© Ся Г., 2008
СЯ Гуанъюань
Вице-консул
Генеральное консульство Китайской Народной Республики в Екатеринбурге
620075, РФ, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 52 Контактный телефон: (343) 379-39-62 e-mail: [email protected]
Роль Китая в экономической интеграции в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества
Ключевые слова: Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), сотрудничество безопасности, региональное экономическое сотрудничество, зона свободной торговли, интеграция.
Аннотация. Статья посвящена изучению экономической роли Китая в ШОС. Определена степень влияния китайской экономики на экономику соседних государств. Исследованы мотивация Китая и особенности реализации внешнеэкономических, энергетических и транспортных проектов в рамках ШОС. Выявлены проблемы и перспективы дальнейшего торгово-экономического сотрудничества стран-членов ШОС.
Одной из важнейших целей деятельности Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), созданной в 2001 г., является укрепление и развитие экономических взаимосвязей стран-членов данной организации. Их сотрудничество активно и достаточно успешно развивается в таких областях, как энергетика, освоение ресурсной базы, модернизация транспортной инфраструктуры и др. В последние годы во всех странах-членах ШОС наблюдается стабильный экономический рост, который составляет ежегодно 6-8%, и, по прогнозам экономистов, в последующие 5 лет рост продолжится. Результатом встреч глав правительств «стран шестерки» явилась разработка направлений политики и мер по осуществлению стратегии экономического сотрудничества. Дальнейшее углубление торгово-экономического сотрудничества стран-членов ШОС должно осуществляться в направлении либерализации внутрирегиональной торговли и инвестиций.
С каждым годом увеличивается степень влияния китайской экономики на экономику соседних государств. Китай активно осуществляет торговую и инвестиционную деятельность, принимает участие в реализации энергетических и транспортных проектов в рамках ШОС; страна уже предоставила льготные кредиты в размере 900 млн дол. США для инвестиционных проектов в рамках ШОС. Наиболее результативно развивается внешняя торговля с Россией, хотя в общем внешнеторговом обороте Китая ее доля равняется 3-4% (что составляет, например, менее 1/3 внешнеторгового оборота Китая и Южной Кореи). На Китай приходится 7-8% общего внешнеторгового оборота России. Доля стран Средней Азии во внешнеторговом обороте Китая составляет лишь 1%, в то же время на Китай приходится 8-9% общего внешнеторгового оборота Казахстана и 12-13% оборота Кыргызстана. Россия для стран Средней Азии, входящих в ШОС, является более привлекательным торговым партнером, чем Китай. Доля Российской Федерации во внешнеторговом обороте Казахстана составляет 30%, Кыргызстана - 15 и Таджикистана - 14% [1. С. 135].
Судя по приведенным выше данным, развитие внутрирегиональной торговли незначительно влияет на экономику Китая и России, но имеет большое значение для экономик стран Средней Азии. Тем не менее дальнейшее развитие торговых отношений
81
► Известия УрГЭУ
3(22) 2008
необходимо для развития экономик всех стран. Например, Китай может получить дефицитные для него нефть, природный газ, лес, цветные металлы и другие сырьевые ресурсы из стран Средней Азии, а его успешный опыт проведения экономических реформ может быть использован в странах Средней Азии и России. Участие Китая и России в ШОС полезно для повышения авторитета Организации и укрепления статуса Российской Федерации в регионе Средней Азии [7].
Важное значение для стран-членов ШОС имеет сотрудничество в области финансов. В 2005 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между банками государств, основными целями которого являются: укрепление экономических связей между банками стран-членов ШОС, финансирование крупных инвестиционных объектов и оказание финансовых услуг. Деятельность созданных в 2006 г. SCO Interbank Association и Клуба деловых предпринимателей также способствует развитию регионального сотрудничества [3].
В июне 2007 г. Россия инициировала создание Энергетического клуба. Россия и Казахстан, которые находятся на этапе возрождения экономики и имеют мощную энергетическую промышленность в качестве опоры народного хозяйства, являются экспортерами энергоресурсов, а Китай и Индия, находящиеся на этапе развития государственного и экономического потенциала, являются импортерами энергоресурсов. Значительные различия в форме и режиме экономического развития определяют взаимодополняемость стран-членов ШОС и предоставляют перспективы их сотрудничества в области использования энергоресурсов. Кыргызстан и Таджикистан, которые еще находятся на этапе восстановления экономики, хотят выйти из затруднительного положения посредством многостороннего и двустороннего сотрудничества в рамках ШОС и защитить свою экономику от негативных последствий глобализации мировой экономики [2].
Из всего вышесказанного вытекает ряд преимуществ Китая, обусловленных его членством в ШОС.
