ской атмосферы занятий.
Когда учитель сталкивается с потребностью эффективно работать в своей сфере, он нуждается в латеральном мышлении [2]. Обучение латеральному мышлению необходимо для развития у учителя творческого мышления, а творческое мышление — это не талант, это навык, который можно сформировать и развить, что позволит усилить естественные способности педагога творить и создавать новое. И соответственно, приведет к большей продуктивности и успешности в обучении детей. При латеральном мышлении, целью которого является генерация идей, возможна ошибка на каком-то этапе, но это не скажется на общем результате. Латеральное мышление не знает классификационных ограничений и отрицаний, оно созидательно, само задает направление и побуждает к дальнейшим поискам; более того, оно может совершать скачки, выискивая любую целесообразную возможность для решения проблемы. Латеральное мышление направлено на изменение существующих моделей и установок, оно базируется на поиске альтернатив, комбинировании, пересмотре исходных посылок, дробления на части, применении метода «от противного». Эти составляющие необходимы учителям физической культуры.
Латеральное мышление можно развивать и совершенствовать, фокусируя на нем внимание и отрабатывая некоторые основные навыки преподавательской деятельности. Латеральное мышление, касающееся информации, можно преподавать как побочный результат изучения различных видов деятельности учителя физической культуры - она составляет лишь часть большого разнообразия навыков мышления необходимых в педагогической деятельности.
Цель латерального мышления - избавиться от стереотипных и привычных моделей и создать новые, даже противоречивые, но прежде всего творческие, оригинальные, основанные на интуиции.
При латеральном мышлении педагог способен: получить невероятное количество новых и практичных идей; конструктивно бросить вызов потоку стереотипных мыслей; находить альтернативные решения; сформировать умения и
готовность смотреть на вещи разными способами; дополнять аналитическое и критическое мышление творческим подходом; создавать новые методы и приемы в обучении детей, основанные на их функциональном и возрастном развитии.
Наибольший интерес вызывает такой метод латерального мышления, который Эдвард де Боно — один из крупнейших мировых психологов — называет коротким словом «ПО» [2, с. 281]. «ПО» — интуитивный инструмент перестройки стереотипных мыслительных моделей, инструмент создания творческих мыслительных моделей. Использование инструмента — слова «ПО» - позволяет располагать элементы информации так, как мы никогда бы их не расположили, что помогает учителю физической культуры преодолевать стандартные модели — клише мышления, выстраивать противоядие - абсолютной уверенности какого-либо утверждения.
Учитель физической культуры, в силу специфики своей деятельности, должен обладать творческим умом, который не всем дается от природы, некоторым необходимо развивать латеральные способности и умения, так как продуктом этих умений является озарение (инсайт), а это один из важных аспектов деятельности учителя.
Таким образом, формирование профессиональной педагогической компетентности будущего учителя физической культуры следует осуществлять с выработкой саморефлексии и с подготовкой его к творческой деятельности, на основе развития латерального мышления. Все эти компоненты профессиональной компетентности будущего педагога должны концентрироваться во всех блоках учебных дисциплин и реализовываться через различные виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы со студентами.
Литература
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г., №1756-р.
2. Боно Э. Латеральное мышление. - СПб.,1997.
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЯ
Кисляков П.А.,
аспирант кафедры здоровьесберегающих технологий в образовании Шадринского государственного педагогического университета
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года рассматривает сохранение и укрепление здоровья обучающихся как необходимое условие повышения качества образования. Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы ухудшается. Многочисленные исследования показывают, что около 20% детей дошкольного возраста страдают заболеваниями затяжного характера, более чем у 50% школьников ослабленный организм, до 40% детей к окончанию школы ограничены в выборе профессий по своему физическому состоянию (Рыбачук Н.А., Касаткин В.Н., Казин Э.М. и др.). Сложившаяся ситуация делает актуальной тему поиска новых подходов в решении задач формирования здорового образа жизни обучающихся. Профессионализм учителя сегодня определяется не только способностью достигать высокого педагогического результата, но и умением сохранять и укреплять здоровье школьников. Одной из задач педаго-
гического образования является оптимизация подготовки будущих учителей в области здоровья.
В рамках комплексной научной темы Шуйского государственного педагогического университета «Психолого-педагогические, медико-социальные и акмеологические аспекты формирования здорового образа жизни населения России» нами изучается проблема оптимизации управления качеством педагогического образования в области здоровья на основе акмеологического подхода. Целью исследования является выявление и экспериментальное обоснование ак-меологических условий, обеспечивающих эффективность управления качеством образования в области здоровья будущих педагогов.
