УДК 316.37
Е. И. Середа, К. С. Рябова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБУЧЕНИЕМ КАК КОМПОНЕНТ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
СТУДЕНТОВ ВУЗА
В статье обосновано выделение профессионального аспекта благополучия как отдельного его компонента. Проведена проверка авторской адаптации методики для измерения уровня удовлетворенности студентов своим профессиональным обучением в ВУЗе на кон-структную валидность. Выделены ключевые компоненты удовлетворенности студентов в учебно-профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональный выбор, учебно-профессиональная сфера, удовлетворенность, профессионально-межличностное благополучие, эмоционально-личностное благополучие.
E. I. Sereda, K. S. Ryabova
SATISFACTION WITH PROFESSIONAL EDUCATION AS A COMPONENT OF SUBJECTIVE WELLBEING OF THE UNIVERSITY STUDENTS
The author of the article substantiates singling out professional aspect of wellbeing as its separate component. The construct validity of the adaptation of the authors ’ methods for measuring level of students ’ satisfaction with their professional study are verified. The key components of student’s satisfaction in their educational and professional activity are distinguished.
Key words: professional choice, educational and professional sphere, satisfaction, professional and interpersonal well-being, emotional and personal well-being.
Профессиональная сфера является очень важной в период поздней юности, когда происходит реальный выбор профессии и обучение этой профессии. От того, как воспринимает студент выбранную профессию — подходящей для себя, интересной, способной удовлетворить его потребности, или неподходящей, вынужденной, неинтересной, неудовлетворяющей его потребности — зависит его активность во время учебы, качество учения, а также выбор места работы после окончания учебы. В связи с этим важной становится проблема изучения благополучия студентов в профессиональной сфере. Человек, который переживает субъективное благополучие, удовлетворен своей жизнью и испытывает состояние счастья, а быть счастливым — это одна из главных, если не самая главная, цель человеческого существования. Предметом изучения большого количества современных психологических исследований являются условия и причины счастья и субъективного благополучия. При этом изучаются как внешние детерминанты благополучия — брак, работа, досуг, здоровье, так и внутренние — экстраверсия, нейротизм, самоуважение, оптимизм.
В отечественных работах, посвященных изучению субъективного благополучия личности, исследуются взаимосвязи последнего с различными аспектами жизнедеятельности личности: удовлетворенность собой, стиль социального поведения [1], толерантность [1; 2], ценностные ориентации и стратегии поведения юношей в возрасте 16-17 лет [3], самоактуализация у взрослых 32-50 лет [4], суверенность психологического пространства у респондентов 18-50 лет [5], климат в педагогическом коллективе [6], профессиональное благополучие педагогов [1] и государственных служащих [7].
Несмотря на то, что удовлетворенность работой является довольно значимым компонентом ощущения субъективного благополучия в период ранней молодости, количество исследований этого феномена в контексте профессиональной деятельности и профессионального обучения явно недостаточно. Отчасти это обусловлено малым числом соответствующих психодиагностических методик для изучения благополучия студентов в профессиональной сфере. В связи с этим была предпринята попытка адаптации опросника, оценивающего уровень социально-психологической адаптации работника предприятия (Р. Х. Исмаилова) [8, с. 116], для решения задачи измерения уровня удовлетворенности студентов своим профессиональным обучением в ВУЗе. Утверждения опросника были отредактированы таким образом, чтобы они отражали специфику адаптации студентов к обучению профессии в ВУЗе и соответственно их удовлетворенность этой деятельностью. После этого адаптированная методика была апробирована на студенческой выборке в комплексе с методикой для изучения субъективного благополучия, ранее разработанной Середа Е. И., Парфеновой Н. Б. [9].
Методика для изучения субъективного благополучия (авт. Середа Е. И., Парфенова Н. Б.) содержит следующие шкалы (или позволяет измерить следующие показатели): опыт эмоционального благополучия, удовлетворенность личностными ресурсами, социальная активность как ресурс, удовлетворенность профессиональным выбором, удовлетворенность межличностными отношениями. Адаптируемый опросник Р. Х. Исмаилова содержит следующие шкалы: отношение к профессиональному сообществу, отношения между студентами, удовлетворенность своим положением в учебной группе, отношение к учебной группе, удовлетворенность учебой, удовлетворенность условиями обучения, ориентация на интересы учебной группы, удовлетворенность своим состоянием во время учебы, отношение к преподавателям, шкала лжи.
Низкие показатели по методике изучения субъективного благополучия (авт. Середа Е. И., Парфенова Н. Б.) соответствуют субъективному благополучия в указанных сферах. Низкие показатели по адаптируемой методике соответствуют неудовлетворенности в различных сферах учебной жизни.
Для проверки конструктной валидности адаптируемого опросника использовался корреляционный анализ. В качестве испытуемых выступили 35 человек — девушки, обучающиеся профессии психолога в Псковском государственном университете. Описание и анализ полученных результатов приводится ниже.
