4. Дедова Э.Б., Гольдварг Б.А., Цаган-Манджиев Н.Л. Деградация земель Республики Калмыкия: проблемы и пути их восстановления // Аридные экосистемы. 2020. №2 (83). С.63-71.
5. Борликов Г.М., Бакинова Т.И., Зеленский А.Г. Эколого-экономические проблемы аграрного землепользования в Республике Калмыкия // Юг России: экология, развитие. 2015. № 2 (10). С. 146-156.
6. О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Республике Калмыкия: Закон Республики Калмыкия от 06.03.2024 № 27-VII-3// Офиц. сайт. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 20.05.2024).
7. Уланова С.С. Экологический мониторинг водоемов Прикаспийской низменности на территории Калмыкии (на примере водохранилища Цаган-Нур) //Аридные экосистемы. 2015. №2 (63). С.27-37.
8. Уланова С.С. Современное состояние водных объектов Республики Калмыкии по результатам мониторинговых исследований 2017-2022 года // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. 2022. №2 (45). С. 19-32.
9. Уланова С. С. Оценка последствий создания и использования водных объектов Калмыкии на основе многолетних данных геоэкологического мониторинга // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. 2019. № 1 (38). С. 32-37.
DOI: 10.24412/2071-7830-2024-148-14-20 БАДМАЕВА К.В.
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЕМ ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ И КАЧЕСТВОМ ТОВАРОВ И УСЛУГ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ В
РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
БНУРК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия, karinabadm@yandex.ru
Аннотация. В данной статье представлены результаты социологического исследования оценки удовлетворенности потребителей ценовой конкуренцией и качеством товаров и услуг на рынках Республики Калмыкия. Такие рынки, как рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами, рынок розничной торговли и рынок услуг общего образования признаются большинством респондентов достаточно развитыми в части количества организаций, представляющих продукцию (товары, работы, услуги). Также в ходе изучения различных рынков и характеристик продукции на них было проведено их ранжирование в разрезе характеристик продукции по укрупненным группам ответов. Лидером по количеству положительных отзывов в 2024 году по трем характеристикам (качество, уровень цен и возможность выбора) как и в 2022 и 2023 годах, стал рынок услуг общего образования.
Ключевые слова: мониторинг, потребители, ценовая конкуренция, конкурентная среда, услуги.
Состояние ценовой конкуренции и конкурентной среды несомненно выступает в качестве одного из приоритетных факторов влияния на уровень удовлетворенности потребителей товарами, работами и услугами, производимыми субъектами предпринимательской деятельности.
Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации возлагает на органы исполнительной власти регионов проведение мониторингов состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг субъекта [2, 6].
В Республике Калмыкия сотрудниками БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий» с 2017 года проводится мониторинг, включающий в себя:
1) Оценку административных преград и состояния конкурентной среды для предпринимательской деятельности;
2) Изучение удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг на товарных рынках, а также состоянием ценовой конкуренции;
3) Оценку удовлетворенности предпринимателей качеством официальной информации о конкурентной среде на рынках товаров и услуг региона, а также деятельностью органа исполнительной власти по развитию конкуренции в регионе;
4) Мониторинг деятельности местных и региональных субъектов естественных монополий.
В данной статье мы изучим вопрос состояния конкурентной среды в Республике Калмыкия с точки зрения потребителей, проанализировав эмпирические данные, полученные в ходе массовых анкетных опросов населения в г. Элисте и районах республики. В 2021 году было опрошено 250 респондентов, в 2022 году - 276, в 2023 году - 207, в 2024 году -221 человек.
Большинство участников опроса представляют собой людей в возрасте от 35 до 64 лет (65,6%), также участвовали респонденты в возрасте от 25 до 34 лет (16,7%) и от 45 до 54 лет (19,0%). Группа потребителей старше 65 лет составила лишь 7,7%. (табл. 1).
Таблица 1
Распределение потребителей по гендерной и возрастной структуре (в % от опрошенных)
[1,3,4,5]
Возраст Мужчины Женщины Всего
от 18 до 24 лет 5,0 5,0 10,0
от 25 до 34 лет 8,1 8,6 16,7
от 35 до 44 лет 10,9 13,1 24,0
от 45 до 54 лет 7,7 11,3 19,0
от 55 до 64 лет 10,0 12,7 22,6
от 65 до 80 лет 2,7 5,0 7,7
Итого 44,3 55,7 100,0
В 2024 году 40,3% опрошенных не имеют детей, это ненамного меньше, чем в прошлом году. 17,6% опрошенных являются представителями многодетных семей, к примеру, в 2023 году процент респондентов, имеющих трех и более детей, был равен 13,0% (рис. 1).
