УДК 34
Свистунова Е.В.
студентка магистратуры факультет юридический Хабаровский государственный университет экономики и права
(Россия, г. Хабаровск)
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ РАССТРОЙСТВОМ СЕКСУАЛЬНОГО ПРЕДПОЧТЕНИЯ (ПЕДОФИЛИЕЙ), НЕ ИСКЛЮЧАЮЩИМ ВМЕНЯЕМОСТЬ
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы привлечения к уголовной ответственности лиц, страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемость. В полном объеме рассматривается понятие заболевания «педофилия»; дается уголовно-правовая характеристика составам преступления, предусмотренным п. «б» ч. 4 ст. 131 Уголовного кодекса Российской Федерации, п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ, ч. 2 ст. 133 УК РФ, ч. 3 ст. 134 УК РФ, субъектами преступления которых могут являться лица, страдающие педофилией, не исключающей вменяемость.
Ключевые слова: расстройство сексуального предпочтения, педофилия, уголовная ответственность, состав преступления, рецидив, сексуальные девиации, уголовно-исполнительная система.
За последние годы в нашей стране частота преступлений, совершаемых педофилами, значительно возросла. Тема педофилии на постоянной основе высвечивается в ленте новостей. Хотя общепринятого определения указанного заболевания или расстройства не существует, для общего понимания необходимо обратиться к этимологии слова «педофилия».
Термин «педофилия» произошел из греческого языка (от греч. pais — дитя) сексуальная тяга (влечение) к ребенку. В медицинской науке под педофилией понимается неоднократное сексуальное вожделение, стремление к реализации половой активности в отношении детей допубертатного возраста, то есть, до 12 лет (рассматривание детских половых органов, дотрагивание до них, реже — изнасилование) [1].
Если подробнее разобрать понятие «педофилия», то из него можно вывести несколько основных признаков, а именно: у взрослого человека в качестве партера в сексуальных отношениях выступает ребенок; пол ребенка не является критерием для совершения действия; сексуальные действия совершаются вопреки его законным интересам; разница в возрасте между педофилом и ребенком не имеет уголовно-правового значения. Понятно, что сексуальное влечение педофила без назначения принудительных мер медицинского характера не является возможным. Однако, наличие такого признака субъективной стороны, как вменяемость, остается неизменным, и органы власти активно борются с возникающими проблемами в этой теме.
Следует отметить, что половое влечение к детям возникают не только у педофилов, существуют различные виды заболеваний, которые связаны с совершением непосредственно самого полового акта, а не с лицом, в отношении которого совершаются действия сексуального характера. В данном случае педофилом назвать указанное лицо нельзя.
Ученые утверждают, что лечение педофилии является сложным процессом, при том, основным направлением пути к успеху является желание самого больного избавиться от болезни. Педофилия, как и многие другие болезни, лечится с большим успехом в подростковом возрасте, вероятность рецидива также меньше, чем у взрослого человека.
Известный отечественный медик Г. Введенский справедливо указывает, что уменьшить число сексуальных преступлений в отношении детей сможет эффективное лечение страдающих педофилией, которую нужно лечить как в
сочетании с уголовным наказанием, так и независимо от наказания. Ученый отметил, что по данным Следственного комитета РФ число детей, пострадавших в результате преступлений сексуального характера, выросло за последние годы в 20 раз, а число экспертиз по таким делам в центре социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского с 2010 г. увеличилось в 10 раз. Рецидив сексуальных преступлений в отношении детей достаточно высок, с другой стороны, пролеченные правонарушители дают все-таки меньший процент рецидивов [6].
Прискорбно, что в нашей стране вид лечения практически не развит, им занимаются единицы. Поэтому имеется острая необходимость в создании центра, который готовил бы психиатров для лечения педофилов. Первым шагом в создании такой системы помощи может стать подготовка врачей, которые будут специализироваться именно на этом типе психического расстройства.
Органами власти ведется активно борьба с педофилами в связи с возникновением все новых преступлений, совершенных на данной почве. По состоянию на первую половину 2021 года совершение преступлений против половой неприкосновенности детей возросло на 12%, число пострадавших детей составляет 6 570 человек. [2]. В связи с ростом преступлений, совершенных педофилами, меры об ужесточении наказания принимаются на законодательном уровне, так был принят Федеральный закон № 3 РФ от 28.01.2022 «О внесении изменений в Уголовной кодекс Российской Федерации» об усилении уголовной ответственности. [3].
Наука уголовного права в отношении преступлений, совершенных педофилами, выделяет два типа действий: насильственные действия и ненасильственные действия. Насильственная педофилия выражается в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 131, п. «б» ч. 4 ст. 131, либо п. «а» ч. 3 ст. 132, либо п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ. Для того, чтобы разобраться в понимании данного вида, необходимо подробно изучить один из составов данных преступлений, например, состав преступления ст. 131 УК РФ.
