Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ЗАПРЕТА НА НЕЗАКОННЫЕ ПРОИЗВОДСТВОИ(ИЛИ) ОБОРОТ ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ (СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД)'

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ЗАПРЕТА НА НЕЗАКОННЫЕ ПРОИЗВОДСТВОИ(ИЛИ) ОБОРОТ ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ (СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
237
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАКОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ОБОРОТ / ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ / АЛКОГОЛЬНАЯ И СПИРТОСОДЕРЖАЩАЯ ПРОДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Садовых К.В.

В статье представлен анализ изменения уголовно-правового законодательства, связанного с незаконным производством и(или) оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в советском периоде. Названы основные нормативные правовые акты, регулирующие оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Указаны деяния, подлежащие наказанию в сфере незаконных производства и(или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также виды, входящие в понятие «оборот спиртосодержащей продукции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Садовых К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ASPECT OF THE ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT OF A CRIMINAL LAW PROHIBITION ON ILLEGAL PRODUCTION AND (OR) TRAFFICKINGIN ETHYL ALCOHOL, ALCOHOLIC AND ALCOHOL-CONTAINING PRODUCTS (SOVIET PERIOD)

The article presents an analysis of changes in criminal law related to the illegal production and (or) trafficking of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products in the Soviet period. The main regulatory legal acts regulating the circulation of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products are named. The acts subject to punishment in the field of illegal production and (or) trafficking in ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products, as well as the types included in the concept of «circulation» of alcohol-containing products are indicated.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ЗАПРЕТА НА НЕЗАКОННЫЕ ПРОИЗВОДСТВОИ(ИЛИ) ОБОРОТ ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ (СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД)»

УДК 343.573

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ЗАПРЕТА НА НЕЗАКОННЫЕ ПРОИЗВОДСТВО И(ИЛИ) ОБОРОТ ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ

(СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД)

HISTORICAL ASPECT OF THE ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT OF A CRIMINAL LAW PROHIBITION ON ILLEGAL PRODUCTION AND (OR) TRAFFICKING IN ETHYL ALCOHOL, ALCOHOLIC AND ALCOHOL-CONTAINING PRODUCTS (SOVIET PERIOD)

Садовых Ксения Вячеславовна,

адъюнкт Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

sadovyh.kseniya@mail.ru

Ключевые слова:

незаконное производство и оборот, этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция.

В статье представлен анализ изменения уголовно-правового законодательства, связанного с незаконным производством и(или) оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в советском периоде. Названы основные нормативные правовые акты, регулирующие оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Указаны деяния, подлежащие наказанию в сфере незаконных производства и(или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также виды, входящие в понятие «оборот спиртосодержащей продукции».

Keywords:

illegal production and trafficking, ethyl

alcohol, alcoholic and alcohol-containing products.

The article presents an analysis of changes in criminal law

related to the illegal production and (or) trafficking of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products in the Soviet period. The main regulatory legal acts regulating the circulation of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products are named. The acts subject to punishment in the field of illegal production and (or) trafficking in ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products, as well as the types included in the concept of «circulation» of alcohol-containing products are indicated.

Одной из актуальных проблем, набирающих обороты в сфере экономической безопасности России, являются незаконные производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Для исследования данной проблемы необходимо проанализировать исторические аспекты ее зарождения, а также этапы становления и развития уголовно-правового запрета на незаконные производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - запрет). При этом отметим, что реализация в науке уголовного права историко-правового метода «позволяет проследить историческое развитие уголовно-правовых норм и институтов» [4, с. 24].

Важным этапом развития запрета можно считать советский период, в котором после полного прекращения продажи водки на период Первой мировой войны и сосредоточения всего производства этилового спирта для технических нужд фронта и медицинских целей у государства возникла необходимость в пополнении опустевшей государственной казны. Для преодоления сложившейся ситуации было принято решение о возобновлении производства алкогольной и спиртосодержащей продукции. Однако с целью регулярности поступления денежных средств от такого производства был необходим четкий контроль и его нормативное регулирование.

26 августа 1923 г. ЦИК СССР и СНК СССР издали совместное постановление о возобновлении производства и торговли спиртными напитками в СССР. С января 1924 г. это постановление вступило в силу. Фактически государством была введена пятая монополия государства на алкоголь.

Для пресечения преступлений, связанных с незаконными производством и оборотом алкоголя, законодательство нуждалось в жестких и конкретных нормах, определяющих преступный состав деяний в указанной сфере и наказание за их совершение. В связи с этим в структуре вступившего в законную силу в 1922 г. Уголовного кодекса РСФСР предусмотрели главу IV «Преступления хозяйственные», в которой закреплялся уголовно-правовой запрет на незаконное приготовление алкоголя с целью сбыта. Так, в ст. 140 УК РСФСР 1922 г. за «приготовление с целью сбыта вин, водок и вообще спиртных напитков и спиртосодержащих веществ без надлежащего разрешения или свыше установленной законом крепости, а равно незаконное хранение с целью сбыта таких напитков и веществ» предусматривалось наказание в виде принудительных работ на срок до одного года с конфискацией части имущества. Вызывает научный интерес такой факт, что «в 1925 году выпивало 52% мужчин, около 10% женщин и всего лишь 5% юношей» [2, с. 65], что свидетельствует об относительно невысоком спросе на алкогольную продукцию в рассматриваемый период и, следовательно, в целом о благоприятных условиях уголовно-правового контроля в указанной сфере общественных отношений.

