Научная статья на тему 'Удовлетворённость избранной профессией и Субъективное благополучие личности'

Удовлетворённость избранной профессией и Субъективное благополучие личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4357
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / SUBJECTIVE WELL-BEING / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРОФЕССИЕЙ / JOB SATISFACTION / УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ИЗБРАННОЙ ПРОФЕССИЕЙ / SATISFACTION FROM CHOSEN PROFESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Реунова А.Ю., Зыбина Л.Н., Мантурова Н.М.

В статье раскрыты основные подходы к определению субъективного благополучия личности и удовлетворённости избранной профессией. Низкий уровень удовлетворённости избранной профессией в процессе профессионального обучения не способствует становлению профессионала и негативно сказывается на субъективном благополучии личности. В качестве испытуемых взяты воспитатели детских садов сельской и городской местности. Проведено исследование, в котором была выявлена взаимосвязь удовлетворённости избранной профессией и субъективного благополучия личности, также были выявлены различия удовлетворённости избранной профессией и субъективного благополучия личности между воспитателями детского сада сельской и городской местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SATISFACTION WITH THE CHOSEN PROFESSION AND SUBJECTIVE WELL-BEING OF AN INDIVIDUAL

The article reveals the main approaches to determine the subjective well-being of an individual and satisfaction with the chosen profession. The low level of satisfaction with the chosen profession in the process of professional training does not contribute to the formation of a professional and adversely affects the subjective well-being of the individual. The study reveals the relationship between satisfaction with the chosen profession and subjective well-being of an individual, as well as differences in satisfaction with the chosen profession and subjective well-being of an individual between kindergarten teachers in rural and urban areas.

Текст научной работы на тему «Удовлетворённость избранной профессией и Субъективное благополучие личности»

in the family and the parents' pressure raises [6; 7]. It was evident that some parents' anger was accompanied by the mother's sense of self accusation for those feelings. Mothers that were angrier had less ability to accept the child. Maybe this tension and feelings are empowered within Arab women due to Islamic culture. As mentioned, in Arab culture the mother's main role is to be a wife and a mother. The mother is responsible for the home conduction and atmosphere and perceived as the responsible for her decisions at home. The mother is responsible for children's education and house chores. The main criteria for an evaluation of the traditional women are related in the

Библиографический список

level of her success to fulfil her duties as a wife and a mother. One of the assumptions in the basis of group work was that self-awareness in context of internal tension helps the person finding his way to freedom. From the cooperation in the group we could learn that many of the women are in constant experience of anger and guilt. The experience of anger and accusation is generalized towards the teachers and make the child's support difficult. The ventilation of emotions in the group, the legitimation, the normalization and emotional support helped to increase the space of child's inclusion and acceptance.

1. Абидин Р., Дженкинс Л., McGaughey М. Отношения в начале семейного переменные childrenws последующей корректировки поведенческих стратегий. Journal of Clinical Child Psychology. 1992, vol. 21: 60 - 69.

2. Anastopulous, Guervermont & Dupaul, 1992.

3. Дж. Грэсс. Босс М.С. Различия среди студентов, получающих специальное образование школьных служб. Детская Психиатрия и человек. 1996, vol. 26: 235 - 246.

4. Гинат Н. Журнал профессиональных школьных учителей 2010.

5. Crabtree S.A. Реакция семьи на социальную интеграцию детей с нарушениями развития в Объединенных Арабских Эмиратах. Инвалидность и общество. 2007, vol. 22 (1): 49 - 62.

6. Хасан Ферн. Политика чести: Патриархия, убийство чести государства и семьи. Пол, гендер и политика. 1999: 267 - 305.

7. Аль Хадж М. Социальные исследования семейного образа жизни арабов в Израиле. Journal of Comparative Family Studies. 1989, vol. 20: 175 - 194.

