Научная статья на тему 'Связь компонентов психологического благополучия и психосоциальных факторов с удовлетворенностью жизнью студенческой молодежи'

Связь компонентов психологического благополучия и психосоциальных факторов с удовлетворенностью жизнью студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
560
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ГЕНДЕРНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сальникова Ирина Витальевна

В статье рассматривается связь компонентов психологического благополучия и психосоциальных факторов с уровнем удовлетворенности жизнью современных студентов младших и старших курсов, юношей и девушек. Выявлены особенности этих связей у современной молодежи разного возраста и пола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION OF COMPONENTS OF PSYCHOLOGICAL WELLBEING AND PSYCHOSOCIAL FACTORS WITH SATISFACTION WITH LIFE OF STUDENT''S YOUTH

In the article communication of components of psychological wellbeing and psychosocial factors with level of satisfaction with life of modern students of younger and older years, young men and girls is considered. Features of these communications at modern youth of different age and a floor are revealed.

Текст научной работы на тему «Связь компонентов психологического благополучия и психосоциальных факторов с удовлетворенностью жизнью студенческой молодежи»

УДК 159.9.072

И.В. Сальникова СВЯЗЬ КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

БЛАГОПОЛУЧИЯ И ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ С УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ ЖИЗНЬЮ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье рассматривается связь компонентов психологического благополучия и психосоциальных факторов с уровнем удовлетворенности жизнью современных студентов младших и старших курсов, юношей и девушек. Выявлены особенности этих связей у современной молодежи разного возраста и пола.

Ключевые слова: психологическое благополучие, психосоциальные факторы, удовлетворенность жизнью, студенческая молодежь, гендерные и возрастные различия

Irina Salnikova COMMUNICATION OF COMPONENTS

OF PSYCHOLOGICAL WELLBEING AND PSYCHOSOCIAL FACTORS WITH SATISFACTION WITH LIFE OF STUDENT'S YOUTH

Abstract. In the article communication of components of psychological wellbeing and psychosocial factors with level of satisfaction with life of modern students of younger and older years, young men and girls is considered. Features of these communications at modern youth of different age and a floor are revealed.

Keywords: psychological wellbeing, psychosocial factors, satisfaction with life, student's youth, gender and age distinctions.

Современные студенты родились в период смены государственного строя в России, и их взросление пришлось на годы относительной стабильности и материального благополучия. Поэтому можно предположить наличие определенных особенностей в их представлениях о психологическом благополучии, счастье, которые определяются реалиями социально-экономической ситуации.

Исследованию представлений о счастье как психологическом феномене положили начало работы психологов-гуманистов (А. Маслоу, Г. Олпорта, Э. Эриксона, К. Роджерса, В. Франкла и др.). В 80-е гг. ХХ в. вышла в свет работа М. Аргайла «Психология счастья». В ней М. Аргайл проанализировал все существующие на тот момент материалы исследований счастья, проведенные в западной Европе и Америке, и сформулировал свой взгляд на понимание этого феномена, как на состояние переживания удовлетворенности жизнью в целом, общую рефлективную оценку своего прошлого и настоящего, а также частоту и интенсивность положительных эмоций [1]. Научная разработка данного феномена в отечественной психологии началась сравнительно недавно и представлена в основном в трудах Д. А. Леонтьева и И. А. Джидарьян [4], где рассматриваются лишь некоторые аспекты проблемы, а исследования счастья имеют «менталистскую» ориентацию. Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема счастья как психологического благополучия нуждается в дальнейшей разработке и требует проведения исследований ее многочисленных сторон, ранее не рассмотренных.

Настоящая работа посвящена изучению вопросов о связи компонентов психологического благополучия и психосоциальных факторов с удовлетворенностью жизнью в среде современной российской студенческой молодежи. В проведенных ранее исследованиях на основе контент-анализа особенностей восприятия счастья современной молодежью нами было выявлено, что содержание представлений о счастье во многом связано с осознанием и оценкой собственной удовлетворенности в разных областях жизни [3; 6]. Уровень удовлетворенности жизнью соответствует когнитивному компоненту счастья, который представляет ядро психологической структуры счастья. Ядро включает в

© Сальникова И.В., 2014

себя образования, к которым относятся механизмы сравнения, оценивания, осмысления, а также стандарты жизни, на которых основывается это оценивание [4].

Целью настоящего исследования является сравнение влияния компонентов психологического благополучия и психосоциальных факторов на уровень удовлетворенности жизнью в целом студентов младших и старших курсов - юношей и девушек. Нами была выдвинута гипотеза о том, что взаимосвязь уровня жизненной удовлетворенности с компонентами психологического благополучия и психосоциальными факторами имеет определенные особенности у современной молодежи разного возраста и пола. В исследовании приняли участие 102 студента (47 девушек и 55 юношей) второго и четвертого курсов Волжской государственной академии водного транспорта и Технического университета. Возраст испытуемых от 18 до 23 лет. Для сравнительного анализа уровня жизненной удовлетворенности современной молодежи с компонентами психологического благополучия и психосоциальными факторами были использованы стандартизированные методики: опросник К. Рифф «Шкалы психологического благополучия» (ШПБ) и опросник «Ваше самочувствие» (ВС), включающий в себя батарею тестов экспресс-диагностики. Оценка взаимосвязи между исследуемыми показателями проводилась с помощью корреляционного анализа Спирмена.