По методике «Субъективное благополучие» самые высокие показатели отмечены по шкале «удовлетворенность межличностными отношениями», а самые низкие — по шкалам «опыта эмоционального благополучия» и «удовлетворенности личностными ресурсами». По адаптируемому опроснику самые высокие показатели отмечены по шкалам «удовлетворенность своим положением в группе», «отношение к учебной группе» (можно отнести к сфере межличностных отношений) и «удовлетворенность учебой», а самые низкие — по шкалам «удовлетворенность условиями обучения» и «удовлетворенность своим состоянием во время учебы».
Корреляционный анализ с применением непараметрического коэффициента корреляции (г) Спирмена позволил установить множество взаимосвязей между показателями субъективного благополучия (по методике Е. И. Середа, Н. Б. Парфеновой) и показателями психологического благополучия по апробируемой методике. При анализе учитывались статистически значимые корреляции (Р = 0,05 и менее).
Обнаружено, что ключевыми компонентами субъективного благополучия в учебнопрофессиональной сфере являются удовлетворенность профессиональным выбором (имеет 8 взаимосвязей с компонентами удовлетворенности учебной деятельностью адаптируемой ме-
тодики) и удовлетворенность межличностными отношениями (имеет 6 взаимосвязей с компонентами удовлетворенности учебной деятельностью той же методики) (рис. 1).
Удовлетворенность профессиональным выбором связана со следующими показателями психологического благополучия: отношение к профессиональной группе, отношение к учебной группе, отношения между студентами, удовлетворенность своим состоянием во время учебы, удовлетворенность своим положением в группе, удовлетворенность учебой, удовлетворенность условиями обучения, отношения к преподавателям. Удовлетворенность межличностными отношениями связана со следующими показателями психологического благополучия: удовлетворенность своим положением в группе, удовлетворенность своим состоянием во время учебы, отношение к учебной группе, отношения между студентами, удовлетворенность учебой и условиями обучения.
Таким образом, удовлетворенность профессиональным выбором и удовлетворенность межличностными отношениями являются системообразующими для психологического благополучия студентов в их учебно-профессиональной деятельности.
Рис. 1. Корреляционные взаимосвязи показателей субъективного благополучия и удовлетворенности учебной деятельностью Условные обозначения:
Прямая взаимосвязь, Р > 0,01 — — — — Обратная взаимосвязь, Р > 0,01
___________Прямая взаимосвязь, Р > 0,05 _____________Обратная взаимосвязь, Р > 0,05
В свою очередь, ключевыми факторами удовлетворенности студентов в учебно-профессиональной сфере являются удовлетворенность своим положением в группе и своим состоянием во время учебы (по 4 связи с показателями методики субъективного благополучия Е. И. Середа, Н. Б. Парфеновой) (рис. 2).
Рис. 2. Корреляционные взаимосвязи показателей удовлетворенности учебной деятельностью и субъективного благополучия Условные обозначения:
Прямая взаимосвязь, Р > 0,01 _ — — — Обратная взаимосвязь, Р > 0,01
__________Прямая взаимосвязь, Р > 0,05 ____________Обратная взаимосвязь, Р > 0,05
Обе сферы удовлетворенности (положением в группе и своим состоянием во время учебы) имеют взаимосвязи с удовлетворенностью профессиональным выбором, удовлетворенностью межличностными отношениями, а также с показателями социальной активности и опытом эмоционального благополучия. Именно баланс позитивных и негативных эмоций (то есть опыт эмоционального благополучия) является еще одной составляющей субъективного благополучия, наряду с удовлетворенностью жизнью в целом и в учебно-профессиональной сфере, в частности.
Анализ корреляционной плеяды позволил выделить две группы показателей. С одной стороны, это показатели, относящиеся к профессиональной и учебной деятельности (удовлетворенность учебой, условиями обучения, отношение к студенческой группе и между студентами, отношение к профессиональному сообществу и к преподавателям). С другой стороны, это показатели более субъективного плана, то есть не по отношению к чему-то или кому-то внешнему, например, к объектам жизнедеятельности, а по отношению к себе и своим ощущениям, эмоциям. Это удовлетворенность своим положением в группе и удовлетворенность своим состоянием во время учебы. Эти показатели как раз и оказались связаны с эмоциональной стороной субъективного благополучия (опытом эмоционального благополучия).
Таким образом, ключевыми компонентами удовлетворенности в учебно-профессиональной деятельности студентов являются удовлетворенность своим положением в группе и удовлетворенность своим состоянием во время учебы.
Для выявления групп испытуемых с различными уровнями субъективного и психологического благополучия был проведен кластерный анализ. По его результатам выборка разделилась на три кластера: в первый попали 19 человек, во второй — 11 человек, в третий — 5 человек. В первый кластер вошли студенты со средними показателями субъективного благополучия (шкала субъективного благополучия Е. И. Середа, Н. Б. Парфеновой), удовлетворенности в учебной деятельности (адаптируемый опросник) и самыми низкими показателями по шкале лжи. То есть эта группа студентов меньше всего приукрашивает свой образ и больше остальных осознает себя. Во второй кластер вошли студенты с высокими показателями субъективного благополучия (шкала субъективного благополучия Е. И. Середа, Н. Б. Парфеновой), удовлетворенности в учебной деятельности (адаптируемый опросник) и средними показателями по шкале лжи. В третий кластер вошли студенты с низкими показателями субъективного благополучия (шкала субъективного благополучия Е. И. Середа,
Н. Б. Парфеновой), удовлетворенности в учебной деятельности (адаптируемый опросник) и
высокими показателями по шкале лжи, что может указывать на низкий уровень осознавания этими испытуемыми своих переживаний и ощущения удовлетворенности.
