Научная статья на тему 'Анализ изменений уголовно-правовых характеристик преступления «Государственная измена» до и после принятия федерального закона от 12 ноября 2012 г. № 190-ФЗ'

Анализ изменений уголовно-правовых характеристик преступления «Государственная измена» до и после принятия федерального закона от 12 ноября 2012 г. № 190-ФЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2743
515
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИЗМЕНА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / SECURITY / OBJECT OF CRIME / PERPETRATOR OF CRIME / HIGH TREASON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бородина Мария Ивановна

Выделены отличия уголовно-правовой характеристики редакции статьи 275 «Государственная измена» до и после принятия федерального закона от 12 ноября 2012 г. № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Выделены и рассмотрены следующие отличия уголовно-правовой характеристики преступления «государственная измена» в соответствии с редакцией от 12 ноября 2012 г.: расширение объекта преступления с внешней безопасности на безопасность в целом; уточнение объективной стороны преступления, а именно, видов помощи иностранной, международной организации, иностранному государству и их представителям: финансовая, материально-техническая, консультационная или иная помощь; дополнение признаков предмета преступления; отмена характеристики деятельности как враждебной; определение дополнительных признаков субъекта преступления; расширение круга адресата путем включения международной организации и ее представителей. Отмечено, что в связи с событиями в Ливии, Сирии, Украине расширение объекта государственной измены явилось своевременным и разумным шагом Правительства РФ. Сделан вывод, что внесенные поправки отвечают требованиям настоящего времени, изменившейся международной политической и экономической ситуации, поскольку имеют место посягательства не только на внешнюю, но и на внутреннюю безопасность государства, и не только со стороны иностранных государств, но и международных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CHANGES IN CRIMINAL-LEGAL CHARACTERISTICS OF CRIME OF “STATE TREASON” BEFORE AND AFTER ADOPTION OF FEDERAL LAW FROM 12 NOVEMBER 2012, № 190-FL

The differences of criminal-legal characteristics of article 275 of “high treason” from article’s editorial 12 November 2012 before and after of decision № 190-FL “On amendments to the criminal code of the Russian Federation and article 151 of the Criminal procedural code of the Russian Federation” are highlighted. The following differences are selected and reviewed such as criminal-legal characteristics of the crime of “treason” in compliance with the version from 12 November 2012: expansion of the object of the crime with external security in general; clarification of the objective side of the crime, namely species in a foreign power, international organizations, foreign state, and their representatives: financial, material-technical, consulting or other assistance; addition of signs of a subject of crime; cancel characteristics of activity as hostile; determination of characteristics of the perpetrator; the broadening of destination by including international organizations and its representatives. It is noted that in connection with the events in Libya, Syria, Ukraine the extension of treason has been a timely and reasonable step taken by the Government of the Russian Federation. It is concluded that amendments meet the requirements of the present time, changed international political and economic situation, because there are attacks both on the outside, and on the internal security of the state, and from foreign countries and international organizations.

Текст научной работы на тему «Анализ изменений уголовно-правовых характеристик преступления «Государственная измена» до и после принятия федерального закона от 12 ноября 2012 г. № 190-ФЗ»

УДК 343.3

АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРЕСТУПЛЕНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИЗМЕНА» ДО И ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 12 НОЯБРЯ 2012 г. № 190-ФЗ

© Мария Ивановна БОРОДИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, магистрант по направлению подготовки «Уголовное право» института права, e-mail: [email protected]

Выделены отличия уголовно-правовой характеристики редакции статьи 275 «Государственная измена» до и после принятия федерального закона от 12 ноября 2012 г. № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Выделены и рассмотрены следующие отличия уголовно-правовой характеристики преступления «государственная измена» в соответствии с редакцией от 12 ноября 2012 г.: расширение объекта преступления с внешней безопасности на безопасность в целом; уточнение объективной стороны преступления, а именно, видов помощи иностранной, международной организации, иностранному государству и их представителям: финансовая, материально-техническая, консультационная или иная помощь; дополнение признаков предмета преступления; отмена характеристики деятельности как враждебной; определение дополнительных признаков субъекта преступления; расширение круга адресата путем включения международной организации и ее представителей. Отмечено, что в связи с событиями в Ливии, Сирии, Украине расширение объекта государственной измены явилось своевременным и разумным шагом Правительства РФ. Сделан вывод, что внесенные поправки отвечают требованиям настоящего времени, изменившейся международной политической и экономической ситуации, поскольку имеют место посягательства не только на внешнюю, но и на внутреннюю безопасность государства, и не только со стороны иностранных государств, но и международных организаций.

