УДК 94(510)
Лю Цян
аспирант кафедры всеобщей истории Российского университета дружбы народов huohul 17@yandex.ru
Lyu Tsyan
graduate student at the Department of general history. People’s Friendship University of Russia huohul 17@yandex.ru
Расхождения интересов
КИТАЯ И РОССИИ В РАМКАХ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА
Divergence of interests
BETWEEN CHINA AND RUSSIA IN THE FRAMEWORK OF THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION
Аннотация. В статье проводится анализ расхождений стратегических интересов Китая и России в Шанхайской организации сотрудничества. Интересы двух стран не могут быть абсолютно идентичными, тем более, если речь идет о Китае и России. Внешняя политика, геополитические интересы, видение ситуации на международной и региональной арене у обеих стран имеют свои различия, обусловленные историческими, культурными, географическими факторами, уровнем экономического развития, политическим влиянием и положением. Учитывая ключевую роль Китая и России в развитии ШОС, становится очевидно, что разногласия и противоречия между двумя странами напрямую влияют на нормальное функционирование и развитие организации, что влечет за собой уменьшение силы ШОС как центра притяжения. На этом фоне углубленное изучение и анализ расхождений стратегических интересов Китая и России в рамках ШОС имеют важное практическое значение.
Ключевые слова: Шанхайская Организация сотрудничества, Централь-но-азиатский регион, Россия, Китай, расхождение, интересы
Annotation. The article analyses the difference of strategic interests of China and Russia in the Shanghai Cooperation Organization. Two countries can’t have absolutely identical interests, especially if they are Russia and China. Under the influence of historical and cultural factors, geographical position, level of economic development and political influence, international position etc., the foreign policy of these countries, geopolitical interests, position on the international and regional affairs have different peculiarities. Considering that Russia and China play a key role in the development of SCO, presence of disagreements and contradictions between them directly influences on normal functioning and development of organization and decreases the SCO’s strength as a center of attraction. On this background, the serious research and the analysis of distinctions in strategic interests of Russia and China in SCO has the important practical value.
Keywords: Shanghai Cooperation Organization, Central Asian region, Russia, China, divergence, interests.
Китай и Россия - основные страны Шанхайской организации сотрудничества. Общие интересы двух стран в ШОС - это фундамент укрепления и развития организации, а поддержание между Китаем и Россией отношений стратегического партнерства - основное условие и гарантия успешного развития ШОС. Но такая ситуация способствует тому, что в развитии ШОС присутствуют определенные проблемы, в частности зависимость от изменений отношений между Китаем и Россией. Несмотря на то, что в настоящее время у Китая и России существуют обширные общие интересы в рамках ШОС, но в некоторых вопросах по-прежнему есть вероятность того, что страны могут стать потенциальными конкурентами. Поэтому изучение расхождений и сходств стратегических интересов Китая и России в рамках Шанхайской организации со-
трудничества имеет важное практическое значение для дальнейшего развития организации.
Расхождения интересов Китая и России в ШОС в основном заключаются в следующем:
1. В геостратегических интересах и целях Китая и России в Центральноазиатском регионе присутствуют определенные расхождения. Общие стратегические интересы обеих стран в Центральноазиатском регионе создали базу для развития ШОС, но при этом создали и условия для возникновения в будущем разногласий в двухсторонних отношениях. Китай и Россия полагают, что Центральноазиатский регион имеет важное значение для обеспечения их государственной безопасности, поэтому между Китаем и Россией, вероятнее всего, развернется конку-
105
ренция по расширению влияния в Центральной Азии. После прихода к власти Путина Россия стала высоко ценить политическое, экономическое и военное значение Центральноазиатского региона для России. Долгосрочным ориентиром для России стало превращение стран региона в собственную безопасную линию обороны. В «Концепции внешней политики Российской Федерации» от 2000-го года указано, что Россия берет «курс на развитие добрососедских отношений и отношений стратегического партнерства со всеми странами СНГ» [1]. Для этого Россия стала восстанавливать и укреплять свое влияние в Центральноазиатском регионе. В течение своего президентского срока Путин неоднократно посещал страны Центральной Азии, оказывая им политическую и экономическую поддержку. В области экономики Россия стремится к укреплению сотрудничества со странами Центральной Азии и интеграции с СНГ, а также к укреплению своего влияния в регионе и формированию экономической зоны, управляемой Россией. Для этого в мае 2001 года Россия вместе с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Белоруссией образовывают Евразийское экономическое сообщество. В октябре 2005 года главы России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана единогласно решили объединить организацию Центрально-Азиатского сотрудничества с Евразийским экономическим сообществом, что повлекло расширение сфер сотрудничества и территории влияния, способствовало укреплению интеграции СНГ, а также способствовало повышению влияния России во всех странах бывшего СССР. В сфере безопасности Россия уделяла большое внимание развитию военного сотрудничества со странами Центральной Азии, постепенно повышая роль Организации договора о коллективной безопасности. В мае 2002 года под руководством России была создана Организация договора о коллективной безопасности стран СНГ, в которую вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан. В 2003 и 2004 годах Россия основала военные базы в Кыргызстане и Таджикистане. После вступления Узбекистана в Организацию договора о коллективной безопасности в августе 2006 года в ОДКБ входили следующие страны ШОС: Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Россия построила достаточно стабильные и всесторонние отношения сотрудничества в военной сфере со странами Центральной Азии, тем самым повысив свое влияние и положение в регионе.
