Научная статья на тему 'Особенности квалификации оскорбления представителя власти'

Особенности квалификации оскорбления представителя власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1181
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСКОРБЛЕНИЕ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сулейманова Инна Евгеньевна

В статье анализируются понятие и признаки представителя власти, рассматриваются некоторые вопросы квалификации оскорбления представителя власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности квалификации оскорбления представителя власти»

И. Е. СУЛЕЙМАНОВА, преподаватель кафедры уголовного права Уфимского юридического института МВД России

I. E. SULEYMANOVA, instructor of Chair of Criminal Law of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ОСКОРБЛЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ

THE FEATURES OF QUALIFICATION OF THE INSULT AUTHORITY

Аннотация. В статье анализируются понятие и признаки представителя власти, рассматриваются некоторые вопросы квалификации оскорбления представителя власти.

Ключевые слова и словосочетания: оскорбление, представитель власти, должностное лицо.

Annotation. In the article the concept and signs of the authority are analyzed, some questions of qualification of an insult of the authority are considered.

Key words and phrases: insult, authority, a public official.

Законная деятельность представителей власти является одним из значимых элементов устойчивости общественных отношений, обеспечения личной и имущественной безопасности участвующих в них лиц. От нормального функционирования институтов государственной власти зависят стабильность и правопорядок в обществе. Правильная квалификация и своевременное рассмотрение уголовных дел об оскорблении представителей власти в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка являются важнейшими условиями реального обеспечения их правовой защищенности, укрепления законности и правопорядка в Российской Федерации.

Анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что в целом по России за последние годы происходит увеличение количества оскорблений представителей власти. Потребность в уголовно-правовой защите данных лиц обуславливает актуальность изучения вопросов квалификации оскорбления представителя власти.

Преступления, состоящие в посягательстве на лиц, осуществляющих законный порядок управления, изучали такие отечественные ученые, как А. А. Аслаханов, М. И. Бажанов, Л. А. Букалерова, Ю. И. Бытко, А. В. Галахова, Л. Д. Гаух-

>

ман, И. И. Елизаров, М. И. Еропкин, ^

а

и и

М. П. Журавлев, Б. В. Здравомыслов,

Е. А. Козельцев, Б. С. Никифоров, ^

Г. Ф. Поленов, Б. Т. Разгильдиев, ^

Сташис, Е. А. Сухарев, В. С. Тка- Ца

ченко, Н. И. Трофимов, С. С. Ящен- |

ко и др. Ц

Однако, несмотря на значитель- §

§

ное количество трудов отечественных ^

ученых, в настоящее время в связи с из- ^

менениями уголовного законодательст- |

ва и статуса представителя власти воз- ^

¥

никают определенные сложности в ^а практике применения уголовно-

правовых норм, охраняющих деятель- |

ность лиц, осуществляющих законный ^

порядок управления. В настоящее время ^

необходимы дальнейшие теоретические ^

исследования в этом направлении. ^

Оскорбление представителя вла- а

щ

сти при исполнении им своих должно- §

стных обязанностей является особым ^

видом посягательства на его законную деятельность. В ст. 319 УК РФ законодателем были объединены три состава преступления, предусматривающиеся в ст.ст. 192, 1921, 1922 УК РСФСР 1960 года. Оскорбление представителя власти является общественно опасным деянием, потому что нарушает нормальную правомерную деятельность органов государственной власти, их должностных лиц и подрывает их авторитет, а также честь и достоинство представителя власти. Действия виновного лица имеют цель подорвать авторитет органов государственной власти. Эффективная деятельность представителей власти зависит, наряду с другими обстоятельствами и от авторитета органов государственной власти, чьи интересы они представляют. Поэтому при оскорблении, предусмотренном в ст. 319 УК РФ, страдают не только честь и достоинство представителя власти, но и их законная деятельность, осуществляемая ими при исполнении должностных обязанностей ^ или в связи с их исполнением. ^ Исследовав мнения ученых, от-

^ носящихся к анализу уголовного зако-^ нодательства 1996 года, с очевидностью 3 можно сделать несколько выводов: 1) в ^ отечественной теории уголовного права существует солидарное мнение по по-^ воду объекта преступления; 2) потер-| певшими в преступлении являются |! только представители власти, а понятие а представителя власти идентично поня-| тию, содержащемуся в приложении к ст. 318 УК РФ.