В 1926 г. был принят Уголовный кодекс РСФСР, который фактически действовал до i960 г., и также содержал нормы, устанавливающие уголовную ответственность за преступления, непосредственно связанные с производством и оборотом алкоголя. Так, ст. 100 УК РСФСР 1926 г. предусматривала уголовную ответственность за «нарушение акцизных правил или правил об особом патентном сборе», а ст. 101 - за «приготовление с целью сбыта вин, водок и вообще спиртосодержащих веществ без надлежащего разрешения или свыше установленной законом крепости, а равно самый сбыт или незаконное хранение с целью сбыта таких напитков или веществ». Кроме того, в циркуляре НКВД от 5 января 1927 г. № 4 указывалось, что торговля денатурированным спиртом без надлежащего разрешения должна квалифицироваться по ст. 101 УК РСФСР 1926 г., а циркуляр НКЮ и НКВД от 9 февраля 1927 г. № 24/49 разъяснял, что продажа самогона должна квалифицироваться по ст. 102 УК РСФСР 1926 г., перепродажа спиртных напитков (шинкарство) - по ст. 101 того же кодекса.

Помимо этого уголовная ответственность за преступления в сфере производства и оборота алкоголя предусматривалась еще целым рядом статей УК РСФСР 1926 г., в том числе:

- ст. 102 «Изготовление и хранение самогона для сбыта, а равно торговля им в виде промысла»;

- ст. 103 «Изготовление, хранение, ремонт и сбыт в виде промысла аппаратов, специально служащих для изготовления самогона»;

- ст. 171 «Обманное изменение с корыстной целью вида или свойств предметов, предназначенных для сбыта или общественного потребления, если это имело или могло иметь последствием причинение вреда здоровью, а равно сбыт таких предметов».

Статья 6 Инструкции НКВД и Наркомздрава от 30 июля 1925 г. «О продаже ви-ноградно-плодово-ягодных и изюмных вин и пива распивочно в ресторанах и столовых» устанавливала, что обнаружение в ресторане вина, содержащего вредные для здоровья примеси, влечет предание виновного суду по ст. 191 УК 1922 г. (ст. 171 УК РСФСР 1926 г.). Также по ст. 171 УК РСФСР 1926 г. наступала уголовная ответственность за фальсификацию водочных изделий. В соответствии с параграфом 16 Правил о производстве водочных изделий, виноградной водки и коньяка, объявленных приказом ВСНХ РСФСР от 25 августа 1926 г., за выделку водочных изделий из неочищенного (сырого) спирта, а равно за употребление при выделке спиртных напитков для придания им требуемого вкуса, цвета и аромата разного рода вредных для здоровья веществ, искусственных химических препаратов и эссенций, а также глицерина, растительных красок, не указанных в номенклатуре Наркомздрава, и искусственных сладких веществ, то есть химических препаратов, которые могут служить для подслащивания напитков, но не

имеют питательных свойств, виновные подвергаются уголовной ответственности как за фальсификацию пищевых продуктов, то есть по ст. 171 УК РСФСР 1926 г.

В результате принятых жестких мер уже к середине 1930-х гг. государство сумело практически полностью подавить теневой сектор, то есть экономическую деятельность, скрываемую от общества и государства, находящуюся вне государственного контроля и учета.

Так, исходя из статистических данных, полученных из сборников по экономике СССР Грегори Гроссмана и Владимира Тремля, в 1979 г. незаконное производство вина, пива и других спиртных напитков, а также спекулятивная перепродажа спиртных напитков, произведенных в 1930-е гг., обеспечили доходы, равные 2,2% валового национального продукта.

В принятом в 1960 г. Уголовном кодексе РСФСР законодатель оставил лишь одну статью, которая предусматривала уголовную ответственность за изготовление, сбыт, хранение крепких спиртных напитков домашней выработки. Статья 158 состояла из двух частей. Диспозиция первой части: «Изготовление или хранение с целью сбыта самогона, чачи, араки, тутовой водки, браги или других крепких спиртных напитков домашней выработки либо изготовление или хранение с целью сбыта аппаратов для их выработки, а равно сбыт указанных спиртных напитков или аппаратов». Санкцией за данное деяние выступали лишение свободы на срок от одного года до трех лет с конфискацией имущества либо без таковой или исправительные работы на срок до двух лет с конфискацией имущества либо без таковой, или штраф от пяти до десяти минимальных месячных размеров оплаты труда. По второй части указанной статьи к уголовной ответственности привлекалось лицо, совершившее данное деяние повторно, а санкцией было предусмотрено лишение свободы на срок от трех до пяти лет с конфискацией имущества. Остальные нормы уголовного законодательства были заменены нормами административного права.

