Научная статья на тему 'УДЬУОР СИТИМ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДИНАСТИЯ АМЫДАЕВЫХ. ПАМЯТИ ВАСИЛИЯ НИКОЛАЕВИЧА АМЫДАЕВА'

УДЬУОР СИТИМ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДИНАСТИЯ АМЫДАЕВЫХ. ПАМЯТИ ВАСИЛИЯ НИКОЛАЕВИЧА АМЫДАЕВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
137
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
косторезное искусство / традиции / новаторство / мастерство / архетипы шаманских атрибутов / bonecarving art / traditions / innovation / mastery / archetypes of shamanic attributes

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иванова-Унарова Зинаида Ивановна

Статья посвящена творческой династии Амыдаевых, творчество которой было представлено выставкой «Удьуор Ситим. Творческое наследие, или Династия Амыдаевых» в Национальном художественном музее Республики Саха (Якутия) в 2019 году. Организатор выставки Василий Николаевич Амыдаев придавал большое значение этой выставке, посвятив ее памяти отца, мастера-костореза, народного художника Якутии Николая Даниловича Амыдаева, поставив этим цель поощрить творчество молодых художников и косторезов, унаследовавших традиции предков и дело своей семьи. В статье дается краткая характеристика жизни и творчества художников семьи Амыдаевых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UDUOR SITIM. THE AMYDAEV ARTISTIC DYNASTY. IN MEMORY OF VASILY NIKOLAEVICH AMYDAEV

The article is devoted to Amydaev creative dynasty, whose work was presented at the exhibition “Uduor Sitim". Creative Heritage or Amydaev Dynasty" at the National Art Museum of the Republic of Sakha (Yakutia) in 2019. The curator Vasily Nikolaevich Amydaev attached great importance to this exhibition, dedicating it to the memory of his father, a master of bone carving, People's Artist of Yakutia Nikolai Danilovich Amydaev, thereby setting the goal of encouraging the creativity of young artists and bone carvers who inherited the traditions of their ancestors and continued the work of their family. The article gives a brief description of the life and work of the artists of the Amydaev family.

Текст научной работы на тему «УДЬУОР СИТИМ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДИНАСТИЯ АМЫДАЕВЫХ. ПАМЯТИ ВАСИЛИЯ НИКОЛАЕВИЧА АМЫДАЕВА»

УДК 745+7.067 3. И. Иванова-Унарова

Арктический государственный институт культуры и искусств Якутск, Россия

ТЕМА НОМЕРА

УДЬ УОР ситим.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДИНАСТИЯ АМЫДАЕВЫХ.

ПАМЯТИ

ВАСИЛИЯ НИКОЛАЕВИЧА АМЫДАЕВА

Статья посвящена творческой династии Амыдаевых, творчество которой было представлено выставкой «Удъуор Ситим. Творческое наследие, или Династия Амыдаевых» в Национальном художественном музее Республики Саха (Якутия) в 2019 году. Организатор выставки Василий Николаевич Амыдаев придавал большое значение этой выставке, посвятив ее памяти отца, мастера-костореза, народного художника Якутии Николая Даниловича Амыдаева, поставив этим цель поощрить творчество молодых художников и косторезов, унаследовавших традиции предков и дело своей семьи. В статье дается краткая характеристика жизни и творчества художников семьи Амыдаевых.

Ключевые слова: косторезное искусство; традиции; новаторство; мастерство; архетипы шаманских атрибутов.

