Научная статья на тему 'УФИМСКАЯ (ДО 1865 ГОДА - ОРЕНБУРГСКАЯ) ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ - ОДНО ИЗ СТАРЕЙШИХ СРЕДНИХ ДУХОВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ'

УФИМСКАЯ (ДО 1865 ГОДА - ОРЕНБУРГСКАЯ) ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ - ОДНО ИЗ СТАРЕЙШИХ СРЕДНИХ ДУХОВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
384
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЕ СЕМИНАРИИ В РОССИИ (ДО 1917 ГОДА) / УФИМСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / SPIRITUAL SEMINARIES IN RUSSIA (BEFORE 1917) / UFA SPIRITUAL SEMINARY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ергин Юрий Викторович, Свице Янина Сигизмундовна

Рассматривается история Уфимской духовной семинарии - одного из старейших средних учебных заведений Русской православной церкви (именовавшейся до 1865 года Оренбургской), открывшейся по определению Св. Синода от 25 июня 1800 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UFA (UNTIL 1865 - ORENBURG) THEOLOGICAL SEMINARY ONE OF THE OLDEST SECONDARY RELIGIOUS EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF RUSSIA

The History of Ufa spiritual Seminary, one of the oldest secondary schools of the Russian Orthodox Church (called until 1865 Orenburg), opened by definition St. Synod of 25 June 1800.

Текст научной работы на тему «УФИМСКАЯ (ДО 1865 ГОДА - ОРЕНБУРГСКАЯ) ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ - ОДНО ИЗ СТАРЕЙШИХ СРЕДНИХ ДУХОВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.В. Ергин, Я.С. Свице

УФИМСКАЯ (ДО 1865 ГОДА - ОРЕНБУРГСКАЯ) ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ -ОДНО ИЗ СТАРЕЙШИХ СРЕДНИХ ДУХОВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ

Ключевые слова: духовные семинарии в России (до 1917 года), Уфимская духовная семинария.

Аннотация: Рассматривается история Уфимской духовной семинарии - одного из старейших средних учебных заведений Русской православной церкви (именовавшейся до 1865 года Оренбургской), открывшейся по определению Св. Синода от 25 июня 1800 года.

В свете разгоревшейся в последние годы острой дискуссии о путях дальнейшего развития современной школы, тема истории отечественного образования (не только светского, но и духовного) приобретает особое значение, и опыт прошлого может иметь немалое практическое значение. В этой связи особый интерес представляет история Уфимской (до 1865 года именовавшийся Оренбургской) духовной семинарии - одного из старейших средних учебных заведений Православного Ведомства России. Возникшая после введения Петром I «Духовного регламента»1 1721 года как необходимая принадлежность образованной в 1799 году Указом Императора Павла I Оренбургско-Уфимской епархии, она служит хорошим примером того, как из разрозненных епархиальных духовных школ в Российской империи была создана централизованная система духовных учебных заведений [1], которая, претерпевая некоторые изменения, действовала вплоть до 1917 года.

В Центральном историческом архиве Республики Башкортостан имеется фонд И-112 (Уфимская духовная семинария) [3], содержащий 542 единицы хранения документов, датированных 1860-1919 годами: это Указы Синода, Циркуляры Синода и Уфимской духовной консистории, журналы распределительного собрания Правления Семинарии, журналы ее педагогических собраний, различные отсчеты, переписка, указы о назначениях, формулярные списки служащих, а также личные дела воспитанников. К сожалению, в этом фонде отсутствуют документы как о приготовлении к открытию Семинарии, так и сопровождавшие это открытие документы, погибшие во время пожара, истребившего в марте 1806 года архивы семинарского правления. За несколько первых десятков лет в ЦИА РБ отсутствуют также документы Уфимского мужского духовного училища (фонд И-120), открывшегося при Семинарии в 1818 году [4]. С этими обстоятельствами сто лет назад столкнулся И.Е. Златоверховников, который в своем огромном (почти 300-страничном) исследовании описания Уфимской епархии за первые сто лет ее существования [5] смог уделить истории Семинарии и Духовного училища при ней в разделе, посвященном состоянию просвещения, всего лишь несколько страниц.

Материалы И.Е. Златоверховникова были использованы сотрудниками ЦИА РБ при написании ими коротких статей об Уфимской семинарии и Уфимском духовном училище [6-8]. Отсутствующие в ЦИА РБ архивные документы об Уфимской семинарии и Духовном училище при ней за первые несколько десятков лет их существования мы попытались восполнить за счет сохранившихся отрывочных сведений об этих духовных учебных заведениях в работах других дореволюционных историков Оренбургско-Уфимской епархии [9-11], а также публикациями из периодических изданий того времени: «Оренбургских епархиальных ведомостей» (1873-1917) и «Уфимских епархиальных ведомостей» (1879-1917).

пеаинпм ллшиорго<ТЛДЛ н гСиЛ гаи

31 мая 1799 года последовал Императорский указ, в котором среди прочего говорилось: «Повелеть вообще по всем епархиям распорядить ведомства каждой сообразно пределам губерний». Ответом на это явился доклад Св. Синода, в котором предлагалось образовать несколько новых епархий2 в границах соответствующих губерний, в числе которой была и Оренбургская губерния. 16 октября 1799 года доклад Св. Синода был утвержден Императором Павлом I, после чего последовала практическая деятельность по созданию новых церковно-административных образований [12, 45].

Первым епископом Оренбургским и Уфимским стал бывший архимандрит Юрьевского монастыря и ректор Новгородской духовной семинарии Амвросий (Келембет), назначенный в новую Оренбургскую епархию 21 октября 1799 года [11, 91]. Рукоположение (хиротония) его во епископа было совершено 13 ноября 1799 года, а уже через пять дней Преосвященному был вручен синодальный Указ с предписанием произвести на указанных в нем основаниях открытие новой епархии в Уфе.

Из «Оренбургской епархии...» Н.М. Чернавского: «...Трудное поприще ожидало Преосвященного Амвросия на новом месте его служения на Оренбургско-Уфимской кафедре, пограничной и окраинной среди русских владений, раскинутой к тому же на огромном пространстве... Положение православных среди иноверного населения, окончательно незамиренного, было во многих местах печальное в отношении удовлетворения религиозных нужд. Духовенство стояло на низкой ступени развития умственного и нравственного, в огромном большинстве своем едва возвышаясь над общим уровнем по своему умению читать и кое-как писать. Образовательных средств в крае не существовало почти никаких...» [11, 93].

Первым делом, которым пришлось заняться Преосвященному по его прибытии 21 января 1800 года в Уфу, стало обустройство архиерейской резиденции и работа по восстановлению старейшего в регионе Уфимского Успенского мужского монастыря3. Под резиденцию были отведены здания бывшего Уфимского наместничества4. В части этих зданий разместилась Консистория - коллективный орган управления при епархиальном архиерее, выполнявший административно-судебные функции, а другие были обращены для размещения духовной Семинарии, которая по Высочайшему указу от 16 октября 1799 года становилась обязательным атрибутом каждой новоучрежденной епархии: «Необходимо нужным устроение Семинарии во всех новоучрежденных епархиях, дабы дети священно-и церковно-служителей, обучаясь в Семинариях Епархиальному их Архиерею подведомых, и, следовательно, будучи ему известны как со стороны успеха в науках, так и со стороны нравственного их поведения, надежнее могли быть определяемы в священно- и церковно-служительской должности».

Сведения о состоянии зданий бывшего Уфимского наместничества, удобных для размещения Семинарии, были переданы в Св. Синод, который в мае 1800 года предоставил на Высочайшее утверждение особый доклад об устроении Семинарий во всех учрежденных Высочайшим указом от 16 октября 1799 года новых епархиях. В этом докладе говорилось, что на содержание Оренбургской семинарии в Уфе ежегодно будет отпускаться по 2500 рублей5, в том числе «на нынешний (1800 год) следует отпустить оную сумму сполна с тем, чтобы она, остающаяся до открытия Семинарии, употреблена была на исправление необходимо нужных в строении починок и заготовление потребных к учению книг и других необходимых вещей».

31 мая 1800 года доклад Св. Синода Императором Павлом I был утвержден, а еще через две недели, 16 июня, в Уфу был послан Указ Св. Синода об открытии Семинарии и распоряжение об отпуске для этого денежных сумм из местного казначейства. Преосвященный Амвросий (Келембет) сделал все, чтобы в самое короткое время Семинария в Уфе была открыта: для размещения учебных классов и квартир преподавателей были переоборудованы помещения в бывших зданиях Гражданской

ййЖйЖхйиСЁОйт мстопип оарпзоппнип

палаты, Сиротского суда и Генерал-губернаторской кухни; Правление семинарии разместилось в одном с Консисторией здании; на сумму 588 рублей были закуплены учебники, а на 136 рублей - классная мебель и другие необходимые принадлежности.

