Научная статья на тему 'Уголовная ответственность за уклонение от административного надзора в виде неприбытия лица к избранному месту жительства'

Уголовная ответственность за уклонение от административного надзора в виде неприбытия лица к избранному месту жительства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
486
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / ADMINISTRATIVE SUPERVISION / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / CRIME / РЕЦИДИВ / RECURRENCE / СУДИМОСТЬ / PREVIOUS CONVICTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Плешаков А.М., Дружинин А.В.

Рассмотрены основания уголовной ответственности за уклонение от административного надзора, совершенного в виде неприбытия к избранному месту жительства (пребывания) поднадзорным лицом, а также характеристика названного состава преступления. С уголовно-правовых позиций анализируются уважительные причины неприбытия поднадзорного лица.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Плешаков А.М., Дружинин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal liability for evasion of administrative supervision in the form of non-arrival of a person to the chosen place of residence

The author describes the grounds of criminal liability for failure to administrative supervision, perfect as a no-show to the chosen place of residence (stay) the supervised person, and gives a description of the composition of the mentioned crimes. Since criminal legal positions are considered valid reasons not arrive supervised person.

Текст научной работы на тему «Уголовная ответственность за уклонение от административного надзора в виде неприбытия лица к избранному месту жительства»

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В ВИДЕ НЕПРИБЫТИЯ ЛИЦА К ИЗБРАННОМУ МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

А.М. ПЛЕШАКОВ

доктор юридических наук, профессор А.В. ДРУЖИНИН

адъюнкт Московского университета МВД России Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология;уголовно-исполнительное право

E-mail: md2050@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены основания уголовной ответственности за уклонение от административного надзора, совершенного в виде неприбытия к избранному месту жительства (пребывания) поднадзорным лицом, а также характеристика названного состава преступления. С уголовно-правовых позиций анализируются уважительные причины неприбытия поднадзорного лица.

Ключевые слова: административный надзор, преступление, рецидив, судимость.

CRIMINAL LIABILITY FOR EVASION OF ADMINISTRATIVE SUPERVISION IN THE FORM OF NON-ARRIVAL OF A PERSON TO THE CHOSEN PLACE OF RESIDENCE

A.M. PLESHAKOV

Doctor of Law, Professor AV. DRUZHYNIN

Associate of the Moscow University Ministry

Annotation. The author describes the grounds of criminal liability for failure to administrative supervision, perfect as a no-show to the chosen place of residence (stay) the supervised person, and gives a description of the composition of the mentioned crimes. Since criminal legal positions are considered valid reasons not arrive supervised person. Keywords: administrative supervision, crime, recurrence, a previous conviction.

В Уголовный кодекс РФ в 2011 г., была введена ст. 3141, в которой предусматривается ответственность за уклонение от административного надзора. В диспозиции нормы содержатся фактически два самостоятельных состава преступления, которые юридически хотя и приравнены друг к другу, однако принципиально отличаются по выполнению объективной стороны. Первый из указанных составов — это неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок — т.е., это бездействие. Второй состав — самовольное оставление

поднадзорным лицом места жительства или пребывания — т.е., это действие.

В судебно-следственной практике существуют определенные трудности при установлении и оценке оснований уголовной ответственности за неприбытие лица к избранному месту жительства. Это обусловлено сложными и разнообразными понятиями и словосочетаниями, содержащимися в диспозиции указанной нормы, которые имеют бланкетный характер.Уклонение от административного надзора в виде неприбытия лица имеет «двойную» бланкетность: во-первых, уголовно-правовые отношения регулируются ФЗ РФ «Об административном надзоре за лицами освобожденными из мест лишения свободы»1; во-вторых,

уголовно-исполнительным законодательством (ст. 1731 УИК РФ).

В теории уголовного права общепринятой является точка зрения о том, что преступное бездействие — это общественно опасное, волевое и пассивное поведение, которое заключается в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей. При этом правильно отмечается, что волевая пассивность лица не является его физической характеристикой, а представляет собой социальное поведение. Лицо может вести себя физически активно, однако с уголовно-правовых позиций оно бездействует2. Таким образом, фактически во всех доктринальных определениях признаки уголовно-правового бездействия,в принципе совпадают и под бездействием понимается несовершение лицом под угрозой уголовного наказания действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

Применительно к неприбытию поднадзорного, бездействие лица является преступным при наличии, как минимум, трех взаимосвязанных критериев объективного и субъективного характера. Во-первых, у поднадзорного есть обязанность прибыть к избранному месту жительства. Во-вторых, у него для это есть все возможности. В-третьих, лицо принимает волевое решение и не совершает того, что должно и могло было выполнить. Рассмотрим эти критерии-условия объективной стороны состава преступления более подробно.

