Научная статья на тему 'Удовлетворенность профессиональной деятельностью учителей городских и сельских школ'

Удовлетворенность профессиональной деятельностью учителей городских и сельских школ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1255
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / УЧИТЕЛЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ / ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПАРАМЕТРЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / OCCUPATIONAL SATISFACTION / TEACHERS IN URBAN AND RURAL SCHOOLS / VALUE AND NEEDS-RELATED ORIENTATIONS / PARAMETERS OF SATISFACTION WITH ONE'S PROFESSIONAL OCCUPATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бочарова Елена Евгеньевна

В условиях современной модернизации российского образования, связанной с формированием устойчивой потребности в «новом» учителе, способном принять объективные социальные изменения и соответствовать изменяющимся требованиям в системе образования, осуществлять профессиональную «мобильность» в своей педагогической деятельности, удовлетворенность профессиональной деятельностью является одним из индикаторов инициации процесса раскрытия потенциала личности учителя, актуализации ее «Я» в профессиональной деятельности. Целью исследования, представленного в статье, выступает изучение удовлетворенности профессиональной деятельностью учителей сельских и городских школ. Предполагается наличие качественных и количественных различий структурно-содержательных характеристик удовлетворенности профессиональной деятельностью учителей сельских и городских школ. Эмпирическое исследование предпринято на выборке учителей городских ( n = 42) и сельских ( n = 42) школ; средний возраст учителей городских школ составляет 51,6 года; женщин 95%; средний возраст учителей сельских школ 52,8 года; женщин 95%. Применялся психодиагностический инструментарий: тест-опросник «Рейтинг ценностно-потребностных ориентаций персонала» (Л. Г. Лаптева); методика диагностики уровня социальной фрустрированности (Л. И. Вассермана в модификации В. В. Бойко). Установлено, что удовлетворенность профессиональной деятельностью городских учителей существенно выше, нежели сельских, и связана, прежде всего, с пpизнaниeм администрации школы личных уcилий учитeля в дocтижeнии выcoких peзультaтoв тpудa, а также с возможностью поддержания cтaбильных дoбpoжeлaтeльных взaимooтнoшeний нa paбoтe. Выявлено, что учитeля cельских школ испытывают чувство нeудoвлeтвopeннoй пoтpeбнocти в мaтepиaльнoм дocтaткe, чтo вызывaeт нeувepeннocть в oбecпeчeннoм будущeм. Отмечено жeлaниe пoмeнять paбoту нa бoлee пpecтижную и выcoкooплaчивaeмую у сельских учителей, нo cтpeмлeния к пoвышeнию квaлификaции, пoлучeнию (пpoдoлжeнию) дополнительного образования нe нaблюдaeтcя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бочарова Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Satisfaction with their Profession in Urban and Rural High-School Teachers

In the current context of ongoing modernization of the Russian system of education, associated with an imperative need in the “new” teacher who will be able to accept objective social changes, meet the demands of the transforming education system, and be capable of professional “mobility” in his/her pedagogical work, satisfaction with one’s professional occupation becomes one of the indicators of the initiation of a process of unlocking the teacher’s personality potential and actualizing his/her own self in their work. The purpose of the study presented in this article is to research occupational satisfaction in teachers of rural and urban schools. The research hypothesis is that there are qualitative and quantitative differences in structural and content-related characteristics of occupational satisfaction in teachers in rural and urban schools. An empirical study was performed on a sample of teachers in urban ( n = 42) and rural ( n = 42) schools; out of the teachers of urban schools, 95 percent were women, their median age 51,6; out of the teachers of rural schools, 95 percent were women, and their median age was 52,8. The study employed the following psychodiagnostic instruments: Rating of Value and Needs-Related Orientations of Employees Questionnaire (by L. G. Laptev) and Level of Social Frustratedness Instrument (L. I. Vasserman, modified by V. V. Boiko). It was established that urban teachers demonstrate a significantly higher level of occupational satisfaction than their rural counterparts, and that their satisfaction is associated primarily with the recognition of the teacher’s attempts at better professional performance by the school administration, as well as with their ability to maintain friendly relationships at work. The study revealed that teachers in rural schools are experiencing a sense of unsatisfied want for financial prosperity, which results in them feeling uncertain about a financially sound future. It is observed that rural teachers demonstrate a desire to change their jobs for more high-status and better-paid ones, but they do not demonstrate any desire to develop professionally or pursue continuous education.