26 сентября 1800 года в день преставления Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Семинария в Уфе, по прежнему названию Оренбургская, была торжественно открыта.

Сохранилось описание процедуры открытия Семинарии6:

«...По полуночи в 9-м часу в Крестовой Архиерейского дома церкви Преосвященный Амвросий, Епископ, с начальным духовенством совершил святую литургию, а по исполнении оной был о здравии ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО Величества молебен, и по окончании сего, со святыми иконами, Преосвященный прибыл в Консисторию, исполнил соборне водосвящение и окропил все классы учебные святою водою; после сего от певчих был пет сочиненный на сие время нарочитой концерт; по окончании же того, во-первых Преосвященный, а потом [будущий] Семинарии ректор эконом Тихон говорили к народу и ученикам приличные речи, - и по окончании всей процессии в доме Преосвященного для господства и знатного духовенства дан был обеденный стол, и от сего времени семинарское учение начало свое восприяло» [5, 259].

В первое время существования Семинарии в Уфе (с 1800 по 1818 год) ее управление, воспитание в ней и обучение складывались на началах, изложенных в упомянутом выше «Духовном регламенте» Петра I: главным начальником Семинарии был ректор, ему подчинялись все учителя; вторым начальствующим лицом был префект, обязанность которого состояла в наблюдении за учениками; учебно-воспитательным процессом руководило Правление, состоящее из ректора и префекта. Ректор Семинарии и Правление во всех делах полностью зависели от Консистории.

С самого начала в Семинарии был открыт полный курс наук, начиная с низшего класса (Информатории) и кончая высшим (Богословским) классом. В классе Информатории преподавали начальные разделы грамматики, арифметики, краткий катехизис, часослов и псалтырь. В классе Богословия давали представления об истории Церкви, каноническом праве и богословии.

В 1800 году в Богословский класс Семинарии поступили всего три ученика: Андрей Уваров, Анемподист Протасов и Антон Емельянов. Первый из них до этого обучался в Казанской семинарии, а два других - в Тобольской семинарии. Первым преподавателем Богословского класса стал иеромонах Тихон, эконом уфимского архиерейского дома, который через три года станет вторым настоятелем Успенского монастыря и вторым ректором Семинарии.

В 1801 году все три названные выше воспитанника класса Богословия окончили Семинарию и были посвящены в сан священников.

В Философском классе Семинарии в 1800/1801 учебном году было десять учеников. Учителем философии назначили Якова Цервицкого, бывшего протоирея города Стерлитамака. В классе Риторики было четырнадцать, а в классе Поэзии - шесть учеников. Учителем риторики и поэзии был назначен бывший священник Преображенского Оренбургского Собора Иоанн Усович. В Высшем латинском классе, называемом иначе Синтаксимой, в 1800 году было пятнадцать учеников. Из-за недостатка правоспособных учителей на должность наставника этого класса был назначен ученик класса Философии Александр Кандарицкий. В этом же учебном году в Низшем (подготовительном) латинском классе было также пятнадцать учеников, для обучения которых назначили студента класса Философии Ивана Бреева. В младшие классы Семинарии в Уфу были переведены из Казанской и Тобольской семинарий ученики, обучавшиеся в них до 1800 года. В класс Информатории, соответствующий, как это выяснилось в последующем, подготовительному классу духовных училищ, в 1800 году было принято «из домов родителей» 108 учеников.

пеаинпм ллшиорго<ТЛДЛ н гСиЛ «аг4

Преподавателем для них был назначен студент класса Философии Василий Петров.

В 1800 году в Семинарии обучалось 172 ученика, а в дальнейшем их число составило: в 1801 году - 269, в 1802 году - 276, в 1805 году - 391, в 1806 году - 423 человека [12, 48]. Таким образом, за 1800-1806 годы численность семинаристов (в те годы их часто называли бурсаками) увеличилась более, чем в два раза. В дальнейшем количество воспитанников в Семинарии стабилизировалось, снизившись до 260-280 человек.

Из сказанного выше следует, что в первые годы Семинария в Уфе, строго говоря, не была средним учебным заведением. В самом низшем классе (Информатории) учеников обучали арифметике, элементарной грамоте, пониманию славянского языка, умению правильно писать и всему тому, что было связано со служением в храме. Если воспитанник умел бегло читать и писать, его сразу же переводили в следующий класс, в котором в основном обучали пониманию славянских языков. Если мальчик, поступая в Семинарию, умел бегло читать по-славянски, владел «церковным обиходом», что для сына священника было вполне естественным, его сразу же переводили в следующий класс, в котором обучали склонять и спрягать. Таким образом, в двух первых, низших классах Семинарии в Уфе обучали тому, что было практически необходимо будущему церковнослужителю и что впоследствии стало изучаться в подготовительных классах духовных училищ, обучение в которых станет совершенно обязательным для продолжения учебы в семинариях.

Учебный материал основных классов Семинарии был совершенно другим. В основу системы обучения в них было положено изучение латинского языка. Обучение начиналось с Фары (от латинского - набивать, причинять), когда дети постигали алфавит, учились читать и писать, в том числе под диктовку, совершенно не понимая латинских фраз. В Инфиме (от латинского - низший) зубрили латинские слова. Выпускник этого класса должен был запомнить значения нескольких тысяч латинских существительных, глаголов, прилагательных. Иногда классы Фары и Инфимы называли Низшей и Высшей Информаторией соответственно. В следующем классе (Грамматики) изучали склонения, спряжения, суффиксы, окончания; другие части речи, а в классе Синтаксиса - латинский синтаксис. В классе Пиитики (Поэзии) воспитанников обучали сочинять стихи на латинском языке, а в классе Риторики - сочинять и произносить на латинском языке речи.

Таким образом, в основных классах Семинарии главной задачей было изучение латинского языка до степени свободного им владения. Почти все остальные знания семинаристы получали «как бы попутно» путем чтения и перевода латинских текстов на многочисленных уроках по неосновным (или «экстраординарным») предметам. Те, кто обучился в классах до Риторики включительно, назывались «учениками», а воспитанники старших классов Философии и Богословия - «студентами». Последние слушали лекции на латинском языке, но в основном читали книги (отцов Церкви, античные и западноевропейские богословские и философские труды) и сдавали экзамены на латинском языке.

В 1804 году ректором Семинарии в Уфе и одновременно настоятелем Уфимского Успенского мужского монастыря был назначен только что возведенный в чин архимандрита двадцатипятилетний Филарет (в миру Федор Григорьевич Амфитеатров), до этого бывший ректор Севской духовной семинарии, будущий Киевской митрополит.

За время своего шестилетнего управления Семинарией архимандрит Филарет (Амфитеатров) сделает для нее очень многое [11, 60]. Так, его заботами при Семинарии в 1804 году был построен Сиротский дом, в котором проживали бедные ученики, преимущественно сироты, пользовавшиеся бесплатными столом, одеждой, освещением и книгами. В 1807 году при Филарете (Амфитеатрове) при Семинарии открылись классы славяно-греко-латинского красноречия, медицины и рисования, а в следующем году -классы французского и немецкого языков. Семинаристы с большой охотой и желанием осваивали латинский язык, поражая проверяющих Семинарию своими познаниями во владении языком Цицерона и Ливия [5, 261].

ййЖйЖхйиСЁОйт мстопип оарпзоппнип

При архимандрите Филарете (Амфитеатрове) в полночь с 4 на 5 марта 1806 года в Уфе случилась большая беда: по неизвестной причине сгорело здание, в котором вместе с Консисторией помещалось Правление Семинарии.

Из «Дневника М.С. Ребелинского7»: «4 марта 1806 года. В одиннадцатом часу ночи неизвестно от чего загорелся корпус, стоящий на горе там, где Архиерейский дом, в котором помещена была Семинария и Консистория. Загорелся и весь сгорел до основания, даже не успели вынести ничего».

По рекомендации Губернского правления для постройки нового здания для Семинарии был отведен новый земельный участок, в конце 1806 года составлены план и смета, которые препроводили в Св. Синод. Однако из-за отсутствия необходимых денежных средств постройка нового здания Семинарии затянулась на много лет: в новое здание воспитанники Семинарии въедут только в конце 1828 года, но об этом мы расскажем ниже, а пока вернемся к финансовому содержанию этого учебного заведения.