Национальный художественный музей Республики Саха (Я) (Якутск)

Династии художников в якутском изобразительном искусстве - явление не редкое. В семьях Шапошниковых, Лукиных, Корякиных, Осиповых, Собакиных, Ивановых дочери или сыновья успешно продолжают дело отцов. Выставка династии Амыдаевых «Удъуор Ситим. Творческое наследие, или Династия Амыдаевых» в Национальном художественном музее Республики Саха (Якутия) в 2019 Еоду, также как и получившая большой резонанс выставка «Династия Шапошниковых» о первом художнике детской книеи Е.М. Шапошникове

и еЕО дочерях, известных художниках Туйа-аре и Екатерине Шапошниковых, в этом же Еоду, - тому подтверждение. Быть достойным наследником талантливых родителей, продолжателем начат0Е0 ими вклада в национальную культуру и искусство - одно из направлений работы Союза художников Якутии. На этом фоне династия семьи Амыдаевых уникальна: уже три поколения косторезов утверждают силу и красоту нар0дн0Е0 искусства в современном мире и ценность человеческих отношений между собой.

Зачинателем семейной династии косторезов является глава семьи Николай Данилович Амыдаев, народный художник Якутии (1933-2010). Выросший в глубинке Верх-невилюйского улуса в селении Ботулу, он с детства был приучен к упорному труду Отец Данил Данилович ушел на войну и пропал без вести под Сталинградом. Дария Ивановна одна вырастила двух сыновей, Николая и Семена. В трудные военные годы Николай в 10 лет остался старшим в семье. Мальчики взяли на себя всю мужскую работу - косили сено, заготавливали дрова, как могли поддерживали мать, которая предпринимала все усилия, чтобы поднять детей на ноги. Николай с малых лет замечал, как деревенский плотник превращал простой природный материал в красивые бытовые изделия, и сам начал вырезать игрушки из тальника якутским ножом, в 11 лет изготовил чорон, а в 15 лет смастерил для семьи стол, стулья, шкаф. После окончания семилетки работал столяром на деревообрабатывающем комбинате Верхневилюйска, а учебу продолжил в вечерней школе, отслужил в армии и снова вернулся в столярную мастерскую. В 1960 г., когда в Якутском художественном училище открыли отделение резьбы по кости, 27-летний Николай стал студентом. Это были годы, когда новым направлением косторезного искусства стал скульптурный станковизм.

Скульптор С.А. Егоров учил правилам пластической анатомии и академического рисунка по критериям профессиональной скульптуры. У другого педагога, известного костореза С.Н. Пестерева, был иной подход к косторезному искусству, отличающийся от требований академической скульптуры: он подчеркивал особенности материала, выявление декоративных качеств бивня мамонта. Таким образом, студенты получали профессиональные навыки станковой скульптуры, с одной стороны, а с другой - должны были продолжать традиции старых мастеров. Николай Амыдаев оказался на переходном этапе истории косторезного искусства, когда в нем начался подъем художественной резьбы по кости, основанный на органическом

сплаве народного и профессионального подходов.

Дипломная работа Николая Амыдаева «Кто кого?» под руководством Семена Николаевича Пестерева экспонировалась на республиканской выставке народного декоративно-прикладного искусства в 1965 г. Художественное училище стало родным домом для Николая Даниловича, где он преподавал в течение двадцати лет. За эти годы школа Пестерева и Амыдаева воспитала много талантливых учеников, известных в республике косторезов, среди которых Федор Марков, Константин Мамонтов, Георгий Родионов, Роман Пинигин, Михаил Слепцов, Роберт Петров, каждый из которых обладает своим индивидуальным почерком.

Николай Данилович был во многом новатором в творчестве. Изучая традиции XIX в., восстановил методику макетного построения композиции, разворачивая действие на пространстве, заданном подставкой («Праздник лета Ысыах», «Строится ураса», «Пилорамщики»), В период повального увлечения анималистическим жанром он создавал сюжетные композиции на тему о роли русских просветителей в якутской духовной культуре («Э. К. Пекарский у якутов», «Святитель Московский Иннокентий Вениаминов, апостол Америки и Сибири»), Наиболее близки ему образы современников - рыбаков, охотников в их быту и по-

В. Н. Амыдаев. В дни Всероссийского фестиваля косторезного искусства в Магадане. 2016

Н. Д. Амыдаев.