Текст научной работы на тему «Удовлетворенность профессиональной деятельностью учителей городских и сельских школ»

УДК 316.6

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧИТЕЛЕЙ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ

Е. Е. Бочарова

Бочарова Елена Евгеньевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия E-mail: [email protected]

В условиях современной модернизации российского образования, связанной с формированием устойчивой потребности в «новом» учителе, способном принять объективные социальные изменения и соответствовать изменяющимся требованиям в системе образования, осуществлять профессиональную «мобильность» в своей педагогической деятельности, удовлетворенность профессиональной деятельностью является одним из индикаторов инициации процесса раскрытия потенциала личности учителя, актуализации ее «Я» в профессиональной деятельности. Целью исследования, представленного в статье, выступает изучение удовлетворенности профессиональной деятельностью учителей сельских и городских школ. Предполагается наличие качественных и количественных различий структурно-содержательных характеристик удовлетворенности профессиональной деятельностью учителей сельских и городских школ. Эмпирическое исследование предпринято на выборке учителей городских (n = 42) и сельских (n = 42) школ; средний возраст учителей городских школ составляет 51,6 года; женщин - 95%; средний возраст учителей сельских школ - 52,8 года; женщин - 95%. Применялся психодиагностический инструментарий: тест-опросник «Рейтинг ценностно-потребностных ориентаций персонала» (Л. Г. Лаптева); методика диагностики уровня социальной фрустрированно-сти (Л. И. Вассермана в модификации В. В. Бойко). Установлено, что удовлетворенность профессиональной деятельностью городских учителей существенно выше, нежели сельских, и связана, прежде всего, с пpизнaниeм администрации школы личных умлий учителя в достижении вьютких peзультaтoв тpудa, а также с возможностью поддержания обильных дoбpoжeлaтeльных взaимooтнoшeний нa paбoтe. Выявлено, что учитeля сельских школ испытывают чувство нeудoвлeтвopeннoй пoтpeбнocти в мaтepиaльнoм дocтaткe, что вызывaeт нeувepeннocть в oбecпeчeннoм будущем. Отмечено жeлaниe пoмeнять paбoту нa бoлee пpecтижную и выcoкooплaчивaeмую у сельских учителей, нo cтpeмлeния к пoвышeнию тлифигации, пoлучeнию (пpoдoлжeнию) дополнительного образования нe нaблюдaeтcя. Ключевые слова: удовлетворенность профессиональной деятельностью, учителя городских и сельских школ, ценностно-по-требностные ориентации, параметры удовлетворенности профессиональной деятельностью.

DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-3-253-260 К постановке проблемы

В условиях современной модернизации системы образования сформирована устойчивая потребность в «новом» учителе, способном, с одной стороны, принять объективные социаль-

ные изменения и соответствовать изменяющимся требованиям в системе образования, с другой -осуществлять профессиональную «мобильность» в своей педагогической деятельности.

Обновление профессиональной педагогической деятельности зависит от многих факторов, требует серьезных личностных и профессиональных усилий учителя и сопряжено с преодолением психологических барьеров и противоречий. В ряде научных публикаций - И. А. Давыдовой, Я. Я. Козьминой [1], П. Г. Данзанова [2], Е. В. Захаровой [3], Л. М. Митиной [4] и др. - показано, что успешность реализации нововведения связана с установками, отношением учителя к ученикам, своей профессии, педагогической деятельности, себе самому.

К сожалению, принятие нововведений в сфере профессиональной деятельности, как показано в работах многих исследователей - Н. В. Гришиной [5], С. С. Кудинова, К. В. Архипочкиной [6], Л. М. Митиной [7], Н. В. Пановой [8] и др., могут приводить и к деформации эмоциональной сферы учителя, и к изменениям в ценностно-смысловой сфере, и в целом неудовлетворенности своей профессиональной деятельностью.

Следует отметить, что специфика профессиональной деятельности учителя связана с большой эмоциональной напряженностью, нестандартностью педагогических ситуаций, психологическими перегрузками, разнообразием коммуникаций различного уровня, отсроченностью результатов своей деятельности, главным среди которых выступают качественные изменения личности обучающихся. Изложенные факторы в совокупности могут способствовать возникновению неудовлетворенности учителя своей профессиональной деятельностью.

Обращаясь к изучению вопросов профессиональной деятельности учителя, А. К. Маркова [9] отмечает особенности труда учителей сельских школ. В отличие от городских условий, педагогическая деятельность сельского учителя связана с тем, что в одном помещении могут находиться два-три класса (класс-комплект) или класс с малой наполняемостью учащихся. В этих условиях от учителя требуются постановка нескольких педагогических задач, распределение внимания, гибкость в средствах организации урока. Кроме того, профессиональная «изолированность» от педагогических учреждений и разобщенность сел затрудняют самообразование учителя, малое

количество учителей по одному учебному предмету затрудняет обмен опытом.

Несколько иными являются обстоятельства профессионально-педагогической деятельности учителя городской школы, связанные с большей наполняемостью класса, переходами в течение дня из класса в класс, необходимостью взаимодействия с большим количеством учащихся в условиях урока; ограничена возможность изучения личности школьника вне школы. Педагогическое общение учителя городской школы весьма насыщено, что связано с активной позицией учеников и их родителей; отмечается возможность взаимодействия с методистами, коллегами, образовательными учреждениями, что обеспечивает расширение возможности обмена профессионально-педагогическим опытом и в целом профессионального самообразования.

Существенный пласт теоретико-эмпирических исследований, связанных с разработкой проблемы удовлетворенности трудом, профессиональной деятельностью [3, 4, 7, 10, 11] и др., фиксирует категорию «удовлетворенность трудом, профессиональной деятельностью» как эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых она реализуется.

