Научная статья на тему 'О защите чести и достоинства представителей власти в сфере порядка управления'

О защите чести и достоинства представителей власти в сфере порядка управления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕСТЬ / HONOR / ДОСТОИНСТВО / DIGNITY / ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ / REPRESENTATIVE OF AUTHORITY / ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ / ОСКОРБЛЕНИЕ / INSULT / КЛЕВЕТА / SLANDER / ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ / ADMINISTRATIVE ORDER / DUTIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сулейманова Инна Евгеньевна

В статье анализируются особенности квалификации оскорбления представителя власти в сфере порядка управления. Вследствие отсутствия состава клеветы в отношении представителя власти нередко на практике допускаются ошибки, и клевета квалифицируется по ст. 319 УК РФ, как оскорбление представителя власти. Автор предлагает ввести в Уголовный кодекс статью 319.1 «Клевета в отношении представителя власти», а также дополнить статью 319 УК РФ квалифицирующим признаком. Делается вывод, что степень общественной опасности преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ, во многом зависит от уровня нарушения интересов личности непосредственно самих представителей власти. Проведенный анализ базируется на исследовании уголовного законодательства зарубежных стран, статистических данных и материалов правоприменительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROTECTION OF HONOR AND DIGNITY OF PUBLIC AUTHORITIES IN THE FIELD OF ADMINISTRATIVE ORDER

The article analyzes the characteristics of the classification of insulting of a representative of authority in the field of administrative order. For absence of elements of defamation in the act against a public officer, in practice, there are often mistakes, and defamation is determined under Art. 319 of the Criminal Code as an insult of a representative of authority. The author proposes to introduce into the Criminal Code article 319.1 "Defamation of a representative of authority", as well as to add a determining element to article 319 of the Criminal Code. The author concludes, that the degree of public danger of the crime under Art. 319 of the Criminal Code, largely depends on the level of infringement of the interests of public authorities. The analysis is based on the study of criminal laws of foreign countries, statistical data and data of law enforcement practice.

Текст научной работы на тему «О защите чести и достоинства представителей власти в сфере порядка управления»

5. Bessarabov V.G. Prokuratura v sisteme gosudarstvennogo kontrolja Rossijskoj Federacii (Prosecutor's Office in the System of State Control of the Russian Federation): dis. ... doct. jurid. sciences. M., 2001.

6. Bol'shaja jenciklopedija (Great Encyclopedia). T. 13. M., 1973.

7. Gabrichidze B.N., Eliseev B.P. Rossijskoe administrativnoe pravo (Russian Administrative Law). M., 1998.

8. Dal' V.I Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo jazyka. (Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language). T. 2. M., 1955.

9. Dmitriev Ju.A., Izmajlova F.Sh. Gosudarstvennyj kontrol' v sfere bor'by s prestupnost'ju, Prokuratura. Zakonnost'. Gosudarstvennyj kontrol' (State Control in the Sphere of Fight against Crime): sb. nauchnyh trudov. M.: Manuskript, 1995. p. 121-122.

10. Elizar'ev L.P. Kontrol' kak pozitivnaja kategorija, Konstitucionnoe zakonodatel'stvo i gosudarstvennoe upravlenie v uslovijah sovershenstvovanija obshhestva (Control as a Positive Category, Constitutional Legislation and State Administration in conditions of Development of Society): sbornik statej. Tomsk, 1988.

11. Ericjan A.V. Gosudarstvennyj kontrol' za sobljudeniem zakonodatel'stva sub#ektami predprinimatel'skoj dejatel'nos-ti (State Control over Observance of the Legislation of the Subjects of Entrepreneurial Activity). Gosudarstvo i pravo. 2002. No 2. p. 103.

12. Zerkin D.P., Ignatov V.G. Osnovy teorii gosudarstvennogo upravlenija (Foundations of the Theory of Public Administration). 3-e izd. M., 2010.

13. Kazamirov A.I., Usmanova D.R. O sootnoshenii administrativnogo usmotrenija i administrativnogo reglamenta (On the Ratio of Administrative Discretion and Administrative Regulations). Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. No 3. 2014. pp. 254-258.

14. Kazancev S.M. Istorija carskoj prokuratury (The History of the Royal Prosecutor). SPb., 1993.

15. Kalmykova A.V. Osnovnye cherty gosudarstvennogo kontrolja (nadzora) v sfere tehnicheskogo regulirovanija, (Main Features of the State Control (Supervision) in the Sphere of Technical Regulation). Zhurnal rossijskogo prava. 2007. No 5.