References

1. Abidin R., Dzhenkins L., McGaughey M. Otnosheniya v nachale semejnogo peremennye childrenws posleduyuschej korrektirovki povedencheskih strategij. Journal of Clinical Child Psychology. 1992, vol. 21: 60 - 69.

2. Anastopulous, Guervermont & Dupaul, 1992.

3. Dzh. Gr'ess. Boss M.S. Razlichiya sredi studentov, poluchayuschih special'noe obrazovanie shkol'nyh sluzhb. Detskaya Psihiatriya i chelovek. 1996, vol. 26: 235 - 246.

4. Ginat N. Zhurnalprofessional'nyh shkol'nyh uchitelej2010.

5. Crabtree S.A. Reakciya sem'i na social'nuyu integraciyu detej s narusheniyami razvitiya v Ob'edinennyh Arabskih 'Emiratah. Invalidnost' i obschestvo. 2007, vol. 22 (1): 49 - 62.

6. Hasan Fern. Politika chesti: Patriarhiya, ubijstvo chesti gosudarstva i sem'i. Pol, genderipolitika. 1999: 267 - 305.

7. Al' Hadzh M. Social'nye issledovaniya semejnogo obraza zhizni arabov v Izraile. Journal of Comparative Family Studies. 1989, vol. 20: 175 - 194.

Статья поступила в редакцию 05.05.18

УДК 159. 923 + 159.9

Reunova A.Yu., fifth-year student, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: reunova_al2527@mail.ru

Zybina L.N., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of General Psychology and History of Psychology, Faculty of Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: lyzybina@yandex.ru Manturova N.M., senior teacher, Department of Practical and Special Psychology, Faculty of Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: pinori1973@mail.ru

SATISFACTION WITH THE CHOSEN PROFESSION AND SUBJECTIVE WELL-BEING OF AN INDIVIDUAL. The article reveals the main approaches to determine the subjective well-being of an individual and satisfaction with the chosen profession. The low level of satisfaction with the chosen profession in the process of professional training does not contribute to the formation of a professional and adversely affects the subjective well-being of the individual. The study reveals the relationship between satisfaction with the chosen profession and subjective well-being of an individual, as well as differences in satisfaction with the chosen profession and subjective well-being of an individual between kindergarten teachers in rural and urban areas.

Key words: subjective well-being, psychological well-being, job satisfaction, satisfaction from chosen profession.

А.Ю. Реунова, студентка 5 курса ФП ФГБОУ ВО «НГПУ», E-mail: reunova_al2527@mail.ru

Л.Н. Зыбина, канд. псих. наук, доц. каф. общей психологии и истории психологии факультета психологии,

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, E-mail: lyzybina@yandex.ru

Н.М. Мантурова, ст. преп. каф. практической и специальной психологии факультета психологии, Новосибирский

государственный педагогический университет, г. Новосибирск, E-mail: pinori1973@mail.ru

УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ИЗБРАННОЙ ПРОФЕССИЕЙ И СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ

В статье раскрыты основные подходы к определению субъективного благополучия личности и удовлетворённости избранной профессией. Низкий уровень удовлетворённости избранной профессией в процессе профессионального обучения не способствует становлению профессионала и негативно сказывается на субъективном благополучии личности. В качестве испытуемых взяты воспитатели детских садов сельской и городской местности. Проведено исследование, в котором была выявлена взаимосвязь удовлетворённости избранной профессией и субъективного благополучия личности, также были выявлены различия удовлетворённости избранной профессией и субъективного благополучия личности между воспитателями детского сада сельской и городской местности.

Ключевые слова: субъективное благополучие, психологическое благополучие, удовлетворенность профессией, удовлетворенность трудом, удовлетворённость избранной профессией.

Проблема субъективного благополучия личности всё чаще становится интересна для исследования психологов и эта проблема актуальна не конкретно в определённый период жизни человека, а в целом, в разные периоды жизни человека.

