Научная статья на тему 'Уголовная ответственность за сокрытие денежных средств и имущества, за счет которых должно производиться взыскание недоимки (на примере стран постсоветского пространства) '

Уголовная ответственность за сокрытие денежных средств и имущества, за счет которых должно производиться взыскание недоимки (на примере стран постсоветского пространства) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
уголовное право / налоговые преступления / постсоветское пространство / сокрытие / статья 199.2 УК РФ / criminal law / tax crimes / post-Soviet space / concealment / article 199.2 of the Criminal Code of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николай Арсенович Надиров

В статье автор рассматривает уголовное законодательство государств постсоветского пространства, устанавливающих ответственность за сокрытие денежных средств и имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов. По итогам компаративистского исследования автор делает выводы, имеющие значение для гармонизации законодательства и совершенствовании отечественных уголовно-правовых норм в названной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal liability for^concealing money and property from which should be recovered of darks (by the example of post-soviet countries)

In the article, the author examines the criminal legislation of the post-Soviet states that establish liability for concealing the funds and property of an organization or an individual entrepreneur, at the expense of which taxes, fees, insurance premiums should be collected. Based on the results of the comparative study, the author draws conclusions that are important for the harmonization of legislation and the improvement of domestic criminal law in this area.

Текст научной работы на тему «Уголовная ответственность за сокрытие денежных средств и имущества, за счет которых должно производиться взыскание недоимки (на примере стран постсоветского пространства) »

Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 243 — 249. State service and personnel. 2023;(5):243 — 249.

Научная статья УДК 343.1

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-243-249 NIION: 2012-0061-05/23-308

EDN: https://elibrary.ru/VHFZUF MOSURED: 77/27-008-2023-05-508

Уголовная ответственность за сокрытие денежных средств и имущества, за счет которых должно производиться взыскание недоимки (на примере стран постсоветского пространства)

Николай Арсенович Надиров

Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Москва, Россия, nadirov_kolya@mail.ru

Аннотация. В статье автор рассматривает уголовное законодательство государств постсоветского пространства, устанавливающих ответственность за сокрытие денежных средств и имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов. По итогам компаративистского исследования автор делает выводы, имеющие значение для гармонизации законодательства и совершенствовании отечественных уголовно-правовых норм в названной сфере.

Ключевые слова: уголовное право, налоговые преступления, постсоветское пространство, сокрытие, статья 199.2 УК РФ

Для цитирования: Надиров H.A. Уголовная ответственность за сокрытие денежных средств и имущества, за счет которых должно производиться взыскание недоимки (на примере стран постсоветского пространства) // Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 243—249. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-243-249 EDN: https://elibrary.ru/VHFZUF

Original article

Criminal liability for^concealing money and property from which should be recovered of darks (by the example of post-soviet

countries)

Nikolay A. Nadirov

All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice

of Russia), Moscow, Russia, nadirov_kolya@mail.ru

Abstract. In the article, the author examines the criminal legislation of the post-Soviet states that establish liability for concealing the funds and property of an organization or an individual entrepreneur, at the expense of which taxes, fees, insurance premiums should be collected. Based on the results of the comparative study, the author draws conclusions that are important for the harmonization of legislation and the improvement of domestic criminal law in this area.

Keywords: criminal law, tax crimes, post-Soviet space, concealment, article 199.2 of the Criminal Code of the Russian Federation

For citation: Nadirov N.A. Criminal liability for concealing money and property from which should be recovered of darks (by the example of post-soviet countries) // State service and personnel. 2023. (5):243—249. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-243-249 EDN: https://elibrary.ru/VHFZUF

В юридической литературе уделено значительное внимание сравнительно-правовому анализу уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за «налоговые преступления» [10], в том числе за сокрытие денежных средств либо имущества организации или ин-

© Надиров Н.А., 2023

дивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов [7]. Впрочем, это не может рассматриваться в качестве повода для того, чтобы вновь не обратиться к компаративистскому исследованию, поскольку подходы ученых, используемых при изучении иностранного законодательства, кардинальным образом разли-

№ 5/2023

чаются. В частности, такие различия проявляются при осуществлении перевода зарубежных нормативных правовых актов и их кругом (охватом). Не мало важное значение имеет и темпоральный характер таких документов.

