УДК 94(470.57)
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА САМАРСКОГО КОМУЧА И УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ С БАШКИРСКИМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ
© Р. О. Багаутдинов
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (347) 273 66 47.
E-mail: [email protected]
В статье проводится анализ национальной политики Самарского Комуча, признавшего за малыми народами России культурно-национальную автономию. Особое внимание уделяется политике Комуча в области привлечения нерусского населения Урало-Поволжья на свою сторону. Также представлены некоторые аспекты взаимоотношений с Башкирским правительством.
Ключевые слова: антибольшевистские правительство, Самарский Комуч, Временное Сибирское правительство, Башкирское правительство, культурно-национальная автономия, Народная армия, большевики.
Сложнейшим периодом в истории России была гражданская война. В гражданской войне в России особая роль принадлежала антибольшевистским правительствам, сыгравшим немаловажную роль в истории страны. Одним из таких правительств являлся Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуч). В основе политики нового правительства лежало служение единой независимой свободной России. Данная политика несла идею народовластия. Служа народу, Комуч признавал за малыми народами России культурно-национальную автономию.
Цель данной статьи — показать роль Комуча в решении национального вопроса, а также определить некоторые аспекты взаимоотношений с Башкирским правительством.
События гражданской войны всегда были предметом пристального научного и общественного внимания в силу их особой значимости в истории России. К началу XXI в. исторической наукой накоплен солидный теоретической и фактический материал, посвященный различным аспектам гражданской войны в России. Однако изучаемая нами проблема не получила должного освещения. Данная статья написана на основе опубликованных и неопубликованных источников, исследований некоторых историков.
К июлю 1918 года на территории Поволжья, Урала и Сибири действовали семь правительств, состоящих в основном из членов бывшего Учредительного собрания и управляющих различными территориями, не имея определенных границ с соседями: Прикамский комитет членов Учредительного собрания в Ижевско-Воткинском районе, Временное Сибирское правительство с резиденцией в Омске, Оренбургское войсковое правительство, Уральское войсковое правительство, Башкирское правительство и Киргизское (Казахское) правительство «Алаш-Орда» [1, с. 100]. В Самаре сформировалось правительство, именовавшееся Комитетом членов Учредительного собрания (Ко-
муч), состоящего из пяти членов: И. М. Брушвита, П. Д. Климушкина, Б. К. Фортунатова, В. К. Вольского и И. П. Несторова [2, с. 95]. До конца существования Комуча они занимали в нем самые видные посты [3, с. 46].
Цели этих правительств были разные, а враг общий — большевики, и все они приступили к формированию своих вооруженных сил для свержения советской власти и установления власти Учредительного собрания на всей территории России. Что касается взаимоотношений, то они были очень сложными, в частности, это касалось Самарского Комуча и Временного Сибирского правительства. Л. А. Кроль подчеркивал: «Политика Самары и Омска резко отличалась одна от другой... Самара хотела держать революцию на грани эсеровских требований, а Омск стремился назад от революции, несколько щеголяя даже возвратом к старым внешним формам» [4, с. 140]. «Два центра Самара и Омск — две власти с государственным аппаратом, но с той огромной разницей» — пишет свидетель и участник волжской борьбы, не слишком расположенный к Комучу генерал Щепихин, — что самарская власть на фронте была окрашена боевым огнем, её формирования, как сухой хворост, быстро сгорали в непрерывных боях» [5, с. 281].
В силу сложившихся обстоятельств, освобожденные участниками белого движения (оренбургскими казаками с участием башкирских формирований и чехословаками) районы Южного Урала оказались в «межеумочном» положении. На руководство данной территории претендовали и Самарский Комуч, и Временное Сибирское правительство [6, с. 6]. В территориальном отношении Самарский Комуч претендовал на кантоны, находящиеся в Уфимской губернии (Кудейский, Табынский и Юрматынский) [1, с. 100].
