Научная статья на тему 'УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ'

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
725
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОСКОРБЛЕНИЕ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ / УНИЖЕНИЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА / ИСПОЛНЕНИЕ СЛУЖЕБНОЙ ОБЯЗАННОСТИ / НЕПРИЛИЧНАЯ ФОРМА / ПРИЗНАКИ ПУБЛИЧНОСТИ / CRIMINAL LIABILITY / INSULT / REPRESENTATIVE OF THE AUTHORITIES / HUMILIATION OF HONOR AND DIGNITY / PERFORMANCE OF OFFICIAL DUTY / INDECENT FORM / SIGNS OF PUBLICITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давитадзе Мевлуд Демуралович, Эриашвили Нодари Дарчоевич

Изучается уголовно-правовая ответственность за оскорбление представителя власти. Рассматриваются обязательные признаки и условия совершения данного деяния, а также формы совершения указанного противоправного деяния. С учетом анализа состава ст. 319 УК РФ предлагается дополнить указанную норму ч. 2, предусматривающей ответственность за оскорбление представителями власти, особенно в период исполнения ими служебной обязанности, чести и достоинства личности (человека).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal liability for insulting a representative of authority

Criminal liability for insulting a representative of authority is being studied. The obligatory signs and conditions of commission of this act, and also forms of commission of the specified illegal act are considered. Given the analysis of article 319 of the Criminal code is proposed to add a specified rate part 2 provides for liability for insult of honor and dignity by the authorities during the period of performance of their duties.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ»

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10386

ББК 67 © М.Д. Давитадзе, Н.Д.Эриашвили, 2019

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ

Мевлуд Демуралович Давитадзе, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, доктор юридических наук, профессор

Одинцовский филиал МГИМО (У) МИД России (143007, Московская область, Одинцово, ул. Ново-Cпортивная, д. 3) E-mail: md2063@mail.ru

Нодари Дарчоевич Эриашвили, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Издательство «Юнити-Дана» (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1) E-mail: professor60@mail.ru

Аннотация. Изучается уголовно-правовая ответственность за оскорбление представителя власти. Рассматриваются обязательные признаки и условия совершения данного деяния, а также формы совершения указанного противоправного деяния. С учетом анализа состава ст. 319 УК РФ предлагается дополнить указанную норму ч. 2, предусматривающей ответственность за оскорбление представителями власти, особенно в период исполнения ими служебной обязанности, чести и достоинства личности (человека).

Ключевые слова: уголовная ответственность, оскорбление, представитель власти, унижение чести и достоинства, исполнение служебной обязанности, неприличная форма, признаки публичности.

CRIMINAL LIABILITY FOR INSULTING A REPRESENTATIVE OF AUTHORITY

Mevlud D. Davitadze, head of the Department of criminal law, criminal procedure and criminalistics, doctor of legal sciences, professor

Odintsovo branch MGIMO (U) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia (143007, Moscow region, Odintsovo, ul. Novo-Sportivnaya, d. 3) E-mail: md2063@mail.ru

Nodari D. Eriashvili, doctor of economic sciences, candidate of legal sciences, candidate of historical sciences, professor, laureate of RF Government prize in science and technology Unity-Dana publishing house (123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1) E-mail: professor60@mail.ru

Abstract. Criminal liability for insulting a representative of authority is being studied. The obligatory signs and conditions of commission of this act, and also forms of commission of the specified illegal act are considered. Given the analysis of article 319 of the Criminal code is proposed to add a specified rate part 2 provides for liability for insult of honor and dignity by the authorities during the period of performance of their duties.

Keywords: criminal liability, insult, representative of the authorities, humiliation of honor and dignity, performance of official duty, indecent form, signs of publicity.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Давитадзе М.Д., Эриашвили Н.Д. Уголовная ответственность за оскорбление представителя власти. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(7): 102-5.

Органы государственной власти и их предста- тельства осуществлять свои полномочия по защите вители призваны в рамках действующего законода- интересов личности, общества и государства. Как

показывает правоприменительная практика, представители власти в ходе реализации своих полномочий нередко становятся жертвами оскорбительных действий, что наносит существенный вред общественным отношениям, обеспечивающим нормальную законную деятельность органов власти, и их авторитету (основной объект), а также достоинству представителя власти (дополнительный объект уголовно правовой охраны).