Автором термина «психологическое благополучие» является Н. Бредберн, который считал, что система психологического благополучия состоит из двух компонентов: позитивного и негативного аффекта. Э. Динер добавил к данной системе ещё одну

часть - «удовлетворённость жизнью», как более значимый, глобальный компонент и дал ему название «субъективного благополучия». Субъективное благополучие личности, по мнению самого автора, состоит из трёх компонентов: удовлетворение, комплекс принятых эмоций и комплекс не принятых эмоций. Он останавливает своё внимание на том, что для понимания и изучения благополучия только эмоционального компонента совершенно мало [1; 2]. Однако, общность трактовок структуры психологического благополучия и структуры субъективного благополучия Э. Динер не рассматривает как прямую систему. Он считает, что субъективное благополучие - это всего лишь составляющая часть психологического благополучия [3; 4; 5].

К. Рифф, американская учёная в своих работах опиралась на исследования Н. Бредберна, она создала свою собственную систему благополучия и определила шесть главных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные, положительные отношения с окружающими, автономия (самоуправление), управление окружающей средой, цель в жизни и личностный рост [6; 7].

Трактовок понятия субъективного благополучия личности достаточно много, их объединяет внутренний, душевный, эмоциональный покой, или внутренняя удовлетворённость субъекта (то есть личности) жизнью в целом, своей деятельностью, выбором профессии, личностных отношений в социуме. В работах Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова есть определение субъективного благополучия личности, которое включает три критериальных признака:

- благополучие определяется по внешним критериям, таким как правильная, добродетельная жизнь, получивших название нормативных. В соответствии с ними человек ощущает благополучие, если он обладает некоторыми социально-желательными качествами;

- критерием благополучия является система ценностей, которую принимает личность в своей культуре. Определение субъективного благополучия сводится к понятию удовлетворённости жизнью и связывается со стандартами респондента в отношении того, что является хорошей жизнью;

- критерий тесно связан с обыденным пониманием счастья как превосходства положительных эмоций над отрицательными. Это определение подчёркивает приятные эмоциональные переживания, которые либо объективно преобладают в жизни человека, либо человек субъективно склонен к ним» [8 с. 467 - 470].

Субъективное благополучие определённого человека формируется из частых оценок различных сторон бытия человека, переходящих в ощущение субъективного благополучия. Для психологии личности и психологии в целом значимо то, что жизнеощущение благополучия становится фундаментальной составной частью преобладающего настроения личности. Несомненно, через настроение личности, субъективное благополучие, как интегративное, чрезмерно значимое переживание, оказывает постоянное влияние на разные параметры психического состояния человека и как вывод на успешность поведения, производительность деятельности, результативность межличностного взаимодействия и множество других сторон внешней и внутренней активности индивида, где сама личность и является главным составляющим в психической активности индивида. В этом непрерывном влиянии и заключается движущая роль субъективного благополучия личности.

Удовлетворённость избранной профессией является показателем, который отражает отношение субъекта к избранной профессии, от профессиональной удовлетворённости целиком зависит удовлетворённость трудом.

Т.В. Кудрявцев в своих исследованиях отмечал, что низкая удовлетворённость профессией в большинстве случаев становится причиной текучести кадров. Более того, от удовлетворённости избранной профессией, уровня профессионализма в, несомненно, достаточно немалой степени зависит и психическое, эмоциональное здоровье самого человека. Достаточно низкая удовлетворённость избранной профессией в процессе профессионального обучения часто приводит к её освоению на поверхностном уровне. При достаточно умеренной напряжённой профессиональной деятельности могут формироваться психические перегрузки [9].

