Научная статья на тему 'О содержании понятия "уклонение от административного надзора" в контексте объективной стороны состава преступления, предусмотренного статьей 314. 1 УК РФ'

О содержании понятия "уклонение от административного надзора" в контексте объективной стороны состава преступления, предусмотренного статьей 314. 1 УК РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
891
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CRIMINAL RESPONSIBILITY / СТАТЬЯ 314.1 УК РФ / ARTICLE 314.1 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RF / УКЛОНЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА / EVASION OF ADMINISTRATIVE SUPERVISION / НЕСОБЛЮДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ / МЕРА УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА / FAILURE TO DISCHARGE DUTIES OF ADMINISTRATIVE SUPERVISION / FAILURE TO OBSERVE ADMINISTRATIVE RESTRICTION / CRIMINAL AND LEGAL MEASURES OF INFLUENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Астахова Алина Олеговна

В статье рассматривается содержание понятия "уклонение от административного надзора" в узком и широком смыслах применительно к преступлениям, предусмотренным ст. 314.1 УК РФ; дается характеристика признаков объективной стороны указанных деяний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Астахова Алина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CONTENT OF NOTION "EVASION OF ADMINISTRATIVE SUPERVISION" IN THE CONTEXT OF OBJECTIVE ASPECT OF A CRIME PROVIDED BY ARTICLE 314.1 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the content of the notion "evasion of administrative supervision" in wide and broad sense towards crimes provided by Article 314.1 of the Criminal Code of the Russian federation; the signs of objective aspect of given offences are characterized.

Текст научной работы на тему «О содержании понятия "уклонение от административного надзора" в контексте объективной стороны состава преступления, предусмотренного статьей 314. 1 УК РФ»

УДК 342.9

Алина Олеговна АСТАХОВА,

преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

[email protected]

О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ "УКЛОНЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА" В КОНТЕКСТЕ ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО

СТАТЬЕЙ 314.1 УК РФ

ON THE CONTENT OF NOTION "EVASION OF ADMINISTRATIVE SUPERVISION" IN THE CONTEXT OF OBJECTIVE ASPECT OF A CRIME PROVIDED BY ARTICLE 314.1 OF THE CRIMINAL CODE

OF THE RUSSIAN FEDERATION

В статье рассматривается содержание понятия "уклонение от административного надзора" в узком и широком смыслах применительно к преступлениям, предусмотренным ст. 314.1 УК РФ; дается характеристика признаков объективной стороны указанных деяний.

The article considers the content of the notion "evasion of administrative supervision" in wide and broad sense towards crimes provided by Article 314.1 of the Criminal Code of the Russian federation; the signs of objective aspect of given offences are characterized.

Ключевые слова: уголовная ответственность, статья 314.1 УК РФ, уклонение от административного надзора, несоблюдение административных ограничений, мера уголовно-правового воздействия, неисполнение обязанностей административного надзора.

Keywords: criminal responsibility, Article 314.1 of the Criminal Code of the RF, evasion of administrative supervision, failure to observe administrative restriction, criminal and legal measures of influence, failure to discharge duties of administrative supervision.

Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 66-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации была введена статья 314.1 "Уклонение от административного надзора", закрепившая с 1 июля 2011 г. уголовную ответственность лиц, в отношении которых установлен административный надзор, за неисполнение указанной меры уголовно-правового воздействия. Аналогичный институт достаточно эффективно действовал в российской правовой системе советского периода. [4, с. 52-57] Несмотря на сравнительно недолгий период действия, рассматриваемая норма права претерпела существенные измене-

ния. В современной редакции (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 514-ФЗ) ст. 314.1 УК РФ называется: "Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений". Но помимо редакционного изменения названия законодатель значительно расширил сферу действия указанной статьи, добавив часть 2, устанавливающую уголовную ответственность за несоблюдение лицом административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освободившимися из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон об административном надзоре) устанавливает ряд требований к поведению поднадзорного лица - обязанности (ст. 11 Федерального закона об административном надзоре) и ограничения (ст. 4 Федерального закона об административном надзоре), которые оно должно выполнять и соблюдать. При этом законодатель поставил под уголовно-правовой запрет нарушение этих требований как в части невыполнения обязанностей, так и в части несоблюдения ограничений.

