УДК 159.99
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ УЧИТЕЛЕЙ
л
© Л.В. Боллигер1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Концепция модернизации российского образования поставила задачи повышения качества образования и более эффективного использования человеческих ресурсов. Решение данных государственных задач невозможно без организации системы самообразовательной деятельности самих педагогов, под которой понимается целенаправленная познавательная деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса. Содержание и формы самообразования учителя зависят от многих факторов. На основе анализа результатов самообразовательной деятельности учителей городских и сельских школ в статье выделены особенности профессионального самообразования педагогов, проживающих и работающих в разных условиях. Ил. 4. Табл. 1. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: профессиональное самообразование и образование педагогов; целенаправленная познавательная деятельность педагога; структура эго-идентичности; ценностные ориентации педагогов; внешняя и внутренняя мотивация учителя.
COMPARATIVE ANALYSIS OF FEATURES OF URBAN AND RURAL TEACHER PROFESSIONAL
SELF-EDUCATION
L.V. Bolliger
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The concept of Russian education modernization has set the tasks of increasing the quality of education and more efficient use of human resources. It is impossible to solve this problem without the organization of the system of teachers' self-education treated in the article as a purposeful cognitive activity of teachers to master universal human experience, methodological and special knowledge, and professional skills needed to improve the educational process. The content and forms of teacher's self-education depend on many factors. Having analyzed the results self-educational activities of teachers from urban and rural schools, the author identifies the features of professional self-education of teachers living and working in different conditions. 4 figures. 1 table. 3 sources.
Keywords: professional education and self-education of teachers; targeted cognitive activity of a teacher; structure of ego-identity; value orientations of teachers; external and internal motivation of a teacher.
Система образования в условиях современной школы предъявляет к педагогам высокие требования, которые необходимы для выполнения сложных функций, связанных с повышением качества образования и стимулирования личностного развития учащихся. В свою очередь подготовленность молодого поколения к взрослой жизни, уровень образованности, способность адаптироваться к реальным ситуациям напрямую зависят от профессионально-педагогической культуры преподавателя, его способности к постоянному профессиональному и личностному росту. В настоящее время деятельность учителя становится все более инновационной по своей сути, что позволяет ему иметь личностный вектор профессионального развития, который и определяет уровень его педагогической культуры. Все это дает возможность говорить о том, что самообразование учителя является не
только социальным заказом общества по отношению к образованию, но и фактором его личностно-профессионального роста [3].
Анализ теоретических подходов к проблеме профессионального самообразования педагогов показал, что ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания учителя является самообразование, под которым понимается целенаправленная познавательная деятельность профессионала по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса. Содержание и формы самообразования учителя зависят от многих обстоятельств: возраста, места жительства, стажа педагогической работы, преподаваемого предмета, атмосферы в педагогическом кол-
1Боллигер Лариса Васильевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, тел.: 89086411497, e-mail: [email protected]
Bolliger Larisa, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Psychology Department, tel.: 89086411497, e-mail: [email protected]
лективе, индивидуальных интересов и увлечений, возраста и уровня подготовленности учащихся, с которыми учитель работает [1; 2].
В целях определения особенностей профессионального самообразования сельских и городских учителей было проведено исследование, в котором приняли участие 40 учителей, работающих в сельских школах, и 40 учителей из городских школ. Все испытуемые - замужние женщины в возрасте от 30 до 40 лет, имеющие собственных детей. Педагоги, принявшие участие в опросе, работают на территории Иркутской области и имеют стаж педагогической работы от 9 до 20 лет.
В качестве диагностического инструментария были использованы следующие методики: «Личностный опросник самоидентичности» (ЛОС) В. Козлова; «Ценностные ориентации» М. Рокича; «Мотивации профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А. Реана); опросник «Личная профессиональная перспектива» (ЛПП) (таблица).
