Научная статья на тему 'Роль Китая в экономической интеграции в рамках Шанхайской организации сотрудничества'

Роль Китая в экономической интеграции в рамках Шанхайской организации сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1906
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА (ШОС) / СОТРУДНИЧЕСТВО БЕЗОПАСНОСТИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / ИНТЕГРАЦИЯ / SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION / SECURITY COOPERATION / REGIONAL COOPERATION IN ECONOMY / FREE-TRADE ZONE / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ся Гуанъюань

Статья посвящена изучению экономической роли Китая в ШОС. Определена степень влияния китайской экономики на экономику соседних государств. Исследованы мотивация Китая и особенности реализации внешнеэкономических, энергетических и транспортных проектов в рамках ШОС. Выявлены проблемы и перспективы дальнейшего торгово-экономического сотрудничества стран-членов ШОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

China’s Position in Promotion of SCO’s Economic Integration

The article deals with the economic position of China in the Shanhai Organization of Cooperation and describes the influence of China’s economy on the economies of the SCO’s countries. The author defines China’s motivation in activating international economic, energy and transport projects. The author defines the problems and prospects for further economic cooperation and integration.

Текст научной работы на тему «Роль Китая в экономической интеграции в рамках Шанхайской организации сотрудничества»

© Ся Г., 2008

СЯ Гуанъюань

Вице-консул

Генеральное консульство Китайской Народной Республики в Екатеринбурге

620075, РФ, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 52 Контактный телефон: (343) 379-39-62 e-mail: xiaguangyuan513@yahoo.com.cn

Роль Китая в экономической интеграции в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества

Ключевые слова: Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), сотрудничество безопасности, региональное экономическое сотрудничество, зона свободной торговли, интеграция.

Аннотация. Статья посвящена изучению экономической роли Китая в ШОС. Определена степень влияния китайской экономики на экономику соседних государств. Исследованы мотивация Китая и особенности реализации внешнеэкономических, энергетических и транспортных проектов в рамках ШОС. Выявлены проблемы и перспективы дальнейшего торгово-экономического сотрудничества стран-членов ШОС.

Одной из важнейших целей деятельности Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), созданной в 2001 г., является укрепление и развитие экономических взаимосвязей стран-членов данной организации. Их сотрудничество активно и достаточно успешно развивается в таких областях, как энергетика, освоение ресурсной базы, модернизация транспортной инфраструктуры и др. В последние годы во всех странах-членах ШОС наблюдается стабильный экономический рост, который составляет ежегодно 6-8%, и, по прогнозам экономистов, в последующие 5 лет рост продолжится. Результатом встреч глав правительств «стран шестерки» явилась разработка направлений политики и мер по осуществлению стратегии экономического сотрудничества. Дальнейшее углубление торгово-экономического сотрудничества стран-членов ШОС должно осуществляться в направлении либерализации внутрирегиональной торговли и инвестиций.

С каждым годом увеличивается степень влияния китайской экономики на экономику соседних государств. Китай активно осуществляет торговую и инвестиционную деятельность, принимает участие в реализации энергетических и транспортных проектов в рамках ШОС; страна уже предоставила льготные кредиты в размере 900 млн дол. США для инвестиционных проектов в рамках ШОС. Наиболее результативно развивается внешняя торговля с Россией, хотя в общем внешнеторговом обороте Китая ее доля равняется 3-4% (что составляет, например, менее 1/3 внешнеторгового оборота Китая и Южной Кореи). На Китай приходится 7-8% общего внешнеторгового оборота России. Доля стран Средней Азии во внешнеторговом обороте Китая составляет лишь 1%, в то же время на Китай приходится 8-9% общего внешнеторгового оборота Казахстана и 12-13% оборота Кыргызстана. Россия для стран Средней Азии, входящих в ШОС, является более привлекательным торговым партнером, чем Китай. Доля Российской Федерации во внешнеторговом обороте Казахстана составляет 30%, Кыргызстана - 15 и Таджикистана - 14% [1. С. 135].