16. Konin N.M. Administrativnoe pravo Rossii. Obshhaja i osobennaja chasti (Administrative law of Russia. General and Special Parts): Kurs lekcij. M., 2004.

17. Larionov G.A. Sovershenstvovanie funkcij gosudarstvennogo kontrolja v uslovijah zemel'noj reformy, (Improvement of Functions of State Control in Land Reform). Pravo i jekonomika. 1995. No 9. pp. 147-148.

18. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo jazyka (Dictionary of Russian language), Pod redakciej N.Ju. Shvedovoj. M., 1984.

19. Petrov A.V., Epifanov A.E. Juridicheskaja priroda gosudarstvennogo kontrolja i nadzora, (Legal Nature of State Control and Supervision). Zhurnal rossijskogo prava. 2013. № 7. p. 36-49.

20. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii (PSZ). (Complete Collection of Laws of the Russian Empire) T. IV. No 2331.

21. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rf ot 17.11.2008 № 1662-r «O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» (The Decree of the RF Government from 17.11.2008 № 1662-R "On the Concept of Long-Term Socially-Economic Development of the Russian Federation for the period till 2020). Sobranie zakonodatel'stva RF. 2008. No 47. St. 5489.

22. Slovar' russkogo jazyka. (Dictionary of the Russian language) T. 2. M., 1958.

23. Sterling M.R. Pravovoe regulirovanie organizacii kontrol'noj i nadzornoj dejatel'nosti federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti Rossijskoj Federacii: (Sterling M. R. Legal Regulation for Organization of Control and Supervisory Activities of Federal Executive Authorities of the Russian Federation: Dis. ... cand.of law Sciences. St. Petersburg, 2004. P.5), Dis. ... kand. jurid. nauk. SPb., 2004.

24. Jenciklopedicheskij slovar'. (Encyclopedic Dictionary) Izd. F.A. Brokgauz i I.A. Efron'. T. 9. SPb., 1895.

Дата поступления: 11.01.2016 Received: 11.01.2016

УДК 343.638(470)

О ЗАЩИТЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ

СУЛЕЙМАНОВА Инна Евгеньевна

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Уфимского юридического института МВД России, г. Уфа, Россия E-mail: innasuleymanova@mail.ru

В статье анализируются особенности квалификации оскорбления представителя власти в сфере порядка управления. Вследствие отсутствия состава клеветы в отношении представителя власти нередко на практике допускаются ошибки, и клевета квалифицируется по ст. 319 УК РФ, как оскорбление представителя власти. Ав-

82

ON THE PROTECTION OF HONOR AND DIGNITY OF PUBLIC AUTHORITIES IN THE FIELD OF ADMINISTRATIVE ORDER

SULEYMANOVA Inna Evgenievna

Candidate of Sciences (Law), lecturer of the Department of Criminal Law and Criminology of the Ufa Law Institute of the MIA of Russia, Ufa, Russia.

E-mail: innasuleymanova@mail.ru

The article analyzes the characteristics of the classification of insulting of a representative of authority in the field of administrative order. For absence of elements of defamation in the act against a public officer, in practice, there are often mistakes, and defamation is determined under Art. 319 of the Criminal Code as an

тор предлагает ввести в Уголовный кодекс статью 319.1 «Клевета в отношении представителя власти», а также дополнить статью 319 УК РФ квалифицирующим признаком. Делается вывод, что степень общественной опасности преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ, во многом зависит от уровня нарушения интересов личности непосредственно самих представителей власти. Проведенный анализ базируется на исследовании уголовного законодательства зарубежных стран, статистических данных и материалов правоприменительной практики.

Ключевые слова: честь, достоинство, представитель власти, должностные обязанности, оскорбление, клевета, порядок управления.

В Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 года закреплено, что честь и достоинство являются высшей ценностью общества и государства [3]. В ст. 21 Конституции Российской Федерации определено, что достоинство личности является абсолютной ценностью любой личности, охраняемой государством.

Защита авторитета органов государственной власти, а также чести и достоинства их представителей является важнейшим условием для предотвращения негативного отношения граждан к законной деятельности представителей власти. Отечественное уголовное законодательство охрану чести и достоинства представителей власти в сфере порядка управления предусматривает в ст. 319 УК РФ -«Оскорбление представителя власти».

Согласно данным официальной статистики по России показатель оскорблений, направленных против представителей власти, значительно снизился после 2010 г. (табл. 1) [1].

