ЭКОНОМИКА
УГЛУБЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН - ЧЛЕНОВ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА Ся Гуанъюань
Статья посвящена изучению экономической позиции Китая в ШОС. Определена степень влияния китайской экономики на экономику соседних государств. Исследованы мотивация Китая и особенности реализации внешнеэкономических, энергетических и транспортных проектов в рамках ШОС. Выявлены проблемы и перспективы дальнейшего углубления торгово-экономического сотрудничества в рамках ШОС.
DEEPENING OF ECONOMIC INTEGRATION OF MEMBER STATES OF SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION Sya Guanyuan
This article examines the economic position of China in Shanghai Cooperation Organization. The level of influence of the Chinese economy on the economy of neighboring states is defined here. We investigate the motivation of China and especially the realization of foreign trade, energy and transport projects. Problems and prospects of further deepening of trade and economic cooperation are identified.
Одной из важнейших целей деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), созданной в 2001 году, является укрепление и развитие экономического сотрудничества между странами-участни-цами. Сотрудничество между странами-членами ШОС активно развивается в энергетике, освоении ресурсной базы, модернизации транспортной инфраструктуры и других областях и является успешным. В последние годы во всех странах-членах ШОС наблюдается стабильный экономический рост, который составляет 6-8%, и, по прогнозам экономистов, в последующие 5 лет такой рост продолжится. В рамках саммитов, состоявшихся в Санкт-Петербурге, Москве, Ташкенте и Астане, были определены основные принципы и направления экономического сотрудничества. Результатом встреч глав правительств «стран шестерки» явилась разработка направлений политики и мер по осуществлению стратегии экономического сотрудничества. Дальнейшее углубление торгово-экономического
сотрудничества стран-членов ШОС должно осуществляться в направлении либерализации внутрирегиональной торговли и инвестиций.
1. Влияние Китая на процесс регионального торгово-экономического сотрудничества ШОС
1.1 Исторический процесс регионального торгово-экономического сотрудничества ШОС
Шанхайская организация сотрудничества была образована для решения вопросов территориальных границ и укрепления безопасности в регионе Средней Азии, но в последние годы данная организация, в которую входят Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан, уделяет все больше внимания сотрудничеству в области экономики. В принятой на саммите в июне 2001 года «Декларации о создании ШОС» были сформулированы основные принципы регионального экономического сотрудничества и намечены этапы процесса по созданию благоприятных условий в
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
области торговли и инвестиций. В «Меморандуме между правительствами госу-дарств-участников ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций», подписанном 14 сентября 2001 года (на первой встрече глав правительств стран ШОС в Алма-Ате), был определен порядок встреч министров экономики и торговли стран-членов ШОС, а также разработаны принципы развития регионального экономического сотрудничества и запуска переговорных процессов о создании благоприятных условий в области торговли и инвестиций. Первое заседание министров экономики и торговли стран-членов ШОС состоялось в Шанхае 28-29 мая 2002 года, на котором были подписаны «Протокол к Меморандуму между правительствами государств-уча-стников ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций» и «Совместное заявление по итогам первой встречи министров стран-членов ШОС, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность». Стороны договорились о проведении исследований по разработке направлений регионального экономического сотрудничества, об обмене законодательной и правовой информацией и постепенном инвестиционном сотрудничестве. В 2003 году была принята Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества. Первоочередная цель программы состоит в том, чтобы до 2020 года создать «регион экономической интеграции нового типа», что подразумевает создание благоприятных условий в области торговли и инвестиций, т.е. постепенную реализацию свободного передвижения това-
ров, капиталов, услуг и технологий между странами-членами ШОС.
Одной из основных тенденций развития мировой экономики является расширение внутрирегионального экономического сотрудничества. Страны-члены ШОС обладают большим «интеграционным потенциалом» в сфере торговли, добывающей промышленности и инвестиций. В последние годы товарооборот между странами-членами ШОС увеличивается быстрыми темпами, в 2003 году общий товарооборот между странами-членами составил 19,7 млрд. долларов США. Аналитики Банка развития Азии отмечают, что если бы осуществилась полная интеграция экономики стран в регионе Средней Азии, то совокупный ВВП за 10 лет повысился бы на 20%.
В 2004 году в Бишкеке страны-члены ШОС договорились о сотрудничестве в шести отраслях: в транспорте, энергетике, телекоммуникациях, сельском хозяйстве, бытовой электронике и легкой промышленности, которые имеют важное значение в области народного хозяйства стран региона1.
