Научная статья на тему 'УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РСФСР (1917 1930 ГГ.)'

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РСФСР (1917 1930 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
101
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
производство и оборот алкогольной продукции / спиртосодержащие вещества / суррогаты / государственная монополия / правовое регулирование / нормативные акты / уголовная ответственность / наказание / аппараты для выделки спирта / самогоноварение / шинкарство.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Капустина А.В.

Статья посвящена анализу уголовно-правовой политики Советского государства в области незаконного производства и реализации алкоголя. Анализируется исторический опыт и рассматриваются возможные варианты его применения в современной уголовной политике в данной сфере. На основе исследования уголовного законодательства в сфере регулирования производства и оборота алкогольной продукции за период с 1917 по 1930 гг., сформулированы основные позитивные черты политики советского государства тех лет в области оборота алкогольной продукции. Осуществлено рассмотрение современных вопросов правого регулирования практики оборота алкоголя на основе этого исторического опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РСФСР (1917 1930 ГГ.)»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-7-376-381 КАПУСТИНА Анастасия Владимировна,

NIION: 2018-0076-7/22-872 младший научный сотрудник

MOSURED: 77/27-023-2022-7-1070 Института государства и права

Российской академии наук, e-mail: anvladimirovna@bk.ru

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

В РСФСР (1917 - 1930 ГГ.)

Аннотация. Статья посвящена анализу уголовно-правовой политики Советского государства в области незаконного производства и реализации алкоголя. Анализируется исторический опыт и рассматриваются возможные варианты его применения в современной уголовной политике в данной сфере. На основе исследования уголовного законодательства в сфере регулирования производства и оборота алкогольной продукции за период с 1917 по 1930 гг., сформулированы основные позитивные черты политики советского государства тех лет в области оборота алкогольной продукции. Осуществлено рассмотрение современных вопросов правого регулирования практики оборота алкоголя на основе этого исторического опыта.

Ключевые слова: производство и оборот алкогольной продукции, спиртосодержащие вещества, суррогаты, государственная монополия, правовое регулирование, нормативные акты, уголовная ответственность, наказание, аппараты для выделки спирта, самогоноварение, шинкарство.

KAPUSTINA Anastasia Vladimirovna,

Junior Researcher Institute of State and Law Russian Academy of Sciences

CRIMINAL LIABILITY FOR VIOLATION OF THE PRODUCTION AND TURNOVER OF ALCOHOLIC BEVERAGES IN THE RSFSR (1917 - 1930)

Annotation. The article is devoted to the analysis of the criminal law policy of the Soviet state in the field of illegal production and sale of alcohol. Historical experience is analyzed and possible variants of its application in modern criminal policy in this area are considered. Based on the study of criminal legislation in the field of regulating the production and turnover of alcoholic beverages for the period from 1917 to 1930, the main positive features of the policy of the Soviet state of those years in the field of alcohol turnover are formulated. The review of modern issues of legal regulation of alcohol trafficking practices based on this historical experience is carried out.

Key words: production and turnover of alcoholic beverages, alcohol-containing substances, surrogates, state monopoly, legal regulation, regulations, criminal liability, punishment, alcohol-making devices, moonshine, shinkarstvo.

Рассмотрение вопросов регулирования производства и оборота алкогольной продукции без преувеличения остается актуальным на протяжении более двух тысяч лет. Как гласит «Повесть временных лет», уже во времена Рюриковичей взималась «медовая дань» [4]. К XV в., когда в Московском княжестве появилось «питье» и вводится монополия на так называемую хлебную водку, вводятся первые наказания за ее нарушение.

После социалистической революции 1917 г. существенные изменения происходили практически во всех областях общественной жизни России.

Государственная монополия устанавливалась на все виды предпринимательской деятельности, в том числе на производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции. Первые нормативно-правовые акты, направленные на борьбу с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции были приняты 28 ноября 1917 г.

Так, постановление Военно-революционного комитета Петроградского совета № 513 определяло, что лица, занимающиеся тайной выделкой или продажей алкоголя, его суррогатов или вообще алкогольных напитков, предаются военно-революционному суду и подвергаются штрафу

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

вплоть до конфискации всего имущества; лица, повинные в хищении вина с целью продажи его, подвергаются наказанию, указанному в п. 1. Приказ Военно-революционного комитета Петроградского совета № 514 закреплял, что «впредь до особого распоряжения воспрещается производство алкоголя и всяких алкогольных напитков. ... Виновные в неисполнении приказа будут преданы военно-революционному суду» [2].