В ракурсе современной психологической науки удовлетворенность профессиональной деятельностью представляет собой интегративный показатель, который отражает благополучие личности в профессионально-трудовой деятельности [12]. Например, некоторые исследователи [10] предлагают анализировать проблему удовлетворенности профессиональной деятельностью во взаимосвязи с субъективной значимостью труда и трудовой мотивации. Отношение к труду предлагается рассматривать в следующих ракурсах: отношение к труду вообще (субъективное представление о труде, о роли в жизни человека); отношение к профессии как к определенному или частному виду труда; отношение к работе (профессиональной деятельности) в конкретных условиях [10].

По мнению Л. М. Митиной [4], удовлетворенность профессиональной деятельностью и собой является основным психологическим механизмом поведенческой подструктуры самосознания. В условиях педагогической деятельности удовлетворённость понимается как соотношение моти-вационно-ценностной сферы личности учителя и возможности успеха деятельности по реализации ведущих мотивов.

Небезынтересно и то, что удовлетворенность профессиональной деятельностью исследователи [1, 2, 4, 6, 8, 12] предлагают рассматривать в качестве одного из значимых критериев профессионального развития учителя в новых об-

разовательных и социокультурных условиях. Например, П. Г. Данзанов [2] отмечает, что именно удовлетворенность трудом является необходимым фактором эффективности работы учителя, важной качественной характеристикой его как субъекта профессиональной деятельности. Удовлетворённость профессиональной деятельностью, по мнению исслдователя, является одним из условий качественного выполнения учителем собственных профессиональных обязанностей по комплексной социализации молодежи в условиях проводимой реформы образования, связанной со стимулированием активной и инновационной учебной и воспитательной работы в образовательных учреждениях.

Н. В. Панова [8], обращаясь к изучению проблемы самореализации личности в профессиональной деятельности педагога, призывает к пересмотру критериев эффективности труда: кроме «традиционных» (скорость, точность, экономичность), как предлагает исследователь, необходимо принимать во внимание внутренние, психологические критерии, отражающие степень вовлеченности личностного потенциала человека в реализацию стоящих перед ним задач. Содержание самореализации личности определяется субъективным отношением к ситуации деятельности, мотивам саморазвития и самосовершенствования. Следовательно, самореализацию как саморазвитие необходимо рассматривать как сознательную деятельность человека, направленную на возможно более полное раскрытие себя как личности. В качестве критериев процесса самореализации выделяют субъективные, к которым относятся чувство удовлетворенности профессиональной деятельностью, собой, и объективные - социально значимые вклады, интегративные характеристики личности, а также соотношение субъективного и объективного.

Интересные данные получены Е. Б. Лактионовой [13], изучавшей зависимость удовлетворенности трудом от оценки достаточности и справедливости оплаты труда. Автором выявлена взаимосвязь между постоянным ростом заработной платы и ростом удовлетворенности трудом. Однако в случае «привыкания» к определенному уровню материального вознаграждения происходит изменение представления о его ценности и адекватности затрачиваемым усилиям. Особо акцентируется внимание на том, что уровень удовлетворенности тем или иным фактором труда есть результат реализации значимых мотивов труда в процессе взаимодействия их с условиями, которые обеспечивает организация.

Таким образом, цель предпринятого нами исследования заключается в изучении удовлетворенности профессиональной деятельностью учителей сельских и городских школ. Предполагается наличие качественных и количественных различий

структурно-содержательных характеристик удовлетворенности профессиональной деятельностью учителей сельских и городских школ.

Выборка, методики и методы исследования

В исследовании принимали участие учителя городских школ г. Красноармейска Саратовской области (средних общеобразовательных школ № 2, 4) и сельских школ Красноармейского района Саратовской области (№ 11 села Золотое - 19 человек), общеобразовательной школы села Гусево -8 человек, общеобразовательной школы села Ро-гаткино - 9 человек, средней общеобразовательной школы № 11 села Дубовка - 7 человек). Выборка городских учителей, как и сельских - 42 человека; средний возраст первых - 51,6 года; женщин - 95%; средний возраст вторых - 52,8 года; женщин - 95%.

В качестве диагностического инструментария применены следующие методики: тест-опросник «Рейтинг ценностно-потребностных ориента-ций персонала» Л. Г. Лаптева [14], с помощью которого определены значимость ценностей и потребностей и степень их удовлетворенности; методика диагностики уровня социальной фру-стрированности (Л. И. Вассермана в модификации В. В. Бойко) [15], связанная с фиксацией удовлетворенности образованием, уровня профессиональной подготовки, удовлетворенности в сфере профессиональной деятельности в целом. Для обработки данных использовались методы описательной статистики, достоверность различий определялась с помощью критерия Стьюдента,

метод корреляционного анализа (по Спирмену) с применением пакета математической статистики SPSS 13.0 for Windows.