о

^ С учетом этих выводов пред-

^ ставляется необходимым проанализиро-а вать понятие «представитель власти» а ввиду его неоднозначности, вызываю-2 щей у правоприменителя трудности при ^ квалификации.

о Статья 319 УК РФ установила

^ ответственность за оскорбление предка ставителя власти при исполнении им а своих должностных обязанностей или в

* о

§ связи с их исполнением. В примечании ^ к ст. 318 УК говорится, что представи-

телем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Таким образом, рассматриваемое понятие в уголовном законе раскрывается через другое понятие «должностное лицо». В соответствии с примечанием к ст. 285 УК им является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации.

Исходя из сложностей квалификации, возникших у правоприменителей при определении этих понятий, Верховный Суд РФ предложил признать представителями власти лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями, независимо от их ведомственной подчиненности [1, ст. 1455], [1, ст. 3613]. Данное определение помогло снять некоторые проблемы правоприменения, однако оно по своей конструкции, на наш взгляд, несовершенно.

Представитель власти, являясь потерпевшим от преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ, обладает целым рядом специальных признаков:

1) признается должностным лицом;

2) наделен распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости;

3) официально представляет правоохранительный, контролирующий или иной орган, то есть различные звенья государственного аппарата и местного самоуправления, которые выполняют функции власти (ст. ст. 1 и 2 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»).

В. М. Манохин отмечает: «Категория "должностное лицо" - универсальная, а сам термин носит условный характер, поскольку не каждое лицо, занимаемое должность, является должностным. Несмотря на это, у нас до сих пор нет официального общегосударственного, более того - общегражданского понятия и определения должностного лица. Есть лишь отдельные отраслевые статусы должностных лиц - в уголовном законодательстве (ст. 285 УК РФ), в КоАП РФ (ст. 2.4)».

Новеллой отечественного уголовного законодательства является положение в определении должностного лица, осуществляющего функции представителя власти по специальному полномочию. Специальный означает особый, исключительно для чего-нибудь предназначенный [2, с. 567]. В Уголовном кодексе это понятие законодателем никак не разъясняется.

Высший судебный орган Российской Федерации, предложив перечень представителей власти и дав определение представителя власти, направляет правоприменителей на установление принадлежности конкретного лица к определенному органу государственной власти и наличие у него властных распорядительных полномочий. Однако необходимо отметить, что так ожидаемого подробного толкования понятия

«представитель власти» Пленум Верховного Суда РФ не произвел, ограничившись только выделением видов «должностного лица», дав при этом перечень лиц, являющихся потерпевшими по ст. 319 УК РФ.

Следовательно, на сегодняшний день понятие «представитель власти» продолжает оставаться сложным для уголовно-правовой оценки, приводя правоприменителей к затруднениям при квалификации содеянного. Это вызывает необходимость корреляции уголовного закона и более обстоятельного дополнительного толкования данного понятия Верховным судом Российской Федерации.

Предлагается в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации понятие представителя власти изложить в следующем виде: «Представителем власти является должностное лицо, осуществляющее законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работник го- ^ сударственных правоохранительных, надзорных или контролирующих орга-

>

нов, наделенный в установленном зако- ^

ном порядке распорядительными пол- ^

номочиями в отношении лиц, не нахо- ^

дящихся от него в служебной зависимо- ^

сти, либо правом принимать решения, ^

обязательные для исполнения гражда- |

нами, а также организациями независи- ц

мо от их ведомственной подчиненно- а

сти». §

Строение оставшихся кроме объ- а

екта элементов состава данного престу- ^

пления не обладает большой специфи- |

кой по сравнению с другими общест- д

венно опасными деяниями рассматри- а

ваемой группы, хотя она, безусловно, 2

имеется. Причины этой специфики на- |

ходятся в особенностях сферы законной о

деятельности органов власти. Объек- Д

тивная сторона данного состава заклю- ^

чается, как следует из названия ст. 319 §

УК, в оскорблении представителя вла- |

и

сти.

При исследовании статьи 319 Уголовного кодекса Российской Федерации ответственность за оскорбление представителя власти предусматривается только за публичное оскорбление. На наш взгляд, под публичным оскорблением, указанным в ст. 319 УК РФ, понимается унижение чести и достоинства представителя власти, выраженное в неприличной форме, когда такие сведения становятся достоянием других лиц (например, выступление перед аудиторией, на улице в присутствии граждан, публикации в листовках, распространяемых в доступных для чтения местах и т. п.).

