Научная статья на тему 'Сравнительно правовой анализ отечественного и зарубежного уголовного законодательства в сфере охраны чести и достоинства представителя власти (на примере ст. 319 УК РФ)'

Сравнительно правовой анализ отечественного и зарубежного уголовного законодательства в сфере охраны чести и достоинства представителя власти (на примере ст. 319 УК РФ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2806
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕСТЬ / ДОСТОИНСТВО / ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ / ОСКОРБЛЕНИЕ / HONOR / HUMAN DIGNITY / PUBLIC AGENT / INSULT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамакина Владислава Михайловна

Статья посвящена общей характеристике состава преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ. Проведенный уголовно-правовой анализ законодательства РФ и зарубежных стран позволил автору предложить внести ряд изменений, дифференцировать на законодательном уровне ответственность за оскорбление, содержащееся в средствах массовой информации. Предлагается новая статья, предусматривающая клевету в отношении представителя власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the general characteristic of corpus delicti according to the article 319 of Criminal Code of Russian Federation. The criminal law analysis of legislation in Russian Federation and foreign countries has allowed the author to propose a number of changes, differentiate a liability for insult at the legislative level, contained in mass media. The author proposes the new article providing for slander against the public agent.

Текст научной работы на тему «Сравнительно правовой анализ отечественного и зарубежного уголовного законодательства в сфере охраны чести и достоинства представителя власти (на примере ст. 319 УК РФ)»

В.М. Мамакина

СРАВНИТЕЛЬНО - ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ

(НА ПРИМЕРЕ СТ. 319 УК РФ).

V.S. Mamakina

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF DOMESTIC AND FOREIGN CRIMINAL LEGISLATION IN THE FIELD OF SAFETY OF HONOR AND HUMAN DIGNITY OF PUBLIC AGENT (THE EXAMPLE OF ARTICLE 319 OF CRIMINAL CODE OF RUSSIAN FEDERATION)

Ключевые слова: честь, достоинство, представитель власти, оскорбление.

Key words: honor, human dignity, public agent, insult.

Аннотация

Статья посвящена общей характеристике состава преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ. Проведенный уголовно-правовой анализ законодательства РФ и зарубежных стран позволил автору предложить внести ряд изменений, дифференцировать на законодательном уровне ответственность за оскорбление, содержащееся в средствах массовой информации. Предлагается новая статья, предусматривающая клевету в отношении представителя власти.

Abstract

The article is devoted to the general characteristic of corpus delicti according to the article 319 of Criminal Code of Russian Federation. The criminal law analysis of legislation in Russian Federation andforeign countries has allowed the author to propose a number of changes , differentiate a liability for insult at the legislative level, contained in mass media. The author proposes the new article providing for slander against the public agent.

В свете прошедших в стране выборов все большую актуальность приобретает проблема защиты чести и достоинства представителей власти. Оскорбление на сегодняшний день продолжает оставаться наиболее распространенным, наряду с применением насилия, посягательством на уполномоченного лица государственной власти.

Следует отметить, что число подобных преступлений продолжает увеличиваться год от года. На динамику преступлений против чести и достоинства указанных лиц оказывают влияние такие негативные факторы, как падение нравственных устоев и моральных ценностей, спад производства, нарастание официальной и скрытой безработицы, предполагаемое сокращение расходов на социальную сферу и ряд иных. Кроме того, подобные посягательства имеют глубокие социальные корни и массу способствующих их сохранению условий. В этой связи, особая роль в устранении причин существования преступлений против чести и достоинства представителей власти должна отводиться государству и его органам.

Конкретно речь идет о стабилизации социально-экономического и политического положения в стране, материальном и правовом укреплении органов государства, повышении их авторитета в глазах населения. А также во внесении соответствующих ниже перечисленных изменений в Уголовный кодекс РФ.

Основным непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование органов государственной власти и их авторитет. Дополнительным объектом выступают общественные

отношения, обеспечивающие неприкосновенность чести и достоинства уполномоченного субъекта власти.

Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется выраженном в неприличной форме публичном унижении чести и достоинства представителя власти. Унижение чести и достоинства - это отрицательная оценка личности, дискредитация ее в глазах общественности либо подрыв собственного морального престижа потерпевшего. Отметим, что законодатель, говоря о неприличности оскорбления, не раскрывает данное понятие, оставляя его уяснение на усмотрение правоприменителя.