Таблица 1

Динамика уровня зарегистрированных преступлений в Российской Федерации по ст. 319 УК РФ

Годы Всего Прирост (снижение) в процентах

К предыдущему году

2010 14122 + 0,8%

2011 11919 - 15,6 %

2012 10733 - 9,9 %

2013 10737 + 0,02 %

2014 11284 + 5,1 %

Однако следует отметить, что правоохранительными органами выявляется лишь небольшая часть преступлений, совершенных против представителей власти в сфере порядка управления, что предопределяет их высокую латентность.

Обращаясь к уголовному законодательству некоторых зарубежных стран, можно увидеть, что защита чести и достоинства представителей власти во многих из них обеспечивается даже не одной, а несколькими статьями уголовного кодекса. Так, в УК Республики Беларусь предусмотрены - ст. 367 «Клевета в отношении Президента Республики Беларусь», ст. 368 «Оскорбление Президента Республики Беларусь» и ст. 369 «Оскорбление представителя власти». Уголовный кодекс Республики Казахстан содержит составы преступлений, посягающие на личность представителей власти и их служебную деятельность: ст. 318 - «Посягательство на честь и достоинство Президента Республики Казахстан», ст. 319 - «Посягательство на честь и достоинство депутата и воспрепятствование его деятельности», ст. 320 - «Оскорбление представителя власти».

В Уголовном кодексе Российской Федерации существует только одна статья - 319 УК -«Оскорбление представителя власти», которая, прежде всего, направлена на охрану порядка управления, отводя чести и достоинству самого представителя власти и управления лишь место в качестве дополнительного объекта.

В правоприменительной практике нередко возникают трудности при определении юридически значимых признаков, входящих в состав преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ. Сложности

insult of a representative of authority. The author proposes to introduce into the Criminal Code article 319.1 "Defamation of a representative of authority", as well as to add a determining element to article 319 of the Criminal Code. The author concludes, that the degree of public danger of the crime under Art. 319 of the Criminal Code, largely depends on the level of infringement of the interests of public authorities. The analysis is based on the study of criminal laws of foreign countries, statistical data and data of law enforcement practice.

Key words: honor, dignity, representative of authority, duties, insult, slander, administrative order.

при этом чаще всего возникают при определении объективной стороны оскорбления представителя власти. Это связано с тем, что Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ из Уголовного кодекса РФ исключена ст. 130 УК, которая содержала понятие оскорбления. Под оскорблением понималось «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме». Сегодня это определение в уголовном законе отсутствует, но сохранилось в ст. 5.61 КоАП, предусматривающей административную ответственность за оскорбление. Мы считаем, что данное определение не утратило силы и вполне может быть применено к характеристике содержания оскорбления представителя власти, поскольку ст. 319 УК РФ своего определения оскорбления не содержит.

Законодатель не оопределяет способ оскорблений, указывая лишь на неприличную форму их выражения. Способы этих действий могут быть разнообразные, но все они подразделяются на две разновидности: унижение чести и достоинства потерпевшего словом или действием.

Оскорбление действием, как указывает в своей работе С.В. Тасаков, «необходимо отличать от иных насильственных действий, причиняющих физическую боль (пощечина, дергание за уши, забрасывание предметами и т.п.). Если при нанесении побоев лицо стремится причинить физическую боль, то при оскорблении объектом посягательства является честь и достоинство личности» [5, с. 399].

Особое значение при определении объективной стороны оскорбления представителя власти имеет характер оскорбительных действий, установление которого вызывает серьезные затруднения в теории уголовного права и следственно-судебной практике.

Например, Б., находясь возле автовокзала в состоянии алкогольного опьянения, увидел проходившего мимо сотрудника полиции А., выполнявшего служебные обязанности, подошел к нему и в присутствии граждан, беспричинно стал его оскорблять, хватаясь при этом за форменную одежду.

Действия Б. суд справедливо, на наш взгляд, квалифицировал по ст. 319 УК РФ [6].

Понятие - «оскорбление» является оценочным, поскольку по каждому факту необходимо определять неприличную форму оскорбительных действий, которые противоречат сложившимся в обществе нормам нравственности, морали и культурным традициям, унижают честь и достоинство представителя власти.

Проблема толкования возникает и при употреблении термина «грубый», когда суду требуется установить грани грубости какого-либо высказывания. Данное понятие не закреплено уголовным законом и не разъясняется постановлением Пленума Верховного Суда РФ. Согласно русского толкового словаря В.В. Лопатина понятие «грубый» означает то, что представлено в резкой, бестактной, крайне невежливой форме, противоречащей элементарным правилам; недопустимое в обществе [7, с. 112].