Сравнительный анализ структуры эго-идентичности сельских и городских учителей позволил увидеть, что вне зависимости от места проживания все учителя имеют установку на то, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное». Им свойственно содействие нравственному воспитанию подрастающего поколения, стремление к собственному личностному росту, духовному самосовершенствованию. Но при этом городские учителя более нацелены на социальные достижения: повышение социального статуса, уважение и признание со стороны коллег, родителей и учащихся. Они хотят чувствовать себя значимыми, их самооценка и самоутверждение зачастую во многом зависят от общественного мнения. Вопросы социального престижа для группы учителей из сельских школ стоят менее остро. В деревне учитель пользуется уважением среди односельчан испокон веку. Главное для сельского учителя - сохранить и далее образец нравственного поведения.
В отношении материальной составляющей социальной идентичности следует отметить тот факт, что в группе сельских испытуемых она несколько ниже, чем городских. На наш взгляд, это происходит потому, что у последних, на первый взгляд, условия проживания в целом более комфортные, но и материальных соблазнов тоже гораздо больше.
Результаты ранжирования ценностей («Ценностные ориентации» М. Рокича) показали, что в группе сельских учителей, по средним показателям группового ранга, наиболее высокими оказались такие терминальные ценности, как здоровье, счастливая семейная жизнь и материальная обеспеченность. Наиме-
нее значимыми среди терминальных ценностей для них являются развлечения, счастье других людей и красота природы. Среди инструментальных ценностей сельские педагоги выделяют честность, воспитанность и ответственность. А среди девальвированных ценностей - продуктивность в работе, чуткость и заботливость, смелость в отстаивании своего мнения.
Анализ результатов опроса выявил некоторые противоречия в стратегиях достижения этих ценностей. С одной стороны, высокий уровень ответственности несколько не соотносится с низкими показателями эффективности в делах, с другой - отсутствие смелости и желания отстаивать свои взгляды противоречит такому качеству, как честность. В случае если педагоги не могут заявить о своих взглядах при высоком уровне честности, их здоровье будет страдать (появятся симптомы психосоматики). А если они равнодушны ко всему, то тогда не понятно, за что они несут ответственность в своей профессиональной
деятельности и в семейной сфере.
Достижение здоровья, счастливой семейной жизни и материальной обеспеченности планируется женщинами, преподающими в сельских школах, посредством высокого уровня ответственности, честности и воспитанности, что, на наш взгляд, достаточно проблематично.
Данные сопоставления показывают, что достижение ценностей личной жизни сельскими педагогами происходит посредством жесткого соблюдения этических норм и традиций сельской местности, что, как нам кажется, в современном обществе очень сложно осуществить. Эта ситуация дает возможность предположить, что сельские педагоги подходят к определению целей в жизни и способам достижения этих целей несколько утопически, иррационально, стремятся к идеалу, забывая о реалиях современной жизни.
Учителя из города считают наиболее ценными для себя здоровье, материально обеспеченную жизнь и интересную работу, наименее значимыми - красоту природы, счастье других и творчество. Среди инструментальных ценностей городские учителя выделяют независимость, рационализм и твердую волю. Наименее значимы для них аккуратность и порядок в делах, высокие запросы и жизнерадостность.
Несколько неожиданным явилось то, что такое качество, как аккуратность в делах у педагогов-горожан явилось практически лишним в их структуре ценностей. Это связано, очевидно, с тем, что за последние годы (в связи с ЕГЭ) работники школ очень часто подвергаются контролю со стороны отделов образования районного, городского и областного масштабов.
Распределение показателей у испытуемых по методике «ЛОС»
Показатель Шкала социальной идентичности
учителей сельских школ учителей городских школ
ЯМ ЯС ЯД ЯМ ЯС ЯД
Среднее значение показателя 65,1 63,5 76,2 69,8 74,2 76,5
Разброс 69-80 58-78 72-89 69-82 62-87 69-89
Среднее квадратичное отклонение 10,2 10,3 7,9 11,3 9,8 7,9
Примечание. ЯМ - Я материальное; ЯС - Я социальное; ЯД - Я духовное.