Судя по приведенным выше данным, развитие внутрирегиональной торговли незначительно влияет на экономику Китая и России, но имеет большое значение для экономик стран Средней Азии. Тем не менее дальнейшее развитие торговых отношений

81

► Известия УрГЭУ

3(22) 2008

необходимо для развития экономик всех стран. Например, Китай может получить дефицитные для него нефть, природный газ, лес, цветные металлы и другие сырьевые ресурсы из стран Средней Азии, а его успешный опыт проведения экономических реформ может быть использован в странах Средней Азии и России. Участие Китая и России в ШОС полезно для повышения авторитета Организации и укрепления статуса Российской Федерации в регионе Средней Азии [7].

Важное значение для стран-членов ШОС имеет сотрудничество в области финансов. В 2005 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между банками государств, основными целями которого являются: укрепление экономических связей между банками стран-членов ШОС, финансирование крупных инвестиционных объектов и оказание финансовых услуг. Деятельность созданных в 2006 г. SCO Interbank Association и Клуба деловых предпринимателей также способствует развитию регионального сотрудничества [3].

В июне 2007 г. Россия инициировала создание Энергетического клуба. Россия и Казахстан, которые находятся на этапе возрождения экономики и имеют мощную энергетическую промышленность в качестве опоры народного хозяйства, являются экспортерами энергоресурсов, а Китай и Индия, находящиеся на этапе развития государственного и экономического потенциала, являются импортерами энергоресурсов. Значительные различия в форме и режиме экономического развития определяют взаимодополняемость стран-членов ШОС и предоставляют перспективы их сотрудничества в области использования энергоресурсов. Кыргызстан и Таджикистан, которые еще находятся на этапе восстановления экономики, хотят выйти из затруднительного положения посредством многостороннего и двустороннего сотрудничества в рамках ШОС и защитить свою экономику от негативных последствий глобализации мировой экономики [2].

Из всего вышесказанного вытекает ряд преимуществ Китая, обусловленных его членством в ШОС.

Во-первых, посредством регионального экономического сотрудничества со странами Средней Азии стало возможным реализовать государственную стратегию плюрализма рынков энергоресурсов и полезных ископаемых. Для этого необходимо диверсифицировать структуру экспорта стран Средней Азии, а также разрешить актуальные проблемы ресурсной политики Китая. Особенно важен прямой ввоз в Китай энергоресурсов и полезных ископаемых сухопутным транспортом, имеющим по сравнению с морским низкую себестоимость и незначительный уровень риска.

Во-вторых, открываются перспективы формирования более широкого рыночного пространства для развития приоритетных отраслей промышленности.

В-третьих, появляются благоприятные условия для развития науки в регионах.

Однако реализацию названных преимуществ сдерживают ограниченное развитие западных районов Китая, а также незначительная емкость местных рынков. Для выхода из создавшегося положения необходимо привлекать капиталовложения, постепенно сокращать разницу в экономическом развитии между восточными и западными районами страны, формировать зоны свободной торговли, общие рынки со странами Средней Азии и другими странами ближнего зарубежья.

Страны Средней Азии, входящие в ШОС, прошли трудный 17-летний путь развития после распада СССР. В начале XXI века все страны-члены ШОС уже определили направления и перспективы роста своих экономик. Казахстан, используя опыт Канады и Австралии, экспортирует сырьевые ресурсы на мировые рынки, развивает нефтяную и газовую отрасли, химическую и нефтехимическую промышленность, металлургию, отрасль стройматериалов, пищевую промышленность, высокотехнологическую индустрию, ориентированную на экспорт. Экономика Узбекистана базируется на добыче

