Научная статья на тему 'УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УБИЙСТВО В АВЕСТЕ'

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УБИЙСТВО В АВЕСТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
331
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Область наук
Ключевые слова
убийство / умысел / Авеста / религия / ненависть / аборт / грех / ответственность. / murder / intent / Avesta / religion / hatred / abortion / sin / responsibility.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абзалова Хуршида Мирзиятовна

В данной статье автор проанализировал особенности уголовной ответственности за умышленное убийство согласно Авеста. Автор отмечает, что умышленное убийство рассматривалось как тяжкий грех. В конце статьи были сделаны соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LIABILITY FOR MURDER IN THE AVESTA

In this article, the author analyzes the features of criminal liability for premeditated murder according to Avesta. The author notes that premeditated murder was considered a grave sin. At the end of the article, the corresponding conclusions were drawn.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УБИЙСТВО В АВЕСТЕ»

Review of law sciences

_>___

—я

Abzalova Khurshida Mirziyatovna,

associate professor of Criminal law and criminology department of Tashkent state university of law, PhD in Law

CRIMINAL LIABILITY FOR MURDER IN THE AVESTA

Annotation: In this article, the author analyzes the features of criminal liability for premeditated murder according to Avesta. The author notes that premeditated murder was considered a grave sin. At the end of the article, the corresponding conclusions were drawn.

Key words: murder, intent, Avesta, religion, hatred, abortion, sin, responsibility.

Абзалова Хуршида Мирзиятовна,

и.о. доцента кафедры Уголовное право и криминология Ташкентского государственного юридического университета, к.ю.н.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УБИЙСТВО В АВЕСТЕ

Аннотация: В данной статье автор проанализировал особенности уголовной ответственности за умышленное убийство согласно Авеста. Автор отмечает, что умышленное убийство рассматривалось как тяжкий грех. В конце статьи были сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: убийство, умысел, Авеста, религия, ненависть, аборт, грех, ответственность.

Абзалова Хуршида Мирзиятовна,

Тошкент давлат юридик университети Жиноят хукуки ва криминология кафедраси доценти в.б., ю.ф.н.

АВЕСТОДА ОДАМ УЛДИРИШ УЧУН ЖИНОИЙ ЖАВОБГАРЛИК

Аннотация: Мазкур мацолада муаллиф томонидан Авестога мувофиц цасддан одам улдириш жинояти учун жиноий жавобгарликнинг узига хос жиуатлари таулили цилинган. Муаллиф таъкидлаганидек, цасддан одам улдириш огир гуноу сифатида бауоланган. Мацола сунгида тегишли хулосалар цилинган.

Калит сузлар: одам улдириш, цасд, Авесто, дин, нафрат, аборт, гуноу, жавобгарлик.

Возникновение и формирование норм и институтов уголовного права на территории Узбекистана имеет древнейшую историю, которая преемственно переходит в зороастрийский период. Зороастрийский период истории Древнего Турана как древнейшая цивилизация, была эпохой учреждения государственности, развития норм и институтов права. Находясь на стадии формирования норм и институтов права, в этом периоде объективно теория и теоретические изыскания еще не развились до уровня абстракции и формулирования определений права. Поэтому определений институтов преступления и наказания в этот период еще не существовало. Но это не было препятствием к признанию определенного вида поведения преступлением [3; 104-с].

Сначала в религиозной, после в исторической литературе фиксируются различные виды преступлений, существующих в древнейшем периоде истории Узбекистана. Современное слово, обозначающее «преступление» (жиноят) была выработана в исламский период развития права. Хотя, как указано выше, определения и единого термина, обозначающего преступление, не существовало, каждое преступление имело конкретное название. В научной литературе названы следующие виды преступления, существующие в начальном периоде формирования зороастрийской цивилизации:

1) преступления против религии, такие как неуважительное отношение к культовым предметам и святым местам.

2) преступления против власти. Здесь следует оговориться, что эту группу преступлений, называли также преступлениями против государя (шахиншаха - царя)

Эта группа преступлений охватывало оскорбление личности, покушение на жизнь шаха и посягательство на его имущество. Все преступления против власти рассматривалось через личности царя царей, так как он являлся воплощением государства. Поэтому все подобные преступления считались одинаково тяжкими по своей сущности.

