Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12. № 1(42)
e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066
ТКАЧЕНКО Павел Владимирович и другие УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ...
УДК 378.147:004:378.661
DQJ- 2Q 57145/27129780 2023 12 01 13 1йаЯЗЯ1аШШр8://сгеаЙуесоттош.org/licenses/by-nc/4.0/)
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ MOODLE
© Автор(ы) 2023
ТКАЧЕНКО Павел Владимирович, доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой нормальной физиологии, директор научно-исследовательского института физиологии
Курский государственный медицинский университет 3050000, Россия, Курск, pwtkachenko@rambler.ru
SPIN: 3813-8010 AuthorlD: 452040 Scopus ID:37075972700 ORCID: 0000-0002-2725-6482
БЕЛОУСОВА Надежда Игоревна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры
нормальной физиологии Курский государственный медицинский университет 305000, Россия, Курск, sokolowa.nadia@yandex.ru
SPIN: 3306-1212 AuthorlD: 917482 ORCID :0000-0001-5299-6100
ПЕТРОВА Елена Владимировна, ассистент кафедры нормальной физиологии
Курский государственный медицинский университет 305000, Россия, Курск, lepetra@mail.ru
SPIN: 6064-8858 AuthorlD: 918218 ORCID :0000-0002-2547-1701
ХАЧАТРЯН Валентина Артуровна, студент лечебного факультета
Курский государственный медицинский университет 305000, Россия, Курск, valentina777.ru@mail.ru
SPIN: 4858-2940 AuthorlD: 1163027 ORCID :0000-0002-7134-1959
БОРЗЕНКОВ Александр Дмитриевич, студент лечебного факультета
Курский государственный медицинский университет 305000, Россия, Курск, Bobrik30000@yandex.ru
SPIN: 4679-1165 AuthorlD: 1163024 ORCID :0000-0001-7761-2652
Аннотация. В учебной деятельности Курского государственного медицинского университета применятся система LMS Moodle (мудл) - бесплатная система электронного обучения. Широкую популярность ей обеспечили простота использования и доступность среды. Большинство исследователей удовлетворенности студентов дистанционным обучением отмечают, что переход на дистанционный формат прошел удовлетворительно. По мнению ряда авторов, студенты считают, что качество знаний нисколько не изменилось, однако в режиме удаленного образовательного процесса отмечены дезорганизация, напряжение и тревога, в связи с чем мотивация и способность к когнитивной деятельности значительно снижены. Целью исследования являлось изучение удовлетворенности студентов работой системы электронного обучения LMS Moodle и соотношений знаний с результатами проведения текущей и промежуточной аттестации в режиме дистанционного образования в период пандемийных ограничений. Работа системы находится на хорошем уровне и позволяет обучающимся не терять качество знаний. Наличие положительных прямолинейных взаимосвязей, установленных в результате обследования, позволяют сделать вывод, что существующий функционал системы LMS Moodle решает поставленные задачи для образования в условиях дистанционного обучения, и применение онлайн-платформ адекватно для получения знаний. LMS Moodle является перспективным в современном образовательном процессе.
Ключевые слова: LMS Moodle, образовательная платформа, дистанционное обучение, уровень знаний.
SATISFACTION OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS WITH THE ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING THROUGH THE MOODLE SYSTEM
© The Author(s) 2023
TKACHENKO Pavel Vladimirovich, doctor of medical sciences, associate Professor, head of the department of normal physiology, director scientific-research Institute of physiology
Kursk State Medical University 305000, Russia, Kursk, Karl Marx Str., 3 e-mail: PWTkachenko@rambler.ru BELOUSOVA Nadezhda Igorevna, candidate of medical sciences, associate professor of the department
of normal physiology Kursk State Medical University 305000, Russia, Kursk, sokolowa.nadia@yandex.ru PETROVA Elena Vladimirovna, assistant of the department of normal physiology Kursk State Medical University 305000, Russia, Kursk, lepetra@mail.ru KHACHATRYAN Valentina Arturovna, student of the faculty of medicine Kursk State Medical University 305000, Russia, Kursk, valentina777.ru@mail.ru BORZENKOV Alexander Dmitrievich, student of the faculty of medicine Kursk State Medical University
_305000, Russia, Kursk, Bobrik30000@yandex.ru_
TKACHENKO Pavel Vladimirovich and others SATISFACTION OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS ..