При этом городские школы контролируются чаще, чем сельские. Обязанность держать все документы в порядке порой заставляет учителей львиную долю времени при подготовке к занятиям посвящать именно этому. Бумажная заформализованность профессиональной деятельности делает работу учителей неинтересной. Именно поэтому испытуемые этой группы оценивают независимость в работе достаточно высоко. Они хотят самостоятельности в принятии решений, планировании своей деятельности и своего времени.
При сравнении ценностных предпочтений испытуемых двух групп можно видеть, что городские педагоги более осознанно, логично и рационально, нежели сельские учителя, строят иерархию ценностей. Но проблема заключается в том, что творческий подход к делу как основа образования и самообразования учителей не входит в сферу интересов как городских, так и сельских учителей. И при этом достаточно насущной потребностью становится материальная заинтересованность. К сожалению, зарплата наших учителей не соответствует современным запросам. Стремление зарабатывать достаточное количество средств лишает наших педагогов жизнерадостности и желания развлекаться.
В анализе выделено еще два ценностных ориентира, которые представляют интерес для данного исследования: самообразование и образованность (рис. 1).
Такая ситуация, на наш взгляд, возникает потому, что условия сельской жизни в настоящее время делают профессиональную квалификацию учителя достаточной при любом уровне формальной образованности педагога (отсутствие конкурентности, слабый контроль над деятельностью учителя, подчиненность жизни графику сельскохозяйственных работ). Для учителей же городской группы испытуемых имеются неограниченные ресурсы сети Интернет, существует более богатый выбор образовательных программ и возможность участия в сетевых конференциях, в связи с чем отсутствует необходимость выезжать за пределы родного города и оставлять надолго свою семью при повышении квалификации.
Стремление к самообразованию, постоянному самосовершенствованию и повышению своего интеллектуального уровня более выражено у респондентов группы городских педагогов. С этим связаны как объективные, так и субъективные обстоятельства. Субъективные обстоятельства нам удалось выделить, проанализировав ответы на вопросы методики «Личност-но-профессиональная перспектива».
Анализ показал, что вне зависимости от того, в какой местности проживают педагоги, они видят смысл своей профессии в том, чтобы быть полезными окружающим, повышать культурный уровень воспитанников, прививать им чувства сострадания и доброты. Отличие же во взглядах заключается в том, что для
10
Самообразование Образованность
10
Самообразование Образованность
а) б)
Рис. 1. Место самообразования в иерархии ценностей сельских (а) и городских педагогов (б)
Что касается самообразования как возможности повышения своего профессионального роста и саморазвития, то в иерархии сельских педагогов эта ценность занимает 13-ю позицию, а у городских респондентов - 8-ю. А образованность как средство повышения интеллектуального развития сельские педагоги расположили на 7-й позиции, а респонденты города поместили на 11-ю.
Анализируя отношение к данным ценностям, можно заключить, что для сельских учителей стремление к самообразованию как возможности повышения своего профессионального роста и саморазвития менее актуально, нежели для респондентов-горожан. Но при этом педагоги-сельчане считают, что образованность, то есть знание предмета, интеллектуальный уровень подготовки к профессиональной деятельности важнее.
педагогов-горожан важно не только дать определенные знания своим воспитанникам, но и научить их самостоятельно добывать эти знания, рационально подходить к определению жизненных целей, адаптироваться в современном мире, чтобы стать конкурентоспособными. Учителя-горожане считают, что этому они должны научить своих подопечных. Поэтому свой профессиональный рост учителя города, в отличие от сельских коллег, связывают с самореализацией в профессии, интеллектуальным совершенствованием и как результат работы над собой повышением материального благосостояния. Они с большим оптимизмом глядят в будущее, уверенно движутся к поставленной цели и помехой на пути к самосовершенствованию считают только свои минутные слабости. Возникающие трудности решают усилием воли и упорством.
5
5
0
0
Для сельских испытуемых будущее представляется не столь оптимистичным, они продолжают терпеливо накапливать знания и делиться ими с воспитанниками, но появляющееся разочарование в профессии у части испытуемых не способствует ни профессиональному росту, ни профессиональному самообразованию. Подтверждение данному факту дает сравнительный анализ результатов по методике К. Зам-фир «Мотивация профессиональной деятельности» (рис. 2).