В ходе наступлений на основном, северовосточном направлении 5 июля была занята Уфа, а 8 июля армия Комуча соединилась в районе Златоуста с Челябинской группой чехословаков, закре-
ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18. №4
1335
пив за собой значительный участок Сибирской железнодорожной магистрали. В результате армия Комуча установила контроль над большой частью территории Уфимской губернии, что позволило Комитету членов Учредительного собрания установить непосредственный контакт с Екатеринбургским правительством. После соединения с армией Комуча часть Челябинской группы Войцеховского начала совместные с ней боевые действия, согласовывая со штабом армии Комитета лишь стратегические планы [7, с. 158]. Стремление Комитета обеспечить теперь свое военное положение полностью разделялось Прикамским, Уральским Областным, Уральским войсковым, Оренбургским войсковым и Башкирским правительством [7, с. 165].
Надо отметить, что большинство населения Уфимской губернии в лице русских, башкир, татар и других инородцев, измученное насилиями большевиков, радостно встретило известие о падении большевистской власти. Для привлечения на свою сторону населения Урало-Поволжского региона новое правительство развернуло широкую пропаганду. В своих обращениях и воззваниях Комуч заявлял, что большевики, разогнав Учредительное собрание, растоптали завоевания демократической революции, на словах объявив свободу нации, на самом деле приложили все свои силы к подавлению национальных организаций и движений [8, с. 92].
Опираясь на идею создания единой Всероссийской власти, Комуч осуществил целый ряд действенных мер по установлению отношений с отдельными государственно-территориальными образованиями: были заключены договоры с Уральским и Оренбургским войсковыми правительствами, выработан проект автономии «Малой Башкирии» и киргизского народа «Алаш-Орда» [7, с. 108]. По всей России была разбросана агентура Комитета с целью установления связей со всеми окраинами [9, с. 98].
В Декларации Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания записано: «Ко всем народом, населяющим Волжско-Камский край: чувашам, черемисам, вотякам, мордве и др.» от 5 сентября 1918 года посвящается: «Комитет членов Учредительного собрания, возложив на себя величайшую задачу восстановления единства России, будущий строй государства не мыслит иначе, как Демократическую Федеративную Республику. Комитет не сомневается, что Всероссийским Учредительным собранием национальный вопрос будут решен в полном соответствии со справедливыми желаниями самих народов, каковые требования могут быть выражены национальными учредительными собраниями. В целях надлежащей подготовки законопроектов по национальному вопросу для Всероссийского Учредительного собрания, Комитет еще в заседании 22 июня признал необходимым учреждение ведомства по национальным делам» [10, л. 83].
В Центральном государственном архиве Самарской области был найден интересный архивный
документ — это воззвание к тюрко-татарскому народу от 8 сентября 1918 года. В нем отмечено, что «Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания, считает необходимым торжественно объявить, что права тюрко-татарского народа на культурно-национальную автономию признаются им бесспорно. Отныне тюрко-татары не только получают права пользоваться родным языком в местном управлении, самоуправлении и в суде, но и свободно открывать всевозможные школы, строить свою религиозную жизнь, но вместе с тем могут законно создать органы национального самоуправления, обладающего принудительной публичной властью, с правом устанавливать и взимать особые национальные налоги, самостоятельно ведать дела общественного призрения, народного просвещения и т.д» [11, л. 48-49].
Комуч твердо стоял на единственно правильной позиции в национальном вопросе, что «для создания единой, свободной сильной России и укрепления в ней федеративно-демократического строя необходимо участие в предстоящей созидательной работе всех населяющих ее народностей, одушевленных сознанием, что каждому из них будет гарантированы условия самостоятельной автономно-творческой деятельности» [5, с. 264].
Народы Кавказа торжественно заявили: «Разгон Учередительного Собрания оборвал последнюю связь, которая могла бы объединить всю Россию и всероссийскую революционную демократию». Этот взгляд разделял и Комуч. Борясь за Учредительное собрание, он боролся за единство России, и, борясь за единство России, за объединение, «в неразрывном союзе народов и областей в пределах, установленных федеральной конституцией, суверенных», как гласила формула Учредительного Собрания, Комуч и те народности, которые собрались для борьбы против большевиков на Волге, не могли не бороться из Всероссийского Учредительного Собрания [5, с. 264].
Башкирское правительство положительно восприняло призывы Самарского Комуча и начало искать пути для установления связей. Для этого в Самару были направлены член Военного совета М. Халиков и прапорщик С. Бритц, которые договорились учредиловцами о снабжении оружием и деньгами башкирских частей, формирующихся на территории Уфимской губернии [12, с. 313]. Комуч действительно отпустил для снаряжения башкирских частей 5000 комплектов обмундирования, 1000 винтовок и 10 пулеметов, обещал организовать лазарет [13, с. 161].
