Научная статья на тему 'УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ИЗМЕНУ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ'

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ИЗМЕНУ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
726
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРАВО / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИЗМЕНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Устинов Андрей Анатольевич

Статья посвящена анализу норм российского уголовного права, предусматривающих уголовную ответственность за государственную измену, с учетом последних изменений, принятых в 2022 г., а также содержит предложения по совершенствованию правовой регламентации уголовной ответственности за данное преступление. В частности, автор предлагает предусмотреть квалифицированный состав государственной измены, ужесточив по нему меру наказания и одновременно смягчив ее по основному составу данного преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Устинов Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRIMINAL LIABILITY FOR TREASON: THE IMPROVEMENT OF THE LAW REGULATION

The article is about the analysis of the rules of the Russian criminal law, providing the criminal liability for treason in view of the last amendments, adopted in 2022, and also contains the suggestions about the improvement of the law regulation of the criminal liability for this criminal. In particular, the author suggests to provide the qualified corpus delicti of the treason, making more severe the measure of the punishment and at the same time commuting it for the general corpus deilcti of this crime.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ИЗМЕНУ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ»

Вестник Прикамского социального института. 2023. № 1 (94). С. 95-100. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2023. No. 1 (94). Pp. 95-100.

Научная статья УДК 343.31

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ИЗМЕНУ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ

Андрей Анатольевич Устинов

Пермский институт ФСИН России, Пермь, Россия, ustin33@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу норм российского уголовного права, предусматривающих уголовную ответственность за государственную измену, с учетом последних изменений, принятых в 2022 г., а также содержит предложения по совершенствованию правовой регламентации уголовной ответственности за данное преступление. В частности, автор предлагает предусмотреть квалифицированный состав государственной измены, ужесточив по нему меру наказания и одновременно смягчив ее по основному составу данного преступления.

Ключевые слова: уголовное право, преступление, государственная безопасность, государственная измена

Для цитирования: Устинов А. А. Уголовная ответственность за государственную измену: совершенствование правовой регламентации // Вестник Прикамского социального института. 2023. № 1 (94). C. 95-100.

Original article

THE CRIMINAL LIABILITY FOR TREASON: THE IMPROVEMENT OF THE LAW REGULATION

Andrey A. Ustinov

Perm Institute of the FPS of Russia, Perm, Russia, ustin33@mail.ru

Abstract. The article is about the analysis of the rules of the Russian criminal law, providing the criminal liability for treason in view of the last amendments, adopted in 2022, and also contains the suggestions about the improvement of the law regulation of the criminal liability for this criminal. In particular, the author suggests to provide the qualified corpus delicti of the treason, making more severe the measure of the punishment and at the same time commuting it for the general corpus deilcti of this crime. Keywords: criminal law, criminal, state security, treason

For citation: Ustinov A. A. The criminal liability for treason: the improvement of the law regulation. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2023, no. 1 (94), pp. 95-100. (In Russ.).

В связи с проведением специальной военной операции Российской Федерации на Украине, осложнением внешнеполитической обстановки активизировалась деятельность иностранных государств, направленная против безопасности России, в том числе путем действий разведывательных и диверсионных служб. Основными методами их деятельности являются вербовка лиц из числа граждан Российской Федерации для выполнения ими тех или иных заданий

© Устинов А. А., 2023

в интересах иностранного государства, а также склонение военнослужащих и иных граждан к переходу на сторону противника в вооруженном конфликте. По нашему мнению, сложившаяся политическая ситуация требует совершенствования ряда норм Уголовного кодекса Российской Федерации1 (далее - УК РФ), в том числе тех, что предусматривают уголовную ответственность за одно из наиболее тяжких преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства - государственную измену (ст. 275 УК РФ).