Результаты исследования и их обсуждение

В структуре иерархического ряда ценност-но-потребностных ориентаций учителей городских школ (табл. 1) вершина (ранги с первого по девятый) в сфере «значимости» представлена такими ценностями, как благополучие в семейных отношениях, обеспеченность семьи в настоящем и будущем, личная комфортность и удовлетворенность в жизни, забота о личном здоровье и здоровье членов семьи; материальная достаточность и удовлетворенность денежным содержанием, признание руководством личных усилий и их оптимальности в достижении результатов труда, высокие результаты труда и их признание, психическая стабильность и отсутствие постоянной неудовлетворенности работой, удовлетворенность взаимоотношениями на работе. Этот факт является свидетельством того, что для данной категории испытуемых наиболее важной является семейная сфера: семейное благополучие, здоровье членов семьи, материальная обеспеченность, уверенность в будущем. В профессиональной сфере деятельности наиболее значимым является признание и оценка руководством личных усилий учителя в достижении высоких результатов труда. Кроме того, испытуемые ценят стабильность доброжелательных взаимоотношений на работе.

Таблицаl/Таblе 1

цeннocтeй ш «знaчимocти» и «дocтупнocти» в выборке учитeлeй городских школ Hierarchy of values in terms of their importance and availability in the sample of teachers of urban schools

№ Наименование ценности Учителя городских школ

Значимость Доступность d

M Ранг M Ранг

1 Благополучие в семейных отношениях 6,5 1 6,7 1 0

2 Удовлетворённость во взаимоотношениях с сотрудниками 14,7 11 8, 7 5 6

3 Личная комфортность и удовлетворенность в жизни 8,2 3 7,3 2 1

4 Психическая стабильность и отсутствие постоянной неудовлетворенности 11,9 8 10,2 9 -1

5 Защищенность в социальной среде: на работе и вне её 22,6 21 10,9 11 10

6 Удовлетворённость собственным статусом в коллективе 19,4 18 8,8 6 12

7 Свобода выбора и смены вида деятельности 17, 7 15 13,9 20 -5

8 Удовлетворённость взаимоотношениями со всеми вышестоящими руководителями 18,3 16 11,2 12 4

9 Возможность для самосовершенствования и самореализации вне работы при обеспечении законных гарантий 16,4 13 9,75 8 5

10 Комфортность условий труда 18,8 17 13,1 16 1

11 Наличие авторитета среди сотрудников 22, 8 23 12,4 14 9

12 Спокойствие и уверенность в благополучии и обеспеченности семьи в настоящем и будущем 7,7 2 9,3 7 -5

Окончание табл. 1

№ Наименование ценности Учителя городских школ

Значимость (З) Доступность (Д) d

М М Ранг

13 Материальная достаточность и удовлетворённость денежным содержанием 9,2 5 15,8 24 -19

14 Высокие результаты труда и их признание 10,6 7 11,9 13 - 6

15 Соответствие позиции лидера реальному статусу 23,7 27 16,0 25 2

16 Степень совпадения личных и служебных интересов 16,9 14 14,3 21 7

17 Наличие авторитета среди вышестоящего начальства 23 25 14,9 23 2

18 Удовлетворенность взаимоотношениями на работе 12, 8 9 7,8 4 5

19 Признание руководством личных усилий и их оптимальности в достижении результатов труда 9,8 6 13,7 19 2

20 Более престижная и оплачиваемая профессиональная деятельность 13,8 10 21,7 27 -17

21 Удовлетворённость результатами самосовершенствования и самореализации в избранном виде деятельности 19,8 19 13,6 18 1

22 Удовлетворённость престижностью собственной профессии 23,4 26 18,8 26 0

23 Удовлетворённость собственной профессией, статусом и реальным положением в обществе 22,5 22 14,7 22 0

24 Удовлетворённость взаимоотношениями с непосредственным начальником 22,8 24 13,4 17 7

25 Преобладание хорошего, приподнятого настроения 15,7 12 10,7 10 2

26 Мотивация профессиональной деятельности и удовлетворенность личным участием в ней 20,2 20 12,7 15 5

27 Забота о личном здоровье и здоровье членов семьи 8,57 4 7,57 3 1

Примечание. d - разница рангов.

Содержание середины иерархии ценност-но-потребностных ориентаций (ранги с десятого по восемнадцатый) в сфере значимости городских учителей представлено преимущественно ценностями, относящимися к сфере профессиональной деятельности. Верхнюю позицию этого ряда занимает ценность, связанная с потребностью учителей в доброжелательных взаимоотношениях с сотрудниками - «по горизонтали», в то время как ценность «удовлетворенность взаимоотношениями со всеми вышестоящими руководителями» менее значима.

Основание иерархии ценностно-потреб-ностных ориентаций (ранги с девятнадцатого по двадцать седьмой) в сфере значимости городских учителей включает ценности, связанные с удовлетворенностью результатами самосовершенствования и самореализации в избранном виде деятельности - удовлетворенность собственной профессией, статусом и реальным положением в обществе. Возможно, это связано с социально-возрастными характеристиками учителей, средний возраст которых составляет 51,6 года.