Прежде всего следует отметить, что в мире единообразного подхода к пониманию налоговых преступлений просто-напросто нет. Это обусловлено также и тем, что многие уголовно-правовые нормы в ряде государств закреплены не в уголовных законах (то есть не кодифицировано), а в других законах, и как отмечает профессор И. А. Клепицкий, в части экономического уголовного права — оно как правило в уголовных кодексах не систематизируется, хотя на экономические преступления и распространяются положения общей части уголовных кодексов [6]. Ярким примером является Китайская Народная Республика, где часть налоговых преступлений закреплены в уголовном кодексе, а другая часть в специальном законе [12].

Полагаем, уместным будет приступить к изучению уголовного законодательства государств постсоветского пространства, поскольку их правовые системы имеют множество сходств с российской в силу всем известных исторических событий. Этот вопрос уходит в корни образования и распада социалистической правовой системы. Кроме того, вопросы «сокрытия» недостаточно подробно рассматривались учеными на примерах этих стран.

Например, в Уголовном кодексе Украины от 5 апреля 2001 года № 2341-Ш1 имеется ст. 212 «Уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей) согласно части первой которой данное преступление представляет собой умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных) платежей, которые входят в систему налогообложения, введенных в установленном законом порядке, совершенное должностным лицом предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности или лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица либо другим лицом, обязанным их уплачивать, если эти деяния привели к фактическому непоступлению в бюджеты либо государственные целевые фонды средств в значительных размерах.

Нисколько не комментируя соблюдения украинским законодателем правил юридической техники при конструировании данного состава преступления, заметим, что уголовное законодательство рассматриваемого нами государства не содержит специальной уголовно-правовой нормы,

1 Юрист [Электронный ресурс]. URL: https://online. zakon.kz/lawyer/ (дата обращения: 01.03.2023).

предусматривающей уголовную ответственность за «сокрытие». Вместе с тем, предполагаем, что действия, связанные с фактическим сокрытием денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов и страховых взносов, вряд ли могут быть квалифицированы по ст. 212 Уголовного кодекса Украины, исходя из толкования ее положений. Каких-либо иных уголовно-правовых норм, посвященных налоговым преступлениям, названный кодекс не содержит [8].

Несколько иной подход относительно понимания налоговых преступлений сформирован в белорусском законодательстве. Так, Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 года № 275-32 содержит ст. 243 «Уклонение от уплаты налогов, сборов», ст. 2431 «Уклонение от исполнения обязанностей налогового агента по перечислению налогов, сборов» и ст. 2432 «Налоговое мошенничество». Отдельно не устанавливается в уголовном законе ответственность за «сокрытие» и в то же время такие действия не наказуемы, если обратиться к теоретико-правовому анализу диспозиций перечисленных выше статей.

Уголовный кодекс Республики Молдовы от 18 апреля 2002 года № 985-XV3 предусматривает всего лишь два состава налоговых преступлений, оставляя за скобками некоторые отдельные составы, которые встречаются в законодательстве России (например, связанные с неисполнением обязанностей налогового агента).

Речь идет о ст. 244 УК РМ, согласно которой уклонение предприятий, учреждений и организаций от уплаты налогов путем намеренного включения в бухгалтерские, налоговые и/или финансовые документы, в том числе электронные, заведомо искаженных данных о доходах или расходах, которые не основаны на реальных операциях или основаны на не существующих операциях, либо путем намеренного сокрытия объектов налогообложения, бухгалтерских, налоговых и/или финансовых документов, если сумма налога, сбора, предусмотренного Налоговым кодексом, взноса обязательного государственного социального страхования или взноса обязательного медицинского страхования за налоговый период превышает в совокупности 50 прогнозируемых среднемесячных заработных плат по экономике, установленных постановлением Правитель-

2 Юрист [Электронный ресурс]. URL: https://online. zakon.kz/Document/?doc_id=30414984&pos=63;-45# pos=63;-45 (дата обращения: 01.03.2023).

