Научная статья на тему 'Удовлетворенность студентов педагогического вуза качеством образования в области здоровья'

Удовлетворенность студентов педагогического вуза качеством образования в области здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кисляков П.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Удовлетворенность студентов педагогического вуза качеством образования в области здоровья»

ской атмосферы занятий.

Когда учитель сталкивается с потребностью эффективно работать в своей сфере, он нуждается в латеральном мышлении [2]. Обучение латеральному мышлению необходимо для развития у учителя творческого мышления, а творческое мышление — это не талант, это навык, который можно сформировать и развить, что позволит усилить естественные способности педагога творить и создавать новое. И соответственно, приведет к большей продуктивности и успешности в обучении детей. При латеральном мышлении, целью которого является генерация идей, возможна ошибка на каком-то этапе, но это не скажется на общем результате. Латеральное мышление не знает классификационных ограничений и отрицаний, оно созидательно, само задает направление и побуждает к дальнейшим поискам; более того, оно может совершать скачки, выискивая любую целесообразную возможность для решения проблемы. Латеральное мышление направлено на изменение существующих моделей и установок, оно базируется на поиске альтернатив, комбинировании, пересмотре исходных посылок, дробления на части, применении метода «от противного». Эти составляющие необходимы учителям физической культуры.

Латеральное мышление можно развивать и совершенствовать, фокусируя на нем внимание и отрабатывая некоторые основные навыки преподавательской деятельности. Латеральное мышление, касающееся информации, можно преподавать как побочный результат изучения различных видов деятельности учителя физической культуры - она составляет лишь часть большого разнообразия навыков мышления необходимых в педагогической деятельности.

Цель латерального мышления - избавиться от стереотипных и привычных моделей и создать новые, даже противоречивые, но прежде всего творческие, оригинальные, основанные на интуиции.

При латеральном мышлении педагог способен: получить невероятное количество новых и практичных идей; конструктивно бросить вызов потоку стереотипных мыслей; находить альтернативные решения; сформировать умения и

готовность смотреть на вещи разными способами; дополнять аналитическое и критическое мышление творческим подходом; создавать новые методы и приемы в обучении детей, основанные на их функциональном и возрастном развитии.

Наибольший интерес вызывает такой метод латерального мышления, который Эдвард де Боно — один из крупнейших мировых психологов — называет коротким словом «ПО» [2, с. 281]. «ПО» — интуитивный инструмент перестройки стереотипных мыслительных моделей, инструмент создания творческих мыслительных моделей. Использование инструмента — слова «ПО» - позволяет располагать элементы информации так, как мы никогда бы их не расположили, что помогает учителю физической культуры преодолевать стандартные модели — клише мышления, выстраивать противоядие - абсолютной уверенности какого-либо утверждения.

Учитель физической культуры, в силу специфики своей деятельности, должен обладать творческим умом, который не всем дается от природы, некоторым необходимо развивать латеральные способности и умения, так как продуктом этих умений является озарение (инсайт), а это один из важных аспектов деятельности учителя.

Таким образом, формирование профессиональной педагогической компетентности будущего учителя физической культуры следует осуществлять с выработкой саморефлексии и с подготовкой его к творческой деятельности, на основе развития латерального мышления. Все эти компоненты профессиональной компетентности будущего педагога должны концентрироваться во всех блоках учебных дисциплин и реализовываться через различные виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы со студентами.

Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г., №1756-р.

2. Боно Э. Латеральное мышление. - СПб.,1997.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЯ

Кисляков П.А.,

аспирант кафедры здоровьесберегающих технологий в образовании Шадринского государственного педагогического университета

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года рассматривает сохранение и укрепление здоровья обучающихся как необходимое условие повышения качества образования. Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы ухудшается. Многочисленные исследования показывают, что около 20% детей дошкольного возраста страдают заболеваниями затяжного характера, более чем у 50% школьников ослабленный организм, до 40% детей к окончанию школы ограничены в выборе профессий по своему физическому состоянию (Рыбачук Н.А., Касаткин В.Н., Казин Э.М. и др.). Сложившаяся ситуация делает актуальной тему поиска новых подходов в решении задач формирования здорового образа жизни обучающихся. Профессионализм учителя сегодня определяется не только способностью достигать высокого педагогического результата, но и умением сохранять и укреплять здоровье школьников. Одной из задач педаго-

гического образования является оптимизация подготовки будущих учителей в области здоровья.