3) преступления против семьи шаха, такие как оскорбление и покушение на жизнь любого из членов шахской семьи.

4) преступления против личности, такие как прелюбодеяние, воровство, кража скота, нанесение вреда здоровью человека, ранений [4; 70-с].

В свою очередь, исследователь А.Г. Халиков проводит классификацию преступлений в зороастризме на следующие основные группы: 1) преступления против человека: нанесение телесного повреждения, вред здоровью, убийство;

2) преступления против личной свободы, чести и достоинства: обращение в рабство, обман, ложь и клевета;

3) преступления против половой неприкосновенности: изнасилование, мужеложство;

4) преступления против собственности;

5) преступления против животного мира и окружающей среды;

6) преступления против религии [7].

Существует и другой вариант классификации, который разделяет преступления на общие и частные. Покушение на жизнь и имущество царя и его близких, покушение на свержение власти царя, непослушание и невыполнение приказаний правителей, шпионаж и измена относились к числу таких преступлений, которые имели общий характер.

Когда преступление имело частный характер, как, например, убийство, нанесение телесных повреждений и др., пострадавший или его родственники могли простить вину преступника. Наказания в отношении лиц, совершивших преступления против личности, отличались строгостью [6; 11-с].

Необходимо отметить, что Авеста во многих случаях упоминает об умышленном убийстве. При этом само упоминание об умышленном убийстве свидетельствует о том, что уже в то время зороастрийцы уделяли внимание вине, то есть определению субъективной стороны преступления.

Не только в Авесте, но и в других источниках права зороастрийского периода незаконное лишение жизни другого праведного человека считали самым тяжким грехом. Например, в «Суждениях Духа разума» наравне с другими видами особо опасных преступлений называется и убийство:

«Спрашивают у мудреца: «Какой грех тяжелее?», и он отвечает: «Из тех грехов, что совершают люди, самый страшный грех - содомский, второй предающийся содомскому греху, третий - тот, кто убивает праведного...» [1].

Умышленное убийство считалось более тяжким, и, естественно, предусматривало и более строгое наказание за его совершение, чем неумышленное лишение жизни другого человека. Определенный интерес вызывает вопрос ответственности за совершение аборта. Авеста оценивал действия по аборту женщины в качестве греха, называя при этом женщину грешницей. При этом действия мужа и/или знахаря, которые содействовали женщины рассматривались как предумышленное убийство.

В строках 12, 14 и 16 Вендидада как особо опасное преступление признается совершение аборта, и это приравнивается к умышленному убийству. Такое установление предусматривается подробно и в строках 9-14 части второй, строках 15-17 части третьей фаргарда 15 Вендидада, которые обязывали защищать жизнь человеческого плода с четырехмесячного срока до его рождения независимо от того, замужняя женщина или же незамужняя. Особо наказуемым считалось, когда аборт совершался в группе в предварительном сговоре [3; 105-с].

В строке 14 данного фаргарда предусматривается наказание за совершение аборта в случае, если он произведен на основе сговора беременной женщины, мужчины и врача. В основном всех участников ожидала смерть.

Особый интерес в Авесте уделяется вопросам наказания убийству:

- религиозные преступления (поклонение иным божествам, нарушение правил погребения, лечение запрещенным хирургическим путем), за которые предусматривалась смертная казнь, приравнивались убийству, тем самым законодатель того времени убийство расценивало как эталон преступления с высшей мерой наказания;

- существовал своеобразный институт освобождения от ответственности или наказания за убийство, так в Авесте говорится, что «освобождает религия Мазды (зороастризм) ... грех убийства»;

- в определенных случаях, что нарушение определенных религиозных предписаний рассматривался как предумышленное убийство, так, если владелец собаки не надевал ошейник или намордник собаке, вследствие чего собака нападала на человека, то виновное лицо несло ответственность за предумышленное убийство;

- к умышленному убийству в части наказания и степени тяжести преступления приравнивалось вступление в связь с женщиной с кровотечением, в то время как прелюбодеяние таким не рассматривался [7].