Вслед за стремительным экономическим развитием, комплексная мощь Китая постепенно возрастала. Китай начал проявлять все большую активность в стремлении участия в центральноазиатских процессах. Стратегические интересы Китая в Центральной Азии также весьма понятны: это подавление движения «Восточный Туркестан», обеспечение стабильного стратегического тыла для страны, а также превращение Центральной Азии в один из многообразных каналов поставок энергоресурсов и важного партнера для регионального экономического сотрудничества. Поэтому в последние годы Китай активно развивает отношения со странами Центральной Азии (особенно с такими государствами-членами ШОС, как Казахстан, Кыргызстан,
Таджикистан и Узбекистан) и укрепляет сотрудничество в различных областях. Китай использует различные средства для привлечения к себе интереса со стороны стран Центральной Азии. Например, инициирует строительство железной дороги сообщением Китай - Кыргызстан - Узбекистан, предлагает кредит на экспорт в размере 900 млн. долларов. Очевидно, что постепенное углубление сотрудничества Китая со странами Центральной Азии в области политики, экономики и безопасности повлечет за собой усиление влияния Китая на регион. Интенсификация сотрудничества в различных сферах между Китаем и странами Центральной Азии будет способствовать сдерживанию и уравновешиванию влияния России и уменьшению экономической зависимости стран Центральной Азии от России. В этой ситуации беспокойство России относительно укрепления сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии несложно понять. Россия опасается того, что Китай, пользуясь возможностью, станет бороться с ней за право управления Центральной Азией, ослабит руководящее положение и традиционную роль России в Центральноазиатском регионе. Поэтому, несмотря на активное способствование развитию ШОС со стороны России, Россия не хотела бы, чтобы ШОС стала ведущей организацией многостороннего сотрудничества в регионе, и тем более не хотела бы того, чтобы Китай занял лидирующее место в ШОС и в Центральноазиатском регионе.
Кроме того, поскольку Россия поддерживает достаточно тесные связи со странами Центральной Азии в рамках Евразийского экономического сообщества и Организации договора о коллективной безопасности, для России эти организации являются более важными, чем Шанхайская организация сотрудничества. Для Китая Шанхайская организация сотрудничества - единственная структура безопасного сотрудничества для развития ведущей роли в центральном регионе Евразии с учетом географических условий страны, основная платформа для укрепления положения Китая в Центральной Азии, а также стратегическое пространство обеспечения безопасности энергоресурсов.
2. В целях сотрудничества и приоритетах развития в ШОС между Китаем и Россией существуют определенные расхождения. В последние годы США, НАТО и другие западные силы постоянно сжимают стратегическое пространство России. Россия надеется на опору со стороны Китая в рамках ШОС, что станет козырем в отношениях с Западом и позволит обеспечить безопасность и потребности развития, а также повысить авторитет и роль России, утвердить ее положение как сверхдержавы. Поэтому Россия в рамках ШОС делает упор на развитие сотрудничества в области безопасности и политики, затрагивающего военные и антитерроритичческие аспекты, и надеется получить поддержку от Китая. Сразу же после основания ШОС немало ученых высказали мысль о том, что Шанхайская организация сотрудничества станет военным союзом Китая и России против США и НАТО, «политическим средством поддержания регио-
106
нального стратегического баланса Москвы и Пекина, а также средством противостояния США» [2,c. 27].