В семантике "нарушать" означает "не соблюдать, преступать" [5, с. 484], "несоблюдение" означает "уклонение от соблюдения, отсутствие соблюдения чего-либо" [6, с. 1027], а "уклонение (уклоняться)" означает "избегать чего-либо, устраняться, воздержаться от чего-либо" [7, с. 480]. С учетом семантического значения уклонение от административного надзора может выражаться в нарушении поднадзорным лицом определенных требований - как путем неисполнения обязанностей, так и путем несоблюдения установленных ограничений (ограничения).

Учитывая развитие института уголовной ответственности за уклонение от административного надзора, законодательное изменение названия ст. 314.1 УК РФ и расширение сферы ее деятельности, для формирования единого подхода к применяемой терминологии представляется целесообразным использовать понятие "уклонение от административного надзора" в расширительном варианте - как в узком, так и в широком смыслах.

Под уклонением от административного надзора в широком смысле следует понимать определенное уголовно-правовое деяние, выражающееся в нарушении поднадзорным лицом требований, установленных административным надзором как мерой уголовно-правового воздействия. Под уклонением от административного надзора в узком смысле следует понимать нарушение

поднадзорным лицом обязанностей в виде неприбытия к избранному месту жительства или пребывания в определенный срок, самовольного оставление места жительства или пребывания, совершенные в целях избежать (уклониться) административного надзора, то есть непосредственно уголовно-правовое деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 314.1 УК РФ.

Уклонение от административного надзора в широком смысле включает в себя два составных элемента, два уголовных деяния, предусмотренных ст. 314.1 УК РФ: а) неприбытие без уважительных причин к избранному месту жительства или пребывания в определенный срок, а равно самовольное оставление места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, что есть уклонение от административного надзора (ч. 1 ст. 314.1 УК РФ); б) неоднократное несоблюдение лицом административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.24 КоАП РФ), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, - что есть неоднократное неисполнение установленных судом ограничения или ограничений (ч. 2 ст. 314.1 УК РФ).

Таким образом, под уклонением от административного надзора в широком смысле следует понимать уголовно-правовые деяния, предусмотренные ст. 314.1 УК РФ в целом, а в узком смысле - уголовно-правовое деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 314.1. УК РФ.

Расширительное толкование уклонения от административного надзора нашло отражение в постановлении Пленума Верхов-

ного Суда РФ от 24 мая 2016 г. № 21 "О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 314.1 УК РФ" (далее - постановление ПВС РФ), по смыслу п. 3 которого уклонением от административного надзора являются действия поднадзорного лица, препятствующие осуществлению контроля либо направленные на избежание контроля со стороны органов внутренних дел за соблюдением установленных ему судом административных ограничения или ограничений (ч. 1 ст. 4 Федерального закона об административном надзоре), а также за выполнением обусловленных этими ограничениями обязанностей (ч. 1 ст. 11 Федерального закона об административном надзоре).

Статья 314.1 УК РФ ставит под уголовно-правовую охрану ряд требований, устанавливаемых судом поднадзорному лицу, которые оно должно выполнять и соблюдать. В данном контексте под требованиями административного надзора следует понимать установленные законом специальные нормы поведения поднадзорных лиц, направленные на предупреждение совершения этими лицами преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия. Эти нормы предписывают определенное поведение, запрещая совершение определенных действий либо возлагая конкретные обязанности на поднадзорное лицо, то есть выступают как общеобязательные правила поведения поднадзорных лиц. Указанные правила следует рассматривать в качестве типовой модели поведения, которое желательно для общества и государства и с которыми поднадзорные лица должны соизмерять свои действия.

В соответствии с принятой в теории права классификацией норм по способам их воздействия на поведение людей, характеру содержащихся в нормах правил поведения на обязывающие, запрещающие и управомочивающие требования административного надзора следует отнести к нормам обязывающим. Если поднадзорное лицо обязывается к активному поведению, то тем самым ему предписываются актив-

ные действия. Например, обязанность прибыть в определенный срок к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы представляет собой реализацию активных юридических обязанностей. Эта норма возлагает на поднадзорное лицо не просто юридическую обязанность, а обязанность положительного содержания (совершать определенные действия). [1, с. 34] Соблюдение запрета, содержащегося в норме, также характеризует правомерность поведения. Но это соблюдение выражается уже не в совершении действия, а воздержании от него, представляя по своему юридическому содержанию иного характера поступок, выражение пассивной обязанности. [1, с. 32] Здесь от лица не требуется выполнения каких-либо специальных действий, достаточно лишь чтобы оно не нарушало установленных правом запретов. Например, если поднадзорное лицо находится в месте жительства либо пребывания в определенное время суток, тем самым оно соблюдает требование административного надзора, запрещающее пребывание вне жилого или иного помещения в определенное время суток.