Сравнение средних показателей уровня мотивации в обеих группах и статистическая проверка их достоверности показали, что у городских респондентов уровень удовлетворенности избранной профессией
выше, чем у сельских, их мотивационный комплекс более оптимальный. Внутренняя структура связей между полученными переменными видна в плеядах (рис. 3 и 4).
Из рис. 3 видно, что для группы сельских учителей повышение социального статуса зависит только от условий социальной среды, которая для них очень значима. А желание самосовершенствоваться связано как с внутренними потребностями, так и с внешними обстоятельствами. Поэтому у них и наблюдаются эмоциональное напряжение, внутриличностные противоречия в выборе, мотивах, чувствах, мыслях и поведении, когда речь идет о профессиональном самообучении.
70%
0%
Внутренняя Внешняя Внешняя мотивация положительная отрицательная мотивация мотивация
■сельские учителя городские учителя
Рис. 2. Распределение показателей мотивации педагогов сельских и городских школ по методике «Мотивация профессиональной деятельности»
Примечание: показатели шкал теста «ЛОС» - ЯС - социальная составляющая идентичности, ЯД - духовная составляющая идентичности; показатели шкал теста «Мотивация профессиональной деятельности»: Внешн. + - внешняя положительная мотивация, Внешн. - - внешняя отрицательная мотивация, Внутр. - внутренняя мотивация; уровень связи обозначен следующим образом: --р<0,01;--р<0,001;—. — .— — р<0,05
Рис. 3. Структура связей между параметрами у педагогов сельских школ по методикам «Мотивация профессиональной деятельности» и «ЛОС»
Примечание: показатели шкал теста «ЛОС»: ЯС - социальная составляющая идентичности, ЯД - духовная составляющая идентичности; показатели шкал теста «Мотивация профессиональной деятельности»: Внешн. + - внешняя положительная мотивация, Внешн. - - внешняя отрицательная мотивация, Внутр. - внутренняя мотивация; уровень связи обозначен следу-
ющим образом:
■р<0,01;
■ р<0,001;
р<0,05
Рис. 4. Структура связей между параметрами у педагогов городских школ по методикам «Мотивация профессиональной деятельности» и «ЛОС»
У группы педагогов из городских школ желание профессионального роста и связанного с этим повышения социального статуса во многом определяется не только внешними условиями, но и внутренними потребностями, так как саморазвитие, по их мнению, ведет к повышению социальной значимости в профессиональной среде, а следовательно, и конкурентоспособности.
Таким образом, можно предположить, что городские учителя более мотивированы на профессиональное самообразование и полную самореализацию в профессиональной деятельности, чем сельские педагоги. Потребность в повышении социальной значимости в обществе способствует поиску путей самореализации, самосовершенствования. Один из вариантов они видят в профессиональном самообразовании, которое является средством повышения социального
положения, конкурентоспособности и улучшения материального благополучия.
Социальная значимость сельских испытуемых достаточно сильно зависит от внешних обстоятельств. Внутреннее желание самосовершенствоваться у них никак не связывается с повышением собственного авторитета в глазах односельчан, так как в условиях сельской школы учителю не с кем конкурировать, да и вопрос социального престижа не стоит так остро. Педагоги-сельчане в большинстве своем продолжают терпеливо накапливать знания и делиться ими с воспитанниками. Появляющееся разочарование в профессии у части испытуемых из этой группы не способствует ни профессиональному росту, ни профессиональному самообразованию.
Статья поступила 24.10.2014 г.
Библиографический список
1. Драничников А.Ф. Профессиональное становление молодого учителя в условиях сельской школы // Вестник КГУ им. H.A. Некрасова. 2002. № 3. С. 32-38.
2. Клименко Л.Н. Профессиональное самообразование педагога // Психология: проблемы практического применения:
мат-лы Междунар. заоч. практ. конф. / под общ. ред. Г.Д. Ахметовой (Чита, июнь 2011 г.). Чита: Молодой ученый, 2011. С. 30-39.
3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 320 с.