Во-первых, посредством регионального экономического сотрудничества со странами Средней Азии стало возможным реализовать государственную стратегию плюрализма рынков энергоресурсов и полезных ископаемых. Для этого необходимо диверсифицировать структуру экспорта стран Средней Азии, а также разрешить актуальные проблемы ресурсной политики Китая. Особенно важен прямой ввоз в Китай энергоресурсов и полезных ископаемых сухопутным транспортом, имеющим по сравнению с морским низкую себестоимость и незначительный уровень риска.
Во-вторых, открываются перспективы формирования более широкого рыночного пространства для развития приоритетных отраслей промышленности.
В-третьих, появляются благоприятные условия для развития науки в регионах.
Однако реализацию названных преимуществ сдерживают ограниченное развитие западных районов Китая, а также незначительная емкость местных рынков. Для выхода из создавшегося положения необходимо привлекать капиталовложения, постепенно сокращать разницу в экономическом развитии между восточными и западными районами страны, формировать зоны свободной торговли, общие рынки со странами Средней Азии и другими странами ближнего зарубежья.
Страны Средней Азии, входящие в ШОС, прошли трудный 17-летний путь развития после распада СССР. В начале XXI века все страны-члены ШОС уже определили направления и перспективы роста своих экономик. Казахстан, используя опыт Канады и Австралии, экспортирует сырьевые ресурсы на мировые рынки, развивает нефтяную и газовую отрасли, химическую и нефтехимическую промышленность, металлургию, отрасль стройматериалов, пищевую промышленность, высокотехнологическую индустрию, ориентированную на экспорт. Экономика Узбекистана базируется на добыче
природного газа, производстве удобрений, автостроении, переработке хлопка. В последние годы народное хозяйство стран Средней Азии и России идет по скоростной дороге положительного цикла и стабильного роста. Посредством социальных и экономических реформ страны Средней Азии уже вышли из режима плановой экономики и имеют целью становление рыночных отношений, соответствующих тенденциям развития мирового хозяйства. В этих странах сформированы институты рыночной экономики, создана и укреплена промышленная система, ориентированная на мировые рынки, укрепляется частная собственность. Экономическое сотрудничество Китая со странами-членами ШОС дало положительный экономический эффект: страны Средней Азии и Россия вышли на растущий рынок Китая, где существует спрос на природные ресурсы и готовые изделия, что позволило отчасти снизить конкурентное давление стран Европейского союза, расширяющегося на восток [6].
Привлечение китайских инвестиций позволяет повысить рейтинг стран-членов ШОС на переговорах о их вступлении в ВТО, при решении различных задач в международных или европейских кругах.
Интеграция региональных экономик стран-членов ШОС может способствовать росту капиталов, накоплению ресурсов, расширению рынков, и, наконец, получению взаимовыгодного результата - общего выигрыша для всех стран-членов ШОС.
Налицо благоприятные условия для реализации торгово-экономической интеграции стран-членов ШОС: во-первых, ШОС является региональной Организацией, обладающей международным правовым статусом; во-вторых, у некоторых стран-членов ШОС накоплен богатый опыт участия и организации региональной экономической деятельности (например, Китай уже добился больших успехов в создании зоны свободной торговли Союза стран Восточной Азии, а страны Средней Азии играют активную роль в качестве стран-членов Таможенного союза); в-третьих, между некоторыми странами-членами ШОС ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли (например, Узбекистан и Казахстан разрабатывают проект создания такой зоны; Кыргызстан в качестве страны-члена ВТО рассматривает план создания пограничной зоны свободной торговли с Казахстаном); в-четвертых, в последние годы удельный вес торговли между странами-членами ШОС значительно повысился. По данным министерства коммерции Китая, в 2007 г. товарооборот Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана составил соответственно 13,87; 1,13; 3,78 и 0,52 млрд дол. США, а прирост по сравнению с 2006 г. - 65,6; 16,2; 69,8 и 61,8% соответственно (см. таблицу).
Динамика торговли Китая со странами-членами ШОС, млн дол. США1
Страна 2004 2005 2006 2007
Россия 21 232 29 103 33 386 48 165
Казахстан 4 498 6 810 8 357 13 875
Узбекистан 575 680 972 1 129
Кыргызстан 602 972 2225 3 779
Таджикистан 68 157 323 524
1 Источник: [8].
Торгово-экономическая интеграция стран в рамках ШОС является отражением региональной интеграции [4]: осуществляется сотрудничество между Китаем, Россией и Казахстаном в области энергоресурсов; в области транспорта Китай сотрудничает с Россией, Казахстаном и Кыргызстаном; сотрудничество между Китаем и Таджикистаном находится на стадии рассмотрения нескольких соглашений о намерении.