Содержательные характеристики вершины иерархического ряда в сфере доступности у городских учителей определяются ценностями,

о тносящимися к сфере личного, семейного благополучия. В сфере профессиональной деятельности наиболее доступными являются достижение удовлетворенности взаимоотношениями с коллегами, собственным статусом в коллективе, удовлетворенности профессиональной деятельностью.

Корреляционный анализ (по Спирмену), сфер «значимости» и «доступности» ценностно-потребностной сферы учителей городских школ выявил достоверно значимую связь Кц= 0,62, (р < 0,01), которую можно интепретировать как отсутствие существенного рассогласования между иерархиями «значимость» и «доступность» в исследуемой выборке.

У учителей сельских школ вершину иерархии (ранги с первого по девятый) в сфере значимого (табл. 2) составляют такие ценности, как благополучие в семейных отношениях, забота о личном здоровье и здоровье членов семьи, личная комфортность и удовлетворенность в жизни, материальное благополучие, удовлетворенность собственной профессией, статусом и реальным положением в обществе, удовлетворенность взаимоотношениями на работе, возможность поддержания позитивного настроения, комфортность условий труда.

Таблица 2/ Table 2

Иерархия в ценностно-потребностной сфере по «значимости» и «доступности» у учителей сельских школ Hierarchy in the sphere of values and needs in terms of their importance and availability in the sample

of teachers of rural schools

№ Наименование ценности Учителя сельских школ d

Значимость (З) Доступность(Д)

M Parn1 M Parn1

1 Благополучие в семейных отношениях 6,46 1 8,4 1 0

2 Удовлетворённость во взаимоотношениях с сотрудниками 9,86 10 10,44 5 5

3 Личная комфортность и удовлетворенность в жизни 8,3 4 8,9 2 2

4 Психическая стабильность и отсутствие постоянной неудовлетворенности работой 10,4 12 12,3 9 3

5 Защищенность в социальной среде: на работе и вне ее 12,8 18 13,5 13 5

6 Удовлетворенность собственным статусом в коллективе 13,5 19 10,8 6 13

7 Свобода выбора и смены вида профессиональной деятельности 10,9 13 16 19 -6

8 Удовлетворенность взаимоотношениями со всеми вышестоящими руководителями 12,4 16 11,8 8 8

9 Возможность для самосовершенствования и самореализации вне работы при обеспечении законных гарантий 11,3 14 14,6 16 9

10 Комфортность условий труда 9,5 9 13,8 14 -5

11 Наличие авторитета среди сотрудников 16,6 24 15,4 17 7

12 Спокойствие и уверенность в благополучии и обеспеченности семьи в настоящем и будущем 7,1 2 14,3 15 13

13 Материальная достаточность и удовлетворенность денежным содержанием 8,5 5 18,2 23 -18

14 Высокие результаты труда и их признание 12,6 17 12,7 10 -1

15 Соответствие позиции лидера реальному статусу 17,4 26 20,6 26 0

16 &епень совпадения личных и служебных интересов 11,8 15 9,7 4 13

17 Наличие авторитета среди вышестоящего начальства 5,1 27 11,2 7 20

18 Удовлетворённость взаимоотношениями на работе 18,9 7 12,8 12 -5

19 Признание руководством личных усилий и их оптимальности в достижении результатов труда 13,8 20 18,6 24 -4

20 Более престижная и оплачиваемая профессиональная деятельность 10,2 11 19,4 25 -14

21 Удовлетворенность результатами самосовершенствования и самореализации в избранном виде деятельности 14,6 21 17 21 0

22 Удовлетворенность престижностью собственной профессии 14,9 22 22,5 27 -5

23 Удовлетворенность собственной профессией, статусом и реальным положением в обществе 8,7 6 15,7 18 -12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 Удовлетворенность взаимоотношениями с непосредственным начальником 15,6 23 16,4 20 3

25 Преобладание хорошего, приподнятого настроения 9,2 8 17,8 22 -14

26 Мотивация профессиональной деятельности и удовлетворенность личным участием в ней 16,8 25 13,3 11 14

27 Забота о личном здоровье и здоровье членов семьи 7,7 3 9,4 3 0

Примечание. d - разница рангов.

Наиболее доступными являются ценности: благополучие в семейных отношениях, личная комфортность, за бота о лично м здоровье и здоровье членов семьи, возможность для самосовершенствования и самореализации вне работы при обеспечении законных гарантий,

уд о вле творенность во взаимоотно ш ениях с сотрудниками, удовлетворенность собственным статусом в коллективе, удовлетворенность взаимоотношениями на работе, удовлетворенность взаимоотношениями со всеми вышестоящими руководителями.

В целом для сельских учителей особую ценность представляет благополучие в семейной сфере: здоровье, материальный достаток, уверенность в будущем, удовлетворенность жизнью; в профессиональной же особую значимость приобретают комфортность условий труда. доброжелательность в отношениях с коллегами.