Ключевые слова: государственная измена; безопасность; объект преступления; субъект преступления.

С изменением политической и экономической ситуации в государстве произошло изменение и приоритетов охраны. В новом Уголовном кодексе 1996 г. интересы личности выдвинуты на первый план. Поэтому Особенная часть УК начинается не с государственных преступлений, как в кодексе 1960 г., а с преступлений против личности. В новом кодексе сократилась диспозиция статьи «государственная измена», вместо семи форм осталось три формы государственной измены: шпионаж, выдача государственной тайны, иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Сокращение форм измены объясняется изменением политико-правового режима. Так, поскольку границы открыты для выезда и въезда, бегство за границу и отказ возвратиться из-за границы уже не могут быть формами измены и составлять преступление.

В СМИ и научно-публицистических источниках многие отмечают, что изменение названия статьи «измена Родине» на «госу-

дарственная измена» связано со стремлением деидеологизировать преступление. Но для части граждан РФ гражданство РФ является не единственным, или они принимают гражданство РФ, но родились в другом государстве, и поэтому Россия не является для них Родиной. В силу этого считаем, что переименование статьи обоснованно. В новом законодательстве выдержано единообразие в понимании адресата по всем трем формам государственной измены: иностранное государство, иностранная организация или их представители.

Формулировка статьи 275 УК РФ «Государственная измена» оставалась нередакти-руемой в течение 16 лет, до 2012 г. 27 января 2009 г. Д.А. Медведев дал поручение своей администрации дополнительно проработать вопрос о внесении поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы в части, касающейся гостайны, госизмены и шпионажа. В 2008 и 2012 гг. Правительство внесло в Госдуму предложения по поправке статей Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, касающихся государственной измены и шпионажа, соответственно. И феде-

ральный закон от 12 ноября 2012 г. № 190-ФЗ были внесены изменения в ст. 275 [1].

Редакция ст. 275 до 2012 г. звучала следующим образом:

«Государственная измена, т. е. шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации, -

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также ст. 276 и 278 настоящего кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления» [2]. По новой редакции 2012 г. ст. 275 абзац 1: «Государственная измена, т. е. совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации» [3].

Выделим отличия новой формулировки ст. 275:

1) расширен объект преступления. Объектом государственной измены стала не только внешняя, но и иная безопасность РФ, т. е. внутренняя. И эта позиция законодателя является обоснованной, поскольку государственная измена может повлечь за собой общественно-опасные последствия внутри государства;

2) дополнена объективная сторона преступления. Если ранее одна из форм измены звучала как «иное оказание помощи», то теперь законодатель уточнил, какие именно виды помощи оказываются: финансовая, материально-техническая, консультационная или иная;

3) из определения выведена характеристика деятельности (субъективная сторона преступления): враждебность. И это обоснованно, поскольку доказывание именно «враждебности» является сложным для следствия ФСБ в признании лица виновным и удобным для защиты подозреваемых в качестве аргумента «не враждебной» деятельности;

4) дополнены признаки предмета преступления: государственная тайна, доверенная лицу или ставшая известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Этот признак дополняет как характеристику предмета преступления, так и субъекта преступления;

5) определены дополнительные признаки субъекта преступления. Помимо гражданства РФ, введен новый признак: лицо, которому была или стала известна, доверена государственная тайна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) расширен круг адресатов: добавлена международная организация. Поскольку в силу глобализации, усиления влияния объединений государств в мировой политике международные организации стали отдельным самостоятельным игроком, вырабатывающим свои условия и требования к отдельным государствам. Так, в 2008 г. в пояснительной записке правительства сказано, что по данным ФСБ отдельными международными организациями неоднократно предпринимались попытки получения сведений, составляющих государственную тайну.

Рассмотрим уголовно-правовую характеристику государственной измены, как она изменилась с принятием новой редакции ст. 275 УК РФ.

1. Объект преступления - безопасность Российской Федерации.

Ранее до редакции УК РФ 2012 г. объектом преступления выступала внешняя безопасность страны.