Выше уже говорилось, что, находясь в ведении Св. Синода, Семинария в Уфе ежегодно, начиная с 1800 года, получала на свое содержание денежную сумму в 2500 рублей. С 1807 года эта сумма была удвоена. По Указу Св. Синода, она состояла из трех частей: первая - на жалование начальствующему составу и наставникам, а две другие - на содержание бедных воспитанников, зданий, библиотеки и другие цели. Естественно, что отпускаемых денежных сумм катастрофически не хватало; руководство Семинарии было вынуждено обращаться и к другим официально разрешенным источникам финансирования. Так, по решению Св. Синода бедным воспитанникам Семинарии (а также их родственникам или знакомым) разрешалось занимать вакантные должности церковнослужителей: часть дохода поступала на содержание бедных воспитанников. Помимо недостатка в материальных средствах, Семинария постоянно ощущала нехватку в преподавательских кадрах. В первые годы для занятий с воспитанниками младших классов привлекали учеников старших классов своего же учебного заведения, а затем семинарское и епархиальное руководства пошли совсем по другому пути. Начиная с 1808 года из класса Философии лучших студентов стали отправлять для продолжения учебы в «Старую» Казанскую духовную семинарию8. Так, в 1908 году «для образования к учительским должностям» из Уфы в Казань были отправлены студенты Андрей Лепорицкий и Филипп Прибыловский; в 1810 году - Андрей Словохотов и Иван Базилевский; в 1911 году - Андрей Агиев и Дмитрий Дмитриев; в 1813 году - Илья Илецкий и Григорий Смирнов.

За процедурой такой подготовки преподавательских кадров для Семинарии и дальнейшей судьбой семинаристов, возвратившихся после учебы из Казани в Уфу, проследим на следующем примере. В феврале 1810 года учитель класса Философии протоиерей Яков Цервицкий доложил Правлению Семинарии, что наиболее способными и достаточно подготовленными для продолжения учебы в Казани являются воспитанники Андрей Словохотов и Иван Базилевский. Правление Семинарии устроило им экзамен и, признав знания воспитанников достойными, рекомендовало их кандидатуры Консистории. Последняя удовлетворила предложение Семинарии и стала платить за обучение каждого из них в Казани по 40 руб. в год, обеспечила их одеждой, обувью и средствами, необходимыми «на путевые расходы». Им была вручена специальная инструкция с перечислением всех предметов, которыми воспитанники должны были овладеть, начиная с философских, богословских и физико-математических и кончая врачебным искусством. Кроме того, Словохотову было предписано особенно усердно заняться освоением немецкого языка, а Базилевскому - французского. Оба воспитанника, переведенные для продолжения учебы в Казань, должны были по окончании обучения «сочинить диссертацию», а о своих успехах дважды в год извещать Семинарию в Уфе.

5 августа 1810 года Словохотов и Базилевский прибыли в Казанскую духовную Семинарию: без всяких дополнительных экзаменов им было разрешено посещать класс Философии, а потом и Богословия. В апреле 1813 года Словохотов и Базилевским с Похвальными листами возвратились в Уфу и с жалованием 150 руб. в год были

пеаинпм ллшиорго<ТЛДЛ н гСиЛ «аг4

определены учителями Семинарии: Базилевский - по классам Пиитики, Географии, Арифметики и Французского языка, а Словохотов - по классам Синтаксимы и Грамматики, Немецкого и Французского языков. Кроме того, вновь определенным учителям, по Указу Консистории, «в награду за похвальные успехи в благонравии и в приобретении высших учебных знаний» было выдано по 50 руб. каждому. В дальнейшем оба из указанных молодых преподавателей Семинарии перешли на гражданскую службу: Иван Базилевский в штат Канцелярии Оренбурского военного губернатора князя Г.С. Волконского, а Андрей Словохотов в 1817 году на одно из присутственных мест в Уфе.

В ноябре 1810 архимандрит Филарет (Амфитеатров) оставил должность ректора Семинарии в Уфе: много сделавший для становления и развития этого духовного учебного заведения, он через некоторое время после назначения 10 июня 1806 года на Уфимскую кафедру нового Епископа Оренбургского и Уфимского Августина (Сахарова) стал им гоним столь несправедливо и жестоко, что даже подумывал о том, чтобы оставить все и, скрыв свой сан, уйти в отдаленный монастырь, начав жизнь простого инока. Ему помог предшественник Августина (Сахарова) Преосвященный Амвросий (Келембет), в то время уже покинувший Уфу и ставший архиепископом Тобольским. Он предложил Св. Синоду кандидатуру Филарета (Амфитеатрова) на должность ректора Тобольской духовной Семинарии и в том не ошибся. Святитель Филарет стал одной из ключевых фигур в истории Русской Церкви первой половины XIX века: известен как выдающийся церковный администратор (только древней Киевской кафедрой владыка Филарет управлял более двадцати лет), крупный ученый-богослов, действительный член Императорской Академии университетов - Киевского, Московского и Казанского.

Вопрос о необходимости преобразования духовно-учебных заведений в России ведет свое начало с докладной записки, посланной в 1803 году префектом Александро-Невской академии епископом Евгением (Болховитовым) Императору Александру I через Первенствующего члена Святейшего Правительствующего Синода митрополита Петербургского Амвросия (Подобедова). К марту 1805 года проект реформы, в разработке которой принял участие выдающийся российский деятель М.М. Сперанский, был Императором одобрен, однако начало этих реформ относят обычно к 26 июня 1808 года, времени его Высочайшего утверждения [14].

Подобно созданной в 1803-1804 годах четырехступенчатой системе светских школ устанавливались четыре типа духовно учебных заведений: приходские школы, уездные училища, семинарии и академии. Вводилась окружная система организации духовного образования: были сформированы четыре учебных Округа во главе с духовными академиями. Каждая из девяти епархий Округа обязывалась иметь по одной Семинарии, десять уездных и тридцать приходских школ. Однако создание Округов из-за недостатка преподавательских кадров, особенно в академиях, потребовало длительного времени: сначала (в 1809 году) был образован Санкт-Петербургский Округ, в 1814-м -Московский,1818-м - Киевский, в 1842 году - Казанский. Поэтому до сформирования Казанского Округа все его духовные учебные заведения, в числе которых была и Семинария в Уфе, открывшаяся в 1800 году, относились к Московскому учебному Округу.

Приходские духовные школы (с двухлетним образованием) основывались на принципах начального образования. В них принимались преимущественно дети духовенства (в возрасте 6-8 лет), но иногда и дети из податных сословий, в основном из крестьян. Курс обучения состоял из «чистописания по-русски», освоения четырех правил арифметики и начал русской грамматики, краткого церковного катехизиса и «нотного пения».

В уездных духовных училищах (с шестилетним сроком обучения) положено было «окончить» арифметику и русскую грамматику, изучить катехизис «в более пространном виде». Кроме того, «в кратком виде» вводились курсы священной истории, преподавание «русской истории» и географии, а также «начала» классических языков -латинского и греческого, «устав церковный» и «нотное пение». Окончившим духовное училище предоставлялась возможность занять должность церковнослужителя (причетника) в приходе или поступить в среднее духовно-учебное заведение.

В семинариях устанавливался шестилетний срок обучения: это были двухгодичные «классы» (или отделения): низший - Риторики, средний - Философии и высший - Богословия. В программу обучения входили: расширенные курсы латинского, греческого и древнееврейского языков и (факультативно) французского или немецкого; из общеобразовательных дисциплин - математика (включая алгебру и геометрию), география, история российская и всеобщая, теоретическая и практическая физика, история философских систем; из богословских предметов -Священное Писание, герменевтика (толкование канонических текстов), гомилетика (теория построения проповеди), догматическое, нравственное и пастырское богословие, церковное богословие, церковная история и церковная археология. В Поволжских и Сибирских семинариях, готовящих миссионерские кадры, вместо классических древних языков обучали языкам местных народов: в семинариях Западных епархий - польскому языку, а на Юге России -языкам народов Кавказа.