Запреты не смогли остановить самогоноварение, количество нарушений при производстве и обороте алкогольной продукции стремительно увеличивалось, что потребовало разработки системы мер противодействия таким преступным деяниям. Был принят ряд нормативно-правовых актов, предусматривающих уголовную ответственность за соответствующие преступления. В частности, декретом Всероссийского Центрального Исполнительного комитета (ВЦИК) Советов Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов от 9 мая 1918 г. № 468 «О предоставлении Народному Комиссару Продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими» все расточающие хлебные запасы на самогонку должны были признаваться врагами народа. Революционный суд должен был приговаривать виновных к изгнанию из общины и тюремному заключению на срок не менее десяти лет с принудительными общественными работами, также конфисковалось все их имущество1. В некоторых регионах страны были приняты акты, содержащие более строгие наказания. Например, приказ Чаусского уездревкома от 15 июля 1919 г. «О борьбе с самогоноварением» предусматривал расстрел на месте всех самогонщиков, добровольно не сдавших обнаруженные аппараты для самогоноварения [3].

Государство стремилось выработать наиболее эффективные методы регулирования производства и оборота алкогольной продукции. 19 декабря 1919 г. Совет народных Комиссаров (СНК) РСФСР принял постановление «О воспрещении на территории страны изготовления и продажи спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртосодержащих веществ». Уголовная ответственность предусматривалась за все виды незаконного изготовления и продажи спирта, крепких алкогольных напитков и не относящихся к напиткам спиртосодержащих веществ, устройство, приобретение или хранение аппаратов для выделки спирта. За совершение указанных деяний предусматривалось строгое наказание:

тюремное заключение на срок не менее пяти лет с конфискацией имущества2. Исключение составляли производство и продажа спирта для технических надобностей (врачебных, химических, учебных и т.д.), а также для его вывоза за границу. При этом производились они исключительно на национализированных или состоящих на государственном учете заводах и заведениях (ст. 7).

Выкурка спирта в запрещенных законом местах влекла лишение свободы и принудительные работы на срок не менее 5 лет, конфискацию спирта и спиртосодержащей продукции, аппаратов для выкурки, а также конфискацию всего имущества виновного. Такое же наказание предусматривалось за соучастие в тайном винокурении и за оборот незаконно выкуренного спирта (ст. 8).

Еще одну группу преступлений составляли деяния, связанные с оборудованием для производства алкогольной продукции. Наказывалось срывание пломб с контрольных снарядов и перегонных аппаратов, если это способствовало открытию доступа к спиртовым парам или спирту до их учета контрольным снарядом, преследовалась установка приспособлений в целях порчи контрольных снарядов (п. «а», «б» ст. 9). Отдельная статья устанавливала уголовную ответственность для лиц, виновных в незаконном устройстве или реализации перегонных кубов, приспособленных для выделки спирта, или шлемов к таким кубам, приспособлении для перегонки спирта самоваров, котлов или другой посуды. Виновным грозило наказание в виде лишения свободы и принудительных работ на срок не менее одного года, а также конфискация предметов преступления (ст.10).

Впервые была установлена уголовная ответственность за переработку содержащих спирт изделий и смесей, не предназначенных для питьевого употребления (например, денатурированного спирта, политуры, лака) в целях выделения спирта, а также изготовление и оборот лекарств или изделий технического характера с отступлениями, которые позволяют легко выделять спирт или использовать их в качестве опьяняющих напитков (п. «д» - «ж» ст. 9) 3.

Необходимость пополнения государственного бюджета за счет производства и продажи алкоголя привела к некоторым послаблениям в этой сфере. В 1921 г. производителям вина с содержанием алкоголя не более четырнадцати градусов был разрешен его сбыт по вольным ценам уполномоченным государственным органам, кооперативным организациям и частным лицам, имевшим разрешение на право его

1 См.: Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг Управление делами Совнаркома СССР. М., 1942. С. 488-490.

2 СПС «Консультант Плюс».

3 Там же.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

закупки1. Однако в октябре того же года СНК РСФСР был принят дополнительный Декрет «Об ответственности за нарушение Декрета о продаже виноградных, плодово-ягодных и изюмных вин», предусматривающий уголовную ответственность в виде лишения свободы с конфискацией всего или части имущества для лиц, не сдавших вина согласно учету и (или) осуществляющих незаконную торговлю вином. Такой же ответственности подлежали лица, приобретшие вино свыше установленной крепости или с целью перепродажи (п. 1, 2) 2.

Помимо конфискации вин, лишением свободы либо принудительными работами без лишения свободы карались деяния, связанные с приготовлением, продажей либо хранением вин, содержащих вредные или иные примеси, разбавленных водою. К таким преступлениям применялся институт повторности с лишением свободы или принудительными работами без лишения свободы с воспрещением торговли вином на определенный срок либо без срока (п. 4).