В процессе квалификации общественно опасного деяния, как оскорбления, возникает проблема определения содержания отрицательной оценки при его совершении. Полагаем, что неприличные представления как о нравственных, так и об умственных или физических недостатках одинаково неприятны потерпевшему. Следовательно, любую отрицательную оценку, соответствовала ли она действительности или нет, о служебной деятельности либо иных качествах уполномоченного лица государственной власти, выраженную в неприличной форме, необходимо рассматривать как оскорбление.

Критические замечания в допустимых формах, сделанные в адрес представителей власти, нельзя расценивать как оскорбление их личности377.

Критерием установления неприличности формы обхождения в каждом конкретном случае должно служить ее противоречие установленным правилам поведения, взаимоотношений между людьми, требованиям общечеловеческой морали378. При оценке судом вопроса о неприличной форме отрицательной оценки личности он должен руководствоваться двумя критериями - объективным (правила морали) и субъективным (представлениями потерпевшего).

В Уголовном кодексе предусмотрена ответственность только за публичное унижение чести и достоинства представителя власти. Публичность, являясь необходимым признаком исследуемого деяния, означает нанесение оскорбления в присутствии третьих лиц или хотя бы одного постороннего лица. Оскорблению присущ публичный характер не только в случае его совершения в отношении представителя власти в присутствии частных лиц, но и когда оно совершено при наличии других представителей власти, а также в случае унижения чести и достоинства одновременно нескольких представителей власти с целью оскорбить каждого из них.

По характеру проявления и причинения вреда авторитету органа государственной власти, а также чести и достоинству потерпевшего неприличное обхождение может быть непосредственным и заочным.

Непосредственное оскорбление представляет собой унизительное обращение, выражаемое виновным именно данному представителю власти в связи или при исполнении последним служебных обязанностей, т.е. при его непосредственном присутствии.

Под заочным оскорблением понимаются какие-либо действия виновного, направленные на унижение чести и достоинства представителя власти в его отсутствие. Выделение заочного оскорбления определено фактом наличия третьих лиц в момент оскорбительной оценки виновным уполномоченного лица государственной власти, что создает реальную возможность для дискредитации авторитета власти и в случае отсутствия представителя власти.

В уголовно-правовой науке также выделяют и посредственное оскорбление представителя власти. Посредственное оскорбление представляет собой посягательство на честь и достоинство одних лиц путем оскорбления других, каким-либо образом связанных с первыми. Ученые занимающиеся этой проблемой к такому оскорблению относят оскорбление умерших лиц, являющихся родственниками или близкими друзьями потерпевшего379.

377 См.: Сухарев Е.А., Трофимов Н.И. Охрана жизни, чести и достоинства работников милиции и народных дружинников. - М., 1970. - С. 46-47.

378 См.: Уголовное право России. Особенная часть./ Под ред. A.M. Papora. - M., 1996. - С. 65; Уголовное право России. Особенная часть. / Под ред. Б.В. Здравомыслова. - М., 1993. - С. 159.

379 См.: Жижиленко А.А. Преступления против личности. -М. - Л., 1927. - С. 84; Пурцхванидзе Б.З. Охрана чести и достоинства личности в советском уголовном праве: Дисс. ... докт. юрид. наук. - Москва, 1961. -С. 12.

Уголовный кодекс РФ специально не выделяет виды оскорбления представителя власти, которые могут проявляться в самых различных формах. Оскорбление представителя власти может быть выражено в устной (унижающее честь и достоинство потерпевшего высказывание), письменной (письмо оскорбительного содержания), фотографической (фотомонтаж), деятельной (физическое оскорбление) и в любой другой воспринимаемой человеком форме. Наиболее распространенной из форм является вербальное оскорбление. Под ним понимается посягательство на честь и достоинство представителя власти, совершенное путем высказывания в его адрес различных оскорбительных слов и выражений. К ним относятся нецензурная брань, обидные сравнения, скабрезные и неприличные намеки, прозвища и т.п.

