Научная статья на тему 'Результаты мониторинга удовлетворенности потребителей качеством товаров и услуг на товарных рынках и состоянием ценовой конкуренции в Республике Калмыкия'

Результаты мониторинга удовлетворенности потребителей качеством товаров и услуг на товарных рынках и состоянием ценовой конкуренции в Республике Калмыкия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мониторинг / потребители / ценовая конкуренция / услуги / продовольственные рынки / непродовольственные рынки / массовый опрос. / monitoring / consumers / price competition / services / food markets / non-food markets / mass survey.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Деликова Т. Г., Манцаева А. А.

В данной статье представлены результаты социологических опросов населения Республики Калмыкия в 2017-2019 гг., в задачи которых входила оценка удовлетворенности потребителей качеством товаров и услуг и ценовой конкуренцией на рынках республики. Среди главных тенденций 3х прошедших лет потребители отмечают:повышение цен на рынках розничной торговли, фармацевтических услуг, услуг связи, дошкольного и дополнительного образования; качество товаров и услуг в большинстве случаев не меняется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF MONITORING THE SATISFACTION OF CONSUMERS WITH THE QUALITY OF GOODS AND SERVICES IN THE COMMODITY MARKETS AND THE STATE OF THE PRICE COMPETITION IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA

This article presents the results of sociological surveys of the population in the Republic of Kalmykia in 2017-2019. The tasks of the surveys included assessing customer satisfaction with the quality of goods and services and price competition in the markets of the republic. Among the main trends of the past 3 years, consumers note: price increases in the markets of retail trade, pharmaceutical services, communication services, preschool and additional education; the quality of goods / services in most cases does not change

Текст научной работы на тему «Результаты мониторинга удовлетворенности потребителей качеством товаров и услуг на товарных рынках и состоянием ценовой конкуренции в Республике Калмыкия»

ЭКОНОМИКА

DOI: 10.24411/2071-7830-2019-10001 ДЕЛИКОВА Т.Г., МАНЦАЕВА А.А.

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАЧЕСТВОМ ТОВАРОВ И УСЛУГ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ И СОСТОЯНИЕМ ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

Аннотация: В данной статье представлены результаты социологических опросов населения Республики Калмыкия в 2017-2019 гг., в задачи которых входила оценка удовлетворенности потребителей качеством товаров и услуг и ценовой конкуренцией на рынках республики. Среди главных тенденций 3-х прошедших лет потребители отмечают:повышение цен на рынках розничной торговли, фармацевтических услуг, услуг связи, дошкольного и дополнительного образования; качество товаров и услуг в большинстве случаев не меняется.

Ключевые слова: мониторинг, потребители, ценовая конкуренция, услуги, продовольственные рынки, непродовольственные рынки, массовый опрос.

Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации [1], разработанный во исполнение пункта 2 раздела III плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» [2], возлагает на органы исполнительной власти регионов проведение мониторингов состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг субъекта.

В Республике Калмыкия подобное исследование с 2017 года проводится сотрудниками Института комплексных исследований аридных территорий и включает в себя:

- мониторинг административных барьеров и оценки состояния конкурентной среды субъектами предпринимательской деятельности;

- мониторинг удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг на товарных рынках и состоянием ценовой конкуренции;

- мониторинг удовлетворенности субъектов предпринимательской деятельности качеством (уровнем доступности, понятности и удобства получения) официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона и деятельности по содействию развития конкуренции в регионе, размещаемой органомисполнительной власти;

- мониторинг деятельности субъектов естественных монополий локального и регионального уровня;

- мониторинг качества информации, размещаемой в открытом доступе, о деятельности негосударственных организаций, оказывающих услуги в различных сферах.

В данной статье мы изучим вопрос состояния конкурентной среды в Республике Калмыкия с точки зрения потребителей, проанализировав эмпирические данные, полученные в ходе массовых анкетных опросов населения в г. Элиста и районах республики (в 2017 году было опрошено 198, в 2018 - 252, а в 2019 - 213 человек).