Корреляционный анализ (по Спирмену) ценностей в сферах «значимости» и «доступности» не выявил достоверно значимую связь (Я8=0,30), что свидетельствует о рассогласовании в цен-ностно-потребностной сфере между иерархиями «значимость» и «доступность» в выборке сельских учителей: возможное объяснение этого связано с неудовлетворенностью значимых потребностей.

Следует отметить, что согласно данным автора методики Л. Г. Лаптева [14] расхождение по значимости и доступности (ё), где первая больше второй, свидетельствует о рассогласовании личностных притязаний и их реального удовлетворения.

В выборке городских учителей наибольшая выраженность разницы в рангах в случае, когда значимость больше доступности, наблюдается относительно таких предпочитаемых ценностей, как спокойствие и уверенность в благополучии, обеспеченности семьи в настоящем и будущем (ё = 5), высокие результаты труда и их признание (ё = 6), материальная достаточность и удовлетворенность денежным содержанием (ё = 19). Наибольшее расхождение между значимостью и доступностью в случае, когда первая меньше второй, наблюдается относительно такой ценности, как степень совпадения личных и служебных интересов (ё = 7), т.е. учителя городских школ испытывают в большей степени неудовлетворенность потребности в материальном достатке, что вызывает беспокойство и неуверенность в обеспеченном будущем своей семьи. Кроме того, они испытывают дискомфорт из-за неудовлетворенной потребности в недостаточном признании результатов свой деятельности.

В выборке учителей сельских школ наибольшее расхождение в рангах (ё) в случае, когда значимость больше доступности, наблюдается относительно таких ценностей, как материальное благополучие и удовлетворенность денежным содержанием (ё = 18), более престижная и оплачиваемая профессиональная деятельность (ё = 14), спокойствие и уверенность в благополучии и обеспеченности семьи в настоящем и будущем (ё = 10), свобода выбора и смены вида профессиональной деятельности (ё = 8), удовлетворенность собственной профессией, статусом и реальным положением в обществе (ё = 12). Наибольшее расхождение между значимостью и доступностью в случае, когда значимость меньше доступности, наблюдается относительно таких ценностей, как степень совпадения личных и служебных интересов (ё = 13), возможность для самосовершенствования и самореализации вне работы при обеспечении законных гарантий (ё = 10), удовлетворенность результатами самосовершенствования и самореализации в избранном виде деятельности (ё = 6). Данный факт свидетельствует о том, что учителя сельских школ испытывают неудовлетворенность потребности в материальном достатке, что вызывает неуверенность в обеспеченном будущем. В то же время желание поменять работу на более престижную и высокооплачиваемую велико, но стремлений повысить квалификацию, получить (продолжить) образование не наблюдается. Несовпадение личных и служебных интересов обусловлено, прежде всего, снижением профессиональной мотивации, что приводит к снижению увлеченности работой и к ориентации на личные интересы.

Сравнительный анализ выраженности параметров удовлетворенности профессиональной деятельностью учителей городских и сельских школ (табл. 3) показал существенные различия на достоверно значимом уровне относительно всех параметров, за исключением «удовлетворенность сферой профессиональной деятельности», уровень выраженности которой в обеих выборках ниже среднего.

Таблица 3/ТаЫе 3

Сравнительный анализ параметров удовлетворенности профессиональной деятельностью учителей городских

и сельских школ (по t-критерию Стьюдента)

Comparative analysis of parameters of occupational satisfaction in teachers in urban and rural schools

(according to Student's t-test)

Параметры удовлетворенности профессиональной деятельностью Учителя городских школ Учителя сельских школ t-критерий Стьюдента

Взаимоотношениями с коллегами по работе 4,86 8 4,67

Взаимоотношениями с администрацией по работе 4,49 10,1 7,08

Своим образованием 12,29 5,11 5,95

Уровнем профессиональной подготовки 12,6 6,34 6,41

Сферой профессиональной деятельности 5,2 5,03 0,29

Работой в целом 4,75 9,2 4,67

Примечание. p < 0,01.

Большая удовлетворенность сельских учителей выражена в показателях: «удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами по работе», «удовлетворенность взаимоотношениями с администрацией по работе» и «удовлетворённость работой в целом», чем у городских учителей. Неудовлетворенность в профессиональной деятельности учителей сельских школ представлена низкими показателями «удовлетворенность своим образованием», «удовлетворенность уровнем профессиональной подготовки». Это объясняется ограничением возможности повышения своего образовательного (профессионального) уровня, обмена профессионально-педагогическим опытом в связи с отдаленностью и разобщенностью сельских школ. Напротив, у учителей городских школ наблюдается проявление удовлетворенности уровнем своей профессиональной подготовки и профессионального образования.

