Научная статья на тему 'Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих учителей физической культуры в процессе вузовского обучения'

Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих учителей физической культуры в процессе вузовского обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих учителей физической культуры в процессе вузовского обучения»

но, решая эту задачу, учащиеся используют среднее арифметическое двух скоростей, что является ошибочным действием. Здесь надо исходить из того, что средняя скорость движения равна общему пути, поделенному на затраченное время.

Пример 12.

Народные сказки учат добру, состраданию, самопожертвованию во имя любви.

Так, в татарской сказке «Кто победитель?» [10, с. 291 — 292] три брата влюбились в одну и ту же девушку - дочь За-кира, каждый хотел бы на ней жениться. Собрал отец всех сыновей, дал им деньги и сказал им:

- Сыны мои, у Закира одна дочка. Каждый из вас хочет ее в жены взять. На троих ее не поделишь. Возьмите-ка с собой все деньги, что в доме есть, и в дорогу отправляйтесь. Кто диковинную вещь принесет, тому и достанется дочь Закира.

Купил старший брат диковинное зеркальце, средний -диковинный ковер, младший - диковинное яблоко. Но получилось так, что в диковинное зеркальце увидели они за тысячу верст, что их любимая лежит при смерти. Не стали они рассуждать, сели на диковинный ковер, который за час три тысячи верст расстояния преодолевает, и быстро добрались до дому. Дали девушке диковинное яблоко, девушка мигом ожила. Кому же теперь из троих достанется она женой? Такую задачу перед читателями ставит сказочник. Как вы ее решите? (предполагается беседа с учениками).

Найдите скорость диковинного ковра в км/час, км/мин, считая, что одна верста равна 1,068 км. Сравните скорость ковра со скоростью современного транспорта (автомобиль, поезд, самолет). Сравните расстояние, которое они пролетели на этом ковре, с расстоянием от вашего местожительства до Москвы.

Пример 12. В чувашской сказке «Иванушка-дурачок» [11] рассказывается о том, как Иванушка шел, шел по лесу и дошел до одного дома. Вошел в дом, там оказалось 12 печей, в 12 печах - по 12 котлов, в 12 котлах - по 12 горшков. Иван, проголодавшийся в дороге, начал подряд пробовать еду из всех горшков. Пробуя только по одной ложке, он наелся. Сколько же ложек съел Иван, мог ли он наесться?

Эффективность использования краеведческого материала как средства реализации национально-регионального компонента школьного математического образования проверялась нами на экспериментальных площадках республиканской башкирской гимназии-интерната № 2 г. Ишимбая, МСОШ села Ильсегул Миякинского района, Рощинской МСОШ Стерлитамакского района. В своей опытно-экспериментальной работе мы используем не только задачи. Интегрированные уроки с такими предметами, как география Башкортостана, история и культура Башкортостана, экология и др., уроки-экскурсии, уроки-деловые игры, уроки-праздники, посвященные тем или иным событиям рес-

публики, к примеру, 450-летию присоединения Республики Башкортостна к России - все это позволяет не только повысить познавательный интерес учащихся, но и способствуют формированию патриотических чувств, нравственных норм.

Конечно, процессы воспитания отличаются от процессов обучения тем, что здесь достаточно трудно определить диагностируемые результаты. Однако наблюдение, анкетирование, беседы с учениками и учителями дают основу для утверждения, что использование краеведческого материала при обучении математике повышает познавательный интерес, активизирует жизненную позицию обучаемых, формирует чувство гордости и любви к родному краю, необходимости бережного отношения к природным ресурсам, расширяет их общую культуру.

Литература

1. Даммер М.Д, Файзиев И.Д. Национальные и региональные особенности содержания школьного физического образования // Наука и школа. - 2003. - №4.

2. Блох А.Я., Черкасов Р.С. Социальные проблемы школьной математики на VI Международном конгрессе по математическому образованию // Математика в школе. -1990. - N 5.

3. Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - 6-е изд. - М.: Мнемозина, 2000.

4. Математика: Учеб.-собеседник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Л.Н. Шеврин, А.Г. Гейн, И.О. Коряков, М.В. Волков. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1996.