47,2 Ш
43,5
40,3
29,7 29,2
19,9
23,6
12,5
я
14,3 15,8
26,2
23,2
16,7
13,0
17,6
Нет детей
1 ребенок
2 ребенка
3 и более
□ 2021 Ш2022 1=12023 1=12024
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос о наличии детей (в % от опрошенных) [1,3,4,5]
В опросах 2023 и 2024 гг. респондентам было предложено выбрать одно из утверждений, наиболее точно описывающее материальное положение их семьи (табл. 2). Как и в прошлом году, наиболее популярным вариантом ответа стал: «Нам хватает на еду и одежду, но
для покупки импортного холодильника или стиральной машины-автомат, нам пришлось бы копить или брать в долг/кредит» (52,0%). Это означает, что больше половины опрошенных не имеют возможности откладывать денежные средства. 17,2% опрошенных считают непозволительной роскошью покупку транспортного средства. Каждый десятый респондент не может позволить себе покупку однокомнатной квартиры, однако считает, что может позволить себе очень многое. Выбрали ответ «У нас достаточно денег на еду, но купить одежду для нас - непозволительная роскошь» 9,5%, не хватает денег даже на еду - 6,3%. И лишь 2,7% не испытывают никаких финансовых затруднений - при необходимости могут позволить себе купить квартиру или дом.
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос о материальном положении (в % от опрошенных) [5]
Какое из утверждений точнее всего описывает материальное положение Вашей семьи?
Нам не всегда хватает денег даже на еду 6,3
У нас достаточно денег на еду, но купить одежду для нас - серьезная проблема 9,5
Нам хватает на еду и одежду, но для покупки импортного холодильника или стиральной машины-автомат, нам пришлось бы копить или брать в долг/кредит 52,0
В случае необходимости мы можем легко купить основную бытовую технику и без привлечения заемных средств, но автомобиль для нас - непозволительная роскошь 17,2
Мы можем позволить себе очень многое, но в ближайшем будущем не смогли бы самостоятельно накопить даже на однокомнатную квартиру 12,2
У нас нет никаких финансовых затруднений. При необходимости мы сможем купить квартиру или дом 2,7
Во время опроса участникам предлагалось оценить наличие организаций на рынке товаров и услуг в регионе. Уровень удовлетворенности потребителей различных сегментов рынка определялся путем оценки с помощью категорий «достаточно», «мало», «нет совсем» и «затрудняюсь ответить».
В 2023 году более половины участников опроса признали несколько рынков, включая розничную торговлю, аптечные и медицинские услуги, образовательные услуги, детские дошкольные учреждения, транспортные услуги, информационные технологии и связь, развитыми в Республике Калмыкия. Однако, в 2024 году по мнению опрошенных развитие рынков упало до трех главных областей: аптечные и медицинские услуги (58,8%), розничная торговля (53,4%) и образовательные услуги (50,7%).
В предыдущем году достаточно развитыми респонденты отметили такие услуги, как ритуальные услуги, авторемонт, реализация сельхозпродукции, наружная реклама, образовательные услуги для детей и туристические услуги. К сожалению, в текущем году ни один из вышеупомянутых рынков не преодолел порог в 40%. Превысил данный порог только сектор дошкольного образования, составив 40,7% [4,5].
Согласно требованиям Федеральной антимонопольной службы удовлетворенность потребителей качеством товаров, работ и услуг на рынках субъектов Российской Федерации и состоянием ценовой конкуренции рассчитывается как среднее значение данных мониторинга по формуле: «(качество + цена + доступность) / 3». Изучение ответов участников на вопросы об удовлетворенности уровнем цен, качеством и выбором товаров и услуг показывает значительное разнообразие мнений.
В текущем опросе, лидером по качеству предоставляемых услуг является рынок общего образования, который получил наивысшее число позитивных оценок - 50,1%. На втором месте находится рынок розничной торговли (48,5%), а на третьем - рынок дошкольного образования
(46,0%). С другой стороны, наибольшее количество негативных оценок получили рынок медицинских услуг (44,3%), обращение с твердыми коммунальными отходами (41,5%), рынок услуг по перевозке пассажиров на автомобильном транспорте по муниципальным маршрутам (39,2%) и рынок розничной торговли лекарствами и медицинскими изделиями (табл.3).