Словесное унижение чести и достоинства может быть нанесено непосредственно в разговоре с потерпевшим, а также совершено с использованием средств связи, аудио- и видеоаппаратуры и заочно в разговоре с третьими лицами при условии, что характер слов и выражений, употребляемых виновным, был крайне оскорбительным.

Письменное (графическое) оскорбление представляет собой грубую по форме отрицательную оценку деятельности и личности сотрудника правоохранительного или контролирующего органа, наносимую виновным письменно (посредством оскорбительных слов, выражений) или с помощью выразительности художественных средств (в рисунках, карикатурах, иных изображениях).

Графическое (письменное) оскорбление может быть разновидностью оскорбления в публично демонстрируемом произведении, выступлении, если виновный стремится сделать факт унижения чести и достоинства представителя власти достоянием не определенного круга субъектов, а значительной по количеству аудитории - например, распространяя листовки с его оскорбительным изображением. С развитием новых глобальных информационных технологий появляются новые возможности общения между людьми, а, следовательно, и вероятность размещения и передачи, унижающих честь и достоинство лица сведений посредством, например, Интернета. Каждое лицо может создать электронный почтовый ящик и с него рассылать любую информацию кому угодно. Либо создать собственный сайт под вымышленным именем через прокси-сервер и разместить на нем информацию оскорбительного или клеветнического содержания. Как верно замечает Брагина А.Г. отследить преступника и привлечь к уголовной ответственности чрезвычайно сложно. Преступник применяет определенные схемы действий, возможные в сети: чужие IP-адреса, ссылки на других пользователей и т.п.

Унижающая честь и достоинство информация может рассылаться в виде SMS- и MMS-сообщений через мобильные телефоны или сайты компаний сотовой связи посредством автоматической рассылки любому абоненту. Причем SMS- сообщения могут быть выполнены с использованием букв, знаков препинания, картинок, эмотиконов, а MMS- сообщения еще и фотографий, роликов и звуков.

Существующая возможность интерактивного общения способствует использованию при написании текста символов и знаков, «не относящихся к алфавиту: комбинаций и сочетаний рисунков, цифр, простейших значков, изображающих эмоции (смайлы), совокупности знаков препинания, демонстрирующих разнообразные эмоциональные реакции участников общения». Некоторые смайлы при полном совпадении вида и порядка использования знаков и символов могут иметь определенное значение.

А.Г. Брагина предлагает объединить данного рода оскорбления «в отдельную группу -оскорбления с применением инновационных технологий, поскольку они совершаются в информационном пространстве и отличаются от большинства известных науке форм оскорблений»380. Оконченным преступление считается с момента рассылки хотя бы одного сообщения либо размещения в Интернете оскорбительной информации.

Однако указанные способы оскорбления можно признать разновидностью графического оскорбления, т.к. они выполняются с использованием печатных знаков, рисунков и т.п., изменился только способ их передачи. Одним из иных средств массовой информации

380 См.: Брагина А.Г. Уголовная ответственность за оскорбление представителя власти: Дисс. ... канд. юрид. наук. - Красноярск, 2006. - С. 112 - 116.

согласно ст. 24 Закона РФ «О средствах массовой информации» является Интернет. С учетом вышеизложенного, полагаем, нет необходимости выделять данного рода оскорбления как квалифицирующий признак состава преступления по ст. 319 УК.

Деяние виновного лица может выражаться в унижении достоинства представителя власти путем различного рода оскорбительных телодвижений (плевки, неприличные жесты, пощечины и т. п.). В теории уголовного права рассматриваемый способ посягательства на потерпевшего принято называть «оскорбление действием». Унижение чести и достоинства представителя власти может быть совершено путем оскорбления жестом, оскорбления воздействием, нарушающим телесную неприкосновенность, а также оскорбления насильственным воздействием.

Оскорбление жестом (символическая обида) выражается в совершении виновным циничных и непристойных телодвижений, свидетельствующих о его намерении унизить потер-

382

певшего, т.е. совершении неприличных жестов .

Оскорбление, нарушающее телесную неприкосновенность уполномоченного лица государственной власти, предполагает контакт виновного с потерпевшим, при этом не причиняющий последнему каких-нибудь существенных болевых ощущений: срывание знаков отличия с форменной одежды, наград, погон, плевки в него, обливание помоями, выплескивание напитка из стакана и т. п.