В уголовном законодательстве РФ указан круг лиц, относящихся к представителям власти. Согласно примечанию ст. 318 УК РФ к ним относятся должностные лица правоохранительных или контролирующих органов, а также иные должностные лица, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости.

Противоправные действия в виде оскорбления согласно ч.1 ст. 319 УК РФ, выражаются, прежде всего, в публичном оскорблении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.

Под оскорблением в данном контексте понимается умышленное унижение чести и достоинства представителя власти (личности), выраженное в неприличной форме.

Оскорбительные действия в отношении представителя власти могут быть выражены в неприличной форме различного характера: устно, словесно (с использованием ненормативной лексики), письменно (письмо, рисунок), вербально (посредством символов или жестов), действием или телодвижением (циничные прикосновения, срывание одежды, в том числе знаков отличия на форменной одежде, плевок, нанесение пощечины и пр.1) или в ином действии оскорбительного характера.

Как известно, неприличная форма — это оценочное понятие, которое «может выражаться в резко противоречащей принятой в обществе манере и правилам, цинизме, нарушении этических норм и правил поведения, унижающих честь и достоинство личности»2.

Обязательным признаком рассматриваемого

1 См.: Сугачев Л.Н. Ответственность за оскорбление.- М., 1966.-С.14

2 См. Марогулова И.Л. Защита чести и достоинства личности. М., 1998. С. 71.

противоправного деяния является публичность оскорбления, под которой следует понимать присутствие при оскорблении представителя власти хотя бы одного постороннего, т.е. третьего лица, который не имеет отношения к представителям власти. Признаками публичности обладают высказывания или выступления оскорбительного характера в средствах массовой информации, наносящие существенный ущерб законной деятельности и авторитету органов государственной власти и достоинству его представителя.

Обязательным условием для вменения противоправного деяния, предусмотренного ст. 319 УК РФ, является нанесение оскорбления в публичной форме представителю власти при исполнении им своих обязанностей или в связи с их исполнением. При этом для квалификации данного преступления не имеет значения, в какое время представитель власти выполнял свои должностные обязанности послужившим в будущем поводом для его оскорбления.

Одним из существенных и необходимых условий для квалификации рассматриваемого деяния в качестве преступлений в рамках ст. 319 УК РФ является направленность оскорбления. Оно должно быть обращено в отношении конкретного адресата, т.е. представителя власти. Не конкретизированные, безадресное высказывания, типа «Вы все, убийцы, воры, расхитители государственной собственности, мошенники, взяточники, преступники» не могут быть расценены как оскорбление, подпадающее под ст. 319 УК РФ.

В судебной практике известны случаи, когда в действиях виновного, предусмотренных статьей 319 УК РФ, одновременно присутствуют признаки различных деяний, посягающих на нормальную деятельность органов власти и его представителей при исполнении ими своих должностных обязанностей. Примерами таких действий могут быть оскорбление и применение насилия в отношении представителя власти (посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа). В подобных случаях деяние должно квалифицироваться по статье УК РФ, предусматривающей ответственность за наиболее тяжкий вид посягательства из числа совершенных виновным деяний. Как правило, совокупность преступлений имеет место только в случаях, если подобные деяния имели место в разное время и не охватывались единым умыслом.

А если виновный, ставя подножку, нанося пощечину, преследует при этом цель, унизить честь и достоинство представителя власти, то его действия должны квалифицироваться по ст. 319 УК РФ.

Не образуют состав оскорбления действия лица, сделавшего представителю власти в корректной форме публичное замечание об его отрицательных качествах или о его неправомерных действиях без цели его оскорбления. Порой бывает, что подобные замечания в адрес представителя власти гражданами высказываются в средствах массовой информации, в том числе через информационно-телекоммуникационные сети (включая сеть Интернет). Нередко обоснованные критические высказывания (замечания) лица в адрес представителя власти, не содержащего признаков оскорбления, становится поводом для возбуждения уголовного дела по ст. 319 УК РФ «Оскорбление представителя власти», что идет в разрез с требованиями норм как международного, так и отечественного законодательства.

Касательно вышеуказанного, следует отметить, что в п.7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 11 г. Москва «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» говорится, что «при установлении в содеянном в отношении должностных лиц (профессиональных политиков) действий, направленных на унижение достоинства человека или группы лиц, судам необходимо учитывать положения статей 3 и 4 Декларации о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации, принятой Комитетом министров Совета Европы 12 февраля 2004 года, и практику Европейского Суда по правам человека, согласно которым политические деятели, стремящиеся заручиться общественным мнением, тем самым соглашаются стать объектом общественной политической дискуссии и критики в средствах массовой информации; государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в средствах массовой информации в отношении того, как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий. Критика в средствах массовой информации должностных лиц (профессиональных политиков), их действий и убеждений сама по себе не должна рассматриваться во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства

человека или группы лиц, поскольку в отношении указанных лиц пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц»1.

