Научная статья на тему 'Правовое регулирование антиалкогольных кампаний в СССР'

Правовое регулирование антиалкогольных кампаний в СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
312
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУХОЙ ЗАКОН / ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО И ПРОДАЖА АЛКОГОЛЯ / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / АНТИАЛКОГОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / PROHIBITION / PUBLIC-LEGAL CONTROL / PRODUCTION AND REALIZATION OF ALCOHOL / ALCOHOL / ANTIALCOHOLIC POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воронина И. О.

Статья посвящена государственно-правовому регулированию оборота алкогольной продукции в СССР. В статье анализируется законодательство, ограничивающее оборот алкоголя в государстве. Автор приходит к выводу о том, что антиалкогольные кампании в СССР были неэффективными. Причиной данной ситуации послужила противоречивая позиция правящей партии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Воронина И. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CONTROL OF ANTIALCOHOLIC CAMPAIGNS IN USSR

The article focuses on thepublic-legal control of alcohol production and sales in USSR. The article analyzes the legislation limiting the sale of alcohol in the state. The author comes to the conclusion that antialcoholic campaigns in USSR were inefficient. The author believes that the reason for this situation has served the contradictory position of the ruling party.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование антиалкогольных кампаний в СССР»

УДК 347:323 (470+571)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АНТИАЛКОГОЛЬНЫХ КАМПАНИЙ В СССР

Воронина И.О., аспирантка кафедры теории государства и права и международного права института государства и права Тюменского государственного университета

E-mail: voronina-88@yandex.ru

Статья посвящена государственно-правовому регулированию оборота алкогольной продукции в СССР. В статье анализируется законодательство, ограничивающее оборот алкоголя в государстве. Автор приходит к выводу о том, что антиалкогольные кампании в СССР были неэффективными. Причиной данной ситуации послужила противоречивая позиция правящей партии.

Ключевые слова: сухой закон; государственно-правовое регулирование; производство и продажа алкоголя; алкогольная продукция; антиалкогольная политика.

LEGAL CONTROL OF ANTIALCOHOLIC CAMPAIGNS IN USSR

Voronina I.O., post-graduate student of Chair of the Theory of the State and Law and International Law of Institute of the State and Right of the Tyumen State University

The article focuses on thepublic-legal control of alcohol production and sales in USSR. The article analyzes the legislation limiting the sale of alcohol in the state. The author comes to the conclusion that antialcohol-ic campaigns in USSR were inefficient. The author believes that the reason for this situation has served the contradictory position of the ruling party.

Key words: prohibition; public-legal control; production and realization of alcohol; alcohol; antialcohol-ic policy.

В России неоднократно предпринимались попытки решить проблему пьянства и алкоголизма в государственном масштабе. Проводившаяся антиалкогольная политика по различным причинам практически не получала фронтального развития. Предпосылкой к разработке антиалкогольных мер послужило существенное ухудшение состояния здоровья населения, связанное с растущим злоупотреблением алкоголем.

После Октябрьской революции 1917 года начался новый этап развития антиалкогольного законодательства России, который характеризовался тотальным контролем за правопорядком в обществе, пролонгированием запретительных мер «сухого закона» 1914 года, борьбой с самогоноварением.

19 декабря 1919 года председатель СНК В.И. Ленин подписал декрет «О воспрещении на территории РСФСР изготовления и продажи спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам

спиртосодержащих веществ» [1]. По мнению А.Г. Кирющенко и Ф.Н. Петровой, между сухим законом 1914 года и указанным декретом существует преемственность [2].

Пик ужесточения мер государственно-правового регулирования алкогольного вопроса в стране пришёлся на вторую половину 1921 года. В указанный период большевиками было принято 12 нормативных актов, регламентирующих оборот и потребление алкогольной продукции. Кроме того, была установлена государственная монополия на производство, продажу, перевозку и хранение алкоголя. Данные меры повлекли развитие самогоноварения, получившее свое развитие еще в годы гражданской войны. По данным милиции РСФСР, только в 1922 году было возбуждено свыше 500 тыс. уголовных дел о самогоноварении [3].

В сложившейся ситуации руководство страны пришло к выводу о необходимости принятия мер, способствующих снижению уровня алко-

И.О. ВОРОНИНА

голизации населения, путем реформирования антиалкогольного законодательства. Так, в 1926 году были озвучены тезисы ЦК ВКП(б) «О борьбе с пьянством», которые провозглашали основные принципы и направления антиалкогольной деятельности государственных и партийных структур. Эти меры были также закреплены в декрете СНК РСФСР от 11 сентября 1926 года «О ближайших мероприятиях в области лечебно-предупредительной и культурно-воспитательной работы по борьбе с алкоголизмом». Основными направлениями антиалкогольной борьбы стали: контроль за оборотом спиртных напитков, пропаганда здорового образа жизни, борьба с шинкарством и самогоноварением и привлечение к ответственности лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах. Позднее, 29 января 1929 года, в Постановлении СНК РСФСР «О мерах ограничения торговли спиртными напитками» был закреплен расширенный перечень запретительных антиалкогольных мероприятий.

Все вышеперечисленное привело не к выработке у населения страны здорового образа жизни, свободного от влияния алкоголя, а к усилению контроля за оборотом алкоголя, что подменило первичные цели и задачи. Тем не менее, именно на этот период приходится становление антиалкогольной кампании в СССР.

В 1930-е годы в антиалкогольной политике СССР не произошло изменений. По мнению Г. Заиграева, в это время снижению потребления алкоголя способствовали, с одной стороны, сложившиеся стереотипы массового сознания, а с другой стороны, нехватка основных продуктов питания, установление в предвоенные годы жесткой дисциплины и строгой уголовной ответственности за любые нарушения [4].