Систематизация норм, предусматривающих уголовную ответственность за преступления, связанные с посягательствами на установленный порядок производства и оборота алкогольной продукции была осуществлена в УК РСФСР 1922 г. (Глава 4, хозяйственные преступления). В частности, за «приготовление с целью сбыта вин, водок и вообще спиртных напитков, и спиртосодержащих веществ без надлежащего разрешения или свыше установленной законом крепости, а равно хранение с целью сбыта таких напитков и веществ...» предполагалась уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок не ниже одного года с конфискацией части имущества. В качестве наказания Кодекс также установил принудительные работы на срок до одного года с конфискацией части имущества (ст. 140).

К уголовной ответственности привлекались лица, занимающиеся незаконным приготовлением и хранением спиртных напитков в виде промысла (ст. 140-а). В качестве наказания к ним применялось наказание на срок не ниже трех лет со строгой изоляцией, конфискацией всего имущества и поражением в правах (ст. 40) на срок до пяти лет.

За самогоноварение без цели сбыта, а также за хранение спиртных напитков, не оплаченных акцизом, в качестве наказания в статье предусматривался штраф до 300 руб. золотом или принудительные работы на срок до шести месяцев, позднее наказание увеличено до трех лет лише-

ния свободы с конфискацией части имущества или без таковой (ст. 140-б).

Редакция Кодекса 1924 года была дополнена новым составом преступления, предусматривающим ответственность за изготовление, хранение, ремонт и сбыт в виде промысла аппаратов, специально служащих для изготовления самогона (ст. 140-в).

Проводимая советской властью уголовная политика в сфере незаконного производства и оборота алкогольной продукции характеризовалась существенным ужесточением наказаний за совершение таких преступлений. Денежные санкции, которые на протяжении долгого времени являлись основными наказаниями за такие преступления, были заменены лишением свободы на достаточно длительные сроки, повсеместно применялось дополнительное наказание в виде конфискации имущества.

Интересно также отметить, что в целях усиления контроля за оборотом алкогольной продукции, сотрудникам милиции, которые выявляли соответствующие преступления, полагалось 50 процентов от суммы взысканий. Такое положение было закреплено в постановлении СНК РСФСР от 20 декабря 1922 г.[3].

Несмотря на то, что в последующие годы процесс отступления от трезвости только усилился (с 28 августа 1925 г. повсеместно разрешено производство спирта при обязательной сдаче его Центроспирту3), советская власть вела неукоснительную борьбу с незаконным оборотом алкогольной продукции, в том числе с самогоноварением. Указанная деятельность рассматривалась как политическая задача.

В период подготовки Уголовного кодекса РСФСР 1926 г. законодатель находился в поиске оптимальной модели регулирования общественных отношений в сфере экономической деятельности, о чем свидетельствует перемещение ряда составов преступлений, содержащихся в различных главах УК РСФСР 1922 г. в главу о преступлениях против порядка управления4.

Так, нарушение положений о монополии (ст. 59.11), нарушение правил о валютных операциях (ст. 59.12) и другие преступления, закрепленные в предыдущем уголовном законе, утратили статус хозяйственных преступлений. Происходило усиление государственного регулирования экономических отношений, поэтому не случайно в УК РСФСР 1926 г. преступные посягательства, связанные с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции, перенесены из хозяй-

1 СПС «Консультант Плюс»

2 СПС «Консультант Плюс»

3 СПС «Консультант Плюс»

4 СПС «Консультант Плюс».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

ственных преступлений именно в Главу о преступлениях против порядка управления.

Согласно ст. 101 Кодекса 1926 года приготовление с целью сбыта спиртных напитков и спиртосодержащих веществ без надлежащего разрешения или свыше установленной законом крепости, а равно сбыт или незаконное хранение с целью сбыта таких напитков или веществ, наказывались лишением свободы на срок до одного года с конфискацией части имущества или без таковой.

Впервые в Уголовном кодексе 1926 года была установлена ответственность за самогоноварение и другие, смежные с ним преступления (ст. 102-104). Когда предметом преступления являлся самогон, виновному назначалось более строгое наказание. Так, изготовление и хранение самогона для сбыта, а равно торговля им в виде промысла, предусматривали уголовное наказание в виде лишения свободы или принудительных работ на срок до одного года с конфискацией всего или части имущества. Те же действия, совершаемые хотя бы в виде промысла, но вследствие нужды, безработицы или по малосознатель-ности, с целью удовлетворения минимальных потребностей своих или своей семьи, наказывались принудительными работами на срок до трех месяцев (ст. 102).