Выводы

Резюмируя выизложенное можно сделать следующие выводы:

выявлены качественные и количественные различия структурно-содержательных характеристик удовлетворенности профессиональной деятельностью учителей сельских и городских школ, выраженность которых свидетельствует об удовлетворенности в большей степени городских учителей, нежели сельских. В выборке учителей городских школ удовлетворенность профессиональной деятельностью во многом обеспечивается возможностью признания, подтверждения администрацией школы профессиональных успехов и достижений учителя, а также возможностью поддержания стабильных доброжелательных взаимоотношений с коллегами. У учителей сельских школ удовлетворенность профессиональной деятельностью во многом обусловлена возможностью поддержания доброжелательных взаимоотношений с коллегами, с администрацией школы;

существенное рассогласование личностных притязаний и их реального удовлетворения зафиксировано в выборке учителей сельских школ, оно связано с ограничением возможности повышения своего образовательного (профессионального) уровня, обмена профессионально-педагогическим опытом в связи с отдаленностью и разобщенностью сельских школ.

Библиографический список

1. Давыдова И. А., Козьмина Я. Я. Профессиональный стресс и удовлетворенность работой преподавателей

российских вузов // Вопр. образования. 2014. № 4. С. 169-183.

2. Данзанов П. Г. Трансформация социального самочувствия учительства как критерий эффективности реформы школы // Вестн. Бурят. гос. ун-та. 2010. № 14. С. 155-160.

3. ЗахароваЕ. В. Профессиональная педагогическая деятельность как фактор профессиональной деформации личности учителей и преподавателей // Изв. Самар. науч. центра РАН. 2015. № 2. С. 465-472.

4. Митина Л. М. Психология труда и профессиональное развитие учителя. М., 2004. 320 с.

5. Гришина Н. В. Помогающие отношения : профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 1 / под ред. A. A. Крылова, Л. A. Коростылевой. СПб., 1998. С. 143-156.

6. Кудинов С. С., Архипочкина К. В. Самореализация личности педагогов с разным уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью // Вестник РУДН. Сер. Психология и педагогика. 2013. № 1. С. 19-27.

7. Митина Л. М. Психология личностно-профессиональ-ного развития учителя. СПб., 2014. 376 с.

8. Панова Н. В. Профессиональное развитие личности педагога // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2012. № 2. С. 101-106.

9. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.,

1996. 308 с.

10. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. М.,

1997. 113 с.

11. Толочек В. А., Тимашкова Н. А., Денисова В. Г. Профессиональное становление субъектов педагогической деятельности : позитивные и негативные изменения // Вестн. МГУ Сер 14. Психология. 2014. № 1. С. 16-32.

12. Молчанова Л. Н. Критериально-функциональное содержание профессиональной идентичности у педагогов высшей школы с учетом удовлетворенности профессиональной деятельностью // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 6. С. 139-143.

13. Лактионова Е. Б. Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2010. № 128. URL: Шр:// суЪег1ептка.га/аг1;1с1е/п/оЬга7оуа1е1пауа-8ге11а-как-ш1оу1е-га7уШуа-НсЬпо81;ььее-8иЬек1оу (дата обращения: 21.03.2017).

14. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2005. 490 с.

15. Вассерман Л. И. Психодиагностическая шкала для оценки уровня социальной фрустрированности // Обозрение Института психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1995. № 2. С. 73-79.

Образец для цитирования:

Бочарова Е. Е. Удовлетворенность профессиональной деятельностью учителей сельских и городских школ // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 3 (23). С. 253-260. Э01: 10.18500/2304-9790-2017-6-3-253-260.

Satisfaction with their Profession in Urban and Rural High-School Teachers

Elena E. Bocharova

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]

In the current context of ongoing modernization of the Russian system of education, associated with an imperative need in the "new" teacher who will be able to accept objective social changes, meet the demands of the transforming education system, and be capable of professional "mobility" in his/her pedagogical work, satisfaction with one's professional occupation becomes one of the indicators of the initiation of a process of unlocking the teacher's personality potential and actualizing his/her own self in their work. The purpose of the study presented in this article is to research occupational satisfaction in teachers of rural and urban schools. The research hypothesis is that there are qualitative and quantitative differences in structural and content-related characteristics of occupational satisfaction in teachers in rural and urban schools. An empirical study was performed on a sample of teachers in urban (n = 42) and rural (n = 42) schools; out of the teachers of urban schools, 95 percent were women, their median age - 51,6; out of the teachers of rural schools, 95 percent were women, and their median age was 52,8. The study employed the following psychodiagnostic instruments: Rating of Value and Needs-Related Orientations of Employees Questionnaire (by L. G. Laptev) and Level of Social Frustratedness Instrument (L. I. Vasserman, modified by V. V. Boiko). It was established that urban teachers demonstrate a significantly higher level of occupational satisfaction than their rural counterparts, and that their satisfaction is associated primarily with the recognition of the teacher's attempts at better professional performance by the school administration, as well as with their ability to maintain friendly relationships at work. The study revealed that teachers in rural schools are experiencing a sense of unsatisfied want for financial prosperity, which results in them feeling uncertain about a financially sound future. It is observed that rural teachers demonstrate a desire to change their jobs for more high-status and better-paid ones, but they do not demonstrate any desire to develop professionally or pursue continuous education. Key words: occupational satisfaction, teachers in urban and rural schools, value and needs-related orientations, parameters of satisfaction with one's professional occupation.