Таким образом, взятые под уголовно-правовую охрану требования административного надзора по характеру содержащихся в них предписаний, по способам воздействия на поднадзорных лиц можно разделить на обязывающие к активному поведению и обязывающие к пассивному поведению. К первым следует отнести требования: а) прибыть в определенный срок к избранному месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы; б) явиться для постановки на учет в орган внутренних дел после прибытия к месту жительства или пребывания; в) уведомить орган внутренних дел по месту жительства или пребывания о перемене места жительства или пребывания; г) систематически являться в орган внутренних дел для регистрации. Ко вторым - такие как: а) запрещение пребывания в определенных местах; б) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий

и участия в указанных мероприятиях; в) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; г) запрещение выезда за установленные судом пределы территории.

Предложенная классификация подчеркивает, что независимо от того, к какому из приведенных выше требований административного надзора относится соответствующее правоограничение, их соблюдение во всех случаях является правовой обязанностью поднадзорного лица. Предписание совершать активные действия либо воздержаться от каких-либо действий, указывает на конкретные юридические обязанности по исполнению требований административного надзора.

Одним из признаков объективной стороны уклонения от административного надзора является место жительства или пребывания лица, в отношении которого установлен и осуществляется административный надзор. В связи с этим необходимо более подробно остановиться на понятиях "место жительства" и "место пребывания".

Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 12), другими международными и международно-правовыми актами, в том числе Протоколом № 4 к Европейской конвенции прав человека (ст. 2). Право свободного выбора места жительства принадлежит гражданину от рождения и, как и другие основные права и свободы, является неотчуждаемым (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ; ст. 150 ГК РФ). Реализация названного права может сопровождаться введением обоснованных ограничений в соответствии с основаниями и порядком, которые установлены ч. 3 ст. 55 и ст. 56 Конституции РФ. Правовой режим ограничений права на выбор места жительства мо-

жет вводиться только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). В нашем случае - это Федеральный закон об административном надзоре.

Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Наиболее полно определение понятий "место жительства" и "место пребывания" дано в Законе РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". В соответствии с данным законом место жительства - это жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых лицо имеет право проживать в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Местом пребывания служат гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинское учреждение или другое подобное учреждение, в том числе социальный приют, реабилитационное учреждение, а также не являющееся местом жительства жилое помещение, в которых лицо вправе проживать временно.

По мнению Конституционного Суда РФ (постановление Конституционного Суда РФ от 24 ноября 1995 г. № 14-П), под местом пребывания и местом жительства подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту житель-

ства; при этом место жительства может означать как "постоянное проживание", так и "преимущественное проживание" и не всегда совпадает с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства. Место жительства отличается от места пребывания характером проживания, типом жилого строения и основаниями занятия помещения (договор социального найма, поднайма, право собственности и др.).

В ч. 1 ст. 31 4. 1 УК РФ (уклонение от административного надзора в узком смысле) закреплены два вида общественно опасного поведения: неприбытие лица к избранному месту жительства или пребывания в определенный срок и самовольное оставление места жительства или пребывания. Третий вид общественно опасного поведения лица выражается в несоблюдении лицом административных ограничения или ограничений, установленных судом (ч. 2 ст. 314 УК РФ) - уклонение от административного надзора в широком смысле.

Что касается первого вида общественно опасного поведения поднадзорного лица, оно выражается в неисполнении требования прибыть в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному им месту жительства или пребывания (п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона об административном надзоре).

С учетом положений ч. 5 и 6 ст. 173.1 УИК РФ, ст. 4, п.п. 1 и 2 ч. 11 Федерального закона об административном надзоре неприбытием поднадзорного лица к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок следует считать неисполнение обязанностей, указанных в предписании, прибыть к избранному им месту жительства или пребывания в определенный срок и явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия (п. 4 постановления ПВС РФ).