Также довольно подробно предусматриваются нормы, устанавливающие вину всех, кто несёт ответственность за совершение изнасилования, неверности и аборта. При этом, к примеру лекарь или врач, способствующие прекращению беременности, становятся соучастниками неверности жены и убийства неродившегося плода. Кроме того, предусматривается уголовное преследование за интимное сношение с беременной женщиной. Если в результате такого сношения мужчина наносит вред беременной женщине и плод умирает, то его деяние квалифицируется как убийство, поскольку Авеста запрещает половое сношение с беременной женщиной сроком более 4 месяцев и 10 дней [1].

Исследователи отмечают, что упоминание в данном тексте об убийстве праведного означает убийство человека невинного, и не только последователя зороастрийской религии. Особо известным является пример касательно животных в Вендидаде: «Когда кто-то бьет пастушескую собаку так сильно, что та не может выполнять свои функции (защищать стадо), или же отрезает ей уши или ногти, после чего вор или волк найдет дорогу в стадо и украдет барана, и собака не может дать сигнал, то лицо, совершившее это деяние, должно оплатить стоимость барана, а за нанесенные собаке раны должно быть привлечено к ответственности за нанесение умышленного вреда» [2]. Примечательно то, что в священной книге зороастрийцев вина лица в совершении преступления определяется преступным результатом, то есть степенью и характером нанесенного вреда, если взять, к примеру, убийство собаки, то Авеста уделяет внимание на вред собаке, а именно степень утраты трудоспособности собаки и его органов. Как предумышленное убийство также рассматривалось неоказание помощи беременной собаке, что повлекло смерть плода. В свою очередь, убийство собаки рассматривалось также как преступление против собственности. Аналогичные правила предусматривались за убийство ежа, дикобраза, лисы, кроме водяной выдры.

Примечательно, что действия лица, который уклонялся или отказывался от возмещения причиненного вреда за смертельное ранение, рассматривались Авестой не только как покушение на умышленное убийство, но и как в кража, так как Авеста приравнивал такого лица вору, отказывающемуся от возмещения вреда [5; 105-с].

Также религиозно-правовыми нормами зороастрийского права и другими нормами, действующими на территории Центральной Азии, предусматривались с целью сохранения жизни и здоровья человека, общественного спокойствия и покоя наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность. Например, такое наказание могло быть применено в отношении непрофессионального врача, результат лечения которого стал причиной смерти или другой болезни человека.

Так, согласно строкам 36-40 Вендидада лицу, которое хочет заниматься врачеванием, нужно было сперва проверить свои навыки на троих неверующих в Ахура Мазду, и только потом, если все методы лечения прошли успешно, это лицо могло начать лечение верующего зороастрийца. А если непрофессиональный врач, не пройдя такого испытания, занимается лечением верующего зороастрийца или оперирует его ножом, то его наказывали как за умышленное убийство [1].

Таким образом, можно отметить, что убийство в Авесте рассматривалось как тяжкий грех, потерпевшим при этом признавался не только родившийся человек, но и плод в утробе матери.

References:

1. Avesta. (http://xorazmiy.uz/oz/pages/view/333).

2. Vendidad, Avesta (https://www.rulit.me/books/avesta-read-63923-8.html).

3. Zoroastriyskiye teksti. Sujdeniya Duxa razuma (Dadestan-i menog-i xrad) / Izdaniye podgotovleno O.M. Chunakovoy. - M., 1997. - 366 s.

4. Izbrannie nastavleniya pervix uchiteley//Izvedat dorogi i puti pravednix: Pexleviyskiye nazidatelnie teksti (Pamyatniki pismennosti Vostoka).- M., 1991. - S. 69-74.

5. Rtveladze E.V., Saidov A.X., Abdullayev Ye.V. Avesta «Zakon protiv devov» (Videvdat). SPb.: Izd-vo Politex. un-ta, 2008. - 240 s.

6. Talezari Ali Abbas. Stanovleniye i razvitiye institutov prestupleniya i nakazaniya v istorii prava Irana: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Dushanbe, 2014. - 48 s.

7. Xalikov A.G. Zoroastriykoye pravo i problema klassifikatsii prestupleniy // Probeli v rossiyskom zakonodatelstve. 2013. №6. Istochnik: https://cyberleninka.ru/article/n/zoroastriykoe-pravo-i-problema-klassifikatsii-prestupleniy.

8. Xalikov A.G. Pravovaya sistema zoroastrizma: Dis. ... d-ra yurid. nauk: 12.00.01: Dushanbe, 2004 421 c. RGB OD, 71:04-12/132

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.