5. Географический энциклопедический словарь: Географические названия / Гл. ред. А.Ф.Трешников. - М.: Сов. энциклопедия, 1989.

6. Кулбахтин Н. Дворянские предприниматели в горнозаводской промышленности Башкортостана // Ватандаш. - 1997. - № 1.

7. Салават Юлаев: Энциклопедия. - Уфа: Науч. изд-во «Башкирская энциклопедия», 2004.

8. Башкирские богатырские сказки /Составление, вступительная статья, подготовка текстов и комментариев Л.Г.Варяга и Н.Т.Зарипова. - Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1981.

9. Башкирское народное творчество: Эпос. - Т. 1. -Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987.

10. Татарские народные сказки. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1986.

11. Чувашские народные сказки. - Чебоксары: Чу-вашск. книжн. изд-во, 1993.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Л.Б. Сабитова,

преподаватель кафедры педагогики и психологии физической культуры

Сегодня, когда мы являемся свидетелями перехода от обучения по образцу к личностно-ориентированному образованию, обеспечивающему самореализацию человека, особое значение приобретает личность педагога, его эрудиция и профессиональная компетентность.

Выбор компетентностного подхода и обращение к понятию «профессиональная компетентность» вызвано идеями модернизации содержания образования и развития в процессе обучения в образовательном учреждении «ключевых компетентностей» в сферах предстоящей деятельности.

Стерлитамакского института

Эти идеи лежат в основе «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «Стратегии модернизации содержания общего образования» Министерства образования и науки РФ и Национального фонда подготовки кадров [1].

Подходов к раскрытию сущности профессиональной компетентности много, из этого исходит и разнообразие подходов к определению структурных компонентов компетентности. Анализируя современные представления о профессиональной компетентности педагога, можно обозна-

чить следующее: профессиональная компетентность представляет собой интеграцию теоретических знаний, практических умений и значимых для педагога личностных качеств. В основе ее лежат базовые научно-педагогические знания, составляющие информационный фонд личности, и особая технологическая грамотность, позволяющая ориентироваться в педагогической действительности и находить адекватные заданным обстоятельствам варианты решения профессиональных задач. Усвоение и актуализация их в профессиональной деятельности определяется субъективными характеристиками педагога (личностными особенностями, установками и ценностными ориентациями). Знания, приобретая личностный смысл, превращаются в соответствующие умения, которые также выступают показателями проявления компетентности специалиста.

Таким образом, акцентируется внимание на содержательном, когнитивном компоненте (приобретение знаний); профессиональной практической деятельности (развитие профессиональных умений) и профессионально-личностном.

Студенту-выпускнику должно быть известно о том, какие придется решать проблемы, выполнять профессиональные функции, какие знания, умения, навыки, способности будут ему необходимы, чтобы соответствовать современным требованиям общества и быть компетентным специалистом. В связи с этим обучение в вузе разделено на две части: базовую (общепрофессиональную), которая обеспечивает фундаментальные, основополагающие знания, и технолого-методическую, выполняющую функции конкретного обеспечения практической деятельности. Дисциплины технолого-методической части часто называют «рецептурными», дающими рецепты конкретных действий, так как студенту необходимо не только знать «что», но и знать «как» распорядиться имеющимся багажом знаний.

Анализ подготовленности специалиста по физической культуре для работы в общеобразовательных учреждениях в качестве учителя выявляет ряд проблем: деятельность учителя физической культуры полифункциональна, и студентам необходимы знания не только по предметам специальности, обеспечивающей лишь узкую и специфическую деятельность, но и общепрофессиональные знания, которые развивают учителя и помогают реагировать на непрерывно происходящие в сфере образования изменения. Однако отмечается разрыв между специальной частью физкультурного образования и профессионально-педагогической подготовкой: дисциплины специализации не взаимосвязаны с материалом общих дисциплин. При этом предполагается, что усвоенные студентом знания по различным предметам составят комплексную научную основу его предстоящей педагогической деятельности по формированию физической культуры личности школьника. Однако такое предположение себя не оправдывает: студент остается в ситуации самостоятельного отбора и синтеза материала. Просматривается разделенность в сознании его психологических, педагогических, методических знаний; недостаточность представлений о возможностях соединения теории и педагогической практики; переноса знаний и умений в жизнедея-тельностный контекст; отсутствие четкого представления о собственной деятельности.