3 Юрист [Электронный ресурс]. URL: https://online.

zakon.kz/Document/?doc_id=30394923&pos=355;-60#pos =355;-60 (дата обращения: 01.03.2023).

№ 5/2023

ства, действующим на момент совершения деяния. Другая статья касается уклонения исключительно физических лиц от уплаты налогов (ст. 244-1).

Соответственно, можно сделать вывод, что отдельной статьи уголовного закона, которая устанавливает уголовную ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов в Республике Молдовы не имеется. В то же время из анализа диспозиции уголовно-правовой нормы (ч. 1 ст. 244) делается вывод, что все же рассматриваемые нами действия могут быть квалифицирована как уклонение от уплаты налогов в силу имеющейся формулировки: «уклонение предприятий учреждений и организаций от уплаты налогов <...> путем намеренного сокрытия объектов налогообложения <...>».

Довольно интересная классификация «фискальных преступлений» содержится в законодательстве Республики Казахстан. Так, Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 г. № 226-У4 содержит ст. 244 «Уклонение гражданина от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет»; ст. 245 «Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций»; ст. 246 «Незаконные действия в отношении имущества, ограниченного в распоряжении в счет налоговой задолженности налогоплательщика, задолженности плательщика по таможенным платежам, налогам, специальным, антидемпинговым, компенсационным пошлинам, пеней, процентов в случае их начисления» [11].

Безусловно в контексте исследуемой темы настоящей диссертации особый интерес вызывает ст. 246 УК РК, поскольку именно она в большей степени по своей правовой сущности схожа со ст. 199.2 УК РФ и предусматривает уголовную ответственность за растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу имущества, на которое органами государственных доходов наложено ограничение в распоряжении, а также отказ в передаче такого имущества в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, совершенные лицом, имущество которого ограничено, а равно осуществление банковских операций служащим банка или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, по банковским счетам, по которым органами государственных доходов приостановлены расходные операции.

4 Юрист [Электронный ресурс]. URL: https://online. zakon.kz/Document/?doc_id=31575252&pos = 245; 45#pos=245;-45 (дата обращения: 01.03.2023).

Анализ приведенной выше нормы и сравнение ее с примерно аналогичной уголовно-правовой нормой, закрепленной в российском законодательстве, позволяет отметить, что в Республике Казахстан она сконструирована совсем по-иному, поскольку в ее основу положены иные критерии. Во-первых, в ст. 246 УК РК помимо сокрытия, как это предусмотрено в ст. 199.2 УК РФ перечисляются отдельно и другие действия, а именно: растрата, отчуждение и передача. Во-вторых, в российском уголовном законодательстве помимо имущества указаны также и денежные средства организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание. В-третьих, закреплен иной правовой режим, в части того, что в отношении такого имущества по казахстанскому уголовному закону государственными органами наложено ограничение в его распоряжении. В-четвертых, усматривается другой подход к пониманию специального субъекта преступления. Наконец, в-пятых, в Республике Казахстан действия по сокрытию, связаны не только с налогами, сборами и страховыми взносами, но также и с таможенными платежами, специальными, антидемпинговыми, компенсационными пошлинами. Соответственно, усматриваются различия в понимании объективных и субъективных признаках данного преступления [1].

Несколько своеобразный подход к пониманию налоговых преступлений сформирован в Кыргызстане. Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 28 октября 2021 года № 1275 предусматривает самостоятельную Главу 31 «Преступления в сфере налогообложения», которая включает в себя довольно спорные составы с точки зрения их отнесения к «фискальным преступлениям». Среди нетрадиционных составов стоит обратить внимание на ст. 238 «Подделка акцизных марок», ст. 239 «Производство продукции, подлежащей обязательному акцизному обложению, без акцизных марок», ст. 240 «Незаконное производство спирта и спиртосодержащих напитков» и ст. 244 «Несанкционированное изменение международного идентификатора мобильного устройства». На наш взгляд, эти преступления не посягают на общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, а рассматриваются как общественно опасные деяния против порядка управления. Что же касается традиционных, то здесь стоит выделить уголовно-наказуемые деяния, связанные с уклонением от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет (ст. 242), в том числе организациями (ст. 243) [2].