К оскорблению путем насилия относят общественно опасное физическое воздействие на организм представителя власти, выражающееся в причинении болевых ощущений путем нанесения пощечин, ударов, толчков, хватании за нос, уши, другие части тела.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины, причем умысел может быть только прямым. Виновное лицо осознает публичный и неприличный характер своих высказываний о потерпевшем, его принадлежность к представителям власти, а в необходимых случаях факт нахождения представителя власти при исполнении должностных обязанностей и желает совершения данных действий. Целью оскорбления можно признать воспрепятствование законной деятельности представителей власти.

Данное преступление может быть совершено по различным мотивам.

Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрируемом произведении, средствах массовой информации влечет или может повлечь основательный подрыв авторитета государственных органов в глазах населения в связи с трансляцией или возможностью передачи негативной информации, имеющей отношение к уполномоченному лицу государственной власти, на значительную по объему аудиторию. Следовательно, обладая относительно повышенной общественной опасностью, деяние заслуживает своего закрепления в Уголовном кодексе РФ.

Таким образом, уголовно-правовое регулирование получат такие распространенные случаи унижения чести и достоинства представителя власти, как оскорбления на собраниях, митингах, сходах граждан, в опубликованных и распространяемых для всеобщего сведения произведениях печати, в публично демонстрируемых изображениях в виде листовок, заявлений, трансляции по радио и другим средствам массовой информации.

Рекомендуется закрепить в Уголовном кодексе РФ оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрируемом произведении, средствах массовой информации посредством изменения редакции ст. 319 УК:

«Статья 319. Оскорбление представителя власти

1. Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением -

381 См.: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации» (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 21 июля 2005 г., 27 июля, 16 октября 2006 г.). Ст. 24.

382 См.: Жижиленко А.А. Преступления против личности. - М. - Л., 1927. - С. 92-93; Пионтковский А.А., Меньшагин В.Д. Курс советского уголовного права. Особенная часть. Т.1. - М., 1955. - С. 660.

2. То же деяние, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, -».

В целях обеспечения в УК РФ равной защиты представителей власти независимо от их ведомственной принадлежности необходимо установить уголовную ответственность за клевету в отношении представителя власти.

Наряду с оскорблением имеет место и такое деяние, как клевета в отношении представителя власти. Однако уголовно-правовую охрану получают только общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность представителей судебной ветви власти.

Необходимость введения уголовно-правовой ответственности за клевету в отношении некоторых служащих государственных и негосударственных организаций обосновывалась исследователями данного вопроса на протяжении длительного времени. Еще И. С. Ной писал, что отсутствие в главе преступлений против порядка управления специальной статьи, карающей за клевету, возведенную на должностных лиц, не может быть признано правильным, так как дискредитация должностного лица не может не отражаться на авторитете государственного органа, сотрудником которого является потерпевшее должностное лицо383. Подобного мнения придер-

384

живается ряд ученых, в частности, М. Е. Матросова, В. И. Шмарион и другие .

В целях обеспечения в УК РФ равной защиты представителей власти независимо от их ведомственной принадлежности, обосновывается необходимость установления уголовной ответственности за клевету в отношении представителя власти.

«Статья 3191. Клевета в отношении представителя власти

1. Клевета в отношении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, -

2. То же деяние, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, -

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединенные с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, -».

Рассмотрим нормы об ответственности за оскорбление представителя власти по законодательству зарубежных стран.

Зарубежное уголовное законодательство отдельных государств объединяет оскорбление представителей всех ветвей власти в одну норму либо посвящает ему целую главу. Например, ст. 116 УК Австрии «Публичное оскорбление конституционного представительного органа, федеральных вооруженных сил или федерального органа» гласит, что виновное лицо подлежит наказанию за клевету или оскорбление, направленные против национального совета, бундесрата, федерального собрания или ландтага, в отношении федеральных вооруженных сил, самостоятельного подразделения федеральных вооруженных сил или против федерального органа, и совершенные публично. Уголовный закон Бельгии содержит состав оскорбления в ст.ст. 275-277 главы II «Об оскорблениях и актах насилия в отношении министров, членов законодательных палат, представителей власти и вооруженных сил».