В 2004 году на третьей встрече главы правительств стран-членов ШОС ратифицировали «План и меры по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества». Данный план охватывал более 100 сотруднических проектов в области экономики, а также научнотехнической и гуманитарной областях. В 2005 году состоялась четвертая встреча глав правительств ШОС, по итогам которой страны договорились об усилении работы по развитию торгово-экономического сотрудничества и улучшению условий инвестирования на основе равноправного и взаимовыгодного режима. Рабочие группы стран-участниц приложили много усилий для разработки конкретных предложений, составления проектов и планов сотрудничества в областях энергетики, транспорта,
1 Ректор Академии социальной политологии Кыргызстана, член комиссии экспертизы ТАР Муладбек Иманариев: «Соло под музыку ШОС». ТАР 12.09.2006 г.
Ся Гуанъюань
телекоммуникаций, науки и техники, а также сельского хозяйства.
На саммите 2006 года были определены приоритетные направления сотрудничества в сфере энергетики, информационных технологий и транспорта. С этого периода с целью финансирования особо важных объектов и проектов начала работу SCO Interbank Association. На шестой встрече глав правительств стран-членов ШОС в 2007 году было подписано «Соглашение ШОС о сотрудничестве и взаимодействии в таможенных делах» с целью упрощения таможенных формальностей и создания благоприятных условий для внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности.
Из экономических достижений последних лет видно, что народное хозяйство стран Средней Азии (большинство из них вошли в ШОС) идет по пути развития рыночной экономики, в странах наблюдается стабильный экономический рост, происходит реорганизация промышленных структур, совершенствование налоговой и инвестиционной политики. Многие экономисты считают, что в странах Средней Азии наступил наиболее благоприятный этап экономического развития со времени их независимости. Если не случится мировой катастрофы или войны, то данная тенденция обязательно сохранится. Усиливается заинтересованность всех стран мира в энергоресурсах и других природных ресурсах государств Средней Азии, поэтому есть вероятность, что в будущем народное хозяйство стран Средней Азии сохранит рост (хотя данный рост, возможно, замедлится в результате снижения темпов роста мировой экономики). Скорость развития народного хозяйства стран Средней Азии будет зависеть и от того, как будет происходить реорганизация промышленных структур, будут ли они конкурентоспособными на мировом рынке и способными к дальнейшей интеграции.
1.2 Статус и значение Китая в области торгово-экономического сотрудничества. ШОС
С каждым годом увеличивается степень влияния китайской экономики на экономику соседних государств. Китай активно осуществляет торговую и инвестиционную деятельность, принимает участие в реализации энергетических и транспортных проектов в рамках ШОС. Китай уже предоставил льготные кредиты в размере 900 млн. долларов США для инвестиционных проектов в рамках ШОС. Более результативно развивается внешняя торговля между Китаем и Россией, хотя доля России в общем внешнеторговом обороте Китая составляет 3-4% (что составляет менее 1/3 внешнеторгового оборота Китая и Южной Кореи). На Китай приходится 7-8% от общего внешнеторгового оборота России. Доля стран Средней Азии во внешнеторговом обороте Китая составляет всего лишь 1%. В то же время на Китай приходится 8-9% от общего внешнеторгового оборота Казахстана и 1213% от общего внешнеторгового оборота Кыргызстана. Россия для стран Средней Азии, входящих в ШОС, является более привлекательным торговым партнером, нежели Китай. Доля России составляет 30% внешнеторгового оборота Казахстана, 15% внешнеторгового оборота Кыргызстана и 14% внешнеторгового оборота Таджикистана2. Судя по этим данным, развитие внутрирегиональной торговли оказывает небольшое влияние на экономику Китая и России, но имеет большое значение для экономик стран Средней Азии.
Тем не мене, перспективы развития внешней торговли между странами велики, дальнейшее развитие торговых отношений необходимо для развития экономик всех стран. Например, Китай может получить дефицитные в своей стране нефть, природный газ, лес, цветные металлы и другие сырьевые ресурсы из стран Средней Азии. А полученный в процессе экономической
2 Пань Гуан. Первая организация регионального сотрудничества нового типа в XXI веке. Исследование ШОС. Издательство партийной академии ЦК КПК, 2006 г. С. 135.
реформы успешный опыт Китая может быть использован в экономиках стран Средней Азии и РФ.