5 Юрист [Электронный ресурс]. URL: https://online.

zakon.kz/Document/?doc_id=36675065&pos=284;59#

pos=284;-59 (дата обращения: 01.03.2023).

№ 5/2023

Примечательно тот факт, что ст. 243 УК РК предусматривает такой способ уклонения от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций, как сокрытие объектов налогообложения и (или) других обязательных платежей, если это деяние подтверждено вступившим в законную силу решением органов налоговой службы или судебными актами и повлекло неуплату налога и (или) других обязательных платежей в бюджет. Таким образом, специального состава кыргызское уголовное законодательство не содержит относительно «сокрытия». Одновременно, усматривается и существенные различия с аналогичным составом преступления, закрепленного в правовой системе России, в части отсутствия в диспозиции ст. 199.2 УК РФ указания на наличие имеющего юридическую силу того или иного правоприменительного акта.

Усеченное понимание налоговых преступлений встречается в Уголовном кодексе Республики Таджикистан от 21 мая 1998 года № 5746, где предусмотрено всего лишь два самостоятельных составов, посвященных уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов — ст. 292 (физическое лицо) или ст. 293 (юридическое лицо) (это иногда негативным образом сказывается на предварительном расследовании налоговых преступлений [4]). При этом Республика Таджикистан относится к государству, которое избрало подход оценки действий по сокрытию объектов налогообложения в качестве одного из способа уклонения, что вытекает из анализа соответствующей уголовно-правовой нормы. Однако, ничего не говорится помимо налогов и сборов о других обязательных платежах (к примеру, как в России - страховых взносах).

Примерно схожая ситуация наблюдается в Уголовном кодексе Туркменистана от 12 июня 1997 года № 222-Г, которые содержит две статьи, устанавливающей уголовную ответственность за налоговые преступления, а именно: ст. 284 «Уклонение физических лиц от уплаты налогов» и ст. 285 «Уклонение от уплаты налогов с организаций». Деяния, связанные с сокрытием денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов и других обязательных платежей охватывается ст. 285 УК РТ, поскольку последняя содержит формулировку: «уклонение от уплаты

6 Юрист [Электронный ресурс]. URL: https://online. zakon.kz/Document/?doc_id=30397325&pos=48;45# pos=48;-45 (дата обращения: 01.03.2023).

7 Юрист [Электронный ресурс]. URL: https://online. zakon.kz/Document/?doc_id=31295286&pos=2601;-55#pos=2601;-55 (дата обращения: 01.03.2023).

налогов с организаций <...> путем сокрытия других объектов налогообложения или иным способом, совершенное в крупных размерах». Соответственно, используется такой подход, который ранее был в Российской Федерации до введения отдельной ст. 199.2 УК РФ.

В Республике Узбекистан в Уголовном кодексе от 22 сентября 1994 года № 2012-XII8 имеется всего лишь одна статья, посвященная действиям, связанным с уклонением от уплаты налогов [9]. Так, ст. 184 «Уклонение от уплаты налогов или сборов» устанавливает уголовную ответственность за умышленное сокрытие, занижение прибыли (дохода) или других объектов налогообложения, а равно иное умышленное уклонение от уплаты установленных государством налогов или сборов в значительном размере, совершенное после применения административного взыскания за такое же деяние. Как представляется, с одной стороны, формулировка «умышленное сокрытие» подразумевает иные действия по сравнению с тем, о чем говорится в диспозиции ст. 199.2 УК РФ, а с другой, - объектами налогообложения признается, как правило, имущество и денежные средства, что позволяет сделать вывод об идентичности действий, предусмотренных в специальной уголовно-правовой норме российского законодательства.