Срок прибытия устанавливается начальником исправительного учреждения с учетом обеспечения реальной возможнос-

ти для освобожденного лица прибыть в избранное им самим место жительства или пребывания, с расчетом времени, необходимого для проезда в определенный населенный пункт. Лицо привлекается к уголовной ответственности при условии, что у него не было уважительных причин для невыполнения предписания исправительного учреждение, иными словами, была реальная возможность его исполнить. Причем исправительным учреждением должен быть установлен конкретный срок прибытия лица к избранному им месту жительства или пребывания. Так, постановлением суда прекращено уголовное дело в отношении К., обвиняемого в уклонении от административного надзора, который после освобождения из мест лишения свободы не явился без уважительных причин к избранному им месту жительства и в течение установленного времени не встал на учет в орган внутренних дел. Свое решение суд мотивировал тем, что выданное К. предписание о выезде к избранному им месту жительства с указанием не позднее трех рабочих дней с момента прибытия к избранному месту жительства встать на учет в ОВД, с предупреждением об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора, не может служить достаточным основанием для признания его виновным в инкриминируемом ему деянии, предусмотренном ст. 314.1 УК РФ, так как в предписании не установлен конкретный срок прибытия поднадзорного лица к избранному им месту жительства (постановление от 12 марта 2014 г. по уголовному делу № 1-22/2014, вынесенное Ширинс-ким районным судом Республики Хакасия. URL: РосПравосудие.сот).

Понятие "уважительные причины" как обстоятельство, могущее повлечь освобождение от уголовной ответственности, является оценочным понятием. Наличие или отсутствие уважительных причин определяется исходя из конкретных обстоятельств нарушения, их сроков, с учетом личности поднадзорного. [3, с. 49-51]

Так, постановлением суда уголовное дело по обвинению Ш. в совершении укло-

нения от административного надзора было возвращено прокурору, поскольку обвинительный акт был составлен с нарушением норм УПК РФ. Причины, по которым Ш. нарушил срок прибытия, даже формально не упомянуты в обвинительном акте, тогда как уважительность причин - понятие оценочное, она определяется исходя из конкретных обстоятельств нарушения указанных сроков (постановление по уголовному делу от 10 мая 2012 г., вынесенное Чер-нянским районным судом Белгородской области. URL: РосПравосудие.сот).

Уголовная ответственность исключается, если неприбытие произошло не по вине лица, освобожденного из мест лишения свободы, то есть для признания в действиях лица состава уклонения от административного надзора важно установить не только обязанность, но и возможность соответствующего поведения. Для этого необходимо выяснить, уважительны ли причины неприбытия лица к установленному сроку к избранному им месту жительства или пребывания.

Необходимо отметить, что ни закон, ни постановление ПВС РФ не дают исчерпывающего перечня этих причин, поскольку они могут быть самыми разнообразными. Верховный Суд РФ лишь разъясняет, что уважительными причинами в этом случае могут быть конкретные обстоятельства, которые препятствовали исполнению указанных в предписании обязанностей (например, чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера, временное отсутствие транспортного сообщения, тяжелая болезнь этого лица).

Исследуя природу уважительных причин, представляется возможным подразделить их в зависимости от источника возникновения на две группы, используя при этом понятийный аппарат цивилистики. Первую группу образуют уважительные причины, носящие объективный характер, источником которых выступает непреодолимая сила - внешнее чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (ч. 1 ст. 202 и ч. 3 ст. 401 ГК РФ). Кроме того, к ним можно отнести так на-

зываемые форс-мажорные обстоятельства: природные стихийные явления (наводнения, пожары, землетрясения и т.п.); некоторые обстоятельства общественной жизни (военные действия, национальные и отраслевые забастовки и т.п.); запретительные акты государственных органов (например, объявление карантина). Здесь необходимо помнить, что форс-мажорные явления обладают тем не менее относительным характером - непреодолимые в одних условиях, они могут быть преодолимыми в других.

Кроме того, в эту группу (уважительных причин объективного характера) следует отнести задержание правоохранительными органами по подозрению в совершении преступления или иного правонарушения лица, освобожденного из мест лишения свободы, в период следования к избранному месту жительства или пребывания.

Вторую группу образуют субъективные обстоятельства, связанные с личностью, а именно тяжелая болезнь, экстренная госпитализация, беспомощное состояние и т.п. (ст. 205 ГК РФ). Кроме того, к этой группе можно отнести тяжелую болезнь или смерть близкого родственника, стечение иных тяжелых семейных обстоятельств.

