УДК 342.951 ББК 67.401.01
К ВОПРОСУ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОДНАДЗОРНОГО
ЛИЦА ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ И НЕВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ, УСТАНАВЛИВАЕМЫХ ПРИ АДМИНИСТРАТИВНОМ НАДЗОРЕ
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА КУРБАТОВА,
доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат экономических наук, доцент Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (предпринимательство)
E-mail: [email protected] Рецензент: кандидат юридических наук Жалсанов Б.Ц.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируются основания привлечения поднадзорного лица к уголовной и административной ответственности за несоблюдение административных ограничений и обязанностей, установленных Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Ключевые слова: административная ответственность, административный надзор, лица, освобожденные из мест лишения свободы, административные ограничения, обязанности поднадзорного лица.
Annotation. The article analyzes the reasons of the attraction of the controlled person to criminal and administrative liability for failure to comply with administrative restrictions and obligations established by the Federal law of 6 April 2011, № 64-FZ «On administrative supervision of persons released from places of imprisonment».
Keywords: administrative responsibility, administrative supervision of persons released from places of imprisonment, administrative restrictions, obligations of the controlled entity.
Важное место в административной деятельности органов внутренних дел занимает административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [1] (далее — Закон об административном надзоре) установлены административные ограничения и обязанности поднадзорного лица, за несоблюдение которых наступает уголовная или административная ответственность.
В соответствии с действующей редакцией ст. 19.24 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) административная ответственность установлена за несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений, ограничений, установленных судом либо невыполнение им обязанностей, предусмотренных Законом об административном надзоре, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого дея-
ния. Ранее, до внесения изменений в указанную статью Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 66-ФЗ [2], административная ответственность устанавливалась за невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, связанных с соблюдением ограничений, установленных в отношении него судом в соответствии с федеральным законом.
Уголовная ответственность в соответствии со ст. 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) наступает в следующих случаях:
1) за уклонение от административного надзора, выраженное в неприбытии без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок;
2) за самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора;
3) за неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом:
♦ административного правонарушения против порядка управления, за исключением административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.24 КоАП РФ,
♦ либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность,
♦ либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
Следует отметить, что поднадзорные лица достаточно часто систематически умышленно нарушали ограничения, установленные административным надзором, не связанные с деяниями, указанными в предыдущей редакции ст. 314.1 УК РФ. При этом среди совершенных правонарушений доминировали административные правонарушения против общественной безопасности и общественного порядка [11].
Меры административной и уголовной ответственности реализуются в самостоятельных юрисдикцион-ных процессах и процедурах, предусмотренных УПК РФ и КоАП РФ. По отношению к производству по делам об установлении административного надзора соответствующие процессы и процедуры выполняют обеспечительную и охранительную функции, поскольку способствуют властной реализации судебного решения на тот случай, если лицо проигнорирует меры административного надзора, предписанные ему судебным решением [7, с. 235—252].
Как уже отмечалось, ст. 19.24 КоАП РФ дифференцирована административная ответственность за нарушение административных ограничений или обязанностей поднадзорного лица.
Первая группа требований определена как административные ограничения (ч. 1 ст. 4 Закона об административном надзоре), которые призваны обеспечить специальное предупреждение, устранить (ограничить) условия, способствующие совершению поднадзорным лицом нового преступления. Их установление — задача суда, индивидуализирующего неуголовное принуждение с учетом как оснований установления административного надзора, так и обстоятельств жизни поднадзорного, а также характеристики его личности [10].
Отметим, что административная ответственность поднадзорного лица по ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ наступает только за нарушение тех ограничений, которые перечислены в ч. 1 ст. 4 Закона об административном надзоре и закреплены решением суда. Среди них:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Среди указанных ограничений выделяют обязательные (императивные), которые устанавливаются судом в отношении всех без исключения поднадзорных, и факультативные, выбор которых зависит от усмотрения суда [9, с. 44—49; 8]. Согласно ч. 2 ст. 4 Закона об административном надзоре единственным обязательным административным ограничением выступает обязательная явка поднадзорного от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Остальные ограничения являются факультативными, они позволяют суду дифференцированно подходить к их выбору в отношении каждого поднадзорного лица в отдельности в зависимости от его образа жизни, семейного положения, места работы и других обстоятельств.