Нестандартный подход закреплен в Грузии. Так, в Уголовном кодексе Грузии от 22 июля 1999 года № 22879 имеется статья 2041 «Нарушение порядка ведения бухгалтерского учета», которая предусматривает уголовную ответственность за создание, использование лицом, осуществляющим бухгалтерский учет, бухгалтерских документов, содержащих неправильную или неполную информацию, или учет налоговых документов с целью получения какой-либо выгоды или преимущества для себя или иных лиц, торговли или укрывательства такой деятельности. Довольно упрощенно без раскрытия особенностей и способов налогового преступления говорится в диспозиции ст. 218 «Уклонение от уплаты налогов». При этом в ч. 3 комментируемой статьи имеется квалифицирующий состав, предусматривающий отчуждение имущества или его части с целью уклонения от налогов, что, безусловно, похоже на действия, связанные с сокрытием. Однако, грузинский законодатель сузил круг объектов по сокрытию, поскольку ограничился только иму-

8 Юрист [Электронный ресурс]. URL: https://online. zakon.kz/Document/?doc_id=30421110&pos=245;-44#pos= 245;-44 (дата обращения: 01.03.2023).

9 Законодательный вестник Грузии [Электронный ре-

сурс]. URL: https://matsne.gov.ge/ru/document/view/

16426?publication=242 (дата обращения: 01.03.2023).

№ 5/2023

ществом, а также действия связал исключительно с отчуждением, не раскрывая, что входит в его объем. Кроме того, в ч. 3 ст. 218 УК Грузии говорится только об уклонении от уплаты налогов, оставляя за скобками сборы, а также другие обязательные платежи (к примеру, страховых взносов).

В то же время грузинский парламентарий ввел еще одну уголовно-правовую норму в свою правовую систему, устанавливающую уголовную ответственность за уклонение в военное время от выполнения повинностей или уплаты налогов (ст. 359), аналога которого нет в Российской Федерации и иных государств. Насколько ее введение целесообразно и такое положение оправдывает себя на практике остается только догадываться.

Заметим, что в Республике Армения, исходя из анализа положений Уголовного кодекса от 29.04.2003 года № ЗР-52810, не содержит норм, устанавливающих уголовную ответственность за действия, связанные с сокрытием денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов, в том числе в ст. 205 «Уклонение от уплаты налогов, пошлин или иных обязательных платежей» УК РА [3]. Преступные действия по уклонению происходят путем включения в бухгалтерские или иные документы, считающиеся основанием для налогообложени, заведомо искаженных данных. Следовательно, в Республике Армения такие действия «в чистом виде» уголовно не наказуемы, исходя из диспозиции, приведенной выше статьи закона.

Не раскрываются способы уклонения от уплаты налогов, взносов и других обязательных платежей в Уголовном кодексе Азербайджанской Республики от 30 декабря 1999 года № 787-Щ11. Помимо ст. 213 «Уклонение от уплаты налогов, взносов по страхованию от безработицы, обязательному медицинскому страхованию или обязательному государственному социальному страхованию» иных норм, направленных на защиту отношений в сфере налогообложения, в уголовном законе Азербайджанской Республике не предусмотрено, в том числе и по вопросам, связанным с «сокрытием». Следовательно, данное государство избрало ограниченный подход к пониманию налоговых преступлений, не классифицируя их в зависимости от категории налогоплательщика (физическое или юридическое лицо), а также не указывая способы уклонения.

10 Парламент Республики Армения [Электронный ресурс]. URL: http: //www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID= 1349&lang=rus (дата обращения: 01.03.2023).

11 Юрист [Электронный ресурс]. URL: https://online. zakon.kz/Document/?doc_id=30420353&pos=298;54#pos= 298;-54 (дата обращения: 01.03.2023).

В странах Балтии ситуация несколько другая [5]. Так, ст. 218 Уголовного закона Латвии от 17 июня 1998 года12 предусматривает уклонение от уплаты налогов или приравненных к ним платежей либо сокрытие или уменьшение объектов, облагаемых подоходным налогом на прибыль, или других облагаемых налогом объектов, если этим причинен ущерб государству или самоуправлению в крупных размерах. Можно сделать вывод, что в Латвийской Республике сокрытие рассматривается как один из способов уклонения от уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Впрочем, латышское уголовное законодательство содержит и другую норму, которую можно считать аналогом ст. 199.2 УК РФ при определенном толковании. Например, ст. 220 УК Республики Латвии устанавливает уголовную ответственность за отчуждение, повреждение, уничтожение, растрату, сокрытие или иное укрывательство имущества или платежных средств в целях уклонения от уплаты долга или выполнения других обязательств. Под формулировкой «выполнения других обязательств» можно отнести и обязательства по уплате налогов, сборов и страховых взносов. Однако, данная норма уголовного права, на наш взгляд, охватывает более широкие спектры незаконных действий, а также сферу применения, о чем явствует использования различной терминологии.

