Научная статья на тему 'Уджигиты предки хошутов'

Уджигиты предки хошутов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
589
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уджигиты / хошуты / история ойратов / джунгарское ханство

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кукеев Д. Г.

В статье на основе широкого круга источников восточного происхождения прослеживается история ойратов до образования Джунгарского ханства, а также хошутов как одной из основных частей в ойратском союзе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basing on numerous oriental sources, the author of the article traces the history of the Oirats before the formation of the Dzungarian Khanate and of the Khoshuts as one of the main parts of the Oirat union.

Текст научной работы на тему «Уджигиты предки хошутов»

Д. Г. Кукеев

УДЖИГИТЫ - ПРЕДКИ ХОШУТОВ

Работа представлена сектором Дальнего Востока Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН.

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Е. И. Кычаное

В статье на основе широкого круга источников восточного происхождения прослеживается история ойратов до образования Джунгарского ханства, а также хошутов как одной из основных частей в ойратском союзе.

Basing on numerous oriental sources, the author of the article traces the history of the Oirats before the formation of the Dzungarian Khanate and of the Khoshuts as one of the main parts of the Oirat union.

История ойратовдо образования Джунгарского ханства и тем более история племен, входящих в состав ойратов, представляется довольно-таки запутанной как в отечественной, так и зарубежной историографии. Очевидно, что значительная часть ой-ратских и монгольских источников по истории ойратов ввиду кочевого образа жизни, войн и перенесенных ойратами и калмыками на своем историческом пути многочисленных потрясений не сохранилась. Поэтому, чтобы восполнить эти утраты, приходится привлекать самый широкий круг источников восточного происхождения, а именно источников, относящихся к истории тех стран и народов, с которыми

сталкивались ойраты на протяжении мно-1

гих веков .

Тем не менее эта тема является все так же актуальной, и со временем мы сталкиваемся с различными интересными гипотезами, способствующие более-менее ясному представлению истории ойратов, несмотря на скудость исторического материала.

Исторической науке известно, что хошу-ты причисляют себя к Борджигитам, т. е. к прямым потомкам рода Чингис-хана, где хошутские владетели ведут свое происхождение от Джучи Хасара - младшего брата Чингис-хана. Известно, что удельные земли Джучи Хасара находились к западу от р. Нонни, соответственно, кочевья хошеу-

тов должны были первоначально находиться где-то в Восточной Монголии. В связи с этим у некоторых исследователей возникало предположение, что претензии восточных монголов, являвшихся потомками Ху-

билая, на сюзерснитег над ойратами являя 2 ются вполне обоснованными .

Хошуты как одна из основных частей в ойратском союзе вступают на историческую арену во времена Минской династии в Китае. Один из китайских источников о монголах «Мэн-гу-ю-му-цзи» фиксирует, что «хошоты, джунгары, дурботы и торгу-ты - это четыре ойрата времен Минской династии»'.

Однако следует учесть то, что сведения, описывающие состав ойратов в период Минской династии, вероятно, отражают племенную структуру ойратов середины или конца периода правления этой китайской династии,т. е. XV началоXVI в.В монгольских же источниках касательно периода истории монголов и ойратов XV в. о хо-шутах не говорится ни слова. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что хошуты в XV в. либо еще не сформировались как племя, либо они фигурируют в источниках под другим названием.

Первое упоминание о составе ойратов в монгольских источниках приходится на тот момент истории ойратов, где они противостоят монголам, а именно в период

Уджититы - предки хошутов

возвышения ойратского Тогона. Говоря о личности ойратского Тогона, следует отметить, что сначала «монголы разбили ойра-тов, а их хана Тогона сделали пастухом овец. Мать Тогона, которую Адай-хаган взял себе в жены, уговорила хагана отпустить сына домой к ойратам», но затем «То-гон, возвратившись, собрал свои ойратские войска, напал на монголов и убил Адай-

4

хаган» . Лубсан Данзан в своей летописи сообщает: «После того как Тогон-тайши туда прибыл, к нему собрались ойраты, огэ-

лэты, багатуты и хойиты - все четыре ту-

5 тл

мена» . И как видно, он не указывает хошутов в составе ойратов. Исходя из этого, мы можем сделать соответствующий вывод о том, что хошуты не входили в племенной состав ойратов по крайней мере в 20-х гг. XV столетия.

