Научная статья на тему 'Уфимское Государственное совещание 1918 года'

Уфимское Государственное совещание 1918 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1852
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОВЕЩАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / ДИРЕКТОРИЯ / ДЕЛЕГАЦИЯ / ВРЕМЕННОЕ ВСЕРОССИЙСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / АВТОНОМИЯ / КОМИТЕТ / ФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Багаутдинов Р. О.

В статье речь идет о Государственном совещании 1918 года, проходившим в Уфе, где главное внимание было уделено вопросу об организации всероссийской власти. В работе Государственного совещания приняли участие делегации всех антибольшевистских правительств и политических партий. Уфимское совещание образовало коалиционную власть Временное Всероссийское правительство, которое вошло в историю под названием Уфимская директория. Однако с самого начала Уфимская директория была обреченным на провал компромиссом, не имевшим твердой опоры среди антибольшевистского движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Багаутдинов Р. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уфимское Государственное совещание 1918 года»

УДК 94 (410,51)

УФИМСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОВЕЩАНИЕ 1918 ГОДА © Р. О. Багаутдинов

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./Факс: +7 (347) 273 46 30.

E-mail: boradik@mail.ru

В статье речь идет о Государственном совещании 1918 года, проходившим в Уфе, где главное внимание было уделено вопросу об организации всероссийской власти. В работе Государственного совещания приняли участие делегации всех антибольшевистских правительств и политических партий. Уфимское совещание образовало коалиционную власть - Временное Всероссийское правительство, которое вошло в историю под названием Уфимская директория. Однако с самого начала Уфимская директория была обреченным на провал компромиссом, не имевшим твердой опоры среди антибольшевистского движения.

Ключевые слова: Государственное совещание, организация, правительство, директория, делегация, Временное Всероссийское правительство, автономия, комитет, федерация.

2 сентября 1918 г. вся Советская Россия была объявлена единым военным фронтом. Поскольку основным с лета 1918 г. являлся Восточный фронт, главные силы были брошены именно туда [1, с. 61].

В результате к осени 1918 г. Красная армия перешла в контрнаступление, что вынудило руководителей белых на востоке страны объединиться против большевиков.

18-20 августа в Челябинске была созвана Конференция казачьих войск по вопросу о создании Союза казачьих войск и о конструкции верховной власти в стране. В это же время в городе проходило предварительное Государственное совещание, в повестке которого стояло три вопроса: о составе Государственного совещания, о времени и месте совещания.

В ходе этого совещания, было решено 1 сентября собраться представителям различных правительств, партий и т. д. в Уфе. В связи с прорывом фронта близко от У фы открытие Г осударственного совещания было перенесено с 1 на 8 сентября [2].

С 8 по 23 сентября в Уфе прошло Государственное совещание с участием представителей Всероссийского Учредительного собрания, Сибирского временного правительства, областного правительства Урала, казачьих войск: Оренбургского, Уральского, Сибирского, Иркутского, Семиреченского, Енисейского, Астраханского, представителей правительства Башкирии, Алаш, Туркестана, национального управления тюрко-татар внутренней России и Сибири и Временного эстонского правительства, представителей съезда городов и земств Сибири, Урала и Поволжья, представителей политических партий и организаций, партий социалистов-революционеров, российской социал-демократической партии, трудовой народно-социалистической партии, партии народной свободы, всероссийской социал-демократической организации «Единства» и Союза возрождения России [3, с. 37, 39.]. На нем присутствовало по некоторым данным, 150, по другим - 170 делегатов, половина которых были эсеры. Если рассмотреть вопрос о количестве уча-

стников Уфимского государственного совещания, то, по мнению А. Д. Казанчиева, здесь отсутствовала полная неясность. Согласно списку его участников, находящемуся в ГАРФе, общее их число - 163. По данным генерала Деникина, в Совещании участвовало 129 человек. «Вестник Всероссийского Учредительного Собрания» называет общую цифру в 146 человек [4, с. 15.].

Надо отметить, что в Уфе тщательно готовились к приему дорогих гостей. Для участников Государственного совещания была подготовлена Большая Сибирская гостиница (ныне Уфимский гарнизонный дом офицеров). Там же проходило собрание Государственного меджлиса [5, с. 37].

Главное внимание на совещании было уделено вопросу организации всероссийской власти. Делегаты разделились на две группы. Левое крыло требовало создания правительства, которое признавало бы Учредительное собрание и на него опиралось; правое во главе с кадетами настаивало, прежде всего, на создании сильного коллегиального органа власти, независимого от какого бы то ни было выборного собрания. Споры продолжались две недели, наконец, победила вторая точка зрения.