природного газа, производстве удобрений, автостроении, переработке хлопка. В последние годы народное хозяйство стран Средней Азии и России идет по скоростной дороге положительного цикла и стабильного роста. Посредством социальных и экономических реформ страны Средней Азии уже вышли из режима плановой экономики и имеют целью становление рыночных отношений, соответствующих тенденциям развития мирового хозяйства. В этих странах сформированы институты рыночной экономики, создана и укреплена промышленная система, ориентированная на мировые рынки, укрепляется частная собственность. Экономическое сотрудничество Китая со странами-членами ШОС дало положительный экономический эффект: страны Средней Азии и Россия вышли на растущий рынок Китая, где существует спрос на природные ресурсы и готовые изделия, что позволило отчасти снизить конкурентное давление стран Европейского союза, расширяющегося на восток [6].

Привлечение китайских инвестиций позволяет повысить рейтинг стран-членов ШОС на переговорах о их вступлении в ВТО, при решении различных задач в международных или европейских кругах.

Интеграция региональных экономик стран-членов ШОС может способствовать росту капиталов, накоплению ресурсов, расширению рынков, и, наконец, получению взаимовыгодного результата - общего выигрыша для всех стран-членов ШОС.

Налицо благоприятные условия для реализации торгово-экономической интеграции стран-членов ШОС: во-первых, ШОС является региональной Организацией, обладающей международным правовым статусом; во-вторых, у некоторых стран-членов ШОС накоплен богатый опыт участия и организации региональной экономической деятельности (например, Китай уже добился больших успехов в создании зоны свободной торговли Союза стран Восточной Азии, а страны Средней Азии играют активную роль в качестве стран-членов Таможенного союза); в-третьих, между некоторыми странами-членами ШОС ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли (например, Узбекистан и Казахстан разрабатывают проект создания такой зоны; Кыргызстан в качестве страны-члена ВТО рассматривает план создания пограничной зоны свободной торговли с Казахстаном); в-четвертых, в последние годы удельный вес торговли между странами-членами ШОС значительно повысился. По данным министерства коммерции Китая, в 2007 г. товарооборот Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана составил соответственно 13,87; 1,13; 3,78 и 0,52 млрд дол. США, а прирост по сравнению с 2006 г. - 65,6; 16,2; 69,8 и 61,8% соответственно (см. таблицу).

Динамика торговли Китая со странами-членами ШОС, млн дол. США1

Страна 2004 2005 2006 2007

Россия 21 232 29 103 33 386 48 165

Казахстан 4 498 6 810 8 357 13 875

Узбекистан 575 680 972 1 129

Кыргызстан 602 972 2225 3 779

Таджикистан 68 157 323 524

1 Источник: [8].

Торгово-экономическая интеграция стран в рамках ШОС является отражением региональной интеграции [4]: осуществляется сотрудничество между Китаем, Россией и Казахстаном в области энергоресурсов; в области транспорта Китай сотрудничает с Россией, Казахстаном и Кыргызстаном; сотрудничество между Китаем и Таджикистаном находится на стадии рассмотрения нескольких соглашений о намерении.

Интеграция в рамках ШОС распространяется на многие факторы - от целей политического и военного сотрудничества до сотрудничества в области торговли. Китай использует полученный шанс, активно налаживая более тесное экономическое сотруд-

82 У Известия УрГЭУ

3(22) 2008

ничество. Мотивация Китая обусловлена тем, что в дальневосточных районах России и странах Средней Азии имеются богатые залежи минеральных ресурсов и полезных ископаемых, в которых Китай весьма заинтересован.

Страны-члены ШОС, как известно, расположены на двух континентах - в Азии и Европе; они имеют долгую историю и глубокие культурные связи, доверяют друг другу и демонстрируют дружественную расположенность. Китай готов, с учетом свого географического положения, вместе со странами-членами ШОС создать новый мост Евразии, использовать преимущества морского и сухопутного транспорта для стимулирования развития торговли и экономики в целом. В настоящее время Китай продвигает проект по созданию двух- и многосторонней зон свободной торговли в рамках ШОС и закладывает правовую базу взаимоотношений стран-участниц ШОС и содействия гармоничному развитию региона.