Участие Китая и России в ШОС очень полезно для повышения авторитета организации и укрепления статуса РФ в регионе Средней Азии3. В.В. Путин отмечал, что ШОС выходит за пределы ее установленных целей, а экономическое сотрудничество между странами-членами ШОС приобретает первостепенное значение. Также важное значение в рамках ШОС имеет осуществление сотрудничества в области финансов. В 2005 году было подписано «Соглашение о сотрудничестве между банками», основной целью которого остается укрепление экономических связей между банками стран-членов ШОС, финансирование крупных инвестиционных объектов и оказание финансовых услуг. Созданные в 2006 году SCO Interbank Association и Клуб деловых предпринимателей также способствуют региональному сотрудничеству. Клуб деловых предпринимателей был создан для разработки таких направлений регионального экономического сотрудничества, которые помогут наиболее эффективно решать вопросы экономической глобализации и интеграции региональной экономики4.
В июне 2007 года Россия инициировала создание Энергетического клуба. Интересы стран-членов и стран-наблюдателей ШОС различаются, т.к. исходят из разного уровня развития экономики и потребностей в энергоресурсах. Россия и Казахстан, которые находятся на этапе возрождения экономики и имеют мощную энергетическую промышленность в качестве опоры народного хозяйства, являются экспортерами энергоресурсов, а Китай и Индия, находящиеся на этапе развития государственного и экономи-
ческого потенциала, являются импортерами энергоресурсов. Значительная разница в форме и режиме экономического развития определяет экономическую взаимодополняемость и предоставляет блестящую перспективу сотрудничества в области энергоресурсов. Кыргызстан и Таджикистан, которые еще находятся на этапе восстановления экономики, хотят выйти из текущего затруднительного положения посредством многостороннего и двустороннего сотрудничества в рамках ШОС и защитить свою экономику от негативных последствий глобализации мировой экономики5.
Таким образом, можно определить следующие преимущества Китая от членства в ШОС:
Во-первых, посредством регионального экономического сотрудничества между Китаем и странами Средней Азии возможно осуществление государственной стратегии плюрализма рынков энергоресурсов и полезных ископаемых. Для этого необходимо диверсифицировать структуру экспорта стран Средней Азии, а также решить актуальные проблемы - «узкие места» в ресурсной политике Китая. Особенно важен прямой ввоз энергоресурсов и полезных ископаемых сухопутным транспортом в Китай, так как, по сравнению с морским транспортом, он отличается низкой себестоимостью, высокой безопасностью и низким уровнем риска.
Во-вторых, энергоресурсы и полезные ископаемые могут в большей степени стимулировать развитие экономики стран-членов ШОС.
В-третьих, открывается перспектива создания более широкого рыночного пространства для развития приоритетных отраслей промышленности Китая.
В-четвертых, возможности создания бла-
3 SCO seeks new integrationmodels, Novosky, http: / /en. rian. ru / russia /20050810 /41125755. html
4 Телеграфное агентство Синьхуа. Торгово-коммерческая трибуна ШОС - комиссия деловых предпринимателей ШОС. 15.06.2006.
5 Сюй Тао. Энергический клуб ШОС показывает свой первообраз // Нефть и нефтехимпромышленность Китая. 2007. № 16.
Ся Гуанъюань
гоприятных условий для регионального научного развития.
Проблемой в достижении поставленных целей является то, что в западных районах Китая невелика емкость местных рынков и их развитие ограничено. Для выхода из данного состояния необходимо использовать географическое преимущество западных районов Китая, привлекать капиталовложения, постепенно сокращать разницу в экономическом развитии между восточными и западными районами Китая, формировать зоны свободной торговли, общие рынки со странами Средней Азии и другими странами ближнего зарубежья. Следует образовать зону экономического благоприятствования в Синьцзяне и через Синьцзян укреплять товарные потоки между Китаем и странами Средней Азии.