Таблица 3
Распределение ответов потребителей относительно удовлетворенности качеством товаров, работ и услуг на рынках Республики Калмыкия и состоянием ценовой
конкуренции (в % от опрошенных) [5]
Наименование рынков Удовл. Скорее удовл. Скорее не удовл. Не удовл. Затр. ответить
Рынок услуг дошкольного образования 21,6 24,4 16,9 14,5 22,6
Рынок услуг детского отдыха и оздоровления 14,6 22,6 19,2 16,6 27,0
Рынок услуг дополнительного образования детей 16,4 26,5 17,9 13,4 25,6
Рынок услуг общего образования 17,2 32,9 16,4 12,7 20,8
Рынок услуг среднего профессионального образования 14,8 27,0 19,3 13,4 25,5
Рынок медицинских услуг 13 26,8 25,5 18,8 15,8
Рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами 16,3 29,3 22,6 15,8 16,0
Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ 11,3 22,2 16,6 17,0 32,9
Рынок социальных услуг 12,8 22,8 20,0 16,6 27,8
Рынок услуг в сфере культуры 14,8 29,9 18,3 12,1 25
Рынок ритуальных услуг 10,7 27,0 14,5 10,9 37,0
Рынок розничной торговли 14,3 34,2 18,4 11,8 21,2
Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Калмыкия 10,9 28,4 20,5 16,4 23,8
Рынок информационных технологий и услуг связи, в том числе услуг по предоставлению широкополосного доступа к интернету 15,7 29,7 20,5 11,3 22,8
Кроме того, в процессе изучения различных рынков и характеристик продукции на них было проведено ранжирование рынков на основе характеристик продукции по общим критериям ответов, то есть исключались ответы участников, которые не смогли выбрать или затруднились с ответом. Затем ответы участников на каждом из рынков были разделены на две группы - в разной степени удовлетворенных и неудовлетворенных (совокупность ответов «удовлетворен» и «скорее удовлетворен»; «не удовлетворен» и «скорее не удовлетворен»). Доли рынков были впоследствии оценены по двум основным критериям отдельно. В лидеры по качеству, ценообразованию и возможности выбора вошли рынки с наибольшей долей положительных ответов участников, в то время как аутсайдеры представляли рынки с наибольшим числом негативных ответов.
По уровню недовольства потребителей характеристиками продукции (товаров, работ, услуг), неудовлетворение населения в отношении качества, цен и выбора товаров и услуг в целом сфокусировано на трех рынках: медицинские услуги, услуги по перевозке пассажиров на автобусах по муниципальным маршрутам и обращение с твердыми коммунальными отходами. Определение лидеров и аутсайдеров основано на общем количестве ответов «удовлетворен» и «скорее удовлетворен»; «не удовлетворен» и «скорее не удовлетворен».
Как и в предшествующие два года, рынок медицинских услуг входит в число аутсайдеров рейтинга. Вероятно, это связано с нехваткой специалистов узкого профиля и ограниченностью услуг, предоставляемых республиканскими поликлиниками. Преимущественно негативных оценок по двум из трех параметров заслужил рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Лидером по количеству положительных отзывов по трем характеристикам, как и в 2022 и 2023 годах, стал рынок услуг общего образования. На втором и третьем месте с небольшим отрывом следуют рынок услуг розничной торговли и рынок услуг дошкольного образования. В отношении двух из трех критериев предоставляемых услуг - положительные отзывы превалируют над негативными на рынках услуг в сфере культуры, услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами, а также информационных технологий и услуг связи, включая услуги по предоставлению широкополосного доступа к интернету (табл. 4).
Таблица 4
Ранжирование рынков-лидеров и аутсайдеров по критериям, характеризующим продукцию (товары, работы, услуги) на рынках региона [5]
Место Качество Уровень цен Возможность выбора
Лидеры
1 Рынок услуг общего образования Рынок услуг общего образования Рынок услуг общего образования/ Рынок розничной торговли
2 Рынок розничной торговли Рынок услуг дошкольного образования Рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами
3 Рынок услуг дошкольного образования Рынок услуг в сфере культуры Рынок информационных технологий и услуг связи, в том числе услуг по предоставлению широкополосного доступа к Интернету
Аутсайдеры
1 Рынок медицинских услуг Рынок медицинских услуг Сфера обращения твердых коммунальных отходов
2 Сфера обращения твердых коммунальных отходов Рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автотранспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок/ Рынок медицинских услуг
Место Качество Уровень цен Возможность выбора
3 Рынок социальных услуг Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автотранспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок Рынок услуг детского отдыха и оздоровления
Исходя из результатов опроса среди населения, можно сделать вывод, что потребители, так же, как и в предыдущем году, остаются удовлетворены уровнем качества, ценовой политикой и вариантами выбора на большинстве ключевых региональных рынков.
Большинство респондентов считают, что рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами, рынок розничной торговли и рынок услуг общего образования достаточно развиты в части количества организаций, представляющих продукцию. Однако, нехватку предложения испытывают следующие рынки: медицинских услуг, услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, услуг в сфере культуры, услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, информационных технологий и услуг связи, в том числе услуг по предоставлению широкополосного доступа к интернету.
По степени неудовлетворенности потребителей характеристиками продукции недовольство населения сосредоточено по критериям «качество», «уровень цен» и «возможность выбора» вокруг следующих рынков: медицинских услуг, услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам, а также сферы обращения твердых коммунальных отходов.