У объективной стороны данного преступления имеется две формы совершения деяния при формальном составе, когда преступление считается совершенным с момента совершения деяния без наступления последствий. Первое - совершение полового сношения с применением насилия (например, нанесение побоев), или угрозой применения насилия (угроза будет реализована в случае неповиновения), второе - с использованием беспомощного состояния потерпевшей, которая в силу физического и психического состояния не могла отвечать за свои действия, руководить ими, и не осознавала, какие именно действия совершаются против нее. Под самим половым сношением понимается введение полового члена во влагалище женщины. Касаемо нашей темы, объективной стороной является совершение полового сношения с лицом, которое не достигло 14-летнего возраста. В примечаниях к указанной статье указано, что по п. «б» ч. 4. ст. 131 также подлежат квалификации действия, предусмотренные статьями 134 и 135 в отношении лиц, не достигших возраста 12 лет. Если следовать далее, то наличие таких признаков, как применение насилия или реальная угроза его применения, является основным моментом отделения между собой двух составов: состав изнасилования и состав преступления, которое предусмотрено ст. 134 УК РФ (половое сношение с лицом, не достигшим 16-летнего возраста).
Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо мужского пола, достигшее возраста уголовной ответственности, в данном случае 14 лет. Под вменяемостью понимается способность лица осознавать общественную опасность своих действий, в данном случае педофил должен осознавать, что он посягает на половую неприкосновенность ребенка, а также руководить ими, то есть, педофил по собственной воле совершает данные действия.
Субъективной стороной является осознание вины лицом совершаемого преступления, в данном случае из видов умысла может быть только прямой, то есть, лицо осознает, что своими действиями посягает на половую
неприкосновенность потерпевшей, а также предвидело наступление последствий, и желало их наступления [4].
Малолетство потерпевшей виновный также должен осознавать, и подходы к квалификации такие же, как и по ч. 3 при несовершеннолетии жертвы.
Так, Судебная коллегия Верховного Суда РФ признала правильным приговор суда, согласно которому Сысоев был осужден за изнасилование 13-летней Г. с использованием ее беспомощного состояния: потерпевшая Г. выпила спиртное, была в состоянии алкогольного опьянения, согласно выводам экспертизы является личностью с повышенной внушаемостью и ослабленной волей, а момент полового акта не помнила вообще. Сысоев знал достоверно с ее слов, что ей 13 лет.
В качестве примера усиления уголовно-правовой борьбы с педофилией на законодательном уровне можно привести перенесение квалифицирующего признака «изнасилование потерпевшей, не достигшей четырнадцатилетнего возраста» из ч. 3 в ч. 4 ст. 131, при этом санкция увеличена с 15 до 20 лет лишения свободы.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что уголовная ответственность вменяемых педофилов посредством уголовно-правовой борьбы в целом является обоснованной по отношению к лицам, совершившим преступление против половой неприкосновенности ребенка, однако имеются большие проблемы с лечением данной болезни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Судебная психиатрия / под ред. Б. В. Шостаковича. М., 1997. С. 321.
2. https://rg.ru/2021/11/29/sovbez-rf-v-2021-godu-otmechen-rost-polovyh-prestuplenij -protiv-detej .html
3. https://tass.ru/obschestvo/13727625
4. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.11.2022, с изм. от 08.12.2022)
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.12.2014 N 16 "О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
6. Информационный медицинский справочник. — Режим доступа: //http: //bakume-dinfo .com/index.php?Itemid=2&catid= 1:2010-04-12-05-04-04^= 8021:2013-10-1005-43 -06&opti on= com_content&view=article.
Svistunova E.V.
Khabarovsk State University of Economics and Law (Khabarovsk, Russia)
CRIMINAL LIABILITY OF PERSONS SUFFERING FROM A SEXUAL DISORDER PREFERENCES (PEDOPHILIA), NOT EXCLUDING SANITY
Abstract: the article discusses the issues of bringing to criminal responsibility persons suffering from a disorder of sexual preference (pedophilia), which does not exclude sanity. The concept of the disease "pedophilia" is fully considered; the criminal-legal characteristics of the elements of the crime provided for in paragraph "b" of Part 4 of Article 131 of the Criminal Code of the Russian Federation, paragraph "b" of Part 4 of Article 132 of the Criminal Code of the Russian Federation, Part 2 of Article 133 of the Criminal Code of the Russian Federation, part 3 of Article 134 of the Criminal Code of the Russian Federation, whose subjects of crime there may be persons suffering from pedophilia, which does not exclude sanity.
Keywords: disorder of sexual preference, pedophilia, criminal liability, corpus delicti, recidivism, sexual deviations, penal system.