Установка тордоха. 1978. Бивень мамонта. 17x21,7x24

Национальный художественный музей Республики Саха (Я) (Якутск)

Н. Д. Амыдаев. Праздник Ысыах. 1985. Бивень мамонта, капокорень, ДСП, фанера. 18x45x45

Национальный художественный музей Республики Саха (Я) (Якутск)

вседневном труде («Дети Севера», «Рыбак», «Охотник», «Оленеводы»), После недолгого пребывания в Монголии свои поэтико-ли-рические переживания он воплотил в композициях «Музыка Монголии», «Монгольские друзья на якутской земле». Амыдаев первым начал экспериментировать с сочетанием разных материалов в одном изделии. Изготовил якутский национальный пояс из кожи, отделанный пластинами из бивня мамонта, инкрустированными серебром. Под-

вешенный к поясу охотничий стальной нож с рукоятью из капокорня березы вложил в костяные ножны. Для жены Прасковьи вырезал из бивня мамонта полный набор национальных украшений вместо традиционных серебряных, что не приветствуется в ювелирном искусстве, но говорит о виртуозном владении таким материалом, как кость. Известность Николай Данилович получил как большой мастер-косторез после участия на крупных зональных и всероссийских выставках, проводимых Союзом художников Якутии. В 1977 г. был принят в ряды Союза художников СССР. В те годы это была сложная процедура. К вступающим предъявлялись строгие требования: надо было пройти три комиссии - сначала Правления СХ Якутии, затем секретариат СХ РСФСР, и только после утверждения секретариатом СХ СССР художник получал заветную книжку члена творческой организации.

В 1990 году Н.Д. Амыдаеву было присвоено высокое звание «Народный художник Республики Саха (Якутия)». Николай Данилович пробовал себя и в крупной форме монументальной скульптуры. После окончания художественного училища он работал в Верхневилюйске, где создал памятники героям Великой Отечественной войны и политическим деятелям, в том числе первый бюст на постаменте одного из основателей Якутской автономной республики в составе РСФСР Исидора Барахова, репрессированного и расстрелянного в 1938 году. Тяга к скульптуре привела к тому, что в 1967 г. Министерство культуры Якутской АССР рекомендовало его на поступление на скульптурный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Желание Николая Даниловича стать профессиональным скульптором не было реализовано по разным обстоятельствам, но его осуществил сын Василий.

Василий Николаевич Амыдаев (19692021). Как трудно и горько указывать в скобках год ухода из жизни!.. Пандемия СОУШ-19 унесла жизни многих творческих людей, Василий оказался в их числе: 9 июня

в результате стремительно развившейся болезни его не стало. Василий Амыдаев был избран председателем правления Союза художников Якутии в 2017 году. За эти короткие четыре года он проявил себя как талантливый руководитель и организатор, сплотил творческий коллектив художников как единую семью. Помимо творческой работы, он свои силы и время посвятил общественной деятельности в качестве председателя правления Союза художников Якутии, оправдал доверие коллектива, заслужил любовь и уважение как человек честный, скромный, внимательный и заботившийся о каждом члене союза. Он сумел вывести творческую организацию из глубокого финансового кризиса, освободившись от долгов и судебных исков, в которые было втянуто предыдущее руководство; принял все меры для участия якутских художников в крупных региональных, российских и международных выставках. Даже в сложный для общения год пандемии художники участвовали в выставках в дистанционном режиме. Организовывал поездки на пленэр по живописным местам Якутии, установил прочную связь с бурятскими и монгольскими художниками: группы якутских художников выезжали с выставками в Монголию, работали на пленэре. В. Амыдаев как отличный хозяйственник привел в порядок запущенное здание художественного фонда.

При этом находил время для творчества. Отец начал учить Васю технике резьбы по кости с семи лет. Обучение продолжилось в Якутском художественном училище, которое Василий закончил в 1988 г. по специализации «художник-мастер декоративно-прикладного искусства». Овладев техникой и технологией косторезного ремесла, Василий поступил на скульптурное отделение Красноярского государственного художественного института (мастерская Ю.П. Ишхано-ва) и окончил его в 1996 году.