Применительно ко второму виду общественно опасного поведения лица при уклонении от административного надзора необходимо отметить, что поднадзорному лицу судом может быть введено административное ограничение в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории (п. 4 ч. 1 ст. 4 Федерального закона об административном надзоре). Вместе с тем требования, выражающегося в прямом запрете не оставлять место жительства или пребывания, указанный закон не предусматривает. Однако п. 5 ч. 1 ст. 11 данного закона содержит требование к такому лицу уведомлять орган внутренних дел в течение трех рабочих дней о перемене места жительства или пребывания. Нарушение указанных требований административного надзора в совокупности образует самовольное оставление места жительства или пребывания. [2, с. 181]

Исходя из анализа положений Федерального закона об административном надзоре, под самовольным оставлением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, места жительства или пребывания следует понимать его непроживание (непребывание) по месту жительства или пребывания, его выезд за установленные судом пределы территории без разрешения органа внутренних дел и (или) смена места жительства или пребывания (как в пределах, так и за пределами административной территории) без уведомления органа внутренних дел. Самовольность в данном случае означает отсутствие у поднадзорного соответствующего разрешения, выдаваемого органом внутренних дел в соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона об административном надзоре.

Уважительными причинами, при наличии которых самовольное оставление поднадзорным места жительства или пребывания не образуют состава преступления, могут являться указанные выше обстоятельства как объективного, так и субъективного характера.

Необходимо отметить, что в ч. 3 ст. 12 Федерального закона об административном надзоре содержится исчерпывающий перечень исключительных личных обстоятельств, при наличии которых орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу на пребывание вне места жительства или проживания и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории. Вместе с тем самовольное, без разрешения соответствующего органа внутренних дел, оставление места жительства или пребывания с целью навестить родственников, решить вопросы трудоустройства, сдать вступительные экзамены в вуз и т. п. может повлечь только административную ответственность. Для наступления уголовной ответственности необходимо наличие умысла и специальной цели - уклонения от административного надзора.

Так, А. , обвиняемый в совершении преступлений, предусмотренных п.п. "б", "в" ч. 2 ст. 158, ст. 314.1 УК РФ, оправдан в части ст. 314.1 УК РФ (за отсутстви-

ем в деянии состава преступления в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 302 УПК РФ) в связи с тем, что невыполнение им обязанностей, предусмотренных ст. 314.1 УК РФ, не имело целью уклонение от административного надзора, а было связано с недобросовестным отношением к выполнению предусмотренных обязанностей, несоблюдением административных ограничений, что не является уголовно наказуемым деянием. Прямого умысла и цели уклонения от административного надзора судом не установлено (приговор по уголовному делу от 9 июня 2006 г., вынесенный Грязнинс-ким городским судом Липецкой области. URL: РосПравосудие.сот).

Третий вид общественно опасного поведения лица, уклоняющегося от административного надзора, связан с неисполнением установленных судом ограничения или ограничений (ст. 4 Федерального закона об административном надзоре).

Предусмотренные законом ограничения можно разделить на обязательные и факультативные. К числу обязательных относится ограничение в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (ч. 2 ст. 4 Федерального закона об административном надзоре). Значение данного вида административного ограничения состоит в том, что оно в наибольшей степени способствует осуществлению контроля со стороны органов внутренних дел за поднадзорным лицом, прямо обязывает его совершать определенные действия, а именно посещать органы внутренних дел для регистрации, тем самым оказывает дисциплинирующее воздействие на поднадзорного.

Вторую группу составляют ограничения, обязывающие поднадзорное лицо воздерживаться от ряда определенных действий, тем самым устраняющие (затрудняющие) условия для совершения новых преступлений:

1) запрещение пребывания в определенных местах. Закон не устанавливает перечня таких мест, они могут быть достаточно разнообразными, и определение их судом зависит от конкретного дела, лично-

сти поднадзорного, его поведения, иных возможных обстоятельств. К таковым относятся заведения, торгующие спиртными напитками на розлив; увеселительные заведения, ночные клубы, бары, рестораны; образовательные учреждения, кроме учреждений, в которых обучаются дети поднадзорного лица (такое ограничение может быть применено к лицам, отбывшим наказания за преступления против несовершеннолетнего, против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетнего). Кроме того, при необходимости административные ограничения могут быть дополнены судом на основании заявления органов внутренних дел с учетом сведений об образе жизни поднадзорного лица, его поведении;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях. Как и в рассмотренном выше случае, перечень таких мест является открытым (например, дискотеки, концерты популярной музыки, и др.) и определяется с учетом различных обстоятельств;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток. При назначении рассматриваемого ограничения конкретно устанавливается время (определенное время суток), в течение которого лицу запрещено пребывать вне помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания. Кроме того, суд может установить некоторые изъятия из этого требования. Например, "если это не связано с работой или нахождением на стационарном лечении" (решение от 30 октября 2013 г. по делу № 2-1285/2013, вынесенное Зе-леногорским городским судом Красноярского края. URL: РосПравосудие.сот);