Наибольшее количество положительных отзывов было получено от рынка услуг общего образования, рынка услуг розничной торговли и рынка услуг дошкольного образования. Также положительная обстановка была отмечена в сфере культуры, услуг розничной торговли, лекарственных препаратов, медицинских изделий и сопутствующих товаров, а также в информационных технологиях и услугах связи, включая услуги широкополосного доступа к интернету. Что касается широкополосного доступа к интернету, то появление новых провайдеров привело к снижению стоимости подключения и абонентской платы.
В большей степени респондентов устраивает стоимость услуг образовательных организаций, в том числе общее, дошкольное и дополнительное образование.
Как и в предыдущем году, все больше потребителей выражают беспокойство по поводу роста цен на товары и уменьшения количества предприятий. Опрошенные также все чаще признают необходимость контроля за ростом цен, создания условий для увеличения числа предпринимателей и обеспечения качества производимой и продаваемой продукции.
Список литературы
1. Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Республики Калмыкия в 2021 году». URL: https://plan.fas.gov.ru/media/ckeditor/uploads/2022/10 /31/vpakce.pdf (дата обращения: 12.05.2024).
2. Единая методика мониторинга состояния и развития конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации: Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minekonomrazvitiia-rossii-ot-11032020-n-130/edinaia-metodika-monit oringa-sostoianiia-i/ (дата обращения: 15.05.2024)
3. Манцаева А.А., Бадмаева К.В., Тютеева А.Л. Организация и проведение социологического опроса при определении уровня жизни населения. Опрос [проводился в 2022 г. в г. Элисте и 13 районах республики, выборка 276 респондентов] / Ин-т комплек. Исслед. арид. территорий // Архив отдела экономических исследований.
4. Манцаева А.А., Бадмаева К.В., Тютеева А.Л. Организация и проведение социологического опроса при определении уровня жизни населения. Опрос [проводился в
2023 г. в г. Элисте и 13 районах республики, выборка 207 респондентов] / Ин-т комплек. Исслед. арид. территорий // Архив отдела экономических исследований.
5. Кевельдженов М.В., Бадмаева К.В., Тютеева А.Л. Организация и проведение социологического опроса при определении уровня жизни населения. Опрос [проводился в
2024 г. в г. Элисте и 13 районах республики, выборка 221 респондент] / Ин-т комплек. Исслед. арид. территорий // Архив отдела экономических исследований.
6. Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. № 768-р: Офиц.сайт. URL:http://static.government.ru/media/files/RAVRsYv2sg0XHCLhfgUFchxAURxQ75 vZ.pdf (дата обращения: 15.05.2024).
DOI: 10.24412/2071-7830-2024-148-20-27 ТЮТЕЕВА А.Л.
ДОСТУПНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ В РЕГИОНЕ НА ПРИМЕРЕ
РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
БНУРК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия, amulang1995@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается проблема доступности финансовых услуг населению Республики Калмыкия. Для определения степени финансовой доступности был проведен анализ эмпирических данных, полученных после опроса жителей региона. Для оценки уровня удовлетворенности респондентам были заданы вопросы о различных финансовых услугах, осуществляемых на территории Республики Калмыкия. В качестве критериев были использованы такие показатели, как количество финансовых организаций, частота использования услуг, а также степень удовлетворенности от использования той или иной услуги или посещения организаций.
Ключевые слова: финансовая доступность, финансовые услуги, банковский сектор, Республика Калмыкия, закредитованность.
Доступность финансовых услуг жителям регионов Российской Федерации является острым вопросом последних лет. С одной стороны, развитие банковской инфраструктуры в целом, но и более выгодным условиям, а также удобству использования для клиентов. С другой стороны, несмотря на скорость цифровизации и рост финансовой доступности, существуют множество преград, с которыми сталкиваются жители городов и малонаселенных пунктов.
Для начала необходимо понять значение термина «финансовая доступность». Одним из определений финансовой доступности является полноценный доступ к базовому набору финансовых услуг всего населения страны и малого и среднего бизнеса. В базовый набор финансовых услуг входят: страхование, кредитование, формирование сбережений (включая индивидуальный инвестиционный счет), а также платежные услуги [7].
В определении, используемом Глобальным партнерством «Группы двадцати» для расширения доступа к финансовым услугам, «доступность финансовых услуг -это состояние, при котором все взрослое население трудоспособного возраста, включая лиц, не охваченных в настоящее время финансовой системой, имеет реальный доступ к следующим финансовым услугам, оказываемым официальными учреждениями: кредитование, сбережения (в широком определении, включая текущие счета), осуществление платежей и страхование. «Реальный доступ» подразумевает удобное и ответственное предоставление