Хотя сын осуществил мечту отца и стал профессиональным скульптором, в свободном творчестве Василий решил продолжать дело Николая Даниловича - выбрал художе-

В » П У

-Л»- «

ственную резьбу по кости (бивню мамонта). Профессиональное образование сформировало его предпочтения: он создавал од-но-двухфигурные объемные композиции. Василия увлекала тема Арктики: в работах «Рыбак Колымы», «Танец Солнца», «Первый снег» он передает не только характерные позы и движения северных танцев, но и этнические типы эвенов. Часто название работы заставляет внимательно рассматривать изображенные образы. Фигурка солнечной девочки с сияющей улыбкой называется «Утро» (2002). В композиции «Небо» (2016) фигуры оленя и девочки расположены низко на земле, но замысел автора раскрывает композиция - маленькая девочка с восторгом глядит на небо, доверчиво расположившись на боку лежащего оленя. Спокойно отдыхающая олениха словно с материнской снисходительностью разделяет детское счастье.

В мифологии народов Севера животные наделены человеческими качествами. В композиции «На пятачке» (2014) медведица обучает сына ловле рыбы, показывает ему пойманный улов. Медвежонок, как и человеческое дитя, растерянно смотрит на мамашу. Силуэт композиций построен фризообразно, рассчитан на рассмотрение с переднего плана. Образное начало произведений Амыдаева определяют немногословная лаконичная форма, мягкая пластическая моделировка блока кости, эстетическая выразительность природного материала. В

В. Н. Амыдаев. Арканщик. 2001. Бивень мамонта, рог лося. 25x11x9

Собственность семьи художника

сюжетных композициях «Молодой шаман», «Байанай», «Детство» художник создает обобщенный образ, используя минимум необходимых деталей, свободно пользуется символическим языком.

В произведении «Молодой шаман» изображается шаман в экстазе камлания под звуки бубна: распущены его длинные волосы, бахрома на одеянии усиливает беспокойную пластику движения. Расположенные с двух сторон фигуры представляют архетипы шаманских атрибутов. Справа условная фигура человечка эмэгэт, со знаком птицы на груди, символизирует полет шамана в Верхние миры. Слева огромная голова с опущенным вниз взглядом и с полукруглым знаком проруби на лбу соответственно символизирует пребывание шамана в Нижнем мире.

Об уровне профессионального мастерства Василия Амыдаева говорит его участие в крупных региональных всероссийских и международных выставках, по итогам которых он удостаивался премий, дипломов, медалей (награжден золотой медалью Союза художников России «Духовность. Традиции. Мастерство», благодарностью и медалью Российской академии художеств). Василий очень гордился тем, что получил первую премию молодежной выставки имени Валериана Васильева в Якутске в 2003 году. Звание «Заслуженный деятель искусств Якутии» было присвоено ему в 2016 году.

В. Н. Амыдаев. Небо. 2016. Бивень мамонта. 8,5x5,5x6,7

Собственность семьи художника

В организации выставки «Династия Амы-даевых» помогала родная сестра Василия Мария Николаевна Амыдаева, человек деятельный, как и брат, наделенная организаторским талантом. Мария Николаевна - социальный психолог, активный деятель женского движения в республике, член правления общественной организации «Лига женщин города Якутска». Вместе с мужем Александром они явились продолжателями художественной династии Амыдаевых.

Александр Анатольевич Винокуров (род. 1969), мастер-косторез, уроженец села Кы-тыл-Дьура Хангаласского улуса. Александр с детства вырезал из тальника фигурки людей и, когда стал отцом, для детей сам делал игрушки из дерева. По совету Николая Даниловича он перешел к резьбе по кости и быстро добился успехов в новом для него материале. Хотя его основная работа была далека от искусства - он работал старшим инструктором по вождению пожарных машин, - но резьба по кости оказалась его призванием.

