Научная статья на тему 'Административное законотворчество и организационно-тактические особенности расследования уклонения от административного надзора'

Административное законотворчество и организационно-тактические особенности расследования уклонения от административного надзора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
502
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административное законотворчество и организационно-тактические особенности расследования уклонения от административного надзора»

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

Е.А. Вызулин

Вызулин Евгений Александрович — старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Нижегородской академии МВД России

Административное законотворчество и организационно-тактические особенности расследования уклонения от административного надзора

Полицейский надзор за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, существовал еще в Российской империи. Признавая необходимость существования данного института, И.Я. Фойницкий отмечал, что он носит принудительный характер и рассчитан, главным образом, на обеспечение общественной безопасности1.

В СССР институт административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, был введен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 года № 5364-VI «Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», которым также утверждалось Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы2.

В 2001 году этот институт был упразднен, а в 2011 году вновь введен в правоприменительную практику. Вопросы, связанные с установлением административного надзора, урегулированы нормами Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»3, а также ГПК РФ.

Отметим изменения, которым подвергся институт административного надзора. Главное отличие ранее действующего Указа Президиума Верховного Совета СССР № 5364-VI от 26 июля 1966 года от Федерального Закона РФ от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ заключается в целях, преследуемых законодателем. Так, в преамбуле Указа Президиума ВС прописано, что административный надзор не имеет целью унижение человеческого достоинства или компрометацию поднадзорного по месту его работы и жительства (ст. 1 Указа Президиума ВС), тогда как в статье 2 ФЗ № 64 определено, что административный надзор устанавливается в «...целях защиты государства и общественных интересов»4.

Обращаем внимание на тот факт, что поднадзорные лица могли быть привлечены к административной или уголовной ответственности как за нарушение правил, изложенных в статье 15, так и ограничений, перечисленных в статье 3 Указа Президиума ВС. Тем не менее статья 198-2 УК РСФСР, регламентирующая ответственность за злостное нарушение правил административного надзора, в 1993 году была исключена из Уголовного кодекса РСФСР как противоречащая действующему законодательству и не вошла в Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года5.

Упоминая о Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, необходимо отметить, что статьей 167 предусматривалась административная ответственность за нарушение правил административного надзора, однако данная норма также не нашла отражения в Кодексе РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года. Кроме этого, формально существовала преюдиция, статья 198.2 УК РСФСР, которая предусматривала уголовную ответственность за злостное нарушение правил административного надзора.

Фактически новелла в российском законодательстве об административном надзоре аналогична существовавшему законодательству СССР, за нарушение правил административного надзора предусмотрена административная и уголовная ответственность. Административный надзор как инструмент профилактического воздействия вновь обрел существование, однако не учтены, а порой упущены значительные моменты.

Так, институт преюдиции был бы очень кстати, это значительно могло увеличить возможности правоприменительной практики и эффективность профилактического воздействия.

1 Курс уголовного судопроизводства, т. 1—2, СПБ, 1895—98; Курс уголовного права. Часть особенная — Посягательства на личность и имущество, 7 изд., П., 1916.

2 Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. № 5364-VI // СПС «КонсультантПлюс».

3 Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

4 Кашкина Е.В. Административный надзор органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Полицейская деятельность: Вестник ВИПК МВД России. 2011. № 5. С. 25.

5 См. там же.

Юридическая техника. 2015. № 9

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

К сожалению, статья 19.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях претерпела кардинальное изменение под институт административного надзора, и в результате такая категория специальных субъектов надзорной деятельности ОВД, как условно-досрочно освобожденные из мест лишения свободы, фактически выпала из поля надзорной деятельности. В отношении данных лиц судом устанавливаются ограничения и запреты, однако на настоящий момент за нарушение этих ограничений и запретов ответственности не предусмотрено.

Выполнение поднадзорным лицом требований административного надзора гарантируется установлением административной и уголовной ответственности.

Так, несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административного ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей либо административный арест на срок до 15 суток.

Невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 тыс. рублей.

Кроме того, неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, влечет уголовную ответственность по статье 3141 УК РФ.

Вопросы, связанные с привлечением к уголовной ответственности за уклонение от административного надзора, подлежат разрешению на основании статьи 3141 УК РФ.

В соответствии со статьей 3141 УК РФ уголовная ответственность наступает за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.

Формально, исходя из смысла статьи, наличие оконченного состава преступления, предусмотренного рассматриваемой статьей, констатируется уже в момент истечения срока, в течение которого лицо, в отношении которого установлен административный надзор, должно было явиться, но не явилось к избранному им месту жительства или пребывания, или же в момент, когда поднадзорное лицо самовольно покинуло территорию населенного пункта его места жительства или пребывания. Моментом окончания данного преступления, являющегося по своему характеру длящимся, признается обнаружение и (или) задержание поднадзорного лица или же его явка по месту жительства или пребывания. Для субъективной стороны преступления характерно наличие прямого умысла и цели уклонения от административного надзора на какой-либо определенный период либо на все время применения этой меры или до погашения или снятия судимости.

Основанием для возбуждения уголовного дела по факту уклонения от административного надзора является совокупность сведений о следующих фактах — установления в отношении осужденного, отбывшего наказание, административного надзора и неприбытия без уважительных причин к избранному лицом, в отношении которого установлен административный надзор, месту жительства или пребывания в установленный администрацией исправительного учреждения срок либо самовольного оставления этим лицом места жительства или пребывания.

Сведения об указанных фактах содержатся:

— во вступившем в законную силу решении суда об установлении в отношении лица административного надзора;

— в предписании администрации исправительного учреждения о явке к избранному месту жительства или пребывания в определенный срок;

— в документах, составленных должностными лицами органов внутренних дел, подтверждающих факт неприбытия или самовольного оставления лицом, в отношении которого установлен административный надзор, места жительства или пребывания без уважительных причин.