Образование в области здоровья предусматривает привитие и усвоение таких умений, а также соответствующих им правил и гигиенических норм, которые позволяют человеку принимать ответственные решения, мотивируют его на здоровье и здоровый образ
жизни, определяют адекватное поведение здоровой личности (Смирнов Н.К., 2002). Целями образования в области здоровья на уровне педагогического вуза являются, во-первых, формирование у студентов мотивации, знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни; во-вторых, развитие у студентов способностей и навыков, необходимых для формирования здорового образа жизни будущих учеников.
В ШГПУ образование в области здоровья осуществляется преимущественно в рамках дисциплин медико-биологического блока, таких как: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Основы здорового образа жизни студента», «Психология здоровья», «Валеология семьи», «Основы анатомии, физиологии и гигиены» и др.
Главной характеристикой образовательного процесса является его качество. Если попытаться выявить и перечислить все факторы, влияющие на качество образования в вузе в области здоровья, то окажется, что практически весь образовательный процесс и всё то, что его обеспечивает, прямо или косвенно, в большей или меньшей степени влияет на формирование качества образования в области здоровья.
Согласно квалитологическому подходу качество образования определяется как категория, состоящая из трех взаимообусловленных компонентов: качество образовательных ресурсов, качество образовательных технологий и качество результатов образования. При этом можно выделить два вида оценки качества образования: субъективную (оценка удовлетворенности), когда студент удовлетворен качеством преподавания дисциплин, качеством материально-технической базы, качеством своей подготовки, и объективную (экспертная оценка): государственная аккредитация и аттестация вуза, лицензирование специальности, результаты самообследования, результаты экзаменационных сессий, срезов остаточных знаний студентов.
В аспекте рассматриваемой проблемы мы определяем качество образования как совокупность свойств и характеристик образовательного процесса, которые придают ему способность удовлетворять потребности в знаниях и навыках личности и общества в целом (Ю.П. Адлер, Е.Б. Гаффо-рова, Н. Фролов, Э. Спиридонов). Использование в качестве критерия образовательного процесса в области здоровья показателя «удовлетворенность потребителя» позволяет, по
существу, установить обратную связь, весьма ценную для выявления имеющихся у студентов образовательных потребностей в области здоровья, установления оптимальных, партнерских отношений между субъектами образовательного процесса, организации комплекса психолого-педагогических мероприятий, способствующих повышению качества подготовки будущих педагогов в области здоровья.
Нами было проведено исследование удовлетворенности будущих педагогов качеством образования в области здоровья. В анкетировании приняло участие 260 студентов ШГПУ старших курсов (4 и 5 курсы очного отделения) ма-тематико-технологического факультета, факультета психологии и педагогики, естественно-географического факультета, факультета физической культуры. При этом мы считали, что у старшекурсников к окончанию учебного заведения на базе собственного опыта образовательной деятельности уже сложились точки зрения, оценки, суждения относительно качества образовательного процесса в области здоровья.
В соответствии с подходами Н.В. Кузьминой, И.К. Кощеевой, В.Н. Нуждина мы выделили следующие показатели, по которым оценивалось качество преподавания: цели и задачи курса; содержание и форма подачи учебного материала; информационное и учебно-методическое обеспечение; квалификация преподавателя. Студентам было предложено оценить каждый из этих показателей по пятибалльной шкале, где «1» - минимальная, а «5» - максимальная оценка.
Полученные данные (таблица) демонстрируют, что студенты удовлетворены содержанием образования в области здоровья, а также методами и формами подачи учебного материала (4,64 балла). Их устраивают качество преподавания, характер социально-педагогического взаимодействия, социально-психологические условия образовательной деятельности (4,27). Студентам ясны цели и задачи педагогического образования в области здоровья, в целом курс соответствовал ожиданиям и потребностям (4,32).
Вместе с тем ряд показателей качества образования являются проблемными. Так, студенты высказывают неудовлетворенность характером индивидуального подхода к своей образовательной деятельности (3,16) и уровнем внедрения в учебный процесс новых информационных технологий (3,04).