Диаметрально противоположная ситуация усматривается в Литовской республике, поскольку Уголовный кодекс от 26 сентября 2000 года № У111-196813 не предусматривает уголовную ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов. Более того, это не вытекает из анализа положений об уголовной ответственности за налоговые преступления (ст. ст. 219-221).

Впрочем, комплексная норма уголовного права в сфере налогообложения представлена в Уголовном кодексе Эстонской Республике от 1 июня 1992 года № ЯТ 1992-20-28814, где в части 2 ст. 148.1 устанавливается уголовная ответственность за сокрытие доходов или иных объектов налогообложения, их занижение либо завышение с этой целью расходов, несвоевременное представ-

12 Legal Acts of the Republic of Latvia // LIKUMI [Электронный ресурс]. URL: https://likumi.lv/ta/en/en/id/ 88966-the-criminal-law (дата обращения: 01.03.2023).

13 Law Lithuania [Электронный ресурс]. URL: http:// www.lithuanialaw.eu/lt/pradzia/baudziamoji-teise/ baudziamasis-kodeksas/?show=html#baudziamasis-kodeksas (дата обращения: 01.03.2023).

14 Riigi Teataja [Электронный ресурс]. URL: https:// www.riigiteataja.ee/akt/22221 (дата обращения: 01.03.2023).

№ 5/2023

ление или непредставление деклараций о доходах, расчетов по налогам, бухгалтерских отчетов и иных документов, связанных с налогами, расчетами по исчислению налогов и платежей и перечислением их в бюджет, несвоевременное представление или непредставление бухгалтерских документов, договоров и иных документов, необходимых для установления правильности исчисления налогов и контроля за их исчислением, невыполнения предписаний налогового департамента обязанным их выполнять компетентным должностным лицом, совершенное умышленно или после применения к виновному административного взыскания за такие же нарушения. Как представляется, данное уголовное положение не только сложно для восприятия, поскольку «перегружена» действиями различными по своей природе, но и сложно реализуемая в правоприменительной деятельности.

Изложенное, позволяет сделать вывод, что в постсоветском пространстве деяния, связанные с сокрытием денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов и страховых взносов, регламентируется по-разному. В ряде государств избран подход отнесения таких действий в качестве отдельного способа уклонения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, в других, предусмотрена по аналогии с Россией уголовно-правовая норма, закрепленная в отдельной статье уголовного закона, наконец, в иных странах такие действия, исходя из анализа диспозиций норм уголовного права, посвященных налоговым вопросам, такие действия вовсе не наказуемы.

Список источников

1.Аскарова Г.М. Проблемы квалификации налоговых преступлений по признакам объекта и объективной стороны по законодательству Республики Казахстан // Проблемы права. 2012. № 7 (38). С. 159—164.

2. Айдаров К.А. Предупреждение налоговой преступности в Кыргызской Республике: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Бишкек, 2009.

3. Аликперов Х.Д.О., Керимов Ф.С.О. Состояние преступности в сфере налогообложения в Азербайджанской Республике (краткая криминологическая характеристика) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 9. С. 111—115.

4. Газиев М.С. Методика расследования налоговых преступлений (по материалам Республики Таджикистан): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

5. Захаров А.А. Характеристика законодательства стран-СНГ и Балтии по налоговым преступ-

лениям // Международное публичное и частное право. 2012. № 4. С. 28—34.

6. Клепицкий И.А. Новое экономическое уголовное право: монография. М.: Проспект, 2022.

7. Искадиев Р.Г. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты недоимки и (или) сборам в законодательстве зарубежных стран // Проблемы безопасности личности в современной России: сб. ст. / под ред. Б.Т. Разгильдиева. Саратов: Изд-во СЮИ МВД России, 2010. С. 60—65.