После долгих дебатов совещание приняло постановление: «Вручить всю полноту верховной власти на всем пространстве государства Российского Временному всероссийскому правительству -правительство получило название «Уфимская директория», куда вошли Н. Д. Авксентьев, Н. И. Астров, генерал-лейтенант В. Г. Болдырев, П. В. Вологодский, Н. В. Чайковский и их персональные заместители А. А. Аргунов, В. А. Виноградов, М. В. Алексеев, В. В. Сапожников и В. М. Зензинов [6. с. 136].

Надо отметить, что Временное всероссийское правительство до созыва Всероссийского Учредительного собрания являлось единственным носителем верховной власти на всем пространстве Государства Российского.

Временное всероссийское правительство считало своей первоначальной задачей восстановление

738

ИСТОРИЯ

государственного единства и независимости России. Для этого предстояло решить следующие задачи:

1. Борьба за освобождение России от советской власти, установив на всем пространстве Государства Российского торжества права законности, порядка и обеспеченное пользование гражданскими свободами.

2. Непризнание заключенных большевиками Брестского и других соглашений.

3. Устранение освобождающейся России на началах признания за ее отдельными областями прав широкой автономии, обусловленной как географическим и экономическим, так и этническими признаками, предполагая окончательное установление государственной организации на федеративных началах полновластным Учредительным собранием.

4. Признание за национальными меньшинствами, не занимающими отдельной территории, прав на культурно-национальное самоопределение.

5. Восстановление в освобождаемых от советской власти частях России демократического и земского самоуправления, с назначением перевыборов в ближайший срок.

6. Установление всех гражданских свобод.

7. Принятие мер к действительной охране общественной безопасности и государственного порядка.

8. Борьба с хозяйственной разрухой. Содействие развитию производительных сил страны. Привлечение к производству частного капитала.

9. Государственное регулирование промышленности и торговли.

10. Развитие рабочего законодательства на началах действительной охраны труда и регулирование условий найма и увольнения рабочих.

11. Признание полной свободы коалиции.

12. В сфере продовольственной политики отказ от хлебной монополии на твердые цены, с сохранением нормировки распределения продуктов, имеющихся в недостаточном количестве. Государственные заготовки при участии частноторгового и кооперативного аппарата.

13. В области земельной политики Временное всероссийское правительство, не допуская таких изменений в существующих земельных отношениях, которые мешали бы разрешению Учредительным собранием земельного вопроса в полном объеме, оставляет землю в руках ее фактических пользователей и принимает меры к немедленному возобновлению работ по урегулированию землепользования на началах максимального увеличения культивируемых земель и расширению трудового землепользования применительно к бытовым и экономическим особенностям отдельных областей и регионов [3, с. 38-39].

Однако с самого начала директория была обреченным на провал компромиссом.

8 октября пала Самара, вновь взятая большевиками, что окончательно ослабило позицию левых. Влияние правых сил в Омске, наоборот, возросло. Вологодский потребовал возврата земель их бывшим владельцам. ЦК эсеров резко осудил эту меру и порвал с директорией [7, с. 102].

Надо отметить, что представители Башкирского правительства принимали активное участие в создании центральной антибольшевистской власти. От Башкирского правительства в работе совещания приняли участие Ю. Бикбов, И. Султанов, С. Мря-сов, З. Валиди, М. Адигамов, Г. Адигамов [5, с. 42].

А. З. Валиди был в составе Комитета членов Учредительного собрания. На Государственном совещании в Уфе в сентябре 1918 г. он был включен в комиссию по организации всероссийской власти [8, с. 180]. Выступая на ее заседаниях, А. З. Валиди отстаивал требование национальнотерриториальной автономии иметь своего представителя в органе власти, создание чисто национальной армии, сохранение ее целостности и запрещение использовать эту армию по частям. Наконец, он настаивал на том, чтобы члены правительства не занимались партийной деятельностью [9, с. 105].

Вопрос о возможности федеративного устройства будущей России довольно долго обсуждался на Уфимском государственном совещании. По мнению представителя одного из казачьих правительств полковника Березовского, «федеративный строй может быть лишь в будущем, как идеал, но сейчас наш крестьянин мыслит себя членом единой России...» В. Фомин («Единство») назвал обилие областных правительств «бедой России». По его мнению, в резолюции недопустимо подчеркивать их существование, так как «это может быть понято как желательное». Министр просвещения Временного Сибирского правительства И. Серебренников обратил внимание «на трудности установления при смешанности национальностей территории национальной автономии». Кроме того, многие правые считали, что этот вопрос недопустимо предрешать за Учредительное собрание. Иначе будет «насильственное насаждение автономии». Нельзя сказать, что все правые безоговорочно выступали против федерации. Кадет Л. Кроль, заметив, что кадеты были всегда против федерации, призвал «не закрывать глаза на действительность, например, Украина: на полное присоединение она на согласится, и только путем федерации можно воссоединить ее с Россией». Член Временного областного правительства Урала И. Войтов, не возражая против федерации в принципе, высказался за снятие эсеровского предложения об ее «укреплении». По его мнению, федеративного строя на тот момент не было, так как областные правительства пользовались всей полнотой государственной власти, а при федерации «некоторые важные отрасли находятся в руках общегосударственного правительства». Эсер М. Ген-дельман в своем выступлении исходил из того, что

областные и национальные автономии уже сложились и надо «просто считаться с установившимися в жизни принципами». А. Букейханов (Алаш-Орда) еще на пленарном заседании от имени всех мусульманских правительств заявил, что они не сторонники сепаратизма и «мыслят себя только частью единой России», государственное устройство которой должно быть федеративным. А. Валидов позднее говорил о недопустимости «урезывать права народностей на самоуправление». По его убеждению, «Россию можно собрать только на основе федеративности».