Baltic Humanitarian Journal. 2023. Т. 12. № 1(42)
e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066
Abstract. The LMS Moodle system, a free e-learning system, will be used in the educational activities of Kursk State Medical University. The ease of use and accessibility of the environment ensured its wide popularity. Most researchers of students' satisfaction with distance learning note that the transition to the distance format was satisfactory. According to a number of authors, students believe that the quality of knowledge has not changed at all, however, disorganization, tension and anxiety are noted in the mode of remote educational process, and therefore motivation and ability to cognitive activity are significantly reduced. The aim of the study was to study students' satisfaction with the work of the LMS Moodle e-learning system and the relationship of knowledge with the results of the current and intermediate certification in the distance education mode during the pandemic restrictions. The work of the system is at a good level and allows students not to lose the quality of knowledge. The presence of positive straight-line relationships established as a result of the survey allows us to conclude that the existing functionality of the LMS Moodle system solves the tasks set for education in the conditions of distance learning, and the use of online platforms is adequate for obtaining knowledge. LMS Moodle is promising in the modern educational process.
Keywords: LMS Moodle, educational platform, distance learning, knowledge level.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Распространение новой коронавирусной инфекции оказало беспрецедентное влияние на образование в мире. Актуальность данной темы возрастает вследствие развития технологий дистанционного обучения, что стало возможным благодаря переносу образовательного процесса в онлайн-среду. На первый план в обучении выходят нетипичные средства - сервисы видеоконференций, мессенджеры с аудио- и видеосвязью. На сегодняшний день происходит широкое внедрение электронных способов освоения дисциплин при активном применении гибридных форм, т.е. комплексного сочетания традиционного и онлайн-обучения [1-3].
В учебной деятельности Курского государственного медицинского университета применятся система LMS Moodle (мудл), которая расшифровывается как Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - бесплатная система электронного обучения. Широкую популярность ей обеспечили простота использования и доступность среды [4; 5].
Необходимо отметить, что LMS Moodle - одна из самых популярных платформ электронного обучения. Она переведена более чем на 100 языков, и ею пользуются крупные университеты во всем мире. Учебный материал для студентов может предоставляться различными способами:
- ссылки на видеоматериалы или библиотечные источники;
- возможность прикреплять файлы различных форматов в учебных целях (pdf, doc);
- возможность создавать страницу с учебным текстом, без скачивания дополнительных файлов;
- возможность выполнять задания с автопроверкой и разбором неверных ответов;
- удобная организация ликвидации текущей и итоговой задолженности с предварительной записью.
С помощью данной электронной системы преподаватели могут осуществлять проверку знаний, полученных обучающимися в результате проведения тестирования, выполнения заданий в форме внеаудиторной самостоятельной работы, а также изучения лекционного материала. Удобным в системе является то, что для подготовки к занятиям системно выкладываются учебно-методические материалы, теоретические аспекты дисциплины в виде лекций и видеофрагментов [2; 5]. Способом проверки полученных знаний в системе LMS Moodle является тестирование, выполнение заданий и решение ситуационных задач, контроль выполнения которых осуществляет ведущий преподаватель [1; 6].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
На данном этапе развития дистанционных технологий задача педагогов во всем мире стояла в том, чтобы организовать непрерывный учебный процесс без потери качества образования и результаты как минимум соответствовали традиционной форме обучения [5; 8-12].
Большинство исследователей удовлетворенности студентов дистанционным обучением отмечают, что переход на дистанционный формат прошел удовлетворительно [14-18]. По мнению ряда авторов, студенты считают, что качество знаний нисколько не изменилось, однако в режиме удаленного образовательного процесса отмечены дезорганизация, напряжение и тревога, в связи с чем мотивация и способность к когнитивной деятельности значительно снижены [16; 19].