8. Иванов А.В. Специально-криминологическое предупреждение налоговых преступлений в Украине // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2013. № 9 (152). С. 195—198.

9. Махкамов О.М. Некоторые аспекты уголовной ответственности за налоговые преступления по законодательству Республики Узбекистан // Вопросы современной юриспруденции. 2015. № 47. С. 86—91.

10. Николаева Ж.А. Политика в сфере ответственности за налоговые преступления в Российской Федерации и за рубежом (компаративный аспект) // Социально-политические науки. 2020. № 4. С. 91—98.

11. Сулаимбекова С.Д. Предупреждение налоговых преступлений (уголовно-правовые и криминологические аспекты: по материалами Республики Казахстан): дис. ... канд. юрид. наук. Бишкек, 2007.

12. Шепенко Р.А. Правовое регулирование налогообложения в Китайской Народной Республике. М., 2000.

References

1. Askarova G.M. Problems of qualifying tax crimes on the grounds of an object and an objective side under the legislation of the Republic of Kazakhstan // Problems of Law. 2012. No. 7 (38). pp. 159—164.

2. Aidarov K.A. Prevention of tax crime in the Kyrgyz Republic: author. dis. ... cand. legal Sciences. Bishkek, 2009.

3. Alikperov Kh.D.O., Kerimov F.S.O. The state of crime in the field of taxation in the Republic of Azerbaijan (a brief criminological description) // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2009. No. 9. S. 111—115.

4. Gaziev M.S. Methodology for investigating tax crimes (based on the materials of the Republic of Tajikistan): dis. ... cand. legal Sciences. M., 2007.

5. Zakharov A.A. Characteristics of the legislation of the CIS countries and the Baltic States on tax crimes // International public and private law. 2012. No. 4. S. 28—34.

№ 5/2023

Уголовно-правовые науки

6. Klepitsky I.A. New economic criminal law: monograph. M.: Prospekt, 2022.

7. Iskadiev R.G. Criminal liability for evasion of payment of arrears and (or) dues in the legislation of foreign countries // Problems of personal security in modern Russia: coll. Art. / ed. B.T. Razgildiev. Saratov: Publishing House of the SUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2010. S. 60—65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ivanov A.V. Special criminological prevention of tax crimes in Ukraine // Scientific Bulletin of the Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology. Right. 2013. No. 9 (152). pp. 195—198.

9. Makhkamov O.M. Some aspects of criminal liability for tax crimes under the legislation of the

Republic of Uzbekistan // Questions of modern jurisprudence. 2015. No. 47. S. 86—91.

10. Nikolaeva Zh.A. Politics in the sphere of responsibility for tax crimes in the Russian Federation and abroad (comparative aspect) // Sociopolitical sciences. 2020. No. 4. S. 91—98.

11. Sulaimbekova S.D. Prevention of tax crimes (criminal and criminological aspects: according to the materials of the Republic of Kazakhstan): dis. ... cand. legal Sciences. Bishkek, 2007.

12. Shepenko R.A. Legal regulation of taxation in the People's Republic of China. M., 2000.

Статья поступила в редакцию 24.11.2023; одобрена после рецензирования 27.11.2023; принята к публикации 28.1 1.2023.

The article was submitted 24.1 1.2023; approved after reviewing 27.1 1.2023; accepted for publication 28.1 1.2023.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

ВЕЩНЫЕ ПРАВА И ИХ ЗАЩИТА

Вещные права и их защита. Учебник. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. Р.А. Курбанова, [А.И. Коновалов и др.]. 239 с.

ISBN: 978-5-238-03636-6

Учебник содержит систематизированное изложение материала, посвященного актуальным проблемам вещного права. Наряду с изложением положений действующего гражданского законодательства представлены различные доктрины вещного права и точки зрения по обсуждаемым проблемам, а также практика применения гражданско-правовых норм.

Для студентов и аспирантов юридических вузов и факультетов, преподавателей, научных и практических работников, а также всех, кто интересуется актуальными вопросами вещного права.

№ 5/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.