Удовлетворённость профессиональной деятельностью, избранной профессией и трудом в целом взаимосвязаны друг с другом. Именно от удовлетворения избранной профессией зависит удовлетворение профессиональной деятельностью, а от удовлетворения профессиональной деятельностью зависит удовлетворение трудом в целом. Однако, невозможно не заметить, что понятие «труд» можно объединить с удовлетворённостью избранной профессией и профессиональной деятельностью. Можно выделить две ведущих идеи понятия «труд»:

- как неотъемлемого процесса удовлетворения потребностей человека, оценка степени наполнения потребностей, которые личность желает удовлетворить в самом процессе трудовой деятельности;

- как уравнительное разделение функций для достижения реальности системы или как общественная деятельность, распространённая на разделении труда.

В.А. Ядов, И.М. Попова, А.А. Киссель, Т.А. Китвель придерживались первой идеи, которая включает в себя такие понятия как: «мотив», «потребность», «установка». Н.Ф. Наумова придерживалась второй идеи, включающей в себя такие понятия как: «социальный статус», «социальное сравнение», она считала, что удовлетворённость избранной профессией не что иное, как социальный статус [10].

Л.В. Карташова, Т.О. Соломандина, Т.В. Никонова связывают удовлетворённость профессиональной деятельностью и удовлетворённость избранной профессией с отношением индивида к внешним факторам профессиональной деятельности, это, конечно материальное вознаграждение, отношения внутри коллектива с коллегами и непосредственно с руководством, стабильность, возможность рангового повышения, т.е. карьерного роста, безопасность труда, престиж места профессиональной деятельности и многое другое [11]. Таким образом, у индивида могут возникать в большей или в меньшей степени неудовлетворённые потребности, которые в свою очередь могут оказывать достаточно сильное влияние на удовлетворённость профессиональной деятельностью и субъективное благополучие личности.

В исследовании удовлетворённости избранной профессией и субъективного благополучия личности участвовали 50 воспитателей, среднего возраста двух детских садов, сельской местности и городской местности.

Удовлетворённость избранной профессией мы изучали с использованием методики А.А. Реана в модификации В.А. Ядова и Н.В. Кузьминой. На выявление мотивации профессиональной

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа на выборке воспитателей детского сада

сельской местности

Психологические переменные N rs р- level

«Внутренняя мотивация» и «Субъективное благополучие личности» 25 0,541148** 0,005216

«Внешняя положительная мотивация» и «Субъективное благополучие личности» 25 -0,003968 0,984980

«Внешняя отрицательная мотивация» и «Субъективное благополучие личности» 25 -0,147331 0,482185

«Удовлетворённость избранной профессией» и «Субъективного благополучия личности» 25 0,451768* 0,023386

Примечание: знаком * отмечены значимые корреляции причем: ** - средний уровень значимости (р<0,01); * - низкий уровень значимости (р<0,05); N - количество испытуемых; rs _ коэффициент корреляции; р- level - уровень статистической значимости.

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа на выборке воспитателей детского сада

городской местности

Психологические переменные N rs р- level

«Внутренняя мотивация» и «Субъективное благополучие личности» 25 0,464714* 0,019258

«Внешняя положительная мотивация» и «Субъективное благополучие личности» 25 0,424805* 0,034284

«Внешняя отрицательная мотивация» и «Субъективное благополучие личности» 25 -0,171909 0,411258

«Удовлетворённость избранной профессией» и «Субъективного благополучия личности» 25 0,185741 0,374040

Примечание: знаком * отмечены значимые корреляции причем: * - низкий уровень значимости (р<0,05); N - количество испытуемых; rs - коэффициент корреляции; р- level - уровень статистической значимости.

деятельности мы использовали методику К. Замфира в модификации А.А. Реана [12; 13; 14].

Субъективное благополучие личности мы определяли по шкале субъективного благополучия личности Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов.

Средний показатель уровня «Удовлетворённости избранной профессией» в д/с сельской местности составляет 3,43, детский сад городской местности составляет 3,76, в обеих группах показатель выше среднего уровня значения, что означает высокий уровень удовлетворённости избранной профессией. Средний показатель «Внутренней мотивации» » в детском саду сельской местности составляет 4,32, в детском саду городской местности составляет 4,16, в обеих группах показатель высокого уровня значения что означает высокую «Внутреннюю мотивацию» профессиональной деятельности.