В соответствии с утратившим силу законом РФ «О безопасности» под внешней безопасностью понимается состояние защи-

щенности суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности Российской Федерации от внешнего враждебного воздействия [4]. Суверенитет государства означает его независимость во внешних и внутренних делах. Во внутренних делах суверенитет означает верховенство Конституции РФ и федеральных законов. Территориальная целостность - это неприкосновенность территории, находящейся под суверенитетом России, в пределах государственной границы Российской Федерации. Обороноспособность - совокупность экономических, военных, технических, научных, идеологических возможностей государства и его вооруженных сил по обеспечению защиты от нападения извне, его суверенитета и территориальной неприкосновенности.

В новой редакции статьи 275 УК РФ объектом государственной измены выступает безопасность Российской Федерации, т. е. безопасность государства или государственная безопасность. Обратимся к содержанию понятия «государственная безопасность».

Государственная безопасность - одна из составляющих национальной безопасности, понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз.

Государственная безопасность - это состояние прочности, незыблемости и нерушимости политической и экономической основы и государственной границы [5].

Д.В. Ирошников определяет безопасность как состояние защищенности государственного строя, государственных органов, территориальной целостности государства, а также его суверенитета от внутренних и внешних угроз [6].

К.С. Бельский пишет, что в научной и публицистической литературе имеются три трактовки понятия «государственная безопасность»: 1 ) система объектов, подлежащих особой политической охране: территориальная неприкосновенность государства, государственная граница, важные промышленные объекты, правительственные здания и т. д.; 2) система государственных учреждений и органов, осуществляющих охрану названных объектов от враждебной деятельности иностранных государств, а также от противников существующего строя внутри страны. К этой системе относятся ФСБ, ФСО и другие специальные службы; 3) обеспечение государственной безопасности, включающей

в себя охрану государственных границ, выявление и обезвреживание шпионов, диверсантов, террористов, защиту жизни и здоровья высших должностных лиц государства, охрану государственной и служебной тайны от ее разглашения [7].

Таким образом, расширен объект преступления, т. к. понятие государственная безопасность шире понятия внешней безопасности, поскольку оно включает внутреннюю безопасность, состояние защищенности государственного строя, государственных органов, территориальной целостности государства, а также его суверенитета не только от внешних, но и от внутренних угроз.

Считаем, что в настоящее время в связи с событиями в Ливии, Сирии, Украине расширение объекта государственной измены явилось своевременным и разумным шагом Правительства РФ.

2. Объективная сторона преступления: совершение нескольких либо всех следующий действий: 1) шпионаж, 2) выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо 3) оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.

По старой редакции УК состав преступления характеризовался деянием в форме альтернативных действий: 1) шпионаж; 2) выдача государственной тайны; 3) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Шпионаж как форма государственной измены представляет собой совершенные гражданином РФ альтернативные действия в виде сбора, похищения и хранения для передачи или передачи иностранному государству, международной или иностранной организации или их представителям сведений (в т. ч. составляющих государственную тай-

ну), создающих угрозу причинения ущерба безопасности РФ.

Отличие шпионажа, сопряженного с передачей сведений, составляющих государственную тайну, от выдачи государственной тайны состоит в том, что при шпионаже соответствующие сведения собираются, похищаются или хранятся у лица, не наделенного полномочиями в отношении таких сведений.

Вторая из перечисленных форм измены -выдача государственной тайны иностранному государству, международной или иностранной организации состоит в передаче гражданином РФ представителям иностранного государства, международной или иностранной организации сведений, составляющих государственную тайну, в ущерб безопасности РФ. Понятие государственной тайны определяется в законе РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» [8] как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждается по представлению Правительства Президентом РФ. Выдача государственной тайны может иметь различные формы: устное сообщение сведений агенту иностранной разведки, передача документа, составляющего государственную тайну.

По новой редакции третья из перечисленных форм измены уточнена, перечислены виды помощи: финансовая, материально-техническая, консультационная или иная. Под иным оказанием помощи понимается всякое другое, кроме шпионажа и выдачи государственной тайны, содействие в проведении деятельности в ущерб безопасности Российской Федерации, например, вербовка агентов для зарубежных спецслужб.

Вот как комментирует уточнение видов помощи иностранному государству, иностранной и международной организации адвокат Анна Ставицкая: «Это полный привет. Сначала вывели из-под присяжных, а теперь подводят под ответственность не за враждебную деятельность, а за деятельность вообще. Все теперь будет зависеть от большого воображения следователя» [9].