В 2001 году председатель КНР Ху Цзиньтао и президент России Путин подписали «Совместную китайско-российскую декларацию», в которой указано, что «Стороны исполнены решимости расширять сотрудничество со всеми заинтересованными партнерами в целях обеспечения стабильности и безопасности на всех уровнях и во всех сферах, создания благоприятных условий для устойчивого развития. Необходимо содействовать коллективным началам и демократизации международных отношений, уважать верховенство международного права, продвигать построение гармоничного миропорядка, характеризующегося продолжительным миром и совместным процветанием». Россия посчитала это критикой единоначалия США со стороны Китая, как это, например, было в ходе мюнхенской встречи, когда Путин выразил порицание единоначалию США [3].
Несмотря на то, что и Китай, и Россия стоят лицом перед общей угрозой, исходящей от США, Китай не намерен дистанцироваться от США и никогда не рассматривал сотрудничество в военной сфере в рамках организации в качестве приоритетного направления. У Китая есть важные стратегические интересы в Центральноазиатском регионе, но при этом Китай отнюдь не стремится к созданию военных баз или занятию ведущего положения в регионе. Китай не согласится на превращение ШОС в антиамериканский союз, по крайней мере, сейчас. Китай и США связывают тесные экономические отношения, США - важный торговый партнер Китая. В настоящее время торговый оборот Китая с Россией составляет 95 млрд. долларов, что составляет 2,14 % от внешнеторгового оборота Китая. Согласно данным китайской таможни, торговый оборот Китая и США в 2014 году достиг 521 млрд долл., а со странами ЕС - 600 млрд долл. [4]. Учитывая высокую оценку торговых отношений для дальнейшего развития руководством страны, интерес Китая к созданию союзов против США или ЕС очень ограничен, что наглядно подтверждают вышеприведенные цифры. Поэтому в целях реализации государственных стратегических интересов Китай не будет портить отношения с США из-за ШОС.
В настоящее время Шанхайская организация сотрудничества - единственная организация регионального сотрудничества, в которой Китай частично владеет руководящими правами. Экономики Китая и стран Центральной Азии обладают высокой степенью взаимодополняемости, огромным потенциалом экономического сотрудничества, поэтому Китай уделяет более внимание экономическому сотрудничеству между государствами-членами ШОС. Укрепление экономического сотрудничества в рамках организации позволит не только обеспечить развитие и стабильность стран Центральной Азии, повысить привлекательность ШОС для стран региона и создать базу для укрепления политического сотрудничества в рамках организации, но и стимулирует последующее разви-
тие национальной экономики Китая, в особенности развития западных регионов страны, а также повысит роль и влияние Китая на международной арене. Россия, рассматривающая Центральную Азию как традиционную территорию своего влияния, опасается, что Китай укрепит свое экономическое влияние в регионе посредством ШОС, а также привлечет страны региона различными проектами в сфере экономики и тем самым бросит вызов экономическому положению России в Центральной Азии. Поэтому Россия всеми силами защищает свое руководящее положение в экономике Центральной Азии и не стремится к тому, чтобы экономическое сотрудничество стало приоритетным для Шанхайской организации сотрудничества.