Поскольку в диспозиции статьи 3141 УК РФ указано, что ответственность за перечисленные действия наступает только, если они были совершены без уважительных причин. В ходе доследственной проверки необходимо установить, имелись ли у лица, в отношении которого установлен административный надзор, обстоятельства, которые могут рассматриваться как уважительные причины для неприбытия в установленный администрацией исправительного учреждения срок к месту жительства или пребывания или для оставления места жительства или пребывания.

Сведения о наличии либо отсутствии уважительных причин могут быть получены при опросе лиц, совместно проживающих с поднадзорным, его родственников, соседей, коллег по работе, медицин-

Вызулин Е.А. Административное законотворчество и организационно-тактические...

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

ских работников и иных лиц, которым они могут быть известны по роду службы или в связи со знакомством с поднадзорным.

В процессе проверки следует истребовать дело об административном надзоре.

По делам об уклонении от административного надзора установлению подлежат следующие обстоятельства:

1) факт установления административного надзора в отношении осужденного, отбывшего наказание, вступившим в законную силу решением суда;

2) факт ознакомления осужденного с решением суда об установлении в отношении него административного надзора.

Установление этого факта особенно важно в том случае, если административный надзор был установлен по инициативе администрации исправительного учреждения в период отбывания наказания.

В соответствии со статьей 1731 УИК РФ администрация исправительного учреждения подает в суд заявление об установлении административного надзора не позднее чем за 2 месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания.

В главе 262 ГПК РФ не определен срок, в течение которого судом должно быть рассмотрено дело об установлении административного надзора, следовательно, в данном случае применяется общий срок — 2 месяца с момента поступления заявления в суд. Лицо, в отношении которого решением суда установлен административный надзор, вправе обжаловать не вступившее в законную силу решение суда первой инстанции в течение месяца с момента его оглашения в окончательной форме.

Может сложиться ситуация, когда осужденный будет освобожден из мест лишения свободы до вступления решения суда об установлении административного надзора в законную силу. В этом случае привлечь его к уголовной ответственности за неприбытие без уважительных причин к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, невозможно, поскольку указанные действия совершены до вступления решения суда в законную силу;

3) факт избрания осужденным определенного места жительства или места пребывания;

4) срок, установленный администрацией исправительного учреждения для прибытия к избранному поднадзорным месту жительства или пребывания;

5) срок, на который установлен надзор, дата его начала и окончания;

6) время, объективно необходимое для прибытия к избранному поднадзорным месту жительства или пребывания, соответствие этого времени сроку, установленному администрацией исправительного учреждения;

7) факт вручения поднадзорному при освобождении из мест лишения свободы, в соответствии со статьей 1731 УИК РФ, предписания о прибытии к избранному месту жительства или пребывания в определенный срок и предупреждении его об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора;

8) факт неприбытия поднадзорного в установленный срок к месту жительства или пребывания либо самовольного оставления места жительства либо пребывания;

9) наличие заведенного и зарегистрированного в порядке, установленном приказом МВД России от 8 июля 2011 года № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы», дела об административном надзоре;

10) решался ли вопрос о досрочном прекращении или продлении надзора, если решался, дата досрочного прекращения или срок, на который продлен надзор;

11) обращался ли поднадзорный за разрешением на временное оставление места жительства или пребывания, если обращался, было ли это ему разрешено и на какой срок;

12) отсутствие уважительных причин, освобождающих от уголовной ответственности за совершение действий, перечисленных в диспозиции статьи 3141 УК РФ;

13) цель совершения действий, указанных в диспозиции статьи 3141 УК РФ;

14) отсутствие обстоятельств, исключающих виновность и наказуемость деяния, смягчающих либо отягчающих наказание;

15) причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

Это отдельная тема для исследования.

Подводя итоги, необходимо отметить, что административный надзор за лицами, освобождающимися из мест лишения свободы, устанавливается на основании вступившего в законную силу решения суда.

Дополнение федерального законодательства об административном надзоре еще одной категорией лиц, условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы, было бы логичным с возвращением конструкции статьи 19.24 К РФ об АП в части, касающейся этих лиц.

Юридическая техника. 2015. № 9

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

Лицо должно быть уведомлено в надлежащем порядке об установлении в отношении него административного надзора, налагаемых в связи с этим ограничениях, а также об ответственности за уклонение от административного надзора.

Уголовное дело по факту уклонения лица от административного надзора может быть возбуждено при наличии сведений об установлении надзора, ознакомлении с этим поднадзорного, данных, подтверждающих факты неприбытия либо самовольного оставления без уважительных причин избранного места жительства или пребывания.

Наиболее распространенными следственными действиями по делам указанной категории являются допросы свидетелей и подозреваемого1.

В качестве свидетелей выступают сотрудники учреждений ФСИН, органов внутренних дел, члены семьи, близкие, коллеги по работе или учебе, соседи поднадзорного.

Предмет допроса свидетелей зависит от их служебного положения, а также связи с подозреваемым. Впрочем, можно выделить и общие обстоятельства допроса: знал ли поднадзорный об установлении в отношении него надзора, имел ли уважительные причины для неприбытия или самовольного оставления места жительства или места пребывания.

Ссылки свидетелей и подозреваемого на наличие уважительных причин должны быть проверены путем истребования подтверждающих документов, а также производства следственных действий.

1 См. URL: http://livelawyer.ru/

Вызулин Е.А. Административное законотворчество и организационно-тактические...

191

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.