Отдельный состав предусматривал уголовную ответственность за изготовление, хранение, ремонт и сбыт в виде промысла аппаратов, специально служащих для изготовления самогона, с наказанием в виде лишения свободы или принудительных работ на срок до одного года или штрафом до пятисот рублей (ст. 103).

В дальнейшем меры уголовного преследования за незаконное производство алкоголя государством только усиливались.

Центральным исполнительным комитетам союзных республик было предложено включить в уголовные кодексы положения о штрафах до пятисот руб. за изготовление, хранение и сбыт самогона, а равно изготовление, хранение, ремонт и сбыт аппаратов, специально служащих для изготовления самогона, а за те виды указанных деяний, которые не предусмотрены уголовным законодательством, установить ответственность в административном порядке с применением принудительных работ на срок до одного месяца либо штрафа в размере до ста рублей1.

2 января 1928 года было утверждено Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О мерах усиления борьбы с самогоноварением», которым воспрещалось любое: а) изготовление и хранение самогона, хотя бы и без цели сбыта; б) сбыт самогона,

хотя бы и не в виде промысла; в) изготовление, хранение, ремонт и сбыт, хотя бы и не в виде промысла, аппаратов, специально служащих для изготовления самогона. За перечисленные деяния устанавливалась ответственность в административном порядке с применением принудительных работ на срок до одного месяца, или штрафа до ста рублей.

Также в 1928 г. были внесены поправки в Уголовный Кодекс РСФСР2. В ст. 102 Кодекса появилось дополнительное наказание в виде штрафа до пятисот рублей, а конфискация имущества была заменена конфискацией самогона и орудий его изготовления. При этом изготовление и хранение самогона без цели сбыта, а также сбыт не в виде промысла наказывались принудительными работами на срок до одного месяца или штрафом до ста рублей, налагаемыми в административном порядке, согласно особому постановлению ВЦИК и СНК РСФСР.

В ст. 103 был включен второй абзац, предусматривающий за изготовление, хранение, ремонт и сбыт аппаратов, специально служащих для изготовления самогона, совершенные не в виде промысла, принудительные работы на срок до одного месяца или штраф до ста рублей, налагаемые в административном порядке, согласно особому постановлению ВЦИК и СНК РСФСР.

Наряду с самогоноварением большую опасность представляло производство, хранение и сбыт суррогатного алкоголя (шинкарство)3. Только за период 1927-1928 годах почти втрое увеличилось количество случаев шинкарства с 22062 до 59676 соответственно.

В целях борьбы с производством и реализацией суррогатного алкоголя 8 апреля 1929 года СНК РСФСР принял отдельное положение «О мерах борьбы с шинкарством», которым устанавливалась уголовная или административная ответственность лиц, занимающихся подобным промыслом4.

К уголовной ответственности привлекались лица, виновные в злостном повторном шинкарстве, совершаемом в качестве промысла. Как злостное шинкарство квалифицировалась также продажа алкогольных напитков в учреждения и заводы, снабжение алкоголем работающих в них лиц. Для такой категории дел устанавливался упрощенный порядок рассмотрения без участия государственного обвинителя и защитника, а

1 СПС «Консультант Плюс». ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

2 СПС «Консультант Плюс».

3 См.: Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1935. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dic.academic.ru/contents.nsf/ ushakov/ (дата обращения: 30.08.2022).

4 СПС «Консультант Плюс».

также при минимальном вызове свидетелей. К осужденным в шинкарстве применялись дополнительные меры социальной защиты - высылка из пределов местности.

Привлечение к административной ответственности предусматривалось в случае шинкарства, лишенного злостности. В этом случае применялись меры, установленные Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 2 января 1928 года. Штрафные суммы, взысканные в административном порядке за шинкарство, предлагалось обращать на улучшение быта милиции и на усиление борьбы с шинкарством (прим. автора - документ утратил силу только в 1962 году1).

Исследуя вопросы исторической ретроспективы правого регулирования ответственности за незаконное производство и оборот алкогольной продукции нельзя не упомянуть о подобной практике того периода в зарубежных государствах.

Во многих странах устанавливалась государственная монополия на производство и сбыт алкогольной продукции. Оборот алкоголя являлся одним из важнейших источников пополнения государственного бюджета, с связи с чем власть была заинтересована в борьбе с незаконными производством и реализацией спиртных напитков. Ограничительные меры устанавливались с помощью фискальной, административной и уголовной политики.

XX век характеризуется также введением «сухого» закона в ряде государств. В 1920 года такой закон был принят в США. Запрещались производство, продажа и перевозка любых спиртосодержащих напитков, их вывоз и ввоз в Соединенные Штаты Америки, а также в области, подчиненные им.