В 2018 г. по ст. 275 УК РФ было осуждено четыре гражданина Российской Федерации, в 2019 г. - восемь, в 2020 г. - шесть, в 2021 г. - четырнадцать. Хотя количество осужденных по данной статье невелико, следует иметь в виду высокую степень общественной опасности, а также значительную латентность данного преступления. По опубликованным данным, только в течение 2017 г. сотрудниками Федеральной службы безопасности на территории Российской Федерации было выявлено около четырехсот агентов иностранных разведок. В настоящее время активизация разведывательной деятельности недружественных иностранных государств против Российской Федерации в условиях вооруженного конфликта не может не привести к росту количества преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, в том числе государственной измены.

Объектом данного преступления являются основы конституционного строя и безопасность государства. Под основами конституционного строя следует понимать закрепленные Конституцией Российской Федерации фундаментальные принципы, на которых основываются государство и общество: суверенитет, форма правления, государственное устройство, политический строй, основы государственной власти, политическое, идеологическое и религиозное многообразие и т. д. Безопасность государства - это состояние защищенности государственного строя, государственных органов, территориальной целостности государства, его суверенитета от внутренних и внешних угроз [1, с. 66].

Объективная сторона государственной измены представляет собой четыре разновидности преступных деяний в форме действия:

1) шпионаж;

2) выдача иностранному государству, международной или иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу либо ставшую ему известной по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством;

3) переход на сторону противника;

4) оказание финансовой, консультационной, материально-технической или иной помощи иностранному государству, международной или иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.

Под шпионажем понимают следующие деяния:

- передачу, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной или иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну;

- передачу или собирание по заданию иностранной разведки или лиц, действующих в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации.

Переход на сторону противника представляет собой участие лица в составе непосредственно противостоящих Российской Федерации сил (войск) иностранного государства, международной или иностранной организации в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники.

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

Оказание помощи иностранному государству, международной или иностранной организации или их представителям может осуществляться в разных формах, а именно: финансирование разведывательных мероприятий, проводимых иностранным государством, предоставление помещений для проживания или работы агентов разведывательных служб, обеспечение их информацией о планируемых или проводимых контрразведывательных мероприятиях и т. п.

Состав государственной измены формальный, преступление является оконченным с момента совершения указанных в диспозиции деяний независимо от наступления общественно опасных последствий.

Субъект государственной измены специальный - вменяемый гражданин Российской Федерации, достигший возраста шестнадцати лет. Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Мотивы преступления на квалификацию не влияют, но должны учитываться судом при назначении наказания.

Одну из проблем представляет собой разграничение государственной измены с иными смежными преступлениями, в том числе с недавно введенными в УК РФ. Так, со шпионажем (ст. 276) государственная измена разграничивается по признаку субъекта (по ст. 275 УК РФ им может быть только гражданин Российской Федерации, по ст. 276 УК РФ - только иностранный гражданин или лицо без гражданства), а также по объективной стороне преступления. Шпионаж включает в себя передачу, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной или иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, либо иных сведений по заданию иностранной разведки или лиц, действующих в ее интересах, для использования их против безопасности Российской Федерации; государственная измена предполагает и иные действия (выдачу государственной тайны, переход на строну противника, оказание финансовой, консультационной, материально-технической или иной помощи иностранному государству, международной или иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации).

От разглашения государственной тайны (ст. 283 УК РФ), незаконного получения сведений, составляющих государственную тайну (ст. 2831 УК РФ), нарушения требований по защите государственной тайны (ст. 283 УК РФ) государственная измена в форме выдачи государственной тайны отличается признаками субъективной стороны: при государственной измене у виновного должна быть цель передачи имеющихся у него или полученных им сведений, составляющих государственную тайну, иностранному государству либо международной или иностранной организации, действующим против безопасности Российской Федерации.

Сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной или иностранной организацией (ст. 2751 УК РФ) отличается от государственной измены отсутствием со стороны гражданина Российской Федерации, установившего данное сотрудничество, совершения конкретных деяний, описанных в диспозиции ст. 275 УК РФ, покушения на них либо приготовления к их совершению.

Участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом, а также участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам Российской Федерации (ч. 2 ст. 208 УК РФ), участие гражданина РФ или лица без гражданства, постоянно проживающего на территории РФ, в вооруженном конфликте на территории иностранного государства в целях, противоречащих интересам Российской Федерации (ч. 3 ст. 208 УК РФ), отличаются от государственной измены в виде перехода на сторону противника тем, что при совершении данных преступлений виновный не участвует в непосредственном противостоянии Российской Федерации в вооруженном конфликте, а находится в составе подразделения, не ведущего непосредственно боевых действий против Российской Федерации.

В целях повышения эффективности уголовно-правовой защиты основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации норма УК РФ, устанавливающая уголовную ответственность за государственную измену, требует совершенствования. Как нам представляется, уголовная ответственность за данное преступление должна быть дифференцирована исходя из обстоятельств, влияющих на степень общественной опасности деяния, на что уже указывали и другие авторы [2, с. 572; 3, с. 49]. В качестве подобных обстоятельств в литературе предлагали рассматривать предмет преступления (сведения, составляющие государственную тайну), субъект (лицо, занимающее государственную должность), общественно опасные последствия (наступление тяжких последствий) [4, с. 8-9].

По нашему мнению, следует согласиться с мнением авторов, предлагающих предусмотреть квалифицированный состав государственной измены. Степень общественной опасности деяний, образующих состав государственной измены, может существенно различаться в зависимости от обстоятельств, и отсутствие квалифицированного состава ст. 275 УК РФ, по нашему мнению, недостаточно соответствует уголовно-правовому принципу справедливости.

Вопрос о том, какие квалифицирующие признаки следовало бы предусмотреть в составе государственной измены, требует глубокой разработки с учетом потребностей государства и общества в нынешней политической ситуации. Прежде всего, стоит согласиться с авторами, предлагающими в качестве квалифицирующего признака данного преступления его совершение специальным субъектом. Статус таких лиц, как военнослужащий, государственный служащий, не только повышает общественную опасность совершаемой ими государственной измены за счет вероятности наступления более тяжких последствий, но и предполагает повышенные требования к поведению данных лиц, более высокую меру ответственности за исполнение своих обязанностей и за совершение преступных деяний с использованием своего служебного положения.

Кроме того, мы считаем, что следует установить как квалифицирующий признак государственной измены наступление тяжких последствий в результате указанного преступления. Категория «тяжкие последствия» является оценочной, ее признаки определяются органами предварительного расследования и судом. Подобными последствиями могут быть признаны, например, срыв важных государственных мероприятий, выявление иностранной контрразведкой сотрудников российской разведки, поражение противником войск, военных и иных объектов Российской Федерации и т. п. При этом наступление тяжких последствий не только должно находиться в причинной связи с деяниями виновного, но и охватываться его умыслом: виновный должен предвидеть возможность или неизбежность их наступления, желать или сознательно допускать данные последствия.

Как нам представляется, в нынешних условиях целесообразно ввести в качестве признаков квалифицированного состава государственной измены время и обстановку ее совершения - период мобилизации или военного положения, военное время либо условия вооруженного конфликта или ведения боевых действий. Очевидно, что государственная измена при указанных обстоятельствах обладает повышенной общественной опасностью, будучи способной повлечь особенно тяжкие последствия: гибель многих лиц из числа военнослужащих и гражданского населения, разрушение военных и гражданских объектов, уничтожение военной техники, занятие противником территории, подконтрольной Российской Федерации, и т. д.

Выделение в качестве признака квалифицированного состава государственной измены специального предмета (сведений, составляющих государственную тайну), как мы полагаем, вряд ли целесообразно. С одной стороны, сведения, относящиеся к государственной тайне, в отдельных случаях могут утратить актуальность, и их выдача не будет представлять значительной общественной опасности, с другой стороны, некоторые сведения, пусть даже

не прошедшие процедуру отнесения к государственной тайне, могут представлять существенный оперативный интерес для представителей иностранных спецслужб. Поэтому, с нашей точки зрения, предусмотренные ст. 275 УК РФ действия в отношении как сведений, составляющих государственную тайну, так и иных сведений, собранных или похищенных по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, для использования против безопасности Российской Федерации, при прочих равных условиях не представляют существенного различия по степени общественной опасности.