3. Также следует отметить расхождения позиций Китая и России по борьбе с «тремя силами зла» в рамках ШОС. Если говорить о Китае, то борьба с «Восточным Туркестаном» в Центральной Азии представляется чрезвычайно актуальной, так как это напрямую связано с государственной безопасностью и стабильностью западных территорий страны. В Центральноазиатском регионе проживает около 300 тыс. уйгуров. В Казахстане и Кыргызстане существует большое количество уйгурских организаций. Все эти организации, например, Казахстанская партия «Уйгурстан» и др. на деле относятся к «Восточному Туркестану». Центральноазиатские организации поддерживают тесные связи с южноазиатскими, европейскими и американскими организациями «Восточного Туркестана». Поэтому Китай призывает к совместной борьбе с «тремя силами зла» в рамках ШОС и активно участвует в совместных военных учениях. Позиция России в отношении международного терроризма и религиозного экстремизма достаточно сложная: Россия то призывает к безжалостной борьбе с терроризмом, то использует его как предлог для военного присутствия в Центральной Азии. Одновременно с этим Россия опасается, что страны Центральной Азии под эгидой «противодействия национальному сепаратизму» начнут притеснять русских, а также того, что утверждение принципов борьбы с национальным сепаратизмом может осложнить в дальнейшем защиту прав и интересов этнических русских в Центральной Азии. Кроме того, Китай и Россия неоднократно проводили совместные военные учения с участием государств-членов ШОС, но при этом следует отметить различия объектов этих учений для Китая и России. Россия преследует цель продемонстрировать США и силам Запада свою военную мощь, а также заставить их осознать, что Россия просто так не отступится от своих стратегических интересов и положения в Центральной Азии. Китай же в качестве основного объекта военных учений рассматривает именно борьбу с «тремя силами зла». Эти расхождения отрицательно влияют на сотрудничество в сфере безопасности стран ШОС.
4. В отношении вступления в ШОС новых государств-членов позиции Китая и России также имеют существенные отличия. В настоящее время около 10 стран изъявили желание вступить в Шанхайскую организацию сотрудничества, но все государства-члены, в особенности
107
Китай и Россия, придерживаются весьма осторожного подхода в отношении приема новых членов в организацию. Министерства иностранных дел Китая и России заявляют о том, что Хартия ШОС разрешает вступление новых членов, но отсутствие соответствующих юридических документов означает недостаточность правовой базы для фактического приема новых участников в настоящее время. Поэтому в будущем основной задачей в этом направлении является разработка соответствующих документов. Эта ситуация говорит о том, что государства-члены ШОС пока не пришли к единому мнению относительно приема новых государств-членов в организацию. В особенности следует отметить различия мнений Китая и России по поводу того, какие государства следует принимать в ШОС. Например, Россия не поддерживает вступление в ШОС Пакистана, имеющего традиционные связи с Китаем. Китай, в свою очередь, придерживается такого же мнения относительно принятия в состав ШОС Индии, Украины, Грузии и Ирана. В последние годы Иран активно пытается вступить в ШОС и уже получил поддержку Казахстана в этом вопросе. Но Китай и Россия проявляют особую осторожность относительно вступления Ирана в организацию, поскольку после вступления Ирана Индия, Пакистан, Монголия и другие
Литература:
1. URL: http://www.scrf.gov.rU/documents/l.html
2. Чжао Хуашэн. Возможно ли сотрудничество между США, Россией и Китаем в Центральной Азии? // «Стратегии и управление», 2004, № 2. С. 27.
3. URL: http://euroasia.cass.cn/2001Russia/Docu-ments/docum003. htm
4. URL: http://www.customs.gov.cn/tabid/2433/-
InfoID/690424/frtid/49564/Default.aspx
наблюдатели, возможно, тоже подадут заявки на вступление в ШОС. В случае вступления в ШОС Индии и Пакистана противоречия между ними могут стать проблемой, которую придется решать ШОС, а это отнюдь не способствует здоровому развитию. Поэтому Китаю и России необходимо тщательно обдумывать, какую пользу могут принести организации наблюдатели, а также принимать во внимание и заботиться об обеспечении интересов России и Китая, искать точки соприкосновения интересов, а также уделять внимание изменениям политики США.
Обобщая вышесказанное, необходимо сказать, что у Китая и России в Шанхайской организации сотрудничества существует немало расхождений. Некоторые из них уже вспыли на поверхность и стали объектом внимания обеих стран. По таким расхождениям страны начали процесс согласования и урегулирования. Некоторые расхождения являются потенциальными, скрытыми. Для разрешения таких расхождений требуется приумножение усилий обеих стран, чтобы не допустить возможного отрицательного влияния на отношения двух стран в будущем. Одним словом, согласованность интересов Китая и России в рамках ШОС будет являться основой успешного развития организации в будущем.
Literature:
1. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/l.html
2. Chzhao Khuashen. Is the cooperation between the USA, Russia and China possible in Central Asia? // Strategy and Management. 2004. № 2. P. 27.
3. URL: http://euroasia.cass.cn/2001Russia/Docu-ments/docum003. htm
4. URL: http://www.customs.gov.cn/tabid/2433/-
InfoID/690424/frtid/49564/Default.aspx
108