Сразу после введения «сухого» закона в действие количество правонарушений в рассматриваемой сфере снизилось, однако спустя некоторое время статистика таких правонарушений вновь стала увеличиваться: начала формироваться организованная преступность, произошел рост коррупционных преступлений, преступные доходы использовались в легальных сферах экономики.

В 1922 г. в США было выявлено 8 313 подпольных винокуренных заводов, пивоваренных -81 640, в 1923 г. - 12 219 и 124 401 соответственно, а в 1924 г. уже 10 392 винных и 124 720 пивоваренных заводов.

Правоохранительными органами было конфисковано 2 467 489 галлонов алкогольных напитков. За их незаконное производство и оборот в 1922 г. было арестовано 42 223 человека, в 1923 г. - 66 936, а в 1924 г. - 68 161. Количество дел о

1 СПС «Консультант Плюс».

правонарушениях, связанных с незаконным изготовлением спиртных напитков выросло в 1923 г. на 326, 2 процента по сравнению с 1910 г. Негативные последствия «сухого» закона привели к его отмене в 1933 г.

Запретительные меры устанавливались и в некоторых других странах, но на незначительный период из-за аналогичных последствий (Норвегия - 1913 г., отмена в 1926 г.; Исландия - в 1915 г., отменена в 1922 г.; Финляндия - 1919 г., отмена в 1932 г.) [1].

Краткий обзор процесса уголовно-правового противодействия незаконному производству и реализации алкогольной продукции в советском законодательстве в период 1917-1930 гг. позволяет признать закономерным тот факт, что фискальные интересы советского государства в области алкогольной политики на десятилетия стали также преобладать в его уголовной политике. Деятельность по предупреждению и пресечению таких преступлений считалась одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности органов государственной власти. Нормативно-правовые акты, изданные советской властью в рассматриваемый период, были направлены исключительно на защиту государственных интересов в экономической сфере. Анализируя практику применения норм уголовного законодательства, стоит отметить, что результаты борьбы с незаконным оборотом алкоголя и самогоноварением имели нестабильный характер. С введением в действие того или иного нормативно-правового акта количество преступлений снижалось, но спустя некоторое время вновь увеличивалось.

В целом, государственная монополия, жесткие административные и уголовно-правовые санкции, установленные в РСФСР в 1917-1930 гг. являлись сдерживающими факторами появления иных, чем самогоноварение и нарушение правил оборота алкогольной продукции, преступлений, в частности незаконного промышленного производства или контрабанды алкогольной продукции.

Список литературы:

[1] Долгов А.В., Иванченко Р.Б., Милюков А.Ф. Криминальная ситуация в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и меры борьбы с ней. Ростов н /Д., 2005. С. 12.

[2] Минц И.И. Документы великой пролетарской революции. 1 том. Из протоколов и переписки военно-революционного комитета петроградского совета 1917 года. М., 1938. С. 15.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

[3] Маюров А.Н. Сухой закон в Российской Империи - РСФСР (1914-1920 гг.) // Экономические стратегии. 2014. № 4. С. 102-103.

[4] Творогов О.В. Повесть временных лет. Л., 2012. С. 337-343.

Spisok literatury:

[1] Dolgov, A.V. (2005). Ivanchenko R.B., Milyu-kov A.F. Kriminal'naya situaciya v sfere proizvodstva i oborota etilovogo spirta, alkogol'noj i spirtosoder-zhashchej produkcii i mery bor'by s nej. [Criminal situation in the sphere of production and turnover of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products and measures to combat it]. Rostov n /D., P. 12. (in Russ.).

[2] Mine, I.I. (1938). Dokumenty velikoj proletar-skoj revolyucii. 1 tom. Iz protokolov i perepiski voen-no-revolyucionnogo komiteta petrogradskogo soveta 1917 goda. [Documents of the great Proletarian Revolution. 1 volume. From the protocols and correspondence of the Military Revolutionary Committee of the Petrograd Soviet of 1917] M. P. 15. (in Russ.).

[3] Mayurov, A.N. (2014). Suhoj zakon v Rossi-jskoj Imperii - RSFSR (1914 1920 gg.). [Prohibition in the Russian Empire - RSFSR (1914-1920)] // Eko-nomicheskie strategii. [Economic strategies] № 4. P. 102-103. (in Russ.).

[4] Tvorogov, O.V. (2012). Povest' vremennyh let. [The Tale of Bygone Years] L., P. 337-343. (in Russ.).

J

ST

V

ЮРКОМПАНИ

www.law-books.ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

f

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.