В рамках комплексной научной темы Шуйского государственного педагогического университета «Психолого-педагогические, медико-социальные и акмеологические аспекты формирования здорового образа жизни населения России» нами изучается проблема оптимизации управления качеством педагогического образования в области здоровья на основе акмеологического подхода. Целью исследования является выявление и экспериментальное обоснование ак-меологических условий, обеспечивающих эффективность управления качеством образования в области здоровья будущих педагогов.

Образование в области здоровья предусматривает привитие и усвоение таких умений, а также соответствующих им правил и гигиенических норм, которые позволяют человеку принимать ответственные решения, мотивируют его на здоровье и здоровый образ

жизни, определяют адекватное поведение здоровой личности (Смирнов Н.К., 2002). Целями образования в области здоровья на уровне педагогического вуза являются, во-первых, формирование у студентов мотивации, знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни; во-вторых, развитие у студентов способностей и навыков, необходимых для формирования здорового образа жизни будущих учеников.

В ШГПУ образование в области здоровья осуществляется преимущественно в рамках дисциплин медико-биологического блока, таких как: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Основы здорового образа жизни студента», «Психология здоровья», «Валеология семьи», «Основы анатомии, физиологии и гигиены» и др.

Главной характеристикой образовательного процесса является его качество. Если попытаться выявить и перечислить все факторы, влияющие на качество образования в вузе в области здоровья, то окажется, что практически весь образовательный процесс и всё то, что его обеспечивает, прямо или косвенно, в большей или меньшей степени влияет на формирование качества образования в области здоровья.

Согласно квалитологическому подходу качество образования определяется как категория, состоящая из трех взаимообусловленных компонентов: качество образовательных ресурсов, качество образовательных технологий и качество результатов образования. При этом можно выделить два вида оценки качества образования: субъективную (оценка удовлетворенности), когда студент удовлетворен качеством преподавания дисциплин, качеством материально-технической базы, качеством своей подготовки, и объективную (экспертная оценка): государственная аккредитация и аттестация вуза, лицензирование специальности, результаты самообследования, результаты экзаменационных сессий, срезов остаточных знаний студентов.

В аспекте рассматриваемой проблемы мы определяем качество образования как совокупность свойств и характеристик образовательного процесса, которые придают ему способность удовлетворять потребности в знаниях и навыках личности и общества в целом (Ю.П. Адлер, Е.Б. Гаффо-рова, Н. Фролов, Э. Спиридонов). Использование в качестве критерия образовательного процесса в области здоровья показателя «удовлетворенность потребителя» позволяет, по

существу, установить обратную связь, весьма ценную для выявления имеющихся у студентов образовательных потребностей в области здоровья, установления оптимальных, партнерских отношений между субъектами образовательного процесса, организации комплекса психолого-педагогических мероприятий, способствующих повышению качества подготовки будущих педагогов в области здоровья.

Нами было проведено исследование удовлетворенности будущих педагогов качеством образования в области здоровья. В анкетировании приняло участие 260 студентов ШГПУ старших курсов (4 и 5 курсы очного отделения) ма-тематико-технологического факультета, факультета психологии и педагогики, естественно-географического факультета, факультета физической культуры. При этом мы считали, что у старшекурсников к окончанию учебного заведения на базе собственного опыта образовательной деятельности уже сложились точки зрения, оценки, суждения относительно качества образовательного процесса в области здоровья.

В соответствии с подходами Н.В. Кузьминой, И.К. Кощеевой, В.Н. Нуждина мы выделили следующие показатели, по которым оценивалось качество преподавания: цели и задачи курса; содержание и форма подачи учебного материала; информационное и учебно-методическое обеспечение; квалификация преподавателя. Студентам было предложено оценить каждый из этих показателей по пятибалльной шкале, где «1» - минимальная, а «5» - максимальная оценка.

Полученные данные (таблица) демонстрируют, что студенты удовлетворены содержанием образования в области здоровья, а также методами и формами подачи учебного материала (4,64 балла). Их устраивают качество преподавания, характер социально-педагогического взаимодействия, социально-психологические условия образовательной деятельности (4,27). Студентам ясны цели и задачи педагогического образования в области здоровья, в целом курс соответствовал ожиданиям и потребностям (4,32).

Вместе с тем ряд показателей качества образования являются проблемными. Так, студенты высказывают неудовлетворенность характером индивидуального подхода к своей образовательной деятельности (3,16) и уровнем внедрения в учебный процесс новых информационных технологий (3,04).