2. Оценка экономического потенциала развития стран-членов ШОС
Страны Средней Азии, входящие в ШОС, прошли 17-летний трудный путь после распада СССР. В начале XXI века все страны ШОС уже определили направления и перспективы своего развития. Казахстан установил следующий путь развития государства: используя опыт Канады и Австралии, Казахстан экспортирует сырьевые ресурсы на мировые рынки, главным образом, развивая нефтяную и газовую отрасли промышленности, химическую и нефтехимическую промышленность, металлургию, отрасль стройматериалов, пищевую промышленность, высокотехническую индустрию, в основном ориентирующуюся на экспорт. Экономика Узбекистана расставляет акценты на добыче природного газа, производстве удобрений, автостроении, переработке хлопка. В последние годы народное хозяйство стран Средней Азии и России идет по скоростной дороге положительного цикла и стабильного роста. Посредством социальных и экономических реформ страны
Средней Азии уже вышли из режима плановой экономики бывшего СССР и переходят на путь рыночной экономики, соответствующей тенденциям развития мирового хозяйства. В этих странах установлен режим и созданы институты рыночной экономики (законодательство, принципы, правила). В большинстве этих стран создана и укреплена промышленная система, ориентирующаяся на мировые рынки, расширяется частная собственность. Экономическое сотрудничество с Китаем оказало положительный экономический эффект на страны Средней Азии и Россию. Они вышли на растущий рынок Китая, где существует спрос на природные ресурсы и готовые изделия. Это позволило несколько снизить конкурентное давление ЕС, расширяющегося на восток, и уменьшить риск «отсева»6.
Привлечение китайских инвестиций позволяет повысить рейтинг стран-членов ШОС при переговорах о вступлении этих стран в ВТО, а также при решении различных вопросов в международных или европейских кругах. Судя по всему, реализация цели интеграции региональной экономики ШОС может способствовать пополнению капиталов, ресурсов, рынков и других факторов, а также добиться результата - «общий выигрыш» - для всех стран-членов.
Имеется ряд благоприятных условий для реализации торгово-экономической интеграции ШОС: во-первых, ШОС является региональной организацией, обладающей международным правовым статусом и совершенной организационной структурой. Во-вторых, у некоторых стран-членов накоплен богатый опыт участия и организации региональной экономической деятельности (например, Китай уже добился большого сдвига в процессе создания зоны свободной торговли Союза стран Восточной Азии; страны Средней Азии - в качестве
6 Sureyya Yigit ECONOMIC BOOM AM ID UNEASE IN XINJ IANG // CENTRAL ASIA - CAUCASUS ANALYST. USA. Wednesday. July 26. 2006.
стран-членов Таможенного союза СНГ и Экономического сообщества Средней Азии
- осуществляют единую торговую политику, включая нулевые ставки пошлин при импорте, освобождение от НДС и т.д). В-четвертых, между некоторыми странами-членами осуществляются переговоры о создании зоны свободной торговли, например, Узбекистан и Казахстан уже создали в июне 2005 года рабочую группу во главе с заместителями министров обеих стран, предназначенную специально для исследования и разработки соответствующих документов и проектов о создании зоны свободной торговли двух сторон. Кыргызстан в качестве страны-члена ВТО рассматривает план создания пограничной зоны свободной торговли с Казахстаном. В-пятых, в последние годы удельный вес торговли между странами-членами ШОС значительно повысился, также воз-
рос уровень интеграции экономик, все это представляет основание для дальнейшего сотрудничества. По данным министерства коммерции Китая, в 2007 году товарооборот Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана с Китаем составил соответственно 13,87 млрд. долларов, 1,13 млрд. долларов, 3,78 млрд. долларов и 0,52 млрд. долларов США, а прирост по сравнению с 2006 годом составил соответственно 65,6%, 16,2%, 69,8%, 61,8% (таблицы 1-3).
Данные таблиц 2 и 3 соответствуют статистическим данным ВТО об импортном и экспортном обороте стран-членов ШОС. Из вышеперечисленных таблиц видно, что с развитием ШОС экономика и торговые связи стран-членов ежегодно повышаются, что закладывает прочный фундамент для реализации интеграции экономик стран-членов ШОС.
Таблица 1
Динамика торговли Китая со странами-членами ШОС, млн. долларов США
Страна 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Россия 21232 29103 33386 48165
Казахстан 4498 6810 8357 13875
Узбекистан 575 680 972 1129
Кыргызстан 602 972 2225 3779
Таджикистан 68 157 323 524
Источник: Управление европейских дел при министерстве коммерции КНР http:// ozs.mofcom.gov.cn/date/
Таблица 2
Сравнение импортного оборота между странами-членами ШОС в 2000-2003 гг.
Единица: 100 млн. долларов
Стриї 2000 г. 2001г. 2002 г. 2003 г.
