья). В 2003 г. регистрация длинноствольного оружия становится обязательной, и отсутствие таковой влечет за собой уголовную ответственность. При этом рассматривался вопрос о том, что длинноствольное оружие не относится к опасным предметам, поскольку чаще всего используется для таких законных целей, как охота и скотоводство, тогда как легкое огнестрельное оружие используется почти только в преступлениях и на войне. Однако законодатель учел, что проблема заключается в том, что длинноствольное оружие также используется для совершения преступлений и самоубийств, влечет смерть и ранения от несчастного случая. Оружие нельзя однозначно разделить на две категории: опасное и неопасное. Любое оружие может быть использовано в преступлении, любое оружие представляет угрозу общественной безопасности, именно поэтому контроль над оружием относится к компетенции уголовного права.

25 октября 2011 г. правительство Канады вынесло на обсуждение законопроект С-19, ограничивающий регистрацию длинноствольного оружия. 5 апреля 2012 г. законопроект С-19 вступил в силу. Поправки в УК Канады, Закон об огнестрельном оружии сняли бремя регистрации канадцами неограниченного числа длинноствольного оружия, которым они владеют [7]. Законодательство аннулировало требование для владельцев длинноствольного оружия регистрировать их охотничьи винтовки и дробовики, владельцы огнестрельного оружия должны иметь лишь действующую лицензию для покупки, владения оружием и боеприпасами; владельцы длинноствольного оружия обязаны подвергаться проверкам, пройти курсы обучения технике безопасности владения огнестрельным оружием и выполнять требования безопасности при хранении и транспортировке оружия.

Закон об огнестрельном оружии содержит положения, предусматривающие уголовную ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом оружия.

Так, в ст. 106 предусмотрена ответственность за сообщение ложных данных для получения лицензии: «Любое лицо совершает преступление, если для получения лицензии, свидетельства о

регистрации, разрешения для данного лица либо другого лица сознательно заявляет в устном или письменном виде ложные или вводящие в заблуждение данные либо сознательно не раскрывает любую информацию, которая имеет значение для получения лицом лицензии, свидетельства о регистрации или разрешения на оружие (ч. 1); а также преступлением является сообщение ложных сведений при получении подтверждения, которое выдается сотрудником компетентного органа» (ч. 2). В ст. 107 предусмотрена ответственность за то, что лицо изменяет, подделывает или фальсифицирует лицензию, регистрационный сертификат или разрешение либо документ, выдаваемый компетентными органами согласно данному акту. В ст. 108 предусмотрена ответственность юридических лиц за владение оружием и боеприпасами, за исключением случаев, когда юридическое лицо имело лицензию на оружие. В ст. 110 Закона об огнестрельном оружии предусмотрена ответственность за нарушение лицом условий лицензии, свидетельства о регистрации или разрешения, а ст. 114 Закона предусматривает: «Любое лицо совершает преступление, если, будучи держателем лицензии, свидетельства о регистрации на запрещенное оружие или оружие, ограниченное в обороте, которое отменяется, не доставит оружия незамедлительно после отзыва лицензии до мирового офицера или иного сотрудника, осуществляющего надзор за огнестрельным оружием».

Учитывая бланкетность норм о контроле над оружием в УК Канады и в Законе об огнестрельном оружии, следует указать, что нормы об оружии регламентируются также следующими подзаконными актами: Инструкцией о разрешении транспортировки ограниченного и запрещенного оружия (Authorizations to Transport Restricted Firearms and Prohibited Firearms Regulations), Инструкцией об условиях передачи огнестрельного оружия и другого вооружения (Conditions of Transferring Firearms and Other Weapons Regulations), Инструкцией о сборах в отношении ограниченного оружия (Firearms Fees Regulations), Инструкцией о регулировании лицензий на огнестрельное оружие (Firearms Licenses Regulations) и др.

Таким образом, проанализировав эволюцию законодательства об оружии, следует отметить либерализацию законодательства в области длинноствольного оружия и в то же время ужесточение мер для лиц, использующих огнестрельное оружие при совершении тяжких преступлений (особенно для лиц, являющихся членами банд или организованной преступности). Министр общественной безопасности Канады Вик Тоевс указал, что «Деятельность правительства Харпера всегда была прозрачна: мы

видим неэффективность регистрации длинноствольного оружия, поэтому, в первую очередь, необходимо сфокусировать внимание на преступлениях, совершенных с использование оружия и обеспечить безопасность общества на улицах Канады» [8].

Таким образом, контроль над оборотом оружия - проблема, имеющая место не только в России. Естественно, что к данной проблеме неодинаков подход в разных странах, но, учитывая статистику вооруженного насилия в РФ, по-нашему мнению, следует предпринимать адекватные криминальной ситуации меры для контроля за оборотом оружия.

Библиографический список

1. Кононов А., Бастараш М. Конституционное правосудие в действии: опыт России и Канады. - М. : Новая Юстиция, 2008. - 296 c.

2. Моисеенко А. Г. Особенности правового регулирования оборота гражданского огнестрельного оружия в ряде зарубежных стран // Международное публичное и частное право. - 2010. - № 6. - С. 28-31.

3. Firearms Act // S.C. - 1995. - P. 39. - URL: http: // laws.justice .gc.ca/eng/acts /F-11.6/

4. Mauser G. A. The Failed Experiment // Public Policy Sources. -2003. - 1 November.

5. Attorney General For Alberta v. Attorney General of Canada // S.C.R. - 2000. - P. 783. - URL: http://www.indigenousbar.ca/cases

6. Stuart D., Delisle R. J., Coughlan S. Learning Canadian criminal law. - 11th Edition. - Toronto : Carswell, 2009. - 1157 p.

7. An Act amend the Criminal Code and the Firearms Act // S.C. -2012. - P. 6. - URL: http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/AnnualStatutes/ 2012_6/page- 1.html

8. Harper Government introduces the Ending the Long-Gun Registry Act. - URL: http://www.publicsafety.gc.ca/media/nr/2011/ nr20111025-2-eng.aspx

References

1. Kononov, A., M. Bastarash Constitutional Justice in Action: The Experience of Russia and Canada. - Moscow: RIO "New Justice", 2008. -296 p.

2. Moiseenko A.G. Features of the legal regulation of civilian firearms in a number of foreign countries // The international public and private law. - 2010. - № 6. - P. 28-3

3. Firearms Act, S.C. 1995, c.39.- URL: http: // laws.justice .gc.ca/eng/acts /F-11.6/

4. Mauser G. A. The Failed Experiment // Public Policy Sources. -2003. - 1 November.

5. Attorney General For Alberta v. Attorney General of Canada (2000) S.C.R. 783. - URL: http://www.indigenousbar.ca/cases

6. Stuart D, Delisle R. J., Coughlan S. Learning Canadian criminal law. 11th Edition. - Toronto : Carswell, 2009. - 1157 P.

7. An Act amend the Criminal Code and the Firearms Act S.C.2012,c.6 // http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/AnnualStatutes/ 2012_6/page- 1.html

8. Harper Government introduces the Ending the Long-Gun Registry Act. - URL: http://www.publicsafety.gc.ca/media/nr/2011/ nr20111025-2-eng.aspx

Информация об авторе

Сулейманова Светлана Тимуровна - кандидат социологических наук, доцент, кафедра уголовное право, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Россия, e-mail: sts_123@bk.ru.

Author

Suleimanova Svetlana Timurovna - Candidate of social sciences, associate professor, department of Criminal Law, Penza State University,440026, Penza, Krasnaya street 40, Russia, e-mail: sts_123@bk.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.