Первое. Обязанность лица после освобождения из места лишения свободы прибыть к избранному месту жительства устанавливается процессуальным решением районного суда в порядке гражданского судопроизводства (ст.ст. 261.7, 261.8 ГПК РФ и др.). Подобное долженствование определено в п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона об административном надзоре. В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством (ч. 5 ст. 173'УИК РФ) эта обязанность детализируется: администрация исправительного учреждения вручает поднадзорному предписание о выезде по конкретному адресу и сроке прибытия.

Согласно уголовному закону, место жительства освобождаемый из мест лишения свободы избирает самостоятельно. Иными словами, фактическое избрание места жительства — это результат волеизъ-

явления поднадзорного в процессе его выбора. Однако, подобное решение достигается под контролем соответствующих служб исправительного учреждения. За шесть месяцев до освобождения инспектор по трудовому и бытовому устройству осужденных направляет в ОВД запросы о возможности проживания лица по указанным им адресам. В течении одного месяца со дня получения запроса участковый уполномоченный полиции, на административном участке которого планируется проживание поднадзорного, сообщает инициатору запроса о возможности такого проживания. В случае получения ответа о невозможности бытового и трудового устройства по избранному месту жительства, инспектор исправительного учреждения ставит об этом в известность освобождаемое лицо и с его согласия принимает меры к положительному решению этого вопроса в другой местности3.

Избрание места жительства или места пребывания является обусловленным требованием закона, т.е. это императивный процесс и данный вопрос должен быть решен в обязательном порядке. Если вопрос о месте жительства не решен, то не о чем говорить. Другими словами, нет оснований для подачи соответствующего заявления со стороны исправительного учреждения (ст. 6 Закона об административном надзоре), поскольку в подобном случае суд лишен юридической возможности установить административный надзор по конкретному адресу.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 ГК РФ под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Это законодательное установление в полной мере относится и к будущему месту жительства поднадзорного.

В практическом плане это означает, что место жительства всегда представляет собой определенное жизненное пространство поднадзорного, расположенное по конкретному адресу на административной территории подконтрольной участковому уполномоченному полиции. Место жительства — это объемное правовое словосочетание. Таким местом может быть: индивидуальный жилой дом; пригодное для постоянного или временного проживания помещение (квартира), входящее в жилищный фонд независимо от формы собственности; иное помещение или строение, не входящие в жилой

фонд, но предназначенные для преимущественного проживания.

В свою очередь, понятие «место пребывания» в значительной мере совпадает с понятием «место жительства». Однако, место пребывания не предназначено для постоянного проживания. Это могут быть: коммунальные общежития, гостиницы, дома ночного пребывания, реабилитационные центры и др. Как правило, подобные места имеются в крупных городах большинства регионов и находятся в федеральной или муниципальной собственности унитарных предприятий, действующих на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Место жительства или место пребывания всегда связано с процессом учетной регистрации лица по конкретному адресу, т.е., с определением формального нахождения поднадзорного на территории муниципального района. Соответственно, место жительства (место пребывания) — это место исполнения обязанностей поднадзорного, т.е. претерпевание им ограничений в правах и свободах, установленных судом.

В свою очередь, срок прибытия к избранному месту жительства определяется администрацией исправительного учреждения. Однако, такой срок (двое—трое суток, неделя и т.д.) устанавливается не произвольно, а по определенной схеме. Время прибытия должно рассчитываться реально, с учетом фактической удаленности от места нахождения исправительного учреждения, степени развитости дорожной инфраструктуры, ее способностей к перевозке, состояния путей сообщения, вероятности технических задержек, необходимости пересадок и т.п.

Таким образом, освобождаемый из мест лишения свободы точно знает о своих первоначальных обязанностях — прибыть к месту жительства в установленный срок и зафиксировать свое прибытие в ОВД. В предписании исправительного учреждения указываются эти обстоятельства и лицо предупреждается об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора, что и фиксируется его подписью.

Второе. Поднадзорное лицо должно иметь объективную возможность прибыть к месту жительства в установленный срок. Реальная возможность —

это условия или обстоятельства, необходимые для осуществления конкретных физических действий. В нашем случае это означает, что у поднадзорного есть все нужное для выполнения своих обязанностей: билет, предписание, паспорт, минимальная сумма денег, достаточное время и т.п.