Таким образом, достижение экономической выгоды путем либерализации торговли и инвестиций является одной из важнейших задач, стоящих перед Китаем. Начальным этапом можно считать создание зоны свободной торговли с Казахстаном, а окончательным - создание зоны свободной торговли в рамках ШОС. Зона свободной торговли необходима для привлечения прямых инвестиций, межгосударственного обращения товаров в регионе, снижения себестоимости торговой и финансовой деятельности, дальнейшего стимулирования торговли и инвестиций и, наконец, повышения показателей экономического роста государства и уровня жизни населения.

Для продвижения по пути торгово-экономического сотрудничества предстоит преодолеть несколько препятствий, и в первую очередь разрешить проблему банковской ликвидности. Особенность банковской системы в странах Средней Азии состоит в том, что неуклонное увеличение объемов кредитования приводит к возрастанию риска невозврата кредитов. Банки стран Средней Азии испытывают дефицит финансовых средств (например, объем кредитов, выданных банками Казахстана, составляет лишь 14,9% ВВП, что означает недостаточное участие государства в решении экономических вопросов банковской системы). Если инвестиционный капитал, необходимый для роста экономики, накапливается в банковской системе, это означает, что риск финансовой системы также сконцентрирован в банковской системе.

Следующей проблемой является неравномерное развитие экономик стран-членов ШОС. Хотя Китай и Россия считаются наиболее развитыми странами региона, по уровню экономической свободы они занимают соответственно 95-е и 102-е место в мире [5]. Они не способны осуществлять крупномасштабные инвестиции за рубеж, им самим необходимы иностранные капиталовложения. Поэтому Китай и Россия еще не могут оказывать экономическую помощь и содействие странам Средней Азии, что ограничивает дальнейшее расширение сотрудничества в рамках ШОС.

Наконец, страны-члены ШОС до настоящего времени не договорились о конкретной дате либерализации торговли. Некоторые из них выражают озабоченность возможным конкурентным давлением, вызванным либерализацией торговли и инвестиций. В странах-членах ШОС еще существует риск нестабильной обстановки, риск вмешательства внерегиональных держав.

Все рассмотренные факторы негативно влияют на развитие торгово-экономического сотрудничества стран-членов ШОС.

В целях эффективного ответа на вызовы ускоряющейся глобализации мировой экономики ШОС должна стремиться повышать свой авторитет и наращивать силы в международных делах, чтобы развитие региональной экономической интеграции все более соответствовало мировым стандартам и правилам международной торговли, чтобы страны-члены ШОС как можно раньше стали пользоваться преимуществами сотрудничества в рамках данной Организации.

Источники

1. Гуан, П. Первая организация регионального сотрудничества нового типа в XXI веке: Исследование ШОС / Изд-во Партийной академии ЦК КПК, 2006. С. 135.

2. Тао, С. Энергетический клуб ШОС показывает свой первообраз // Нефть и нефте-химпромышленность Китая. 2007. № 16.

3. Торгово-коммерческая трибуна ШОС - комиссия деловых предпринимателей ШОС // Телеграфное агентство «Синьхуа». 2006. 15 июня.

4. Цзиньпин, Ч. Перспективы интеграции экономики ШОС // Китайская экономика.

2005. 15 сент.

5. Gwartney, J. Economic Freedom of the World: 2006 Annual Report. Cato Institute, Washington D. C., USA, 2006.

6. Yigit, S. Economic boom amid unease in Xinj Iang // Сєп^і Asia - Caucasus Analyst.

2006. July 26.

7. SCO seeks new integration models. Novosty // http://en.rian.ru/russia/20050810/ 41125755.html.

8. http://ozs.mofcom.gov.cn/date - сайт Управления европейских дел при министерстве коммерции КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.