Как и характерно для всякой власти, начиная с древних времен и по настоящее время, она, прежде всего, всемерно охраняет себя всеми способами и средствами, в том числе в уголовно-правовом порядке от любого рода действий, затрагивающих в какой-то степени ее интересы. Ярким примером этого является положение в уголовном законодательстве Российской Федерации, в котором содержатся нормы, предусматривающие ответственность за деяния, посягающие как на нормальную деятельность, так и на авторитет различной ветви власти, в частности, к таким нормам относятся: ст. 319 УК РФ «Оскорбление представителя власти»; ст. 297 УК РФ «Неуважение к суду»; ст. 336 УК РФ «Оскорбление военнослужащего». Однако следует отметить, что из уголовного кодекса была исключена норма ст. 130 УК РФ, предусматривающая ответственность любого лица, т.е. не представителя власти от оскорбления.

Как известно, Конституция Российской Федерации наравне с общепризнанными принципами международного права является одним из основных гарантов защиты прав граждан России. В связи с этим следует отметить, что, согласно части 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Как известно, согласно ст. 1 Всеобщей декларации прав человека «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах», и «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами» (ст. 2), провозглашенными указанной декларацией. В статье 7 декларации также сказано, что «все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона».

Согласно п.1 ст. 17 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции РФ. Положение Всеобщей деклара-

1 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 11 г. Москва «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

ции прав человека нашло свое отражение в Конституции РФ, в которой говорится, что «достоинство личности охраняется государством» (п. 1 ст. 21) что «все равны перед законом» и «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения» (пп.1 и 2 ст. 19 Конституции РФ соответственно). Конституция РФ закрепляет положения о том, что «каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени» (ст. 23 Конституции РФ).

Однако, как видно из содержания действующего УК РФ, указанные принципы и положения, как Всеобщей декларации прав человека, так и Конституции РФ о защите чести и достоинства личности и представителя власти от оскорбительных действий соблюдаются по-разному. Ярким примером этого является декриминализация ст. 130 УК РФ «Оскорбление» (ФЗ от 07.12.2011 N 420-ФЗ) и перевод его из уголовно-правового поля в ранг административного правонарушения (КоАП РФ ст. 5.61. Оскорбление). Кроме того, если сравнить редакции ч. 1 ст. 130 УК РФ и ч. 1 ст. 131 УК РСФСР, можно увидеть существенную разницу в том, что в ч.1 ст. 130 УК РФ ответственность по сравнению с ч. 1 ст. 131 УК РСФСР предусматривалась за «Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица», а в последнем — за «Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности».

Сравнивая положения указанных норм, следует отметить, что советское уголовное законодательство в отличие от уголовного законодательства РФ в каждом человеке признавало более высокий статус, т.е. личность и защищало его от оскорбительных

действий, тогда как в УК РФ ответственность предусматривалась только за оскорбление другого лица.

Исходя из положений ст.2 Конституции РФ, в которой говорится, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства», в том числе чести и достоинства от оскорбительных действий, считаем необходимым вернуть в УК РФ норму об ответственности за оскорбление личности. Кроме того, целесообразно дополнить ст. 319 УК РФ частью 2, предусматривающей ответственность за оскорбление представителями власти, особенно в период исполнения ими служебной обязанности, чести и достоинства личности (человека). Хотя в качестве объекта в данном случае, с одной стороны выступают личные права человека (личности), но с другой стороны, что особенно важно, объектом преступления выступают: во-первых, сущность и принципы государственного управления и, во-вторых, авторитет власти, так как своими оскорбительными действиями представитель власти в период исполнения служебной обязанности в адрес личности (человека) наносит существенный вред принципам государственной службы, порядку управления и авторитету самого государства.

Наличие подобных норм в УК РФ, будет способствовать как защите прав личности от оскорбительных действий, так и дисциплинированию представителей власти в период исполнения своих служебных обязанностей и уважительному отношению к законным требованиям граждан, что в свою очередь будет способствовать росту авторитета государственной службы и в целом государства перед гражданами страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.