Следует отметить, что вопрос о территориальной автономии башкир вызывал возражение некоторых участников совещания. Так, Л. А. Кроль, представитель кадетской партии, доказывал, что «нельзя дать Башкирии такой же автономии, как Сибири» [10, с. 123].

Комуч в принципе признавал право башкир лишь на культурную автономию, но, желая немедленно приобрести поддержку с их стороны, соглашался на временное признание территориальной автономии Башкурдистана. Сибирское правительство, напротив, видело в последней опасность для территориальной целостности России. Поэтому Башкирское правительство понимало, что белые правительства не захотят дать полную автономию отдельным народам. [7, с. 79; 11, с. 106].

4 ноября было издано соответствующее постановление. Основным положением его было следующие: «С образованием органов центрального управления всероссийской власти на ближайший период времени все без исключения областные правительства и областные правительственные учреждения должны прекратить свое существование». В этот же день последовали указы Директории в отношении каждого областного правительства. Все указы были составлены по одной схеме. Гражданское управление тем или иным регионам подчинялось Главноуполномоченному Директории. Органы управления упраздненного правительства временно сохранялись при подчинении центральным ведомствам. Учитывалась национальная специфика. Так, в указе в отношении Правительства Башкирии говорилось о необходимости введения в организацию управления башкирского народа, соответствующего его национально-бытовым и экономическим особенностям [4, с. 46-47]. В дальнейшем предполагалось создать национальный представительный орган. Башкирское правительст-

во не подчинилось указу и продолжало свое существование.

Этот указ вызвал разногласия в эсеровских кругах, и они отмежевались от подобного курса.

В Сибири началось формирование Совета министров, в который вошел и А. В. Колчак как военный и морской министр. 18 ноября 1918 г. в Омске военными была свергнута Директория. Совет министров, существовавший при ней, высказался за установление диктатуры, избрав на должность Верховного Правителя А. В. Колчака. В основе его политики лежала идея сохранения «единой и неделимой России», в которой не предусматривалось создание национальных автономий.

В целом надо признать, что Уфимская Директория оказалась слишком слабой коалицией и не смогла возглавить антибольшевистское движение. Недаром в дальнейшем она была свергнута Колчаком, где последний провозгласил великодержавную политику непризнания национальных и областных автономий и заявил, что будет еще более настойчиво проводить начатый Директорий курс на полную ликвидацию Башкирского правительства и его войска. Таким образом, колчаковский «государственный переворот» 18 ноября 1918 г., по существу, сделал бесперспективной надежду башкир, сражавшихся в рядах белых, на сохранение автономии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рабинович С. История Гражданской войны. Краткий очерк. Изд. 2-е. М., Госиздат, 1935. 284 с.

2. Личный архив Войскового атамана Иркутского казачьего войска Н. М. Меринова.

3. Челябинская область. 1917 - 1945 гг.: Сборник документов и материалов Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1998. 304 с.

4. Казанчиев А. Д. Уфимская директория 1918 года. Уфа: Восточный университет, 2003. 116 с.

5. Национально-государственное устройство Башкортостана (1917-1925 гг.): Документы и материалы: в 4 т./ Авт.-сост. Б. Х. Юлдашбаев. Т. 2. Ч. 1. Уфа: Китап, 2002. 680 с.

6. Багаутдинов Р.О. Национальная политика Временного Сибирского правительства // Вестник Башкирского университета. 2007. №1. С. 135-137.

7. Багаутдинов Р. О. Участие башкир в белом движении 1917-1920 гг. Уфа: Гилем, 2009. 208 с.

8. Кульшарипов М. М. Башкирское национальное движение (1917-1921 гг.) Уфа: Китап, 2000. 368 с.

9. Касимов С. Ф. Автономия Башкортостана: становление национальной государственности башкирского народа (1917-1925 гг.). Уфа: Китап, 1997. 352 с.

10. Кроль Л. А. За три года (Воспоминания, впечатления и встречи). Владивосток, 1921. С. 123.

11. История башкирского народа: в 7 т. / Гл. ред. М. М. Кульшарипов. Т. 5. Уфа: Гилем, 2010. 468 с.

Поступила в редакцию 04.04.20J2 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.