Интеграция в рамках ШОС распространяется на многие факторы - от целей политического и военного сотрудничества до сотрудничества в области торговли. Китай использует полученный шанс, активно налаживая более тесное экономическое сотруд-
82 У Известия УрГЭУ
3(22) 2008
ничество. Мотивация Китая обусловлена тем, что в дальневосточных районах России и странах Средней Азии имеются богатые залежи минеральных ресурсов и полезных ископаемых, в которых Китай весьма заинтересован.
Страны-члены ШОС, как известно, расположены на двух континентах - в Азии и Европе; они имеют долгую историю и глубокие культурные связи, доверяют друг другу и демонстрируют дружественную расположенность. Китай готов, с учетом свого географического положения, вместе со странами-членами ШОС создать новый мост Евразии, использовать преимущества морского и сухопутного транспорта для стимулирования развития торговли и экономики в целом. В настоящее время Китай продвигает проект по созданию двух- и многосторонней зон свободной торговли в рамках ШОС и закладывает правовую базу взаимоотношений стран-участниц ШОС и содействия гармоничному развитию региона.
Таким образом, достижение экономической выгоды путем либерализации торговли и инвестиций является одной из важнейших задач, стоящих перед Китаем. Начальным этапом можно считать создание зоны свободной торговли с Казахстаном, а окончательным - создание зоны свободной торговли в рамках ШОС. Зона свободной торговли необходима для привлечения прямых инвестиций, межгосударственного обращения товаров в регионе, снижения себестоимости торговой и финансовой деятельности, дальнейшего стимулирования торговли и инвестиций и, наконец, повышения показателей экономического роста государства и уровня жизни населения.
Для продвижения по пути торгово-экономического сотрудничества предстоит преодолеть несколько препятствий, и в первую очередь разрешить проблему банковской ликвидности. Особенность банковской системы в странах Средней Азии состоит в том, что неуклонное увеличение объемов кредитования приводит к возрастанию риска невозврата кредитов. Банки стран Средней Азии испытывают дефицит финансовых средств (например, объем кредитов, выданных банками Казахстана, составляет лишь 14,9% ВВП, что означает недостаточное участие государства в решении экономических вопросов банковской системы). Если инвестиционный капитал, необходимый для роста экономики, накапливается в банковской системе, это означает, что риск финансовой системы также сконцентрирован в банковской системе.
Следующей проблемой является неравномерное развитие экономик стран-членов ШОС. Хотя Китай и Россия считаются наиболее развитыми странами региона, по уровню экономической свободы они занимают соответственно 95-е и 102-е место в мире [5]. Они не способны осуществлять крупномасштабные инвестиции за рубеж, им самим необходимы иностранные капиталовложения. Поэтому Китай и Россия еще не могут оказывать экономическую помощь и содействие странам Средней Азии, что ограничивает дальнейшее расширение сотрудничества в рамках ШОС.
Наконец, страны-члены ШОС до настоящего времени не договорились о конкретной дате либерализации торговли. Некоторые из них выражают озабоченность возможным конкурентным давлением, вызванным либерализацией торговли и инвестиций. В странах-членах ШОС еще существует риск нестабильной обстановки, риск вмешательства внерегиональных держав.
Все рассмотренные факторы негативно влияют на развитие торгово-экономического сотрудничества стран-членов ШОС.
В целях эффективного ответа на вызовы ускоряющейся глобализации мировой экономики ШОС должна стремиться повышать свой авторитет и наращивать силы в международных делах, чтобы развитие региональной экономической интеграции все более соответствовало мировым стандартам и правилам международной торговли, чтобы страны-члены ШОС как можно раньше стали пользоваться преимуществами сотрудничества в рамках данной Организации.
Источники
1. Гуан, П. Первая организация регионального сотрудничества нового типа в XXI веке: Исследование ШОС / Изд-во Партийной академии ЦК КПК, 2006. С. 135.
2. Тао, С. Энергетический клуб ШОС показывает свой первообраз // Нефть и нефте-химпромышленность Китая. 2007. № 16.
3. Торгово-коммерческая трибуна ШОС - комиссия деловых предпринимателей ШОС // Телеграфное агентство «Синьхуа». 2006. 15 июня.
4. Цзиньпин, Ч. Перспективы интеграции экономики ШОС // Китайская экономика.
2005. 15 сент.
5. Gwartney, J. Economic Freedom of the World: 2006 Annual Report. Cato Institute, Washington D. C., USA, 2006.
6. Yigit, S. Economic boom amid unease in Xinj Iang // Сєп^і Asia - Caucasus Analyst.
2006. July 26.
7. SCO seeks new integration models. Novosty // http://en.rian.ru/russia/20050810/ 41125755.html.
8. http://ozs.mofcom.gov.cn/date - сайт Управления европейских дел при министерстве коммерции КНР.