С целью дальнейшего качественного формирования профессионально-педагогической компетентности учителя физической культуры была предпринята попытка пополнения всех без исключения дисциплин учебного плана конкретным и целесообразным с профессиональной точки зре-

ния учебным материалом. Преподавателям в поисках выхода из создавшейся ситуации предлагалось читать не отдельные дисциплины, а межпредметные циклы (блоки сведений по характеристике профессии, к которой готовятся студенты). Учебный материал предлагалось группировать в отдельные тематические блоки-разделы, где основные общепрофессиональные дисциплины параллельно изучались бы с технолого-методическими посредством их последовательной расстановки в семестрах.

Это сочетание логично в связи с предстоящей практической деятельностью, но в целом не решает проблему до конца, так как ни одно учебное заведение не может дать всех тех знаний и умений, которые может потребовать от его выпускника профессиональная деятельность. Поэтому в понятие профессиональной педагогической компетентности должен входить комплекс знаний, умений, личностных качеств и способностей, обеспечивающих специалисту потребность и возможность в самореализации через принятие самостоятельных решений. Наиболее приемлемым для содержания обучения, на наш взгляд, является внесение в программу учебных предметов определенных методов мышления и деятельности.

Противоречия между запросами практики и состоянием подготовки специалистов по физической культуре могут быть разрешены путем формирования профессиональной педагогической компетентности, содержательными компонентами которой будут являться способность к анализу и самоанализу, творческое мышление, творческий подход к осуществлению своей деятельности.

Особую роль мы отводим здесь рефлексии и саморефлексии — отражении себя в самом себе, размышлению о себе, о своем назначении и самоактуализации, осмыслению своих профессиональных задач. Рефлексивная технология обучения представляет студенту возможность развития собственного понятия о профессиональной деятельности, позволяет вычленять, актуализировать и моделировать решение проблем, типичных для учительской профессии. Он оказывается в позиции, побуждающей его к активному действию и созданию с помощью педагогов собственной траектории профессионального образования, перерабатывая и обогащая личностный опыт. Студент сравнивает результат действия с целью, которую он ставит перед собой, и если результат его не удовлетворяет, он ищет и пробует другие средства и способы, таким образом, развиваясь и формируясь как личность и учитель. Подобный подход дает возможность мыслить творчески, приобретая творческие навыки, отличаться творческой инициативой, что означает выходить за рамки шаблонов, находить и ставить новые проблемы, осуществлять постоянный поиск различных способов деятельности.

Профессиональная компетентность — это еще и творческое мышление в реальной деятельности при достижении цели образования и воспитания.

Способность творчески мыслить особенно необходима студенту, будущему учителю физической культуры, так как специфика его уроков во многом отличается от других: в процессе подготовки к занятиям учитель физической культуры конструирует содержание учебной информации и методы обучения, учитывая сведения нескольких предметов, таких как: анатомия, физиология, биохимия, педагогика, психология, валеология, спортивная метрология, социология и др., кроме того на уроке ему необходимо создать и определенное психическое состояние, положительный эмоциональный настрой, способствующий созданию творче-

ской атмосферы занятий.

Когда учитель сталкивается с потребностью эффективно работать в своей сфере, он нуждается в латеральном мышлении [2]. Обучение латеральному мышлению необходимо для развития у учителя творческого мышления, а творческое мышление — это не талант, это навык, который можно сформировать и развить, что позволит усилить естественные способности педагога творить и создавать новое. И соответственно, приведет к большей продуктивности и успешности в обучении детей. При латеральном мышлении, целью которого является генерация идей, возможна ошибка на каком-то этапе, но это не скажется на общем результате. Латеральное мышление не знает классификационных ограничений и отрицаний, оно созидательно, само задает направление и побуждает к дальнейшим поискам; более того, оно может совершать скачки, выискивая любую целесообразную возможность для решения проблемы. Латеральное мышление направлено на изменение существующих моделей и установок, оно базируется на поиске альтернатив, комбинировании, пересмотре исходных посылок, дробления на части, применении метода «от противного». Эти составляющие необходимы учителям физической культуры.