21 июля 1918 года состоялись переговоры А. З. Валиди с начальником главного штаба Народной армии полковником Н. А. Галкиным, где последний выразил желание «видеть храбрых башкир в рядах Народной армии». Далее Галкин сообщил, что Самарское правительство ставит себе всероссийские цели, и поэтому башкиры «не должны от-
деляться в сторону той или другой областной группировки, а быть составной частью общероссийской Народной Армии. Самарского правительства как областного нет, а есть Комитет членов Учредительного собрания» [13, с. 161].
Необходимо отметить, что Самарский Комуч на словах обещал широкую автономию башкирам, однако решение этого вопроса откладывал до созыва Всероссийского учредительного собрания. Пока же он соглашался на «временную» автономию, декларированную только в сентябре 1918 г. [14, с. 100]. Считая себя единственным легитимным всероссийским правительством, Комуч полагал, что все дела, связанные с башкирской автономией и башкирскими вооруженными силами, находятся в его юрисдикции [15, с. 72].
Для Комуча военные ресурсы башкир были не менее важны, чем поддержка Башкирского правительства. Народная армия в середине августа насчитывала не более 15 тысяч бойцов, поэтому вливание Башкирского войска значительно повышало ее мощь [15, с. 75].
Таким образом, Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуч) в области национальных отношений руководствовался признанием культурно-национальной автономии всех национальностей, как бы они не были малочисленными и на какой бы ступени культуры не находились, а башкирские лидеры считали Самарское правительство близким себе по общественно-политическим взглядам и пошли на установление переговоров.
ЛИТЕРАТУРА
1. История башкирского народа: в 7 т. Т. 5. / Под ред. М. М.
Кульшарипова. Уфа: Гилем, 2010. 468 с.
2. Медведев Е. И. Гражданская война в Среднем Поволжье (1918-1919 гг.). Саратов: Издательство Саратовского университета, 1974. 351 с.
3. Гражданская война в Поволжье 1918-1920 гг. Казань: Татарское книжное издательство, 1974. 495 с.
4. Шеремеев Е. Е. Самарский «Сфинкс» при правительстве Колчака: А. К. Клафтон (1871-1920 гг.) - биография на фоне эпохи. Самара: Самарский муниципальный институт управления, 2001. 388 с.
5. Вишняк М. В. Всероссийское учредительное собрание. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. 448 с.
6. Плотников И. Ф. Смута. Уфа: Китап, 1994. 176 с.
7. Лапандин В. А. Комитет членов Учредительного собрания: структура власти и политическая деятельность (июнь 1918 - январь 1919 гг.). Самара: Самарский Центр аналитической истории и исторической информатики, 2003. 242 с.
8. Юлдашбаев Б. Х. Новейшая история Башкортостана. Уфа: Китап, 1995. 228 с.
9. Лапандин В. А. Эсеровские политико-государственные образования в России в годы гражданской войны. Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания (июнь
1918 - январь 1919 гг.): исторические источники. В 2 томах. Т. 1. Самара: Самарский Центр аналитической истории и исторической информатики, 2006. 250 с.
10. Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан (ЦГАОО РБ). Ф.10311. Оп. 1. Д. 4. Л. 83.
11. Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО). Ф. Р. 402. Оп. 1. Д. 3. Л. 48-49.
12. Аминев З. А. Октябрьская социалистическая революция и гражданская война в Башкирии (1917-1919 гг.). Уфа: Ги-лем, 1966. 483 с.
13. Кульшарипов М. М. Башкирское национальное движение (1917-1921 гг.) Уфа: Китап, 2000. 368 с.
14. Касимов С. Ф. Автонмия Башкортостана: становление национальной государственности башкирского народа (1917-1925 гг.). Уфа: Китап, 1997. 352 с.
15. Таймасов Р. С. Участие башкир в Гражданской войне. Книга первая. В лагере контрреволюции (1918 - февраль
1919 гг.). Уфа: РИЦ Баш ГУ, 2009. 200 с.
Поступила в редакцию 22.11.2013 г.