Выпускники семинарий по степени успеваемости подразделялись на три разряда. Лучшим семинаристам

ййЖйЖхйиСЁОйт мстопип оарпзоппнип

присваивался 1-й разряд: они получали звание «студента», имели право продолжить свое обучение в академии, или стать священником церкви 2-го разряда, или преподавателем епархиального духовного училища. Семинарист 2-го разряда имел право быть священником в церкви 3-го разряда, стать преподавателем приходской духовной школы или поступить в Медико-хирургическую академию. Тот из воспитанников семинарии, которому присваивался 3-й разряд, мог поступить на службу священником или диаконом в церковь 4-го разряда. Все выпускники семинарии 1-го или 2-го разрядов имели право пройти переэкзаменовку и повысить свой статус.

В духовной академии обучение проходило четыре года с разделением на два двухгодичных «класса» - класс Философии и класс Богословия. Программа обучения отличалась широким набором как богословских, так и общеобразовательных предметов. В комплекс богословских дисциплин входили право (догматичское и церковное), апологетика, патристика (философия и теология Отцов Церкви), библеистика (изучение различных аспектов библейской литературы) и литургия (главнейшее христианское богослужение), а из общеобразовательных - высшая математика (теоретическая и прикладная), углубленные курсы теоретической и прикладной физики, метафизика («учение о нематериальном, духовном мире»), «философская история во всем ее пространстве», этика и эстетика, церковная история, церковная археология, древняя история, а также основательное изучение латинского, греческого и древнееврейского языков, а из новых - французского и немецкого. Академия готовила преподавателей для семинарий, настоятелей городских приходов, кадры для занятия административных церковных должностей, а также миссионеров. Особо отличившихся академии оставляли у себя для преподавательской работы. В начале XIX века некоторые из выпускников духовных академий стали профессорами университетов.

Проект преобразования духовно-учебных заведений в России вводился постепенно: в 1809 году были реформированы учебные заведения Санкт-Петербургского Округа, в 1814-м - Московского, в 1818-м - Киевского и, наконец, Казанского, к которому в то время относилась Оренбургская (в Уфе) духовная семинария.

11 марта 1818 года, в конце пребывания преосвященного Августина (Сахарова) на должности епископа Оренбургского и Уфимского, Св. Синод затребовал от него сведения о Семинарии: ректоре, учителях с указанием, кто из них мог бы остаться работать в реформируемом учебном заведении, а кто будет перемещен в другие места как неудовлетворяющий новым условиям по своему образовательному цензу. Были затребованы сведения о вновь учреждаемых духовных приходских и уездных училищах, в которые можно будет перевести из Семинарии ряд прежних наставников [11, 193].

29 июля 1818 года весь наличный состав преподавателей Семинарии был заменен: ректором стал архимандрит Вениамин, переведенный в Уфу из Виленской духовной семинарии, основной костяк новых наставников составили выпускники Московской духовной академии. Прежних наставников перевели на учительские должности в предполагаемое к открытию уездное и приходское духовные училища. В октябре 1818 года, по прибытии новых управленцев и наставников, всем воспитанникам Семинарии был устроен экзамен, по результатам которого их распределили по трем отделениям: богословскому, философскому и риторическому (иначе - высшему, среднему и низшему). Остальных воспитанников трех низших классов перевели в созданное при Семинарии приходское и уездное училища с подразделением каждого из них на два класса, положивших начало новому 4-классному начальному учебно-воспитательному заведению9, получившему название Духовного мужского училища, находившемуся в ведении Главного управления епархиального Преосвященного. В этом Духовном училище при Семинарии преподавались пространный катехизис, священная история Ветхого и Нового Завета, церковный устав, русская и славянская грамматики, чистописание и церковное пение [5, 263].

По реформе 1818 года, Правление Семинарии в Уфе приобрело большую самостоятельность и фактически перестало зависеть от Консистории. Семинарский курс стал 6-годичным (по два года в каждом отделении). В низшем отделении «главными» предметами были поэзия и риторика, в среднем - философские, а в высшем -богословские предметы. Кроме «главных» предметов изучались и «не главные», но обязательные: гражданская история, математика, физика, языки (греческий, латинский и еврейский), а из новых - немецкий или французский. Позднее (с 1830 года) в Семинарии, в миссионерских целях, ввели преподавание чувашского1 и татарского11 языков. Таким образом, начало 1818/1819 учебного года Семинария в Уфе открыла в преобразованном виде.

Выше уже говорилось о том, что незадолго до прибытия в Уфу Преосвященного Августина (Сахарова) в ночь на 5 марта 1806 года сгорело деревянное здание Семинарии,

пеаинпм ллшиорго<ТЛДЛ н гСиЛ «аг4

в котором она размещалась вместе с Консисторией. Пришлось для размещения Семинарии ходатайствовать о передаче в Епархиальное ведомство некоторых близлежащих зданий губернских присутственных мест. В начале 1807 года для Семинарии уступили здания Уголовной и Гражданской палат, а в 1808 году - Магометанского собрания.

Фрагмент карты г. Уфы (1816 год) Из существующих строений: 10 - архиерейский дом с Семинарией и службами деревянный (бывший генерал-губернаторский). Из предполагаемых строений: 18 - кварталы для архиерейских построений

Преосвященный Августин (Сахаров), ученый-богослов, много сделавший для становления и развития Уфимской духовной семинарии, задумал построить для Семинарии и Консистории отдельные каменные помещения: составлены были и планы и сметы соответствующих построек. В корпусе Семинарии, рассчитанном на 300 воспитанников, предусмотрели квартиры для наставников, в нем же предполагалось разместить Духовное

ййЖйЖхйиСЁОйт мстопип оарпзоппнип

училище на 100 воспитанников. Однако эти проекты, несмотря на все усилия со стороны Преосвященного, разбились о самое главное препятствие - недостаток у Св. Синода денежных средств. Удалось лишь на остаточные денежные суммы Семинарии построить недалеко от прежнего сгоревшего здания в так называемой Архиерейской слободе два деревянных флигеля: один, стоимостью 1240 руб., в 1813 году, а другой, стоимостью 3066 руб., в 1817 году. Последний был предназначен для проживания наставников Семинарии.

Начиная с 1820 года, объем денежных средств, отпускаемых Св. Синодом на содержание Семинарии в Уфе, увеличился в десять раз: если с 1800 года ежегодно отпускалось по 2500 руб., то теперь Семинария, вместе с Духовным училищем на свое содержание стала в год получать по 26650 руб. Это обстоятельство помогло решить вопрос о начале строительства и окончательном завершении и обустройстве нового здания Семинарии.

По предложению Преосвященного Феофила (Кожевникова, или Татарского), нового епископа Оренбургского и Уфимского, утвержденного на эту должность 8 марта 1819 года и прибывшего в Уфу на кафедру 25 мая [11, 216 а], губернским архитектором Щербаковым были составлены план и схема на постройку каменных зданий Семинарии. Однако смета в 583927 руб., из которых 96000 предназначались для строительства отдельной от Семинарии церкви, а 136028 руб. также на отдельный корпус Духовного училища, оказалась чрезвычайно большой, и поэтому Правлением Семинарии была оставлена без изменений [5, 268].

В 1825 году преосвященным Амвросием II (Моревым), сменившим Феофила (Татарского) на Уфимской кафедре, в Комиссию духовных училищ при Св. Синоде были представлены новые план и смета в 24 885 руб. 53 коп., составленные для постройки нового здания Семинарии архитектором В.А. Трофимовым. В начале следующего, 1826 года, Комиссия духовных училищ Св. Синода, согласно Величайшему распоряжению о постройке здания Семинарии в Уфе, постановила: «отпустить 175 тысяч руб., из них 100 тысяч руб. употребить из остаточных семинарских сумм, находящихся в распоряжении Комиссии, а 75 тысяч руб. из капиталов Комиссии» [11, 65].

Постройка зданий Семинарии, сданная с торгов бирскому купцу Василию Михайлову Юдину, продлилась два года (с 1826 по 1828): окончательная передача здания от строителя состоялась 31 декабря 1828 года. Двумя месяцами раньше, 8 ноября того же года, Преосвященный Амвросий II (Морев) разрешил переместить воспитанников Семинарии и Духовного училища на два верхних этажа вполне готового здания нового корпуса. Этот день, когда воспитанники обоих учебных заведений перешли в новое здание, не был случайным: он совпал с днем тезоименитства (именин) Высокопреосвященного Серафима Санкт-Петербургского в память попечения его о Семинарии.