Уголовные кодексы ряда государств помимо норм направленных на охрану представителей власти отдельно выделяют положения о защите чести и достоинства главы государства. Так, ч. 1 ст. 323 УК Азербайджанской Республики предусматривает ответственность за «опорочивание или унижение чести и достоинства главы Азербайджанского государства - Президента Азербайджанской Республики в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации», ч. 2 - «те же деяния, сопряженные с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления». Указанная статья содержит примечание о нераспространении действия статьи на публичные выступления, содер-

383 Ной И.С. Охрана чести и достоинства личности в советском уголовном праве. - Саратов, 1959. - С.

21.

384 Матросова М.Е. Защита чести и достоинства сотрудников органов внутренних дел: уголовно -правовые и криминологические аспекты: Дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1997. - С 169-173. Шмарион В.И. Ответственность за преступления против чести и достоинства личности по российскому уголовному законодательству: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2001. - С 25

жащие критику деятельности главы государства, а также политики, осуществляемой под его руководством. Схожие положения запрещают оскорбления в адрес главы государства по ст. 318 Уголовного кодекса Республики Казахстан. Так, по ч. 1 запрещается публичное оскорбление Президента Республики Казахстан, ч. 2 - «то же деяние, совершенное с использованием средств массовой информации», ч. 3 содержит указание на наказуемость «воздействия в какой бы то ни было форме на Президента Республики Казахстан или его близких родственников с целью воспрепятствовать исполнению им своих обязанностей». УК Республики Казахстан в главе 14 «Преступления против порядка управления» выделяет отдельно посягательство на честь и достоинство Президента Республики Казахстан (ст. 318), посягательство на честь и достоинство депутата Парламента (ст. 319) и оскорбление представителя власти (ст. 320).

УК Республики Беларусь в ст. 368 так же содержит состав публичного оскорбления Президента Республики Беларусь. Причем квалифицирующим составом по ч. 2 признается публичное оскорбление, совершенное лицом, ранее судимым за оскорбление или клевету, либо соединенное с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. УК Республики Беларусь определяет оскорбление как «умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме» (ст. 189), а под клеветой понимает «распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений» (ст. 188).

Уголовное законодательство некоторых иностранных государств предусматривает ответственность как за публичное, так и непубличное оскорбление должностных лиц или лиц, данных им в помощь (ст. 5 гл. 17 УК Швеции, ст. 320 УК Республики Казахстан, ст. 236 УК Польши, ст. 144 УК Кубы).

Статья 121 УК Дании предусматривает ответственность за то, что виновный нападает на лицо, наделенное государственными полномочиями с юрисдикцией или властью принимать решения по любому вопросу, включающему правовые последствия, «с оскорблениями, ругательствами или иными преступными словами или жестами во время осуществления им своих полномочий или функций или по случаю таких полномочий или функций».

Уголовный кодекс Швейцарии признает наказуемым оскорбление иностранного государства (ст. 296) и межгосударственных организаций (ст. 297).

Зарубежное уголовное законодательство содержит статьи, определяющие уголовную ответственность за клевету в отношении глав государств, представителей власти. Например, статья 318 УК Республики Казахстана в ч. 1 предусматривает ответственность за иное, помимо оскорбления, «посягательство на честь и достоинство Президента Республики Казахстана». УК Азербайджанской Республики идет по тому же пути (ст. 323). УК Австрии так же признает состав клеветы уголовно-наказуемым, если она направлена против национального совета, бундесрата, федерального собрания или ландтага, в отношении федеральных вооруженных сил, самостоятельного подразделения федеральных вооруженных сил или против федерального органа, и совершена публично. Статья 6 гл. 17 Уголовного кодекса Швеции гласит: если лицо распространяет среди населения ложные слухи или другие не соответствующие истине утверждения, которые могут подорвать уважение к власти или к другому органу, управомоченному принимать решения по публичным вопросам, то оно считается виновным в клевете в отношении власти. Полагаем верным предложить закрепить в УК РФ положение о наказуемости распространения клеветнических сведений, затрагивающих честь и достоинство представителей власти. Существование подобной нормы может способствовать усилению авторитета и реализации интересов государственных и муниципальных органов, поскольку клевета в отношении ее представителей наносит вред авторитету государственной власти в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.