Однако в источниках имеются упоминания о тех племенах, из которых сформировались хошуты, - это род уджигит, которые впоследствии вошли в состав ойратов и в дальнейшем играли не последнюю роль в этом ойратском союзе. «Алтан Тобчи» Лобзан Данзана сообщает: «У Хутула хагана было три сына - Джочи, Кэрмиху и Алтан. (От них) произошел род уджзтэт» . На основе монгольских и китайских источников, фамилия хошутов Борджигит, а уджигит, скорее всего, древнее название рода, это одно из обращений к хошутам. У Хутулы был знаменитый сын Хабула-хаган, Борд-жигит, и если в летописи Лобзан Данзана «Алтан тобчи» не имеется ошибок, то уд-жигит - древнее название племени.

Уджигиты жили совместно с урянхайцами трех военных округов Минской династии, и, по мнению исследователя истории ойратов КНР Алтан-Очира, «наверняка хо-шуты состояли по большей части из тех людей, которые входили в состав Фуюй Вэй» .

Здесь, говоря о трех военных округах на северо-восточной границе, необходимо прояснить, что же эти округа из себя представляли. «Несколько монгольских племен северо-западной Маньчжурии, подчи-

нившиеся минцам, были объединены в военную структуру империи в качестве Урянхайских военных округов, и также называемых как три военных округа ( ДЗ ). Некоторые из них воевали за императора на протяжении гражданской войны и завоевали его доверие» . Д. Покотилов уточняет, что «в 1389 году учреждено было три, так сказать, инородческих округа - До-янь, Тай-нин и Фу-юй, территория коих тянулась узкой полосою от нынешнего Калгана на востоке до города Кай-юань, занимая всю северную часть Чжи-ли и западный угол провинции Шен-цзин (Мукден). Управление этими округами было всецело предоставлено монгольским родовым начальникам, которым пожалованы были при этом офицерские звания»'.

Достаточно много интересных сведений находится в 328 цзюане «Мин ши», который, непосредственно посвящен изложению событий в истории ойратов и урянхайских трех военных округов: До-янь, Тай-нин и Фу-юй. Весьма интересным является то, что охранные кочевые поселения монголов, которые в китайских источниках фигурируют как «Урянхайские три Вэй», весьма охотно шли навстречу ойратским предводителям как Тогону, так и его знаменитому сыну Эсену во время соперничества последних как с восточно-монгольскими владельцами, так и с минской империей.

Некоторые зарубежные исследователи считают, что «в восточной части, в тот момент, когда Тогон предпринял поход против Алутая, Тогон неоднократно связывался с тремя Вэй, и именно это дело побудило

10

хошутов войти в состав ойратов» .

Можно предположить, что хошуты вошли в ойратский союз, когда ойратский Тогон выиграл войну с восточномонголь-ским Аруктаем. О связях ойратского Тогона с хошутами трех Вэй нам говорят и китайские источники, в частности «Мин ши»: «Затем он (Тогон) разбил Дорджи-Бо, угрозами и соблазнами переманил к себе все дояньские караулы (приграничные монголы), для того, чтобы следить за тем, что

происходит за заставами (т. е. Великой китайской стеной)»".