Потребность принятия новых антиалкогольных мер на очередном историческом этапе развития государства была обусловлена ростом потребления алкогольных напитков среди населения, что нашло отражение в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками», принятому 15 декабря 1958 года, согласно которому налагался запрет на реализацию крепких алкогольных напитков в местах массового скопления людей: вокзалах, аэропортах, пристанях, предприятиях

общественного питания (кроме ресторанов) и торговли.

Принятие указанных мер не привело к ожидаемым результатам, поскольку исчезновение из оборота легального алкоголя послужило стимулом к распространению самогоноварения, которое не подпадало под юрисдикцию закона и не предполагало никакой юридической ответственности.

Ситуация изменилась с принятием Указа Президиума Верховного Совета РСФСР «Об усилении ответственности за самогоноварение и изготовление других спиртных напитков домашней выработки» от 8 мая 1961 года. Данный нормативный правовой акт закреплял уголовную ответственность за изготовление и хранение самогона или самогонных аппаратов.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС «О мерах по усилению борьбы с пьянством» 1972 года реализовывался широкий спектр мер культурно-воспитательного и экономического характера. Указанное постановление стало основой для принятия ряда нормативных правовых актов, регулирующих алкогольный вопрос в СССР.

Этот документ явился основой для принятия в июне-сентябре 1972 года во всех союзных республиках целого ряда антиалкогольных актов. Так, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1972 года были установлены меры ответственности за нарушение правил торговли алкоголем, распитие спиртных напитков и появление в состоянии алкогольного опьянения в местах массового скопления людей, а также за управление автомобилем в нетрезвом виде и за вовлечение несовершеннолетних в пьянство. Позднее были установлены меры социально-трудовой реабилитации и медицинской помощи лицам, злоупотребляющим алкогольными напитками решением Президиума Верховного Совета РСФСР о принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков» от 1 марта 1974 года.

Перечисленные акты носили строго императивный характер, но социальная и экономическая политика правящей партии не позволяла осуществлять должный контроль за их выполнением. Уровень самогоноварения увеличился вместе с ростом оборота спиртных напитков. По данным исследования Ю.П. Лисицына и Н.Я. Копыт, в 1983 году уровень самогоноварения составлял 50-70 % от государственной продажи [5].

Высокий уровень алкоголизации населения стал серьезным фактором, сдерживающим нормальное развитие общества в 1980-х годах, поскольку представлял серьезную угрозу для нравственного и физического состояния людей. Высокая потребность в повышении мер государственного регулирования сложившейся ситуации в обществе послужила стимулом к принятию новых, более жестких нормативно-правовых актов. Так были приняты Постановление ЦК КПСС и Советского правительства «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» от 1985 года и Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством». По своему содержанию эти документы не имели аналогов в истории антиалкогольной политики России [6].

В постановлениях ЦК КПСС и правительства была выдвинута задача - полностью искоренить пьянство и алкоголизм, решено разработать общегосударственную программу их профилактики и преодоления, включая социальные, экономические, демографические, воспитательные, психологические, медико-биологические и правовые аспекты этой проблемы. Планировалось ежегодно, начиная с 1986 года, сокращать производство водки и ликероводочных изделий, а к 1988 году прекратить выпуск плодово-ягодных вин.

В связи с тем, что при принятии вышеуказанных нормативно-правовых актов, регулирующих алкогольный вопрос в стране, не была учтена ни реакция общества на их практическую реализацию, ни общественное мнение, законодательство 1985 года не достигло своих задач и целей, оно оказалось неэффективным и противоречивым. У организаторов алкогольной реформы не было четкого представления об этапах продвижения к конечной цели, о путях и методах решения проблемы, о месте и роли в этом процессе различных социальных институтов [7].

Анализ государственно-правового регулирования оборота алкоголя в Советском государстве вплоть до 1990-х годов показал, что ликвидировать алкоголизм из общественной жизни

не удалось, даже благодаря господствующему тоталитаризму и иерархическому государственно-партийному аппарату.

Меры, носящие запретительный, воспитательный и ограничительный характер, применяемые государством не смогли изменить сложившуюся ситуацию. Их низкая результативность обуславливалась противоречивой государственной позицией, некомпетентностью специалистов, их конъюнктурностью. На сегодняшний день, проблема алкоголизации населения остается в статусе социально значимых.

Литература

1. Якушев А.Н., Ласточкин В.А. Научно-вспомогательный хронологический библиографический обзор законов, распоряжений и постановлений правительства РСФСР о производстве и реализации алкоголя, о мерах борьбы против пьянства и алкоголизма, об утверждении трезвого образа жизни (1917-1988 гг.). Часть вторая. М.: НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, 1989. 51 с.

2. Кирющенко А.Г., Петрова Ф.Н. Антиалкогольная правовая политика и антиалкогольное законодательство Советского государства: уроки истории и пути совершенствования. М.: МВД РФ, 1998. 57 с.

3. Бакулина Ю.С. Антиалкогольная политика в России: уголовно-правовой и криминологический аспекты // Общество, право, полиция. 2010. №7. С. 41-46.

4. Заиграев Г.Г. Алкоголизм и пьянство в России. Пути выхода из кризисной ситуации // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 74-80.

5. Лисицын Ю.П., Копыт Н.Я. Алкоголизм. М.: Медицина, 2009. 710 с.

6. Николаев А. В. Антиалкогольные кампании XX века в России // Вопросы истории. 2008. № 11. С. 78-84.

7. Немцов А. Антиалкогольная компания 1985 г. // Социологические исследования. 2007. № 10. С. 88-94.

Поступила в редакцию 8 июня 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.