Можно подытожить, что на государственно-правовое регулирование производства и оборота алкогольной продукции в период создания и видоизменения уголовных кодексов РСФСР повлияли два основных фактора: 1) обеспечение поступлений налоговых платежей от реализуемой алкогольной продукции в доходную часть бюджета; 2) охрана жизни и здоровья населения посредством минимизации производства нелегальной и опасной алкогольной продукции.

В рамках начавшейся 17 мая 1985 г. перестройки был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством», который в народе был назван «сухой закон». Пункт 3 данного Указа содержал запрет на «изготовление или хранение без цели сбыта самогона, чачи, араки, тутовой водки, браги или других крепких спиртных напитков домашней выработки, изготовление или хранение без цели сбыта аппаратов для их выработки». Пунктом 7 за скупку и перепродажу с целью наживы в небольших размерах водки и других

спиртных напитков, а равно товаров народного потребления и продуктов сельского хозяйства, кассовых и товарных чеков и талонов, билетов в зрелищные и другие предприятия, книг, нот, грампластинок, магнитофонных, видеофонных кассет и иных ценностей, если размер наживы не превышает тридцати рублей предусматривалось наложение административного взыскания в виде штраф в размере от пятидесяти до ста рублей с конфискацией предметов спекуляции.

В конечном итоге указ вызвал широкое недовольство народа, возникновение очередей за водкой, значительный рост спекуляции, всплеск самогоноварения и смертности от употребления различных суррогатов и другое.

Лишь через несколько лет, в 1990 г., это решение было признано ошибочным. В 1990-1992 гг. данная сфера переживала кризис восстановительного периода, что привело к снижению уровня производства, а также к ухудшению качества продукции, не имевшего места за предыдущий 60-летний период.

В результате произошло существенное обострение криминогенной ситуации в отрасли, преступность в сфере производства и оборота алкоголя стала принимать организованные формы. В этот период появились первые нелегальные предприятия - производители алкогольной продукции, некоторые из них достигали полупромышленного и промышленного уровней. Лишенные государственной поддержки легальные предприятия - производители алкоголя тоже начали заниматься выпуском неучтенной продукции.

Важно заметить, что существующее на тот момент уголовное законодательство отставало от политических и социально-экономических изменений в обществе и фактически не действовало. Рост производства алкогольной продукции был настолько велик, что в целях экономии репрессии необходимо было смягчать наказания за соответствующие деяния или даже подвергнуть их декриминализации. Вместе с тем физические лица (граждане) научились производить качественную алкогольную продукцию без опасности для здоровья, но не имели возможности ее реализовать законно. Как отмечается исследователями, выступая «экономическим явлением, расположенным в сфере теневого сектора экономики, незаконный гражданский оборот продуцируется комплексом особых явлений экономической жизни» [1, с. 669]. Данная ситуация вынуждала государство на законодательную реакцию и изменения в действующем законодательстве. Как указывается в специальных исследованиях, «переход России к рыночным отношениям с необходимостью требовал, чтобы законодательство, в том числе и уголовное, способствовало этому процессу» [3, с. 62].

Таким образом, нами выявлена следующая особенность изменения рассматриваемого уголовно-правового запрета в советский период. В 1923 г. было принято решение о возобновлении производства и торговли алкогольной продукцией, поэтому возникла необходимость в контроле оборота алкогольной продукции на законодательном уровне, включая уголовно-правовые средст-

ва. То есть советское государство впервые вводит уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за изготовление алкоголя с целью сбыта. Впоследствии устанавливается ответственность за нарушение акцизных правил. В 1927 г. перечень уголовно наказуемых деяний в сфере незаконного оборота охватывает изготовление, хранение и сбыт аппаратов, служащих для изготовления алкогольной продукции. Однако в 1960 г. ряд статей был упразднен, остались два основных уголовно наказуемых деяния: 1) изготовление и сбыт, 2) изготовление и сбыт лицом, ранее привлекавшимся к уголовной ответственности за совершение данных деяний.

Библиографический список

1. Виниченко, Ю.В. Незаконный гражданский оборот: проблемы понимания в контексте предупреждения преступности (постановка вопроса) / Ю.В. Виниченко, Н.П. Асланян, Т.М. Судакова // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2015. -Т. 9. - № 4. - С. 661-673.

2. Грецкая, А.С. О законодательном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции / А.С. Грецкая // Вестник Евразийской академии административных наук. - 2014. - № 1(26). - С. 65-77.

3. Мальков, С.М. Уголовно-правовая и уголовно-исполнительная политика Российской Федерации : монография / С.М. Мальков, А.В. Шеслер, П.В. Тепляшин. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2018. - 128 с.

4. Уголовное право (Уголовный закон. Теория преступления) : курс лекций / под ред. С.М. Малькова. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2018. - 330 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.