Социально-демографическая характеристика выборочного массива

Гендерный и возрастной состав участников опросаиз года в год практически не меняются (табл. 1). Среди всех опрошенных в среднем мужчины составляют 35%, женщины - 65%, как главные потребители товаров и услуг [3,4].

Таблица 1.

Распределение респондентов по полу и возрасту, в процентах (минимальное и максимальное значение за три года)

от 18 до 35 от 36 до 50 старше 50

Мужчины 36,7-42,0 36,2-40,5 20,8-22,8

Женщины 32,7-34,3 34,3-39,7 27,1-31,3

Как правило, две трети респондентов имеют высшее профессиональное образование, что вполне коррелирует с их социальным статусом: от 70 до 74% опрошенных имеют оплачиваемую работу, процент безработных колеблется в пределах 8,1%-9,1%, остальные респонденты заняты в домашнем хозяйстве, пенсионеры и студенты.

Почти 80% опрошенных имеют детей, причем число детей распределено примерно одинаково (табл. 2). Среднемесячные доходы на каждого члена семьи чаще всего (80,5-84,1%) не превышают 15 тысяч рублей (табл. 2).

Таблица 2.

Распределение ответов на вопросы о наличии детей и материальном положении, в процентах

(среднее значение за три года)

Есть ли у Вас дети? Какой примерно среднемесячный доход в расчете на одного члена вашей семьи?

Нет детей 23,1 До 7 тыс. рублей 31,6

1 ребенок 24,9 От 7 до 15 тыс. рублей 50,7

2 ребенка 26,7 От 15 до 20 тыс. рублей 14,7

3 и более детей 25,2 Свыше 20 тыс. рублей 3,4

Основные результаты социологического опроса населения Ежегодно потребителям в первую очередь предлагается оценить широту выбора компаний, предоставляющих различные товары и услуги на территории Республики Калмыкия. Анализ полученных результатов показал, что за последние три года предложение на рынке не претерпело существенных изменений (табл. 3): практически удовлетворены потребности жителей республики в услугах розничной торговли, связи и фармацевтики.С определенным дефицитом сталкиваются потребители услуг дошкольного образования и пассажирских перевозокна межмуниципальных маршрутах. Более серьезный дефицит наблюдается в сферах дополнительного образования детей, медицинских услуг, жилищно-коммунального хозяйства, социального обслуживания населения и услуг культуры. Острую нехватку предложения испытывают рынки услуг детского отдыха и оздоровления, психолого-педагогического сопровождения детейс ограниченными возможностями здоровья.

Таблица 3.

Средняя оценка респондентами достаточности количества поставщиков товаров/услуг на рынках в 2017-2019 годах

Рынок товаров/ услуг Избыточно Достато Мало Нет

много чно совсем

Рынок услуг дошкольного образования 0,9 59,2 31,8 8,1

Рынок услуг детского отдыха и оздоровления 0,9 18,2 54,6 26,3

Рынок услуг дополнительного образования детей 0,8 37,8 52,7 8,7

Рынок медицинских услуг 0,5 28,6 66,6 4,3

Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения 0,0 10,3 54,3 35,4

детей с ограниченными возможностями здоровья

Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства 3,7 33,7 51,1 11,5

Розничная торговля 18,7 68,2 11,8 1,4

Рынок фармацевтических услуг 9,4 67,0 17,7 5,8

Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом 7,0 38,5 37,6 16,9

на межмуниципальных маршрутах

Рынок услуг связи 5,6 74,0 19,0 1,4

Рынок услуг социального обслуживания населения 0,0 32,8 54,6 12,7

Рынок услуг в сфере культуры 0,6 29,3 58,9 11,3

На вопрос о том, как изменилось количество продавцов товаров/поставщиков услуг на обозначенных рынках за последние 3 года, сами потребители отвечали, что в основном росло число организаций розничной торговли, фармацевтических услуг, дошкольного образования. Преимущественно стабильно количество организаций по предоставлению услуг в сфере детского отдыха, ЖКХ и культуры. При этом респонденты обращают внимание на снижение количества поставщиков на рынках медицинских услуг и пассажирских перевозок.