Было обнаружено, что у молодых людей и в 18-19 лет, и в 20-22 года существует значимая связь уровня удовлетворенности жизнью с самопринятием, целью в жизни и управлением окружением. Обращает на себя внимание высокий коэффициент корреляции уровня удовлетворенности жизнью с управлением окружением, причем у студентов четвертого курса он является самым высоким показателем по сравнению с остальными (г = 0,871). Это свидетельствует о том, что студенческая молодежь ощущает свою силу и способность изменять и улучшать что-либо для достижения желаемого, и связано с особенностями возраста студентов, считающих, что перед ними открыто много дорог и возможностей. Также у студентов обоих курсов выявлена значимая связь уровня удовлетворенности жизнью в целом со здоровьем, удовлетворенностью условиями жизни (такими как жилищные условия, экология, деньги, досуг, политическая ситуация в регионе и др.), удовлетворенностью основных жизненных потребностей (питание, отдых, материальное благополучие, отношения в семье, учеба, общение с друзьями, любовь, жизненные перспективы, положение в обществе). У студентов четвертого курса наблюдается, хотя и значимая, но слабая связь удовлетворенности жизнью в целом с показателем уровня психосоциального стресса (г = -0,328), и положительными отношениями с окружающими (г = 0,294), по сравнению со студентами второго курса (г = -0,428 и г = 0,373 соответственно). Можно предположить, что для большинства студентов второго курса удовлетворенность жизнью в целом связана с хорошими отношениями с окружением и общением, в то время, как в возрасте 20-22 года отмечаются проявления кризиса интимности, характеризующегося потерей интереса к общению и противоречивым переживанием чувства одиночества, когда молодой человек одновременно и стремится к уединению, и страдает от одиночества. Более высокие коэффициенты корреляции (хотя и средней силы) отмечаются по этим показателям у студентов второго курса. По-видимому, психосоциальный стресс связан у них с напряжением, вызванным учебным процессом, занимающим основной объем времени. В то же время, у студентов четвертого курса учеба вызывает меньшее напряжение в связи с более долгим периодом обучения и завершенной адаптацией [2]. Таким образом, студенты второго курса ощущают стресс сильнее, что и влияет на уровень удовлетворенности жизнью в целом.

Корреляция уровня удовлетворенности жизнью в целом с личностным ростом не выявлена в обеих возрастных группах. По-видимому, его важность и влияние на удовлетворенность жизнью в целом возрастет позднее, с началом профессиональной деятельности, когда зрелому человеку становится особенно важно испытывать чувство реализации своего потенциала. В то же время отсутствие подобной взаимосвязи может являться и выражением так называемого экзистенциального эскапизма,

характерного для многих современных молодых людей, связанного с сокращением направленности на ценности самоактуализации, активной жизни во всех ее сферах. Для студентов 18-19 лет уровень удовлетворенности жизнью в целом значимо коррелирует с автономией (г = 0,375), тогда как у студентов 20-22 лет эта связь отсутствует. Автономия предполагает самостоятельность и независимость, способность самостоятельно регулировать свое поведение, противостоять попыткам общества заставить думать и действовать определенным образом. Стремление к этому у студентов 18-19 лет обычно высокое при низкой автономии в реальности. Это может выражать их желание полностью освободиться от опеки родителей и чувствовать себя взрослыми и самостоятельными. Молодой человек нередко переживает еще существующую зависимость от родителей как одну из главных помех для того, чтобы чувствовать себя счастливым, что отражается и на уровне удовлетворенности жизнью. Студенты 20-22 лет более автономны (работают, живут отдельно от родителей, некоторые имеют семью), и у них отсутствует ярко выраженная тенденция вырваться из-под опеки взрослых, поэтому этот фактор не влияет на ощущения ими счастья.

Сравнение связей уровня удовлетворенности жизнью в целом с психосоциальными факторами и компонентами психологического благополучия у девушек и юношей также выявило определенные особенности. Так, у юношей и девушек отмечается значимая связь удовлетворенности жизнью в целом с самопринятием (г = 0,592 и г = 0,686). Сходство у юношей и девушек установлено также по факторам здоровья и положительных отношениий с окружающими. И юношам, и девушкам удовлетворение приносят наличие в их жизни доверительных отношений с окружающими, близкие отношения, проявление теплоты и заботы к другим людям. Уровень удовлетворенности жизнью у юношей значимо связан с уровнем психосоциального стресса (г = -0,506), удовлетворенностью условиями жизни (г = 0,454), удовлетворенностью основных жизненных потребностей (г = 0,548), способностью управления окружением (г = 0,594). У девушек наблюдается слабая связь уровня удовлетворенности жизнью с уровнем психосоциального стресса и с удовлетворенностью основных жизненных потребностей, а с удовлетворенностью условиями жизни корреляция отсутствует. Вероятно, юноши более чувствительны к таким параметрам жизни, как жилищные условия, доход, условия труда, бытовые условия в районе проживания, политическая ситуация в регионе проживания, возможности получения информации, медицинское обслуживание и т.д.