Приведенный перечень ограничений является исчерпывающим. Как отмечается в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре» [3] выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия. В частности, судом учитываются характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления (преступлений), его поведение за весь период отбывания наказания и поведение после освобождения из мест лишения свободы, семейное положение указанного лица, место и график его работы
-дЛ^^ИЙ-
и (или) учебы, состояние здоровья, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
В том случае, если лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неотбытое наказание, не связанное с лишением свободы, суду при выборе административных ограничений следует учитывать ограничения, назначенные данному лицу в связи с исполнением такого наказания в целях предотвращения возможности нарушения порядка и условий отбывания наказания, не связанного с лишением свободы.
В течение срока административного надзора ограничения могут меняться. Отдельные из них могут быть отменены (на основании заявления органа внутренних дел, поднадзорного лица или его представителя) либо, наоборот, их перечень может быть дополнен (на основании заявления органа внутренних дел). Основанием для принятия судом такого решения выступают сведения об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им ранее установленных административных ограничений.
Обязанности поднадзорного лица (ст. 11 Закона об административном надзоре) — вторая группа требований, обеспечивающих механизм осуществления контроля над поднадзорным лицом со стороны надзирающего органа. Их неисполнение имеет скорее дисциплинарную природу, которая не связана непосредственно с тем значением, которое придается законом предупредительной силе административных ограничений. Поэтому согласно ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ невыполнение поднадзорным лицом предусмотренных законом обязанностей влечет значительно менее строгое административное наказание, чем то, которое предусмотрено за нарушение административных ограничений.
В ст. 11 Закона предусмотрены обязанности поднадзорного лица, ограничивающие его правовой статус, что позволяет рассматривать их также в качестве административных ограничений:
1) прибыть в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы;
2) явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания;
3) явиться для постановки на учет в орган внутренних дел по месту временного пребывания в течение трех
дней в случае получения по исключительным личным обстоятельствам разрешения органа внутренних дел на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, либо на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории. Такими исключительными личными обстоятельствами признаются: смерть или угрожающая жизни тяжелая болезнь близкого родственника; необходимость получения поднадзорным лицом медицинской помощи, а также прохождения лечения в учреждениях органов здравоохранения, если эти помощь и лечение не могут быть получены по месту жительства или пребывания поднадзорного лица либо в установленных судом пределах территории; невозможность дальнейшего проживания поднадзорного лица по месту жительства или пребывания в связи со стихийным бедствием или иными чрезвычайными обстоятельствами; прохождение поднадзорным лицом обучения за установленными судом пределами территории; необходимость прохождения вступительных испытаний при приеме в образовательную организацию; необходимость решения определенных вопросов при трудоустройстве за пределами места жительства или пребывания (ч. 3 ст. 12 Закона об административном надзоре);
4) уведомить орган внутренних дел по месту временного пребывания о выезде к месту жительства или пребывания, если лицо находилось там по исключительным личным обстоятельствам;
5) уведомить орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в течение трех рабочих дней о перемене места жительства или пребывания, а также о возвращении к месту жительства или пребывания, если лицо отсутствовало по исключительным личным обстоятельствам;
6) уведомить орган внутренних дел в течение трех рабочих дней о трудоустройстве, перемене места работы или об увольнении с работы;
7) допускать сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в определенное время суток, в течение которого запрещено пребывание вне указанного помещения;
8) являться по вызову в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в определенный этим органом срок;
9) давать объяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, связанным с соблюдением им установленных судом административных ограничений и
выполнением обязанностей, предусмотренных Законом об административном надзоре.
