Научная статья на тему 'Права ребенка в зороастризме'

Права ребенка в зороастризме Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
261
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОРОАСТРИЗМ / АВЕСТА / РЕБЕНОК / ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каримова Д. Р.

Несмотря на религиозный характер правовых норм зороастризма, здесь права ребенка, независимо от его этнического происхождения, религии, возраста и пола, хорошо отражены и укреплены. «Авеста» как основной законодательный источник, наряду с высокочеловеческими ценностями упорядочил правовые нормы, касающиеся несовершеннолетних детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Права ребенка в зороастризме»

ПРАВА РЕБЕНКА В ЗОРОАСТРИЗМЕ

© Каримова Д.Р.*

Ташкентский Исламский университет при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Республика Узбекистан, г. Ташкент

Несмотря на религиозный характер правовых норм зороастризма, здесь права ребенка, независимо от его этнического происхождения, религии, возраста и пола, хорошо отражены и укреплены. «Авеста» как основной законодательный источник, наряду с высокочеловеческими ценностями упорядочил правовые нормы, касающиеся несовершеннолетних детей.

Ключевые слова зороастризм, Авеста, ребенок, права несовершеннолетних детей

Зороастризм - это самая древняя религия откровения, зародившаяся в Центральной Азии в II-I тысячелетиях до нашей эры. И её роль в изучении истории прав ребенка очень важна. Священной книгой зороастризма считается «Авеста». «Авеста» - древнейший историко-культурный и религиозно-правовой письменный памятник, отражающий нравственно-правовые отношения, вопросы семьи и брака, преступления и наказания, а также многих других правовых норм, гарантирующие права и интересы ребенка. То, что в этом источнике более 80 раз встречаются слова «ребенок» и «дитя», говорит о том, что детям зороастрийцы уделяли особое внимание.

В целом, несмотря на религиозный характер правовых норм зороастризма, здесь права человека, независимо от его этнического происхождения, религии, возраста и пола, больше отражены и укреплены, чем в правовых нормах Рима. Авестологи утверждают, что в законах зороастризма «упрочены права и свобода человека» [11]. По законодательству Рима, отец имеет абсолютно неограниченную власть над своим ребенком. Римский юрист Гай в своем трактате «Институты Гая» (П-I тысячелетие до нашей эры, 3-книга, 1-часть) этот институт описывает как: «ius proprium civium romanorum», то есть «строго обозначенным национальным институтом римлян... и вряд ли еще кто-то имеет такую же власть над своими детьми как они». Отец имел право решать жить или не жить новорожденному или просто выбросить его; имел право своих детей использовать в качестве рабов или продать внутри государства как раба [4]; имел право их убивать, особенно совершеннолетнего сына продать трижды, а дочь, младших братьев и внуков один раз [10]. В отличие от римского законодательства в «Авесте» права ребенка на жизнь обеспечивалось еще в утробе матери [8] (Ясна, 23-хот, 1-пункт). Благополучие вынашиваемого ребёнка ставится в один ряд с благополучием рожден-

* Аспирант кафедры Исламского права.

ного ребёнка. Идея строгой охраны в равной степени распространяется и на не рожденного еще ребёнка. Тем самым закрепляется принцип ценности человеческого существа на любой стадии его развития.

Также создавались все условия для его здорового появления на свет и полноценного развития. В «Авесте» особое внимание уделялось здоровью родителей до момента зачатия ребенка, благополучным родам и кормлению новорожденного материнским молоком. Так как, это все считалось необходимым факторам для нормального развития ребенка [5] (Ясна, 65-хот, 1 часть, 2-5 пункты).

Ученый авестолог С. Ганбаров в своих исследованиях пишет: «Авеста» настолько защищал права несовершеннолетних детей, даже права не родившихся детей были включены в законодательства» [2]. В учении зороастризма в вопросах защиты прав и интересов детей особенно нужно выделить тот факт, что аборт карался как тяжкое преступление, который, к нашему сожалению, в наше время сильно распространяется. Аборт приравнивался к убийству. Наказывались все, кто был причастен в этом деле:

Если девица теряет свою невинность и становится беременной, и, боясь позора, сама, с помощью воды и трав, выкинет, то становится грешницей. Если же она была понуждаема к этому отцом ребенка, то грех ложится и на отца, и он должен понести наказание как за предумышленное убийство [1] (Видевдат, 15-фаргард, 2-часть, 12-пункт).

Если муж и жена, независимо от того живут они в законном браке или нет, решили сделать аборт, то вместе с ними наказывался и тот, кто им содействовал:

«Если же, когда скажет она отцу ребенка: «Беременна я от тебя», он отвечает ей: «Тогда ступай к повитухе, и испроси у нее одно из снадобий, которым может она вызвать выкидыш». И поступает она по его словам, и даст ей повитуха немного банга, или шаэта, которые убивают в чреве или выталкивают из него, или любое другое снадобье, которое вызывает выкидыш, и говорит мужчина: «Изгони плод мой», и изгоняет она плод его, - то грех убийства ложится на головы всех троих, мужчины, женщины и повитухи» [1] (Видевдат, 15-фаргард, 2-часть, 13-14-пункты).