Квалифицированный состав государственной измены должен предусматривать более строгое наказание, чем основной. Санкция ст. 275 УК РФ в действующей редакции включает в себя основное наказание в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет. По нашему мнению, для дифференциации уголовного наказания, выделив государственную измену с наиболее опасными признаками в квалифицированный состав, представляется возможным понизить меру наказания по основному составу ст. 275 УК РФ, одновременно повысив ее по квалифицированному составу.

Подводя итог сказанному выше, мы считаем возможным предложить следующие изменения в ст. 275 УК РФ.

Санкцию ч. 1 ст. 275 УК РФ сформулировать следующим образом:

«наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового с ограничением свободы на срок до двух лет»;

дополнить ст. 275 УК РФ ч. 2, сформулировав ее следующим образом:

«2. Те же деяния:

а) совершенные военнослужащим, а также лицом с использованием своего служебного положения;

б) совершенные в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий;

в) повлекшие тяжкие последствия -

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового с ограничением свободы на срок до двух лет либо пожизненным лишением свободы».

Список источников

1. Ирошников Д. В. Государственная безопасность Российской Федерации: понятие и содержание // Юридическая наука. 2011. № 2. С. 66-72.

2. Воронин В. Н. Качество уголовно-правовой охраны государства от внешних посягательств // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11. № 3. С. 569-576. https://doi.org/10.17150/2500-4255.2017.11(3).569-576.

3. Дьяков С. В. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: уголовно-правовое и криминологическое исследование. СПб.: Юридический центр-Пресс, 2012. 267 с.

4. Кулев А. Г. Преступления против внешней безопасности государства: вопросы законодательной техники и дифференциации ответственности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2009. 20 с.

References

1. Iroshnikov D. V. Gosudarstvennaya bezopasnost' Rossiyskoy Federatsii: ponyatie i soderzhanie [State security of the Russian Federation: concept and content]. Yuridicheskaya nauka, 2011, no. 2, pp. 6672. (In Russ.).

2. Voronin V. N. Kachestvo ugolovno-pravovoy okhrany gosudarstva ot vneshnikh posyagatel'stv [The quality of the criminal law protection of state security against external encroachments]. Vserossiyskiy kriminologicheskiy zhurnal, 2017, vol. 11, no. 3, pp. 569-576. (In Russ.). https://doi.org/10.17150/2500-4255.2017.11(3).569-576.

3. D'yakov S. V. Prestupleniya protiv osnov konstitutsionnogo stroya i bezopasnosti gosudarstva: ugolovno-pravovoe i kriminologicheskoe issledovanie [Crimes against the foundations of the constitutional system and state security: criminal law and criminological research]. Saint Petersburg, Yuridicheskiy tsentr-Press, 2012, 267 p. (In Russ.).

4. Kulev A. G. Prestupleniya protiv vneshney bezopasnosti gosudarstva: voprosy zakonodatel'noy tekhniki i differentsiatsii otvetstvennosti [Crimes against the external security of the state: issues of legislative technology and differentiation of responsibility]. Abstract of Ph. D. thesis. Samara, 2009, 20 p. (In Russ.).

Информация об авторе

А. А. Устинов - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права, Пермский институт ФСИН России.

Information about the author

A. A. Ustinov - Candidate of Juridical Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of Criminal Law and Criminal Executive Law, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Статья поступила в редакцию 10.03.2023; одобрена после рецензирования 24.03.2023; принята к публикации 27.03.2023.

The article was submitted 10.03.2023; approved after reviewing 24.03.2023; accepted for publication 27.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.