Здание Семинарии представляло собой огромный 4-этажный корпус с двумя каменными флигелями, обошедшийся по подрядной цене в сумму 165 тысяч руб. Оставшиеся от постройки 10 тысяч руб. Комиссия духовных училищ при Св. Синоде разрешила употребить Семинарии на покупку мебели и других необходимых предметов [11, 65]. В следующем, 1829 году, на средства казны к главному корпусу Семинарии был пристроен больничный флигель, который обошелся в сумму 1975 руб. ассигнациями. Позднее, в 1849 и 1850 годах, к этому флигелю были сделаны пристрои для размещения помещений для заразных больных. В 1894 году на парадном входе в главное здание Семинарии была поставлена чугунная лестница, стоимость которой составила 5750 руб. Еще через год с западной стороны основного здания Семинарии были сломаны старые, ставшие ветхими постройки, и возведены два новых пристроя. На это из сумм, отпущенных Св. Синодом, было потрачено 12375 руб.

Открытка изд. Н.К. Блохина (1904 год)

Еще в 1843 году по инициативе архимандрита Иоанна (Оболенского), ректора только что возрожденной (с 1 июля 1842 года) Казанской духовной академии, ревизовавшего Семинарию в Уфе, Высшим Начальством было разрешено устроить в главном зале Семинарии и смежной с ним комнате Церковь во имя Святого Иоанна Златоуста12. Освящение этой церкви, обустройство которой обошлось в 5000 руб., было совершено 11 ноября 1844 года. Позднее в этой церкви, переделанной в два этажа, на пожертвования уфимского купца-мецената Ф.Е. Чижова, почетного блюстителя Семинарии, был поставлен новый иконостас, а сама церковь 23 марта 1892 года вновь освящена.

А теперь вернемся назад, в эпоху Николая I, при котором система духовного образования в России претерпела новые существенные изменения, что, естественно, не могло миновать и Семинарию в Уфе.

ЙЙЖЙЖХЙИСЁО^ мстопип оарпзоппнип

Уфимская духовная семинария. Иконостас Церкви во имя Святого Иоанна Златоуста, 1902 год

1 марта 1839 года был опубликован «Устав Духовно-учебного управления Святейшего Синода», по которому вместо независимой от Св. Синода Комиссии духовных училищ был учрежден Училищный комитет, а вся система духовного образования была отдана под полный надзор обер-прокурора Св. Синода [15] .

Одним из первых шагов реализации этого Устава стало введение с 1840 года новой программы «светских познаний». Из ранее изучаемых в семинариях текстов латинских авторов было предписано «исключить места, проникнутые духом языческого мира», а из античной поэзии «исключить те произведения, в которых преобладают страсть и чувственность». Предписывалось также «остерегать юные умы, пусть они пленяются словом Писания и с тем вместе пропитываются его духом». На греческом языке дозволялось читать только творения Отцов Церкви, а на новых языках «удерживаться от чтения светских сочинений, а также от сочинений, написанных в духе недоверия». В процессе преподавания гражданской истории требовалось избегать «усиленного критицизма, неосмотрительного политического направления, порождающего в незрелых умах наклонности к мечтанию судить о том, что не должно подчиняться их суждениям» [16].

В семинариях резко сократили объем общеобразовательных дисциплин, была упразднена особенно ненавистная Николаю I философия13. По программам 1840 года наиболее важными предметами в духовных семинариях стали пасторское богословие и гомилетика (наука о сущности, содержании и специфических особенностях христианской проповеди). Были введены и новые предметы - агрономия и медицина, поскольку Николай I считал, что будущие пастыри, особенно в сельских приходах, должны были уметь оказывать элементарную медицинскую помощь и давать крестьянам полезные советы в области организации сельского хозяйства.

В преобразованной в 1840 году Семинарии в Уфе преподавались следующие дисциплины: богословие догматическое, нравоучительное и пастырское; учение о вероисповедании и расколе; священное писание; православное исповедание; герменевтика (от греч. - толкование) - искусство толкования, в особенности древних текстов; патристика (от греч. - отец) - предмет, изучавший воззрения Отцов Церкви; библейская история; история христианской церкви, общая и русская; гражданская история, общая и русская; история естествознания («все знания относительно природы (от античности)

пеаинпм ллшиорго<ТЛДЛ н гСиЛ «аг4

до изучения трех царств природы (минералов, растений и животных»); археология; учения о богослужебных книгах; пасхалия (методика расчета даты Пасхи); логика; психология; риторика; поэзия; физика; медицина; сельское хозяйство; алгебра; геометрия прикладная; языки (еврейский, греческий, латинский, немецкий, французский, татарский и чувашский [5, 269].

В третий раз Семинария в Уфе подверглась преобразованию по Уставу о духовных училищах и семинариях, получившему силу закона 14 мая 1867 года [18].

Отныне в духовные учебные заведения принимали детей всех сословий. Было существенно расширено содержание общеобразовательных дисциплин; упразднялось деление предметов на главные и второстепенные; программы обучения приблизились к гимназическим, что давало возможность после окончания Семинарии поступить в университет.

При шестилетнем сроке обучения первые два года семинаристы находились «на казенном содержании», а последующие четыре года оно предусматривалось лишь для тех, кто давал письменное обязательство по окончании учебы стать священником. Хорошо успевающим и примерного поведения воспитанникам выплачивалась стипендия 90 руб. в год. Однако уже скоро выяснилось, что предоставление выпускникам семинарий права поступать в университеты привело к значительному снижению числа тех, кто выбирал продолжение обучения в духовных академиях. Сильно уменьшилось и число желающих после окончания семинарии идти в священники. Поэтому уже в 1871 году вновь был введен запрет выпускникам семинарий поступать в университеты14.

Реформа коснулась и академий: 30 мая 1869 года был утвержден новый Устав этих учебных заведений «высшего образования для просвященного служения Церкви» [19]. Учебная программа духовных академий была существенно расширена, по каждому из трех отделений (богословскому, церковно-историческому и церковно-практическому) вводилась специализация обучения. За первые три года обучения проходили полный курс общеобразовательных и специальных дисциплин, после чего студенты должны были предоставить «квалификационную работу» на степень кандидата богословия. На четвертый курс академии переводились лишь отличники, которые готовили себя к преподавательской деятельности в семинариях. После специализации необходимо было сдать магистерские экзамены и публично защитить диссертацию на степень магистра богословия. По Уставу 1869 года, жалованье преподавателей академии приравнивалось к университетскому (согласно последнему Уставу 1863 года). Вопросы управления, обучения и воспитания находились в компетенции академических Советов, а хозяйственная часть - в ведении Правления академии. Богословские предметы в академии могли преподавать только духовные лица, а общеобразовательные разрешалось проводить и светским профессорам. Ректор академии, его помощники, инспектор, профессора после избрания обязательно утверждались в должности Св. Синодом.

Преобразование Уфимской семинарии по Уставу 1867 года было осуществлено только в 1873 году: вместо прежних трех отделений были сформированы шесть классов (по два на каждое отделение), четыре из которых предназначались для изучения общеобразовательных предметов, а два последних - богословских. Вместе с Семинарией было преобразовано и Уфимское мужское духовное училище: в нем стало пять классов, считая и подготовительный, с годичным курсом в каждом [5, 268].

В 1873 году Уфимское мужское духовное училище, до того времени размещавшееся в одном с Семинарией здании, было решено перевести в отдельное помещение: им стал дом Парулиной по улице Ильинской, приобретенный Уфимским духовенством за счет кафедрального сбора (10 тысяч руб.). Однако очень скоро выяснилось, что это здание по своим размерам и удобствам не удовлетворяет тем требованиям, которые стали предъявляться к подобным духовным училищам. Поэтому в 1877 году Преосвященный Никанор (Бровкович), назначенный на самостоятельную Уфимскую и Мензелинскую кафедру15 26 декабря 1875 года, «вошел в Уфимский епархиальный съезд» с предложением изыскать денежные средства на постройку для Уфимского духовного училища специального каменного здания. Одновременно Преосвященный обратился с просьбой об ассигновании необходимых денежных средств и в Св. Синод [5, 270].

Уфимский епархиальный съезд духовенства определил ежегодно отчислять на постройку здания Духовного училища 25 % из церковных средств, а Св. Синод дважды, 30 декабря 1881 и 22 декабря 1882 года, выделял на постройку отдельного здания училища по 20 тысяч руб. Заготовка материалов для постройки здания Духовного училища хозяйственным способом началась уже в 1877 году. Все это происходило под наблюдением особой строительной комиссии и лично архитектора Кодрунцова. Каменные работы по возведению здания Духовного училища были поручены подрядчику Семену Ларионову, а

ЙЙЖЙЖХЙИСЁО^ мстопип оарпзоппнип

плотничьи - Козьме Хаеву.