Referenses

1. Davydova I. A., Koz'mina Ya. Ya. Professional'nyy stress i udovletvorennost' rabotoy prepodavateley rossiyskikh vuzov (Russian universities lecturers' professional stress and contentment with their work). Voprosy obrazovaniya (Educational Studies), 2014, no. 4, pp. 169-183 (in Russian).

2. Danzanov P. G. Transformatsiya sotsial'nogo samochu-vstviya uchitel'stva kak kriteriy effektivnosti reformy shkoly (Transformation of teachers' social general state as criterion of effectiveness of school reforming). Vestnik Buryat. gos. un-ta (Bulletin of the Buryats. State University), 2010, no. 14, pp. 155-160 (in Russian).

3. Zakharova E. V. Professional'naya pedagogicheskaya deyatel'nost' kak faktor professional'noy deformatsii lichnosti uchiteley i prepodavateley (Professional teaching activity as factor of professional deformation of teachers' and lecturers' personality). Izv. Samar. nauch. tsentraRAN (Proceedings ofthe RAS Samara Scientific Center), 2015, no. 2, pp. 465-472 (in Russian).

4. Mitina L. M. Psikhologiya truda iprofessional'noe razvitie uchitelya (Psychology of teacher's work and professional development). Moscow, 2004. 320 p. (in Russian).

5. Grishina N. V Pomogayushchie otnosheniya: profeccional'nye i ekzictentsial'nye problemy (Helping relations: professional and existential problems). Psikhologicheckie problemy samo-realizatsii lichnocti (Psychological problems of personality's self-realization). Iss. 1. Eds. A. A. Krylov, L. A. Kopostyleva. St. Petersburg. 1998, pp. 143-156 (in Russian).

6. Kudinov S. S., Arkhipochkina K. V. Samorealizatsiya lichnosti pedagogov s raznym urovnem udovletvoren-nosti professional'noy deyatel'nost'yu (Self-realization of personality of teachers with different level of contentment with professional activity). Vestnik RUDN. Ser. Psikhologiya i pedagogika (PFUR Bulletin. Ser. Pedagogic and Psychology), 2013, no. 1, pp. 19-27 (in Russian).

7. Mitina L. M. Psikhologiya lichnostno-professional'nogo

razvitiya uchitelya (Psychology of teacher's personal and professional development). St. Petersburg, 2014. 376 p. (in Russian).

8. Panova N. V. Professional'noe razvitie lichnosti pedagoga (Professional development of teacher's personality). Vestn. Tom. gos. ped. un-ta (Tomsk State Pedagogical University Bulletin), 2012, no. 2, pp. 101-106 (in Russian).

9. Markova A. K. Psikhologiya professionalizma (Psychology of professionalism). Moscow. 1996. 308 p. (in Russian).

10. Pryazhnikov N. S. Psikhologicheskiy smysl truda (Psychological meaning of labor). Moscow, 1997. 113 p. (in Russian).

11. Tolochek V. A., Timashkova N. A., Denisova V. G. Professional'noe stanovlenie sub"ektov pedagogicheskoy deyatel'nosti: pozitivnye i negativnye izmeneniya (Teaching activity subjects' professional establishing: positive and negative changes). VestnikMGU. Ser 14. Psikhologiya (The Moscow University Herald. Ser. 14. Psychology), 2014, no. 1, pp. 16-32 (in Russian).

12. Molchanova L. N. Kriterial'no-funktsional'noe soder-zhanie professional'noy identichnosti u pedagogov vys-shey shkoly s uchetom udovletvorennosti professional'noy deyatel'nost'yu (Criterial and functional content of university lecturers' professional identity with due regard to contentment with professional activity). Vestnik Vestn. Tom. gos. ped. un-ta (Tomsk State Pedagogical University Bulletin), 2011, no. 6, pp. 139-143 (in Russian).

13. Laktionova E. B. Obrazovatel'naya sreda kak uslovie razvitiya lichnosti i ee sub"ektov (Educational environment as condition of its subjects' personal development). Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena (IZVESTIA: Herzen University Journal of Humanities and Sciences), 2010, no. 128. Available at: http://cyberleninka.ru/article7n/ obrazovatelnaya-sreda-kak-uslovie-razvitiya-lichnosti-i-ee-subektov (accessed 21 March 2017) (in Russian).

14. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuylov G. M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp (Social-psychological diagnostics of personality's and little groups' development). Moscow, 2005. 490 p.

15. Vasserman L. I. Psikhodiagnosticheskaya shkala dlya otsenki urovnya sotsial'noy frustrirovannosti (Psychological scale for valuation of social frustration level). Obozrenie Insti-tuta psikhiatrii i meditsinskoypsikhologii im. V. M. Bekh-tereva (Bekhterev Institute of Psychiatry and Medical Psychology Review), 1995, no. 2, pp. 73-79 (in Russian).

Cite this article as:

Bocharova E. E. Satisfaction with their Profession in Urban and Rural High-School Teachers. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2017, vol. 6, iss. 3 (23), pp. 253-260 (in Russian). DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-3-253-260.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.