С целью выявления отношения потребителей к ценообразованию и ценовой конкуренции на исследуемых рынках был задан вопрос об удовлетворенности уровнем цен. В результате наилучшая

ситуация была отмечена на рынке связи (в среднем 50,4% удовлетворены уровнем цен). Напротив, потребители не удовлетворены ценами на медицинские услуги (66,7%), услуги сферы ЖКХ (63,9%), услуги межмуниципального транспорта (52,0%), фармацевтические услуги (51,2%), услуги детского отдыха (48,8%).

Анализ ответов респондентов относительно качества товаров/услуг демонстрирует значительную вариацию оценок. Лидером по качеству стал рынок услуг: больше удовлетворенных, чем неудовлетворенных качеством услуг розничной торговли, фармацевтических услуг и услуг связи. С другой стороны, большая доля потребителей, недовольных качеством услуг, выявлена на рынках медицинских услуг (66,3%), услуг ЖКХ (58,3%) и межмуниципального транспорта (54,0%).

Потребители преимущественно отрицательно оценили возможность выбора на рынках медицинских услуг, услуг ЖКХ, межмуниципального транспорта, а также услуг детского отдыха.

Недостаточность конкуренции часто находит отражение в росте уровня цен на товары и услуги. Больше половины опрошенных отмечают, что в Республике Калмыкия цены на непродовольственные товары и продукты питания выше, чем в других регионах(рис. 1). Несколько снизилась доля тех, кто считает уровень цен на услуги ЖКХ (с 54,1% до 40,3%) и медицинские услуги (с 52,0% до 43,6%) в Республике Калмыкия более высоким по сравнению с другими регионами. Напротив, резко возросла напряженность восприятия уровня цен на услуги психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья с 3,1% до 12,9%. По остальным рынкам заметных изменений не обнаружено.

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «На какие товары и (или) услуги, по Вашему мнению, цены в Республике Калмыкия выше по сравнению с другими регионами?»

Вместе с тем более глубокая проработка данного вопроса обнаружила вариацию ответов в зависимости от места проживания респондента. Так, относительно более высокий уровень цен на продукты питания отмечает большинство потребителей Ики-Бурульского, Лаганского, Черноземельского, Юстинского, Яшалтинского и Яшкульского районов, тогда как в Кетченеровском и Целинном районах гораздо ниже доля тех, кто выбрал эту позицию в ответах.

В ходе опроса респондентами оценивалось качество услуг субъектов естественных монополий в их населенном пункте. Потребители в целом довольны качеством услуг газо- и электроснабжения. Преимущественно удовлетворительных оценок заслужили теплоснабжение и проводная телефонная связь. Однако по услугам водоснабжения, водоотведения и водоочистки наблюдается большая доля неудовлетворительных оценок (табл. 4). При этом общая картина за последние три года практически не изменилась.

Таблица 4.

Оценка респондентами качества услуг субъектов естественных монополий

Водоснабже ние, водоотведен ие, % Водоочист ка, % Газоснаб жение, % Электросна бжение, % Теплосна бжение, % Проводная телефонная связь, %

Удовлетворительно 38,7 16,7 72,6 65,9 40,2 40,1

Неудовлетворительно 49,3 59,9 17,5 26,5 28,3 25,1

Затрудняюсь ответить 12,1 23,4 9,8 7,7 31,5 34,7

Удовлетворенность качеством информации о деятельности негосударственных организаций в социально значимых сферах, находящейся в свободном доступе, варьирует в зависимости от рынка. Наибольшее число положительных оценок ежегодно выявляется на рынках связи (53,5%), дошкольного и дополнительного образования детей (37,6%), культуры (37,7%). В то же время остается много недовольных качеством информации о деятельности организаций сферы ЖКХ (46,0% неудовлетворительных оценок), медицины (50,7%) и транспорта (45,5%).