В 1884 году здание Уфимского духовного училища было построено, в него переместилось все имущество, находившееся рядом - в доме Парулиной. Постройка главного корпуса училища обошлась в 62965 руб., больницы при училище - в 3887 руб., бани - в 1135 руб., вспомогательных служб - в 1875 руб., заборов и ворот - в 1600 руб. Всего постройка нового здания Уфимского мужского духовного училища стоила 71462 руб.; позднее (в 1891 году) училище обнесли каменной стеной, на что было потрачено еще 6500 руб.

Уфимское духовное училище до открытия в нем Церкви во имя Св. Великомученика Димитрия Солунского.

Фото 1894 года

Уфимские купцы-меценаты Д.И. Стахеев и Ф.Е. Чижов выделили денежные средства на постройку в училище церкви. 29 сентября 1884 года Д.Н. Стахеев передал Преосвященному Дионисию (Хитрову), вступившему на Уфимскую кафедру 12 декабря 1883 года и много сделавшему для завершения постройки здания Духовного училища, 1000 руб. для изготовления иконостаса церкви. Ф.Е. Чижов приобрел для церкви на сумму 4500 руб. иконы, написанные московскими мастерами, а также оплатил церковную утварь, книги и ризницу.

16 мая 1885 года постройка церкви Уфимского духовного училища была завершена, а еще через несколько месяцев, 1 октября того же года, церковь во имя Св. Великомученика Димитрия Солунского была освящена.

В 1891/1892 учебном году в Уфимском духовном училище на епархиальные средства при первом классе было открыто подготовительное отделение. В 1897/1898 учебном году

пеаинпм ллшиорго<ТЛДЛ н гСиЛ «аг4

такое же отделение и на те же средства было открыто при втором классе. К концу 1897/1898 учебного года общее количество воспитанников Уфимского духовного училища составило 218 человек, из которых окончили курс 30 воспитанников, из них 27 - с правом поступления в первый класс Уфимской духовной семинарии. К началу 1898/1899 учебного года в Уфимском духовном училище обучалось 244 человека, из них 70 воспитанников были на епархиально-коштном содержании.

«фа —Оы!а. Л» 8

ДтЯгляло* учплиме.

Открытка изд. Н.К. Блохина. 1903 год

Очередная реорганизация Уфимской духовной семинарии произошла в связи с принятием нового «Устава духовных семинарий» от 22 августа 1884 года [20].

Этот Устав отменил выборность ректора и инспектора семинарии. В учебные программы были введены новые богословские предметы: библейская история; история русского раскола; сравнительное богословие; апологетика (раздел богословия, занимающийся обоснованием христианской веры). На курсе Философии обзор философских учений был заменен краткой философией и дидактикой, за счет сокращения философии и математики расширился курс русской литературы, увеличилось число часов на церковное пение. Новые европейские языки стали необязательными: они стали изучаться только факультативно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1897/1898 учебном году в Уфимской духовной семинарии обучалось 166 воспитанников, из которых окончили курс 19 человек, в том числе 9 - со званием «студента». К началу 1898/1899 года число воспитанников семинарии составляло 181 человек, из которых 64 были на казенном содержании [5, 264].

26 сентября 1900 года Уфимская духовная семинария торжественно отпраздновала свой 100-летний юбилей. Этому предшествовал ряд организационных мероприятий, важнейшим из которых стал Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода за №12916 от 19мая 1900 года о разрешении Правлению Уфимской духовной семинарии отметить этот юбилей трехдневным празднованием по утвержденной программе с выделением денежных средств в 1000 руб. Объем настоящей публикации не позволяет даже кратко описать празднование

нстопмп оарпзоппмип

СТОЛЪТШЙ ЮБИЛЕЙ

ГФИМСКОИ

ДУХОВНОЙ СЕ у. ИНАР1И

1&зо -I- :эоо

этого юбилея Уфимской духовной семинарии: его программа, процедура празднования, произнесенные на юбилейном акте речи, а также адреса, приветствия, письма и телеграммы, полученные семинарией по случаю юбилея, подробно изложены в 135-страничном сборнике «Столетний юбилей Уфимской духовной семинарии(1800-1900)» [12], вышедшем из печати в начале 1901 года в Уфе, а также в статье Е.А. Зефирова, опубликованной в «Уфимских епархиальных ведомостях» [21].

А теперь еще раз вернемся на много лет назад, когда в 1850 году Св. Синод предписал Преосвященному Иосифу Богословскому, епископу Оренбургскому и Уфимскому, занявшему Уфимскую кафедру 20 ноября 1848 года, «организовать полное и достоверное церковно-историческое описание

епархии», в котором, в частности, предписывалось исследовать историю распространения христианства в крае, учреждения епархии; возникновение монастырей и постройки главных храмов. С этой целью при Семинарии в Уфе было образован Церковно-археологический комитет по охране и регистрации церковных ценностей, председателем которого стал ректор Семинарии, одновременно и настоятель Успенского монастыря архимандрит Пантелеимон.

Уже в январе 1857 года Л.С. Суходольский, помощник ректора Семинарии, один из активных членов Комитета, представил Св. Синоду работу «Церковно-историческое описание

Оренбургской епархии», которая отдельными выпусками в 1854-1868 годах печаталась в «Оренбургских

епархиальных ведомостях».

В.М. Черемшанский, другой член Комиссии, преподаватель Семинарии, занявшийся параллельно с церковно-историческими исследованиями краеведением, при материальной поддержке Ученой комиссии министерства госимуществ опубликовал в 1859 году в Уфе «Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношении». В.Ф. Владиславлев, выпускник Киевской духовной академии, протоиерей Уфимского Кафедрального собора, профессор (с 1854 года) Семинарии в Уфе собрал обширные материалы об одной из главных святынь Уфимской епархии - Богородско-Уфимской иконе Божией Матери, и в 1870 году издал их под названием «Сказание о чудотворной иконе Божьей Матери, находящейся в Уфимском Воскресенском Кафедральном Соборе».

В 1899 году И.Н. Златоверховников, преподаватель Уфимского мужского духовного училища, издал уже цитировавшийся выше капитальный труд по истории Епархии под названием «Уфимская епархия: Географический, этнографический, административно-исторический и статистический очерк» [5]. В те же годы К.П. Херувимов, преподаватель Семинарии, в серии статей, около трех лет печатавшихся в «Уфимских епархиальных

ти .......... .....■ X 2- !«»•••>.

пеаинпм ллшиорго<ТЛДЛ н гСиЛ «аг4

ведомостях», опубликовал историческое исследование «К 100-летию епископской кафедры и консисторского управления в Уфе епархии Оренбургской и Уфимской». В 1898 году Е.В. Еварестов, выпускник Казанской духовной академии, священник (с 1900 г. -протоиерей) Уфимского Воскресенского Собора, член Правления и инспектор Семинарии (1894-1896), одновременно занимавший (с 1896) должность цензора «Уфимских епархиальных ведомостей», расширив вышеупомянутые исследования В.Ф. Владиславлева, опубликовал «Сказание о святой чудотворной иконе Божией Матери по изображению именуемой Казанской, а по месту явления Богородскою, ныне находящуюся в Уфимском Воскресном Соборе».

В апреле 1912 года при Уфимской духовной семинарии был открыт Церковно-археологический комитет по охране и регистрации церковных древностей Уфимской епархии, целью которого было «изучение церковно-религиозной жизни Уфимской епархии в ея прошлом и настоящем, обследование, сохранение и собирание памятников местной церковной древности и истории; описание архивов церквей, обычаев, преданий, обрядов; наблюдения за сохранностью старинных храмов и часовен, кладбищ, старинной церковной утвари; распространение в обществе и среди духовенства церковно-археологических сведений; устройство археологических выставок и публичных чтений; печатание материалов по церковной истории» [9, дело 96, л.л. 1-12].

В 1916 году, незадолго до Февральской революции, в Уфе была создана Губернская ученая архивная комиссия16, в состав которой от Уфимской семинарии вошли Е.В. Еварестов и инспектор Г.И.Комиссаров.

В начале XX века революционно-преобразовательные настроения в российском обществе, не обошли стороной и Русскую православную церковь. Кроме реформ многих сторон церковной жизни (самоуправление приходов, освобождение церкви от опеки Синода, созыв Поместного собора с участием рядового духовенства и мирян) в среде духовенства, преподавателей высказывались требования преобразований в сфере духовного образования.