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории. Законодатель не конкретизировал понятие территории и ее пределов, однако анализ правоприменительной практики позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае суды понимают территорию при приме-

нении данного ограничения как территорию муниципального образования (решение от 18 ноября 2013 г. по делу № 2-972/ 2013, вынесенное Шушенским районным судом Красноярского края. URL: РосПравосудие.сот);

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Последнее из ограничений является обязательным и назначается судом в каждом случае применения административного надзора.

Этот перечень не является закрытым, то есть суд, принимая решение о назначении административного надзора в отношении лица с учетом конкретных обстоятельств, может установить и другие ограничения. Применение тех или иных ограничений определяется судом с учетом характерных особенностей совершенного лицом деяния (деяний), данных о личности поднадзорного, его пенитенциарном поведении. Кроме того, суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица с учетом сведений об образе жизни и его поведении, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить ограничения или на основании заявления органа внутренних дел дополнить ранее установленные поднадзорному лицу ограничения. После снятия ограничений ответственность за их нарушение не наступает. Кроме того, не может считаться уголовно наказуемым неисполнение лицом административных ограничений, хоть и указанных в ч. 1 ст. 4 Федерального закона об административном надзоре, но не назначенных этому конкретному лицу и не признанных обязательными судом в ходе установления от административного надзора.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 314.1 УК РФ, как раз и заключается в совершении лицом, в отношении которого установлен административный надзор и которое ранее два раза в течение одного года привлекалось к административной ответственности

по ч. 1 и ч. 3 ст. 1.24 КоАП РФ за несоблюдение установленных ему судом административных ограничения или ограничений (указанных выше), нового деяния, выразившегося в несоблюдении таких ограничения или ограничений.

Подводя итог, следует отметить, что в системе административного надзора законодатель поставил под запрет нарушение установленных требований как в части невыполнения обязанностей, так и в части несоблюдения ограничений. Под уклонением от административного надзора в узком смысле следует понимать нарушение поднадзорным лицом обязанностей в виде неприбытия к избранному месту жительства или пребывания в определенный срок, а также самовольного оставления места жительства или пребывания, совершенных в

целях избежать (уклониться) административного надзора, то есть непосредственно уголовно-правовое деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 314.1 УК РФ. Под уклонением от административного надзора в широком смысле следует понимать определенное уголовно-правовое явление, выражающееся в нарушении поднадзорным лицом требований, установленных административным надзором как мерой уголовно-правового воздействия, которое включает в себя два составных элемента, два уголовных деяния, предусмотренных ст. 314.1 УК РФ, - уклонение от административного надзора (ч. 1 ст. 314.1 УК РФ) и неоднократное неисполнение установленных судом ограничения или ограничений (ч. 2 ст. 314.1 УК РФ).

Библиографический список

1. Алексеев, С.С. Общая теория социалистического права: нормы права и правоотношения. Курс лекций : учебное пособие. Вып. 2 / С.С. Алексеев ; ред. Г.И. Петрищева. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1964.

2. Анисимова, И.А. Уклонение от административного надзора (ст. 314.1 УК РФ) / И.А. Анисимова // Актуальные проблемы уголовного права : сборник научных статей. - Барнаул: Алтайский государственный университет, 2012.

3. Астахова, А.О. Проблемы квалификации уклонения от административного надзора по признакам объективной стороны / А.О. Астахова // Законодательство и практика. -2014. - № 2. - С.49-52.

4. Астахова, А.О. Уголовная ответственность за уклонение от административного надзора: исторический аспект / А.О. Астахова // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2015. - № 2 (57). - С. 52-57.

5. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Т. I. И-О / В.И. Даль. - М.: Рус. яз., 1999.

6. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. - 2-е изд, стереотип. - М.: Рус. яз., 2001.

7. Словарь русского языка : в 4 т. Т. 2. К-О / под ред. А.П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рус. яз., 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.