Следует отметить, что несколько возрос процент удовлетворенных качеством информации о деятельности организаций в сфере детского отдыха (на 15,5%) и социального обслуживания населения (на 5,9%).

£3 Удовлетворительное Ш Неудовлетворительное

Дошкольное образование-

Детский отдых и оздоровление-

Дополнительное образование^ детей

Медицина""

Жилищно-коммунальное хозяйство-!

Психолого-педагогическое сопровождение детей с_ ограниченными возможностями здоровья ^

Транспорт-

Связь-

Социальное о^служивание_ населения :

Культура-

Рис. 2. Оценка качества информации, размещаемой в открытом доступе, о деятельности негосударственных организаций в Республике Калмыкия, оказывающих услуги в различных сферах

Общие выводы

Опросы потребителей Республики Калмыкия, проведенные в 2017-2019 гг. не выявили заметных изменений в удовлетворенности качеством товаров, работ и услуг и состоянием ценовой конкуренции на рынках.

Значительную нехватку предложения испытывают рынки услуг детского отдыха и оздоровления, психолого-педагогического сопровождения детейс ограниченными возможностями здоровья,медицинских услуг,жилищно-коммунального хозяйства, социального обслуживания населения и услуг культуры.

Наиболее благоприятна потребительская характеристика уровня цен на рынке услуг связи. Напротив, потребители резко не удовлетворены ценами на медицинские услуги, услуги сферы ЖКХ, услуги межмуниципального транспорта, фармацевтические услуги, услуги детского отдыха

Лидером по качеству является рынок услуг в целом. Больше удовлетворенных, чем неудовлетворенных качеством услуг розничной торговли, фармацевтических услуг и услуг связи. Все также большая доля потребителей недовольна качеством услуг на рынках медицинских услуг, услуг ЖКХ и межмуниципального транспорта.

Сужение возможностей выбора отмечается на рынках медицинских услуг, услуг ЖКХ, межмуниципального транспорта, а также услуг детского отдыха.

Большинство опрошенных отмечают, что в Республике Калмыкия цены на непродовольственные товары, услуги ЖКХ, медицинские услуги и продукты питания выше, чем в других регионах. При этом доля тех, кто считает уровень цен на услуги ЖКХ в Республике Калмыкия более высоким по сравнению с другими регионами несколько снизилась.

Среди главных тенденций 3-х прошедших лет потребители отмечают:

- повышение цен на рынках розничной торговли, фармацевтических услуг, услуг связи, дошкольного и дополнительного образования;

- качество товаров/услуг в большинстве случаев не меняется, но на отдельных рынках - снижается. Это рынки медицинских услуг, услуг ЖКХ и межмуниципального транспорта;

- улучшение возможностей выбора произошло на рынках фармацевтических услуг, розничной торговли, услуг дошкольного и дополнительного образования детей.

Потребители недовольны качеством информации о деятельности организаций сферы ЖКХ, медицины, транспорта и детского отдыха.

В отношении качества услуг субъектов естественных монополий сохраняется большая доля негативных оценок в сферах водоснабжения, водоотведения и водоочистки.

1. Стандартразвития конкуренции в субъектах РФ: Распоряжение Правительства РФ от 5 сентября 2015 г. N 1738-р [Электронный ресурс]. URL: https:// base.garant.ru/71179344/ (дата обращения 08.09.2019 г.).

2. Планмероприятий ("дорожная карта") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики": Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2579-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 23 декабря 2014 г. N 2664-р) [Электронный ресурс]. URL: https:// base.garant.ru/ 70292784/ (дата обращения 08.09.2019 г.).

3. Барлетта, М. Как покупают женщины [пер. с англ. Н. Г. Владимирова]. М.: Вершина, 2006. 263 с.

4. Маркетинговые исследования потребителей медицинских и фармацевтических товаров и услуг / Н. Б. Дремова, С. В. Соломка, В. Ф. Дзюба, М. М. Холявина // Новая аптека. 2011. № 4. С.34-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.