Таблица. Удовлетворенность студентов качеством преподавания дисциплины «Основы медицинских
Показатели оценивания качества преподавания Средний балл
1. Цели и задачи курса (средний балл) 4,33
1.1. Ясность и понятность целей и задач образования в области здоровья 4,18
1.2. Четкость представления целей и задач курса в начале занятий 3,85
1.3. Обсуждение с преподавателем целей изучения курса и требований к знаниям и навыкам, которые должен освоить студент 4,58
1.4. Достижение значимых для студента образовательных целей в области здоровья 4,23
2. Содержание и форма подачи учебного материала (средний балл) 4,64
2.1. Современность материала курса и степень отражения последних достижений в данной области 4,58
2.2. Понятность курса: ясность и доступность изложения преподавателем материала, разъяснение сложных мест, выделение главных моментов 4,72
2.3. Использование преподавателем активных методов обучения 4,1
2.4. Использование преподавателем приемлемых методов представления информации 4,36
2.5. Побуждение студентов к дискуссии 4,76
2.6. Представление преподавателем различных точек зрения на изучаемый предмет 4,92
2.7. Наличие в учебном материале опыта современной российской практики 4,85
2.8. Наличие в учебном материале зарубежного опыта 4,64
2.9. Своевременность оценки знаний студентов 4,61
3. Информационное и учебно-методическое обеспечение курса (средний балл) 3,78
3.1. Обеспечение курса учебной и научной литературой 3,62
3.2. Возможность студента найти литературу, необходимую для изучения курса 3,45
3.3. Использование в процессе преподавания наглядных средств обучения (графиков, таблиц, схем, рисунков и т.п.) 4,92
3.4. Использование новых информационных технологий (обучающие компьютерные программы, интрнет-технологии и т.п.) 3,04
3.5. Оснащенность лабораторных занятий необходимым оборудованием 4,37
3.6. Возможность студента осуществлять научно-исследовательскую работу по вопросам культуры здоровья в условиях материально-технической базы вуза 3,29
4. Квалификация преподавателя (средний балл) 4,27
4.1. Уровень начитанности преподавателя 4,4
4.2. Привлечение студентов к научной деятельности 3,41
4.3. Преподаватель был полон энергии и энтузиазма, умело использовал юмор, умел снять усталость и напряжение аудитории? 4,86
4.4. Умение преподавателя создать обучающую обстановку 4,96
4.5. Реагирование преподавателя на просьбы студентов 4,36
4.6. Поощрение преподавателем независимого мышления, аналитической работы и умственной любознательности студентов 4,25
4.7. Частота обращения к преподавателю за советом по поводу научных исследований 3,34
4.8. Умение преподавателя вызвать и поддержать интерес аудитории к предмету 4,68
4.9. Частота обращения к преподавателю за советом по вопросам укрепления здоровья 3,98
4.10. Частота обращения к преподавателю за советом по учебным вопросам 4,76
4.11. Применение преподавателем индивидуального подхода при выполнении задач курса в зависимости от особенностей студентов 3,16
4.12. Подготовленность преподавателя к занятию 4,89
Средняя оценка качества образования в области здоровья по всем показателям 4,26
Система управления качеством педагогического образования в области здоровья, построенная с учетом потребностей и интересов основных его субъектов, предполагает поиск условий их реализации. Нами установлено, что повышению качества образования в области здоровья будущих педагогов в структуре образовательного маршрута способствует реализация следующих условий:
- расширение содержания и форм образования в области здоровья (использование активных форм обучения: практикумы, тренинги, дискуссии, ролевые игры; организация научных исследований; усиление воспитательной работы по формированию здорового образа жизни студентов);
- гуманизация образования: использование личностно-ориентированного подхода, создание условий для реализации творческих способностей личности студента, формирование бережного отношения к жизни и здоровью человека, организация учебного процесса, направленного на развитие личности и предполагающего формирование у нее механизмов самовоспитания и самообучения через удовлетворение ее образовательных потребностей;
- межпредметная интеграция содержания образования по вопросам сохранения и укрепления здоровья (интегрируются медико-биологические и психолого-педагогические дисциплины).
Литература
1. Кощеева И.К. Качество образования как социологическая проблема: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. -Екатеринбург, 2003.
2. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.
3. Нуждин В.Н. Курс лекций по тотальному управлению качеством. - Иваново: ИвГЭУ, 2002.
4. Рыбачук Н.А. Педагогическая технология здоровьес-бережения студентов // Педагогика, 2003, №4.
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Учебное пособие. - М., 2002.