Мы не согласны с мнением адвоката, поскольку расширение формулировки ст. 275 в современных условиях оказания давления

одного государства на другое через дестабилизацию внутренней обстановки, купленные митинги протеста и т. д. является своевременным и правильным.

В новой редакции уточняется, что государственной изменой является выдача государственной тайны, доверенной лицу или ставшей известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Исключена характеристика деятельности (субъективная сторона преступления): враждебность. Доказательство именно «враждебности» является сложным для следствия в системе ФСБ и признания лица виновным, чем пользуется защита подозреваемых для освобождения от уголовной ответственности (в качестве аргумента «не враждебной» деятельности).

Термин «враждебная деятельность» был заимствован из УК РСФСР 1961 г., но не был раскрыт в законодательстве и представляет собой более оценочное, нежели юридическое понятие. К тому же этимология понятия связана с военными действиями и применимо в военное время, но не в мирное.

4. Признаки предмета преступления: государственная тайна, доверенная лицу или ставшая известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Этот признак дополняет как характеристику предмета преступления, так и субъекта преступления.

5. Субъект преступления: гражданин Российской Федерации, достигший 16 лет. Специальный обязательный признак: гражданство РФ.

Определен новый признак субъекта преступления в 2012 г.: лицо, которому была или стала известна, доверена государственная тайна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Возраст наступления ответственности закреплен в ст. 20 Общей части УК РФ.

Гражданство - это политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству. Она проявляется как взаимоотношение между государством и лицом, находящимся под его властью: государство наделяет гражданина правами, защищает и покровительствует ему за границей. В свою очередь, гражданин обязан, безусловно, соблюдать законы и другие предписания госу-

дарства и выполнять установленные им обязанности.

Гражданами России признаются лица, которые приобрели гражданство по основаниям, установленным Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», и не прекратили своего гражданства.

Никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Право на изменение гражданства закреплено в ст. 6 Конституции России. Необходимо отметить, что признаками, указанными в диспозиции ст. 275 УК РФ, должен быть наделен исполнитель преступного деяния. Роль других соучастников (пособников, подстрекателей, организаторов) могут исполнять и общие субъекты.

6. Расширен круг адресата: добавлена международная организация. Поскольку в силу глобализации, усиления влияния объединений государств в мировой политике международные организации стали отдельным самостоятельным игроком, вырабатывающим свои условия и требования к отдельным государствам. Так, в 2008 г. в пояснительной записке правительства сказано, что по данным ФСБ «отдельными международными организациями неоднократно предпринимались попытки получения сведений, составляющих государственную тайну» [10].

7. Субъективная сторона преступления: прямой умысел.

Прямой умысел заключается в том, что гражданин Российской Федерации осознает характер своих действий в ущерб безопасности Российской Федерации и желает их совершения и наступления опасных последствий для безопасности РФ.

Государственная измена характеризуется повышенной степенью опасности, что и обусловило отнесение этого преступления к числу особо тяжких. Поскольку опасности подвергаются: личность - общество - государство, их интересы, стабильность, безопасность.

Мотивы измены государству могут быть самыми разнообразными: идеологическими, политическими, экономическими. Их содержание может быть учтено при назначении наказания. Примечание к ст. 275 УК предусматривает основание освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших государственную измену при условиях: 1) добровольное и своевременное сообщение органам власти, способствование предот-

вращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации; 2) в действиях лица не содержится иного состава преступления.

Государственная измена считается оконченной с момента совершения действий независимо от наступивших последствий.

Таким образом, можно заключить, что поправки, внесенные в ст. 275 в 2012 г., отвечают требованиям настоящего времени, изменившейся международной политической и экономической ситуации, поскольку имеют место посягательства не только на внешнюю, но и на внутреннюю безопасность государства не только со стороны иностранных государств, но и международных организаций.

1. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 12.11.2012 г. № 190-ФЗ // Российская газета. 2012. 14 нояб.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 17.06.1996 г. № 25. Ст. 2954. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г.: по состоянию на 10.09.2013 г. М., 2013.

4. О безопасности: закон Российской Федерации от 5.03.1992 г. № 2446-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 15. Ст. 769.

5. Управление в области безопасности внутренних дел. URL: http://studentu-vuza.ru/adminis trativnoe-pravo/lektsii/upravleniya-v-oblasti-be zopasnosti-i-vnutrennih-del.html (дата обращения: 23.12.2013).