Таблица. Удовлетворенность студентов качеством преподавания дисциплины «Основы медицинских

Показатели оценивания качества преподавания Средний балл

1. Цели и задачи курса (средний балл) 4,33

1.1. Ясность и понятность целей и задач образования в области здоровья 4,18

1.2. Четкость представления целей и задач курса в начале занятий 3,85

1.3. Обсуждение с преподавателем целей изучения курса и требований к знаниям и навыкам, которые должен освоить студент 4,58

1.4. Достижение значимых для студента образовательных целей в области здоровья 4,23

2. Содержание и форма подачи учебного материала (средний балл) 4,64

2.1. Современность материала курса и степень отражения последних достижений в данной области 4,58

2.2. Понятность курса: ясность и доступность изложения преподавателем материала, разъяснение сложных мест, выделение главных моментов 4,72

2.3. Использование преподавателем активных методов обучения 4,1

2.4. Использование преподавателем приемлемых методов представления информации 4,36

2.5. Побуждение студентов к дискуссии 4,76

2.6. Представление преподавателем различных точек зрения на изучаемый предмет 4,92

2.7. Наличие в учебном материале опыта современной российской практики 4,85

2.8. Наличие в учебном материале зарубежного опыта 4,64

2.9. Своевременность оценки знаний студентов 4,61

3. Информационное и учебно-методическое обеспечение курса (средний балл) 3,78

3.1. Обеспечение курса учебной и научной литературой 3,62

3.2. Возможность студента найти литературу, необходимую для изучения курса 3,45

3.3. Использование в процессе преподавания наглядных средств обучения (графиков, таблиц, схем, рисунков и т.п.) 4,92

3.4. Использование новых информационных технологий (обучающие компьютерные программы, интрнет-технологии и т.п.) 3,04

3.5. Оснащенность лабораторных занятий необходимым оборудованием 4,37

3.6. Возможность студента осуществлять научно-исследовательскую работу по вопросам культуры здоровья в условиях материально-технической базы вуза 3,29

4. Квалификация преподавателя (средний балл) 4,27

4.1. Уровень начитанности преподавателя 4,4

4.2. Привлечение студентов к научной деятельности 3,41

4.3. Преподаватель был полон энергии и энтузиазма, умело использовал юмор, умел снять усталость и напряжение аудитории? 4,86

4.4. Умение преподавателя создать обучающую обстановку 4,96

4.5. Реагирование преподавателя на просьбы студентов 4,36

4.6. Поощрение преподавателем независимого мышления, аналитической работы и умственной любознательности студентов 4,25

4.7. Частота обращения к преподавателю за советом по поводу научных исследований 3,34

4.8. Умение преподавателя вызвать и поддержать интерес аудитории к предмету 4,68

4.9. Частота обращения к преподавателю за советом по вопросам укрепления здоровья 3,98

4.10. Частота обращения к преподавателю за советом по учебным вопросам 4,76

4.11. Применение преподавателем индивидуального подхода при выполнении задач курса в зависимости от особенностей студентов 3,16

4.12. Подготовленность преподавателя к занятию 4,89

Средняя оценка качества образования в области здоровья по всем показателям 4,26

Система управления качеством педагогического образования в области здоровья, построенная с учетом потребностей и интересов основных его субъектов, предполагает поиск условий их реализации. Нами установлено, что повышению качества образования в области здоровья будущих педагогов в структуре образовательного маршрута способствует реализация следующих условий:

- расширение содержания и форм образования в области здоровья (использование активных форм обучения: практикумы, тренинги, дискуссии, ролевые игры; организация научных исследований; усиление воспитательной работы по формированию здорового образа жизни студентов);

- гуманизация образования: использование личностно-ориентированного подхода, создание условий для реализации творческих способностей личности студента, формирование бережного отношения к жизни и здоровью человека, организация учебного процесса, направленного на развитие личности и предполагающего формирование у нее механизмов самовоспитания и самообучения через удовлетворение ее образовательных потребностей;

- межпредметная интеграция содержания образования по вопросам сохранения и укрепления здоровья (интегрируются медико-биологические и психолого-педагогические дисциплины).

Литература

1. Кощеева И.К. Качество образования как социологическая проблема: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. -Екатеринбург, 2003.

2. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.

3. Нуждин В.Н. Курс лекций по тотальному управлению качеством. - Иваново: ИвГЭУ, 2002.

4. Рыбачук Н.А. Педагогическая технология здоровьес-бережения студентов // Педагогика, 2003, №4.

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Учебное пособие. - М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.