Он разрабатывает арктическую тему в анималистическом «разговорном» жанре. В композиции «Друзья» (2001) изображает поссорившихся между собой трех друзей-пингвинов. На барельефе «На просторах Арктики» (2010) вырезаны силуэты моржей, отдыхающих на плавучих льдинах, рядом пингвины и морские птицы, занявшие свои льдины на море, а на переднем плане фигура белого медведя в высоком рельефе. В композициях на тему охоты и рыбалки «Охотник-черканщик» (2015), «Рыбак-^уй-уурдъут» (2011) уловлены характерные движения и отмечены живые человеческие чувства.

А. Винокуров принимает активное участие в выставках и конкурсах народного искусства, является обладателем призов «Золотой витязь» и «Серебряный витязь» в конкурсе, проводившемся в рамках Международного форума «Золотой витязь» (г. Москва), отмечен благодарностью Союза художников России. Александру Винокурову присвоены звания «Мастер народных художественных промыслов РС (Я)», «Народный

мастер России», в 2016 г. он принят в члены Союза художников России, награжден республиканским знаком отличия «Гражданская доблесть» и медалями «За отличие в службе» II и III степени.

У Марии и Александра Винокуровых шестеро детей. Трое старших окончили Якутское художественное училище имени П.П. Романова, затем продолжили обучение в высших художественных учебных заведениях. Все они носят фамилию деда, заложившего основу славной династии: Амыдаевы.

Нюргуяна Александровна Амыдаева (род. 1992), художник-живописец, выпускница Якутского художественного лицея имени Л.А. Ким, Якутского художественного училища имени П.П. Романова (2012). В 2018 г. окончила Красноярский государственный художественный институт по специальности «живопись» (мастерская проф. A.A. Клюева) с отличием и с премией имени Ю.П. Ишханова. Живопись - новый вид искусства в семье Амыдаевых. Ее пейзажные этюды привлекают свежестью впечатления от состояния природы. Радостное настроение рождают розовые, желтые, сине-фиолетовые цветы, покрывающие склоны сопок, характерные для июня («Летний этюд», 2019), серый день после дождя, мокрый асфальт, знакомые силуэты Центрального кинотеатра и прилегающих зданий переносят нас на грустную осень в городе («На Центральной», 2012). Картины «Осуохай» и «Новый день» (2018) написаны под впечатлением яркого национального летнего праздника Ысыах. Приготовление к празднику в картине «Новый день» дало возможность художнику создать образ тюсюлъгэ (священное место, центр кумысопития), передать разнообразие национальной посуды, нарядное убранство коня. Кульминация праздника - круговой танец Осуохай - разворачивается на широкой поляне в долине реки на фоне дальних сопок. Пестрое разнообразие традиционных нарядов, ритм замедленного движения начала танца верно схвачены молодой художницей. Если этюды Нюргуяна пишет с натуры, то в картине «Путь» мечта ведет ее ввысь к

небесам, откуда струится романтический поток света.

С 2016 г., еще со студенческих лет, Нюргуяна участвует в выставках, фестивалях, конкурсах и пленэрах. Кроме республиканских, проводимых Союзом художников Якутии, Нюргуяна Амыдаева показала свои работы на двух международных выставках в г. Улан-Батор (Монголия, 2019); в региональной выставке «Форма» (Новокузнецк, 2020); на молодежной выставке-конкурсе современного искусства «Новое время» (Москва, 2020); в межрегиональной выставке молодых художников «Точка сборки» (Владивосток, 2020). За активную творческую деятельность получила государственную стипендию Министерства культуры РФ (2019).

Помимо живописи, увлекается изготовлением ледовых скульптур, неоднократно участвовала и занимала призовые места на ле-

дово-снежных конкурсах и фестивалях. Член Союза художников России с 2020 г. Н. Амыдаева работает специалистом по выставочной и информационной деятельности правления Союза художников Якутии.