6. Ирошников Д.В. Государственная безопасность Российской Федерации: понятие и содержание // Юридическая наука. 2011. № 2. С. 65-70.

7. Бельский К.С. Полицейское право. Судебные и правоохранительные органы. URL: http://www. pravo .vuzlib.org/book_z1044_page_47. html (дата обращения: 23.12.2013).

8. О государственной тайне: закон РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 // Собрание законодательства РФ. 1997. № 41. С. 8220-8235.

9. Измена Родине - дело каждого. URL: http:// www.kommersant.ru/doc/1094394 (дата обращения: 23.12.2013).

10. Правительство предлагает расширить понятия «государственная измена» и «шпионаж». URL: http://palm.newsru.com/russia/15dec2008/ izmena.html (дата обращения: 23.12.2013).

1. O vnesenii izmeneniy v Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii i v stat'yu 151 Ugolovno-protsessual'nogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii: federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 12.11.2012 g. № 190-FZ // Rossiyskaya gazeta. 2012. 14 noyab.

2. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 13.06.1996 g. // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 17.06.1996 g. № 25. St. 2954. Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tantPlyus".

3. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 13.06.1996 g.: po sostoyaniyu na 10.09.2013 g. M., 2013.

4. O bezopasnosti: zakon Rossiyskoy Federatsii ot 5.03.1992 g. № 2446-1 // Vedomosti S"ezda na-rodnykh deputatov RF i Verkhovnogo Soveta RF. 1992. № 15. St. 769.

5. Upravlenie v oblasti bezopasnosti vnutrennikh del. URL: http://studentu-vuza.ru/adminis trativnoe-pravo/lektsii/upravleniya-v-oblasti-be

zopasnosti-i-vnutrennih-del.html (data

obrashcheniya: 23.12.2013).

6. Iroshnikov D.V. Gosudarstvennaya bezopasnost' Rossiyskoy Federatsii: ponyatie i so-derzhanie // Yuridicheskaya nauka. 2011. № 2. S. 65-70.

7. Bel'skiy K.S. Politseyskoe pravo. Sudebnye i pravookhranitel'nye organy. URL: http://www. pravo .vuzlib.org/book_z1044_page_47. html (data obrashcheniya: 23.12.2013).

8. O gosudarstvennoy tayne: zakon RF ot 21.07.1993 g. № 5485-1 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1997. № 41. S. 8220-8235.

9. Izmena Rodine - delo kazhdogo. URL: http:// www.kommersant.ru/doc/1094394 (data obrashcheniya: 23.12.2013).

10. Pravitel'stvo predlagaet rasshirit' ponyatiya "gosudarstvennaya izmena" i "shpionazh". URL: http://palm.newsru.com/russia/15dec2008/ izmena.html (data obrashcheniya: 23.12.2013).

nocTynuna b pegadura 28.12.2013 r.

UDC 343.3

ANALYSIS OF CHANGES IN CRIMINAL-LEGAL CHARACTERISTICS OF CRIME OF "STATE TREASON'' BEFORE AND AFTER ADOPTION OF FEDERAL LAW FROM 12 NOVEMBER 2012, № 190-FL

Maria Ivanovna BORODINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate for Master's Degree of Direction of Preparation "Criminal Law" of Law Institute, e-mail: [email protected]

The differences of criminal-legal characteristics of article 275 of "high treason" from article's editorial 12 November 2012 before and after of decision № 190-FL "On amendments to the criminal code of the Russian Federation and article 151 of the Criminal procedural code of the Russian Federation" are highlighted. The following differences are selected and reviewed such as criminal-legal characteristics of the crime of "treason" in compliance with the version from 12 November 2012: expansion of the object of the crime with external security in general; clarification of the objective side of the crime, namely species in a foreign power, international organizations, foreign state, and their representatives: financial, materialtechnical, consulting or other assistance; addition of signs of a subject of crime; cancel characteristics of activity as hostile; determination of characteristics of the perpetrator; the broadening of destination by including international organizations and its representatives. It is noted that in connection with the events in Libya, Syria, Ukraine the extension of treason has been a timely and reasonable step taken by the Government of the Russian Federation. It is concluded that amendments meet the requirements of the present time, changed international political and economic situation, because there are attacks both on the outside, and on the internal security of the state, and from foreign countries and international organizations. Key words: high treason; security; object of crime; perpetrator of crime.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.