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи.
Целью исследования являлось изучение удовлетворенности студентов работой системы электронного обучения LMS Moodle и соотношений знаний с результатами проведения текущей и промежуточной аттестации в режиме дистанционного образования в период панде-мийных ограничений.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии.
На основании добровольного информированного согласия в исследовании приняли участие 586 человек в возрасте от 18 до 25 лет с 3 по 4 курс разных факультетов: лечебный, педиатрический, стоматологический, медико-профилактическое дело. Была разработана анкета, содержащая 15 вопросов. Тестирование респондентов и подсчет результатов в абсолютных и относительных значениях осуществлялись с помощью программы GoogleForms. Рассчитывался средний балл по дисциплине нормальная физиология. Проведено исследование взаимоотношений рассматриваемых характеристик уровня удовлетворенности системой LMS Moodle и среднего балла по дисциплине путем корреляционного анализа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
В результате исследования было установлено, что почти более чем половина опрошенных (58,1 % - 340 человек) знают о распространенности системы LMS Moodle во всем мире, при этом 37,2 % опрошенных считают, что данная платформа используется только в России. Насколько быстро обучающиеся адаптировались к использованию систем электронного обучения демонстрирует рисунок 1. Несмотря на достаточно длительное использование образовательных платформ, по мнению 4 % студентов (23 человека), они так и не адаптировались к их применению.
При оценке удобства использования системы для поиска предоставленных материалов 32 % (188 человек) опрошенных ответили - «да, легко»; 35 % (205 человек) ответили, что «разобрались самостоятельно, но не сразу», а 30,2 % (176 студентов) ответили, что «трудно понять, что от меня требуется», при этом 3 % (18 студентов) посчитали, что «так и не разобрались». Это связано с тем, что большинство опрошенных обладают разным набором знаний и навыков работы с компьютером и различной степенью использования новых информационных технологий.
На вопрос о дизайне системы LMS Moodle больше половины студентов (59 %) ответили - «да, устраивает»,
Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12. № 1(42)
e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066
ТКАЧЕНКО Павел Владимирович и другие УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ...
18 % ответили «скорее да, чем нет», еще 18 % ответили «скорее нет, чем да», 5 % опрошенных студентов отметили, что их «полностью не устраивает» дизайн образовательной платформы.
Рисунок 1 - Быстрота адаптации обучающихся к применению образовательных платформ (составлено авторами)
В вопросе о влиянии дизайна системы на учебную деятельность мнения разделились. Большинство (60,5 %) ответили, что дизайн системы «никак не влияет», 30,2 % считают, что «оказывает влияние» и 9,3 % - «затрудняюсь ответить». Возможно, вопрос вызвал противоречие в связи с тем, что многие респонденты по-разному относятся к вариантам оформления страниц в интернете, у каждого свое субъективное мнение.
Большинство студентов ответили, что работу системы LMS Moodle они оценивают хорошо - 81,4%, 12,8 % считают, что отлично, а 5,8 % думают, что система работает плохо. Наиболее часто встречаемые виды технических проблем в процессе использования электронной образовательной платформы представлены на рисунке 2. Только 24 опрошенных студента посчитали, что проблем не было, большинство респондентов отметили основной проблемой отсутствие загрузки страницы и появление ошибки на экране, что, вероятно, связано с большим количеством пользователей, одновременно работающих в системе.