В 1905 году на волне революционных событий во многих духовных семинариях прошли забастовки учащихся, которые среди прочего требовали свободного доступа во все высшие светские учебные заведения, включая и университеты. В Уфимской духовной семинарии после волнений, начавшихся в сентябре 1905 года, произошла забастовка воспитанников, и к ноябрю все они разъехались по домам [22]. Распоряжением правления семинарии возобновление занятий было назначено на 9 января 1906 года [23].

13 декабря 1905 года Св. Синод был вынужден удовлетворить это требование учащихся семинарий. Однако уже в следующем году количество желающих поступить в светские высшие учебные заведения после окончания семинарий возросло настолько, что в 1908 году возможность поступления семинаристов даже только в университеты была сильно ограничена.

В январе 1906 года Император Николай II утвердил постановление Святейшего Синода о создании особого органа - Предсоборного Присутствия, которому было поручено в течение нескольких месяцев подготовить созыв Поместного Собора Православной Российской Церкви. В ходе этой подготовки большинство епархиальных архиереев высказалось за доступные для всех сословий духовные школы. Для получения детьми духовенства среднего образования предлагалось открыть специальные «духовные гимназии», в которых могли бы обучаться желающие в дальнейшем поступить в светские высшие учебные заведения или на государственную службу. Однако сразу же возник вопрос об источнике финансирования таких гимназий, который до событий 1917 года как бы «повис в воздухе». Решения открывшегося в августе 1917 года Поместного Собора не были в полной мере проведены в жизнь, поскольку 20 января (по старому стилю) 1918 года все духовные учебные заведения, в числе которых была и Уфимская духовная семинария,

ййЖйЖхйиСЁОйт мстопип оарпзоппнип

декретом Совнаркома «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (Об отделении церкви от государства и школ от церкви) были большевиками закрыты:

богословское образование в России надолго прервалось.

А теперь снова вернемся к августу 1917 года, когда Поместный Собор Русской Православной Церкви, рассмотревший реформу богословского образования, высказался, в частности, за выборность ректоров и проректоров средних и высших учебных заведений, в том числе и лиц как имевших, так и не имевших священный сан. В соответствии с этим, 6 сентября 1917 года состоялись выборы ректора Уфимской духовной Семинарии [3, дело 169, л.л. 20-21]: из четырнадцати кандидатов на эту должность, в числе которых были и бывшие ректоры Литовской, Волынской и Витебской духовных семинарий, большинством голосов (девять из двенадцати) был выбран протоиерей Градо-Уфимского Благовещенского женского монастыря кандидат богословия Гавриил Граммаков. Впервые мы публикуем подлинник Указа Св. Синода от 7 октября 1917 года о назначении его ректором Семинарии, полученный управляющим Уфимской епархией епископом Николаем (Ипатовым)17 13 октября того же года [3, дело 169, л.19].

В 1918-1919 годах Уфа неоднократно переходила из рук красных в руки белых и наоборот. Объем настоящей статья не позволяет даже кратко изложить суровые будни Уфимской духовной семинарии, когда ее помещения несколько раз реквизировались обеими противоборствующими сторонами: это сопровождалось расхищением имущества, включая церковные ценности храмов как Семинарии, так и Духовного училища, а так е фонды богатейших библиотек этих учебных заведений и оборудование кабинетов [3, дело 181, л.л. 1-18]. Представляет интерес документ, датированный 18 февраля 1919 года, составленный незадолго до последнего занятия Уфы войсками А.В.Колчака «бывшим ректором Уфимской духовной семинарии Гавриилом Граммаковым», в котором он, по требованию Председателя Уфимского Революционного Комитета Б. Эльцина, был вынужден представить проект преобразования Семинарии в Трудовую школу II степени [3, дело 180, л.л. 7-8]. После окончательного освобождения Уфы от белых в начале июня 1919 года большинство преподавателей Уфимской духовной семинарии, в числе которых был и ее последний ректор, покинули город. После гражданской войны, Гавриил Иосифович Граммаков до перехода Собора к обновленцам был его настоятелем, затем служил в женском монастыре и, по некоторым данным, скончался в Уфе в конце 1920-х.

Г.И. Граммаков, последний ректор Уфимской духовной семинарии (1917-1918). Фото 1902 года

пеаинпм ллшиорго<ТЛДЛ н гСиЛ «аг4

V Л

^ у. /¿7/к, /<£ //* /¿мЛлл&'е

/

/¿■«г-» - ------

О^кд'з» ИЗ СкА'Г'КЙШДГ«» ирйкн^слмткшщлпи Сшодл.

¿Л» Л.' -,/

ВР1К1НН0 УПРАЯЛЯПИЕМУ УЛИЧСКОЮ БПАРХ1ЕЮ ПРКОС11ЯГ*5НИОУУ НИКОЛАЮ,1П ИС КОГ.У ЗЛАТОУСТОНСКОМУ.

С*ЛТ'£йи?Н 11« А К И'Г| Л КIГ Я V*« ф Т Й Ол'МОДХ РиЧСНИКОЙ ||»ЛКОСЛЛМЮЙ

слЪ'имлн: представлении» Првдсъдателекъ УчеРнаго Ко-дигвта , от1 4 Октноря О. г. к,163, ж,риал* Коми?эта, УЯ, о зам^ие-1П1 должности ректора Уфимской духовной свмжлаоаи. ПРИКАЗАЛИ: Избранлаго педагогические «обраи1омъ Прчвдвнгя УфихскоЯ д у*о чно Я семинар1я протогврвя градо - Уфяискаго БлагозЪвднскаго жвнскаго уонастиря Гаврила Гра*«вкова назначит! ректоромг Уфииско* дутояно» семинар™ , о чек* Вавему Преоовиденотэу послать указт,. Охти^ря ' 7'*дня 1917 года.

Обврг- Свцрвтарь

Секретарь ^ ^

Указ Св. Синода от 7 октября 1917 года о назначении Г. Граммакова ректором Уфимской духовной семинарии.

Публикуется впервые

тйййзжхй^^ мстопип оарпзоппнип

Трагической оказалась судьба неоднократно упоминавшегося выше Е.В. Еварестова. В годы гражданской войны он создал при Уфимском Воскресенском Соборе лазарет для раненых, а также сорганизовал сбор одежды, белья и денежных средств, причем независимо от того, были они красными или белыми. В начале июня 1919 года, когда из города вместе с белыми эвакуировалась большая часть духовенства, отец Евграф отказался оставить свою паству и продолжил служить в Соборе. 18 ноября 1919 года, по распоряжению Особого отдела Восточного фронта, он был арестован, обвинен в оказании помощи воевавшей с большевиками Народной армии, созданной Уфимской Директорией, и помещен в тюрьму, где подвергался издевательствам: его били, таскали за бороду, плевали в лицо. 7 декабря 1919 года на окраине Сергиевского кладбища в Уфе о. Евграфа видели в последний раз: на расстрел он шел босиком по снегу в одном нижнем белье. По представлению епископа Уфимского и Стерлитамакского Никона (Васюкова), Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, состоявшимся 16 августа 2000 года, священномученик протоирей Евграф Еварестов был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания с датой памяти: Первое воскресенье, начиная с 25.01/07.02 (Собор новомучеников и исповедников Российских).

1. «Духовным регламентом», главным юридическим документом, определявшим в синодальный период вплоть до 1917 года правовой статус Церкви в России и введенным в действие Манифестом Петра I от 25 января 1721 года [2], было установлено: «всякому епископу иметь при доме своем школу для детей священнических и прочих в надежду священства определенных». Там же были сформулированы и требования к учителям этих школ: «чтобы они в книжном чтении были бы остры и разумны и правоглаголение добро произносить и ударение и препинание стройное безгрешно соблюдать знали и других научить были довольны и могли бы оных учить те только чисто, ясно и точно по книгам, но и разуметь; а наипаче тщались им буквари в твердую память положить, дабы изустно читать могли».

2. Другими епархиями, учрежденными вместе с Оренбургской Указом от 16 октября 1799 года, были епархии: Калужская, Пермская и Саратовская.