Сре ний показатель «Субъективного благополучия личности» в детском саду сельской местности составляет 3,8, а в

С

детском саду городской местности составляет 3,6, оба показателя говорят о среднем значении, это значит, что большинство испытуемых (педагогов) удовлетворены своей профессиональной деятельностью в целом. Эти показатели говорят об умеренном эмоциональном комфорте испытуемых: педагоги (воспитатели) не испытывают серьёзных эмоциональных проблем, достаточно уверенно чувствуют себя, активны, успешно взаимодействуют с коллегами и руководством, адекватно управляют своим поведением и действиями.

Статистические данные корреляционного анализа в детском саду сельской местности выявили высокий уровень «Внутренней мотивации» к «Субъективному благополучию личности» и «Удовлетворённости избранной профессии» к «Субъективному благополучию личности». Городской местности - «Внутренней мотивации» к «Субъективному благополучию личности» и «Внешнюю положительная мотивация» к «Субъективному благополучию личности» (см. таб. 1 и 2)

Субъективное благополучие

Рис. 1. Схема корреляционного анализа между уровнем субъективного благополучием личности и удовлетворённостью избранной профессией Примечание: Знаком * отмечены значимые корреляции причем: *** - высокий уровень значимости (р<0,001); ** - средний уровень значимости (р<0,01); * - низкий уровень значимости (р<0,05); - обозначены прямые взаимосвязи.

Внешняя положительная мотивация (ВПМ)

я

Рис. 2. Схема корреляционного анализа между уровнем субъективного благополучием личности и удовлетворённостью избранной профессией

Примечание: Знаком * отмечены значимые корреляции причем: *** - высокий уровень значимости (р<0,001); ** - средний уровень значимости (р<0,01); * - низкий уровень значимости (р<0,05); - обозначены прямые взаимосвязи

Таблица 3

Оценка достоверности различий показателей Внутренней мотивации между воспитателями детского сада сельской и городской местности

Сопоставляемые параметры ^г№61 ^г№406 U эмп P - level Принимаемая гипотеза

Внутренняя мотивация 2829,000 2221,000 946,000* 0,036415 Н1

Внешняя положительная мотивация 2337,000 2713,000 1062,000 0,196153 н„

Внешняя отрицательная мотивация 2487,000 2563,000 1212,000 0,796007 н„

Удовлетворённость избранной профессией 2299,000 2751,000 1024,000 0,120053 Н„

Субъективное благополучие личности 2633,000 2417,000 1142,000 0,458642 Н„

Примечание: Знаком * отмечены достоверные различия показателей испытуемых: ***- высокий уровень достоверности (р<0,001); **- средний уровень достоверности (р<0,01) *- низкий уровень достоверности (р<0,05)

1г№61 - сумма рангов показателей д/с № 61 (сельской местности); ^гм»40б - сумма рангов показателей д/с № 406 (городской местности); иэмп - эмпирическое значение критерия Манна-Уитни.

Таким образом, можно сделать вывод, что в детском саду сельской местности, чем выше уровень «внутренней мотивации» воспитателей и уровень «удовлетворённости избранной профессией», тем больше у них доминирует «Субъективное благополучие личности». У воспитателей городской местности, чем выше уровень «внутренней мотивации» и уровень «внешней положительной мотивации», тем больше у них доминирует «субъективное благополучие личности». Это значит, что в двух детских садах, сельской и городской местности, свободное участие индивида в избранной профессии, в своей профессиональной деятельности в целом, при отсутствии внешних требований или подкреплений, у большинства субъектов в данных группах испытуемых воспитателей преобладает стремление выполнять свою профессиональную деятельность ради своего собственного интереса к ней самой, получать удовольствие от её выполнения.