Рисунок 2 - Технические проблемы, возникшие в процессе использования образовательного портала (составлено авторами)
На вопрос о качестве знаний во время применения дистанционного обучения большинство респондентов (64 %) ответили, что оно осталось на прежнем уровне; 19,7 % отметили, что оно стало лучше и 16,3 % решили, что оно стало хуже. Также 54,7 % опрошенных считает, что их успеваемость во время дистанционного обучения осталась на прежнем уровне, 9,3 % считают, что она стала хуже, и лишь 36 % - что стала лучше. Для более точного значения удовлетворенности при исполь-
зовании образовательной платформы в процессе обучения студентов попросили оценить работу Moodle от 0 - «полностью не удовлетворяет» до 10 - «полностью удовлетворяет». Был проведен корреляционный анализ взаимоотношений рассматриваемых характеристик уровня удовлетворенности системой и среднего балла по дисциплине нормальная физиология. В результате проведенного анализа установлены положительные взаимосвязи для студентов лечебного факультета - г=0,5 (р<0, 001), для студентов педиатрического, стоматологического факультетов и обучающихся по специальности медико-профилактическое дело - r=0,3-0,4 (p<0, 001). Для оценки адекватности полученных оценок в системе Moodle проведен корреляционный анализ среднего балла по дисциплине и оценки, полученной на экзамене, при этом установлена положительная прямолинейная взаимосвязь r=0,32 (р<0,01) у студентов обучающихся по всем специальностям.
ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.
По результатам проведенного исследования можно предположить, что отмеченное улучшение успеваемости обучающихся произошло из-за следующих факторов: увеличения свободного времени для подготовки к занятиям; привычная домашняя обстановка; возможность использования дополнительных источников во время решения задач и тестов («звонок другу», поиск в сети Интернет, консультации с коллегами) [5; 7].
Отмеченное у ряда опрошенных некоторое снижение уровня знаний можно, вероятно, связать с рядом следующих факторов: отсутствие очного контакта во время обучения, снижение контроля, что создает предпосылки для академической нечестности при выполнении заданий и тестов, снижение самодисциплины и самоорганизованности в домашней обстановке [5; 14].
У респондентов, имеющих несоответствия знаний полученным оценкам, предполагается ряд причин: повышенная сложность предъявленных заданий, невозможность исправить ответ в тесте, технические сбои в работе LMS Moodle или технике пользователей, выявление преподавателями элементов академической нечестности (одинаковые ответы в группе на задания, списанные цитаты из Интернета и др.) [15; 16]. Применение дистанционного обучения не сильно оказало влияния на качество знаний, а возникающие во время использования платформой LMS Moodle проблемы были в основном технического характера.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования.
Таким образом, использование системы LMS Moodle стало распространённым средством дистанционного обучения и образования в целом. Данную платформу можно применять для организации традиционного, дистанционного, а также гибридного обучения [4; 5]. Система LMS Moodle способна обеспечить контроль за активностью студентов, а также позволяет эффективно и быстро пользоваться учебными материалами. Работа системы находится на хорошем уровне и позволяет обучающимся не терять качество знаний. Наличие положительных прямолинейных взаимосвязей, установленных в результате обследования, позволяет сделать вывод, что существующий функционал системы LMS Moodle решает поставленные задачи для образования в условиях дистанционного обучения, и применение онлайн-платформ адекватно для получения знаний. LMS Moodle является перспективным в современном образовательном процессе.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.
Проведенное нами исследование позволяет подойти к изучению моментов дистанционной поддержки очного обучения во внепандемийный период с целью развития современных образовательных технологий в медицин-
TKACHENKO Pavel Vladimirovich and others SATISFACTION OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS ..
Baltic Humanitarian Journal. 2023. Т. 12. № 1(42)
e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066
ском вузе таких, как проблемно-ориентированное обучение, проектная деятельность, исследовательско-ори-ентирование обучение и др. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Костина И.Б. Дистанционное обучение и возможности информационных технологий как способ организации современного образовательного процесса // Alma Mater (Вестник высшей школы).
2019. № 2. С. 53-55. EDN: VUWNPI
2. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Издательство МЭСИ, 1999. 196 с. EDN: RZJXXR
3. Simonson M., Smaldino S., Albright M., Zvacek S. Teaching and Learning at a Distance: Foundations of Distance Education // American Journal of Distance Education. 2011. Vol. 25(3). P. 201-204.
4. Chen B. Barriers to adoption of technology mediated distance education in higher education institutions //Beyond the online course: leadership perspectives on e-learning. 2016. P. 35-43.
5. Кузнецова О.В. Дистанционное обучение: за и против // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-2. С. 362-364; URL: https://applied-research.ru/ru/article/ view?id=7101 (дата обращения: 13.12.2022).