При характеристике объективных признаков оскорбления И. С. Ной утверждал, что «решающее значение для состава оскорбления имеет выражение отрицательного мнения о потерпевшем в неприличной форме; второстепенное значение смысла этого слова» [3, с. 45]. Представляется, что нет каких-либо веских оснований не соглашаться с подобным мнением. На наш взгляд, при квалификации по ст. 319 УК ^ РФ в определенных случаях имеет ре-§ шающее значение смысл высказанного выражения. Ответственность по ст. 319 УК наступает лишь тогда, когда пуб-^ личное оскорбление было нанесено а именно представителю власти при ис-И полнении им своих должностных обя-а занностей или в связи с их исполнени-а ем, а не его личной чести и достоинства ву. Судить же о намерении виновного § лица можно только по смыслу оскорб-| ления. Именно поэтому направленность § умысла субъекта можно определить Ц только по содержательной стороне ос-2 корбительных действий, что влечет за | собой решение вопроса о квалификации

содеянного по ст. 319 УК. § Таким образом, при рассмотре-

§ нии объективных признаков оскорбле-^ ния представителя власти оценка соде-| янного дается с учетом формы оскорбления и содержания его выражения.

Исходя из этого, в правоприменительной практике существует проблема квалификации действий, оскорбительных по форме, но выражающих одновременно обоснованное негодование лиц.

Как следует из диспозиции ст. 319 УК РФ, состав данного преступления является формальным, рассматриваемое общественно опасное деяние признается оконченным в момент высказывания публичных оскорблений представителю власти при исполнении им своих служебных обязанностей или в связи с их исполнением, а наступление в результате этих действий последствий находится за рамками анализируемого состава и может быть учтено только при назначении наказания.

По нашему мнению, оскорбление представителя власти, если оно сопряжено с хулиганством, целесообразно было бы закрепить в ст. 213 УК РФ в качестве квалифицирующего признака, отягчающего данное общественно опасное деяние. Поэтому следовало бы изменить формулировку ч. 2 этой статьи, изложив ее в следующей редакции: «То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо связанное с оскорблением или сопротивлением представителю власти, либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушения общественного порядка, - наказывается...». Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 213 УК РФ, отнесено законодателем к категории тяжких. На наш взгляд, санкция ч. 2 данной статьи (квалифицированное хулиганство наказывается лишением свободы на срок до семи лет) способна оказывать общепревентивное воздействие на неустойчивых граждан, склонных грубо нарушать общественный порядок, выражая явное неуважение к обществу, в том числе совершать действия, унижающие честь и достоинство представителей власти либо иных лиц, испол-

няющих обязанности по охране общественного порядка.

Специфика субъективной стороны оскорбления представителя власти выражается в форме прямого умысла. Виновный осознает общественный характер публичного оскорбления представителя власти, понимает, что унижает его честь и достоинство при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, нарушает нормальную деятельность органов государственной власти, их авторитет и желает сделать это. Осознание того, что оскорбляемый - это представитель власти, является необходимым условием ответственности по ст. 319 УК РФ. Также в содержание субъективной

стороны оскорбления представителя власти, на наш взгляд, входят мотив (месть за исполнение должностных обязанностей представителем власти) и цель преступления (воспрепятствование исполнению должностных обязанностей представителем власти), хотя законодатель и не указывает их в признаках состава рассматриваемого общественно опасного деяния.

Анализ новейшей уголовно-правовой литературы позволяет говорить о традиционном подходе к проблеме субъекта данного преступления. [4]. Субъектом рассматриваемого общественно опасного деяния является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

:: :: ::

ЛИТЕРАТУРА

1. Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1455; 1998. № 30. Ст. 3613.

2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2002. 944 с.

3. Ной И. С. Охрана чести и достоинства личности в советском уголовном праве. Саратов. 1959. 126 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Российское уголовное право. Особенная часть / под ред. академика В. Н. Кудрявцева,

доктора юридических наук, профессора А.В. Наумова. М., 1997. 496 с.; Уголовное право РФ.

Особенная часть: учебник / под ред. доктора юридических наук, профессора А. И. Рарога. М., ^

2004.671 с. а

и

и £

© Сулейманова И. Е. ¡^

§

<ч >

и «

а

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

0 «

и

1

£

а «

и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.