Суши ї)Иф«СТ Дртп Vo ІЛТТіТІ Прцнст Доїн tyimra Прфост Д>ін (ушв 1)>ф«СТ
Vo Vo Vo Ofy Vo <И> Vo
Т.Ь» 67110 13.1 О О 64660 5 J 100 66850 6j6 100 77650 1616 100
Кктїн 2250 9 35.8 335 2+35.5 8.2 3.77 2951.7 212 4.42 4128.4 39.87 5.32
Ином 446 j6 11.5 0.67 536.3 0.83 600.1 0.9 744 96 24.14 0.96
Кишіш 505 37 Cl .CIS 63.6 0.1 64.7 0.1 8327 28.7 0.11
Кцпііітін 5.5 ■7.5 0.01 4.7 0.01 6 0.01 7.17 19.5 0.01
ТіДНОМТШ 6S 1.5 0.01 6.9 0.01 7.4 0.01 8S1 19.05 0.01
Уібеинтзн 29.5 ■1.1 0.04 31.2 0.05 31.6 0.05 25.76 -18.48 0.03
Ся Гуанъюань
Таблица 3
Сравнение экспортного оборота между странами-членами ШОС в 2000-2003 гг.
Единица: 100 млн. долларов
СтрН! 20*0 г. 2001г. 2002 г. 2003 г.
Суша <И> Дот ■№ СуГ|ТГ|П Прфскт д™ Прфсст Д>пя <И> Супв Прцккт <Н> Дш <Н>
Мф 64310 12.8 100 61760 -4 100 64240 4 100 74820 16.47 100
Киган 3492 27.8 358 2661 65 4.31 3256 22.4 5.07 4383.7 34.63 5.86
Вкоп 1055.7 39.5 164 1031.4 -23 1.67 1069 36 1.66 135162 26.44 1.81
Кзаштин 913 63 0.14 36.5 -53 0.14 95.7 10.7 0.15 129 34.8 0.17
№пшктин 5 11 0 Л11 4.6 -8.7 0.01 4.6 09 0.01 552 26.52 0.01
Тшннкитзн ... ... ... ...
32.7 0.9 0Д5 31.4 -3.7 0.05 29.4 -6.4 0.05 2936 -0.14 0.04
3. Дальнейшее развитие процесса торгово-экономической интеграции в рамках ШОС
3.1 Необходимость и возможность интеграции торговли и экономики
Торгово-экономическая интеграция в рамках ШОС является отражением региональной интеграции7: осуществляется сотрудничество между Китаем, Россией и Казахстаном в области энергоресурсов; в области транспорта Китай сотрудничает с Россией, Казахстаном и Кыргызстаном; сотрудничество между Китаем и Таджикистаном находится на стадии рассмотрения нескольких соглашений о намерении.
Интеграция в рамках ШОС распространяется от целей политического и военного сотрудничества до сотрудничества в области торговли и экономики. Китай использует данный шанс, активно продвигаясь по пути более тесного экономического сотрудничества. Мотивация Китая вызвана тем, что в дальневосточных районах России и странах Средней Азии залегают богатые ресурсы и полезные ископаемые, в которых заинтересован Китай. Страны-члены ШОС расположены на двух континентах -Азии и Европе - и имеют долгую историю и культурную связь, они доверяют друг другу и демонстрируют дружественные отношения. Китай готов использовать свое географическое преимущество (морские границы) и вместе со странами ШОС создать но-
вый мост Евразии, использовать преимущество морского и сухопутного транспорта для стимулирования развития торговли и экономики. В настоящее время Китай продвигает проект по созданию двусторонней и многосторонней зоны свободной торговли в рамках ШОС и закладывает правовую базу для взаимоотношений и содействия гармоничному развитию региона.
Кроме того, достижение экономических выгод путем либерализации торговли и инвестиций является одной из важнейших задач для Китая. Начальным этапом либерализации торговли и инвестиций в Китае является создание зоны свободной торговли с Казахстаном, а окончательным этапом
- создание зоны свободной торговли в рамках ШОС. Зона свободной торговли необходима с точки зрения привлечения прямых инвестиций, межгосударственного обращения товаров в регионе, снижения себестоимости торговой и финансовой деятельностей, дальнейшего стимулирования торговли и инвестиций и, в конце концов, повышения экономического роста государства и уровня жизни населения.