Таким образом, в одни и те же кластеры входят студенты с одинаковым уровнем субъективного благополучия и удовлетворенности в учебно-профессиональной сфере. Полученные результаты кластерного анализа также подтверждают валидность адаптируемой методики, а именно: уровни выраженности показателей удовлетворенности студентов учебно-профессиональной деятельностью и удовлетворенности собой и другими (опытом благополучия, ресурсами, отношениями и т. д.) по обеим методикам совпадают. Следовательно, можно сделать вывод о том, что обе методики измеряют степень выраженности разных признаков одного и того же феномена — психологического благополучия.
Установив наличие взаимосвязей между показателями учебного психологического и субъективного благополучия и их соответствие друг другу, мы решили проверить при помощи факторного анализа, как эти показатели будут объединяться между собой. В результате факторного анализа было выделено две интегральных характеристики, объединяющих показатели удовлетворенности в учебно-профессиональной сфере и показатели субъективного благополучия.
Фактор 1 (вес 5,5; объясняет 36,5 % дисперсии). В него входят следующие переменные: удовлетворенность учебой (0,769), удовлетворенность профессиональным выбором (-0,758), отношение к профессиональному сообществу (0,745), удовлетворенность своим состоянием во время учебы (0,739), удовлетворенность своим положением в учебной группе (0,732), отношение к учебной группе (0,708), удовлетворенность условиями обучения (0,701), отношения между студентами (0,688), отношение к преподавателям (0,621), удовлетворенность межличностными отношениями (-0,610). По совокупности входящих переменных данный фактор был назван фактором профессионально-межличностного благополучия.
Фактор 2 (вес 2,3; объясняет 15,5 % дисперсии). В него входят следующие переменные: удовлетворенность личностными ресурсами (0,787), опыт эмоционального благополучия (0,736), социальная активность (0,644), ориентация на интересы учебной группы (0,429), шкала лжи (0,214). По совокупности входящих переменных был назван фактором эмоционально-личностного благополучия.
Таким образом, выделенные факторы позволяют говорить о двух сферах благополучия у студентов — учебно-профессиональной и личностной и о том, что удовлетворенность в первой сфере тесно связана с удовлетворенностью профессиональным выбором, отношениями в учебной сфере и с профессиональным сообществом, а удовлетворенность во второй сфере — с опытом эмоционального благополучия и осознанностью студентов. Следовательно, профессиональная сфера является важной стороной субъективного благополучия личности.
Выводы:
1. Ключевыми компонентами удовлетворенности студентов в учебно-профессиональной деятельности являются показатели удовлетворенности: своим положением в группе, своим состоянием во время учебы, профессиональным выбором и межличностными отношениями.
2. Выделено три группы студентов со средним, высоким и низким уровнем субъективного благополучия и удовлетворенности учебно-профессиональной сферой: в каждый кластер входят студенты с одинаковым уровнем субъективного благополучия и удовлетворенности в учебно-профессиональной сфере.
3. Интегральными показателями субъективного благополучия являются профессионально-межличностное и эмоционально-личностное благополучие.
4. Достоинством предлагаемых психодиагностических методик является выделение профессионального аспекта благополучия как отдельного его компонента, возможности измерения которого отсутствуют в других методиках.
В известных методиках измерения субъективного благополучия профессиональная сфера до сих пор учитывалась мало. Однако этот аспект жизнедеятельности является значимой
детерминантой субъективного благополучия, так же, как и система отношений в процессе реализации труда. Именно эти аспекты и позволяет исследовать адаптированная нами методика
для оценки уровня удовлетворенности студентов учебно-профессиональной деятельностью.
Литература
1. Шамионов Р. М. Психология субъективного благополучия личности. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2004.
2. Бахарева Н. К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности: Авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. [Дальневост. гос. ун-т путей сообщ.]. Хабаровск, 2004.
3. Бочарова Е. Е. Взаимосвязь ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия личности: Атореф. дис. ... канд. психол. наук. [Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского]. Саратов, 2005.
4. Пучкова Г. Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. [Дальневост. гос. ун-т]. Хабаровск, 2003.
5. Панина Е. Н. Взаимосвязь суверенности психологического пространства и субъективного благополучия личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. [Сиб. гос.технол. ун-т]. Красноярск, 2006.
6. Виноградова Г. А. Климат в педагогическом коллективе и субъективное благополучие личности педагога. Тольятти: ТГУ, 2010.
7. Психологическое и профессиональное благополучие государственных служащих: монография. Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2007.
8. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001.
9. Середа Е. И., Парфенова Н. Б. Оценка эффективности технологий психологического сопровождения студенческой молодежи // Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. 2011. №1. С. 53-66