Как следует из диспозиции ст. 319 УК РФ, состав данного преступления является формальным, рассматриваемое общественно опасное деяние признается оконченным в момент высказывания публичных оскорблений представителю власти при исполнении им своих служебных обязанностей или в связи с их исполнением.

Учитывая, что совершение оскорбления представителя власти в связи с его служебной деятельностью или из мести за нее в публичном выступлении, в средствах массовой информации или в печатном произведении повышает степень общественной опасности данного преступления, предлагаем ст. 319 УК РФ дополнить частью второй следующего содержания:

«2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, содержащееся в публичном выступлении, публичноо демонстрирующемся произведении или в ссредствах массовой информации, -наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до четырех месяцев».

Состав ст. 319 УК РФ создан для охраны порядка управления, но степень общественной опасности данного преступления, во многом зависит от уровня нарушения интересов личности непосредственно самих представителей власти, что связано с их честью и достоинством.

Уголовная ответственность за клевету представителя власти законом не предусмотрена, хотя, на наш взгляд, это деяние может в гораздо большей степени причинять вред не только чести и достоинству представителя власти в сфере порядка управления, но и государственным интересам, компрометируя власть и органы управления. Законодатель предусмотрел ответственность за клевету только лиц, осуществляющих правосудие (ст. 298.1 УК РФ), оставив без внимания представителей власти, что, на наш взгляд, не вполне справедливо.

Суть в том, что на практике клевета в отношении представителей власти совершается довольно часто. Следственные органы и суды за отсутствием соответствующей уголовно-правовой нормы вынуждены привлекать виновных к уголовной ответственности фактически по запрещенной в уголовном праве аналогии, применяя ст. 319 УК РФ.

Например, гр-ка Н. находясь в кабинете начальника криминальной милиции Каргапольского ОВД Курганской области в присутствии сотрудника милиции из мести сообщила заведомо ложные сведения

о наличии между ней и начальником милиции интимной связи. Каргапольский районный суд квалифицировал высказывание Н. в отношении сотрудника милиции как оскорбление по ст. 319 УК РФ [4].

Учитывая опыт зарубежного законодательства и материалы отечественной следственно-судебной практики считаем целесообразным дополнить Уголовный кодекс статьей 319.1 УК РФ следующего содержания: «Статья 319.1. Клевета в отношении представителя власти:

1. Клевета в отношении представителя власти, связанная с исполнением им своих должностных обязанностей - наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо обязательными работами на срок до трехсот двадцати часов.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, содержащееся в публичном выступлении, публичноо демонстрирующемся произведении или в ссредствах массовой информации, -наказывается штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединенные с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, - наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов».

Полагаем, что данное преступление следует отнести к преступлениям небольшой тяжести, по примеру упомянутого выше специального состава клеветы в отношении лиц, осуществляющих правосудие.

Библиографические ссылки

1. Состояние преступности в России за 2010-2014 гг. М., ГИАЦ МВД России, 2015.

2. Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов / Сост. и вступ. ст. Г.М. Мелков. М.: Юрид. лит., 1990.

3. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.

4. Архив Каргапольского районного суда Курганской области. Приговор от 03.12.2001 г.

5. Тасаков С.В. Оскорбление личности (уголовно-правовой и нравственный аспекты) // Системность в уголовном праве. Материалы II Российского конгресса уголовного права. М., 2007.

6. Архив Мичуринского районного суда Тамбовской области. Дело № 19385/2013.

7. Лопатин В.В. Русский толковый словарь. М.: Малая библиотека словарей русского языка, 1994.

References

1. The State of Crime in Russia in 2010-2014. M. GIAC Russian Interior Ministry.

2. International Protection of Human Rights and Freedoms: Collection of documents / Sost. and introd. Art .: GM Crayons. M .: jurid. Lighted., 1990.

3. Bulletin of the Congress of People's Deputies of the RSFSR and the Supreme Soviet of the RSFSR. - 1991. № 52, Art. 1865.

4. Archive of the Kargapolsky District Court of Kurgan Region. The verdict from 03.12.2001.

5. Tasakov S.V. Insulting the Person (criminally-legal and moral aspects) // System in Criminal Law. Proceedings of the II Congress of the Russian Criminal Law. M., 2007. P. 399.

6. Archive of the Michurinsky District Court of Tambov Region. The case № 19385/2013.

7. Lopatin V.V. Russian Dictionary. M.: Small Library of Dictionaries of the Russian Language, 1994.

Дата поступления: 14.01.2016 Received: 14.01.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.