Возможность прибытия должна иметь действительный, а не абстрактно-формальный характер. Оценка возможности как объективно-реальной зависит как от внешних факторов, так и от психофизиологических свойств поднадзорного лица. Объективная возможность исключается, когда этому препятствовали уважительные причины. Соответственно, если установлены такие достаточные для оправдания обстоятельства (т.е. уважительные) и основания для несовершения действий (т.е. причины), то уголовная ответственность исключается. Как видим, уголовно-правовое словосочетание «уважительные причины» фактически представляет собой единую категорию, поскольку между терминами существует подчинительная связь.

Уважительные причины неприбытия можно систематизировать по группам. В зависимости от источника их возникновения это могут быть: Ф обстоятельства природного и техногенного характера;

ф обстоятельства, связанные с поведением поднадзорного и влекущие социальные и правовые последствия; Ф обстоятельства личного характера.

К уважительным причинам природного характера следует относить естественные, чрезвычайные явления и стихийные бедствия (ураганы, наводнения, разливы рек, лесные пожары, землетрясения), а также другие ситуации, обусловленные, так называемой, непреодолимой силой4.

Под обстоятельствами техногенного характера следует понимать негативный результат, возникший вследствие нарушения нормального порядка функционирования социальной инфраструктуры: разрушения или повреждения оборудования, технических устройств, транспортных средств и коммуникаций и т.п. Причинами могут является: аварии или катастрофы на путях сообщений,возникновение эпидемий или эпизоотий, установление карантина или режима чрезвычайного положения в зонах экологического бедствия или экологической катастро-

фы и т.п. Обстоятельства техногенного характера могут возникнуть и в результате стихийных катаклизмов, т.е. они могут соотноситься как причина и следствие. При любом варианте добросовестный поднадзорный не имеет реальной возможности осуществить свое намерение по «прибытию» и оказывается вынужденным совершать действия, не обусловленные его волей.

Причинами, связанными с поведением поднадзорного лица, влекущими социальные и правовые последствия, могут являться: его административное или процессуальное задержание во время следования к месту жительства за совершение преступления или административного правонарушения; утрата им документов и денег; совершение преступления в отношении поднадзорного и необходимость признания его потерпевшим и т.п.

Одной из уважительных причин «неприбытия» может быть процессуальное заключение лица под стражу в качестве подозреваемого (ст. 108 УПК РФ). Задержание и арест возможны в то относительно короткое время, когда поднадзорный следует к месту жительства и «по пути» совершает общественно-опасное деяние. В соответствии с Законом об административном надзоре в подобной ситуации течение срока административного надзора приостанавливается (п. 3 ч. 5 ст. 5) и, соответственно, приостанавливается обязанность по прибытию к месту жительства. Если лицо будет освобождено из-под стражи в случае установления его непричастности к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ), течение срока административного надзора продолжается. Такая правовая возможность допустима, поскольку устранено обстоятельство, послужившее основанием для приостановления административного надзора (ч. 6 ст. 5 Закона об административном надзоре). В этом случае обязанность по прибытию сохраняется; соответственно срок прибытия корректируется и его течение продолжается со дня освобождения из-под стражи. Иными словами, время с момента фактического задержания и до момента освобождения не учитывается. Разумеется, в том случае, когда арестованное поднадзорное лицо в дальнейшем осуждено к лишению свободы все, обязанности по административному надзору прекращаются (ст. 9 Закона об административном надзоре) и об уважи-

тельных причинах «неприбытия» говорить не приходится.

Уважительные обстоятельства (причины) личного характера могут быть связаны с состоянием здоровья поднадзорного либо его близких родственников. Это внезапное, угрожающее жизни заболевание, либо резкое обострение хронической болезни; помещение поднадзорного в лечебное учреждение с травмами или повреждениями; тяжелое заболевание либо смерть близкого родственника и безусловная необходимость по уходу за ним, либо организация похорон и т.п.

Третье. Преступное бездействие в ст. 3141 УК РФ фиксируется тогда, когда лицо не выполняет своей прямой обязанности прибыть к определенному месту жительства. Прибыть означает — прийти или приехать любым видом транспорта, т.е. лицо не достигает установленной для него цели, поскольку уклоняется от этого. Соответственно, термин «неприбытие» придает слову «прибытие» прямо противоположное значение, эти понятия логически противопоставлены друг другу.

Неприбытие — это длящееся бездействие, т.е. длительное невыполнение обязанности, возложенной на лицо судебным решением.По мнению Л.Д. Гаухмана, «длящееся преступление характеризуется непрерывным осуществлением состава определенного преступного деяния»5.