3.2 Проблемы интеграции в рамках ШОС
Для продвижения торгово-экономического сотрудничества следует преодолеть несколько основных препятствий, в первую очередь, проблему банковской ликвидности. Особенность банковской системы в странах Средней Азии состоит в том, что неуклонно уве-
7 Чжао Цзиньпин. Перспектива интеграции экономики ШОС и ее воздействие // Китайская экономика. 15.09.2005 г.
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
личивается объем кредитования, соответственно возрастает и риск невозврата кредитов. Во-первых, банки стран Средней Азии испытывают дефицит финансовых средств, например, объем кредитов, выданный банками Казахстана, составляет только 14,9% от ВВП, это означает недостаточное участие государства в решении экономических вопросов банковской системы. Когда инвестиционный капитал, необходимый для роста экономики, накапливается в банковской системе, то это означает, что риск финансовой системы тоже сконцентрирован в банковской системе. Изменение объема кредита в большой степени зависит от скорости и качества развития экономики государства, поэтому во время ухудшения экономического положения резкое расширение объема кредита на практические экономические области оказывает отрицательное влияние на развитие банковской отрасли. Отсюда видно, что недостаток кредита является самым нестабильным фактором в процессе развития банков Казахстана.
Второй проблемой является неравномерное развитие экономики стран-членов ШОС как следствие разногласия по важным сферам сотрудничества. Все страны-члены ШОС являются развивающимися странами: Китай и Россия являются наиболее экономически развитыми в регионе, Казахстан и Узбекистан - средними странами по мощности, а Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан -бедными и слабыми странами. Хотя Китай и Россия являются самыми большими странами, но по уровню экономической свободы они занимают соответственно 95 и 102 место в мире8, у них нет способности осуществлять крупномасштабные инвестиции за рубеж, им самим необходимы иностранные капиталовложения, поэтому Китай и Россия еще не могут оказывать экономическую помощь и содействие странам Средней Азии, что ограничивает дальнейшее расширение сотрудничества в рамках ШОС.
В-третьих, страны не договорились о конкретной дате либерализации торговли, некоторые из стран-членов встревожены возможным конкурентным давлением на свою страну, вызванным либерализацией торговли и инвестиций. В странах ШОС еще существует риск нестабильной обстановки, риск вмешательства и проникновения внерегиональных держав. Все эти факторы негативно влияют на развитие торгово-экономического сотрудничества ШОС.
3.3 Создание двусторонней зоны свободной торговли и распространение позитивного опыта, сотрудничества. Китая и Казахстана
Создание Китайско-казахстанской зоны свободной торговли является перспективным направлением сотрудничества. С периода установления дипломатических отношений между Китаем и Казахстаном прошло уже более 10 лет, торгово-экономические отношения между двумя странами развиваются бурными темпами: в 1992 году товарооборот между Китаем и Казахстаном составил 369,1 млн. долларов США, в 1999 году достиг 1,1 млрд. долларов, в 2002 году - 1,7 млрд. долларов, в 2005 году - 6,8 млрд. долларов, в 2007 году -13,9 млрд. долларов США. Кроме торговли в рамках межправительственных договоров, пограничная и коммерческая торговля между Китаем и Казахстаном тоже занимает большой удельный вес, торговля между сторонами показывает хорошую тенденцию роста. В настоящее время активизируются транспортные связи двух стран, грузооборот в Алашань-коу увеличился с 2 млн. тонн в первом году открытия данного перехода до 13 млн. тонн в 2007 году 9. Потенциал сотрудничества между двумя странами в области нефти и природного газа очень большой, продолжается рост добычи энергоресурсов в Казахстане, в 2007 году объем добычи природного газа составил 29,2 млрд. куб. м., объем добычи нефти составил 16,7 млн.тонн. Это создает
8 James Gwartney, Economic Freedom ofthe world: 2006 Annual Re2port. Cato Institute, Washington D. C. U. S. A, 2006.
9 Таможня Урумчи http:/www.customs.gov.cn/YWStaticPage/4742/5f049943.htm
Ся Гуанъюань
предпосылки для выполнения совместных китайско-казахстанских проектов.