Исследователь истории ойратов из КНР Алтан-Очир в своей работе приводит интересные сведения: «До периода правления Эсен-хана, три Вэй непрерывно уводились на запад Гоби. В 1446 г. (11 год девиза лет правления Чжэнтуна) Эсен вторгся в пределы три Вэй - Тай-нин и До-янь - эти два военных округа были разбиты, а Фу-юй Вэй бежал в Ни-цзян. В 50-х гг. XV в., минский посол и кто-то из монголов Читинского (И-Цзин Вэй) военного поселения доносил двору, что Эсен из той территории, где сейчас расположен современный Хух-хото. малый Хэтао и И-цзи-най и других мест, вернул к себе людей и лошадей трех Вэй. Очевидно, что Эсен, взяв с собой огромное количество людей и скота,

пройдя через юго-западную часть Гоби, до-

„ 12

шел до ойратских владений» .

Относительно истории хошутов существует множество спорных моментов, в том числе и логически напрашивается такой вопрос: если же все-таки хошуты и жили на территории военных округов именуемых «три Вэй», то почему же эти округа также именовались Урянхайскими? Ответ на этот вопрос имеется у отечественных исследователей Г. Е. Грум-Гржимайло и В. Позднеева: «Ой-раты были в родстве с Уранга, и этого род-

ства не забывали джунгары. Это видно из следующих слов летописи "Цзасакту хану аймагун шастирун хуриянгуй"'» «Маньчжуры постоянно опасались возмущений со стороны урянхайцев, живших в Халхе, которые уже по одному родству своему легко могли войти в связь с джунгарами». Далее развивая эту мысль, Г. Е. Грум-Гржимайло замечает: «Не в этом ли родстве следует искать причину переселения императором Хубилаем бывших ему подвластными урянхайцев с Енисея на Дальний Восток? Близкое соседство ойратов, подданных Хайду, и урянхайцев было

вечной угрозой спокойному обладанию за-

13

падными пределами государства» .

Вхождение хошутов в состав ойратов является большим событием в истории ой-ратов. После ослабления влияния чоросско-го дома в ойратской среде возвысившееся хошутское племя медленно усиливалось, и впоследствии потомки борджигитского аристократического рода стали лидерами военного союза ойратов и именовались ойратскими ханами. В связи с тем что хо-шуты вошли в состав ойратов, они оказали сильное влияние на дальнейших ход событий в жизни ойратского и калмыцкого населения, а также на их непосредственных соседей - государства и народы Центральной и Средней Азии.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сатиров В. П. К характеристике источников по истории ойратов: «Мин ши» и китайские источники минского периода (1368-1644)//Вестник КИГИ РАН. 2001. Вып. 16. С. 211.

Грумм-Гржимато Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. М., 1926. Т. 2. С. 571. Мэн-гу-ю-му-цзи / Пер. с кит. Попова. СПб., 1895. С. 327.

4

Кычанов Е. И. Повествование об ойратском Галдане бошокту-хане. Элиста, 1999. С. 19. ЛубсанДанзан. Алтан Тобчи / Пер. с монг. Н. П. Шастиной. М., 1973. С. 261. ''Там же. С. 61.

7

Шлз fnJst (WeilateMengguJianShi)HaKHT. яз. Краткая история ойрат-монголов. Алтан-Очир. 1992. Т. 1.С. 26.

4 Frederick W. Mole. «The Cambridge Hystory of China. The Ming Dynasty, 1368-1644, Volume 7. P. 223. ПокотиловД. «История восточных монголов в период династии Мин. 1368-1634 гг. По китайским источникам.СПб., 1893. С. 15.

'"llikW fnJ.5t (Weilate Menggu Jian Shi). Краткая история ойрат-монголов. Алтан-Очир.

1992. Т. 1.С. 26.

" *FJ5t»A& 328 на кит. яз. История династии Мин. 328 цзюань. ЛШ'№ Ж&-Ли} st (Weilate Menggu Jian Shi). Краткая история ойрат-монголов. Алтан-Очир. 1992. Т. l.C. 27.

13

Грум-Гржииайло Г. Е. Когда произошло и чем было вызвано распадение монголов на восточных и западных? // Известия государственного географического общества. Т. LXV. Вып. 1. С. 174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.