С взгляда теории самодетерминации РМ. Райан, Е.Л. Десси [15] к числу главных факторов, находящихся в основе внутренней мотивационной деятельности и психологического (субъективного) благополучия, относится удовлетворённость основных психологических потребностей самоуправления, компетентности, взаимоотношений с другими людьми. Так как эти потребности изначально являются врождёнными, речь идёт не о степени индивидуальных различий в определении каждой потребности, а о мере удовлетворения (фрустрации) в ближайшем окружении (учебной, семейной, профессиональной средой окружения индивида). Потребность в самоуправлении, в самоконтроле, значит, стремление самостоятельно контролировать свои собственные действия, поведение, ощущать себя независимым инициатором, ощущать (чувствовать) свой собственный выбор и собственную

Библиографический список

установку своего поведения. Но ощущение вот этого самоуправления не означает полной независимости от других людей, оно значит, что выбрано самим субъектом и для окружающей среды, для окружающего социума, как субъекта, его субъективное благополучие ниже, чем для самого субъекта, для его внутреннего мира.

Сравнивая, два независимых друг от друга детского сада сельской и городской местности можем дать оценку достоверности различий, используя непараметрический критерий Манна -Уитни (см. таб. 3).

В результате применения критерия Манна-Уитни было выявлено одно достоверное различие между выборками воспитателей из сельской и городской местности. По показателям переменной «внутренняя мотивация» получили Ыамп =946 при уровне достоверности р=0,04, следовательно принимаем гипотезу Н0. Сопоставляя суммы рангов между двумя группами испытуемых можно сказать, что уровень внутренней мотивации у воспитателей сельской местности достоверно выше, чем у воспитателей городской местности.

Таким образом, можно сделать вывод, что эти результаты могут нам сказать о том, что в сельской местности у людей потребности в некоторой степени отличаются от людей городской местности, также различие может и стоять в программе детского сада, в руководстве и к требованиям к профессиональной деятельности. Педагогам (воспитателям) сельской местности не сильно важны внешние факторы профессиональной деятельности, такие как материальное вознаграждение или условия для профессиональной деятельности. Они более творчески подходят к воспитанию детей.

1. Брэдберн Н. Структура психологического благополучия. Chicago: Aldine Pub. Компания, 1969.

2. Динер Е. Кросс-культурные корреляты удовлетворённости жизнью и самооценки. Личность и социальная психология. 1995; 68: 653 - 663.

3. Динер Е. Субъективное благополучие. Психологический вестник. 1984; 95: 542 - 575.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Динер Е.М., Су Е., Лукас Р.Э., Смит Х.Л. Субъективная благополучия: три десятилетия прогресса. Психологический Вестник. 1994. Том. 125 (2): 276 - 302.

5. Динер E., Су E. Дискриминантная обоснованность мер благополучия. Журнал личности и социальной психологии. 1996; № 71(3): 616 - 628.

6. К. Рифф. Счастье - это все, или это? Исследования о значении психологического благополучия. Журнал психологии личности и социальной психологии. 1989; Том. 57: 1069 - 1081.

7. К. Рифф Пересмотр структуры психологического благополучия. Журнал личности и социальной психологии. 1995; Том. 69: 719 - 727.

8. Шкала субъективного благополучия личности Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г. М. Мануйлова. Социально-психологическая диагностика развития личности малых групп. Москва: Издательство института психотерапии, 2002.

9. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. (Процесс и способы решения технических задач). Москва: Издательство «Педагогика», 1975. Академия педагогических наук СССР. Институт общей и педагогической психологии.

10. Ядов В.А., Киссель А.А. Удовлетворённость работой: анализ эмпирических обобщений и попытка их теоретического обоснования. Социологические исследования. 1974; № 1: 787.

11. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломандина Т.О. Организационное поведение: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: ИНФРА-М, 2007.