3. Успенский мужской монастырь, основанный по некоторым данным в конце XVI, а по другим - в начале XVII века в Уфе на месте, где позднее расположился Благовещенский монастырь, Указом Императрицы Екатерины II в 1764 году был упразднен, а все его церковные ценности переданы в государственное управление. Преосвященным Амвросием (Келембетом) 15 августа 1800 года он был восстановлен на новом месте в трех верстах от Уфы. Первым настоятелем монастыря стал бывший эконом Новгородской митрополии архимандрит Лаврентий, возведенный в этот сан 5 января 1800 года: через два месяца он будет и первым ректором Семинарии в Уфе. Преемником Лаврентия, переведенного Указом Синода от 25 мая 1803 года в Тульскую епархию в Белевский монастырь, станет второй Ректор Семинарии иеромонах Тихон, незадолго до этого возведенный в сан архимандрита. В 1920 году монастырь закроют, на его территории расположится сначала концлагерь принудительных работ ОГПУ, затем, с 1935 года, - трудовая колония для несовершеннолетних, с 1971 года - Уфимский юридический институт МВД России.

4. В функции Уфимского наместничества, созданного в декабре 1781 года, входило обнародование законов, указов и распоряжений Императора, Сената и других высших и центральных органов, а также наблюдение за исполнением законов и наказание не подчинившихся законам путем их штрафования или предания суду. Указом Павла I от 22 декабря, наместничество было преобразовано в Оренбургскую губернию.

5. На содержание других семинарий, учрежденных одновременно с Оренбургскою, были выделены следующие средства: на Калужскую и Саратовскую - по 3000 руб., на Пермскую (как и Оренбургскую) - по 2500 руб. в год.

6. В 1852 году в нескольких номерах «Оренбургских губернских ведомостей» (ОГВ) были опубликованы выдержки из «Летописи города» Уфы, без указания автора данной летописи. В последующие годы многие исследователи, в том числе и И.Е. Златоверховников ссылались на эту публикацию. В настоящее время в Государственном историческом музее (Москва) хранится рукопись неизвестного автора, написанная до 1828 года, «Краткое описание губернского города Уфы с начала его построения». По всей видимости, в ОГВ были напечатаны некоторые главы именно из этой рукописи [13].

7. Ребелинский М.С. (1760-1815), «из семьи уфимского духовенства», с 80-х годов служил чиновником в Уфе и Оренбурге. Более двадцати лет вел дневник, в котором ежедневно записывал сведения о погоде, семейных и городских делах, иногда и важных исторических событиях. Подлинник дневника за 1792-1812 годы находится в Книжной палате (Архиве печати) Республики Башкортостан (Книжная палата РБ. Ф. 1/1804 (С). Дневник М.С. Ребелинского. Ч. II. С. 103).

8. О происхождении «Старой» Казанской духовной академии: она ведет свое начало с основанной в 1723 году в Казани архиерейской элементарной школы, преобразованной в 1732 году в семинарию, переименованную, в свою очередь, в 1787 году в академию. В 1818 году после ревизии Св. Синодом всех академий России статус академии был сохранен только для трех высших духовных школ: Киевской, Санкт-Петербургской и Московской. В Казани была оставлена лишь семинария, которая подчинялась Санкт-Петербургской Духовной академии. «Новая» Казанская

пеаинпм ллшиорго<ТЛДЛ н гСиЛ «аг4

духовная академия была возрождена Указом Св. Синода от 30 июня 1842 года.

9. Первым смотрителем уездного и приходского духовного училища, открывшегося при Семинарии с 1 января 1819 года (принимались дети с 6-летнего возраста), был определен священник Андрей Лепорицкий.

10. Для занятия должности практиканта чувашского языка в Уфу был вызван воспитанник высшего класса Казанской духовной семинарии С. Ласточкин, который, преподавая чувашский язык, продолжил обучение на богословском отделении Семинарии в Уфе, где и окончил ее полный курс [11, 276].

11. Классы инородческих языков в Уфимской семинарии были закрыты после ее реорганизации в 1873 году по Указу 1863 года.

12. До этого времени воспитанники Семинарии молились в церкви Архиерейского дома.

13. Известно, что когда Николаю I было доложено, что в духовных учебных заведениях преподается философия, он воскликнул: «Как? У духовных есть философия, эта нечестивая, безбожная и мятежная наука? Изгнать ее!» [17]. В итоге философия была заменена в программе семинарий курсами психологии и логики.

14. При действии Устава 1867 года духовные семинарии окончили: будущий физик и электротехник А.С. Попов, крупный ученый-физиолог Н.Е. Вознесенский. В Пермской духовной семинарии обучался будущий писатель Д.И. Мамин-Сибиряк.

15. В 1859 году Оренбургско-Уфимская епархия разделилась на две части. Одна из них с кафедрой в Уфе стала называться Уфимской и Мензелинской, а другая, с кафедрой в Оренбурге, - Оренбургской и Тургайской. Окончательно в своих границах эти епархии определились в 1862-1865 годах.

16. Другими священнослужителями, вошедшими в состав этой Комиссии, председателем которой стал губернатор П.Н. Башилов, были: кафедральный протоиерей Е.В. Еварестов, священники Н.П. Индолев, Н.П. Концевич и член Магометанского духовного собрания Н.Б. Мамлеев. В Комиссию входил и помощник ректора Семинарии Г.И. Комиссаров.

17. Николай (Ипатов) с 1914 г. архимандрит и заведующий Уфимской епархиальной миссией, 28 мая 1917 года возведен в сан епископа Златоустовского викария Уфимской епархии. 30 мая 1917 года указом Синода назначен временным управляющим Уфимской епархией «на время присутствия Преосвященного Уфимского [Андрея Ухтомского] в Святейшем Синоде» [24].

1 .Духовно-учебные заведения // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.Е. Ефрона : в 86 т. - Т.11. СПб. : изд-е Синод. тип. - С.268.

2.Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ). Собр. 1-е, том 6, №3718.

3. ЦИА РБ. Фонд И-112 (Уфимская духовная семинария,1860-1919). Оп.1, 542 ед.хр..

4.ЦИА РБ. Фонд И-120 (Уфимское мужское духовное училище,1882-1919 ). Онп.1, 103 ед.хр..

5. Златоверховников, И.Е. Уфимская епархия : географический, этнографический, административно-исторический и статистический очерк. - Уфа:Тип. А.И. Зайкова, 1899.

6. Васильева, О.В., Латыпова, В.В. Дорога к Храму : история религиозных учреждений г. Уфы. - Уфа, 1993. - С.

59-62.

7. Латыпова, В.В. Духовная семинария Уфимская // Башкирская энциклопедия : в 7 т./ ред. М.Н. Ильгамов. Т.2. 2006. - С. 329.

8. Латыпова, В.В. Духовное мужское училище Уфимское // Башкирская энциклопедия : в 7 т./ ред. М.Н. Ильгамов. Т.2. 2006. - С.329-330.

9. Черемшанский, В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственном, статистическом, этнографическом и промышленном отношении. - Уфа : изд. Уч. Комисс. Мин. госимуществ, 1859.

10. Чернавский, Н.М. Оренбургская епархия в прошлом и настоящем (в 2 вып.). - Оренбург : Тип. Оренб. консист., 1900. Вып.1.

11. Чернавский, Н.М. Оренбургская епархия в прошлом и настоящем (в 2 вып.). - Оренбург : Тип. Оренб. консист., 1902. Вып.2.

12. Столетний юбилей Уфимской духовной семинарии (1800-1900 :. сб. - Уфа : Тип. Н.П. Зайкова,1901.

13. Оренбургские губернские ведомости. 1852. № 24. Часть неофициальная. С. 157. Государственный исторический музей (Москва). ОПИ. Фонд 450, ед.хр.700. С. 124-125.

14. ПСЗ РИ. Собр. 1-ое. Т.30, №23122-23124.

15. ПСЗ РИ. Собр. 2-ое. Т.6, №1270.

16. Белявский, Н.Ф. О реформе средней школы: Краткий очерк прошлого средней духовной щколы.-СПб.:1907. Вып.1, с. 60-61,

17. Чтения в Обществе истории и древностей Российских (при Имп. Моск. Ун-те). 1887.№2,с.83

18. ПСЗ РИ. Собр. 1-ое. Т.42, № 44520.

19. ПСЗ РИ. Собр. 2-ое. Т.44, № 47154.

20. ПСЗ РИ. Собр. 3-тье. Т.4, № 2401.

21. Зефиров, Е.А. Празднование 100-летнего юбилея Уфимской духовной семинарии // Уфимские епархиальные ведомости. 1900. № 20. - С. 694-701.

22. Уфимские губернские ведомости. 1905. № 236, 10 ноября.

23.Уфимские епархиальные ведомости. 1905. №24. - С.1656.

24. Уфимские епархиальные ведомости. 1917, № 12-13. С. 305.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.