Новой формой международного экономического сотрудничества Китая является создание Китайско-казахстанской зоны свободной торговли на погранпереходе Хоргос. В 1992 году сянганский бизнесмен планировал создать торгово-экономический городок в погранпереходе Хоргос, но его план не удался. В 2001 году при содействии округа Или были расширены функции погранперехода. В апреле 2002 году Министерство обороны, Главная государственная таможня и Министерство иностранных дел КНР поддержали создание данной зоны свободной торговли. В июле 2005 года во время визита председателя государства КНР Ху Цзиньтао в Казахстан правительства двух стран подписали официальное соглашение о запуске строительства Китайско-казахстанского международного центра пограничного сотрудничества в Хоргосе. Данный центр занимает площадь 4,63 кв. км (в т.ч. площадь на территории Китая составляет 3,43 кв. км, площадь на территории Казахстана - 1,85 кв. км).
В июне 2006 года официально началось строительство зоны свободной торговли, в настоящее время почти все основные строительные работы на территории Китая завершены, в конце 2008 года она вступит в эксплуатацию. В функции данной зоны входят организация выставок, торгово-коммерческая деятельность, оказание финансовых и логистических услуг, содействие организации отдыха, развлечений и так далее10. Китайско-казахстанский международный центр пограничного сотрудничества в Хоргосе является первой в мире трансгосударственной зоной торгово-экономического сотрудничества и образцовой зоной регионального сотрудничества в рамках ШОС. Если посредством данной формы удастся добиться экономического
эффекта, то она будет распространяться во всех странах-членах ШОС.
3.4 Определение приоритетного направления развития в рамках ШОС: интеграция торговли и экономики
Благодаря историческому и географическому преимуществу - «географической ленте шелкового пути», образовавшегося между Китаем и Средней Азией, регион будет превращаться в крупный промышленный и экономический центр. Если будет осуществлена интеграция торговли и экономики, то она станет важным направлением снабжения экономической ленты «шелкового пути» ресурсами для удовлетворения потребностей внутренних рынков Китая. Кроме того, посредством образования зон промышленной переработки и торговли в данном регионе промышленные изделия глубокой переработки будут поставляться на внутренний рынок Китая, а также рынки Европы. Интеграция необходима для всех стран Средней Азии, т.к. внутренним рынкам будут предоставлены выходы к морю и пути соединения с Северо-Восточной Азией.
ШОС является региональной организацией с мощным демографическим потенциалом: 1,5 млрд. человек, площадь территории - 30,20 млн.кв.км и совокупный ВВП - 2300 млрд. долларов США. В организацию входят 2 страны-члена ВТО -Китай и Кыргызстан, страны со стабильным ростом экономики - Россия и Казахстан. В процессе развития свободной торговли и интеграции экономики экономические державы должны как можно раньше предоставить относительно отсталым странам режим наибольшего благоприятствования по выходу на рынок, что соответствует общим интересам всех стран-членов. В целях эффективного ответа на вызовы ускоряющейся глобализации мировой экономики, ШОС должна добиться авторитета и повышения силы воздействия в многосторонних переговорах и
10 Вэб-сайт Радиовещания Китая. 07.04.2008 г. http://www.cnr.cn/xjfw/slsq/zyzx/200804/t20080407_504755782.html
международных делах, чтобы развитие региональной экономической интеграции в большей степени соответствовало мировым стандартам и правилам международ-
ной торговли, чтобы страны-члены как можно раньше стали пользоваться преимуществами от сотрудничества в рамках ШОС.
ЛИТЕРАТУРА
1.Пань Гуан. Первая организация регионального сотрудничества нового типа в 21-ом веке.Исследование ШОС. Издательство партийной академии ЦК КПК, 2006г. - С. 135.
2. Сюй Тао. Энергический клуб ШОС показывает свой первообраз // Нефть и нефте-химпромышленность Китая. 2007г. № 16.
3.Телеграфное агентство Синьхуа. Торгово-коммерческая трибуна ШОС - комиссия деловых предпринимателей ШОС. 2006 г. 15 июня.
4.Чжао Цзинпин. Перспектива интеграции экономики ШОС и ее воздействие // Китайская экономика. 2005г. 15 сентября.
5. James Gwartney, Economic Freedom of the world: 2006 Annual Re2port. Cato Institute, Washington D. C. U. S. A, 2006.
6. Sureyya Yigit ECONOMIC BOOM AM ID UNEASE IN XINJ IANG. /CENTRAL ASIA -CAUCASUS ANALYST. USA. - Wednesday. July 26. - 2006
7. SCO seeks new integrationmodels. Novosky. http: //en. rian. ru / russia /20050810 /41125755. html
8.Управление европейских дел при министерстве коммерции КНР http://ozs.mofcom.gov.cn/ date/