12. Райан Р.М., Десси Е.Л. «О счастье и потенциалах человека: обзор исследований гедонического и эвдаимонического благополучия». Ежегодный обзор психологии. 2001; 52: 141 - 166.

13. Методика на выявление удовлетворённости избранной профессией (методика А.А. Реана; модификация методик В.А. Ядова и Н.В. Кузьминой).

14. Методика на выявление мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфира в модификации А.А. Реана).

15. Райан Р. М., Десси Е.Л. О счастье и потенциалах человека: обзор исследований гедонического и эвдаимонического благополучия. Ежегодный Обзор психологии. 2001; 52: 141 - 166.

References

1. Br'edbern N. Struktura psihologicheskogo blagopoluchiya. Chicago: Aldine Pub. Kompaniya, 1969.

2. Diner E. Kross-kul'turnye korrelyaty udovletvorennosti zhizn'yu i samoocenki. J. Lichnost'isocial'naya psihologiya. 1995; 68: 653 - 663.

3. Diner E. Sub'ektivnoe blagopoluchie. Psihologicheskij vestnik. 1984; 95: 542 - 575.

4. Diner E.M., Su E., Lukas R.'E., Smit H.L. Sub'ektivnaya blagopoluchiya: tri desyatiletiya progressa. Psihologicheskij Vestnik. 1994. Tom. 125 (2): 276 - 302.

5. Diner E., Su E. Diskriminantnaya obosnovannost' mer blagopoluchiya. Zhurnal lichnosti i social'noj psihologii. 1996; № 71(3): 616 - 628.

6. K. Riff. Schast'e - 'eto vse, ili 'eto? Issledovaniya o znachenii psihologicheskogo blagopoluchiya. Zhurnal psihologii lichnosti i social'noj psihologii. 1989; Tom. 57: 1069 - 1081.

7. K. Riff Peresmotr struktury psihologicheskogo blagopoluchiya. Zhurnal lichnosti i social'noj psihologii. 1995; Tom. 69: 719 - 727.

8. Shkala sub'ektivnogo blagopoluchiya lichnosti N.P. Fetiskina, V.V. Kozlova, G. M. Manujlova. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti malyh grupp. Moskva: Izdatel'stvo instituta psihoterapii, 2002.

9. Kudryavcev T.V. Psihologiya tehnicheskogo myshleniya. (Process i sposoby resheniya tehnicheskih zadach). Moskva: Izdatel'stvo «Pedagogika», 1975. Akademiya pedagogicheskih nauk SSSR. Institut obschej i pedagogicheskoj psihologii.

10. Yadov V.A., Kissel' A.A. Udovletvorennost' rabotoj: analiz 'empiricheskih obobschenij i popytka ih teoreticheskogo obosnovaniya. Sociologicheskie issledovaniya. 1974; № 1: 787.

11. Kartashova L.V., Nikonova T.V., Solomandina T.O. Organizacionnoe povedenie: uchebnik. 2-e izd., pererab. i dop. Moskva: INFRA-M, 2007.

12. Rajan R.M., Dessi E.L. «O schast'e i potencialah cheloveka: obzor issledovanij gedonicheskogo i 'evdaimonicheskogo blagopoluchiya». Ezhegodnyj obzor psihologii. 2001; 52: 141 - 166.

13. Metodika na vyyavlenie udovletvorennosti izbrannojprofessiej (metodika A.A. Reana; modifikaciya metodik V.A. Yadova i N.V. Kuz'minoj).

14. Metodika na vyyavlenie motivacii professional'noj deyatel'nosti (metodika K. Zamfira v modifikaciiA.A. Reana).

15. Rajan R.M., Dessi E.L. O schast'e i potencialah cheloveka: obzor issledovanij gedonicheskogo i 'evdaimonicheskogo blagopoluchiya. Ezhegodnyj Obzor psihologii. 2001; 52: 141 - 166.

Статья поступила в редакцию 25.05.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.