6. Виниченко М.А., Петрова И.В. Исследование отношения студентов СПО к обучению с применением дистанционных образовательных технологий // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 1 ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30484 (дата обращения: 13.12.2022).
7. Миронова Ю.Н. Использование дистанционных технологий при проведении занятий: LMSMoodle, Google Класс, Microsoft Teams // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4(33). С. 177-182. EDN: YFIHOG
8. Surma T., Kirschner P. Technology Enhanced Distance Learning Should Not Forget How Learning Happens // Computers in Human Behavior. 2020. Vol. 110. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/ PMC7164858/.
9. Ефремова О.Н. Оценка использования дистанционных технологий в образовательном процессе с позиции удовлетворенности студентов / О.Н. Ефремова, И.В. Плотникова, Н.Б. Павлик // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2017. № 5. С. 70-74. EDN: YQENWP
10. Fuchs K. Satisfaction with remote teaching in Thai higher education / K. Fuchs, S. Karrila // Education and Science Journal. 2022. Vol. 24. No 2. P. 206-224. DOI 10.17853/1994-5639-2022-2-206-224. EDN OVBNFW.
11. Петрова Т.Н., Пьянзина Н.Н. К вопросу об отношении студентов вуза к дистанционному обучению // Вестник Чуваш. гос. пед. унта им. И.Я. Яковлева. 2020. № 3(108). С. 206-212. EDN: KXTMIL
12. Мартынович Н.Н. Оценка удовлетворенности студентов медицинского университета дистанционным обучением на кафедре педиатрии в период самоизоляции. /Н.Н. Мартынович, Е.А. Ткачук, С.А. Гуцуляк // Тихоокеанский медицинский журнал. - 2020. - № 4. - C. 98100. EDN: WMLLXT
13. Кот Е.М. Дистанционное обучение. Удовлетворенность обучающихся / Е.М. Кот, С.В. Петрякова, И.Ф. Пильникова // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 6-4(108). С. 103-105. DOI 10.23670/IRJ.2021.108.6.117. EDNDEIGID.
14. Удовлетворенность студентов дистанционным обучением в условиях вынужденной самоизоляции /Д.Д. Хайруллина, Л.В. Базарова, Э.Н. Гилязева, Т.В. Мазаева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 1(164). С. 91-95. EDN JRFCFV.
15. Оценка удовлетворенности студентов международного факультета врача общей практики дистанционным обучением клиническим дисциплинам в условиях распространения новой коронавирусной инфекции / Р.Н. Зеленцов, АА. Трофимова, Л.П. Калинина [и др.]//Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2021. Т. 20. № S1. С. 35. EDN GWPMVK.
16. Удовлетворенность студентов v и VI курсов лечебно-профилактического факультета дистанционным обучением в период новой ко-ронавирусной инфекции (COVID-19) /О.В. Теплякова, Н.В. Изможерова, А.А. Попов, Л.И. Кадников // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. С. 77. DOI 10.17513/spno.30914. - EDNARAAPG.
17. Евтропкова Д.С. Анализ удовлетворенности и мотивации занятиями по дисциплине «физическая культура и спорт» студентами института иностранных языков в рамках дистанционного обучения в ПетрГУ/Д.С. Евтропкова// Тенденции развития науки и образования.
2020. № 62-12. С. 90-93. DOI 10.18411/lj-06-2020-270. EDN WIIOQX.
18. Соколовская И.Э. Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии COVID-19 и самоизоляции / И.Э. Соколовская // Цифровая социология. 2020. Т. 3. № 2. С. 46-54. EDN: BYYBEL
19. Удовлетворенность студентов организацией дистанционного обучения в вузе в период самоизоляции / О.Н. Вишневская, А.В. Воронцова, Д. Б. Воронцов [и др.] // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27. № 2. С. 74-82. DOI 10.34216/2073-14262021-27-2-74-82. EDN CXBEEQ
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
The authors declare no conflicts of interests
Received date: 19.01.2023 Revised date: 25.02.2023 Accepted date: 29.03.2023