Латеральное мышление можно развивать и совершенствовать, фокусируя на нем внимание и отрабатывая некоторые основные навыки преподавательской деятельности. Латеральное мышление, касающееся информации, можно преподавать как побочный результат изучения различных видов деятельности учителя физической культуры - она составляет лишь часть большого разнообразия навыков мышления необходимых в педагогической деятельности.

Цель латерального мышления - избавиться от стереотипных и привычных моделей и создать новые, даже противоречивые, но прежде всего творческие, оригинальные, основанные на интуиции.

При латеральном мышлении педагог способен: получить невероятное количество новых и практичных идей; конструктивно бросить вызов потоку стереотипных мыслей; находить альтернативные решения; сформировать умения и

готовность смотреть на вещи разными способами; дополнять аналитическое и критическое мышление творческим подходом; создавать новые методы и приемы в обучении детей, основанные на их функциональном и возрастном развитии.

Наибольший интерес вызывает такой метод латерального мышления, который Эдвард де Боно — один из крупнейших мировых психологов — называет коротким словом «ПО» [2, с. 281]. «ПО» — интуитивный инструмент перестройки стереотипных мыслительных моделей, инструмент создания творческих мыслительных моделей. Использование инструмента — слова «ПО» - позволяет располагать элементы информации так, как мы никогда бы их не расположили, что помогает учителю физической культуры преодолевать стандартные модели — клише мышления, выстраивать противоядие - абсолютной уверенности какого-либо утверждения.

Учитель физической культуры, в силу специфики своей деятельности, должен обладать творческим умом, который не всем дается от природы, некоторым необходимо развивать латеральные способности и умения, так как продуктом этих умений является озарение (инсайт), а это один из важных аспектов деятельности учителя.

Таким образом, формирование профессиональной педагогической компетентности будущего учителя физической культуры следует осуществлять с выработкой саморефлексии и с подготовкой его к творческой деятельности, на основе развития латерального мышления. Все эти компоненты профессиональной компетентности будущего педагога должны концентрироваться во всех блоках учебных дисциплин и реализовываться через различные виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы со студентами.

Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г., №1756-р.

2. Боно Э. Латеральное мышление. - СПб.,1997.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЯ

Кисляков П.А.,

аспирант кафедры здоровьесберегающих технологий в образовании Шадринского государственного педагогического университета

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года рассматривает сохранение и укрепление здоровья обучающихся как необходимое условие повышения качества образования. Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы ухудшается. Многочисленные исследования показывают, что около 20% детей дошкольного возраста страдают заболеваниями затяжного характера, более чем у 50% школьников ослабленный организм, до 40% детей к окончанию школы ограничены в выборе профессий по своему физическому состоянию (Рыбачук Н.А., Касаткин В.Н., Казин Э.М. и др.). Сложившаяся ситуация делает актуальной тему поиска новых подходов в решении задач формирования здорового образа жизни обучающихся. Профессионализм учителя сегодня определяется не только способностью достигать высокого педагогического результата, но и умением сохранять и укреплять здоровье школьников. Одной из задач педаго-

гического образования является оптимизация подготовки будущих учителей в области здоровья.

В рамках комплексной научной темы Шуйского государственного педагогического университета «Психолого-педагогические, медико-социальные и акмеологические аспекты формирования здорового образа жизни населения России» нами изучается проблема оптимизации управления качеством педагогического образования в области здоровья на основе акмеологического подхода. Целью исследования является выявление и экспериментальное обоснование ак-меологических условий, обеспечивающих эффективность управления качеством образования в области здоровья будущих педагогов.

Образование в области здоровья предусматривает привитие и усвоение таких умений, а также соответствующих им правил и гигиенических норм, которые позволяют человеку принимать ответственные решения, мотивируют его на здоровье и здоровый образ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.