Перечисленные обязанности поднадзорного лица связаны с осуществлением административного надзора со стороны органов внутренних дел. Их выполнение способствует обеспечению своевременной постановки на учет поднадзорного лица, освобожденного из мест лишения свободы; контролю за перемещениями поднадзорного лица и осуществлению надзора за ним независимо от его местонахождения; контролю за соблюдением поднадзорным лицом административных ограничений; проведению с поднадзорным лицом профилактической работы, направленной на недопущение совершения им правонарушений, в том числе преступлений; предотвращению рецидива и нейтрализации возможности негативного воздействия таких субъектов на общество [6; 10; 4; 9; 5, с. 922—928].
Литература
1. СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 2037; 2013. № 27. Ст. 3477; 2013. № 52 (ч. I). Ст. 6997.
2. ФЗ от 6 апреля 2011 г. № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 2039.
3. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. № 8.
4. Беженцев А.А. Особенности административного надзора в отношении лиц, освободившихся из мест лишения свободы условно-досрочно, в отношении которых судом установлены ограничения или исполнения обязанностей // Советник юриста. 2011. № 12.
5. Биюшкина Н.И. Проблемы правового регулирования административного надзора в РФ // Административное и муниципальное право. 2014. № 9.
6. Ванюшин Я.Л., Галкин В.А., Филатова А.В. Комментарий к ст. 11 ФЗ от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (постатейный) / Под ред. С.А. Денисова // КонсультантПлюс.
7. Вельмин А.С. Проблемы обоснованности отнесения дел об административном надзоре к ведению суда в порядке гражданского судопроизводства // Вестник гражданского процесса. 2012. № 2.
8. Возжанникова И.Г. Рецидив как вид множественности преступлений: Моногр. / Отв. ред. А.И. Чу-чаев. М., 2014.
9. Калинина Т.М. Правила применения административного надзора // Административное право и процесс. 2013. № 9.
10. Уголовно-правовое воздействие: Моногр. / Под ред. А.И. Рарога. М., 2012.
11. Шумихин В.Г. Уголовно-правовые меры обеспечения административного надзора: актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства: IV пермский междунар. конгресс ученых-юристов (18—19 октября 2013 г.): Избр. мат. М., 2014.
References
1. SZ RF. 2011. № 15. Art. 2037; 2013. № 27. Art. 3477; 2013. № 52 (h. I). Art. 6997.
2. Federal law of April 6, 2011 № 66-FZ «About modification of separate acts of the Russian Federation in connection with adoption of the Federal law «About administrative supervision of the persons released from imprisonment places» / by SZ RF. 2011. № 15. Art. 2039.
3. Bulletin of the Supreme Court of the RF. 2013. № 8.
4. Bezhentsev A.A. Features of administrative supervision concerning the persons released from imprisonment places conditional ahead of schedule concerning which the court set restrictions or fulfillment of duties // the lawyer's adviser. 2011. № 12.
5. Biyushkina N.I. Problems of legal regulation of administrative supervision in the RF // the Administrative and municipal law. 2014. № 9.
6. Vanyushin Ya.L., Galkin V.A., Filatova A.V. The comment to art. 11 of the Federal law of April 6, 2011 № 64-FZ «About administrative supervision of the persons released from imprisonment places» (itemized) / Ed. of S.A. Denisov // ConsultantPlus.
7. Velmin A.S. Problems of validity of reference of cases of administrative supervision to maintaining court as civil legal proceedings // Messenger of civil process. 2012. № 2.
8. Vozzhannikova I.G. Recurrence as type of plurality of crimes: Monogr. / Ed. A.I. Chuchayev. M., 2014.
9. Kalinin T.M. Rules of application of administrative supervision // Administrative law and process. 2013. № 9.
10. Criminal and legal influence: Monogr. / Ed. of A.I. Raroga. M., 2012.
11. Shumikhin V.G. Criminal and legal measures of ensuring administrative supervision: actual problems of jurisprudence and right application in the conditions of improvement of the Russian legislation: The IV Perm congress of scientists-lawyers ^ctober 18—19, 2013): Izbr. mat. M., 2014.