Различия в показателях корреляции уровня удовлетворенности жизнью с уровнем психосоциального стресса у юношей и девушек можно объяснить следующим. Девушки (женщины) в целом отличаются от юношей (мужчин) большей эмоциональностью, но эта особенность сочетается у них со способностью использовать дружеские контакты и связи для приведения в норму своего эмоционального баланса жизни, в отличие от юношей (мужчин), которые предпочитают восстанавливаться в уединении [5]. Возможно, также эти различия связаны с выявленной в этом же исследовании особенностью женщин чувствовать себя субъектом своей жизни в большей степени по сравнению с мужчинами, то есть в условиях стресса женщина стремится действовать (тем или иным образом), а не концентрироваться на ощущении дискомфорта.

Близкие показатели корреляции удовлетворенности жизнью с возможностью управления окружением у юношей и девушек объясняются сильным стремлением современных представительниц слабого пола к власти и контролю над внешней деятельностью во многих сферах наравне с мужчинами. Современная женщина постепенно приобретает качества, изначально присущие исключительно мужчинам, и это отражается на возникновении взаимосвязи определенных факторов с уровнем удовлетворенности жизнью в целом, что мы и наблюдаем в нашем исследовании.

Различия между девушками и юношами выявлены и в связи автономии с уровнем удовлетворенности жизнью: у девушек она средней силы (г = 0,449), а у юношей отсутствует. Таким образом, девушкам, чтобы быть удовлетворенными своей жизнью, важно иметь самостоятельность, независи-

мость, быть способными противостоять попыткам общества заставить думать или действовать определенным образом, самостоятельно регулировать свое поведение. Возможно, это обусловлено сознательным (или бессознательным) стремлением женщин преодолеть устойчивые стереотипы, мнения и оценки, сложившиеся о них в обществе, как о зависимых людях. Девушки сегодня придают значение карьере и материальному благополучию не меньше, чем юноши. Отсутствие корреляции уровня удовлетворенности жизнью с автономией у юношей может быть связано с тем, что юноши нуждаются, прежде всего, в независимости материального плана и самостоятельной регуляции поведения, но, будучи чувствительными к условиям жизни и удовлетворению основных жизненных потребностей, они предпочитают, чтобы рядом был кто-то, кто бы создавал эти благоприятные условия (часто - это мать или жена).

У девушек в отличие от юношей отмечается корреляция (хотя и слабой силы) между уровнем удовлетворенности жизнью в целом и личностным ростом (г = 0,295). По-видимому, чтобы испытывать удовлетворение в жизни, девушкам необходимо чувствовать непрекращающееся развитие, воспринимать себя растущими, наблюдать улучшения в себе и своих действиях с течением времени, меняться в соответствии с собственными познаниями. Эти данные согласуются с исследованиями И.А. Джидарьян [4], показавшей, что поведение женщин характеризуется, прежде всего, использованием стратегии, названной «изменение себя и пересмотр жизненных позиций» и влияющей на общий уровень их удовлетворенности жизнью в целом, так как эта стратегия позволяет лучше адаптироваться к условиям меняющейся жизни.

У юношей меньшей по силе является корреляция между удовлетворенностью жизнью в целом и наличием цели в жизни, но все же чувство направленности и смысла жизни им необходимо, как и девушкам.

Таким образом, исследование связей уровня жизненной удовлетворенности с компонентами психологического благополучия и психосоциальными факторами у современной молодежи выявило определенные различия, зависящие от возраста и пола.

Библиографический список

1. Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл. - М.: Проресс, 1990. - 257с.

2. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. -1994. - № 3. - С. 131-135.

3. Гапонова С.А., Сальникова И.В. Представления о счастье современных студентов - юношей и девушек // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2013. - № 2 (3). - С. 151-154.

4. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма / И.А. Джидарьян. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - 268 с.

5. Прохоров А.О., Лопухова О.Г., Мирзиев И.Х. Перспективы изучения психических состояний с позиций гендерной психологии / Психология психических состояний: сб. статей. - Казань: Изд. «Центр инновационных технологий», 2002. - С. 72-81.

6. Сальникова И.В. Критерии счастья в представлениях студенческой молодежи / Технологии совершенствования подготовки кадров: теория и практика / межвуз. сб. науч. трудов. - Казань: Изд. Татар. гуманитарно-пед. ун-та, 2010. - С. 128-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.