Преступное бездействие может начинаться со дня официального освобождения лица из места лишения свободы и продолжаться неопределенно долго по времени. По общему правилу, длящееся бездействие не окончено до тех пор, пока оно не прервано. Однако, будучи прервано, оно становится оконченным. По этому поводу нельзя не согласиться с мнением В.Н. Кудрявцева, который указывал, что «с наступлением вредных последствий бездействие прекращается лишь в том случае, если до последнего момента существует возможность вмешаться и предотвратить преступный результат6». Следовательно,моментом окончания преступления признается явка с повинной виновного или его задержание либо другие обстоятельства, позволившее его обнаружить, уже после того как прошли все установленные сроки прибытия.

Неприбытие фактически означает, что виновный не выполняет одновременно две взаимосвязанные

обязанности: не прибывает к избранному им месту жительства; не прибывает в срок определенный администрацией исправительного учреждения.С правовой точки зрения следует различать срок неприбытия и неявку лица для постановки на учет в ОВД. Обе эти обязанности предусмотрены в Законе об административном надзоре (п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 11). Однако, следует учитывать, что уголовной ответственности за неявку в ОВД нет. Вместе с тем, это обстоятельство (неявка) есть результат длящегося бездействия уголовно-правового «неприбытия», и оно объективно свидетельствует о неисполнении поднадзорным лицом установленной обязанности. В случае неприбытия поднадзорного ОВД обязаны объявлять и осуществлять розыск поднадзорного лица (п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона об административном надзоре).

С этимологических позиций явиться означает возникнуть, оказаться, начать существовать, т.е. это фиксация реального прибытия. Данные взаимосвязанные, бланкетные обязанности (прибыть и явиться) определяют, в конечном итоге, и уголовно-правовое содержание термина «неприбытие». Дело в том, что что такое неисполнение обязанности фиксируется в определенный промежуток времени — по истечении трех рабочих дней со дня физического (фактического) прибытия, но неявки в ОВД для постановки на учет (п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона об административном надзоре).

Уголовная ответственность за неприбытие к избранному месту жительства распространяется только на специального субъекта, который имеет статус «поднадзорного лица». Это вменяемое, совершеннолетнее физическое лицо любого пола и, главное, в отношении него имеется вступившее в законную силу решение суда об установлении административного надзора на срок от 1 до 3 лет.

Всех специальных субъектов преступления, предусмотренного ст. 3141 УК РФ, не прибывающих к избранному месту жительства можно условно разделить на две большие группы: злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовер-

шеннолетнего; освобожденные из мест лишения свободы за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (ч. 1—3 ст. 3 Закона об административном надзоре).

Необходимым признаком специального субъекта является его освобождение только из места лишения свободы, т.е. поднадзорный должен освобождаться исключительно из исправительного учреждения: из колонии любого вида режима, лечебно-исправительного учреждения, тюрьмы и т.п. Соответственно, следственные изоляторы, психиатрические стационары, воспитательные колонии не являются местами лишения свободы и лица, освобождающиеся из таких учреждений не являются субъектами анализируемого преступления.

С субъективной стороны бездействие, предусмотренное ст. 3141 УК РФ, в виде неприбытия лица к избранному месту жительства характеризуется прямым умыслом и специальной целью — стремлением уклониться от административного надзора. Этимологически уклонение — это отход от некой правильной прямой линии, т.е. от точно предписанного поведения. Такая обязательная цель устанавливается ретроспективно, с учетом предшествующего поведения поднадзорного и всех обстоятельств дела. Этот субъективный признак может определяться и объективными обстоятельствами. В нашем случае, — отсутствием уважительных причин неприбытия.

1 Далее — Закон об административном надзоре.

2 См. подробнее: Наумов А.В. Российское уголовное право: Курс лекций. Общая часть. Т. 1. М.: 2004. С. 190; Тер-Акопов А.А. Преступление и проблемы нефизической причинности в уголовном праве. М.:, 2003. С. 50; Курс уголовного права. Общая часть. Учение о преступлении. / Под ред. Кузнецовой Н.Ф., Тяжковой И.М. Т. 1. М.: 2002. С. 228 и др.

3 См. «Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы». Утв. Приказом Минюста РФ № 2 от 13 января 2006 г.

4 См. Орешкина Т.Ю. Уголовно-правовое значение непреодолимой силы // Уголовное право. 2003. № 2. С. 57—59.

5 Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений. М., 2010. С. 99.

6 Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления. М., 1960. С. 93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.