Николай Александрович Амыдаев (род. 1994), студент-скульптор, мастер-косторез, окончил отделение «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Якутского художественного училища имени П.П. Романова по специальности «мастер-худож-

Н. А. Амыдаев. Боотуры (Богатыри). 2016. Рог лося, конский волос. 55x35

Якутское художественное училище имени

П. П. Романова (Якутск)

ник» с красным дипломом (2014). Затем по семейной традиции поступил в Красноярский государственный художественный институт, переименованный в 2018 г. в Сибирский государственный институт им. Д.А. Хворостовского. Проучившись три года в мастерской скульптора профессора О.В. Гринёва, перевелся на скульптурный факультет Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (мастерская профессора A.A. Новикова). Будучи студентом, участвовал в республиканских и региональных выставках косторезного искусства работами декоративного характера. Работает не только с бивнем мамонта, но успешно использует декоративные качества и форму рога лося. Применил технику мелкой точечной обработки материала в дипломной композиции («Боотуры», 2014), создав глубину и усилив декоративный эффект. В миниатюрах «В пути», «Рыбак-медведь», «Тойук», «Улов» следует традициям старшего поколения, соблюдая компактную обобщенную форму, придающую торжественную монументальность даже небольшим по размеру изделиям. Как многие якутские косторезы, Николай участвует в международных конкурсах ледово-снежного искусства, занимая призовые места.

Амыдаева Айина Александровна (род. 1999), мастер-косторез. Окончила Якутское художественное училище имени П.П. Романова в 2019 году и в том же году поступила в Арктический государственный институт культуры и искусств (специальность «графика»). Принимала участие в выставках и фестивалях косторезного искусства небольшими однофигурными изделиями в анималистическом жанре. Для дипломной работы «Национальные игры народов Севера» в художественном училище Айина использовала сочетание рога лося и рога оленя на подставке из лиственницы. На небольшой поверхности рога разместила много занимательных игр северян на празднике встречи солнца. Будущее она видит в графике, имеющей в

якутском искусстве богатые традиции. В настоящее время осваивает тонкости техники графики.

У каждого из художников семьи Амыдае-вых разная творческая специализация. Среди них скульпторы, живописцы и графики, но их объединяет одно - любовь к народному ремеслу резьбы по кости, к чему от природы наделены дарованием, трудолюбием, чувством ответственности за фамильную честь в продолжении традиций, завещанных предками.

Литература

1. Зотова, О.И. II Международный фестиваль «Косторезное искусство народов мира» в Магадане // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. - Красноярск, 2020. - № 1(2). -С. 71-79.

2. Иванова-Унарова, З.И. Косторезное искусство Якутии. Тенденции развития // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. - Красноярск, 2019. - № 1. - С. 123-133.

3. Яркие представители якутской школы резьбы по кости. - URL: http://simekh-sakha.com/ yarkie-predstaviteli-yakutskoj-shkoly-rezby-po-kosti/ (дата обращения 12.08.2021).

Об авторе

Иванова-Унарова Зинаида Ивановна - профессор Арктического государственного института культуры и искусств, заслуженный деятель искусств РФ E-mail: sign37@mail.ru

UDUOR SITIM. THE AMYDAEV ARTISTIC DYNASTY. IN MEMORY OF VASILY NIKOLAEVICH AMYDAEV

Ivanova-Unarova Zinaida Ivanovna

Professor of the Arctic State Institute of Culture and Arts, Honored Artist of the Russian Federation

Abstract: The article is devoted to Amydaev creative dynasty, whose work was presented at the exhibition "Uduor Sitim". Creative Heritage or Amydaev Dynasty" at the National Art Museum of the Republic of Sakha (Yakutia) in 2019. The curator Vasily Nikolaevich Amydaev attached great importance to this exhibition, dedicating it to the memory of his father, a master of bone carving, People's Artist of Yakutia Nikolai Danilovich Amydaev, thereby setting the goal of encouraging the creativity of young artists and bone carvers who inherited the traditions of their ancestors and continued the work of their family. The article gives a brief description of the life and work of the artists of the Amydaev family.

Keywords: bonecarving art; traditions; innovation; mastery; archetypes of shamanic attributes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.