Обязанностью каждого верующего являлся не только не стыдить обесчещенную и забеременевшую девицу, но по возможности освободить ее от чувства стыда, чтобы она не предприняла нечего такого, что могло бы повредить плоду. Каждому, кто узнает о бесчестии и беременности, надлежало сообщить об этом семье девицы, с просьбой поддержать ее и освободить от чувства стыда; семья же должна была, собравшись, сказать девице: «Мы знаем об этой беременности, и мы позаботимся о тебе». Такое достаточно гуманное отношение было продиктовано заботой о жизни ребенка [1]. В «Авесте» были узаконены права и беременной женщины. Материальное обеспечение, забота и защита о ней возлагалось на отца ребенка:

Социология культуры, духовной жизни

105

«... отец ребенка должен поддерживать обесчещенную, пока не вырастет ребенок» (Видевдат, 15-фаргард, 3-часть, 19-пункт).

Важно отметить, что если отец от таких обязательств отказывался, не защищал и не обеспечивал материально семью и в итоге ребенок был в чем-то ущемлен, то мужа публично казнили: «Если же он не окажет ей поддержки, то пусть несет наказание, как за предумышленное убийство» [1] (Видевдат, 15-фаргард, 3-часть, 16-19 пункты).

Из вышеизложенного ясно, что в древние века в Средней Азии дети были защищены еще в утробе матери, также особое внимание уделяли беременным женщинам. Современная медицина доказала, что для нормального развития ребенка главную роль играет именно тот период, когда ребенок развивается в утробе матери.

Более того, в зороастризме было уделено огромное внимание воспитанию ребенка. Детей рекомендовалось с раннего возраста обучать наукам. «Если у тебя будет сын, - говорится в «Наставлении Адурбада», - отдай его в школу в детстве, так как учение - свет глаз» [3].

О гуманности законов зороастризма в своих исследованиях подчеркивает А.Г. Периханян, излагая, что по законодательству зороастризма разлучить несовершеннолетних детей от родителей считается тяжелым преступлением [5]. Периханян А.Г. и Ганбаров С. в фаргардах Видевдата совершаемые преступления классифицируют на шесть видов: а) против богословия; б) против животных; в) против имущества; г) против морально-этического облика; д) против природных явлений; и е) против человечества. Аборт считался тяжким преступлением, совершаемым против человечества, который наносит вред здоровью беременной женщины [7].

«Девушки, взращенные землей, одаренные дети» расценивались как порождение Добра. Будучи выражением народного понимания, «Авеста» оказывала регулирующее воздействие на укрепление в обществе «доброго отношения» к детям. Ее нормы предписывали «возводить жилища», «иметь детей», проявлять о них постоянную заботу. Эти идеи оказались настолько значительными по своей общесоциальной значимости, что до сих пор бытуют в людском общении в виде известного изречения «Родить ребёнка, построить дом и посадить дерево». При этом мало кому известно, что истоки этого увековеченного практикой людской жизни изречения коренятся в зороастризме, зародившегося еще в условиях родового строя [6].

В заключении можно сказать, рассматривая развитие мира сквозь призму двух начал - Добра и Зла, зороастризм призывал людей жить по законам Добра, в условиях свободы, не подвергаясь подчинению и насилию. Он советовал воздерживаться от злости, порождающей несчастье и скорбь. Создание семейного очага, рождение детей, построение жилища вплоть до посадки деревьев и орошения земли, расценивались Зороастризмом в качестве очевидных примет счастливой жизни.

Список литературы:

1. Авеста «Закон против дэвов» (Видевдат). - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - С. 221.

2. Ганбаров С.Г. Политические и правовые идеи в Авесте. - С. 12-13.

3. Изведать дороги и пути праведных. Пехлевийские назидательные тексты. - С. 78.

4. Материалы Министерства юстиции республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mir.pravo.by/library/section_3/istopravdetey.

5. Периханян А.Г. Общество и право в Иране в парфянский и сасанид-ский периоды. - С. 30.

6. Права ребенка: учебник / Под ред. проф. А.Х. Саидова - Т.: ТГЮИ, 2009. - 297 с.

7. Ртвеладзе Э.В., Саидов А.Х., Абдуллаев Е.В. Очерки по истории древнего Узбекистана: государственность и право. - Т.: «Адолат», 2000. - С. 168-169.

8. Авесто. Тарихий-адабий ёдгорлик. Аскар маркам таржимаси. - Т.: «Шарк», 2001. - С. 68^

10. Муминов А., Йулдошходжаев Х. Диншунослик / Под ред. Н.И. Ибрагимова. - Ташкент: «Мехнат», 2004. - С. 88-96.

11. Топилдиев В. Рим хукуки. - Т.: Узбекистан миллий университета, 2006. - С. 66.

12. Safa-Isfehani N. Rivayat-I Hemat-I Asawahaistan: A Study in Zoroastrian Law // Harvard Iranian Ser. - Cambrige, 1980. - Vol. 2. - P. X.

СКОТОВОДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЯКУТОВ СКВОЗЬ ПРИЗМУ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ

© Михайлова Э.А.*, Кириллина Л.Г.*

Финансово-экономический институт Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

Институт изоискусств Уральской государственной архитектурно-художественной академии, г. Екатеринбург

В статье кратко рассматривается комплекс религиозных верований якутов, связанный с кочевым скотоводством. Самые северные тюрки -якуты, изолированные от центров восточной культуры, в наибольшей степени сохранили обычаи и верования первозданной религии скотоводов [1, с. 504].

Ключевые слова: якуты, скот, скотоводы, этнокультура, хотон, религия, бык, олонхо, саха, ысыах, айыы.

* Магистрант кафедры Социологии и экономики труда ФЭИ СВФУ им. М.К. Аммосова.

* Аспирант Института изоискусств УГАХА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.